ЗАПУСК РЕЧИ

Лековая Наталья Александровна

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Опросник для родителей (ранний детский лексикон).

Имя и возраст ребенка на момент заполнения опросника:_____________

__________________________________________________________________________________

 

Каковы ваши жалобы на состояние речи вашего ребенка в настоящее время______________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Каковы и есть ли проблемы общения с ребенком?______________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что, на ваш взгляд, должно быть приоритетным в коррекционно-логопедической работе с ребенком?

  • развитие коммуникации в процессе взаимодействия со взрослым;
  • выработка побуждения к речи;
  • развитие понимания речи ;
  • формирование пассивного словарного запаса;
  • формирование активного словаря;
  • развитие интонационно-выразительных
  • средств общения;
  • развитие мимики и пантомимики;
  • постановка дыхания;
  • коррекция звукопроизношения;
  • ___________________________________  
  • ___________________________________
  • ___________________________________
  • ____________________________________

Фразы.

Пожалуйста, отметьте фразы, которые, как вам кажется, ребенок понимает.

□Беги к маме.                □ Не трогай!                        □ Брось мячик.

□Нельзя!                        □Встань.                                □Обними маму.

□Выплюнь это.                □Осторожно.                        □Дай это маме.

□Открой рот.                □Держись крепче.                □Помаши ручкой.

□Идем спать.                □Пора спать.                        □Иди сюда.

□Посмотри.                □Не делай этого!                □Похлопай в ладоши.

□Помоги мне                □Молодец!                        □Поцелуй маму.

□Хочешь еще?(Еще?)□Прекрати!                        □Хочешь кушать?

□Сядь!                        □Хочешь покататься?        □Тихо!

□Устал?                        □Хочешь спать?                □Положи на стол.

Ниже представлен список типичных слов из детского словаря.

Слова, которые ваш сын (дочь) понимает, но еще не произносит, отметьте галочкой в первом столбике (например, птичка □□)

Слова, которые ваш ребенок не только понимает, но и умеет произносить сам, отметьте галочкой во втором столбике (птичка □□)  

Если ребенок вместо слов использует звукоподражания, напишите их, пожалуйста, рядом со словами(птичка — пи-пи, упал — бах).

Звукоимитации и звукоподражания.

(голоса животных и птиц - 16)

Понимает говорит сам(сама)

ав-ав  □□           иа-иа       □□                кря-кря          □□                мяу             □□

бе-е-е  □□     (и -) го-го□□                ку-ка-ре-ку □□                пи-пи         □□

га-га   □□       ко-ко          □□                ку-ку            □□                хрю-хрю    □□

з-з-з-□□           кар-кар        □□                кап-кап          □□                р-р-р         □□

Дополнительно________________________________________________________________

(звуки машин, инструментов, часов — 8)

би-би □□                ту-ту-у □□                тук-тук □□                тик-так□□         чик-чик□□

бам-бам□□        динь-динь□□        вжик-вжик□□        чух-чух□□

Дополнительно________________________________________________________________

(плач ребенка, ауканье, восклицание и эмоциональные возгласы людей - 9)

а-а □□                алло        □□                ой     □□                брысь!□□                фу!□□

ау   □□                ах        □□                ха-ха □□                тс!□□                 

Дополнительно________________________________________________________________

Звукоподражания занимают важное место в первых детских словах – это обязательный речевой этап в речевом развитии ребенка. Если ваш малыш использует мало подобных «слов» обратите внимание на то, насколько часто вы сами используете эти слова в общении с ними.

Имена животных, птиц, насекомых (реальных и игрушечных) — 36

Понимание тех слов, которые ребенок еще не произносит сам можно проверить, обратившись к нему с просьбой показать на картинке или принести игрушку (предмет).

белка        □□        корова     □□        муха                □□        рыба                □□

волк                □□        кошка      □□        мышка        □□        слон                □□

гусь                □□        кукушка   □□        обезьяна        □□        собака        □□

ёжик                □□        курочка   □□        олень        □□        сова                □□

жираф        □□        лев               □□        оса                □□        тигр                □□

жук                □□        лиса               □□        ослик        □□        утка                □□

зайка        □□        лошадка  □□        пони                □□        хрюша        □□

змея                □□        лягушка   □□        птичка        □□        цыпленок        □□

коза                □□        мишка     □□        рак                □□        щука                □□

Дополнительно (+персонажи мультфильмов)__________________________________

_________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Транспорт (реальный и игрушечный) — 9

автобус        □□        коляска        □□        мотоцикл        □□

велосипед        □□        машина        □□        поезд        □□

грузовик        □□        метро        □□        самолет        □□

Дополнительно________________________________________________________________

Игрушки — 15

Шарик (воздушный)        □□        книжка        □□        карандаш□□        пирамидка□□

ведерко                        □□        кубик        □□        лопатка□□              пузыри(мыл.)□□

дудочка                        □□        кукла        □□        мячик□□                санки        □□

колокольчик                □□        колечко        □□        колесико□□

Дополнительно________________________________________________________________

Продукты питания, напитки -55

ананас        □□        картошка        □□        макароны        □□        сок                □□

апельсин        □□        каша                □□        мандарин        □□        сосиски        □□

арбуз        □□        кекс                □□        масло        □□        суп                □□

банан        □□        кефир        □□        молоко        □□        сушки        □□

борщ        □□        колбаса        □□        морковка        □□        сыр                □□

варенье        □□        компот        □□        мясо                □□        творожок        □□

виноград        □□        конфета        □□        огурец        □□        торт                □□

вода                □□        косточка        □□        печенье        □□        хлеб                □□

горошек        □□        кофе                □□        помидор        □□        чай                □□

грибы        □□        котлета        □□        пряник        □□        щи                □□

груша        □□        крекер        □□        пирожок        □□        яблоко        □□

изюм        □□        курица        □□        рыба                □□        яйцо                □□

йогурт        □□        кукуруза        □□        сахар        □□        ягода                □□

капуста        □□        лук                □□        слива        □□

Дополнительно________________________________________________________________

Подчеркните в анкете любимую еду вашего ребенка.

