Проектная деятельность на уроках и во внеурочное время

Мотовилова Лариса Владимировна

Предварительный просмотр:

https://edx.edu.olimpiada.ru/courses/course-v1:CPM+olimp-mix01-16-07+2015-2016/courseware/fdbc7f8427544e969d53d5ada2b3bf9f/89fa654725774d7cba7c922efd6ac3e4/

Рекомендуемая литература по организации проектно-исследовательской деятельности

  1. Агеева А.И., Новоселова В.И. Метод проектов как средство развития творческих способностей школьников: Метод, рекомендации. /Кемер. обл. институт усовершенствования учителей, Информ.-метод. центр упр. образования администрации г. Полысаево.- Кемерово: Изд-во обл. ИУУ, 2001. - 63 с.
  2. Арцев М.Н. Учебно-исследовательская работа учащихся: методические рекомендации для педагогов и учащихся //Завуч для администрации школ. - 2005. - №6. - С.4-30.
  3. Ахметшина Г.М. Организация учебно-исследовательской деятельности с учащимися Детского эколого-биологического центра //Одаренный ребенок. - 2006. - №5. – С .90-97.
  4. Бельфер М. Несколько слов об исследовательских работах школьников //Литература (Первое сентября). - 2006. - №17. - С.13-15.
  5. Богоявленская А. В науку идут малыши //Практический журнал для учителя и администрации школы. - 2006. - №1. - С.26-31.
  6. Бордовская Н.В. Системная методология современных педагогических исследований //Педагогика.-2005.-№5. - С.21-29 .
  7. Босова Л.Л. Исследовательская деятельность на уроках информатики в 5-6 классах //Информатика и образование.-2006.- №6. - С.36-43.
  8. Брыкова О. Сотворчество учителя и ученика //Управление школой (Первое сентября). -2006 .- №20. - С.33-37.
  9. Валеев,Г.Х. Экспертиза научных исследований в сфере социогуманитарного знания //Педагогика. - М.,2006. - №5. - С.23-29.
  10. Василевская Л.И. Туристкими тропами - к исследовательской деятельности //Внешкольник. - 2005. - №6. - С.6-9.
  11. Васильева Л.А. К проблеме развития творческих способностей младшего школьника //Начальная школа + до и после. - 2006. - №10. - С.16-18.
  12. Волкова Л. Здесь был я //Практич. ж. для уч.и адм. - 2006. - №8. - С.35-39.
  13. Волкова Ю.Л. Исследовательская деятельность - средство формирования ценностного отношения к природе у школьников //Исследовательская работа школьников. - 2005. - №4. - С.180-184.
  14. Волченкова Г.И. Научно-методическая работа как способ формирования современного педагогического мышления //Завуч для администрации школ. - 2005. - №5. - С.57-59.
  15. Гафитулин М.С. Проект "Исследователь". Методика организации исследовательской деятельности учащихся //Педагогическая техника. – 2005. - №3; Школ. технол. - 2005. - №3. - С.21-26 ; 102-104 .
  16. Гафитуллин М.С. Публичное выступление на конференции //Одаренный ребенок. – 2005. -№2. - С.107-115.
  17. Глаголев М.В. Математическое моделирование биологических процессов - идеальная область для исследовательской деятельности учащихся //Исследовательская работа школьников. -2005. - №3. - С.88-105.
  18. Гликман И.З. Подготовка к творчеству //Одаренный ребенок. - 2006. - №5. - С.6-15.
  19. Гликман И.З. Подготовка к творчеству: учебное исследование //Школ. технол. - 2006. -№3. - С.91-96.
  20. Гордеева Н.А. Воображение - инвариант творческого саморазвития научно-исследовательской деятельности //Инновации в образовании. – 2006 .- №4. - С.115-122.
  21. Горюнова Т.А. Исследование - путь к творческой личности школьника //Исследовательская работа школьников. - 2005. - №4. - С.128-133.
  22. Громова Т.В. Научить ставить вопросы и искать решения //Управление школой (Первое сентября). -2006. - №1. - С.14-17.
  23. Громова Т.В. Организация исследовательской деятельности //Практика административной работы. - 2006. - №7. - С.49-53.
  24. Громова Т.В. Руководителю научно-исследовательских работ школьников //Практика административной работы. - 2006. - №6. - С.59-65.
  25. Громыко Ю.В. Исследование и проектирование в образовании //Школ. технол. - 2005. -№2. - С.66-69.
  26. Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения. – М.: Народное образование, 2001. – 128 с. (Серия «Системные основания образовательной технологии».)
  27. Гузеев В.В. Теория и практика интегральной образовательной технологии. - М.: Народное образование, 2001. – 224 с. (Серия «Системные основания образовательной технологии».)
