Проекты
Проект «Шагай наадан»
Актуальность. На современном этапе развития нашего общества знание и уважение национальной культуры своего и других народов выступает как одно из условий успешной адаптации личности в современном поликультурном обществе. Сегодня все больше людей желает познать свою культуру, проникнуть в духовный мир своих предков. Одним из эффективных, увлекательных и доступных для нас, для детей дошкольного возраста средством приобщения к национальной культуре является народная игра. В этом мы видим актуальность нашей работы. Есть у бурят уникальная народная игра «Шагай наадан», которая почти забывается в наши дни.
Цель: рассказать о значении народных игр, о бурятской игре «Шагай наадан», как части нашей культуры, о реализации проекта по разучиванию этой народной игры в детском саду.
Объект исследования: Народная игра
Предмет исследования: «Шагай наадан»
Ожидаемый результат:
- развитие интереса к игре «Шагай наадан», приобщение к национальной культуре;
- развитие математического мышления, внимательности, ловкости рук, умение соблюдать правила игры;
- сбор лодыжек, как элемента настольной игры.
При выполнении работы были использованы следующие методы:
- Теоретический метод: сбор материалов об игре, изучение и обработка собранных материалов об игре: Интернет, библиотеки, встреча со старожилами;
- Практический метод: сбор костяшек-лодыжек (шагай), разучивание разновидностей игры в «Шагай наадан»
Практическая значимость работы: народные игры воспитывают уважение к культуре, традициям и обычаям бурятского народа. Эта игра важна для будущего, так как она способствует возрождению и популяризации древней бурятской игры, формирует у нас навыки познавательного интереса, самостоятельности, коммуникативной деятельности, также формирует активную жизненную позицию, опыт социального взаимодействия и навыки позитивного досуга в свободное время.
О народных играх
Народная игра - важнейший способ передачи богатства традиции от одного поколения к другому. Она направлена на познание окружающей действительности, усвоение обычаев, традиций, обрядов своего народа, а также овладение необходимыми для жизни умениями и навыками. Традиционные народные игры представляют собой универсальное средство воспитания, поскольку они не только воспитывают наш ум, но и закаляют его нравственно и физически. Они отражают все области народного творчества. Участвуя в играх, мы познаём не только материальную, но и духовную культуру своего народа, проникаемся его духом.
Игра - это школа воспитания. В ней свои "учебные предметы". Одни из них развивают в нас ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора, сопровождаются неожиданными веселыми моментами. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор. Все коллективные народные игры учат нас внимательно относиться к партнерам по игре, находить общий язык, это формирует у нас способность к пониманию, к сотрудничеству.
Игры, которые устраивались на второй-третий день Сагаалгана, были не ради развлечения. Они призывали благополучие, счастье, здоровье, плодородие и богатство. Среди игр Белого месяца были очень популярны настольные игры: шахматы (шатар), шашки (даам). В них чётко подчёркнут мотив борьбы. А борьба – ведущая идея начала, смены календарного цикла. Многие легенды монголоязычного мира указывают на связь игры в шахматы с богатством, мудростью, поэтому эти народы очень ценят эту игру. Самой популярной игрой Сагаалгана была «Шагай наадан» - символ жизни и плодородия, скотоводства.
