Научно-методическая деятельность по предмету
Преподавание веду по Программам общеобразовательных учреждений. "Русский язык 5 – 9 классы (М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский, Просвещение 2008 г.)" и "Литература" под редакцией В. Я. Коровиной, М: Просвещение 2008 г. , использую учебно-методическе комплекты, включенные в Федеральный перечень, в библиотеке кабинета они имеются в полном объеме. Выбор данного программного обеспеспечения не случаен. В школе в течение долгого времени существует преемственность, что дает возможность учителям в случае производственной необходимости обмениваться классами, при этом обучающиеся не испытывают трудности в обучении. Также считаю, что данные методические комплекты содержат весь необходимый материал, расположенный в соответствии с возрастными особенностями учащихся.
Я разработала авторские адаптационные программы спецкурсов по русскому языку: «Воспитание орфографической зоркости», «Где ты, запятая?», "Выразительное чтение и рассказывание", утвержденные приказом МАУ «ЦРО» г. Братска № 62 от 31.08.2012г. Эти программы внесены в банк авторских педагогических разработок МАУ «ЦРО» и реализуются учителями школ города.
Являюсь наставником для студентов Братского педагогического колледжа, которые проходят практику на базе школы.
Постоянно работаю в составе жюри Всероссийской олимпиады школьников на муниципальном этапе, являюсь экспертом по аттестации педагогов города.
Совершенствую педагогическое мастерство через самообразование:
2008-2010 г.г. – тема «Составление и решение тестов по русскому языку с помощью ИКТ», итоги работы представлены на заседаниях методического объединения и педагогическом совете;
2010-2012г.г. – тема «Исследовательская работа как форма развития творческих способностей учащихся», опыт работы по данной теме представлен в рамках конкурса «Учитель года» городского образовательного форума.
В течение двух лет являюсь активным участником проблемно-творческой группы по разработке раздела «Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО» муниципальной лаборатории по подготовке и опережающему введению ФГОС ООО.
Владею современными образовательными технологиями и методиками и применяю их в практической профессиональной деятельности: развивающего обучения (создаю на уроке проблемные ситуации и направляю деятельность обучающихся на их решение; использую алгоритмические, эвристические приемы умственной деятельности при решении заданий, развиваю творческие способности обучающихся, что готовит их к переходу к самообразованию, формирует личностные результаты); проектного обучения (создаю условия, при которых обучающиеся выбирают деятельность по интересам, соответствующую их способностям и направленную на формирование у них знаний, умений и навыков. Выполняя проекты, школьники осваивают алгоритм инновационной творческой деятельности, учатся самостоятельно находить и анализировать информацию, получать и применять знания по различным отраслям, восполнять пробелы, приобретать опыт решения творческих задач). Обучающимися совместно со мною выполнены проекты по литературе и русскому языку «Поэты и писатели Братска», «Люблю читать!», «Почему мы так говорим?». Систематически использую на уроках информационно-коммуникационные технологии, создаю электронные образовательные ресурсы в виде интерактивных тестов (тесты по теме «Предлог», «Союз», «Знаки препинания в ССП, СПП и БСП»), дидактических и демонстрационных материалов к урокам для подготовки к итоговой аттестации (тесты «Обособленные и необособленные члены предложения», «Найди грамматическую ошибку!», «Орфография и пунктуация», «Стилистика»), также широко использую лицензионные программы и авторские разработки других учителей, соблюдая авторские права. Применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность обучающихся, делает урок эмоционально насыщенным и полноценным, наиболее наглядным, способствует повышению качества образования.
В системе применяю на уроках проблемно-поисковый метод, разноуровневую дифференциацию, создаю условия для организации исследовательской деятельности учащихся. Под моим руководством подготовлены исследования «А так ли уж мертва латынь?», «Ах эти старые слова!», «Кулинарный репертуар в литературе XIX века», «Способы создания комических эффектов в произведении Л. Филатова «Сказ про Федота- стрельца удалого молодца», «Увлечение англицизмами – путь к деградации русского языка», «Братские поэты детям». На уроках различными методами стимулирую поисковую деятельность обучающихся, активно использую ролевые игры, например, урок–путешествие «Имя существительное, я все про тебя знаю!», «Путешествие в княжество «Существительное», урок-экскурсия «Петербург Н. В. Гоголя», литературная игра «К нам едет ревизор!». Такие формы развивают коммуникативную культуру, активизируют эмоциональную сферу обучающихся, способствуют повышению мотивации и успешной реализации творческих способностей обучающихся.