  28. Демидова М. Научные факты или способы их получить: где золотая середина?: Обучение школьников методам и приемам научного познания //Народное образование. – 2006. - №4. - С.182-189.
  29. Долгушина Н. Организация исследовательской деятельности младших школьников //Начальная школа (Первое сентября). - 2006. - №10. - С.8.
  30. Дякив В.В. Научное общество учащихся - эффективная модель организации исследовательской деятельности: из опыта учителя литературы //Исследовательская работа школьников. - 2005. - №4. - С.133-136.
  31. Заварзина Н.Н. Научно-исследовательская деятельность юных участников образовательного процесса гимназии //Дополнительное образование. - 2005. - №6. - С.37-40 .
  32. Зачёсова Е.В. Представление результатов исследований школьников //Школьные технологии. - 2006. - №4. - С.115-123.
  33. Зверева С.А. Педагогический опыт организации исследовательской деятельности учащихся в сельской местности //Исследовательская работа школьников. - 2005. - №4. - С.144-147.
  34. Знаменская О. Динамика становления исследовательских математических компетентностей старшеклассников //Директор школы.-2006.-№5. - С.60-66.
  35. Иванов Г.А. Интегративные основы организации научно-исследовательской деятельности учащихся //Педагогические технологии. - 2006. - №1. -С.22-29.
  36. Из опыта работы гимназии №56 г. Санкт-Петербурга по учебно-исследовательской деятельности //Вестник образования России. - 2005. - №18. - С.60-70.
  37. Калинкина Н.В. Проектно-исследовательская деятельность учащихся //Детское творчество. - 2006. - №6. - С.7-8.
  38. Камин А. Обучение через исследование //Педагогическая техника.-2006.-№2. - С.14-22.
  39. Карпов А. Индивидуальная проблемно-познавательная программа //Народное образование. - 2005. - №9. - С.94-100.
  40. Кленова Н.В. Наука становится ближе: опыт организации исследовательской деятельности учеников //Учитель.-2006.-№5. - С.23-24.
  41. Комашинский А.И. Использование проектного метода в образовательном процессе //Практика административной работы. - 2006. - №6. - С.65-71
  42. Копанева Г.А. Организация исследовательской деятельности учащихся в многопрофильной гимназии// Завуч для администрации школ. - 2006. - №6. - С.47-53.
  43. Коростелева Н.В. Методическая работа в инновационных образовательных учреждениях //Методист-2005.-№4. - С.17-21 .
  44. Кудрова И.А. О развитии мышления на основе исследовательского подхода //Станд. и монитор. - 2006. - №5. - С.14-22.
  45. Курганский С.М. Положение о научно-исследовательской, опытно-экспериментальной деятельности педагогических работников школы //Завуч для администрации школ. - 2006. - №4. - С.87-90.
  46. Леонтович А.В. Комплексная исследовательская экспедиция //Народное образование.-2006.-№3. - С.207-212.
  47. Леонтович А.В. Исследовательская экспедиция школьников как форма воспитательной работы //Воспитательная работа в школе. - 2006.-№4. - С.121-127.
  48. Леонтович А.В. О принципах включенного участия учащихся в экспедиции //Исследовательская работа школьников. - 2006. - №2. - С.149-156.
  49. Леонтович А.В. Проектирование и реализация модели воспитательной работы в условиях летней комплексной исследовательской экспедиции школьников //Исследовательская работа школьников.-2006.-№2. - С.140-149.
  50. Лернер П.С. Профессионально-технологическая проба самоопределения "Исследования" //Одаренный ребенок. - 2005. - №5. - С.110-124 .
  51. Лукьянова М. Поисково-исследовательская и экспериментальная работа педагогического коллектива //Учитель. - 2006. - №6. - С.39-44.
  52. Мак Кензи Дж. Задание длиною в год //Школ. технол. - 2005. - №3. - С.114-118 .
  53. Макотрова Г.В. Формирование учебно-исследовательской культуры учащихся в профильных классах //Химия. Мет. преп. - 2005. - №8. - С.68-74 .
  54. Малафеева Е.Ф. Использование методов биоиндикации в исследовательской работе школьников //Исследовательская работа школьников. - 2006. - №2. - С.96-101.
  55. Малахова И.А. Программа курса дополнительного образования "Школьная академия наук" //Завуч для администрации школ. - 2006. - №8. - С.126-132.
