план по самообразованию на 2024-25г

Ольга Игоревна Хорольская

Долгосрочный проект "Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством русской – народной сказки и через малые жанры фольклора"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya_2024.docx42.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 15 «Нэбзый»

План

по самообразованию воспитателя

1-младшей  группы № 1

«Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством русской – народной сказки и через малые жанры фольклора»

на 2024-2025 гг.

Воспитатель:

Хорольская Ольга Игоревна

пгт. Яблоновский 2024

Пояснительная записка

 

Актуальность проекта: Детский фольклор обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир — яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Он соседствует с миром взрослых, но не подвластен ему и живет по своим законам в соответствии со своим ведением природы и человеческих отношений. Дети с живым интересом вглядываются в жизнь взрослых и охотно заимствуют их опыт, но видоизменяют и выкраивают приобретенное. Мысль детей связана с конкретными образами — в этом ключ к тайнам детского художественного творчества. Особенности детской психики, мышления определили отбор произведений детского фольклора.

Фольклор для детей созданный взрослыми включает в себя колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказочки. Это область народного творчества представляет собой одной из средств народной педагогики. Г.С. Виноградов писал: «У народа были и есть известные представления, взгляды на жизнь, на воспитание и обучение появляющихся новых поколений, цели и задачи воспитания и обучения их, известны средства и пути воздействия на юные поколения совокупность и взаимозависимость их и дают, что следует назвать народной педагогикой».

Поэзия пестования, материнская поэзия открывается колыбельными песнями, назначение которых убаюкать, усыпить младенца. Когда ребенок начинает понимать речь, узнавать близких, его забавляют песенками и короткими стишками-пестушками. Их назначение — вызвать у ребенка радостные, бодрые эмоции. За ними следуют потешки-стишки и стихи к первым играм с пальцами, ручками, ножками. Поздним наступает черед прибауток-песенок и стихов, интересных, прежде всего своим занятным содержанием, затем сказок.

Содержание небольших произведений народного поэтического творчества многоплановое. В потешках и песенках оживают явления природы («Ночь пришла, темноту привела», «Солнышко-ведрышко», «Обогрело телят, ягнят и еще маленьких ребят», на небе появилась радуга-дуга «высока и туга»), действуют животные (кисонька-мурысонька, курочка-рябушечка, сорока-белобока и многие другие персонажи). Описание их не только поэтично, но и образно: курочка-рябушечка идет на реку за водичкой — цыпляток поить; кисонька — мурысонька едет на мельницу, чтобы испечь прянички; сорока-белобока кашку варит — деток кормить; котик идет на торжок и покупает пирожок; заинька горенку метет и т.д. Персонажи трудолюбивы, ласковы и заботливы: собачка не лает, чтобы деток не пугать, а котик качает люлечку, баюкает младенца и т.д.

         Большое внимание уделяю русской народной сказке, которая помогает детям разобраться, что хорошо,  а что плохо, отличить добро и зло, получить информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества, расширить кругозор, развить речь, фантазию, воображение, а также духовно-нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость.

Особую значимость фольклор представляет в первые дни жизни малыша в детском саду. Маленький ребёнок в период адаптации скучает по дому, маме, не способен к общению с другими детьми и потому находится в угнетённом состоянии. Потешка помогает устанавливать первоначальный контакт воспитателя с малышами. Правильно подобранная потешка, помогает погасить в малыше отрицательные эмоции, пробудить чувство симпатии к пока ещё чужому для него человеку. В общем, отвлечься и успокоиться.

Для выполнения этих задач подобрала серию потешек, пестушек, попевок, прибауток. При подборе обращала внимание на то, чтобы они были просты, коротки, с чётким ритмом, побуждали к действию, движениям. Они удовлетворяют рано возникающую у ребёнка потребность в художественном слове, в ритмических движениях.

Каждый знает, что проведение некоторых режимных процессов вызывает у малышей отрицательное отношение. И вот, для того чтобы дети умывались, ели, раздевались, готовясь ко сну, с удовольствием, я решила прибегнуть к потешкам. Так, во время умывания использую потешку «Чистая водичка, моет Ане личико»». Ритмичные слова вызывают у ребят радость, они с удовольствием подставляют руки под струю воды. А некоторые самостоятельно пытаются подтянуть рукавчики.

