Главные вкладки
Инновационные технологии логопедической работы с детьми дошкольного возраста
Инновационные технологии в деятельности логопеда, перспективное направление коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющими речевую патологию. Они помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
masterklass_tehnologii.doc | 66.5 КБ |
masterklass.ppt | 88.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
«Инновационные технологии логопедической работы с детьми дошкольного возраста».
Учитель-логопед: Морева Н.А.
За текущий год в развитии специального образования произошли важные изменения, это связано с введением ФГОС. В частности особый интерес для логопедов представляют разработки педагогических, развивающих технологий и образовательных программ, обеспечивающих всестороннее развитие детей с нарушениями в речевом развитии.
Инновационные технологии в деятельности логопеда становятся перспективным направлением коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими речевую патологию. Они принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста.
Для того чтобы полученные детьми навыки лучше усвоились и закрепились, необходимо изменить способы передачи им любой информации. Основная идея формирования инициативы и исследовательских навыков такова: не предлагать материал в готовом виде, а дать ребёнку возможность сделать пробы и выбрать правильный вариант ответа. Это становится возможным через решение более современных задач логопедической коррекции:
- Поддержка детской инициативы при исправлении речевых нарушений;
- Формирование активного отношения и интереса к звучащей речи;
- Развитие у детей умения размышлять и экспериментировать со словом.
Решению данных задач способствует использование инновационных технологий логопедического воздействия:
Инновационные технологии логопедического воздействия:
- Информационно-коммуникативные технологии;
- Инновационные психокоррекционные технологии (арт-терапия, сказкотерапия, психогимнастика и т.п.);
- Педагогические технологии с использованием нетрадиционных для дефектологии приёмов: аромотерапии, хромотерапии, библиотерапии и т.д.;
- Смешанные технологии – традиционные логопедические технологии с использованием нововведений: сенсомоторное воспитание детей, элементы методики М. Монтессори и Р. Штайнера, использование навыка чтения при формировании речевой деятельности и др.
Содержание | Пути реализации | Результат |
Широкое внедрение способов подачи материала, повышающих мотивацию детей к исправлению дефектов речи | Поиск, выбор, пробы, предложения, сравнения, замены, перестраивания, перестановки, исправления, проблемные ситуации. | Активизация познавательной активности, интерес к звучащей речи, положительная динамика логокоррекции |
Формирование аналитико-синтетических способностей при моделировании состава слогов, слов, фраз, текстов. | Символы звуков и их характеристик, звуковые и слоговые схемы, графические схемы фразы, схемы цепной организации тестов, мнемотаблицы, дневники исследований. | Развитие фонематического слуха, символической функции речи; осознание структуры фразы, текста; сокращение сроков исправления нарушения речи. |
Развитие речемыслительной деятельности в детских вопросах и ответах. | Стимуляция вопросно-ответной формы общения на занятии: почемучки, кто прав? и т.п. Выбор вариантов ответа по аналогии, из предложений. | Развитие коммуникативных навыков, проявление способностей к произвольной постановке различных моделей вопросов; повышение речевой активности, познавательного интереса; формирование исследовательских навыков. |
Активное использование элементов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) для развития фразовой и связной речи. | Проблемный сюжет, морфологический анализ, фантазирование, сочинение сказок и т.д. | Раскрепощение детей, их мотивированность, развитие внимания, памяти, мышления, творческого воображения. |
Развитие речи в экспериментально-поисковой деятельности детей(проблемное обучение) | Активная роль ребёнка в добывании, переработке и анализе информации: гипотезы и их проверки, проблемные вопросы. | Расширение, активизация и актуализация словаря по всем лексическим темам; усвоение на практике сложных грамматических конструкций; оречевление детских умозаключений. |
Развитие детской инициативы в условиях равноправного партнёрства между взрослым и ребёнком | Совместные проекты, поиски, проверки речевых высказываний ребёнка и педагога, ребёнка и родителя, сообщества самих детей. | Развитие связной диалогической речи, креативного мышления, инициативы; формирование навыков совместной исследовательской деятельности. |
Развитие речевого творчества в процессе совместной деятельности | Стихосложение: придумывание детьми загадок, сказок, небылиц, небольших стихотворений с использованием алгоритма для последовательно выстраивания рифмованного текста. | Развитие всех сторон речи, умение раскрепощено выражать свои мысли; насыщенная речь речевыми оборотами и образными выражениями. |
Использование метода наглядного моделирования для развития связной речи у дошкольников. | Составление фраз, предложений, текстов с опорой на модели. | Развитие лексико-грамматических компонентов речи, умения правильно строить предложения, развитие монологической речи, обогащение словарного запаса. |
Сочетание двух методов: наглядного и словесного, направленных на повышение эффективности развития связной речи. | Использование при составлении связного рассказа последовательного изображения объекта; наглядного плана (выложенные в определённой последовательности картинки) и речевого плана (вопросы логопеда) | Развитие монологической речи, умения последовательно излагать содержание текста. |
Использование игровых и компьютерных технологий в совместной и индивидуальной деятельности с ребёнком | Игровая психотерапия, арттерапия, куклотерапия, хромотерапия, музыкотерапия, технология «БОСС – Здоровье» | Устранение препятствий в межличностных отношениях, развитие внимания, эмоционально-волевых качеств, нормализация мышечного тонуса и нейтрализация негативного состояния, совершенствование психомоторики и развитие речевого дыхания. |
Использование инновационных технологий логопедами в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими речевые патологии, способствует повышению детской мотивации к исправлению речи. Активизации коммуникативных навыков на занятиях. Всё это значительно сокращает сроки логопедической коррекции, что в свою очередь позволяет качественно подготовить детей к школе.