  56. Маньковская Е.Н. Организация общешкольной ученической конференции как форма подведения итогов исследовательской деятельности младших школьников //Начальная школа .- 2006. - №9. - С.23-25.
  57. Михайлова О.В. Формы и методы краеведческой работы в исследовательской деятельности учащихся //Одаренный ребенок. - 2006. - №5. - С.73-78.
  58. Михайлычев Е.А. Эмпирические методы исследований //Школ. технол. - 2005. - №2. - С.142-156 .
  59. Михайлычев Е.А. Типология эмпирических методов педагогического исследования //Школ. технол. - 2005. - №3. - С.95-101 .
  60. Музланов Ю.А., Лобов И.В. Основы практической биометрии: математическая обработка результатов при проведении учащимися биоэкологических исследований. //Журнал «Исследовательская работа школьников», 2006. №4. - С. 53-67; 2007. №1. – С.64-75.
  61. Мухина В.С. Психологический смысл исследовательской деятельности для развития личности //Народное образование. – 2006. - №7. - С.123-128.
  62. Мухина В.С. Психологический смысл исследовательской деятельности для развития личности //Школ. технол. -2006.-№2. - С.19-32.
  63. Научные общества учащихся: тем. подборка //Исследовательская работа школьников.-2005.-№4. - С.106-128,153-160.
  64. Новикова С.А. Ромб с прямыми углами. Формирование первоначальных навыков исследовательской культуры школьников в курсе изучения математики //Практический журнал для учителя и администрации школы. - 2006. - №1. - С.57-62.
  65. Обухов А.С. Рефлексия в проектной и исследовательской деятельности //Исследовательская работа школьников. - 2005. - №3. - С.18-39.
  66. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов пед. вузов. - М.: Аркти, 2003. - 107с.
  67. Пентин А.Ю. Учебные исследования и проекты - понятия близкие, но не тождественные //Директор школы. - 2006. - №2. - С.47-53.
  68. Пентин А.Ю. Виды деятельности в педагогическом процессе //Естествознание в школе. -2005. - №4. - С.39-44 .
  69. Петрухина А.И. Устав ученического научного общества //Классный руководитель. - 2005. -№8. - С.51-52 .
  70. План работы научного общества учащихся "Поиск юных" //Практика административной работы. - 2006. - №6. - С.58-59.
  71. Плигин А.А. Исследовательская деятельность школьников в модели личностно-ориентированного образования //Исследовательская работа школьников. - 2005. - №4. - С.47-56.
  72. Поддьяков А.Н. Методологические основы изучения и развития исследовательской деятельности //Школ. технол .- 2006.-№3. - С.85-91.
  73. Поддьяков А.Н. Методологические основы изучения и развития исследовательской деятельности //Исследовательская работа школьников. - 2005. - №4. - С.39-47.
  74. Поздняк С.Н. Исследовательская деятельность школьников и метод проектов// Станд.и монитор.-2006.-№3. - с.52-56.
  75. Пойа Д. Как решать задачу //Исследовательская работа школьников. - 2005. - №3. - С.43-50.
  76. Прокофьева Л.Б. Открытые образовательные технологии: исследовательская деятельность школьников //Школьные технологии. - 2006. - №4. - С.108-115.
  77. Рождественская И.В. Межпредметный элективный курс "Школа исследователя: основы учебно-исследовательской деятельности" //Исследовательская работа школьников. – 2005. - №4. - С.102-106.
  78. Рохлов В.С. Методы научного познания //Естествозн. в шк. - 2006. - №5. - С.22-33.
  79. Рубин М. Техника ведения карточек// Педагогическая техника.-2006.-№4. - С.26-49.
  80. Рыкунова М.Н. Организация исследовательской работы учащихся в условиях сельской школы //Исследовательская работа школьников. - 2005. - №4. - С.147-153.
  81. Савенков А.И. Виды исследований школьников //Одаренный ребенок. - 2005. - №2. - С.84-106.
  82. Савенков А.И. Истоки практики исследовательского обучения //Исследовательская работа школьников. - 2005. - №4. - С.29-39.
  83. Савенков А.И. От "класса-аудитории" к "классу-лаборатории" //Исследовательская работа школьников. - 2006. - №2. - С.36-53.
  84. Самохин Ю.С. Проблема организации краеведческих исследований школьников //Внешкольник. - 2006. - №7-8. - С.24-26.
  85. Санина С.П. Компьютерное моделирование в исследовательской деятельности учащихся //Педагогические технологии. - 2005. - №4. - С.36-45 .