Одежда, детали одежды -32

ботинки□□                кофта□□                платок□□                тапочки□□

брюки        □□        куртка        □□        плащ                □□        трусы        □□

варежки        □□        майка        □□        пуговица        □□        туфли        □□

джинсы        □□        носки        □□        рубашка        □□        фартук        □□

карман        □□        пальто        □□        сапожки        □□        халат                □□

кепка        □□        памперс        □□        сандалии        □□        шапка        □□

колготки        □□        пижама        □□        свитер        □□        шарф        □□

комбинезон□□        платье        □□        слюнявчик□□        юбка                □□

Дополнительно________________________________________________________________

Подчеркните в анкете только ту одежду, которую ваш ребенок помогает вам снимать с себя при раздевании или пытается надевать/надевает самостоятельно.

Часто ли вы привлекаете ребенка к участию в процессе одевания/раздевания? Обращаетесь ли вы к нему в тот момент с просьбой о помощи? («Где другой носочек?») ,комментируете ли вы свои действия («Вот штанишки. Вот шапочка» «Сейчас наденем тебе штанишки, снимем тапочки» и т.д. ) Такие слова, как «юбка», «платье», «фартук» мальчики вправе не знать. Название деталей одежды («карман», «молния») ребенку важно понимать, а не произносить самостоятельно.

Части тела — 20        

волосы        □□        животик        □□        нога                □□        пятка                □□

глаза                □□        зубы                □□        нос                □□        рука                □□

голова        □□        коленка        □□        пальчик        □□        ухо                □□

грудь                □□        ладошка        □□        пупок        □□        щека                □□

губы                □□        лицо                □□        попа                □□        язык                □□

Попросите вашего ребенка показать эти части тела и подчеркните в анкете те из них, которые он показал (на себе или на вас)

Наиболее просто показать такие части тела как нога, рука, пальчик.

Детали лица лучше попросить показать на маме, а только потом на себе. Сложнее со словами «грудка», «пяточка», «коленка». Малыш чаще выполняет действия, связанные с частями тела, чем знает их названия. Поэтому, чтобы не ошибиться в том, действительно ли ваш малыш знает названия этих частей тела, проверьте понимание этих названий несколько раз в различных ситуациях. «Покажи ладошку», «Похлопай в ладошки», «Садись к маме на коленки», «Согни коленку» - подберите разнообразные инструкции, исходя из реального опыта общения с ребенком.

В целом усвоение слов из этого раздела во многом зависит от того, как родители разговаривают с ребенком, насколько часто называют и показывают части тела.

Дом, комнаты, оборудование — 31.

Вычеркните из анкеты слова, называющие домашние помещения и предметы, которые не окружают вашего ребенка и отметьте те слова, которые ваш ребенок знает или умеет произносить.

Чтобы проверить , насколько малыш знает название основных помещений в квартире(доме) поиграйте с ним в прятки, прибегая к помощи другого взрослого человека. Руководите процессом поиска, используя инструкции: «Иди на кухню. Папа — на кухне.», «Подойди к окну», «Подойди к двери».

Можно поиграть  в такую игру: сначала спрятать любимую игрушку(лакомство)  где-нибудь в комнате (в кроватке ребенка, на столе,)затем попросите его найти сюрприз только по словесной инструкции. Если проверка прошла успешно можно усложнить задание и спрятать предмет в неожиданном месте (например, тапочек положить в холодильник, а конфетку на дно ванны).

Балкон        □□        душ                □□        лестница                        □□        стол                □□

ванна        □□        картина        □□        лифт                                □□        стул                □□

вешалка        □□        кладовка        □□        окно                                □□        ступенька        □□

стульчик        □□        комната        □□        плита                        □□        телевизор        □□

гараж        □□        коридор        □□        полка                        □□        туалет        □□

дверь        □□        кресло        □□        раковина                        □□  холодильник□□

кроватка        □□        кровать        □□        стиральная машина        □□        шкаф                □□

диван        □□        кухня                □□        спальня                        □□

Дополнительно________________________________________________________________

Предметы быта — 36.

Многие слова из этого раздела вы никогда не учили с вашим ребенком, однако очень часто дети понимают их значение: бытовые инструкции, которые вы произносите в присутствии ребенка, чаще всего сопровождаются выполнением соответствующих предметных действий — это наиболее благоприятные условия для усвоения ребенком значения слов.

