КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Лековая Наталья Александровна

-РАЗВИТИЕ МЕЖПОЛУШАРНЫХ СВЯЗЕЙ

Кинезиологические упражнения прочно вошли в практику логопеда, они являются одной из здоровьесберегающих технологий, улучшают зрительно-моторную координацию, ориентировку как в пространстве, так и в собственном теле, активизируют мыслительную деятельность, способствуют развитию межполушарных связей, развивают как общую, так и мелкую моторику пальцев рук. Детям очень нравится играть с пальчиками, а следовательно, они повышают эмоциональный потенциал ребенка, способствуют развитию положительных эмоций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кинезиологическая сказка «Два котенка»

(Рекомендации для педагогов)

                (способ организации детей– сидя за столами)

Жил-был на свете белый, пушистый котенок по имени Снежок (дети показывают правый кулачок).

Он очень любил прогуливаться по своему саду (выполнение упражнения «Кошка» со словами: «Кулачок-ладошка, так гуляет кошка»).

В саду росли высокие деревья (руки вверх, развести пальцы в стороны) и низкие кустарники (кисти рук стоят на столе, пальцы разведены в стороны).

И вот однажды, Снежок вышел из своего дома, прогуляться (выполнение упражнения «Кошка» правой рукой со словами: «Кулачок-ладошка, так гуляет кошка») и увидел, что на полянке бегает черный котенок (выполнение упр. «Кошка» левой рукой со словами).

Он быстро помчался к нему, чтобы познакомиться (выполнение упр. «Кошка» в быстром темпе).

Котенка звали Уголек. Они подружились и стали бегать друг за другом, наперегонки (выполнение упр. «Кошка» с одновременной сменой позиции).

И тут Снежок нашел на траве колечко (упр. «Колечко»: поочередно, соединяя в кольцо большой палец с последующими, со словами: «Раз, два, три, четыре, пять – весело колечко будем примерять!»), он стал примерять его на правую лапку, а затем на левую, но колечко оказалось ему велико.

Тогда Уголек стал его примерять (Упр. «Колечко»: из большого и указательного пальцев правой руки делаем колечко и начинаем его нанизывать, не размыкая пальцы на каждый палец левой руки со словами: «Мизинец, безымянный, средний, указательный, большой – ой, ой, ой!»).

И тут колечко упало и покатилось по тропинке – котята за ним (упр. «Кошка»).

И привела их тропинка к пруду, на котором сидела лягушка и громко плакала, от того, что ей было грустно одной.

Котята решили ее развеселить и показали ей интересную игру (упр. «Ладушки-оладушки»:правая рука лежит ладонью вниз, а левая – ладонью вверх; одновременная смена позиции со словами: «Мы играли в ладушки – жарили оладушки, так пожарим, повернем и опять играть начнем»). Но лягушка не стала веселей, тогда котята предложили ей станцевать (упр. «Лезгинка»: левую руку сложить в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой. После одновременно сменить положение правой и левой рук; ускоряя скорость).

Лягушка развеселилась и поблагодарила котят. А потом сказала, что темнеет, приближается ночь и ей пора в пруд (упр. «Лягушка»: смена трех положений руки кулак-ребро-ладонь, со словами: «Лягушка хочет в пруд, лягушке страшно тут!»).

Котята попрощались с ней и тоже отправились домой (упр. «Кошка»).

По дороге они наблюдали, как на небе мерцают звезды (упр. «Звездочки»: правая ладонь пальцы в кулак, левая – пальцы в стороны – смена позиций).

Вот они и дошли до дома (упр. «Домик»: руки направлены вверх, большой, указательный и средний пальцы каждой руки прижаты к ладоням, основания ладоней и кончики безымянных пальцев соприкасаются, мизинец правой руки встает вертикально – «труба»).

Уставшие они улеглись на коврике (вытянуть пальцы из кулачка) и уснули.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

Картотека

Упражнения на преодоление недостатков темпа и ритма речи

http://www.studmed.ru/docs/static/c/5/f/5/3/c5f53348254.jpg

Упражнение 1

 Ходьба на месте и по кругу в медленном темпе. Произносить слитно звуки, слоговые последовательности, затем слова (счет, дни недели) и фразы (чистоговорки, пословицы). На каждый шаг — слог.

а-у-а-у-а-у

ап-ап-ап-ап

От топота копыт пыль по полю летит.http://img.galya.ru/galya.ru/Pictures/catalog_dir/2005/04/12/ta_9656.jpg

Упражнение 2

 Прыжки вправо — влево на правую и левую ногу. Произносить на выдохе.http://us.cdn4.123rf.com/168nwm/poznyakov/poznyakov0812/poznyakov081200114/4002846-jumping-child-in-red-shirt-and-pink-pants--isolated.jpg

упа-опа-ипа-апа

па-по-пу-пы

паф-поф-пуф-пыф

хоп-хоп-хоп-хоп

Упражнение 3http://www.begemott.ru/photos/1105616.jpg

 Медленное отхлопывание ритмического рисунка с выделением ударного слога громким хлопком.