  86. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 288 с. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий».)
  87. Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 224 с. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий».)
  88. Серебрянская Л.В. Развитие интеллектуальных способностей и творческой активности учащихся во внеурочной деятельности //Образование в современной школе. - 2005. - №9. - С.19-26 .
  89. Сеть исследовательских лабораторий "Школа для всех". Проект //Управление школой (Первое сентября). - 2005. - №14. - С.23-33 .
  90. Слободчиков В.И. Антропологический смысл исследовательской работы школьников //Школ. технол. - 2006. - №3. - С.14-19.
  91. Соловьев И.Б. Исходная исследовательская мотивация учеников, или Откуда могут "расти уши" исследовательских проектов //Исследовательская работа школьников. - 2005. - №4. - С.85-90.
  92. Станкин М.И. Методика подготовки к устному выступлению //Специалист. -2005 . - №12. – С.23-25.
  93. Суслова Т.И. Познавательная активность как философско-психологическая категория исследования //Философия образования. - 2006. - №2. - С.273-279.
  94. Татаринова Л. Как в режиме экспериментальной деятельности составить индивидуальный план исследования //Школьное планирование.-2005.-№3. - С.39-41 .
  95. Тысько Л.А. Исследовательская деятельность учащихся в процессе обучения обществознанию// Преподавание истории и обществознания в школе.-2006.-№4. - С.14-22.
  96. Тюменова С.И. Исследовательская деятельность как условие и средство развития детской одаренности //Методист (библиотека журнала). - 2006. - №5. - С.29-33.
  97. Тяглова Е.В. Установление зависимости между типом высшей нервной деятельности и скоростью наступления утомления// Исследовательская работа школьников. - 2005. - №4. - С.90-97.
  98. Учебное проектирование и исследовательская деятельность учащихся в условиях профильного обучения// Профильная школа.-2006.-№5. - С.21-29.
  99. Федорова Л. Примерное положение о научном обществе обучающихся МОУ //ОВД. -2005. - №36. - С.49-52.
  100. Федоровская Е.О. Мотивы и ценностные ориентации подростков, увлеченных исследовательской деятельностью //Дополнительное образование. - 2005. - №9. - С.49-53 .
  101. Фольклорно-этнографическая и краеведческая исследовательская деятельность школьников: тем. подборка //Исследовательская работа школьников. - 2005. - №1-2. - С.3-263 .
  102. Халемский Г.А. Научно-исследовательская работа в условиях общеобразовательной школы //Наука и школа.-2006.-№3. - С.27-34.
  103. Харитонов Н.П. Как записывать наблюдения? Методические рекомендации. – М.: Изд. МГДПиШ, 1990.
  104. Харитонов Н.П. Как изучать птиц? /Методические рекомендации для начинающих орнитологов. – М.: Изд. МГДТДиЮ, 1997.
  105. Харитонов Н.П. Описание биотопов при маршрутных исследованиях. /Методические рекомендации. – М.: Изд. МГДТДиЮ, 1998.
  106. Харитонов Н.П. Определение объектов живой природы //Летние школьные практики по пресноводной гидробиологии. Методическое пособие. – Сост. С.М. Глаголев, М.В. Чертопруд. / Под ред. М.В. Чертопруда. – М.: Добросвет, МЦНМО, 1999. – С. 47-55.
  107. Харитонов Н.П. Правила выполнения школьниками исследовательских работ // Летние школьные практики по пресноводной гидробиологии. Методическое пособие. Сост. С.М. Глаголев, М.В. Чертопруд. /Под ред. М.В. Чертопруда. – М.: Добросвет, МЦНМО, 1999. – С. 56-71.
  108. Харитонов Н.П. Организация работы школьников в биологических и комплексных поездках //Народное образование. – 2000. – № 4-5. – С. 211-217.
  109. Харитонов Н.П. К методике проведения метеорологических наблюдений. Руководство для начинающих исследователей природы. – М.: Изд. ЦСЮН, 2000.
  110. Харитонов Н.П. Школьные исследования в летний период //Народное образование. – 2001. – № 3. – С. 49-53.
  111. Харитонов Н.П. Основы проведения школьниками исследовательских работ //Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001. – С. 116-127.
  112. Харитонов Н.П. Рекомендации по проведению и оформлению исследовательских работ //Материалы Всероссийского конкурса юных исследователей окружающей среды. – М.: Изд. ЦСЮН, 2001. – С. 105-115.
  113. Харитонов Н.П. Технология исследовательской деятельности по полевой биологии (методические рекомендации). Вып. 2. – М.: ГОУ ЦРСДОД, 2003.