Форма работы с детьми – «Умные сказки»
Дефектологам и логопедам известно, что зачастую самым трудным и длительным в коррекционной работе является третий этап: автоматизация и дифференциация звуков речи в спонтанном речевом потоке.
На этом этапе, необходимы творческий и инновационный подходы, а также развивающие формы работы, и я выбрала, такую форму, как «Умные сказки», автором которой является Евгения Синицина.
Самый уютный, понятный мир для ребёнка мир – сказки. Для того чтобы сказка принесла наибольшую пользу ребёнку, со сказкой нужно поиграть.
Я использую несколько видов сказок и их фрагменты, включенные в коррекционно-развивающее занятие – это нужные сказки; сказка-путешествие; сказка-выбор; сказка, завершающаяся логическим заданиями.
Нужные сказки
- Логопед говорит детям о том, что хотел бы прочитать им сказку, но в его книге исчезли почти все буквы, и ему придётся рассказывать, произнося лишь ту часть слов, которая осталась. Дети должны будут угадать её название.
« - Жи… бы… де… и ба… . И бы… у ни… Ку… Ря… . Сне… Ку… я… не… про…, а зо… . Де… би…би… - не ра… . Ба… би… би… - не ра… . Мы… бе… , хво… ма… , я упа… и ра… . Де… пла… , ба… пла… , а Ку… ку… . Не пла… де… , не пла… ба… . Я сне… ва… я… не я… , не зо… , а про… .»
- Затем проговаривают сказку вместе.
- Логопед предлагает восстановить разбитое яйцо несколькими вариантами: склеить, нарисовать, обвести по шаблону и раскрасить (у детей должен быть выбор).
- Для детей более старшего возраста можно предложить нарисовать или выполнить аппликацию Курочки Рябы.
- Сказку затем можно инсценировать или изобразить в пантомимике, каждого героя, остальные дети могут угадывать изображаемых героев.
« - По… де… ре… . Вы… ре… бо… - пре… . Ста… де… ре… тя… . Тя…- потя…, вы… не мо… . По… де…ба… . Ба… за де…, де… за ре… . Тя… - потя…, вы… не мо… .
По… ба вну… . Вну… за ба…, ба… за де…, де…за ре… . Тя… - потя…, вы… не мо… .
По… вну… Жу… . Жу… за вну…, вну… за ба…, ба… за де…, де… за ре… . Тя…- потя…, вы…не мо… . По… Жу… ко… . Ко… за Жу…, Жу… за вну…, вну… за ба…, ба… за де…, де… за ре… . Тя… - потя…, вы… не мо… . По… ко… мы… . Мы… за ко…, ко… за Жу…, Жу… за вну…, вну…за ба…, ба… за де…, де… за ре… . Тя… - потя…, вы…ре…!
Сказка – путешествие
1. Чтение детям сказки.
2. Чтение детям сказки, но не до конца, а до того места, где требуется сделать выбор и предложить сделать детям (ответить, нарисовать, изобразить мимикой, пантомимикой).
3. Использование карточек-пиктограмм для запоминания сказки.
4. Выкладывание с помощью геометрических фигур или вкладышей Монтессори всего путешествия главного героя (каждый встреченный герой обозначается геометрической фигурой).
5. Предложить ребёнку выложить всю цепочку фигурок, вспомнить сказку, затем смешать фигурки и восстановить по порядку.
Сказка – выбор
1. Чтение детям сказки;
2. Чтение детям сказки, но не до конца, а до того места, где требуется сделать выбор и предложить этот выбор сделать детям;
3. Об этом выборе каждый ребёнок говорит на ушко педагогу, либо рисует свой выбор, либо делает аппликацию, либо выкладывает из мозаики, лепит и т.п.;
4. Дочитать сказку до конца, чтобы дети услышали, какой выбор сделал герой сказки;
5. Поговорить с каждым ребёнком о его выборе и выборе героя.
Сказка, завершающаяся логическими заданиями
- Внесение в предметно-развивающую среду иллюстрации с героем предстоящей сказки или игрушки – героя сказки – разыгрывание импровизированной ситуации, направленной на вовлечение ребёнка в сказку, с учетом автоматизируемого звука;
- Чтение первой части сказки;
- Вопрос: «Как ты думаешь, что было дальше? В своих ответах старайся чётко проговаривать заданный звук»
- Предложение ребёнку: разреши сложную ситуацию, в которую попал герой сказки;
- Дальнейшее чтение сказки до конца;
- Вопросы к ребёнку, помогающие осознать нравственный смысл сказки;
- Заведение «Альбома-сказок»: нарисуй, обведи по контуру, обведи по точкам, раскрась.