Потешка способна корректировать поведение детей, создавать у них хорошее настроение. Вот почему стараюсь, чтобы потешка сопутствовала всей жизни малышей, настраивала их на мажорный лад. Помогает потешка и в процессе кормления. Чтобы вызвать у детей желание есть, произношу: «Умница Катенька, ешь кашку сладеньку, вкусную, душистую».

Одевание — сложный режимный процесс. Малыши не умеют и не любят одеваться сами, отвлекаются. И вот, для того чтобы дети быстрее осваивали навыки, необходимые для одевания, мы вместе с няней проговариваем потешку: «Вот они — сапожки».

Использую потешки как средство обогащения словаря детей новыми словами, выражениями. Вслушиваясь в напевность, ритмичность и образность народного языка, ребёнок не только овладевает речью, но и приобщается к красоте и самобытности русского слова.

Благодаря простоте и мелодичности звучания потешек дети, играя, легко запоминают их, вводят в свою речь. Например, во время кормления кукол приговаривают: “Умница, Катенька, ешь кашку сладеньку”.

Потешки воспитывают у детей уважение к старшим, дружелюбие. Так, ласковость и доброжелательность потешек вызывают у малышей чувство сопереживания сверстникам. Упавшего поднимают, приговаривает: “Не плачь, не плачь, куплю калач”.

Напеваю колыбельную, а дети подпевают, делают имитационные движения: баюкают, сложив руки на груди. Малыши не только слушают песенки, которые мы поем, но и сами поют куклам — и про кота-воркота, и про гулей, про серого волка, приучая ухо к интонационному строю родной речи.

В режимных моментах использую   фольклорные подвижные игры: «У медведя во бору», «Выпал беленький снежок», «Жмурки» и др.

Известно, что созданию положительного эмоционального настроя в детском коллективе, а также развитию речи, расширению кругозора способствуют и развлечения. Когда у детей накопился опыт слушания и осмысленного восприятия потешек, я стала подбирать более сложный материал для развлечения ребят. Любимое развлечение малышей — “Дочка моя — куколка”. Дети укладывали кукол спать под русскую колыбельную “Катенька, баю, бай”, учили их ходить и ритмично приговаривали ходушку.

Таким образом, целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в первой младшей группе позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.

Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития речевых навыков. Поэтому необходимо как можно шире использовать его воспитание детей.

Быстротечность и значимость первых лет жизни ребенка предъявляют особые требования педагогу, работающему с детьми раннего возраста, а именно: он должен хорошо знать возрастные особенности детей, видеть индивидуальность каждого малыша, прогнозируя «зону ближайшего развития» (Л.С. Выгодский). Все это позволит дать многое малышам в плане их умственного развития. Педагог должен знать, что дети младшего возраста имеют неповторимые особенности в общем развитии и учитывать это при организации и методики ознакомления с народной поэзией.

Цель проекта: Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством русской – народной сказки и через малые жанры фольклора

Задачи проекта:

                     Вызвать интерес к устному народному творчеству и помочь детям успешно войти в мир сказок, прибауток, с использованием различных методов и приёмов.

                     Развивать познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.

                     Воспитывать у детей чувство любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду.

                    Воспитывать на основе устного народного творчества положительного

отношения к совместной деятельности в режимных моментах.

 

Работа с родителями:

                     Приобщать родителей к процессу формирования представлений о русском народном творчестве у детей раннего возраста средствами русской – народной сказки и через малые жанры фольклора.

 

Участники проекта: воспитатели, воспитанники, родители.

 

Сроки реализации проекта: долгосрочный, в течение 2024- 2025 учебного года.

 

Этапы проекта:

Этапы проекта

Мероприятия

Участники

Основной этап

(сентябрь)

- Организация игрового взаимодействия.

- Выставка книг с различными жанрами фольклора.

- Чтение и рассматривание иллюстраций.

 - Организация режимных моментов с использованием фольклорных произведений.

Воспитатели, воспитанники

В течение года

- Создание развивающей игровой среды в группе на основе фольклорных произведений.

-Деятельность в соответствии с планированием.

Воспитатели, дети

(перспективный план)

 

Работа с родителями

В течение года

- Проведение индивидуальных и подгрупповых консультаций.

- Привлечение родителей к созданию игровой среды в группе, периодично меняя содержание уголков.

-Проведение родительского собрания.

Предоставление фото и видео материала.

