Проектная деятельность
Проектная деятельность- умение направлять деятельность на решение интересной проблемы, сформулированной самими детьми.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проект «Зимующие птицы»
Тип проекта: информационно-творческий.
Вид проекта: групповой.
Продолжительность: 15 января – 15 марта (краткосрочный).
Возраст воспитанников: 5 - 6 лет.
Участники: педагог, дети и родители старшей группы.
Актуальность:
Недостаточный уровень знаний у детей о том, что зимнее время – это не только веселые праздники, оживленное катание с горок, отчаянная игра в снежки, но и крепкие морозы с пронизывающим ветром. Зимующим птицам очень тяжело пережить эти времена, они нуждаются в помощи. Люди могут помочь птицам, устраивая для них столовые – развешивая кормушки и регулярно подсыпая корм.
Цель: расширение и обогащение знаний о зимующих птицах.
Задачи:
- закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц;
-пополнить развивающую среду по теме проекта;
-воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время;
-развивать интерес и любовь к родному краю в процессе экологического воспитания и умения отражать это в рисунке, лепке, аппликации, ручном труде.
Реализация образовательных областей:
«Познание»
Интеграция образовательных областей:
«Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Музыка»,
«Художественное творчество», «Социализация», «Труд», «Физическая культура»,
«Здоровье», «Безопасность».
Организационные формы работы дошкольников над проектом:
Формы работы
1. Непосредственная образовательная деятельность. +
2. Наблюдения в природе. +
3. Чтение художественной литературы. +
4. Рассматривание и изучение иллюстрационных материалов. +
5. Участие в игровой деятельности. +
6. Самостоятельная деятельность +
7. Проведение ситуативных бесед +
8. Продуктивная деятельность. +
9. Музыкально – ритмические движения. +
10. Заучивание стихов, песен. +
11. Организация выставки детских работ «Мир птиц глазами детей» +
12. Организация совместно с родителями выставки поделок из
бросового материала «Птицы наши друзья».+
Методы и приёмы:
1. наблюдения;
2. беседа;
3. анкетирование;
2. сбор информации;
3. работа с литературой;
5. обработка собранной информации;
6. творческая работа.
Содержание работы:
Познавательно – исследовательская деятельность
* Игровые упражнения и дидактические игры:
«Какая это птица», «Чья тень?», «В зимней столовой»;
«Кто где живет?», «Какой птиц не стало»; Найди по контуру»;
«Чей голос?», «Соедини по точкам», «Собери птичку», «Кто дальше, кто ближе», «Кто где сидит», «Покормим птенчиков», «Покажи и
назови»; лото «Птички», «Угадай по описанию», «4 лишний», «Какая птичка прячется за веткой?»
* Наблюдение за птицами на прогулке: внешний вид, строение, питание, повадки, сходства и отличия.
* Рассматривание альбома «Зимующие птицы».
Музыкально – художественная деятельность
* Слушание песни «Птички», муз. Т. Ломовой, «Воробей»,муз. Ветлина.
* Пропевание песни «Птицы и птенчики», муз. и сл. Е. Тиличеевой.
* Слушание записи с голосами птиц.
Игровая деятельность
*Игра – драматизация «Птичий двор»
*П/и : «Птицы в гнездышках», «Птички летают», «Птички и птенчики», «Ловлю птиц»(р.н.игра), «Совушка», «Найди пару», «Птичьи стайки», «Слушай внимательно», «Синицы», «Вороны и собачка», «Вороны и воробьи», «Филин и пташки».
Трудовая деятельность
* Изготовление кормушек из бросового материала».
*Труд в природе – кормление птиц.
Продуктивная деятельность
* Раскрашивание силуэтов птиц.
* Рисование птиц, опираясь на поэтапные образцы.
* Лепка птичек.
* «Снегири на ветке рябины»» - рисование птичек.
* Аппликация «Синички – невелички».
* Рисование птиц с использованием техники «Печать от руки»
Работа с родителями
* Рекомендации родителям по прочтению художественной литературы о зимующих птицах.
* Приобщить родителей к подбору художественной литературы (энциклопедии, сказки, рассказы, стихи, загадки ) по данной тематике в книжный уголок группы.
* Оформление папки-передвижки «Зимующие птицы нашего края».
