Игра «Мы тоже знатоки»
Работа в условиях детского сада с детьми дошкольного возраста с нарушением речи, требует поиска новых, эффективных средств и методов коррекционно-развивающего воздействия.
Большое внимание в деятельности логопеда уделяется коррекции и развитию всех психических процессов (восприятию, вниманию, памяти), а также развитию сенсомоторных функций.
Наиважнейшее значение в процессе логопедической работы, занимают дидактические игры, это связано, прежде всего, с тем, что их основная цель – обучающая. В ходе дидактической игры дети должны правильно выполнять предложенное логопедом задание, а игровая ситуация, сказочный персонаж или дидактическая кукла-игрушка, помогают ему в этом. Игра включает такие основные структурные элементы, как игровая задача (замысел), содержание, игровые действия, правила, результат (итог).
Учитывая особенности логопедической работы с детьми, использование необычной формы игры, сюрпризности момента, разнообразной наглядности, подбора лексического материала и как один из практических методов коррекционного воздействия, является дидактическая игра «Мы тоже знатоки». Такая игра позволяет решить ряд коррекционно-развивающих задач в игровой форме.
Данная дидактическая игра может стать эффективным помощником в сложной и кропотливой работе по исправлению дефектов звукопроизношения, а также может быть использована для автоматизации и дифференциации звуков речи. Занимательный игровой материал позволяет сделать занятия увлекательными, веселыми, а главное, высокоэффективными т.к. даёт детям возможность «побывать» в волшебном сказочном мире.
Игра предназначена для подгрупповой коррекционной работы с детьми 6-7 лет.
Дидактическая игра «Мы тоже знатоки» позволяет решить следующий ряд задач:
- повысить интерес и желание детей активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;
- расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;
- повысить речевую и познавательную активность, развить творческие способности;
- укрепить психологическую базу речи (память, восприятие, внимание, мышление);
Дидактическая игра может быть использована логопедами, дефектологами, психологами, а так же воспитателями и родителями, имеющих детей с нарушениями звукопроизношения дошкольного и младшего школьного возраста.
Содержание игры
Тема: Автоматизация звука «Л» в связной речи с использованием «Нужной сказки».
Цель: Закрепить правильное произношение звука «Л» в связной речи.
Задачи:
- Развивать навыки фонематического анализа и синтеза;
- Укреплять психологическую базу речи: память, восприятие, внимание, творческое мышление;
- Актуализировать внутренние ресурсы детей, включая механизмы самокоррекции.
Оборудование: Фотография «Сказочной Феи», предметные картинки, цветные символы звуков, раздаточный материал в виде осколков разбитого яйца, картонное «Разбитое зеркало» с прорезями в центре, карандаши, клей, бумага.
Стол «Ромашка» разделён на пять секторов, по количеству играющих детей. В центр стола устанавливается волчок со стрелкой. Папки-конверты с заданиями от «Сказочной Феи», по количеству игроков (5). Дети решают, кто первым делает ход, раскручивает волчок, стрелка указывает на один из секторов. Ребёнок, находящийся в данном секторе, открывает папку-конверт с заданием.
Конверт№1.
Текст сказки, слова без окончаний.
Логопед: зачитывает задание «Сказочной Феи».
- В одной известной вам сказке, исчезли почти все буквы, так что мне придётся рассказывать сказку произнося, лишь ту часть слов, которая осталась, а вы должны будете угадать, что это за сказка!
Итак, я начинаю:
« - Жи… бы… де… и ба… . И бы… у ни… Ку… Ря… . Сне… Ку я… не… про…, а зо… . Де… би… би… - не ра… . Ба… би… би… - не ра… . Мы… бе…, хво… ма…, я… упа… и ра… . Де… пла…, ба… пла…, а Ку… ку… . Не пла… де…, не пла…, ба… . Я сне… ва… я…, не зо…, а про… .»
Правильно, это сказка «Курочка Ряба».
Теперь необходимо восстановить сказку.
Дети четко проговаривают восстановленную сказку вместе с логопедом.
Затем следующий ребёнок делает ход, раскручивая волчок.