бутылка        □□        кошелек        □□        нож                □□         стакан        □□

ваза                □□        лампа        □□        ножницы         □□        тарелка        □□

веник        □□        лекарство        □□        одеяло        □□        телефон        □□

вилка        □□        ложка        □□        очки                □□        фен                □□

газета        □□        магнитофон□□        подушка        □□        цветок        □□

деньги        □□        миксер        □□        полотенце        □□        чайник        □□

зеркало        □□        молоток        □□        пылесос        □□        часы                □□

зубн.щетка□□        мусор        □□        паста(зубн.)□□        чашка        □□

ключи        □□        мыло        □□        расческа        □□        щетка        □□

Дополнительно________________________________________________________________

Предметы вне дома и достопримечательности — 24.

Обязательно проверьте в реальной обстановке, понимает ли ребенок  значение слов этого раздела. Ребенок должен знать многие предметы вне своего дома. Во время прогулок, поездок в автобусе и т. д. совершайте «познавательные экскурсии» - называйте предметы в процессе взаимодействия с ними. Если с какими-то предметами или явлениями ребенок не сталкивался в своей жизни — вычеркните их.

бассейн        □□        дом                □□        луна                □□        пляж                □□        

гром                □□        звезда        □□        лужа                □□        река                □□

грядка        □□        зоопарк        □□        море                □□        ручей        □□

дача                □□        камень        □□        небо                □□        снег                □□

дерево        □□        качели        □□        огород        □□        солнце        □□

дождь        □□        клумба        □□        парк                □□        улица        □□

Дополнительно________________________________________________________________

Люди — 12

баба                □□        деда        □□        мальчик        □□        папа                □□

брат                □□        дядя        □□        мама        □□        сестра        □□

девочка        □□        ляля        □□        няня                □□        тетя                □□

Имена, которые называет ваш ребенок____________________________________

__________________________________________________________________________________

Режимные моменты (распорядок дня, запреты, обращения) — 19

баю-бай                □□        купание        □□        не могу        □□        привет        □□        

да                        □□        не хочу        □□        ночь                □□        прогулка        □□

день                        □□        нельзя        □□        подожди        □□        спасибо        □□

до свиданья        □□        не буду        □□        пожалуйста□□        тише!(тс!)        □□

здравствуй        □□        не (нет)        □□                пока                □□

Дополнительно________________________________________________________________

Слова-действия  - 82

(Если ваш ребенок вместо слов используют только звукоподражание, например «упал» - «бух» ,пожалуйста, напишите его рядом с глаголом.)

Слова условно разделены на четыре группы:

1)действия,

2)движения и изменения положения тела в пространстве,

3)эмоции,

4)игры и занятия.

Действия:

дуй(подуй)        □□        заканчивай□□        наказать□□         покорми        □□

(не) бери        □□        закрой        □□        положи        □□        одевать(ся)□□

брось        □□        кормить        □□     помажем        □□        отнимай        □□

возьми        □□        мыть(ся)        □□        открой        □□        помоги        □□        

дай                □□        на                  □□        пей                □□        пописать        □□

вытри        □□        принеси         □□        подергай        □□        посмотри        □□        

(не) дерись□□        нажми        □□        потяни        □□        поставь        □□

ешь                □□        скажи        □□        покажи        □□        потрогай        □□        

почесать        □□        нюхать        □□        слышать         □□        упал           □□

причеши        □□        спи                 □□        (не) трогай        □□        устал         □□                

помаши    □□        одеваться        □□        топать             □□        шлепать        □□

Движения:

останови(сь)□□        стой           □□        пошли           □□        беги                □□

вставай        □□        побежали        □□        прыгай        □□        ложись        □□

иди        □□                поехали        □□        садись        □□        уходи        □□

Эмоции:

любишь        □□        плачет        □□        погладь        □□        поцелуй        □□

обними        □□        улыбнись         □□        пожалей        □□        ругалась        □□

Игры и занятия:

качать(ся)        □□        петь                □□        стучать         □□        лепить        □□

футболить        □□        читать        □□        гулять        □□        гудеть        □□

купать(ся)        □□        прятать        □□        прыгай        □□        шлепать        □□        

играть            □□        пугать          □□        рисовать        □□        кататься        □□

танцуй        □□        сломал        □□

Дополнительно________________________________________________________________

Слова-определения — 26

(Ваш ребенок может употреблять неполные формы слов, например - «белый» - «беля».)

белый        □□        зеленый        □□        мягкий        □□                тяжелый        □□

большой        □□        красивый        □□        папин        □□                холодный        □□

вкусный        □□        красный        □□        плохой        □□                хороший        □□

голодный        □□        легкий        □□        синий        □□                черный        □□

горячий        □□        маленький        □□        сухой        □□                чистый        □□

грязный        □□        мамин        □□        твердый        □□        

желтый        □□        мокрый        □□        теплый        □□

лепить        □□        потяни        □□        ругала(сь)        □□

Дополнительно_______________________________________________________________

Наречия (мотивированные качественными прилагательными) — 9

больно        □□        громко        □□        тихо                □□

быстро        □□        вкусно        □□        хорошо        □□

горячо        □□        плохо        □□        холодно        □□

Местоимения, указательные слова - 15

Обратите внимание на то, как ваш ребенок говорит о себе, использует ли местоимение «я» или нет. Если вы хотите научить малыша словам «мне», «мое», «я», следует чаще задавать вопросы, требующие в ответ употребления этих слов. «Кто хочет конфету?» - «Я!» (в сочетании с указательным жестом на себя), «Кому дать конфету?» - «Мне!». Ребенок сам не осознает, какое слово надо будет употребить, поэтому разыгрывайте для него целые речевые спектакли с участием других взрослых, что бы он мог по образцу выучить коммуникативный смысл этих коротких слов.