* Организация совместной исследовательской работы родителей и детей «Мои наблюдения в лесу за птицами».
* Организовать консультацию для родителей о правильных способах взаимодействия детей с объектами природы.
* Оформление стенда для родителей «Птицы наши друзья».
* Консультация для родителей «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц».
* Выставка совместного с родителями творчества «Мы любим птиц!»
Линии развития личности:
- познавательно-речевое развитие дошкольников;
- художественно-эстетическое развитие дошкольников;
- социально-личностное развитие дошкольников.
Подготовительный этап:
Определение уровня знаний детей о зимующих птицах; анкетирование родителей; определение темы проекта, задач, стратегий и механизмов; подбор необходимой литературы по данной теме.
Основной этап.
1-2 неделя. Задача: Закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.
Содержание работы:
Познавательное развитие:
- беседа «Что ты знаешь о птицах?»;
- занятия: «У кормушки», «Кто, как проводит зиму в лесу?»;
- дидактические игры: «Птички на кормушках», «Каких птиц зимой не увидишь», «Меню для птиц»;
- рассматривание зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.
Развитие речи:
- составление описательного рассказа об одной из зимующих птиц, «Сравнительное наблюдение снегиря и свиристели»;
- дидактические игры: «Скажи наоборот», «Назови ласково», «Кто как голос подает?», «Один-много», «Большой – маленький», «Сосчитай птиц», «Угадай по описанию», «Чье это?»;
- чтение худ. литературы: В. Звягиной «Воробей», С. А. Есенина «Поёт зима, аукает», Т. Евдошенко «Берегите птиц», «Зимние гости» Ю.Никонова;
- отгадывание загадок про зимующих птиц;
Рисование: «Снегири на ветке рябины».
Лепка: «Снегири прилетели».
Аппликация: «Синички - невелички».
- изготовление шапочек – масок птиц (снегирь, синица, воробей).
3-4 неделя. Задача: Пополнить развивающую среду по теме проекта.
Содержание работы:
- оформление уголка книги (подбор книг о птицах);
- заучивание стихотворения «Воробей» Н. Рубцов;
- оформление альбома: «Зимующие птицы»;
- оформление картотеки загадок, стихов о птицах;
- ведение дневника наблюдений прилёта птиц к кормушке (ежедневно).
- оформление плаката «Зимующие птицы»;
- оформление ширмы для родителей «Птицы наши друзья».
- оформление папки-передвижки для родителей «Зимующие птицы нашего края».
5-6 неделя. Задача: Воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время.
- беседа «Трудно птицам зимовать»;
Опытно-исследовательская деятельность:
- наблюдение за поведением птиц во время кормления. Сходства и различия питания птиц зимой и летом;
- ведение дневника наблюдений прилета птиц к кормушке.
Рисование: «Моя любимая птичка».
Развитие речи:
- чтение худ. литературы: Л.Воронкова «Птичьи кормушки», В.Сухомлинский «Как синичка меня будит», стих О.Григорьевой «Синица», «Покормите птиц» А.Яшин.
Подвижные игры: «Перелёт птиц», «Птички в гнёздышках», «Совушка – сова».
Музыка и театрализованная деятельность:
- экологическая сценка «Доживем до весны»;
- прослушивание грамзаписи с голосами птиц.
Работа с родителями: изготовление совместной поделки на тему «Мы любим птиц» и кормушек для птиц.
Заключительный этап.
-викторина: «Кто больше знает о птицах?»
Цель: Закрепить знания о зимующих птицах, умение их различать.
-выставка детских работ «Мир птиц глазами детей»;
-выставка совместного творчества родителей и детей;
- оформление презентации проекта.
Ожидаемые результаты
Дети
* Сформированы элементарные представления о зимующих птицах.
* Сформированы представления о правильных способах взаимодействия с объектами природы.
* Развит интерес к наблюдению за объектами и явлениями природы.
Родители
* Повысился уровень экологической воспитанности родителей.
* Проводят с детьми наблюдения в природе и пресекают попытки жестокого обращения с объектами природы.
* Привлекают детей к совместному труду в природе, заботе о птицах.
Педагоги
* Ведут активную работу по экологическому воспитанию детей.
* Используют различные формы работы, интеграцию образовательных областей.
