Игра «Мы тоже знатоки»

МОРЕВА НАТАЛЬЯ АНДРЕЕВНА

 

Работа в условиях детского сада  с детьми дошкольного возраста с нарушением речи, требует поиска новых, эффективных средств и методов коррекционно-развивающего  воздействия.

Большое внимание в деятельности логопеда уделяется коррекции и развитию всех психических процессов (восприятию, вниманию, памяти), а также развитию сенсомоторных функций.

 

Наиважнейшее значение в процессе логопедической работы, занимают дидактические игры, это связано, прежде всего, с тем, что их основная цель – обучающая. В ходе дидактической игры дети должны правильно выполнять предложенное логопедом задание, а игровая ситуация, сказочный персонаж или дидактическая кукла-игрушка, помогают ему в этом. Игра включает  такие основные структурные элементы, как игровая задача (замысел), содержание, игровые действия, правила, результат (итог).

Учитывая особенности   логопедической работы с  детьми, использование необычной формы игры, сюрпризности момента, разнообразной наглядности, подбора лексического материала и как один из практических методов коррекционного воздействия, является  дидактическая  игра «Мы тоже знатоки». Такая игра позволяет решить ряд  коррекционно-развивающих задач в игровой форме.

 

Данная дидактическая игра может стать эффективным помощником в сложной и кропотливой работе по исправлению дефектов звукопроизношения, а также может быть использована для автоматизации и дифференциации звуков речи. Занимательный игровой материал позволяет сделать занятия увлекательными, веселыми, а главное, высокоэффективными т.к. даёт детям возможность «побывать» в волшебном сказочном мире.

Игра предназначена для подгрупповой коррекционной работы с детьми 6-7 лет.

Дидактическая игра «Мы тоже знатоки» позволяет решить следующий ряд задач:

  1. повысить интерес и   желание  детей активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;
  2. расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;
  3. повысить речевую и познавательную  активность, развить  творческие способности;
  4. укрепить психологическую базу речи (память, восприятие, внимание, мышление);

Дидактическая игра  может  быть использована  логопедами, дефектологами, психологами, а так же  воспитателями и родителями, имеющих  детей  с нарушениями звукопроизношения дошкольного и младшего школьного возраста.

Содержание игры

 

Тема: Автоматизация звука «Л» в связной речи с использованием «Нужной сказки».

Цель: Закрепить правильное произношение звука «Л» в связной речи.

Задачи:

  • Развивать навыки фонематического анализа и синтеза;
  • Укреплять психологическую базу речи: память, восприятие, внимание, творческое мышление;
  • Актуализировать внутренние ресурсы детей, включая механизмы самокоррекции.

 

Оборудование: Фотография «Сказочной Феи», предметные картинки, цветные символы звуков, раздаточный материал в виде осколков разбитого яйца, картонное «Разбитое зеркало» с прорезями в центре, карандаши, клей, бумага.

 

Стол «Ромашка» разделён на пять секторов, по количеству играющих детей. В центр стола устанавливается волчок  со стрелкой. Папки-конверты с заданиями от «Сказочной Феи», по количеству игроков (5). Дети решают, кто первым делает ход, раскручивает волчок, стрелка указывает на один из секторов. Ребёнок, находящийся в данном секторе, открывает папку-конверт с заданием.

 

Конверт№1.

 

Текст сказки, слова без окончаний.

Логопед: зачитывает задание «Сказочной Феи».

- В одной известной вам сказке, исчезли почти все буквы, так что мне придётся рассказывать сказку произнося, лишь ту часть слов, которая осталась, а вы должны будете угадать, что это за сказка!

 

Итак, я начинаю:

« - Жи… бы… де… и ба… . И бы… у ни… Ку… Ря… . Сне… Ку   я… не… про…, а зо… . Де… би… би… - не ра… . Ба… би… би… - не ра… . Мы… бе…, хво… ма…, я… упа… и ра… . Де… пла…, ба… пла…, а Ку… ку… . Не пла… де…, не пла…, ба… . Я сне… ва… я…, не зо…, а про… .»

 

Правильно, это  сказка «Курочка Ряба».

Теперь необходимо восстановить сказку.

Дети четко проговаривают восстановленную сказку вместе с логопедом.