ваш        □□        мне        □□        она        □□        то        □□        это        □□

его        □□        мое        □□        сам        □□        тот        □□        этот        □□

ее        □□        он        □□        твой        □□        ты        □□        я        □□

Вопросительные слова — 8

где        □□        какой        □□        кто                □□        чей        □□

как        □□        когда                □□        почему        □□        что        □□

Предлоги и слова, обозначающие местоположение - 16.

 Для проверки понимания вашим ребенком этих слов сначала попросите его поднять ручку вверх, опустить вниз, спрятать ручку в карман, потом — за спину. Пусть он сядет рядом с вами, спрячет игрушку под подушку, достанет предмет из ящика. Подведите ребенка к окну и сравните вместе с ним две машинки: настоящую, за окном, и игрушечную у него в руках. Спросите, какая машинка там, а какая — здесь. Аналогично — какая далеко, а какая близко. Обязательно отметьте те слова, которые ребенок умеет произносить самостоятельно, хоть и в искаженном виде «а толе» (на столе).

В                □□        близко        □□        между        □□        сзади        □□        

вверх        □□        за                □□        на                □□        со                □□

вниз                □□        здесь                □□        под                □□        там                □□

далеко        □□        из                □□        рядом        □□        тут                □□

Дополнительно________________________________________________________________

Слова о количестве предметов и их  сравнение — 15.

больше                □□        другой        □□        много        □□        очень        □□

больше нет        □□        еще                □□        немного        □□        так                □□

все                        □□        мало                □□        нет                □□        такой же        □□

всё                        □□        меньше        □□        не                 □□        

Дополнительно________________________________________________________________

Запишите, пожалуйста, пять самых длинных, обращенных и осмысленных

высказываний вашего ребенка:

1._______________________________________________________________________________________________________________________________________

2._______________________________________________________________________________________________________________________________________

3._______________________________________________________________________________________________________________________________________

4._______________________________________________________________________________________________________________________________________

5._______________________________________________________________________________________________________________________________________


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В РАБОТЕ С НЕГОВОРЯЩИМИ ДЕТЬМИ!

  С каждым годом увеличивается число безречевых, неговорящих детей, в возрасте от 3 лет. Группа безречевых детей неоднородна, в нее входят дети с временной задержкой речевого развития, алалией, ранним детским аутизмом, интеллектуальной недостаточностью. Однако, для всех этих детей характерны отсутствие мотивации к речевой деятельности, несформированность коммуникативной функции речи.

   На начальных этапах работы с неговорящими детьми используются игры и игровые упражнения, позволяющие через игровую, конструктивную, предметно-практическую виды деятельности, через необычные для ребенка задания повлиять на мотивационно-побудительный уровень речевой деятельности.

   Предложенные игры и упражнения можно использовать как в индивидуальной, так и в групповой работе.

                  УПРАЖНЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ.

1. Упражнение «Полевые цветочки».

Дети идут по тропинке (веревочке) и собирают цветы, затем останавливаются на «полянке». Логопед предлагает понюхать цветочки, при этом следит, чтобы дети набрали воздух через нос и выдох через рот. Повторить 3-5 раз.

2. Упражнение «Узнай по запаху овощ».

Логопед предлагает детям рассмотреть овощи и называет их: лук, чеснок, укроп. Затем делает на овощах надрезы, укроп растирает в руках. Дети нюхают овощи, запоминают запахи. Затем логопед предлагает каждому ребенку узнать по запаху предложенный овощ. Предварительно логопед напоминает, как правильно делается длинный, глубокий вдох: плавно, медленно.

3. Упражнение «Ароматный фрукт».

Логопед приносит фрукты: апельсин, лимон, яблоко. Дети рассматривают фрукты, нюхают, запоминают ароматы. Затем по очереди дети с закрытыми глазами узнают фрукт по запаху. Логопед следит, чтобы дети не поднимали плечи при длительном вдохе. Затем дети определяют фрукты на вкус.

4. Упражнение «Листочки».

Дети сдувают с ладошек разноцветные листочки.

Дунь-подунь, мой ветерок.

Очень жаркий день-денек.

Развитие плавного, длительного выдоха: подуть на теннисный шарик в тазике с водой; сдувать с ладони перышки, снежинки и т.д.

5. Упражнение «Забей гол»

Из кубиков на столе построить ворота, стараться закатить в него ватный шарик. При этом вдох глубокий, длительный.

УПРАЖНЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ.

Назвать (показать) предметы и явления: вода, земля, солнце, трава, цветы, дом, машины. Развивать собственные ощущения с использованием различных поверхностей: сухие, мокрые, гладкие, шершавые, мягкие и т.д.

Показать (назвать) предметы одежды для зимы (осени, лета) по картинкам.

Развитие пассивного и активного глагольного словаря, состоящего из названий действий (спит, ест, стоит, идет, бежит, прыгает, играет, гуляет, убирает, чистит, умывается, купается, одевается, говорит, рисует, везет, подает).

Дети показывают эти действия на картинках, выполняют их по просьбе логопеда.

Различать понятия «большой – маленький», используя знакомые игрушки

(матрешку, сказку «Репка», пирамидку).