* Распространяют и обобщают опыт.
Трансляция проекта:
После завершения проекта планирую выступление:
- на педагогическом совете ДОУ;
- на кустовом методическом объединении.
Перспективы проекта: В дальнейшем планирую разработать весенний проект «Перелётные птицы».
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Педагогический проект "Моя родина - Россия"
(ознакомление старших дошкольников с историей Российского Государства)
Тип проекта: информационный, творческий.
Срок реализации: долгосрочный.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители воспитанников, специалисты детского сада.
Охватываемые образовательные области: "Познание", "Коммуникация", "Чтение художественной литературы", "Художественное творчество", "Социализация", "Физическая культура", "Здоровье".
Актуальность: Русская история богата яркими событиями, пронизана великой силой духа, богатырскими подвигами, воспетыми в летописях, легендах, былинах, музыке, архитектуре, живописи, поэзии.
Предлагаемый проект на доступном детям уровне знакомит их с наиболее важными событиями истории Руси, ее героями, традициями, бытом, способствует развитию познавательных способностей детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, защищавшим Русь от врагов, интерес к самобытной русской культуре, формирует гражданскую принадлежность, патриотические чувства (расширяет представление детей о родной стране, о государственных праздниках); продолжает расширять представления о Российской армии, о трудной и почетной обязанности защищать Родину; воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов.
Проект отвечает современным задачам образования, в том числе таким, как усиление внимания к ценностям традиционной духовной культуры и исторической преемственности, формирует интегрированные качества воспитанников.
Цель проекта: Воспитывать любовь к Родине, родному краю, желание быть защитником земли, на которой родился и вырос, вызвать чувство гордости за соотечественников, повлиявших на ход истории, служивших Родине; формировать интерес к коллективной, игровой, продуктивной, творческой, познавательно-исследовательской деятельности, а также чтению.
Задачи проекта:
- формировать гендерную, семейную, гражданскую принадлежность, патриотические чувства, чувства принадлежности к мировому сообществу; сплачивать семью ребенка общими интересами к одному делу (ОО "Социализация");
- формировать восприятие целостной картины мира, расширять кругозор детей; познакомить с именами героев России, их подвигами; дать представление об оружии и воинской форме разных времен (ОО "Познание");
- развивать свободное общение со взрослыми и детьми, все компоненты устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности (ОО "Коммуникация");
- приобщать к словесному искусству, развивать художественное восприятие и эстетический вкус, знакомить с литературными произведениями, связанными с темой проекта (ОО "Чтение художественной литературы");
- развивать продуктивную деятельность детей и детское творчество; знакомить с произведениями живописи, связанными с темой проекта (ОО "Художественное творчество");
- формировать начальные представления о здоровом образе жизни (ОО "Здоровье");
- формировать у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании (ОО "Физическая культура").
Формы и методы работы с детьми:
- циклы познавательных и развивающих занятий.
- использование стихов, загадок, пословиц, былин.
- рассматривание иллюстраций и образцов народного творчества.
- экскурсии к историческим местам нашего города, рассматривание альбомов.
- чтение художественной литературы.
- наблюдения, прогулки.
- подвижные игры, соревнования, словесные и сюжетно-ролевые игры.
Формы и методы работы с родителями:
- консультации.
- совместная работа с детьми.
- участия в конкурсах.
- помощь в подготовке праздников и развлечений.
Предполагаемый результат проектной деятельности:
Для детей: дети испытывают гордость за свою страну, интересуются историей Родины. Знают традиции родного народа, символику России, историю малой родины.
Для родителей: родители стали понимать важность воспитания патриотических качеств в дошкольном возрасте.
Для педагогов: повышение уровня педагогического мастерства.
Системная паутинка проекта
Чтение художественной литературы: знакомство с художественной литературой по содержанию проекта.
Физическая культура: физкультминутки на занятиях, подвижные игры на прогулках.
Игровая деятельность: сюжетно-ролевые игры, игры-соревнования, ролевые игры.
Ознакомление с произведениями изобразительного искусства: рассматривание иллюстраций, картин, слушание музыки.
Продуктивная деятельность: лепка, рисование, конструирование и ручной труд.
Музейная педагогика: посещение краеведческого музея, экскурсия к Вечному огню.