Воспитатели, родители

 

Результативный

(май)

- Анализ, обобщение результатов проекта. Музыкально-театральное развлечение

Фото и видео материал «Говорушки».

 Воспитатели, родители.

 

 

Для достижения эффективности формирования речевых навыков и умений у детей 1 младшей группы был разработан перспективный план совместной деятельности с использованием малых жанр фольклора, сказок, дидактических игр, игровых упражнений.


Месяц


Совместная деятельность

Сентябрь

Беседа: «Поведение за столом», «Можно ли драться?», «Мои любимые игрушки», «Мой детский сад», «Наша группа»

Пальчиковые игры: «Нежно гладим мы зверят» (текст А. В. Головчак) «Ладушки», «Сорока Белобока», «Петушок, Петушок, золотой гребешок», «Идёт коза рогатая», ««Два маленьких кузнечика» «Где мои игрушки»,

Чтение потешек, песенок: «Наша Маша маленька», «Катя-Катя маленька», «Заинька попляши», «Солнышко вёдрышко», «Петушок».  «Водичка, водичка…», «По кочкам, по кочкам», «Кошка брысь, кошка брысь», «Баю – баюшки -  баю», «Большие ноги», «Три – та - та». «Сорока, сорока».

Чтение художественной литературы: Русские народные сказки; «Колобок» «Курочка Ряба», В.Берестов «Курица с цыплятами», Г.Лагздынь «Зайка, зайка, попляши», Е.Чарушин «Курочка»

 

Театры: настольный, резиновых игрушек, на фланелеграфе, пальчиковый, «Би – Ба – Бо», масок.

 «Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок»

Дидактические игры: «Шнуровка», «Застегни - расстегни», «Принеси, что покажу», «Покажи такой – же», «Где спрятался котёнок», «Собери пирамидку», «Найди игрушку», 

Подвижные игры и игровые упражнения«Догони мяч», «Принеси мяч», «Доползи до игрушки», «Догони собачку», «Пройди по дорожке», «Идите (бегите) ко мне», «Догони мяч», «Прокати мяч», «Поймай мяч».

 С/Р игры и игровая ситуация: «Кормим куклу» «Угощаем куклу Катю», «К нам пришли гости», «Катя кушает», «Положим куклу Машу спать», «Маша готовит обед», «Готовим праздничное чаепитие».

Практические упражнения: «Моем ручки», «В гостях у Мойдодыра», «Аккуратные зайчата», «Полотенце пушистое», «Ложка за ложкой», «Нос умойся», «За столом», «Чистые ладошки», «Собираемся на прогулку», «Зеркало», «Чистые щёчки».

Подвижные игры: «Бегите ко мне», «Догони мяч», «Прокати мяч», «Поймай мяч», «Солнышко и дождик», «Наседка и цыплята», «Поезд»,

Прослушивание детских песенок в а/записи: «Детские песенки для самых маленьких»

Октябрь

Беседа: «Опрятный, аккуратный, воспитанный», «Моя семья», «Моя дружная семья», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Можно ли ломать игрушки?», «Что я видел по дороге, идя в детский сад»               

Пальчиковые игры: «Гном Аркашка», «Шалун», «Детки», «Пальчики», «Комарик», «Человечек», «Сорока - белобока», «Моя семья», «Пальчики здороваются», «Наш малыш», «Мы капусту рубим - рубим»

Чтение потешек, песенок: «Котик, котик», «Жили у бабуси». Мыши водят хоровод», Антошка», «Еду, еду, к бабе, деду», «Кошка брысь, кошка брысь», «Баю – баюшки -  баю», «Большие ноги», «Три – та - -та». «Пальчик – мальчик»

Чтение художественной литературы: «Колобок, Курочка Ряба», «Репка», 

 К. Чуковский «Цыплёнок»

Театры: настольный, резиновых игрушек, на фланелеграфе, пальчиковый, «Би – Ба – Бо», масок.

 «Колобок», «Курочка Ряба», «Репка»,

Дидактические игры: «Шнуровка», «Застегни - расстегни»«Подбери пару», «Разрезные картинки», «Мозаика», «Одень куклу Катю», «Кто как кричит», «Узнай по звуку», «Кто позвал?», «Большой – маленький», «Чего не стало?», «Чудесный мешочек», «Назови, кто это?», «Дружная семья».

