Рубрика "Методический кейс"

Абросимова Анастасия Алексеевна

Уважаемые коллеги! В этой рубрике вы можете взять мои методические рекомендации себе на заметку!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека игр по финансовой грамотности

(для детей 5-7 лет).

 Основные понятия, которые можно закрепить с помощью указанных игр:

- Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются! (объяснить, как люди

зарабатывают деньги и каким образом заработок зависит от вида деятельности).

-  Сначала зарабатываем - потом тратим (чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить).

-    Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести (товар в магазине - это результат труда людей, поэтому он стоит денег).

- Деньги любят счет (приучаем считать сдачу и вообще внимательно считать деньги).

-  Финансы нужно планировать (приучаем вести учет доходов и расходов).

- Не все покупается (главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей - за деньги не купишь).

Игра «Груша-яблоко»

Цель: научить считать деньги и ресурсы.

Материалы: бумага, карандаши, ножницы.

Ход: 

предложите ребенку нарисовать на одной стороне бумаги грушу, на оборотной стороне листа - яблоко. Когда завершены оба рисунка, дайте ребенку в руки ножницы и попросите вырезать для вас и грушу, и яблоко. Увидев замешательство, объясните, что, конечно, это невозможно. Потому что лист бумаги один, и, если мы изначально хотели вырезать два рисунка, необходимо было заранее спланировать место на бумаге. Так и с деньгами: их нужно планировать заранее.

 

 Игра «Размен»

Цель: научить считать деньги.

Материалы: монеты и купюры разных номиналов.

Количество участников: 1-5.

Ход:

выдайте детям мелкие монеты, по 2-3 десятка              каждому. А себе оставьте несколько банкнот разного номинала. Это игра-соревнование. Кто из игроков быстрее разменяет выложенную вами банкноту мелочью, тому банкнота и достается. В конце игры считаем   суммы выигрышей.

Игра «Кто кем работает?»

Цель: на примере сказочных героев расширить представления о профессиях. Воспитывать желание познавать многообразный мир профессий, уважение к человеку-труженику.

Материалы: кукла-Загадка, рисунки с изображениями людей разных профессий и сказочных героев.

Ход:

покажите детям картинки с изображением разных профессий. Дети, ориентируясь по рисункам, называют профессии родителей, близких, всех тех, с кем они встречаются.

Получив из кассы картинки с изображениями сказочных героев, просит отгадать их профессии.

Раздайте девочкам рисунки с изображением сказочных персонажей, а мальчикам - с изображениями людей разных профессий. По сигналу девочки и мальчики начинают искать свою пару, а затем по очереди доказывают правильность своего выбора. Можно предложить детям, чтобы с помощью движений, имитаций и других образных действий они показали профессию своего героя.

Организуйте постепенный переход к сюжетно - ролевым игр на эту тему.

Игра «Услуги и товары»

Цель: закрепить сведения о том, что такое услуги и товары, показать, что они встречаются не только в реальной жизни, но и в сказках. Воспитывать уважение к любой работе.

Материал: предметные, сюжетные картинки с изображением изготовления товаров или предоставления услуг в сказках (Красная Шапочка несет корзину с пирожками, художник Тюбик рисует картины, Кнопочка варит варенье, доктор Айболит лечит, Дедушка ловит неводом рыбу, Винтик и Шпунтик ремонтируют машину, почтальон Печкин разносит письма и т. д.; таблицы Товары, Услуги.

Ход:

 Воспитатель и дети уточняют, что такое товары (это разные предметы, которые производят) и что такое услуги (это помощь, которую можно предоставить другому).

Дети называют, люди каких профессий производят товары: пекарь, земледелец, сапожник, художник, шахтер, ткач. Потом вспоминают профессии, представители которых предоставляют услуги: няня, воспитатель, учитель, парикмахер, врач, продавец.

В сказках персонажи работают также, как люди в реальной жизни. Расположите две таблицы Товары и Услуги. Дети прикрепляют к таблицам соответствующие рисунки, объясняя свои действия:

    - Мама печет пирожки бабушке. Пирожки - это товар, который изготовила мама. А вот внучка несет эти пирожки бабушке (девочка предоставляет услугу);

    - Винтик со Шпунтиком ремонтируют автомобили. Они предоставляют услуги.

По окончании детям читают любимую сказку.

Практика «Мини-банк»

Цель: показать принципы финансового планирования, донести принцип «сначала зарабатываем – потом тратим».

Суть практики:

Предложите ребенку создать свой «мини-банк». Пусть он отвечает за сбор и хранение мелочи. Предложите взрослым, чтобы они «сдавали монеты в банк».

Предложите обсудить, на какое семейное дело собираются монеты в «мини-банке». Это должно быть что-то для общего пользования, чтобы ребенок чувствовал гордость за подготовку такой важной для семьи покупки.

Следующий этап развития практики – вы можете рассказать ребенку, что банки зарабатывают проценты на хранении денег, и договориться о том, что какой-то небольшой процент от имеющихся в «мини-банке» денег будет отдаваться ему лично за работу банкиром, например, 3% или 5%.

Практика «Совместные покупки»

Цель: показать принципы финансового планирования и разумных покупок, объяснить происхождение стоимости товара и основы финансовой безопасности.

Суть практики:

Регулярно совершайте совместные походы в магазин. Дайте ребенку возможность самому выбирать товар из вашего списка. Обсудите, почему стоимость похожих товаров отличается: из-за величины упаковки, например, или она разная у каждого из производителей.

На первом этапе предлагайте ему найти конкретный товар на полке и довезти его до кассы, затем выгрузить на ленту, после чего сложить в пакет.

На следующем этапе можно дать более сложное поручение, например, выбрать все для собственного завтрака.

Со временем вы увидите, когда ребенок готов выполнять самостоятельные несложные покупки.

Практика «Таблица расходов»

Цель: научить считать деньги, показать принципы финансового планирования.

Суть практики:

Научите ребенка подсчитывать деньги, которые он собрал, заработал и потратил за неделю, а потом вписывать в таблицу получившиеся суммы. Эти действия должны войти в привычку.

Договоритесь о времени в расписании дня, когда ребенок будет уделять этому занятию 10 минут.



Предварительный просмотр:

Перспективный план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с профессиями взрослых.

Месяц

Профессия

Цели

Методические приёмы

сентябрь

Строитель

Архитектор

Воспитатель

Формирование представлений о важности профессии строителя, об объектах, которые возводят строители, их разнообразии и назначении.

Формирование представлений об архитектуре как искусстве создавать сооружения, о различных видах архитектуры (жилые здания, сооружение мостов, оформление площадей, памятников, др.), об особенностях архитектуры, её функциях (польза, прочность, красота).

Закрепление представлений о профессии воспитателя.

Формирование  чувства благодарности к профессии, желание оказывать посильную помощь

- рассказ;

- ситуативные беседы;

- рассматривание иллюстраций;

- чтение произведений: сказки «Теремок», «Кто построил этот дом?» Баруздина, «Здесь будет город» А. Маркуши, «Как метро строили» Ф. Лева;

- рисование «Строительство дома»;

- изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр.

Знакомство с архитектурой своего города: рассматривание фотографий, зданий ближайшего окружения, иллюстраций зданий разного назначения, слайдов;

- беседы: «Дома бывают разные», «Что есть в городе для детей?»

- строительные игры;

- загадки о зданиях;

- продуктивная деятельность: (лепка, рисование, аппликация, конструирование): «Наша улица», «Построим разные дома».

Беседы: «Кто и как работает в детском саду?», «Почему мне нравится ходить в детский сад?»;

- рисование на тему: «Наши воспитатели»;

- подбор атрибутов для игры в «Детский сад»;

- продуктивная деятельность: изготовление поздравительных открыток ко «Дню дошкольных работников».