План работы по ознакомлению старших дошкольников с историей Российского государства .
Месяц | Старшая группа Темы занятий | Подготовительная группа |
Сентябрь | «Знакомство с госпожой историей» | «Что такое история?» |
Октябрь | «Я и моя история». | «Моя Родина – Россия» |
Ноябрь | «Мой город – Надым» | «Москва – наша столица» |
Декабрь | «Россия – моя страна» | «Славяне – наши предки» |
Январь | «Как жили люди на Руси» | «Великие князья Руси» |
Февраль | «Русские люди здоровьем славятся» | «Наши защитники» |
Март | «Традиции русского народа» | «Великие люди России. Книгопечатание на Руси. |
Апрель | «Космос» | «День космонавтики» |
Май | «Петр Первый- основатель города на Неве» | «Великая Отечественная война» |
Перспективный план работы по «Ознакомлению старших дошкольников с историей Российского государства».
Старшая группа.
Сентябрь
Тема: «Знакомство с госпожой Историей»
Задачи: дать первоначальное представление об истории цивилизации. Познакомить с понятием «история». Рассказать о том, что у всех народов мира есть прошлое и все хотят знать, как жили их предки. Формировать знания о таких понятиях, как «прошлое», «настоящее», «история вещей».
Познавательная деятельность.
Занятие на тему «Прошлое и настоящее». Беседа «Как человек стал человеком». Экскурсия в исторический музей. Собрание мини-музея в группе «Старинные и современные вещи».
Художественная литература.
Чтение глав из книги С.В.Новикова «Справочник дошкольника. История», Н.Майорова «Русская история».
Игровая деятельность.
Д/игра «Что сначала, что потом», « Прошлое и настоящее»
Театральная деятельность.
Настольный театр по сказкам «Сивка- бурка», «Хаврошечка».
Продуктивная деятельность.
Рисование «Как люди жили в древности». Лепка «Старинная посуда».
Октябрь.
Тема: «Я и моя история».
Задачи: сформировать у детей понятие о своем «Я», о том, что каждый человек – уникальная личность со своими отличительными чертами характера. Углублять знания детей о том, что у каждого человека , семьи есть своя история и об этом можно узнать из разных источников (рассказы бабушек, дедушек, семейные фотографии, одежда, дневники, гениалогическое древо). Дать сведения о таких понятиях, как «имя, фамилия, отчество». Рассказать о разнообразии современных имен и имен в Древней Руси, их происхождении.
Познавательная деятельность.
Беседы на тему: «Моя семья», «Я и мое имя», «Отчество и фамилия». Рассматривание семейных альбомов, рассказы детей о своих родителях.
Игровая деятельность.
Развивающие игры «Моя семья», «Как все было», с\р игра «Семья».
Продуктивная деятельность.
Рисование «Герб семьи», «Моя семья». Лепка «Мы дружные ребята».
Ноябрь.
Тема: «Мой город Надым».
Задачи: формировать представление о том, что история страны начинается с истории своего города, места где родился и живешь. Познакомить с историей возникновения Надыма, символикой города. Познакомить с жизнью и культурой коренного населения. Дать знания о том, чем славится наш город. Развивать чувство уважения и любви к малой Родине.
Познавательная деятельность
Рассказы – беседы «История возникновения города», «Улицы нашего города», «Надым 0 город газовиков и строителей», «Наш город самый красивый». Рассматривание альбомов, фотографий, открыток с изображением достопримечательностей, памятников истории и культуры. Экскурсии по улицам города, в музей краеведения.
Игровая деятельность.
Дидактические игры «Узнай свой герб», «Памятники Надыма», «Найди отличия». Развивающие игры «Где находится памятник?», «Подбери слова», «Продолжи», викторина «Знатоки Надыма».
Сюжетно-ролевые игры «Строители города», «Оленеводы», «Рыбаки».
Художественная литература.
Чтение ненецких сказок «Кукушка», «Хозяин и работник». Чтение стихов о Надыме.
Продуктивная деятельность.
Аппликация и рисование «Наш город», «Новый год в Надыме», «Зимние забавы горожан». Конструирование- использование строительных наборов «Город» для построек городских зданий.
Декабрь.
Тема: «Россия – моя страна».