Подвижные игры и игровые упражнения«Принеси игрушку» «Поднимай ноги выше», «К куклам в гости», «Бегите ко мне»

«Перелезь через бревно», «Веселые платочки», «Игры – забавы с механическими и музыкально – заводящими игрушками», «Сделай как я», «Лови мяч». «Принеси игрушку», «Ходит Ваня», «Топ, топ ножка», «Каравай» «Где – же, где – же, наши детки?»

С/Р игры и игровая ситуация: «Пришли гости», «Собери Машу на прогулку», «Маша обедает», «Наша Маша маленька», «Дом»,«Семья на прогулке», «Маша обедает», «Маша готовит обед».

Практические упражнения: «Мойдодыр», «Собираем игрушки», «Собираемся на прогулку», «Послушная ложка», Послушные пуговицы», «Самые аккуратные»

Прослушивание детских песенок в а/записи: «Антошка», «Песенка мамонтенка», «Песенка крокодила Гены», « Голубой вагон», «Улыбка»,  « В траве сидел кузнечик», « Колыбельная медведицы», « Кабы не было зимы»,  « Спят усталые игрушки».

Ноябрь

Беседа: «Что делать нельзя», «Осторожно, гололёд», «Вечер загадок о домашних животных», «Научим Мишку как вести себя правильно»,

Пальчиковые игры: «Дикие животные» «Моя семья», «Этот пальчик бабушка», «Апельсин», «Котёнок мамочку зовёт», «Падал снег на порог», «Компот», «Идёт коза рогатая», «Рыбки плавали в пруду», «Би – би – би гудит машина»

Чтение потешек, песенок: «Ладушки», «Пальчик – мальчик», «Петушок», «Пошёл котик на Торжок», «Калинка малинка», «Жили у бабуси», «Тень, тень, потетень», «Котик котик», «Баю бай, Баю бай»

Чтение художественной литературы: «Колобок», «Курочка Ряба», «Репка», В.Сутеев «Цыплёнок и утёнок»

Театры: настольный, резиновых игрушек, на фланелеграфе, пальчиковый, «Би – Ба – Бо», масок

 «Колобок», «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок»

Дидактические игры: «Шнуровка», «Застегни - расстегни», «Назови ласково», «Мамина коробочка», «Подбери по цвету», «Сложи пирамидку», «Чего не стало?», «Кто позвал?», «Где звенит», «Собери матрёшку»,

Подвижные игры и игровые упражнения«Догони меня»,

«Будь осторожен», «Перешагни палку», «Идите к собачке», «Скати с горки», «Зайчата на прогулке», «Бегите ко мне», «Поймай меня», «По ровненькой дорожке», «Катание на машинках», «Катание на велосипеде», «Заика серенький сидит», «Паровоз» «Большие ноги»

Чтение сказок: «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке», «Теремок», «Репка», «Петух и собака», «Снегурочка»

С/Р игры и игровая ситуация. «Кукла идёт гулять» «Варим кашу», «Причёсываем куклу», «Кормим куклу», «Дом», «Построим забор вокруг дома для мишки», «Шофёр»

Практические упражнения: «Зайка умывается», «Уборка игрушек в группе», «За столом», «Маша учит зайчика правильно вести себя за столом», «Утята ныряют», «Полотенце пушистое»

Прослушивание детских песенок в  а/записи: «Облака», «Улыбка», «Танец маленьких утят», «Настоящий друг», «Колыбельная медведицы», «Спят усталые игрушки», «Песенка львенка и черепахи»

Прослушивание детских сказок в а/записи: «Сказки для самых маленьких»

Декабрь

Беседа«Научим Зайку как вести себя правильно»

Пальчиковые игры: «Как на горке снег», «Игрушки», «Ладушки», «Сорока Белобока», «Прилетели гуси», «Петушок, Петушок, золотой гребешок», «Идёт коза рогатая», «У меня пропали ручки»,

Чтение потешек, песенок: «Чистая водичка», «Киска, киска, киска брысь», «Вот они сапожки», «Тень, тень, потетень», «Котик котик», «Баю бай, Баю бай», «Водичка, водичка…», «Наша Маша маленька»,

Чтение художественной литературы: «Колобок», «Курочка Ряба», «Репка», В.Сутеев «Цыплёнок и утёнок» А. Барто «Игрушки», «Зимняя картина», «Новый год», «Ёлочка», «Как на горке снег, снег».