октябрь

Учитель

Шофёр

(водитель)

Ветеринар

Знакомство с профессией учитель (ее важность).  

Формирование   понимания выполнения определенных правил поведения в школе.

Воспитание желания учиться.

Расширение представлений о труде водителя.

Закрепление представлений о разных видах транспорта.

Формирование представлений о профессии ветеринарного врача.

Расширение и активизация словаря по теме.

Экскурсия в школу;

- беседа с учителем;

- чтение произведений Л. Воронковой «Подружки идут в школу», Э. Мошковской «Мы играем в школу»;

- разучивание стихотворений о школе;

- загадывание и составление тематических загадок;

- пополнение атрибутами сюжетно-ролевой игры «Школа».

Беседы с детьми о профессии;

- рассматривание тематических картинок «Виды транспорта»;

- чтение М. Ильина, Е. Сегала «Машины на нашей улице», А. Соколовского «Здравствуйте, товарищ милиционер», В. Маяковского «Кем быть»;

- загадывание загадок на тему «Транспорт»;

- пополнение атрибутами сюжетно-ролевых игр.

Экскурсия в медицинский кабинет;

- рассматривание медицинских инструментов;

- чтение сказки К. Чуковского «Доктор Айболит», В. Маяковского «Кем быть», Александровой «Дозор»;

- разбор проблемной ситуации «У тебя заболел котёнок?», «Вызов врача»;

- рисование «Моё любимое животное»;

- изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой  игре.

ноябрь

Полицейский, инспектор ГБДД

Работник МЧС

Расширение представлений детей о людях «отважных профессий». Формирование осознания того, чтобы совершать подвиги, надо заниматься спортом, вести здоровый образ жизни.

Целевая прогулка по близлежащим улицам;

- игровое упражнение «Сигналы жезла регулировщика»;

- проблемная ситуация «Что будет, если исчезнет полиция?»;

- чтение С. Михалкова «Дядя Стёпа»;

- изготовление атрибутов для игр;

- рассматривание иллюстраций;

- беседа «Как работают пожарные?»;

- чтение С. Маршака «Пожар»;

- продуктивная деятельность: «Плакаты о противопожарной безопасности».

декабрь

Художник

Скульптор

Расширение представлений об условиях, в которых работает художник.

Закрепление:

- разных жанров живописи: пейзаж, портрет, натюрморт;

- изобразительных материалов: масляные краски, акварель, уголь, холст, мольберт, палитра.

Развитие интереса к изобразительной деятельности.

Знакомство с профессией скульптора, её особенностями. Закрепление представлений о скульптуре малых формы и монументальной.

Формирование умения видеть выразительный образ (жесты, мимику, позу, движение), разнообразие материала (фарфор, камень, стекло, дерево, металл, бронза).

Развитие художественного вкуса.

Рассматривание портретов, натюрмортов, пейзажей;

- рассматривание фотопортретов и т.д.;

- дидактические игры: «Портрет моего друга», «Нарисуй себя»; «Что нужно художнику?»;

- беседа: «Кто такой человек-творец?».

Рассматривание репродукций, слайдов, фотографий различных видов скульптур;

- лепка из солёного теста;

- сюжетно-ролевая игра «Скульптор».

январь

Артист цирка

Композитор

(музыкант)

Журналист

(корреспондент)

 Знакомство с профессиями циркового искусства (жонглёр, акробат, фокусник, клоун, дрессировщик).

Закрепление представлений об особенностях этих профессий. Развитие творческих способностей. Обогащение словаря по теме: арена, занавес, купол, факир, др.

Знакомство с профессией композитор (музыкант).

 Упражнение в названии и узнавании различных жанров музыки (марш, танец, песня…), музыкальных инструментах (фортепьяно, скрипка, гитара), в определении характерных особенностей музыкальных произведений.

Развитие музыкального вкуса.

Знакомство с профессией журналист (корреспондент), их особенностями

Рассматривание иллюстраций;

- ситуативные беседы: «Что вы видели в цирке?»;

- игровое упражнение: «Покажи фокус»;

- сюжетно- ролевая игра «Цирк»;

- продуктивная деятельность:

изготовление афиш, билетов

Слушание различных музыкальных произведений;

- музыкально-дидактические игры «Что подсказывает музыка?», «Какой музыкальный инструмент?»;

- драматизация музыкальных пьес, сказок;

- игры на детских музыкальных инструментах;

- сюжетно-ролевая игра: «Концерт».

Просмотр фрагментов телепередач;

-  рассказ воспитателя;

- игровая ситуация «Ты берёшь интервью»;

- беседа «Как нам организовать детское телевидение?»

февраль

Военный

Продавец

Формирование представлений о герое-войне, нравственной сущности его подвига во имя Родины.

Обогащение знаний о подвигах воинов-танкистов, воинов-моряков, воинов-летчиков.

 Расширение представлений о типах военной техники. Воспитание чувство патриотизма.

Расширение представлений о профессии продавца, ее особенностях.

- Экскурсии к памятникам;

- рассматривание буклетов о воинах-героях;

- чтение Л. Кассиля «Памятник советскому солдату», В. Никольского «Что умеют танкисты?», Я. Длугаленского «Что умеют солдаты?»; др.

- изготовление атрибутов к играм.

- Экскурсии, целевые прогулки к магазинам;

- рассказ воспитателя;

- рассказ ребёнка «Мы с мамой ходили в магазин»;

- продуктивная деятельность: изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм.

март

Актёр театра

Писатель

Дизайнер  

 Знакомство с театром, профессиями людей, работающих в нем.

Формирование навыков определенного поведения в театре.

Развитие творческих способностей.

Обогащение тематического речевого словаря: сцена, занавес, партер, амфитеатр.

Знакомство с профессией писатель.

 Упражнение в узнавании и назывании различных литературных жанров (стихи, рассказы, сказки, произведения малых фольклорных форм).  Развитие творческих способностей.

Знакомство с профессией дизайнер.

Формирование представлений о различных видах дизайнерской деятельности: дизайнер интерьеров, дизайнер одежды (модельер), дизайнер мебели и т.д.

Игры-драматизации;

- игры с использованием пантомимы, мимики;

- рассматривание иллюстраций;

- чтение: Н. Евреинов «Что такое театр?»;

- беседа «В каких театрах вы побывали?»;

- продуктивная деятельность: изготовление билетов, афиш, программок;

- сюжетно-ролевая игра: «Кукольный театр».

 Рассматривание книг;

- чтение произведений различных литературных жанров;

- игровые упражнения: «Придумай сказку», «Сочини небылицу», «Что будет если…», «Что сначала, что потом»;

- драматизация сказок «на новый лад».

 Рассматривание тканей, иллюстраций, журналов мод;

- рисование эскизов одежды;

- игры: «Оденем куклу», «Модельер»;

- продуктивная деятельность: «Узоры для ткани», «Журнал мод»;

- сюжетно-ролевая игра «Магазин ткани», «Дом мод»

апрель

Космонавт

Библиотекарь

Художник-иллюстратор

Расширение представлений о профессии космонавт, ее особенностях, личных качествах космонавта.

Расширение представлений о  библиотеке, как «доме для книг». Знакомство с профессией библиотекарь, его функциональными обязанностями.

Формирование навыков правильного поведения в библиотеке, читальном зале.

Знакомство с спецификой труда художников-иллюстраторов. Формирование понимания того, что художник-иллюстратор, создавая иллюстрацию,  учитывает жанр литературного произведения и использует различные средства выразительности.

- Рассматривание иллюстраций;

- рассказ воспитателя;

- чтение: С. Баруздин «Первый человек в космосе»;

- продуктивная деятельность: «Бортовой журнал», «Карты звёздного неба»;

Экскурсия в библиотеку;

- беседы: «Что мы знаем о библиотеке?», «Как работает библиотекарь?»;

- продуктивная деятельность: книжки-малышки; формуляры для игры в «Библиотеку».