Задачи: формировать представление о своей стране. Формировать понятие Родины, как места, где человек родился, живет, славу и богатства которой должен беречь и приумножать. Познакомить с картой России. Рассказать о столице России – городе Москва, о других российских городах. Познакомить с символикой страны, природой России, трудом взрослых.
Познавательная деятельность.
Занятие «Моя страна- Россия», «Природа России». Беседы «Москва», «Герб, флаг, гимн». Рассматривание альбомов о стране, Москве, карты России. Слушание музыкальных произведений о России, государственного гимна.
Игровая деятельность.
Д/и «Закончи предложение», «Найди свой флаг», «Найди герб Москвы». Развивающие игры «Дополни и узнай», «Города», «Животный мир России», «Что, где растет?». С\Р игры «Путешественники», «Зоопарк», «Музей».
Художественная литература.
Чтение произведений З.Александровой «Родина», С.Баруздин «Страна, где мы живем», Я.Крылов «Трехцветный флаг», Т.Ходаков «О Москве», пословицы о Родине.
Продуктивная деятельность.
Рисование и аппликация «Природа России», «Флаг России», «Русская березка», «Летнее путешествие». Конструирование «Кремль».
Январь.
Тема: «Как люди жили на Руси».
Задачи: формировать первоначальное представление об истории возникновения Руси, о народе ее населявшем, занятии населения, народных промыслах. Конкретизировать знания дошкольников о традиционном убранстве русской избы, традиционном русском костюме. Закрепить знания правил русского гостеприимства, приобщать к бытовой и семейной культуре предков.
Познавательная деятельность.
Рассказ- беседа на тему «Как жили люди на Руси», «Что раньше носили», «Народные умельцы», «Как создавались сказки».
Оформление выставки «Талантлив русский народ», «Чудо – дерево».
Слушание народной музыки. Развлечение «Осенняя ярмарка».
Игровая деятельность.
Д\И «Подбери посуду», «Назови правильно», практическое задание «Как создавались предметы быта, посуда, игрушки». Развивающие игры «Встречаем гостей», «Машенька и медведь», «Герои русских сказок», «Собери воина в поход». С\Р игры «Гости», «Ряжение».
Художественная литература.
Чтение глав из энциклопедии для дошкольников «История России», чтение русских народных сказок «По-щучьему велению», «Снегурочка» и др.
Театральная деятельность.
Драматизация русских народных сказок : «Маша и медведь», «Волк и лиса» и др. Разучивание народных потешек, песенок.
Продуктивная деятельность.
Аппликация «Украсим сарафан», лепка «Старинная посуда».
Февраль.
Тема: «Русские люди здоровьем славятся».
Задачи: углублять знания дошкольников об Армии, которая необходима для защиты границ России. Познакомить с творчеством русских художников, затронувших тему русского воинства. Познакомить с подвигами великих русских воинов (А.Невский, русские богатыри). Воспитывать уважение к защитникам Отечества, гордость за русских воинов.
Познавательная деятельность.
Занятие на тему : «Наши защитники», рассказ – беседа «Русские богатыри», «Битва на берегу Невы». Рассматривание иллюстраций «Наша Армия», «Три богатыря». Оформление выставки к 23 февраля.
Художественная литература.
А.Барто «На заставе», чтение былин о русских богатырях, пословиц о Родине.
Игровая деятельность.
Развивающие игры «Собери воина в поход», «Кто такие военные». Д\игры «Кому-что?», «История про солдата», «Найди пару». С\Р игры «Моряки», «Пограничники». Подвижные игры «Самый ловкий», игры-соревнования.
Продуктивная деятельность.
Аппликация «Подарок папе», лепка «Русские богатыри», рисование «Военная техника».
Март.
Тема: «Традиции русского народа».
Задачи: углублять представление детей о том, что каждый человек принадлежит к определенной культуре. Формировать интерес к культуре русского народа. Развивать умение применять знания о национальной культуре в разных видах деятельности. Познакомить со старинными русскими праздниками – Масленица, встреча Весны, а также о традиционном русском гостеприимстве. Рассказать о том, что наши предки умели и любили веселиться. Издревне участниками праздников на Руси были бродячие актеры и скоморохи.
Познавательная деятельность.
Рассказы – беседы «Масленица дорогая – наша гостья годовая», «Кто народ веселит?», «Встречаем гостей».