та                тат у                та тат у

тат а                та та                та та та

Назовите по три (и более) слова, построенных на основе каждой ритмической модели.

Упражнение 4http://cs407325.userapi.com/v407325778/32b0/EhDiEs8gRfQ.jpg

 Слитное произнесение слов и дирижирование в такт проговариванию. При этом рука движется на каждое слово от себя и к себе непрерывно и плавно.

август        аист                атом

яхонт                ялик                яма

умница        улица                узник

Упражнение 5

Отхлопывание ритма слов и предложений с одновременным произнесением. Каждый удар ладони приходится на гласный звук.

руки — рука                        замок — замок

горы — гора                        пироги — пироги

козы — коза                        гвоздики — гвоздики

совы — сова                        кружки — кружки

Мама пришла.                        Я бегу, бегу, бегу

Упражнение 6

 Произнесите слова, выделяя ударный слог.http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=60110419-26-72&n=21

Доктор — доктора

Город . . . . . .

Сторож . . . . . .

Учитель . . . . . .

Вечер . . . . . .

Упражнение 7

Напевно, выразительно прочитать текст стихотворения под звучащую мелодию (мелодекламация).

Кружатся, кружатся снежинки,

Как белые перья ложатся в перинки

Перинки, подушки лежат на опушке.

И зайца следы – как  петельки

Украсили эти постельки.

Руки совершают плавные встречные движения, имитируя движения рук дирижера в оркестре.

Упражнение 8

Воспроизведение ритма считалки с движением руки (дирижированием) в такт.

Аты-баты — шли солдаты,

Аты-баты — на базар.

Аты-баты — что купили?

Аты-баты — самовар.

Аты-баты — сколько дали?

Аты-баты — три рубля.

Аты-баты — покажите,

Аты-баты — не хочу —

Аты-баты — спать хочу!

(Шуточная народная песенка)

Упражнение 9

 Рассказывать потешки, считалки и дразнилки из игрового детского фольклора, сопровождая действия персонажей пантомимическим обыгрыванием. Выполнять движения синхронно тексту.http://rufolklor.narod.ru/petyh2.jpg

Баба сеяла горох — Ох!

Прыг-скок, прыг-скок! Ох!

Прыг-скок, прыг-скок! Ох!

Упражнение 10

Произнесение стихов в процессе размеренной ходьбы.

С барабаном ходит ежик. Бум — бум — бум!

Целый день играет ежик. Бум — бум — бум!

С барабаном за плечами, Бум — бум — бум!

Ежик в сад забрел случайно, Бум — бум — бум!

Очень яблоки любил он, Бум — бум — бум!

Барабан в саду забыл он, Бум — бум — бум!

Ночью яблоки срывались, Бум — бум — бум!

И удары раздавались, Бум — бум — бум!

Зайцы здорово струхнули, Бум — бум — бум!

Глаз до зорьки не сомкнули, Бум — бум — бум! (Г.Виеру)

Упражнение 11. Ищем ритм

 Прослушайте музыку вальса, определите, какой ритм у этого танца? (плавный, неторопливый). Передайте ритм вальса жестами, движениями (раз-два-три, раз-два-три).http://schastliviymir.ru/wp-content/uploads/2012/06/umenie-slushat.jpg

Прослушайте марш, каков его ритм? (энергичный, отрывистый).

Промаршируйте в этом ритме под музыку (раз-два-три).

Упражнение 12

Дети стоят парами по кругу: один ребенок — к кругу лицом, другой — спиной. Иитонированно произносят женские имена, хлопают в ладоши (хлопок на слог), а при произносении мужских имен топают правой ногой. Каждое имя может быть обозначено разными хлопками: в ладоши, по бедрам или по рукам друг друга.

Упражнение 13  «Игропластика»

Переход из положения сидя  на пятках в упор стоя на коленях. Группировка в приседе и седе на пятках. Вертикальное равновесие на одной ноге с различными движениями рук. Речитатив:

На одной ноге постой-ка, Будто ты солдатик стойкий.

Ногу правую держи, Да смотри, не упади.

А теперь постой на левой,  Если ты солдатик смелый!

Упражнени 14  “Хор лягушек”

 Представьте, что вы лягушки. Вам поручили спеть песню “Чунга – чанга” на своём языке с помощью слов “ква – ква – ква”.http://im8-tub-ru.yandex.net/i?id=105098237-33-72&n=21

Таким образом, можно использовать подражание различным животным на любые детские песни.

Упражнение 15  “Игра в слова”.