Затем следующий ребёнок делает  ход, раскручивая волчок.

 

Конверт№2.

 

Текст:

Мудрец в нём видел мудреца.

Глупец – глупца, баран – барана

Овцу в нём видела – овца

И обезьяну – обезьяна…

Логопед:  Внимание, новое задание от «Сказочной Феи», послушайте загадку, и, отгадав, её вы узнаете, что находится в этом конверте.

 - Где или в чём, каждый видит самого себя?

Дети: в зеркале!

Логопед: И вы отгадали! Достаёт «Зеркало», оно оказывается разбито. И что нам с таким зеркалом делать? «Фея» предлагает сделать следующий ход, чтобы узнать следующее задание, а также решить, как поступить с разбитым зеркалом.

Следующий ребёнок раскручивает волчок.

 

Конверт №3.

 

4 карточки-картинки с изображениями героев, в названии которых есть звук «Л», 1 карточка без звука «Л».

 

Логопед: выкладывает картонное «Разбитое зеркало».

 - Нужно постараться  разглядеть в узкие «трещины зеркала», кто за ним прячется. Это виновник случившегося, чувствует свою вину.  А затем вспомнить стихотворение – ответ и чётко проговорить его.

Логопед:

Кто-то в зеркало смотрелся

Кто-то прыгал и вертелся,

Кто-то зеркало разбил…

Кто же это был?

Дети отвечают:

… в зеркало смотрелся,

… прыгал и вертелся,

… зеркало разбил…

Вот кто это был!

В конце игры, определяем в названии какой карточки звука «Л» нет.

Если этот конверт выпадает раньше, чем задание с зеркалом, то карточки можно проанализировать с помощью «Домиков для звуков».

 

Следующий ребёнок делает свой ход.

 

Конверт №4.

 

Картинка котла  с расплавленным песком.

 

Логопед: Внимание, дети «Фея» задаёт вопрос: -  Из чего сделано зеркало?

Дети: из стекла.

Логопед: А почему стекло назвали «стеклом»?

Ответы детей.

Логопед: Оно ведь вначале вообще песком было. Потом попало на завод. Там его сделали жидким и прозрачным, расплавив на огне в большом котле. Потом оно долго текло, текло, текло, из котла, и когда всё стекло – получилось СТЕКЛО.

Предъявляется картинка котла  с расплавленным песком.

 

Логопед: Кто знает, какое стекло по своим характеристикам?

Ответы детей: прозрачное, тяжёлое, хрупкое…

Логопед: Что может случиться со стеклом?

Дети: оно может разбиться.

Логопед: А что ещё бывает хрупким?

Дети перечисляют.

 

Логопед: есть что-то еще хрупкое, что вы не назвали. Об этом вы сможете догадаться, выполнив следующее задание «Феи».

Следующий ребёнок раскручивает волчок.

 

Конверт №5.

Раздаточный материал в виде осколков разбитого яйца на каждого ребенка комплект, карандаши, клей, бумага, символы звуков.

Логопед от имени «Сказочной Феи» зачитывает задание:

 - Перед вами на столе лежат осколки, вы можете попробовать их соединить в целое и наклеить на лист бумаги, можете раскрасить наклеенное яйцо, или просто нарисовать его цветными карандашами.

Дети выполняют задание.

Логопед: Ну, теперь то, вы догадались, что ещё может быть хрупким?

Дети: Да, яйцо!

 

Логопед: На обратной стороне листа вы увидите 2 схемы слов: Волшебное яйцо

Кто  сможет определить место звука «Л» в этих словах, определив, где находится звук (вначале, в середине или в конце слова) поставьте либо жирную точку, либо закрасьте нужный квадратик, или можете наклеить цветной символ звука «Л». Эту работу вы можете выполнить дома, вместе со своими родителями или самостоятельно.

 

Рекомендации: Ход игры, возможно, изменить, в зависимости от того, на какой конверт укажет стрелка. Логопед по ситуации связывает задания в обратном направлении.


Список литературы

 

  1. Е.И. Синицына «Умные сказки. Через игру – к совершенству». –М.; «Лист». 1997г. –123с.
  2. И.Л. Лебедева «Трудный Звук, ты наш друг!», Практическое пособие для логопедов, воспитателей, родителей. Вента-Граф. 2006г.