Театральная деятельность.
Слушание народной музыки, хороводные игры, театр кукол.
Игровая деятельность.
Сюжетно-ролевая игра «Встреча гостей», «В гостях у Машеньки». П\игры «Зимушка-зима», «Два Мороза», «Волк и стадо».
Апрель.
Тема: «Космос».
Задачи: дать детям элементарные сведения о космосе, о первом космонавте, планетах, звездах. Сформировать положительное отношение к космонавтам ( желание подражать им в ловкости, смелости, стремление быть похожими на них)
Познавательная деятельность.
Рассказ – беседа «Путешествие в космос», «Первый космонавт». Оформление выставки «Космос». Рассматривание иллюстраций по теме.
Игровая деятельность.
Сюжетно-ролевые игры «Космонавты», «Космические путешественники». Дидактические игры «Образуй новое слово», «Угадай по описанию».
Продуктивная деятельность.
Рисование «Неведомые планеты», аппликация «Космический корабль», лепка «Жители других планет».
Май.
Тема: «Петр Первый – основатель города на Неве».
Задачи: сообщить элементарные сведения о первом русском царе – Петре Первом. Показать его значение в истории России, за что его назвали Великим (основатель русского флота, основатель Санкт-Петербурга и др.) Развивать способы передачи своего отношения в разных видах деятельности.
Познавательная деятельность.
Рассказ-беседа «Дедушка русского флота», «Санкт-Петербург».
Рассматривание иллюстраций, работа над плакатом-схемой «Великие дела Петра Первого».
Игровая деятельность.
Развивающие игры «Найди отличие», «Сложи корабль». Сюжетно – ролевая игра «Морское путешествие».
Продуктивная деятельность.
Аппликация «Русский флот», оригами «Кораблик».
Перспективный план работы по ознакомлению старших дошкольников с историей Российского государства.
Подготовительная группа.
Сентябрь.
Тема: «Что такое история?».
Задачи: расширить и обобщить представление дошкольников о понятии «история», расширить словарь ( наука, археология, архив, музей), учить использовать их в игре, предметной деятельности. Рассказать о науке археологии. Вызвать желание узнать как можно больше об истории своего города, страны.
Познавательная деятельность.
Рассказ- беседа «Что такое археология?», «Жизнь древних людей». Экскурсия в музей. Рассматривание иллюстраций из энциклопедии для дошкольников.
Игровая деятельность.
Дидактические игры «Что сначала, что потом», «Прошлое и настоящее», «Изобретения человека», «Разные дома», с\р игра «Музей».
Продуктивная деятельность.
Конструирование «Жилище древнего человека», рисование «Древние люди».
Октябрь.
Тема: «Наша Родина – Россия».
Задачи: расширять представление дошкольников о России как стране, в которой они живут. Знакомить с географическим расположением нашей страны, животным и растительным миром. Познакомить детей с основными официальными ( флаг, герб, гимн) и неофициальными символами РФ. Воспитывать чувство гордости за свою страну, чувство сопричастности к ее судьбе.
Познавательная деятельность.
Занятие «Россия – моя страна», «Символы России». Рассказ – беседа «Неофициальные символы России», «Природа России». Конкурс –викторина «Знатоки». Создание мини- музея государственной символики нашей страны, создание коллажа «Россия будущего», составление рассказов детьми о своей стране.
Игровая деятельность.
Д\И «Найди флаг и герб России», «Исправь ошибки». Развивающие игры «Найди отличия», «Продолжи предложение», «Перфокарты». С\И «Экскурсия», «Путешественники».
Художественная литература.
Чтение: В.Боров «Родина», С.Маршак «Февраль», С.Михалков «Сила воли», А.Гайдар «Сказка о военной тайне», С.Васильев «Россия», пословицы и поговорки о Родине.
Продуктивная деятельность.
Рисование «Герб группы», «Флаг России», лепка «Животные наших лесов».
Ноябрь.
Тема: «Москва – наша столица».
Задачи: формировать представление об истории зарождения и развития Москвы, ее основателе Юрии Долгоруком, знакомить с гербом столицы. Обобщить знания о главных достопримечательностях главного города России –Кремле, Красной площади, театрах, памятниках.
Познавательная деятельность.