Выставка книг с картинками и без;

- рассматривание иллюстраций двух-трёх художников к одному произведению с целью сравнения;

- игровое упражнение «Нарисуем книгу», «Нарисуй любимого героя»;

- изготовление книжек-малышек;

- составление иллюстрированных книг для малышей.

май

Врач (доктор).

Медицинская сестра

Музейный работник

Расширение представлений о деятельности медицинских работников.

 

Расширенное представлений о музейных работниках. Приобщение к истокам традиций русской культуры.

Закрепление  знания о вещах и предметах прошлого и настоящего.

Рассматривание иллюстраций;

- беседа о работе врачей в поликлинике;

-  чтение: А. Барто «Мы с Тамарой», «Очки»;

- продуктивная деятельность: изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре.

Экскурсия в музей;

- создание альбома «Русская изба»;

- продуктивная деятельность: «Здание музея»;

- чтение сказок;

- конструирование «Русская изба»



Предварительный просмотр:

Конспект НОД по финансовой грамотности в подготовительной  группе

на тему «Секреты Феечки Копеечки»

Цель: содействие формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством разнообразных видов деятельности.

Задачи.

Образовательные:

- закрепить представления детей о возникновении денег, о денежных единицах, о том, что деньги - универсальное и удобное средство обмена;

- формировать первичные экономические понятия («монета», «купюра», «копейка», «рубль», «наличные - безналичные деньги» и другие);

- показать способ практической деятельности по осуществлению процесса обмена.

Развивающие:

- развивать экономическое, логическое мышление;

- способствовать развитию аналитико-синтетических умений и действий;

- совершенствовать коммуникативные качества детей, навыки общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

- развивать память, внимание, речь;

- расширять кругозор.

Воспитательные:

- воспитывать любознательность и интерес к экономической сфере жизнедеятельности:

- подводить детей к пониманию роли денег в жизни человека;

- формировать положительную мотивацию к образовательной деятельности в целом.

К образовательной деятельности были подобраны оборудование и материалы: кукла «Феечка Копеечка», подборка картинок для рассматривания на экране телевизора, «медали» и картинки с изображение предметов для игры «Обмен», конверты (большого и маленького размера) с монеткой и купюрой, простые карандаши, конверты -домики и фонарики для игры «Где живут деньги», «монетка» для проведения гимнастики для глаз.

Ход :

Воспитатель: С добрым утром! С новым днём!
С новым солнцем за окном!
Утро доброе встречай!
День хороший начинай!
(Дети становятся в круг)

-Ребята, здравствуйте! Прежде чем мы начнем наше занятие, я предлагаю нам познакомится. В этом нам поможет игра «Круг классных ребят».

Положите ладошки на ладошки рядом стоящих людей. Хлопаем на ладошку соседа и называем свое имя. (Воспитатель начинает и им заканчивают) 

-Анастасия Алексеевна(хлопок)…(дети называют каждый свое имя)

-Молодцы! Вот мы и познакомились. А теперь чтобы сегодня у нас все получилось, предлагаю вам сказать волшебные слова

«Мы ребята просто класс,

Все получится у нас!»

-Ребята, я сегодня к вам пришла не с пустыми руками. Принесла с собой очень вот такую интересную коробку, в которой спряталась героиня (герой) одной волшебной сказки. Как вы думаете, кто это мог бы быть?

(ответы детей)

-(открываю коробку)

-Ребята, кто сможет мне сказать из какой сказки это героиня?( ответы)

-Эту девочку зовут Феечка Копеечка из сказки «Приключения Феечки Копеечки». Она живет у меня в группе. У нее много тайн, которыми она делится с моими детьми. Как вы думаете о чем ее тайны, если ее зовут Феечка Копеечка?( ответы детей).

- Феечка Копеечка знает очень много о деньгах, товарах и услугах.Она хранит свои тайны, а дети моей группы очень любят их разгадывать и узнавать что-то новое. А вы хотели бы разгадать тайны Феечки Копеечки?(да)

- Отлично! Тогда прежде чем мы начнем разгадывать тайны Копеечке , предлагаю вам немного подготовиться и сделать гимнастику для глаз. ( гимнастика с монеткой в руках)

-А сейчас я предлагаю вам сделать выбор, под каким номером тайну вы хотели бы узнать? (выбор детей)

I.

-Отлично! Феечка Копеечка, ребята хотят разгадать твою тайну под номером

Итак, посмотрите на экран. Слайд.

-Назовите предметы, которые видите? (корова, соль, топор, ракушки,  меха, рыба)

-Что общего между этими предметами? (ответы детей).

-Все ваши ответы очень интересные, но на самом деле, раньше эти предметы служили людям для совершения обмена. Коров меняли на топор, те, у кого было много соли обменивали ее на ракушки, а кто был богат мехами и шкурами животных обменивали это богатство на рыбу. Так происходило, потому что у людей в то время не было денег.

-Как вы думаете, это удобно было? Почему неудобно? ( ответы детей)

-Сейчас я предлагаю немного поиграть в игру, которая так и называется «Обмен».

- Каждому из вас я на шею повешу медальки с изображением товара, которого у вас нет, но вы очень хотите его получить и выменять у кого-то.

- А в руки вам дам карточки с изображением товара который у вас есть, и вот вы должны постараться так произвести обмен чтобы получить нужную вам вещь, ту , которая изображена на медальке.

- Понравилось вам обмениваться своим товаром?

Получили желаемый результат? Какие вы молодцы справились с задачей и обменяли один товар на другой. Обмен состоялся? (Да).

Первая тайна Феечки Копеечки открыта.

Давайте решим под каким номером будем открывать следующую тайну Феечки Копеечки. (дети выбирают).

II.

-Отлично! Мы с вами выяснили, что обмениваться коровами и ракушками было неудобно. Но шло время, люди продолжали работать, торговать. Научились добывать металл и придумали делать деньги из него. Деньги чеканили из драгоценных металлов золота, серебра, делали медные, бронзовые монеты. И рисунок наносили на монетки, какой угодно. Их можно было не только держать в кошельке, но и носить на шее. Так появились металлические деньги- МОНЕТКИ (слайды).

Кстати, когда монеты начали чеканить в Российской империи, то на монетах, выдавливали три, пять точек, так как население было неграмотным и не могло прочитать, какая это монетка.

-А что сейчас мы можем увидеть на монетах? (цифры).

-Давайте проверим ваши предположения и проведем эксперимент.( предлагаю присесть за столы)

Копеечка приготовила для вас волшебные конверты. ( с обратной стороны конверта изображение копеечки феи) и положите конверт так, чтобы монетка феечки спряталась под конвертом, а теперь простым карандашом способом частой штриховки, заштрихуйте верхнюю (лицевую часть)? конверта.

-Ребята, смотрите случилось волшебство, монетка появилась на верхней части конвертика.

-Посмотрите внимательно, у кого какая цифра видна?( ответы детей).

-Эти цифры на монетках называют НОМИНАЛ .

-Вот и разгадали еще одну тайну Феечки Копеечки. У каждой монетки свой номинал. У меня 5 рублей, а у тебя?......( спрашиваю у всех).

- Ребята, прежде чем мы разгадаем следующую тайну Феечки Копеечки, предлагаю Вам отдохнуть.