На столе машинка, собачка, петушок.

Учить узнавать игрушки по их описанию (у него есть хвост, мягкая шерсть, маленькие ушки; у него есть крылья, клюв, две лапки, тело покрыто перьями; он красный, пластмассовый, у него есть колеса).

Учить понимать простые предлоги, помогающие определить местонахождение предметов. ( Поставь кружку на стол. Убери кубики в коробку. И т.д.)

Учить различать единственное и множественное число существительных. (Покажи, где кубик, а где кубики, собака – собаки, машина - машины и т.д.)

Упражнение «Чем?».

Логопед задает вопрос, ребенок находит подходящую картинку или называет.

Чем мама режет хлеб?

Чем мальчик вытер лицо?

Чем ты ешь суп?

Чем девочка расчесывает волосы? И т.д.

УПРАЖНЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И     ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ.

Звучащие игрушки: барабан, бубен, дудочка.

Узнать звучание барабана (бубна, дудочки) среди других инструментов.

В трех одинаковых коробочках – горох, пуговицы, деревянные палочки. Определить на слух, что в каждой коробочке.

Используя звукоподражания, узнать собаку (гав –гав), кота (мяу), курочку (ко-ко-ко), мышку (пи-пи-пи) и т.д.

Лови звук.

Логопед демонстрирует несколько звучащих игрушек: бубен, колокольчик, барабан. Предлагает детям «поймать» звук колокольчика, хлопнув в ладоши.

Ребенок стоит спиной к логопеду, который просит рассказывать (показать), что он делает: стучит ложкой по чашке, щелкает ножницами.

Пение птичек громко и тихо. Когда звучит громкое пение, дети машут руками (летают), тихое – приседают.

Игра «Подскажи словечко»

Чтение стихотворения (ребенок подсказывает последнее слово).

Наша Таня громко плачет,

Уронила в речку …(мячик). И т.д.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ.

Игра проводится после чтения сказки «Репка». Вопросы: Кто тянул репку, назови, покажи. Какого цвета репка? После проведенной предварительной работы дети складывают части, чтобы получилась репка. Используется разрезная картинка репки из двух частей.

Разрезные картинки из трех частей (например, образ домашнего животного – кошки, собаки, коровы, лошади). И т.д.

Выложить елку из зеленых треугольников, ориентируясь на их величину, сначала по образцу логопеда, затем самостоятельно (помощь логопеда в случае затруднения).

Из трех белых кружочков выложить снеговика сначала по образцу логопеда, затем самостоятельно.

Дети разбирают и собирают матрешку (пирамидку) из 3-5 предметов. Расставляют матрешек по величине, начиная с самой большой матрешки, а затем с самой маленькой. Где прячутся матрешки?

                 ПРИЕМЫ СТИМУЛЯЦИИ ПОЯВЛЕНИЯ ПЕРВЫХ ЗВУКОВ.

1. Игра «Насекомые»

По сигналу взрослого «Муха полетела» ребенок, имитируя полет мухи, одновременно произносит звук «З». По сигналу взрослого «Жук полетел» ребенок, изображая полет жука, произносит звук «Ж». По сигналу взрослого «Прилетели» ребенок останавливается. 2. Игра «Паравозик».

По сигналу взрослого «Поехали» ребенок, изображая движение поезда, произносит звук «У» или «Ту-ту».

3. Игра «Кораблик».

Взрослый предлагает ребенку наперегонки погонять «кораблики», изготовленные из разноцветной бумаги. Дуть на кораблики нужно произнося длительно звук «Ф».

4. Игра «Разверни».

Ребенок разворачивает различные мелкие предметы, завернутые в ткани (бумагу) разной фактуры, увидев, что в обертке, взрослый стимулирует ребенка к произнесению: «Опа!», «Вот!», «Вот так!» или названий предметов.

5. Игра «Птички».

Логопед: Прилетели птички и зачирикали (пальчики складываются в одну точку, создавая клюв птички). Покормим птичек: голубей (гули-гули), уток (ути - ути), цыплят (цып – цып). Прилетели птички, клюют зернышки. Все склевали? И полетели. Полетели, полетели, на головку сели, на щечки сели, на лобик, на бровки, на подбородок, на коленочки, на поясочек, на спинку, на животик, на ладошку. Покормим птичек: голубей (гули-гули), уток (ути - ути), цыплят (цып – цып).

6. Игра «Сделаем бусы для мамы и бабушки».

Взрослый предлагает ребенку изготовить крупные бусы для бабы, а мелкие для мамы; помогает нанизывать крупные бусинки на шнурок, а мелкие – на нитку. Ребенку задаются вопросы, стимулируя его к сопряженному или самостоятельному ответу: «Что мы делаем?» - «Бусы». «Кто наденет крупные бусы?» - «Баба». «Кто наденет мелкие бусы?» - «Мама». «Кто подарит бусы?» - «Я».



Предварительный просмотр:

57 упражнений для запуска речи у малышей


Остановимся на конкретных упражнениях, которые помогают запустить

речь и улучшить звукопроизношение.

В раннем возрасте речь характеризуется достаточно бедным словарным запасом, употреблением облегченных слов, отсутствием или искажением отдельных звуков.

Причиной является недостаточно развитый в силу возраста речевой аппарат и слабый речевой выдох.

Для решения большинства этих проблем существует большой арсенал развивающих упражнений, игр и методик.