Театры настольный, резиновых игрушек, на фланелеграфе, пальчиковый, «Би – Ба – Бо», масок: «Рукавичка», «Колобок», «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок»

Дидактические игры: «Шнуровка», «Застегни - расстегни», «Что изменилось?», «Разрезные картинки», «Подбери по цвету», «Сложи как я», «Раздели на группы», «Угадай, кто позвал?», «Узнай на ощупь», «Сложи пирамидку», «Чего не стало», «Покажи, что назову»

Подвижные игры и игровые упражнения: «Найди игрушку», «Зайка беленький», «А ну-ка, догони», «У медведя во бору», Лохматый пес»

 «Ляпки», «Догонялки», «Игры с каталками», «Катание на машинках», «Мы топаем ногами», «Катание на велосипеде», «Поезд»

Чтение сказок: «Теремок», «Репка», «Курочка Ряба»,

С/Р игры и игровая ситуация: «Кукла идёт гулять», «Варим кашу», «Причёсываем куклу», «Кормим куклу», «Дом», «Построим дом для зайки», «Шофёр», «Построим стол, стул»

Практические упражнения: «Кукла Оля собирается обедать», «Чистые ручки», «Водичка, водичка…», «Куртки и сапожки», «За столом», «Одеваемся самостоятельно», «Чистота – залог здоровья»

Прослушивание детских песенок в а/записи: «Детские песенки для самых маленьких»

Прослушивание детских сказок в а/записи: «Сказки для самых маленьких»

Январь

Беседа: «Одежда зимой», «Где чья мама?», «Мы дружные ребята», «О птицах», ««Мама учит дочь умываться», «Научим  лисичку, как вести себя правильно».

Пальчиковые игры: «Быстро тесто замесили», «Моя семья», «Этот пальчик бабушка», «Апельсин», «Котёнок мамочку зовёт», «Падал снег на порог», «Компот», «Идёт коза рогатая», «Апельсин»

Чтение потешек, песенок: «Ладушки», «Пальчик – мальчик», «Петушок», «Пошёл котик на Торжок», «Калинка малинка», «Жили у бабуси», «Тень, тень, потетень», «Котик, котик», «Баю бай, Баю бай»

Чтение художественной литературы: Т. Александрова «Чушка и Хрюшка»», «Теремок», «Репка», «Курочка Ряба», «Маша и медведь», «Три медведя»

Театры настольный, резиновых игрушек, на фланелеграфе, пальчиковый, «Би – Ба – Бо», масок: «Колобок», «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Рукавичка», «Маша и медведь», «Три медведя», «Заюшкина избушка»

Дидактические игры: «Шнуровка», «Застегни - расстегни», «Где спрятался козленок?», «Назови ласково», «Угадай по описанию», «Сложи в домик геометрические фигуры», «Кто как кричит?», «Чей голос?», Сложи пирамидку», «Будь внимательным», «Большие и маленькие», «Подбери по величине», «Найди предмет»,

Подвижные игры игровые упражнения«Самолеты», «Зайчик», «Пройди по мостику», «Подползи под воротца», «Поиграем в ладушки»

 «Где же где же наши ручки», «Ходит Ваня», «Топ, топ ножка», «Пляска с куклами»

С/Р игры и игровая ситуация: «Куклу раздеваем и кладем спать»,  «Оденем куклу Варю на прогулку», «Постираем кукле платье», «Погладим кукле сарафан», «Зоопарк», «Обитатели бабушкиного двора», «Больница», «Дом», «Построим стол, стул, кровать».

Практические упражнения: «Алгоритм одевания», «Аккуратный шкафчик», «Наша одежда», «Чистота залог здоровья», «Дети вернулись с прогулки». «Полив комнатных растений», «Обтираем листики», «Моем руки чисто – чисто».

Прослушивание детских песенок в а/записи«Детские песенки для самых маленьких», Чайковский: «Времена года». «В траве сидел кузнечик», «Колыбельная медведицы», « Спят усталые игрушки».