  114. Харитонов Н.П. Основы исследовательской деятельности школьников: Методическое пособие по исследовательской деятельности //Материалы Всероссийского конкурса юных исследователей окружающей среды (2004). – М.: Изд. ДЭБЦ, 2004. – С. 214-227.
  115. Харитонов Н.П. Организация детских исследовательских работ по экологии: теория и практика //Внешкольник. – 2004. – № 3. – С. 1-3.
  116. Харитонов Н.П. Пробные площадки как метод исследования объектов живой природы //Исследовательская работа школьников. № 4. – М., 2003. – С. 46-48.
  117. Харитонов Н.П. Технология выполнения и оформление самостоятельной исследовательской работы в полевой биологии //Исследовательская работа школьников. № 3. – М., 2004. – С. 46-55.
  118. Харитонов Н.П. Принципы и формы представления ученических исследовательских работ //Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общ. ред. А.С. Обухова. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – С. 280-283.
  119.  Харитонов Н.П. Принципы проведения экологических исследований.
  120. Харитонов Н.П. Изучение видового состава и особенностей произрастания деревьев и кустарников // Краеведение: Внеклассная работа по истории, географии, биологии и экологии. Методическое пособие. /Авт.-сост. Ю.В.Козлова, В.В.Ярошенко. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – С.62-67.
  121. Харитонов Н.П. Деревья и кустарники лесопарков и парков. Методическая разработка для выполнения учебно-исследовательской темы. – М.: МГДД(Ю)Т, 2007. – 24 с.
  122. Харитонов Н.П. Организация и содержание учебно-исследовательской деятельности учащихся в полевой биологии: Методическое пособие. - М.: МГДД(Ю)Т, 2008. – 28 с.
  123. Харитонов Н.П. Методические основы учебно-исследовательской деятельности учащихся в полевой биологии. – М.:ФДЭБЦ, 2008. – 32 с.
  124. Харитонов Н.П. Исследуем природу! Учебно-методическое пособие по организации исследовательской деятельности школьников в полевой биологии. – М.: МИОО; Библиотека журнала «Исследователь/Researcher», 2008. - 192 с.
  125. Худин А.Н. Проектная и исследовательская деятельность в профильном обучении //Завуч для администрации школ. - 2006. - №6. - С.116-125.
  126. Цетлин В.С. Эксперимент в методических исследованиях //Методическая мозаика. - 2005.-№4. - С.8-17 .
  127. Цыренова Т.Л. Школа проектов и программ. Положение о научно-исследовательском обществе //Исследовательская работа школьников.- 2005. - №4. - С.136-140.
  128. Черемных Г.В. Художественное оформление результатов исследовательской работы //Исследовательская работа школьников. - 2005. - №3. - С.65-83.
  129. Черемных Г.В. Художественное оформление результатов исследовательской работы //Исследовательская работа школьников. – 2005. - №4. - С.67-84.
  130. Чиркова С. Исследовательские практики по обществознанию и праву //Учитель. - 2006. - №2. - С.53-54.
  131. Чистякова Г.Д. Потенциал познавательного развития в младшем школьном возрасте// Начальная школа + до и после. - 2006. - №10. - С.10-16.
  132. Шабалина С.С. Проведение творческих исследовательских работ учащимися под руководством учителя// Исследовательская работа школьников. - 2005. - №3. - С.115-120.
  133. Шеленкова Н.Ю. Организация исследовательской деятельности учащихся в школьном научном обществе // Завуч для администрации школ. - 2005. - №5. - С.82-88 .
  134. Шумакова Н.Б. Исследовательская позиция ребенка как фактор развития одаренности// Начальная школа + до и после. - 2006. - №10. - С.3-10.
  135. Ялышева Л.В. Программа элективного курса "Учебно-исследовательская деятельность школьников" (9 класс) //География и экология в школе 21века. - 2006. - №7. - С.56-60.
  136. Ярошенко И.Н. Управление экологическим образованием и исследовательской деятельностью учащихся в эколого-биологическом лицее //Исследовательская работа школьников.-2005. - №4. - С.165-175.
  137. Ятайкина А.А. Положение о научном объединении учащихся //Завуч для администрации школ.-2006.-№5. - С.95-98.
  138. Ятайкина А.А. Положение о проектно-исследовательской неделе "Школьная весна -2000" //Завуч для администрации школ. - 2006. - №5. - С.106-108.