Рассказ- беседа «Москва – столица нашей Родины», «Красная площадь.Кремль», «История Москвы». Оформление выставки «Москва вчера и сегодня», рассматривание фотографий о Москве.
Игровая деятельность.
Д\и «Дополни и узнай», «Все ли верно?», практическое задание «Как менялись улицы Москвы», «Театры Москвы».
Художественная литература.
Чтение: Ф.Глинка «Москва», Е.Карасев «Город – герой», Е.Аксельрод «Кольца», И.Токмакова «Красная площадь», пословицы и поговорки о Москве.
Продуктивная деятельность.
Конструирование «Башни Кремля», «Метро», аппликация «Красная площадь».
Декабрь.
Тема: «Славяне – наши предки».
Задачи: формировать первоначальное представление об истории возникновение Руси, о народах, населявших ее в прошлом. Обогащать словарь дошкольников словами «Древняя Русь, славяне, предки и др». Развивать умение использовать знания на практике. Приобщать детей к истокам народной культуры.
Познавательная деятельность.
Беседы «Откуда пошла земля русская?», «Славяне», «Верования древних славян». Работа с иллюстрированным словарем, плакатом – схемой «Славяне».
Художественная литература.
Чтение глав из энциклопедии «История России».
Игровая деятельность.
Д\и «Славяне – ремесленники и торговцы», «Русские меры длины», игра – путешествие «По дорогам Киевской Руси». Практические задания «Откуда хлеб пришел?», «Прошлое и настоящее».
Продуктивная деятельность.
Конструирование «Древнерусский город», лепка «Славяне – гончары», ручной труд «Славяне – ремесленники».
Январь.
Тема: «Великие князья Руси».
Задачи: познакомить дошкольников с важнейшими историческими событиями и историческими деятелями нашей страны. Углублять интерес к историческим личностям ( А.Невский, Д.Донской, Я.Мудрый, Ю. Долгорукий и др.) Воспитывать интерес к истории страны, гордость за принадлежность к русской культуре.
Познавательная деятельность.
Рассказы – беседы «Великий князь Ярослав Мудрый», «Ю.Долгорукий и Москва», «Битва на Куликовом поле». Рассматривание плакатов «Основание русских городов», использование ширм – передвижек о великих князьях, практическое задание «Сравни одежду».
Игровая деятельность.
Д\и «Сравни доспехи», «Собери воина в поход», подвижные игры «Метание дротиков», «Самый сильный воин», «Перетягивание каната».
Продуктивная деятельность.
Конструирование « Сторожевые башни», рисование «Древнерусские воины».
Февраль.
Тема: «Наши защитники».
Задачи: расширять представление о функциях и назначении Российской армии. Углублять знания о различных родах войск ( пограничники, моряки, танкисты). Развивать эмоционально –положительное отношение к Российской армии, желании быть похожими на воинов.
Познавательная деятельность.
Беседы «Наши мужчины», «Российская Армия». Занятие « 23 февраля». Рассматривание альбома «Военная техника», «Разные роды войск». Оформление выставки посвященной воинам – защитникам.
Художественная литература.
Чтение: П.Берестов «Хочу быть военным моряком», А.Митяев «Почему Армия всем родная?». Пословицы и поговорки о Родине, армии, смелости.
Игровая деятельность.
Развивающие игры «Военные загадки», «Родственные слова», «Посчитай». С\р игры «Моряки», «На заставе», «Танкисты».
Продуктивная деятельность.
Аппликация «Военный корабль», «Пехотинцы», лепка «Пограничник с собакой».
Март.
Тема: «Великие люди России».
Задачи: познакомить дошкольников с великими людьми нашей страны ( Ломоносов, Пушкин, Кулибин и др.) Углублять интерес к историческим событиям, знаменитым соотечественникам, их вкладе в историю России. Познакомить с историей книгопечатания на Руси.
Познавательная деятельность.
Рассказы – беседы о великих людях России по выбору воспитателя. Занятие «Откуда пришла книга?». Рассказ об истории создания книг. Экскурсия в библиотеку. Рассматривание иллюстраций в энциклопедии «Хочу все знать».
Игровая деятельность.
Д\игры «Что из чего сделано?», «Отгадай», с\р игра «Книжная мастерская», «Типография», «Изобретатели».