Прослушивание детских сказок в а/записи:  «Алёнушкины сказки» - Мамин - Сибиряк

Февраль

Беседа: «С кем я живу», «Мои родные», «Моя семья», «Мама учит дочь умываться», «Во что одеты животные?», «Семья» «Папочка – папуля», «Военные профессии», «Научим Волчонка, как вести себя правильно» Пальчиковые игры: «Котята», « Шалун», «Детки», «Пальчики»,  «Комарик», «Человечек», «Сорока - белобока», «Моя семья», «Пальчики здороваются», «Наш малыш», «1, 2, 3, 4, 5, вышли пальчики гулять»

Чтение потешек, песенок: «Еду, еду к бабе, деду», «Пальчик – мальчик», «Прилетели воробушки», «Чистая водичка», «Киска, киска, киска брысь», «Вот они сапожки», «Мы капусту рубим - рубим» «Ладушки», «Пальчик – мальчик», «Петушок», Пошёл котик на Торжок», «Калинка малинка»,

Чтение художественной литературы: «Колобок», «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Рукавичка», В.Сутеев «Цыплёнок и утёнок» «Заюшкина избушка»

Театры: настольный, резиновых игрушек, на фланелеграфе, пальчиковый, «Би – Ба – Бо», масок «Три медведя». «Маша и медведь», «Репка», «Курочка Ряба», «Заюшкина избушка»

 Дидактические игры: «Шнуровка», «Застегни - расстегни» «Чей малыш?», «Лото для малышей», «Собери пирамидку», «Мозаика», «Угадай, чей след», «Найди по описанию», «Кто позвал», «Назови ласково», «Разрезные картинки»

Подвижные игры и игровые упражнения: «Кот и мыши», «Поймай бабочку», «Прятанье предмета», «Карусель», «Догоните мяч»

 «Птички и птенчики», «Снежинки и ветер», «Передай мяч», «Снежинки и ветер», «Поезд», «Трамвай», «Зайка беленький сидит», «Лиса и зайцы», «Попади в цель», «Догоню», «Мишка с куклой бойко топают», «Топ, топ ножка», «Пляска с куклами», «Топотушки», «Ай да».

 С/Р игры и игровая ситуация: «Дочки – матери», «Мы встречаем гостей», «День рождение у Кати», «Рыбалка», ««Парикмахерская», «Больница», «Семья на прогулке», «Едем в гости», «Дом»

Практические упражнения: «Мойте руки перед едой», «Учимся правильно пользоваться ложкой», «Одеваемся сами», «Чистые варежки», «Чистим обувь от снега», «Водичка, водичка».

Прослушивание детских песенок в а/записи: «Детские песенки для самых маленьких», Мультдискотека.

Прослушивание детских сказок в а/записи: «Айболит», «Пых»,

Март

Беседа: «Секрет волшебных слов», «Кто я такой?», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Мамин праздник», «Как я помогаю маме», «Научим Мишку, как вести себя правильно»

Пальчиковые игры: «Этот пальчик бабушка», «Апельсин», «Котёнок мамочку зовёт», «Падал снег на порог», «Компот», «Идёт коза рогатая», «Апельсин», «Рыбки плавали в пруду», «Капуста»

Чтение потешек, песенок: «Пальчик – мальчик», «Петушок», «Пошёл котик на Торжок», «Калинка малинка», «Жили у бабуси», «Тень, тень, потетень», «Котик котик», «Баю бай, Баю бай»

Чтение художественной литературы: Русская народная сказка в обработке М. Булатова «Как коза избушку построила»

«Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке»

Театры: настольный, резиновых игрушек, на фланелеграфе, пальчиковый, «Би – Ба – Бо», масок «Репка» «Рукавичка», «Маша и медведь»,

Дидактические игры: «», «Сделай как я», «Чей малыш?», «Лото для малышей», «Собери пирамидку», «Мозайка», «Шнуровка», «Застегни растегни», «Найди по описанию», «Кто позвал», «Назови ласково», «Разрезные картинки», «Давайте познакомимся», «Собери матрёшку»,

Подвижные игры и игровые упражнения«Пузырь», «Догони собачку», «Зайка беленький», «Кот и мыши», «Самолеты»

 «По ровненькой дорожке», ««Ляпки», «Догонялки», «Игры с каталками», «Катание на машинках», «Мы топаем ногами», «Катание на велосипеде», «Поезд», «Кто быстрее», «Мой весёлый звонкий мяч».