Народная игра «Шагай наадан»
При изучении о народной игре, встречаясь со старожилами, мы выяснили, что эта игра в старину была очень популярной самобытной игрой бурятских скотоводов. «Шагай наадан» - комнатный вариант игр с костями - лодыжками (специально обработанные кости надкопытных суставов овечьих ног). Одна из древнейших бурятских игр «Шагай наадан» была популярна во всех бурятских селах. Также узнали, что собирателями лодыжек обычно являлись взрослые и дети, н играли все – от малого до старого. Широкое распространение этой игры у бурят, разумеется, следует объяснить ведением скотоводческого хозяйства. Ведь игры обычно отражают образ жизни народа, его повседневный быт. В начале 20 века буряты знали несколько десятков игр в лодыжки. В этих играх усматривается взаимосвязь с магией плодородия в скотоводческом хозяйстве. Держание в одних руках большого количества костей-лодыжек должно было магически содействовать увеличению приплода скота их обладателя. Буряты разводили в старину пять видов скота –табан хушуу мал – лошадей, коров, овец, коз, верблюдов. Все стороны «шагай» названы именами этих животных. «Шагай наадан», как мы узнали из «Тематического словаря традиционного быта бурят» Бабуева С.Д., и Бальжинимаевой Ц. Ц., имеет много разновидностей: «шагай шγγрээн», «хонгоордолго», «шагай няһалалга», «таалсалга», «хумпараа хаялга», «мори урилдаан», «алагмэлхэй», «хонхобγхэтγγлгэн», «дγрбэн бэрхэ», «хоёр лама хорин шγдхэр», «табаршаалга», «шагай шγγрэлгэ», «шагай харбалга», «ёрхо», «хорёо барилга», «алтан сэргэ». В данное время нам посчастливилось научиться и научить игре в лодыжки таких разновидностей: «Шагай няһалалга», «Мори урилдаан». Мне хочется рассказать самой понравившейся нам игре «Шагай няһалалга». Участвовать в ней могут мальчики и девочки: 2 человека и более. Для начала участники игры поровну разделяют шагай, и при помощи считалки ( Ээрэ, мээрэ, лγγргэ, шγγргэ, пяата, шоото, ииб, шииб, дγγм, хром, ооно, биишэ, пошоол.) выясняют того, кто первым начинает игру. Первый, собрав все шагай на ладони, трясет ими и катает их на стол. Смотрит внимательно, как они стали. Затем при помощи щелчка среднего пальца пытается попасть одним шагай в другой, лежащего в одинаковом положении с ним. При удачном попадании он забирает себе сбитый «шагай» и повторяет игру до тех пор, пока не промахнётся или не заденет. Следующий игрок, находящийся по направлению солнца, собирает со стола все шагай, и повторяет все сначала. Для каждого следующего игрока остаётся всё меньше и меньше шагай. Игра продолжается до тех пор, пока все шагай не окажутся в руках у играющих. Побеждает игрок, набравший в конце игры большее количество шагай. В этой игре от игрока требуется такие качества как, собранность, внимательность, ловкость, меткость. Также «Шагай наадан» учит математическим навыкам, аккуратности, развитию мышления, острого ума, развивает моторику рук. В общем, игра требует внимания, выдержки, сообразительности и ловкости умения ориентироваться в пространстве, проявления чувства коллективизма, слаженности действий, взаимопомощи.
О реализации проекта в детском саду
План-график выполнения проекта
Сроки | Что будет сделано | |
с 19 февраля – 22 февраля | Сбор материалов об игре, сбор лодыжек Изучение и обработка материалов. Составление презентации. | |
22- 9 марта | Разучивание игр в детском саду в первой половине дня | |
12 -13 марта | Привлечение родителей воспитанников при разучивании игры | |
14 марта | Провести турнир по « Шагай наадан» между воспитанниками и между родителями и педагогами | |
Заключение
Трудно представить себе людей на земле, не имеющих своих народных игр. Ведь игра, являясь составной частью народной культуры, питает душу и ум человека. Мы всегда должны помнить слова А. С. Пушкина: «Уважение к минувшему - вот черта, отделяющая образованность от дикости». Итак, в добрый путь через многие десятилетия, а может, и века – назад, в страну детства наших прабабушек и прадедушек. Изучение жизни прошлого, знакомство с богатым опытом своих предков, издавна уважающего себя и культуру других народов, поможет сформировать добрые межнациональные отношения, поможет преодолеть в людях недоверие. Благодаря таким играм мы сможем создать в нашем обществе, семье, школе, в саду обстановку мира и согласия. Сегодня мы смело можем сказать, что возрождая древнюю игру «Шагай наадан», организовывая массовые турниры, праздники народных игр для учащихся нашей школы, сада для родителей, творим доброе дело и делаем мир счастливей.