ФИЗМИНУТКА

1.«Покупка»

Мы бежали по дорожке (бег на месте)

Вдруг, порвались босоножки! (один громкий хлопок в ладоши)

Что же делать? Как нам быть? (разводим поочередно руки в стороны)

Где же обувь нам добыть? (обнять щечки ладошками и покачать головой)

Будем туфли покупать! (потопать ногами в ритм словам 4 или 7раз)

Станем денежки считать! (потереть большим пальчиком другие пальцы, обеими руками одновременно)

Один (рубль, два, три, четыре (с размахом вскользь хлопаем правой ладонью об левую и наоборот, 4 хлопка)

Вот мы туфельки купили! (указываем ручками на обувь, выставляя на пяточку то правую, то левую ножку).

2. «Будем денежки считать»

Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)

Будем денежки считать (сжимаем и разжимаем пальцы рук)

Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)

Дом, в котором мы живём.

Третья монетка - одежду купить (отгибаем средний палец)

На четвёртую монетку купим, есть, и пить (отгибаем указательный палец)

Ну, а пятую пока (шевелим большим пальцем)

Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец, в кулак, согнув все пальцы).

-Давайте выбирать, под каким номером откроем следующую тайну Феечки Копеечки? ( выбирают дети).

III

-Отлично! Так как металлические деньги были тяжелы и занимали много места, люди придумали другой выход. Как думаете какой? ( предположения детей)  Появились  бумажные деньги. Впервые  они появились в Китае и были очень большого размера,  как лист бумаги. (слайд )

Причина появления бумажных денег в Китае довольно проста: на территории Китая не хватало полезных ископаемых золота, серебра, то из чего делали монеты, поэтому для изготовления денежных средств использовалась бумага, которая производилась из коры тутового дерева.

- А как вы думаете, бумажные деньги тоже называли монетой? ( НЕТ)

IV

Бумажные деньги называют БАНКНОТЫ.  Как думаете, а у банкнот есть номинал?

-Посмотрите на экран, назовите с каким номиналом изображена банкнота в левом верхнем углу? В правом нижнем? В правом верхнем? В левом нижнем? В центре?

-А у меня в руках банкноты , номинал которых 5000. Предлагаю вам подержать их в руках, потрогать, сложить, посмотреть на них. Вы их видите?( да)

-Вы сами не заметили , как открыли еще одну тайну Феечки Копеечки. Деньги, которые мы можем увидеть в лицо, потрогать- называются НАЛИЧНЫЕ. А сможете догадаться, как называются деньги, которые мы не видим, но можем ими оплачивать товары в магазине с помощью пластиковой карты?? Такие деньги называют –БЕЗНАЛИЧНЫЕ.

-Ребята, скажите , а для чего нам вообще нужны деньги? ( ответы детей).

-Молодцы ! И я предлагаю вам поиграть в словесную игру «Можно и нельзя купить».

Для этого давайте станем в круг, улыбнемся друг другу. Я буду называть слова, если это можно купить, вы говорите, да. Если нельзя, то говорите –нет.

V

Конфета, компьютер, мармелад, телефон, самокат, сок, торт, велосипед…ДРУЖБА.

-Молодцы! Конечно, же дружбу нельзя купить не за какие деньги.  И это была последняя тайна Феечки Копеечки, которую мы с Вами открыли.

А что еще нельзя купить за деньги? Правильно, молодцы. А еще нельзя купить знания.

-Ребята, дружбу, любовь, здоровье, я вам советую беречь. А знания вам помогут добывать добрые и полезные книжки. И сегодня я хочу вам оставить на память эту энциклопедию. И Феечка Копеечка приготовила вам сюрприз.Она очень любит собирать кошельки, у нас в группе целая коллекция и сегодня она решила поделиться с вами своей коллекцией. Но кошелечки не простые, внутри спрятались «сладкие» деньги.

-А сейчас скажите, у нас сегодня с вами все получилось? Тогда давайте положим наши ладошки друг на друга и повторим волшебные слова:

«Мы ребята просто класс,

Получилось все у нас!»

Спасибо вам большое! До свидания!



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 127» ГОРОДА КУРСКА

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в группе  общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет на тему:

«Познавательная математика с Фиксиками»

Подготовила:

Абросимова Анастасия Алексеевна

Курск

Программные задачи: Образовательные:

формировать умение решать логические задачи; -закрепить названия геометрических фигур;

-продолжать упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги;

-закрепить навыки количественного, порядкового, счёта в пределах 5;

-продолжать упражнять в соотнесении цифры с количеством предметов; -закрепить умение выделять из группы предметы, отличающиеся каким-либо признаком. Развивающие:

-развивать мелкую моторику рук;

-развивать внимание, усидчивость, логическое мышление, связную речь и конструктивные навыки. Воспитательные:

-воспитывать отзывчивость, желание помогать героям.

Демонстрационный материал: презентация к НОД проектор, экран.

ход

1 часть. Вводная. Приветствие.

Воспитатель:

-Настал денек, пришел часок Вы в детский сад пришли. Давайте всем похлопаем,

Что вы сюда дошли.

А Маша здесь? (перечисляем каждого ребенка по имени) -Я здесь!

Мы ей привет пошлем

В ладоши ей похлопаем и ручками махнем!

Воспитатель:

-Я приготовила для вас загадку. Послушайте и попытайтесь отгадать.

Человечки очень скоро Чинят все электроприборы! Их не видно, не смотри, Ведь они живут внутри.

Нету места мистике,

Если рядом. . . (Фиксики.) (Ответы детей) Воспитатель:

-Правильно. Я не просто так загадала вам загадку именно про фиксиков. Сегодня на электронную почту я получила сообщение. Посмотрите и послушайте.

2часть. Мотивация детей на деятельность.

(на экране изображение «Симки и Нолика», звучит «голосовое сообщение»)

«Здравствуйте, Дорогие ребята! Дим ДИМЫЧ уехал с роДителями к бабушке в гости, а папус И мамус уехали в отпуск, а мы заскучали U решили посмотреть в окошко, а там на стекле — разноцветные листочки. Мы знаем, что листья зеленые. Ребята, вы не знаете, что с ними произошло? Почему они поменяли цвет?»

Воспитатель:

Ребята, поможем разобраться Фиксикам?

Почему листья стали цветными? (ответы детей) Что еще происходит осенью?

-Ой, ребята, подождите...(подхожу к экрану) фиксикам очень стыдно, что они ничего не знают про осень и стесняются задавать вам вопросы, поэтому они просят меня озвучить их задания и вопросы для вас. Вы согласны?

З часть основная.

Воспитатель:

-Первый вопрос от Нолика. Как мы уже узнали из электронного сообщения, выглянув осенью в окно, Нолик увидел три листочка. Давайте поможем разобраться Нолику, что это за листочки. (показываю слайд лист тополя, клена, дуба) - Листья каких деревьев вы видите?

-На какие геометрические фигуры похожи эти листья?

(треугольник, круг, овал)

Задание: «Продолжи ряд».

- Молодцы справились с заданием. Давайте проверим внимание на экран. Воспитатель:

-Следующий вопрос от Симки. Она слышала от Дим Димыча, что осенью нужно теплее одеваться, но какую одежду выбрать она не знает.

Слайд «Четвертый лишний»

-Посмотрите на экран и скажите какой предмет одежды лишний? (проблема: лишняя шапка, т.к. это головной убор. А платье можно надеть под пальто.) Воспитатель:

Пока Симка выбирала одежду, утюг прожег ее и образовались дырочки. Что нам делать? ( подобрать заплатку)

Задание «Подбери заплатку»

-А теперь проверим себя. (на экране). Молодцы! Воспитатель:

-Следующий вопрос от Нолика. Из передачи в Мире животных Нолик узнал, что животные тоже готовятся к осени: птицы улетают на юг, медведи спать собираются-берлогу утепляют. А белочка и ежик грибы собирают. Давайте посмотрим, сколько грибов собрал ежик, а сколько белочка. Задание «Сосчитай грибы»

(считают грибы: 3,4)

-Как сделать так, чтобы их стало поровну?