Дыхательные игровые упражнения, направленные на тренировку речевого выдоха

  • Дуем на кусочки бумажной салфетки, ваты, через трубочку в воду — пускаем пузыри
  • Задуваем свечки — конечно, под строгим контролем взрослых
  • Делаем пособия на ниточках – бумажные бабочки, тучки, снежинки, и дуем на них
  • Пускаем кораблики с бумажными парусами из пластиковых стаканчиков в миску с водой и дуем в паруса
  • Показываем «ветерок» — дуем друг на друга
  • Сдуваем с поверхности пёрышки, шарики для пинг-понга
  • Дуем через трубочку в бутылку, накрытую крышкой с шариками пенопласта.

Артикуляционные упражнения для развития и укрепления речевого аппарата

  1. Игры с различными звуками: цокаем как лошадка, сопим как ёжик, чмокаем – целуемся
  2. Развиваем артикуляционные мышцы:
  • Надуваем пузырь щечками, лопаем ладошками
  • Показываем язычок – дразнимся/ язычок выглянул из ротика и спрятался обратно
  • Показываем зубы – «У кого есть зубки?!»
  • «Лакаем молоко» как кошка.
  1. Звукоподражание с повторами — полезно делать в разных темпах:

Как машина гудит? Би-би-би!
Как коровка мычит? Му-му-му!
Как барабанчик стучит? Та-та-та!
Как мама песенку поет? Ля-ля-ля!
Как курочка зерно клюет? Клю-клю-клю!
Как дудочка дудит? Ду-ду-ду!

Музыкальные игры, стимулирующие запуск речи

Когда дети пропевают звуки, слоги и слова, им легче заговорить.

  1. Игры с использованием детских музыкальных инструментов, где звуки дублируются словом:

Тук-тук-тук! (Клавесы, ложки, барабан)
Ля-ля-ля! (Металлофон)
Динь-динь! (Колокольчик)
Как-кап-кап ! (Треугольник)
Бум-бум-бум! (Бубен)

2. Песенки- звукоподражания «У бабушки Натальи было 7 утят», «Гуси-гуси», «Есть у нас лошадка Игогошка», «Ква-ква, так говорит лягушка».

3. Песенные артикуляционные разминки Е.Железновой «А мы скажем вместе с мамой», «Ну-ка повторяйте».

4. Простукивание на бубне простых слов и имен.

5. Игры с последовательной передачей по кругу музыкальных инструментов «НА!» «ДАЙ!».

6. Танцы с простейшими словами, дублирующими движения:

  • Топ-топ;
  • Хлоп-хлоп;
  • Прыг-прыг;
  • Бип-бип (Нажимаем на носик)
  • Туда-сюда (Повороты корпуса)
  • Вверх-вниз (Ручки с бубенцами или султанчиками)

Эффективные игры с дидактическим материалом увеличивающие пассивный словарь

  1. Прятки игрушек под платочком
  2. ДАЙ! (По инструкции педагога ребенок дает игрушку заданного цвета, формы или размера)
  3. ПОКАЖИ! (Педагог знакомит с новым понятием, показав его на картинке, затем дети по инструкции педагога ищут продемонстрированный предмет у себя на раздаточных листах и показывают пальчиком или накрывают ладошкой)
  4. Сортировка по цвету, форме или размеру (Например, Мишке собираем красные шарики, а Зайчику желтые).
  5. Ищем в сенсорном тазике спрятанные фигурки (животных, игрушки, посуду, кумушки разных цветов) — ребенок находит, взрослый называет.

Пальчиковый массаж и пальчиковые игры

Многие педагоги любят говорить: «Речь находится на кончиках пальцев!»

В семидесятых годах XX века физиолог Марионелла Максимовна Кольцова проводила исследование в детском доме. Она доказала, что в экспериментальной группе детей, с которыми проводились упражнения на развитие мелкой моторики, речевое развитие было значительно выше, чем у детей, с которыми не проводились такие занятия.

Это так, но лишь отчасти. Большинство современных неврологов и логопедов склоняются к мысли, что не сами упражнения явились определяющим фактором развития речи, а непосредственное общение педагога с детьми способствовало развитию речи у исследуемых детей.

К тому же речевые центры, которые находятся в непосредственной близи к моторным центрам в головном мозге, созревают к 3-4 годам. Поэтому стимулировать их, надеясь лишь на развитие мелкой моторики в раннем возрасте не стоит.

Однако развивать мышцы пальчиков с помощью мягкого массажа («Ладушки, «Сорока-ворона»), а также тренировать ловкость посредством простейших движений полезно и нужно.

Как я рассказывала в предыдущей статье, у детей с речевыми нарушениями очень часто наблюдаются нарушения координации движений, мышечные зажимы, моторная неловкость. Упражнения под ритмичные стихи или пение, расслабление и наоборот движения с пальчиками, помогают подготовить ребенка к моторному планированию, тренируют мышечный тонус, помогают ребенку испытывать эмоциональный отклик в упражнениях.

Игры на развитие слухового восприятия

Неразвитое слуховое восприятие влияет на развитие речи. Ребенок не способен внимательно и сосредоточенно слушать и слышать и, соответственно, плохо воспроизводит звуки. Если ребенок хорошо различает неречевые звуки – фонематический слух (способность различать звуки речи) будет развиваться автоматически.