Продуктивная деятельность.
Ручной труд «Книжки – малышки», изготовление поделок из бросового материала.
Апрель.
Тема: «День космонавтики».
Задачи: расширять знания дошкольников о космосе, планетах, солнечной системе, космических полетах. Познакомить детей с российскими учеными, которые стояли у истоков русской космонавтики – Циолковский, Королев, Гагарин. Подвести к пониманию того, что космонавтом может быть только здоровый, образованный, бесстрашный человек. Воспитывать в детях гордость за свою страну.
Познавательная деятельность.
Занятие «День космонавтики», беседы «Первый космонавт», «Самые смелые». Рассматривание альбома «Космос». Оформление выставки «День космонавтики». Чтение В.Бороздин «Первый в космосе».
Игровая деятельность.
Развивающие игры «Скажи, какой?», «Солнечная система», «Знаки зодиака». С\р игры «Космическая станция», «Космодром».
Продуктивная деятельность.
Лепка «Космос», «Инопланетяне». Аппликация «Космический корабль».
Май.
Тема: «Великая Отечественная война».
Задачи: рассказать детям о Великой Отечественной войне, об основных событиях, великих сражениях, великих русских полководцах, о дне Победы. Воспитывать уважение к ветеранам, гордость за свою страну, за свой народ.
Познавательная деятельность.
Рассказ – беседа «Подвиги воинов», «Боевые ордена и медали», «День Победы». Рассматривание иллюстраций, репродукций, отражающих великие события, составление рассказов. Экскурсия к «Вечному огню».
Игровая деятельность.
С\р игры «Полевая кухня», «Госпиталь», «Танкисты». П\и «Самый смелый», «Кто быстрее соберет вещевой мешок», «Полоса препятствий», «Меткий стрелок».
Художественная литература.
Чтение: Е.Благинина «Шинель», С.Баруздин «Шел по улице солдат», А.Митяев «Землянка», «Мешок овсянки» и др.
Список использованной литературы.
1.Агапова И.А., Давыдова М.А. «Беседы о великих соотечественниках с детьми 5-7 лет».- М: ТЦ Сфера, 2005.
2.Алешина А.Н., «Ознакомление с окружающим миром». – М: ТЦ Сфера.
3.БаранниковаО.Н. «Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: Практическое пособие». – М: АРКТИ, 2007г.
4.Вераксы Н.Е. «Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Мозаика- синтез, М: 2015г.
5.Виноградова Н.Ф. «Моя страна Россия: пособие для старших дошкольников».-М: Просвещение, 2005г.
6.Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е. «Здравствуй, мир!» Методические рекомендации для воспитателей и родителей.- М: Баласс, 2006г.
7.Гризик Т.И. «Познаю мир. Знаки и символы». –М: Просвещение, 2000г.
8.Головин Н. «Моя первая история». –М, 1993г.
9.Данилина Г.Н. «Дошкольнику – об истории и культуре России»: Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации»- М: АРКТИ, 2005г.
10.Дегтярев А.Я. «История российского флага: легенды, факты, споры», М: ТОО Интелтех, Воскресенье, 1994г.
11.Ковалева Г.А. «Воспитывая маленького гражданина».- М: АРКТИ, 2005г.
12.Кончаловская Н. «Наша древняя столица». –М: Воениздат, 1996г.
13.Кондрыкинская Л.А. «Дошкольникам о защитниках Отечества». Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ. – М: ТЦ Сфера, 2006г.
14.Кондрыкинская Л.А. «С чего начинается Родина?» ( опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ). – М: ТЦ Сфера, 2005г.
15.Мулько И.Ф. «Развитие представлений о человеке в истории и культуре». Методическое пособие для ДОУ. – М: ТЦ Сфера, 2005г.
16.Новиков С.В., Новикова Е.П. «Родная история». –М: Эксмо, 2004г.
17.Ривина Е.К. «Герб и флаг России: Знакомим дошкольников и младших школьников с Государственными символами». –М: АРКТИ, 2002г.
18.Саплина Е.В., Саплин А.И. «Введение в историю». Учебник для общеобразовательных учебных заведений. –М: Дрофа, 1997г.
19.Соловьев В. «История для детей и взрослых».- М: Белый город, 2003г.