Зачем белка осенью грибы собирает?

  • А зачем грибы собирает еж?

-Ребята, еж- хищник и он не собирает грибы, чтобы ими питаться. Они ему нужны для того, чтобы чистить иголки. Грибы и яблоки на спине еже выделяют сок, таким образом очищая иголки от загрязнений.

Физкультминутка (под музыку из мультфильма «Фиксики» сочетание гимнастики для глаз, дыхательной, ритмических движений.

Воспитатель:

  • Следующий вопрос от Симки. Она рассказывает нам, что папус и мамус ездили на дачу и собрали урожай. (слайд). И Симка нам предлагает поиграть в «молчанку». Но не просто посидеть помолчать. А показать цифру, которая обозначает количество овощей.

1 -капуста

2-моркови

З -лука

4-перца

5-помидор

(выкладываем цифры в ряд перед собой- числовой ряд 1-5) Воспитатель:

Молодцы! А теперь положите в коробочку ту цифру, которая обозначает:

-сколько ушей у двух мышей?

-сколько цветов у светофора?

-сколько солнышек на небе?

-сколько носов у двух фиксиков?

Какая цифра осталась? (5). А эта ваша оценка за правильно выполненное задание!

Воспитатель:

Задание «Раскрась яблоки»

Вопрос от Нолика. Нолик вместе с Симкой приготовили осенний натюрморт для Дим Димыча. Но у них нет цветных карандашей, чтобы его раскрасить. Поможете фиксикам? Но раскрасить нужно не просто разными цветами, а так, чтобы 1-ое яблоко было не красное, а последнее-не зеленое.

(слайд проверка)

 -Посмотрите Нолик раскрасил таким способом яблоки, а Симка по-другому.

Но оба они правы.

Рефлексия.

Воспитатель:

-Что понравилось на занятии? Какие задания были сложными? А теперь поднимите красный карандаш те, кто ошибся хоть один раз.

-Вы все молодцы! Давайте похлопаем друг другу.

Сюрпризный момент. Посылка от фиксиков с яблоками.



Предварительный просмотр:

Конспект интегрированной образовательной деятельности

для детей 6-7 лет «Осторожно, огонь!»

Образовательные задачи:

- формировать у детей понятие «пожарная безопасность»;

- способствовать пониманию необходимости соблюдения правил пожарной безопасности;

- закрепить знания о причинах возникновения пожара;

- формировать элементарные умения и навыки в поведении при возникновении пожара;

- закрепить представления детей о том, что огонь «боится» песка, воды и земли»;

- закрепить знания о пользе и вреде огня.

Развивающие задачи:

- формировать у детей умение правильно действовать в различных ситуациях;

- обобщать знания о правилах пожарной безопасности в быту и на улице;  

- развивать умение пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.

Воспитательные задачи:

- воспитывать ответственность за себя и за жизнь своих близких;

- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, уважение к труду пожарных.

Ход.

Воспитатель: - давайте представим, что мы вы с вами были на прогулке

Раз, два, три, четыре, пять

Мы во двор пришли гулять. (Маршируем по кругу)

Бабу снежную лепили, («Лепим» комочек двумя ладонями)

Птичек крошками кормили, (соответствующие движения пальцами)

С горки мы потом катались, (Парами едут «На саночках»)

А ещё в снегу валялись. (Движения на ковре)

Все в снегу домой пришли. (Отряхиваем ладошки)

Съели суп и спать легли (Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)

Но мы с вами спать не будем, у нас будет увлекательная и познавательная игра .

Воспитатель: Отгадайте, из какого произведения стихотворение?

Что за дым над головой?

Что за гром на мостовой?

Дом пылает за углом.

Ставит лестницы команда-

От огня спасает дом.

(С. Михалков «Дядя Стёпа»)

 - Как вы считаете, почему мог загореться дом? (ответы детей)

Сегодня мы с вами будем говорить о тех опасностях, которые могут приключиться с каждым из нас. И поэтому мы должны знать, как правильно вести себя, если нам угрожает опасность, но в начале давайте немного поиграем. Я хочу предложить вам игру «А ну-ка, отгадай». Задача: слушать внимательно, отгадать загадку.

1.Я мохнатый, я кудлатый,
Я зимой над каждой хатой,
Над пожаром и заводом,
Над костром и пароходом.
Но нигде-нигде меня
Не бывает без огня.
(Дым.)

2.Кротким пленником годами
Я живу внутри печи
И варю супы с борщами,
Выпекаю калачи.
Я даю тепло для дома,
Но во мне всегда, поверь,
Пострашней раскатов грома
Кровожадный спрятан зверь.
(Огонь.)

3. Победит огонь коварный
Тот, кого зовут…
 

(Пожарный)

4. Что за тесный, тесный дом? 
Сто сестричек жмутся в нем.
И любая из сестричек
Может вспыхнуть, как костер.
Не шути с сестричками,
Тоненькими …

(спичками)

5.Висит - молчит,
а перевернешь, шипит, и пена летит

(огнетушитель)

- Молодцы. А сейчас проверим, знаете ли вы, по какому номеру телефона необходимо позвонить, если случился пожар.

(На столе раскладываются карточки с номерами экстренных служб (01, 02, 03, 04, 112), при этом дети стоят спиной к данному столу. По очереди каждый из детей поворачивается и молча берет ту карточку, которую считает правильной и становится на свое место, держа выбранную карточку перед собой (передней стороной к себе). После того, как все выбрали себе карточки, дети поворачивают карточки с номером телефона (Правильность номера обсуждается).

- Если нам необходимо позвонить в пожарную часть, то как правильно это сделать? Проводится ситуативная игра «Звонок в пожарную часть». Вместе с детьми уточняется порядок сообщаемых сведений:

-точный адрес пожара или возгорания;

- место, где обнаружено возгорание (квартира, частный дом, гараж и т.д.);

- объект, который горит (мебель, телевизор, автомобиль);

- фамилия и имя звонящего, номер его телефона. 

Молодцы, теперь мы точно знаем, как правильно вызвать пожарных!

Воспитатель: - миллионы лет назад люди научились добывать огонь. На огне люди готовили себе пищу, защищались от диких зверей. Но стоило огню дать волю, оставить его без контроля, как добрые действия огня превращались в зло, одним из них является пожар. И очень часто они возникают там, где неосторожно и небрежно обращались с огнем.

Чтобы научиться правильному обращению с огнем, я приглашаю вас в экспериментальную лабораторию. Здесь я буду проводить опыты с огнем, а вы мне помогать. Как вы думаете, почему проводить эксперименты буду я (ответы детей).

Опыт 1. Зажигаю свечу. Когда я зажгла свечу, что вы увидели? (огонь) . Какой он? Он яркий, красивый, так и привлекает к себе внимание. Как вы думаете, можно ли к нему прикоснуться? (Нет) Объясните, почему? (можно обжечься).
Да, действительно, огонь – стихия яркая, привлекательная, но в то же время и очень опасная.

Опыт 2. Держу над пламенем стекло. Почему я взяла стекло, а не пластик? Это материал, который не загорится и не нагреется быстро. Через некоторое время будет видно почернение. Что Вы видите? Стекло покрылось копотью. Предлагаю детям, когда стекло остынет, прикоснуться к нему пальцами, убедиться, что оно пачкается. Опыт показал, что в результате горения образуется копоть. Как она влияет на природу, людей, животных?