С/Р игры и игровая ситуация: «Полечим куклу», «Мамины помощники», «Мама готовит обед», «Зайчата на прогулке», «Мама купает дочку», «Семья обедает», «Больница», «Встреча гостей», «Медвежонок чинит машину», «Семья», «Дом»

Практические упражнения: «Самые аккуратные», «Научим куклу Катю одеваться, ««Научим куклу Катю умываться», «Полотенце пушистое», ««Мойте руки перед едой», «Учимся правильно пользоваться ложкой», «Одеваемся сами», «Чистые варежки», «Чистим обувь от снега», «Водичка, водичка».

Прослушивание детских песенок в а/записи: Чайковский: «Времена года»», «Колыбельная медведицы», «Спят усталые игрушки», Облака», «Улыбка», «Песенка мамонтёнка»

Прослушивание детских сказок в а/записи: «Сказки для самых маленьких»

Апрель

Беседа: «Пришла весна», «Хорошее настроение», «Наша обувь», «Ягоды очень полезны», «Спички в нашем доме», «Опасные предметы», «Научим Лисичку, как вести себя правильно»

Пальчиковые игры: «Пальчики», «Шалун», «Детки», «Пальчики», «Комарик», «Человечек», «Сорока - белобока», «Моя семья», «Пальчики здороваются», «Наш малыш», «1, 2, 3, 4, 5, вышли пальчики гулять»

Чтение потешек, песенок: «Наша Маша маленька», «Катя-Катя маленька», «Заинька попляши», «Солнышко вёдрышко», «Петушок».  «Водичка, водичка…», «По кочкам, по кочкам», «Кошка брысь, кошка брысь», «Баю – баюшки -  баю», «Большие ноги», «Три – та - -та». «Пальчик – мальчик», «Сорока, сорока».

 «Ладушки».

Чтение художественной литературы: Русская народная сказка в обработке М. Булатова «Как коза избушку построила»

Театры: настольный, резиновых игрушек, на фланелеграфе, пальчиковый, «Би – Ба – Бо», масок - «Три медведя». «Маша и медведь», «Репка», «Курочка Ряба», «Заячья избушка», «Кот, Пятух, и лиса»

Дидактические игры: «Подбери пару», Чей предмет», «Собери сказку из частей», «Две руки», «Найди такой – же». «Найди и принеси», ««Что изменилось?», «Разрезные картинки», «Подбери по цвету», «Сложи как я», «Раздели на группы», «Угадай, кто позвал?», «Узнай на ощупь», «Кому что нужно для работы», «Сложи пирамидку», «Чего не стало», «Покажи, что назову»

Подвижные игры и игровые упражнения«Поезд», «Воробушки и автомобиль», «Догони меня», «Птички»

 «Мыши и кот», «Воробушки и кот», «Холодно – горячо», ««Ляпки», «Догонялки», «Игры с каталками», «Катание на машинках», «Мы топаем ногами», «Катание на велосипеде», «Поезд», «У медведя во бору»

С/р игры и игровая ситуация: «Причешем куклу», «Кукла идет гулять», «Ждём гостей к обеду», «Аккуратный шкафчик», «Наша одежда», «Чистота залог здоровья», «Дети вернулись с прогулки». «Полив комнатных растений», «Обтираем листики», «Моем руки чисто – чисто», «Зоопарк», «Медвежата за столом», «

Практические упражнения: «Носовой платок», «Чистые ручки», «Собираемся на прогулку», «Чисто умываемся», «Надо, надо умываться», «Мойте руки перед едой», «Учимся правильно пользоваться ложкой», «Одеваемся сами»

Прослушивание детских песенок в а/записи: «Детские песенки для самых маленьких»

Прослушивание детских сказок в а/записи: «Алёнушкины сказки» - Мамин - Сибиряк

Май

Беседа: «На улице», «Как мы стали одеваться», «Насекомые», «Одежда детей», «Дружные ребятки». «Научим Мишку, как вести себя правильно»

Пальчиковые игры: «Летит муха вокруг уха», «Бом, бом, бом, бом», «Ладушки», «Сорока Белобока», «Прилетели гуси», «Петушок, Петушок, золотой гребешок», «Идёт коза рогатая», «У меня пропали ручки», «Божья коровка»

Чтение потешек, песенок: «Наши уточки с утра», «Кто как кричит?», «Ладушки», «Пальчик – мальчик», «Петушок, «Пошёл котик на Торжок», «Калинка малинка», «Жили у бабуси», «Тень, тень, потетень», «Котик котик», «Баю бай, Баю бай»