Конверт№2.
Текст:
Мудрец в нём видел мудреца.
Глупец – глупца, баран – барана
Овцу в нём видела – овца
И обезьяну – обезьяна…
Логопед: Внимание, новое задание от «Сказочной Феи», послушайте загадку, и, отгадав, её вы узнаете, что находится в этом конверте.
- Где или в чём, каждый видит самого себя?
Дети: в зеркале!
Логопед: И вы отгадали! Достаёт «Зеркало», оно оказывается разбито. И что нам с таким зеркалом делать? «Фея» предлагает сделать следующий ход, чтобы узнать следующее задание, а также решить, как поступить с разбитым зеркалом.
Следующий ребёнок раскручивает волчок.
Конверт №3.
4 карточки-картинки с изображениями героев, в названии которых есть звук «Л», 1 карточка без звука «Л».
Логопед: выкладывает картонное «Разбитое зеркало».
- Нужно постараться разглядеть в узкие «трещины зеркала», кто за ним прячется. Это виновник случившегося, чувствует свою вину. А затем вспомнить стихотворение – ответ и чётко проговорить его.
Логопед:
Кто-то в зеркало смотрелся
Кто-то прыгал и вертелся,
Кто-то зеркало разбил…
Кто же это был?
Дети отвечают:
… в зеркало смотрелся,
… прыгал и вертелся,
… зеркало разбил…
Вот кто это был!
В конце игры, определяем в названии какой карточки звука «Л» нет.
Если этот конверт выпадает раньше, чем задание с зеркалом, то карточки можно проанализировать с помощью «Домиков для звуков».
Следующий ребёнок делает свой ход.
Конверт №4.
Картинка котла с расплавленным песком.
Логопед: Внимание, дети «Фея» задаёт вопрос: - Из чего сделано зеркало?
Дети: из стекла.
Логопед: А почему стекло назвали «стеклом»?
Ответы детей.
Логопед: Оно ведь вначале вообще песком было. Потом попало на завод. Там его сделали жидким и прозрачным, расплавив на огне в большом котле. Потом оно долго текло, текло, текло, из котла, и когда всё стекло – получилось СТЕКЛО.
Предъявляется картинка котла с расплавленным песком.
Логопед: Кто знает, какое стекло по своим характеристикам?
Ответы детей: прозрачное, тяжёлое, хрупкое…
Логопед: Что может случиться со стеклом?
Дети: оно может разбиться.
Логопед: А что ещё бывает хрупким?
Дети перечисляют.
Логопед: есть что-то еще хрупкое, что вы не назвали. Об этом вы сможете догадаться, выполнив следующее задание «Феи».
Следующий ребёнок раскручивает волчок.
Конверт №5.
Раздаточный материал в виде осколков разбитого яйца на каждого ребенка комплект, карандаши, клей, бумага, символы звуков.
Логопед от имени «Сказочной Феи» зачитывает задание:
- Перед вами на столе лежат осколки, вы можете попробовать их соединить в целое и наклеить на лист бумаги, можете раскрасить наклеенное яйцо, или просто нарисовать его цветными карандашами.
Дети выполняют задание.
Логопед: Ну, теперь то, вы догадались, что ещё может быть хрупким?
Дети: Да, яйцо!
Логопед: На обратной стороне листа вы увидите 2 схемы слов: Волшебное яйцо
Кто сможет определить место звука «Л» в этих словах, определив, где находится звук (вначале, в середине или в конце слова) поставьте либо жирную точку, либо закрасьте нужный квадратик, или можете наклеить цветной символ звука «Л». Эту работу вы можете выполнить дома, вместе со своими родителями или самостоятельно.
Рекомендации: Ход игры, возможно, изменить, в зависимости от того, на какой конверт укажет стрелка. Логопед по ситуации связывает задания в обратном направлении.
Список литературы
- Е.И. Синицына «Умные сказки. Через игру – к совершенству». –М.; «Лист». 1997г. –123с.
- И.Л. Лебедева «Трудный Звук, ты наш друг!», Практическое пособие для логопедов, воспитателей, родителей. Вента-Граф. 2006г.