Опыт 3. А еще хочу сказать, что огонь дышит. Скажите, чем дышит человек? (воздухом, кислородом). Накрываю горящую свечу пустой банкой. Пламя быстро погасло. Почему? Потому что в банке остался газ, непригодный для дыхания ни человека, ни огня. Так же как мы потушили свечу, накрыв её банкой, можно потушить загоревшееся на сковороде масло. Достаточно просто накрыть её крышкой. Если огонь становится опасным, как человек может с ним справиться (его можно потушить). Чего же боится огонь? (Ответы детей)

Опыт 4: способы тушения огня (в поднос налить немного воды, спросить у детей, для чего мы это сделали).  Ставлю на поднос свечи и поочередно их зажигаю, а детям предлагаю затушить пламя водой, песком, плотной тканью. Дети выполняют опыт под руководством воспитателя.

- Мы с вами узнали, какими свойствами обладает огонь и как надо с ним обращаться, что бы он не навредил нам.

- Кто тушит пожары? Какими должны быть пожарные? А теперь предлагаю провести испытания на звание «Юный пожарный». Дети делятся на две  команды.

Сначала небольшая разминка

Пламя высоко взлетает! (Дети поднимают руки)

Дыма черного клубы! (Выполняют круговые движения руками)

Искры в воздухе сверкают! (Взмахи руками)

Все за дело! Шланг тяни! (Имитируют, как разматывают и тянут шланг)

Шланг мы дружно размотали. Ну, огонь теперь держись!


1 эстафета. «Осторожно, огонь!». Задача: пробежать с ведром через «преграды», «вылить воду» на «огонь», вернуться назад и передать ведро следующему. Чья команда окажется быстрее?

2 эстафета. Вы уже знаете, что, когда пожарные едут на вызов, у них есть 21 секунда, чтобы надеть свою специальную защитную одежду. Давайте и мы с вами попробуем примерить боевую одежду пожарного. (Игра на время).

- Молодцы! Испытания пройдены на отлично! А теперь давайте запомним правила поведения во время пожара. Детям составляют фото инструкцию из готовых картинок.

-Хорошо, теперь я уверена, что вы точно знаете, как вести себя в опасной ситуации.

Рефлексия:

- А теперь, давайте, присядем и на минутку представим, что бы мы сделали, если бы были добрым огнем (звучит музыка, дети по очереди передают свечу и продолжают фразу: «если бы я был добрым огнем…»

- Давайте все вместе задуем этот огонек, надеюсь, что после нашей встречи мы с огнем будем хорошими друзьями.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Перспективно-тематическое планирование

«Приобщение детей к истокам русской национальной культуре»

Младший дошкольный возраст

Дата

Тема

Содержание

Сентябрь

8 сентября

Наталья-овсяница

Показать детям колосья овса, зерна, овсяные хлопья, дать попробовать овсяное печенье.

13 сентября

Куприян

Начинали копать картофель; рассмотреть разнообразные корнеплоды, сравнить их, сварить и попробовать картофель в мундире.

Узорица колыбельных песен

Споем колыбельную Машеньке.

23 сентября

Петр и Павел-рябинники

Рассмотреть дерево, листья, кисти рябины.

Октябрь

1 октября

Арина – журавлиный лет. Арина - шиповник

Рассмотреть ягоды шиповника. Заварить чай, попробовать на вкус.

10 октября

Савватий - пчельник

В народе говорят, что надобно на голодный желудок, что ни утро, по чайной ложке меда съедать; дать детям попробовать мед.

Ходит Ваня посреди кружочка

Разучивание народной игры

Осенины

Ноябрь  

11 ноября

Анастасия-овчарница

Начинали стричь овец. Рассмотреть изображение овцы; показать овечью шерсть, рассмотреть шерстяные вещи.

12 ноября

Зимовий-синичник. Синичкин день.

Прилетают зимующие птицы, рассмотреть изображения.

Мы любим пряники

Рассмотреть разные пряники, попробовать.

Взяв ложки и рожок, веселись и ты, дружок

Знакомство, рассматривание народных инструментов.

Декабрь

День Катерины-Санницы

Праздничные катания на санках.   7 декабря

Раз, два, три, четыре, пять. Вышел зайчик погулять

Народные считалки как неотъемлемая часть любой игры.

Это, братцы, да не чудо ли?

Разучивание небылиц, прибауток.

Январь

Коляда, коляда, ты подай пирога

Разучивание колядки

Свистушки – веселые игрушки

Знакомство с кожлянской игрушкой

Сядем рядком, да поговорим ладком

По страницам русских народных сказок, загадок.

Февраль

Солнышко, появись, красное, обрядись

Окликание солнышка.

Попляши, попляши, твои ножки хороши

Свободные плясовые движения под веселую народную музыку

Не дорого дело – дорога угода

Поздравление пап, дедушек с праздником, воспитание любви к старшим.

Март

Разучим песенку для заклинания солнышка

Рано-рано поутру пастушок ту-ру-ру-ру

Знакомство с домашними животными.

17 марта

Герасим-грачевник

Поговорить с детьми об этой часто встречающейся красивой птице, а также др. перелетных птицах, возвращающихся в родные края.

22 марта

Сороки

Выучить закличку, объяснить ее смысл:

     Жавороночки, прилетите к нам.

     Красно летечко принесите к нам.

Апрель  

7 апреля

Благовещение

Выпускаем птиц на волю. Поговорить с детьми о птицах, как к ним надо бережно относиться, изготовить из бумаги птичку, прикрепить на ниточке (обруче) в группе, «пускай летает по группе, а вечером встретит родителей».

Ах, да береза

Устроим праздник в честь березы

Снесла курочка яичко

Народная игра-катание яиц

Май 

6 мая

Вставай рано, меть барана

Знакомство с народным обычаем – выгонять в Егорьев День скотину в поле.

15 мая

Соловей мой, Соловьюшек

Слушание грам-записи, игры с игрушками.

 

Перспективно-тематическое планирование

«Приобщение детей к истокам русской национальной культуре»

Средний дошкольный возраст  

Дата

Тема

Содержание

Сентябрь  

8 сентября

Наталья-овсяница

Рассмотреть колосья, зерна, овсяные хлопья, овсяное печенье. Рассказать где и как выращивают овес, как на стол попадает геркулесовая каша. Познакомить с орудием крестьянского труда – серпом. Объяснить, как в наше время обмолачивают овес

13 сентября

Куприян

Начинали дергать корнеплоды и копать картофель. Рассмотреть разнообразные корнеплоды. Сравнить их, попробовать, сварить «картофель в мундире», попробовать. Рассказать, где и как выращивают картофель, познакомить с его целебными свойствами (помогает при ожогах, заживляет раны).

17 сентября

Луков день

Познакомить с лечебными свойствами лука; поговорками «Лук от семи недуг», «Лук да баня все правят», загадать загадки о луке.

23 сентября

Петр и Павел-рябинники

Рассказать о рябине, рассмотреть дерево, кисти. Рассмотреть произведения хохломы, где в орнаменте используются рябиновые листья и ягоды.

Октябрь 

1 октября

Арина – журавлиный лет. Арина - шиповница

Рассмотреть плоды шиповника, заварить чай, рассказать о целебных свойствах. Показать изображение журавля, поговорить о перелетных птицах.

Осенины

10 октября

Совватий-пчельник

Провести беседу «Пчелы». Рассказать, откуда берется мед, как пчелы собирают нектар с цветков. Пчелы – персонаж весенних закличек, их просят принести на своих крылышках весну из-за моря. Трудолюбивого человека ласково называют «пчелкой».

27 октября

Параскева пятница

С этого дня на Руси начинали мять лен. Существовало поверье, что льняная нить сама по себе является оберегом, который обеспечивает человеку защиту и здоровье. Процесс обработки отражен в р.н. игре «Лен»

     Посеяли девки лен.

     Посеявши пололи,

     Белы ручки кололи.

     Сбирали девки лен,

     Сбиравши, сушили,

     Сушили да чесали,

     Чесали да пряли.

     Напряли – ткали холст.