- Логические игры «Четвёртый лишний», «Что общего?», «Чем различаются?», «Закончи предложение», «Отгадай загадку»; «Вспомни сказку с такими же героями», «Придумай продолжение сказки», «Скажи наоборот» и др.
РЕФЛЕКСИЯ
Мы с вами рассмотрели различные инновационные технологиии, которые можно с успехом применять в логопедической практике.
Для осуществления обратной связи, предлагаю вам выбрать или предложить свой вариант, в какой форме мы ее проведем.
- Написание синквейна;
- свободное высказывание;
Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.
Правила написания синквейна:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление.
Пример синквейна на тему форумов:
Форум (существительное, выражающее главную тему)
Шумный, интересный (два прилагательных, выражающих главную мысль)
Развлекает, развивает, веселит (три глагола, описывающие действия в рамках темы)
Хорошее место для знакомств (фраза, несущая определенный смысл)
Общение (заключение в форме существительного)
Материалы: цветная бумага, клей, карандашы, ножницы, бумага. Оборудование: мультимедийное оборудование, столы.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Инновационные технологии логопедической работы с детьми дошкольного возраста». Информационно-коммуникативные технологии; Инновационные психокоррекционные технологии (арт-терапия, сказкотерапия, психогимнастика и т.п.); Педагогические технологии с использованием нетрадиционных для дефектологии приёмов: аромотерапии, хромотерапии, библиотерапии и т.д.; Смешанные технологии – традиционные логопедические технологии с использованием нововведений: сенсомоторное воспитание детей, элементы методики М. Монтессори и Р. Штайнера, использование навыка чтения при формировании речевой деятельности и др.
«Через игру – к совершенству» Е.Синицына МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ ИЗ СЕРИИ УМНЫЕ ЗАГАДКИ; УМНЫЕ СЛОВА; УМНЫЕ СКАЗКИ.
Современные задачи логопедической коррекции Поддержка детской инициативы при исправлении речевых нарушений; Формирование активного отношения и интереса к звучащей речи; Развитие у детей умения размышлять и экспериментировать со словом.
Форма работы с детьми – «Умные сказки» Развивают логическое мышление, воображение, связную речь, способность не теряться в сложных ситуациях.
Сказка, завершающаяся логическими заданиями Внесение в предметно-развивающую среду иллюстрации с героем предстоящей сказки или игрушки – героя сказки – разыгрывание импровизированной ситуации, направленной на вовлечение ребёнка в сказку, с учетом автоматизируемого звука; Чтение первой части сказки; Вопрос: «Как ты думаешь, что было дальше? В своих ответах старайся чётко проговаривать заданный звук» Предложение ребёнку: разреши сложную ситуацию, в которую попал герой сказки; Дальнейшее чтение сказки до конца; Вопросы к ребёнку, помогающие осознать нравственный смысл сказки; Заведение «Альбома-сказок»: нарисуй, обведи по контуру, обведи по точкам, раскрась. Логические игры «Четвёртый лишний», «Что общего?», «Чем различаются?», «Закончи предложение», «Отгадай загадку»; «Вспомни сказку с такими же героями», «Придумай продолжение сказки», «Скажи наоборот» и др.
Сказка – выбор Чтение детям сказки; Чтение детям сказки, но не до конца, а до того места, где требуется сделать выбор и предложить этот выбор сделать детям; Об этом выборе каждый ребёнок говорит на ушко педагогу, либо рисует сой выбор, либо делает аппликацию, либо выкладывает из мозаики, лепит и т.п.; Дочитать сказку до конца, чтобы дети услышали, какой выбор сделал герой сказки; Поговорить с каждым ребёнком о его выборе и выборе героя.
Сказка – путешествие Чтение детям сказки. Чтение детям сказки, но не до конца, а до того места, где требуется сделать выбор и предложить сделать детям (ответить, нарисовать, изобразить мимикой, пантомимикой). Использование карточек-пиктограмм для запоминания сказки. Выкладывание с помощью геометрических фигур или вкладышей Монтессори всего путешествия главного героя (каждый встреченный герой обозначается геометрической фигурой). Предложить ребёнку выложить всю цепочку фигурок, вспомнить сказку, затем смешать фигурки и восстановить по порядку
Нужные сказки Логопед говорит детям о том, что хотел бы прочитать им сказку, но в его книге исчезли почти все буквы, и ему придётся рассказывать, произнося лишь ту часть слов, которая осталась. Дети должны будут угадать её название. Затем проговаривают сказку вместе. Логопед предлагает восстановить разбитое яйцо несколькими вариантами: склеить, нарисовать, обвести по шаблону и раскрасить (у детей должен быть выбор). Для детей более старшего возраста можно предложить нарисовать или выполнить аппликацию Курочки Рябы. Сказку затем можно инсценировать или изобразить в пантомимике, каждого героя, остальные дети могут угадывать изображаемых героев.
Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Правила написания синквейна: 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна. 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).