Предварительный просмотр:

https://edx.edu.olimpiada.ru/courses/course-v1:CPM+olimp-mix01-16-06+2015-2016/courseware/e4ce17bf1bbc4274aec229aa350e959a/e027cde83a77402aa0477737155267da/4?activate_block_id=block-v1%3ACPM%2Bolimp-mix01-16-06%2B2015-2016%2Btype%40vertical%2Bblock%4044b95800333745cf958c872537a884fa

Что такое исследовательская деятельность учащихся и зачем ею заниматься?

Как известно, дети должны ходить в школу. Там они работают на уроках, на которых усваивают необходимые сведения по школьной программе, посещают кружки и секции. Занятия в школе могут быть организованы по-разному. Традиционный путь – изложение учителем материала, а затем контроль его усвоения учениками. Но сейчас набирает популярность другой путь – когда ученики и учитель ставят перед собой вопросы, - те, которые ставили первооткрыватели законов в физике, химии, географии, экономике. И вместе ищут ответы на них. Такой путь больше захватывает учеников; материал, полученный своим трудом, запоминается гораздо лучше. Различные вариации подобного способа ведения занятий известны в образовании давно, разные авторы называют этот способ образования проблемным, или эвристическим, или выработкой критического мышления, или исследовательским.

Критическое мышление - когнитивная стратегия, состоящая в значительной степени из непрерывной проверки и испытания возможных решений относительно того, как выполнять определенную работу. Критическое мышление часто противопоставляется творческому мышлению, различие заключается в том, что последнее ведет к новым инсайтам и решениям, в то время как первое выполняет функции проверки существующих идей и решений на наличие недостатков или ошибок. [1]

Эвристический метод - (от Εύρίςκω — нахожу) — применяется при обучении; он состоит в том, что ученика путем ряда вопросов наводят на решение проблемы, подлежащей рассмотрению. Этот метод применим во всех случаях, когда учитель имеет в виду не только выспросить ученика относительно затверженного, но и возбудить в ученике способность комбинировать известные данные. [2]

Проблемное обучение [греч. problēma — задача, задание] — организованный педагогом способ активного взаимодействия субъектов образовательного процесса с проблемно представленным содержанием обучения, в ходе которого они приобщаются к объективным противоречиям науки, социальной и профессиональной практики и способам их разрешения, учатся мыслить, вступать в отношения продуктивного общения, творчески усваивать знания. Стержневым понятием проблемного обучения является проблемная ситуация, с помощью которой моделируются условия исследовательской деятельности и развития мышления обучающихся. [3]

В качестве примера исследовательского, или проблемного обучения можно привести деятельность Сократа. Вот как она описывается в словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона:

Сократ ничего не писал, он вел беседы с людьми самого различного социального положения, стараясь вызвать в уме собеседника правильное понимание того дела, которого касалась беседа. Эти беседы и искусство направлять их к определенной цели Сократ называл меэвтикой, или родовспомогательным искусством, так как оно помогало собеседнику родить правильное понимание. Беседы Сократа касались всевозможных житейских случаев, которые служили ему для выяснения нравственных понятий; он беседовал с полководцами, но не гнушался и беседой с куртизанкой, которой старался внушить правильное понимание искусства нравиться. [4]

Оставляя в стороне методику организации исследовательского обучения на уроках (см. например, публикации В.В.Пазынина[5]), в соответствии с темой нашей разработки, обратимся к методике выполнения индивидуальных исследовательских работ школьников.

Современный учитель, поставивший себе задачу идти вместе с учеником по тропе познания, выполнить и представить индивидуальную творческую работу, как и Сократ, должен использовать групповые формы работы, когда он может уделить внимание каждому ученику, обсуждая с ним интересующий его вопрос. Эти формы свойственны дополнительному образованию; наибольшим среди родителей пользуются школы, где организованы многочисленные внеурочные формы работы. Еще большие возможности у учреждений дополнительного образования – центров, домов и дворцов творчества, суть работы которых – организация продуктивных занятий после школы. Среди образовательных программ, реализуемых во внеурочное время, особое место занимают программы с элементами исследовательской деятельности, в рамках которых ребята выполняют маленькие исследования. Конечно, они гораздо проще, чем работы взрослых ученых; но по своей структуре и методологии это – настоящие исследования, по духу и букве соответствующие большой науке.

В результате такого подхода к образованию у ребят развивается способность действовать самостоятельно, творчески. Это особый тип мышления - исследовательский (похожие, но не тождественные наименования - эвристический, критический и т. д.). Когда у человека сформирован такой тип мышления, он способен задавать себе вопросы по поводу, как иногда кажется, обыденных вещей. Человек, обладающий таким навыком, приобретает способность критически анализировать информацию и разбираться в самых разных явлениях, например, насколько достоверна реклама, показанная по телевизору, перспективна ли фирма, в которой он собирается работать и т. д.