Ноябрь  

11 ноябрь

Анастасия - овчарница

Начинали стричь овец. Показать овечью шерсть, рассмотреть шерстяные вещи, показать, как вяжут из шерсти.

12 ноября

Зимовий-синичник

Прилетаю зимующие птицы. Рассмотреть изображения.

14 ноября

Кузьма-Демьян-рукомесленники.

По легенде, эти святые были кузнецами, не брали за работу денег, а только просили кормить их. Рассказать о кузнечном ремесле. Рассмотреть изделия, изготавливаемые кузнецами: колющее оружие – копья, рогатины; ударное – палица (дубина с утолщенным концом, утыканная большими железными гвоздями), булава; режущее оружие – мечи, ножи. Для защиты делали щиты. Самые древние – круглые, в ¼ роста человека. Были щиты деревянные, железные, из камыша, кожи, окрашивались часто в красный цвет. Рассмотреть вооруженного воина, выучить стихи о ратных подвигах русских воинов, рассмотреть картину Васнецова «Богатыри».

Сядем рядком, да поговорим ладком

По страницам р. н. сказок, былин, загадок.

Декабрь

14 декабря

Наум грамотник

С этого дня детей в деревнях начинали учить грамоте.

7 декабря

Екатерина Санница

«Сани, самокаты разукрашены богато». Праздничное катание на санках.

О чем расскажет нам народный костюм

Коляда, коляда, ты подай пирога

Разучивание колядки

Январь

6-7 января

Святой вечер. Рождество

О чем расскажет нам народная игрушка

Знакомство с кожлянской игрушкой

Ходит сон у окна

Колыбельные песни, потешки

Февраль

Солнышко, выгляни из-за горы до вешней поры

Заклички, приговоры

Масленица молвится

Праздник с блинами. Нравственная сторона праздника - прощение.

Сказка, сказка, открой свою тайну

Кто такая Баба Яга? («Путешествие к истокам», брошюра).

23 февраля

23 февраля

Богатыри земли русской. Главное предназначение мужчины на земле – защита Отечества.

Март

14 марта

Евдокия-весновка, свистунья

Рассказать детям о нескольких народных традициях росписи глиняных игрушек (филимоновские, дымковские)

17 марта

Герасим-грачевник

Беседа о граче и др. перелетных птицах.

22 марта

Сороки

Появляются новые приметы весны, вслед за грачами прилетают жаворонки. Молодежь и детвора величают пташек, закликают весну на пригорках.

     Жавороночки, прилетите к нам,

     Красно летечко принесите нам.

Можно украсить и березку яркими ленточками, бумажными птичками. Для украшения подойдет и любая большая ветка. Когда ленточку завязывают на дереве – загадывают желание.

Апрель

7 апреля

Благовещение

Старинный добрый обычай – отпуск птиц на волю. На прогулке понаблюдайте за погодой, прочитайте рассказ или стихотворение о птицах, это должно послужить поводом для разговора о птицах, о современном  отношении к ним, о том, что необходимо о них заботиться на воле, изучать их повадки в природных условиях. В народе говорят, что птицы особенно бодро и радостно встречают этот праздник, отсюда и поверье – выпускать на волю заточенных в клетки птичек. Сложите птичек из разноцветной бумаги, их можно выпустить на «волю» или на ниточках разной длины прикрепить к обручу, повесить в группе. Птицы будут «летать в группе», а вечером встретят родителей.

Яйцо – символ возрождения

Яйцо – символ возрождения: крашанки, писанки, малеванки, дряпанки. Символика цвета. Роспись яйца – писанки в подарок близким. Народная игра «Катание яиц».

Май

6 мая

Вставай рано, меть барана

Знакомство с народным обычаем – выгонять в Егорьев День скотину в поле. Перед выгоном скотину кормили особым хлебом, пасхальным яйцом оглаживали, приговаривали: «Как яичко гладко и кругло, так и лошадушка моя будь гладка и сыта».

15 мая

Праздник соловьиный

Слушание грамзаписи, игры с игрушками-свистульками.

Перспективно-тематическое планирование

«Приобщение детей к истокам русской национальной культуре»

Старший дошкольный возраст  

Дата

Тема

Содержание

Сентябрь  

8 сентября

Наталья-овсяница

Рассмотреть колосья, зерна, овсяные хлопья, овсяное печенье. Рассказать где и как выращивают овес, как на стол попадает геркулесовая каша. Познакомить с орудием крестьянского труда – серпом. Объяснить, как в наше время обмолачивают овес. Рассказать, что много обычаев связано с жатвой. Почти всегда оставляли недожатый пучок колосьев: «Богу на бородку». В некоторых местах эти пучки даже по-разному связывали, завивали, а в середину такой бороды клали куски хлеба с солью. На Украина из колосьев делали сноп и венок, его украшали цветами и лентами, надевали на голову самой красивой девушке. Она несла сноп в деревню, ее сопровождали женщины с песнями.

13 сентября

Куприян

Начинали дергать корнеплоды и копать картофель. Рассмотреть разнообразные корнеплоды. Сравнить их, попробовать, сварить «картофель в мундире», попробовать. Рассказать, где и как выращивают картофель, познакомить с его целебными свойствами (помогает при ожогах, заживляет раны). Рассказать, что картофель в России появился благодаря Петру I, сначала его выращивали как докоративное растение, модницы украшали его цветами шляпки, а мужчины вставляли букетики из цветов в петлицы. Обсудить, какие блюда можно готовить из овощей, сделать овощной салат.

17 сентября

Луков день

Познакомить с лечебными свойствами лука; поговорками «Лук от семи недуг», «Лук да баня все правят», загадать загадки о луке.

23 сентября

Петр и Павел-рябинники

Рассказать о рябине, рассмотреть дерево, кисти. Рассмотреть произведения хохломы, где в орнаменте используются рябиновые листья и ягоды.

Октябрь 

1 октября

Арина – журавлиный лет. Арина - шиповница

Рассмотреть плоды шиповника, заварить чай, рассказать о целебных свойствах, рассмотреть растительный узор, придумать орнамент росписи по мотивам цветов, плодов и листьев шиповника. Показать изображение журавля, поговорить о перелетных птицах.

Осенины

10 октября

Совватий-пчельник

Провести беседу «Пчелы». Рассказать, откуда берется мед, как пчелы собирают нектар с цветков. Пчелы – персонаж весенних закличек, их просят принести на своих крылышках весну из-за моря. Трудолюбивого человека ласково называют «пчелкой». Мед обладает обеззараживающим (его прикладывают к ранкам), успокаивающим, погонным средством, его добавляют в пряники. На Руси пряники делали с помощью специальных пряничных досок, получались разные пряничные фигурки. Можно с детьми попробовать разные пряники.

27 октября

Параскева пятница

С этого дня на Руси начинали мять лен. Существовало поверье, что льняная нить сама по себе является оберегом, который обеспечивает человеку защиту и здоровье. Процесс обработки отражен в р.н. игре «Лен»

     Посеяли девки лен.

     Посеявши пололи,

     Белы ручки кололи.

     Сбирали девки лен,

     Сбиравши, сушили,

     Сушили да чесали,

     Чесали да пряли.

     Напряли – ткали холст.

Поговорить о русском народном костюме, как его украшали, в том числе, вышивкой. (Д/в № 11. 1997, стр. 21-22)

Ноябрь  

11 ноябрь

Анастасия - овчарница

Начинали стричь овец. Показать овечью шерсть, рассмотреть шерстяные вещи, показать, как вяжут из шерсти.

12 ноября

Зимовий-синичник

Прилетаю зимующие птицы. Рассмотреть изображения. Обсудить, как дети будут заботиться о птицах зимой, собрать семена, ягоды, изготовить кормушку на зиму.

14 ноября

Кузьма-Демьян-рукомесленники.