Игры на развитие слухового восприятия:

  • Угадай, что звучит.
  • Жмурки
  • В какой руке звучало
  • Быстро-медленно
  • Громко-тихо
  • Справа-слева (после 2 лет)
  • Если звучит бубен прыгаем, если треугольник, хлопаем в ладоши (как пример)

Вкусные игры

  • Облизываем губки – варенье, мед
  • Высовываем язычок – возьми ягодку, конфетку, и убираем в рот на язычке ягодку/конфетку
  • Облизываем чупа-чупс или петушок на палочке – тянемся к нему язычком вверх, вниз, вправо, влево
  • Макаем кончик язычка в сахар или декоративную сладкую обсыпку и пробуем по заданию донести на язычке до рта, внутренней стороны щечек, нёба
  • Катаем внутри рта вишенку или круглое драже
  • Тянем зубками мармеладных червячков, губками собираем червячка в ротик
  • Проводим язычком различные дорожки на подносе с сахарной пудрой
  • Вытаскиваем заранее воткнутые кусочки сладких палочек из яблока или апельсина.

Тренировка «осознанного моторного планирования»

Моторное планирование — это способность представлять, организовывать и проводить последовательность непривычных действий.

У большинства детей с речевыми нарушениями есть дефицит моторного планирования.

Процесс звукоопроизношения требует от ребёнка сложного моторного планирования. Ребенок должен осознанно контролировать движения артикуляционного аппарата до тех пор, пока произнесение тех или иных звуков не станет навыком.

Что необходимо для развития навыка моторного планирования?

  • Регулярность занятий
  • Новизна и проработка тех движений, которые еще не автоматизированы
  • Выполнение по инструкции заданий.

Для эффективной тренировки моторного планирования необходимо в каждое развивающее занятие включать упражнения с непривычными моторными действиями, которые не автоматизированы у детей и выполняются по инструкции педагога.

Например:

  • Сортировка, но не пальчиками, как привычно, а пинцетами, или ложками или другими предметами, помогающими осуществить захват
  • Использование двух рук сразу.
  • Использование НЕ ВЕДУЩЕЙ РУКИ для выполнения задания.
  • Работа по инструкции педагога или взрослого (сначала красная бусина потом желтая бусина ит.д.).
  • Двигательные упражнения по показу, а не заученные и выполненные много раз.
  • Замена привычных движений на новые и изменение темпа и ритма.
  • Любые задания с использованием новых инструментов, материалов, задач.

Итак, моторное планирование связывает идею и ее моторное исполнение. Для осуществления моторного планирования требуется произвольное внимание и моторная ловкость.

                                                                              /По материалам Анны Новик/



Предварительный просмотр:

ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В РАБОТЕ С НЕГОВОРЯЩИМИ ДЕТЬМИ!

  С каждым годом увеличивается число безречевых, неговорящих детей, в возрасте от 3 лет. Группа безречевых детей неоднородна, в нее входят дети с временной задержкой речевого развития, алалией, ранним детским аутизмом, интеллектуальной недостаточностью. Однако, для всех этих детей характерны отсутствие мотивации к речевой деятельности, несформированность коммуникативной функции речи.

   На начальных этапах работы с неговорящими детьми используются игры и игровые упражнения, позволяющие через игровую, конструктивную, предметно-практическую виды деятельности, через необычные для ребенка задания повлиять на мотивационно-побудительный уровень речевой деятельности.

   Предложенные игры и упражнения можно использовать как в индивидуальной, так и в групповой работе.

                  УПРАЖНЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ.

1. Упражнение «Полевые цветочки».

Дети идут по тропинке (веревочке) и собирают цветы, затем останавливаются на «полянке». Логопед предлагает понюхать цветочки, при этом следит, чтобы дети набрали воздух через нос и выдох через рот. Повторить 3-5 раз.

2. Упражнение «Узнай по запаху овощ».

Логопед предлагает детям рассмотреть овощи и называет их: лук, чеснок, укроп. Затем делает на овощах надрезы, укроп растирает в руках. Дети нюхают овощи, запоминают запахи. Затем логопед предлагает каждому ребенку узнать по запаху предложенный овощ. Предварительно логопед напоминает, как правильно делается длинный, глубокий вдох: плавно, медленно.

3. Упражнение «Ароматный фрукт».

Логопед приносит фрукты: апельсин, лимон, яблоко. Дети рассматривают фрукты, нюхают, запоминают ароматы. Затем по очереди дети с закрытыми глазами узнают фрукт по запаху. Логопед следит, чтобы дети не поднимали плечи при длительном вдохе. Затем дети определяют фрукты на вкус.

4. Упражнение «Листочки».

Дети сдувают с ладошек разноцветные листочки.

Дунь-подунь, мой ветерок.

Очень жаркий день-денек.

Развитие плавного, длительного выдоха: подуть на теннисный шарик в тазике с водой; сдувать с ладони перышки, снежинки и т.д.

5. Упражнение «Забей гол»

Из кубиков на столе построить ворота, стараться закатить в него ватный шарик. При этом вдох глубокий, длительный.

УПРАЖНЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ.

Назвать (показать) предметы и явления: вода, земля, солнце, трава, цветы, дом, машины. Развивать собственные ощущения с использованием различных поверхностей: сухие, мокрые, гладкие, шершавые, мягкие и т.д.