Исследовательский тип мышления можно развивать у детей, начиная с самого раннего возраста, поэтому и исследовательская деятельность может быть организована со школьниками всех возрастов, и даже с дошкольниками.

Главные функции учебно-исследовательской деятельности:

  • в дошкольном образовании и начальной школе – сохранение исследовательского поведения учащихся как средства развития познавательного интереса и становления мотивации к учебной деятельности;
  • в основной школе – развитие способности занимать исследовательскую позицию, самостоятельно ставить и достигать цели в учебной деятельности на основе применения элементов исследовательской деятельности в рамках предметов учебного плана и системы дополнительного образования;
  • в старшей школе – развитие исследовательской компетентности и предпрофессиональных навыков как основы профильного обучения;

На каждой из ступеней исследовательская деятельность является одним из главных средств достижения высоких метапредметных и личностных результатов обучения.

Навыки исследования нужны решительно всем. Работник любой профессии, будь он физик или дворник, сделает свою работу лучше, если он будет анализировать ее условия и искать наиболее эффективные пути ее выполнения (конечно, оставаясь в рамках своей служебной задачи). Этим определяется творческий подход в профессии. Поэтому и исследования можно организовывать как в ведущих лицеях, так и в обычных районных школах; будет различаться только уровень и сложность проводимой работы. Не только в работе - в быту, в семье, в дружеском общении способность исследовать очень полезна. Например, подмечая психологические особенности собеседника и его реакцию на те или иные слова, можно грамотно выстроить беседу и добиться желаемого результата. Современная школа должна обеспечивать школьникам возможность выполнения разнообразных исследовательских работ, это повышает качество образования и позволяет ребятам лучше подготовиться к продолжению образования в вузе и реализовать себя в повседневной жизни.

Для организации исследований в школе нужны специальные программы; необходим совсем другой тип взаимодействия между учителем и учеником. Значительная часть времени должна проходить в форме групповых и индивидуальных занятий, когда обсуждаются темы, структура каждой работы, составляется план. При этом проявляется так называемый «феномен научной школы», когда возникает личностный контакт взрослого и детей, он становится для них авторитетом не только в школе, но и в жизни. Если мы организовываем исследовательскую деятельность, то впоследствии она организует нас - воспроизводит ситуацию личностного контакта педагога и ребенка. При этом создается возможность индивидуальной диагностики потребностей и способностей каждого учащегося, включенного педагогического наблюдения и т. д. Учебные исследования задают среду совместной образовательной деятельности для учащегося и педагога, тем самым решая характерную для современного образования проблему, когда ученик занимается своей деятельностью, учитель – своей, а образовательный процесс, в рамках которого происходит развитие как учащегося, так и педагога, иногда связан с ними весьма опосредованно.


  1. Оксфордский толковый словарь по психологии / Под ред. А.Ребера,2002 г.
  2. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  3. Психология развития. Словарь / под. ред. А.Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 т. / ред.-сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2006.
  4. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  5. Пазынин В.В.. Модель исследовательского урока // Городская экспериментальная площадка «Разработка модели образовательного процесса на основе учебно-исследовательской деятельности учащихся», серия «Экспериментальная и инновационная деятельность образовательных учреждений города Москвы». М., Центр «Школьная книга», 2008. С. 125-131.



Предварительный просмотр:

https://edx.edu.olimpiada.ru/courses/course-v1:CPM+olimp-mix01-16-06+2015-2016/courseware/e4ce17bf1bbc4274aec229aa350e959a/0c370db682f44f4380d6ad7e229680f5/

Классификация творческих работ школьников в области науки и техники

Традиционно в школах, домах детского творчества используются разные формы индивидуальной творческой работы с учащимися в области науки и техники. Ниже приведены наиболее часто используемые формы (хотя эта классификация условна, она позволяет выделить главные различия приведенных типов работ по целям, задачам и характеру).