По легенде, эти святые были кузнецами, не брали за работу денег, а только просили кормить их. Рассказать о кузнечном ремесле. Рассмотреть изделия, изготавливаемые кузнецами: колющее оружие – копья, рогатины; ударное – палица (дубина с утолщенным концом, утыканная большими железными гвоздями), булава; режущее оружие – мечи, ножи. Для защиты делали щиты. Самые древние – круглые, в ¼ роста человека. Были щиты деревянные, железные, из камыша, кожи, окрашивались часто в красный цвет. Рассмотреть вооруженного воина, выучить стихи о ратных подвигах русских воинов, рассмотреть картину Васнецова «Богатыри».

Сядем рядком, да поговорим ладком

По страницам р. н. сказок, былин, загадок.

Декабрь

14 декабря

Наум грамотник

С этого дня детей в деревнях начинали учить грамоте.

19 декабря

Никола Зимний

Рассказать о традициях празднования Нового года в разных странах. Санта-Клаус – это и есть Святой Николай. Николай Чудотворец – любимый святой на Руси. Он считался покровителем земледелия и скотоводства, хозяином земных вод, вечным крестьянским помощником во всех бедах и несчастьях. Со дня памяти Св. Николая во многих селах России справляли «Никольщину». Это праздник для самых почтенных по возрасту и по положению в семье. Угощение собиралось вскладчину, всем хватало места за столом. «На Никольщину зови друга, зови недруга – оба будут друзья»

7 декабря

Екатерина Санница

 Праздничное катание на санках.

Что такое зимние святки?

Разучивание колядок. Рассказать, что сейчас длинные зимние ночи, 25 декабря (по старому стилю) отмечали память Св. Спиридона-Солнцеворота; поворот солнца на лето, увеличение света, уменьшение тьмы. Солнцеворот – важное явление в жизни человека. Это время – страстные (страшные) вечера, но мы их называем «святыми», святками. Дело в том, что это время совпадает с Рождением Христовым и Крещением Иисуса Христа. А Рождество Христово сравнивали с воссиянием миру Солнца, Правды, Разума. Как солнце светом и теплом своим творит жизнь, так и учение Христа сотворяет в человеке Истину и Добро.

Январь

6-7 января

Святой вечер. Рождество. Рождественский сочельник.

О чем расскажет нам народная игрушка

Знакомство с кожлянской игрушкой

25 января

Татьянин день

Татьяна – покровительница студентов. Можно рассказать о Московском университете, его основателе Ломоносове. Побеседовать с детьми о том, где учились их родители, какие воспоминания остались у них о студенческой жизни.

Февраль

Масленица молвится

Праздник с блинами. Нравственная сторона праздника - прощенье.

Зимушка кружевная

Вологодские и др. кружева

23 февраля

23 февраля

Богатыри земли русской. Главное предназначение мужчины на земле – защита Отечества. Рассказать об А. Невском, воинах-курянах...

    «Мои куряне издавна в сраженьях знамениты... /»Слово о полку Игореве»/. Курский князь Буйтур Всеволод /отражение действительности в историческом произведении/

Пословицы и поговорки. «Пословица не мило молвится»

Март

14 марта

Евдокия-весновка, свистунья, замочи подол

Загадать загадку: «Летит без крыл, падает без ног, жарит его повар без огня, ест его барыня безо рта» (снег, солнце, земля). По этому дню погоду на весну и лето предсказывали «С Евдокии погоже – все лето пригоже», «Евдокия красна – вся весна красна».

17 марта

Герасим-грачевник

Беседа о граче и др. перелетных птицах.

22 марта

Сороки

День сорока мучеников. В давние времена в горах Армении бросили в темницу 40 воинов, чтобы они отреклись от христианской веры. Воины стойко держались, тогда их загнали в ледяные весенние воды озера. Один не выдержал и отрекся от веры. Лица остальных осветил необыкновенный свет, пролившийся  глубокой ночью с небес. Увидел это один из стражников и вошел в воду к гибнувшим, занял место малодушного. И осталось их 40; 40 верных и верующих. Произошло это в пору весеннего равнодействия, когда день равен ночи.

Сороки – это еще и встреча весны, на Сороки появляются новые приметы весны. Вслед за грачами на Русь прилетают жаворонки. Эта вешняя птица славит победу тепла над стужей. Молодежь и детвора величают пташек, закликает весну на пригорках:

     Жавороночки, прилетите к нам,

     Красно летечко принесите нам.

Апрель

7 апреля

Благовещение

Старинный добрый обычай – отпуск птиц на волю. Это самый большой праздник ранней весны. И люди, и звери, и растения этому дню радуются. И даже солнце играет! Этот праздник считается днем полнейшего покоя, величайшим грехом считается мельчайшая работа, даже «птица гнезда не завивает, девица косы не заплетает». А птицы особенно добро и радостно встречают этот праздник, отсюда поверье – выпускать на волю заточенных в клетки птичек. Выпускали птиц из клеток, приговаривали:

     Синички-сестрички,

     Тетки-чечетки,

     Краснозобые снегирюшки,

     Щеглята-молодцы,

     Воры-воробьи.

     Вы на поле полетайте,

     Вы на вольной поживите.

     К нам весну скорей ведите!

На прогулке понаблюдайте за погодой, птицами, впечатления отразите в рисунках, побеседуйте о птицах, о гуманном отношении к ним. Сложите птичек из разноцветной бумаги, их можно выпустить на «волю» или на ниточках разной длины прикрепить к обручу, повесить в группе. Птицы будут «летать в группе», а вечером встретят родителей.

Украсим березку, ей песню споем

Яйцо – символ возрождения

Яйцо – символ возрождения: крашанки, писанки, малеванки, дряпанки. Символика цвета. Роспись яйца – писанки в подарок близким. Народная игра «Катание яиц». (Д/в № 4. 1997 г.)

Май

6 мая

Георгий Победоносец, воин, земледелец

Это большой народный праздник, день св. Георгия или, как говорят в народе, Егорьев День. Георгий Победоносец – один из любимейших святых русского народа. Распространено изображение его на белом коне, в красном плаще, копьем он поражает змея. В народе верят, что Георгий Победоносец устроил Святую Русь: горы крутые, холмы высокие, леса дремучие, степи, поля зеленые, моря глубокие («По Божьему все велению, по Георгиеву молению»).

     С Егорьевым Днем связано несколько народных обычаев и обрядов. Имя Георгий означает «земледелец», поэтому его считают покровителем землепашества и скотоводства. И первый раз домашний скот выгоняли в поле обязательно на Егорий. Перед выгоном кормили особым хлебом, хозяйка – из своего подола, хозяин – на заслонке от печи; пасхальным яйцом оглаживали, приговаривали: «как яичко гладко и кругло, так и лошадушка моя будь гладка и сыта». Трижды обходили вокруг животных, держа в руках священные предметы: хлеб, соль, пасхальную свечу, икону. Иногда приносили и настоящий замок, в воротах клали волчью пасть и запирали. Из ворот выгоняли скотину освещенной вербой. Лошадь выделяли в этот день особо, поили их святой водой, кормили освященным овсом. В центре внимания были и пастухи, их старались одарить хлебом и обязательно яйцами. Пастух знал специальные заговоры, с которыми обращался к Егорию, чтобы он сохранил скотину.

     Другие обряды будили землю от зимнего сна. Этому служили весенние пляски, песни на лугу и в поле. Перед этим девушки шли утром в поле, катались по росе, а потом плясали, сильно пристукивая босыми ногами по земле, приговаривали: «Надо росу топтать, надо землю будить» (Д/в № 5. 1998 г.)

15 мая

Праздник соловьиный

«Соловей мой, соловьюшек». Слушание грамзаписи, игры с игрушками-свистульками.