Показать (назвать) предметы одежды для зимы (осени, лета) по картинкам.

Развитие пассивного и активного глагольного словаря, состоящего из названий действий (спит, ест, стоит, идет, бежит, прыгает, играет, гуляет, убирает, чистит, умывается, купается, одевается, говорит, рисует, везет, подает).

Дети показывают эти действия на картинках, выполняют их по просьбе логопеда.

Различать понятия «большой – маленький», используя знакомые игрушки

(матрешку, сказку «Репка», пирамидку).

На столе машинка, собачка, петушок.

Учить узнавать игрушки по их описанию (у него есть хвост, мягкая шерсть, маленькие ушки; у него есть крылья, клюв, две лапки, тело покрыто перьями; он красный, пластмассовый, у него есть колеса).

Учить понимать простые предлоги, помогающие определить местонахождение предметов. ( Поставь кружку на стол. Убери кубики в коробку. И т.д.)

Учить различать единственное и множественное число существительных. (Покажи, где кубик, а где кубики, собака – собаки, машина - машины и т.д.)

Упражнение «Чем?».

Логопед задает вопрос, ребенок находит подходящую картинку или называет.

Чем мама режет хлеб?

Чем мальчик вытер лицо?

Чем ты ешь суп?

Чем девочка расчесывает волосы? И т.д.

УПРАЖНЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И     ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ.

Звучащие игрушки: барабан, бубен, дудочка.

Узнать звучание барабана (бубна, дудочки) среди других инструментов.

В трех одинаковых коробочках – горох, пуговицы, деревянные палочки. Определить на слух, что в каждой коробочке.

Используя звукоподражания, узнать собаку (гав –гав), кота (мяу), курочку (ко-ко-ко), мышку (пи-пи-пи) и т.д.

Лови звук.

Логопед демонстрирует несколько звучащих игрушек: бубен, колокольчик, барабан. Предлагает детям «поймать» звук колокольчика, хлопнув в ладоши.

Ребенок стоит спиной к логопеду, который просит рассказывать (показать), что он делает: стучит ложкой по чашке, щелкает ножницами.

Пение птичек громко и тихо. Когда звучит громкое пение, дети машут руками (летают), тихое – приседают.

Игра «Подскажи словечко»

Чтение стихотворения (ребенок подсказывает последнее слово).

Наша Таня громко плачет,

Уронила в речку …(мячик). И т.д.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ.

Игра проводится после чтения сказки «Репка». Вопросы: Кто тянул репку, назови, покажи. Какого цвета репка? После проведенной предварительной работы дети складывают части, чтобы получилась репка. Используется разрезная картинка репки из двух частей.

Разрезные картинки из трех частей (например, образ домашнего животного – кошки, собаки, коровы, лошади). И т.д.

Выложить елку из зеленых треугольников, ориентируясь на их величину, сначала по образцу логопеда, затем самостоятельно (помощь логопеда в случае затруднения).

Из трех белых кружочков выложить снеговика сначала по образцу логопеда, затем самостоятельно.

Дети разбирают и собирают матрешку (пирамидку) из 3-5 предметов. Расставляют матрешек по величине, начиная с самой большой матрешки, а затем с самой маленькой. Где прячутся матрешки?

                 ПРИЕМЫ СТИМУЛЯЦИИ ПОЯВЛЕНИЯ ПЕРВЫХ ЗВУКОВ.

1. Игра «Насекомые»

По сигналу взрослого «Муха полетела» ребенок, имитируя полет мухи, одновременно произносит звук «З». По сигналу взрослого «Жук полетел» ребенок, изображая полет жука, произносит звук «Ж». По сигналу взрослого «Прилетели» ребенок останавливается. 2. Игра «Паравозик».

По сигналу взрослого «Поехали» ребенок, изображая движение поезда, произносит звук «У» или «Ту-ту».

3. Игра «Кораблик».

Взрослый предлагает ребенку наперегонки погонять «кораблики», изготовленные из разноцветной бумаги. Дуть на кораблики нужно произнося длительно звук «Ф».

4. Игра «Разверни».

Ребенок разворачивает различные мелкие предметы, завернутые в ткани (бумагу) разной фактуры, увидев, что в обертке, взрослый стимулирует ребенка к произнесению: «Опа!», «Вот!», «Вот так!» или названий предметов.

5. Игра «Птички».

Логопед: Прилетели птички и зачирикали (пальчики складываются в одну точку, создавая клюв птички). Покормим птичек: голубей (гули-гули), уток (ути - ути), цыплят (цып – цып). Прилетели птички, клюют зернышки. Все склевали? И полетели. Полетели, полетели, на головку сели, на щечки сели, на лобик, на бровки, на подбородок, на коленочки, на поясочек, на спинку, на животик, на ладошку. Покормим птичек: голубей (гули-гули), уток (ути - ути), цыплят (цып – цып).

6. Игра «Сделаем бусы для мамы и бабушки».

Взрослый предлагает ребенку изготовить крупные бусы для бабы, а мелкие для мамы; помогает нанизывать крупные бусинки на шнурок, а мелкие – на нитку. Ребенку задаются вопросы, стимулируя его к сопряженному или самостоятельному ответу: «Что мы делаем?» - «Бусы». «Кто наденет крупные бусы?» - «Баба». «Кто наденет мелкие бусы?» - «Мама». «Кто подарит бусы?» - «Я».