Тип творческой работы

Основные характерные элементы

Реферативные

Поиск, компиляция, представление информации по конкретной заданной теме

Экспериментальные

Постановка эксперимента, иллюстрирующего известные в науке законы и закономерности

Натуралистические

Наблюдение, описание, отбор образцов по заранее определенной методике, диагностика натурного материала в соответствии с конкретными методиками

Проектные

Постановка цели, достижение и описание заранее спланированного результата

Исследовательские

Решение задачи с заранее неизвестным результатом, осуществляемое на основе наблюдений, описаний, экспериментов и анализа полученных данных

Реферативные – творческие работы, написанные на основе изложения материала, взятого из литературных источников, интернета и т.п. Реферативные работы широко используются в образовании для обучения самостоятельным навыкам сбора и анализа информации. Реферативные работы могут быть начальным этапом проектных или исследовательских работ. Критерием качества реферативных работ является полнота сбора информации, а также объективность изложения материала. Типичным недостатком реферативных работ является их перегруженность информацией, мало помогающей в раскрытии поставленной темы. Примеры названий реферативных работ:«Современные представления о проблеме глобального потепления климата». «Теория Толпы и ее проявление в современном мире». «Книги-корабли мысли. Проблемы чтения в современном обществе».

Экспериментальные – творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, иллюстрирующего известные в науке законы и закономерности. Конкретный результат эксперимента, как правило, зависит от исходных условий. Экспериментальные работы могут включать этап конструирования, анализа технических схем, трактовку результата эксперимента. Экспериментальные работы часто являются творческим развитием лабораторных работ. Хорошие экспериментальные работы, как правило, содержат элементы исследования. Пример: «Исследование яркости свечения вольфрамовой проволоки в зависимости от ее температуры».

Натуралистические (описательные) – творческие работы, направленные на наблюдение и объективное описание какого-либо явления по определенной, как правило, неизменной методике. Чаще всего выполняются на природных объектах. Критерием качества натуралистических работ является достоверность и объективность полученных результатов, максимальная полнота выявления необходимых сведений, при этом лаконичность в изложении второстепенных деталей. Натуралистические работы обычно включают диагностику натурного материала. Пример натуралистической работы: «Видовой состав эпифитных лишайников N-ского урочища».

Проектные – творческие работы, связанные с планированием, достижением и описанием определенного результата (построением установки, выявлением источника загрязнения и т.д.). В процессе работы над проектом осуществляется коррекция исходной программы, необходимая для повышения эффективности достижения цели. Критерием качества проектных работ является их актуальность и практическая значимость. Проектные работы могут включать в себя этап исследования. Одной из разновидностей проектных работ являются работы социальной и общественно экологической направленности, результат которых – формирование общественного мнения по поводу социальных или природоохранных проблем. Примеры названий: «Комплексный проект очистки и восстановления N-ского пруда». «Технология создания авторского тематического сайта для старшеклассников «Девиантное поведение глазами старшеклассников».

Исследовательские – творческие работы, выполненные в результате анализа наблюдений, сбора материала, сведений, экспериментов и т.д. Исследовательские работы выполняются с помощью корректной с научной точки зрения методики. Точный результат исследовательских работ неизвестен заранее, хотя общие тенденции следуют из известных законов и правил. Важным элементом учебного исследования является гипотеза – предположение, которое необходимо доказать или опровергнуть в процессе выполнения исследования. Критерием качества исследовательских работ является логическая стройность структурных элементов – постановки цели, выбора методов решения, проведения опытных и контрольных экспериментов, анализа результатов и обоснования выводов. Примеры названий: « Оценка качества воды реки Чермянки по фитопланктону». «Исследование комбинаторных последовательностей. Расчет сложности сортирующих программ». «Поэтический мир «Белых ночей» Ф.М. Достоевского через призму климата и архитектуры Санкт-Петербурга».

С точки зрения педагогической эффективности их сложно сравнивать, - добросовестно выполненная работа со школьником будет иметь безусловный положительный эффект, какого бы типа она ни была. Необходимо разделять творческие работы в области науки и техники и творческие работы в области журналистики, публицистики, литературы и др. Исследовательские, проектные, экспериментальные, реферативные работы всегда строятся в соответствии с логикой науки и научного метода. К сожалению, эта логика значительной мере ушла из нашей повседневной жизни. Если в советское время известностью пользовались научно-популярные издания (журнал «Наука и жизнь», брошюры серии «Знание» и др.), всегда придерживавшиеся научности, то теперь главным ориентиром для большинства изданий стала задача привлечения внимания читателя или слушателя на эмоциональном уровне. Например, читаем на сайте www.lenta.ru заголовок: «Сплошная синтетика». Оказывается, под этим «броским» названием скрывается интересная научно-популярная статья (написанная хорошим языком) об искусственном синтезе молекул ДНК. Здесь мы видим перенос законов публицистического жанра на совершенно не соответствующий ему научно-популярный текст. К сожалению, юные исследователи и их руководители нередко следуют этому клише и в строгую научную роботу вносят публицистические атрибуты, которые только снижают ее качество.