Чтение художественной литературы: Л. Пантелеев «Как поросёнок говорить научился» 

Русская народная сказка в обработке М. Булатова «Как коза избушку построила»

Театры: настольный, резиновых игрушек, на фланелеграфе, пальчиковый, «Би – Ба – Бо», масок - «Репка», «Рукавичка», «Маша и медведь»,

Дидактические игры: «Что изменилось?», «Разрезные картинки», «Подбери по цвету», «Сложи как я», «Раздели на группы», «Угадай, кто позвал?», «Узнай на ощупь», «Каму что нужно для работы», «Сложи пирамидку», «Чего не стало», «Покажи, что назову»

Подвижные игры и игровые упражнения«Солнышко и дождик», «Курочка–хохлатка», «Поезд», «Кот и мыши», «Солнечные зайчики» «Наседка и цыплята», «Воробушки и кот», «Краски», «Ляпки», «Догонялки», «Игры с каталками», «Катание на машинках», «Мы топаем ногами», «Катание на велосипеде», «Поезд», «У медведя во бору»

С/Р игры и игровая ситуация: «День рожденье у Кати», «Больница», «Ждём гостей к обеду», «Аккуратный шкафчик», «Наша одежда», «Чистота залог здоровья», «Дети вернулись с прогулки». «Полив комнатных растений», «Обтираем листики», «Моем руки чисто – чисто», «Зоопарк», «Медвежата за столом»,

Практические упражнения: «Умываемся, закаляемся», «Самые аккуратные», «Научим куклу Катю одеваться», «Научим куклу Катю умываться», «Полотенце пушистое», «Мойте руки перед едой», «Учимся правильно пользоваться ложкой», «Одеваемся сами», «Водичка, водичка», «Одеваемся на прогулку».

Прослушивание детских песенок в а/записи: «Детские песенки для самых маленьких», Чайковский: «Времена года», «Колыбельная медведицы», «Спят усталые игрушки», Облака», «Улыбка», «Песенка мамонтёнка», «Облака», «Улыбка», «Танец маленьких утят», «Настоящий друг», «Колыбельная медведицы», «Спят усталые игрушки», «Песенка львенка и черепахи».

Прослушивание детских сказок в а/записи: «Сказка о невоспитанном мышонке», ««Краденное солнце», «Тараканище», «Муха – цокотуха», «Айболит», «Пых», «Горшок каши».

Ожидаемые результаты проекта у детей:

В ходе систематической, целенаправленной и планомерной работы произойдут качественные и количественные изменения у детей 1-2лет посредством использования устного народного творчества как одного из средств развития воспитания.

  1. Сформируются представления у детей о культурно-гигиенических навыках через малые жанры фольклора.
  2.  Сформируется положительное отношение к режимным моментам.
  3. Сформируется интерес к устному народному творчеству, художественной литературе, сказкам.
  4. Обогатится и активизируется словарный запас детей.
  5.  Дети овладеют навыками общения с взрослыми и сверстниками.

Ожидаемые результаты проекта у родителей: Убеждение родителей в значимости детского сада в жизни своего ребёнка. Сформируется понимание необходимости использования малых форм фольклора, повысится общий культурный уровень.

 

Поисковая работа и ее результат:

Печатная продукция: (картотека народных игр, скороговорок, потешек, пословиц и загадок, папки -  передвижки.)

Участие детей, родителей, воспитателей в конкурсах разного уровня.

 

Литература:

1.      Аникин В.П. Русский фольклор. М., 1986.

2.      Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с.

3.      Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2008. – 112 с.

4.      Галанова Т.В. «Развивающие игры с малышами до тех лет» - Я.; «Академия развития», 2002г.

5.      Елисеева Л.Н. «Хрестоматия для маленьких» - Москва; изд. «Просвещение», 1987г.

6.      Киселева Л.С. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: – М.: АРКТИ, 2003. – 96 с. 4.

7.      Приоритетные направления развития и воспитания детей раннего возраста: науч-метод. сборник/науч. Ред. Ю.А. Мичурина. – Магнитогорск: МаГУ, 2010. – вып. 1 – 197 с.

8.      Планирование Образовательной Деятельности с дошкольниками в режиме дня. Первая младшая группа. Л. Тимофеева. Методическое пособие. Москва 2012

9.      Хрестоматия для дошкольников 2 – 4 года. Москва. Издательство АСТ1997