У детей в руках музыкальные инструменты: бубны, кубики, палочки, маракасы, ложки. Взрослый  называет слова, а дети отстукивают ритм слова:

Я найду слова везде  и на небе и в воде,

На полу на потолке,  на носу и на руке.

Вы не слышали такого, вы не слышали такого,

Не беда играем в слово, не беда играем в слова:

Упражнение 16  Отзовись, кого зову”.

Дети по очереди называют своё имя и простукивают его на палочках, или других ударных инструментах, чётко выделяя акцент на ударный слог.

Взрослый простукивает ритм имени ребёнка, а ребёнок должен узнать в нём своё имя и поднять руку, и простучать его, произнося в слух. Называть можно имена и в уменьшительной форме (Настенька, Витенька, и т.д.)



Предварительный просмотр:

Игры для развития

дыхания, темпа и ритма речи.

Игры предназначены для детей дошкольного возраста, направлены на развитие темпа и ритма речи, речевого дыхания, умения делать длительный выдох, умения вырабатывать правильную воздушную струю, на развитие интонационной выразительности речи детей.

Благодаря данным играм дети овладевают правильным речевым дыханием, которое является основой для формирования красивой и выразительной речи!

«Хлопки в ладоши»

Цель: развитие темпа и ритма речи.

Материалы: картинки с изображением ладошек разной величины.

Паша очень любит хлопать в ладоши. Посмотри на картинки и повтори за ним.

(Большая ладошка — громкий хлопок, маленькая — тихий)

http://konkurs-dlya-pedagogov.info/wp-content/uploads/2014/04/041614_0413_111111.pnghttp://konkurs-dlya-pedagogov.info/wp-content/uploads/2014/04/041614_0413_111112.pnghttp://konkurs-dlya-pedagogov.info/wp-content/uploads/2014/04/041614_0413_111113.pnghttp://konkurs-dlya-pedagogov.info/wp-content/uploads/2014/04/041614_0413_111114.pnghttp://konkurs-dlya-pedagogov.info/wp-content/uploads/2014/04/041614_0413_111115.png

«Мыльные пузыри»

Цель: развитие темпа и ритма речи.

Материалы: картинки с изображением пузырей разной величины.

Маша любит надувать мыльные пузыри. Но пузыри лопаются. Посмотри на картинки и покажи, как лопаются мыльные пузыри.

(Большой пузырь — громкий хлопок, маленький — тихий)

http://konkurs-dlya-pedagogov.info/wp-content/uploads/2014/04/041614_0413_111116.jpghttp://konkurs-dlya-pedagogov.info/wp-content/uploads/2014/04/041614_0413_111117.jpghttp://konkurs-dlya-pedagogov.info/wp-content/uploads/2014/04/041614_0413_111118.jpghttp://konkurs-dlya-pedagogov.info/wp-content/uploads/2014/04/041614_0413_111119.jpg

«Пчёлы и мёд»

Цель: развитие темпа и ритма речи.

Материалы: картинки с изображением пчёл разной величины.

Пчёлы — полезные насекомые. Они собирают пыльцу с цветов и делают мёд. Покажи, как жужжат пчёлы.

(Большая пчёлка — жужжать громко, маленькая — тихо)

http://konkurs-dlya-pedagogov.info/wp-content/uploads/2014/04/041614_0413_1111112.jpghttp://konkurs-dlya-pedagogov.info/wp-content/uploads/2014/04/041614_0413_1111113.jpghttp://konkurs-dlya-pedagogov.info/wp-content/uploads/2014/04/041614_0413_1111114.jpghttp://konkurs-dlya-pedagogov.info/wp-content/uploads/2014/04/041614_0413_1111115.jpg

«Одуванчики»

Цель: развитие темпа и ритма речи. 

Материалы: картинки с изображением одуванчиков разной величины.

Одуванчики — весенние цветы. Из них дети плетут венки и собирают букеты.

(Большой цветок — стукнуть кулачком по столу сильно, маленький — слабо)

http://konkurs-dlya-pedagogov.info/wp-content/uploads/2014/04/041614_0413_1111117.pnghttp://konkurs-dlya-pedagogov.info/wp-content/uploads/2014/04/041614_0413_1111118.pnghttp://konkurs-dlya-pedagogov.info/wp-content/uploads/2014/04/041614_0413_1111119.pnghttp://konkurs-dlya-pedagogov.info/wp-content/uploads/2014/04/041614_0413_1111120.pnghttp://konkurs-dlya-pedagogov.info/wp-content/uploads/2014/04/041614_0413_1111121.pnghttp://konkurs-dlya-pedagogov.info/wp-content/uploads/2014/04/041614_0413_1111122.pnghttp://konkurs-dlya-pedagogov.info/wp-content/uploads/2014/04/041614_0413_1111123.pnghttp://konkurs-dlya-pedagogov.info/wp-content/uploads/2014/04/041614_0413_1111124.png

«Барабан»

Материалы: картинки с изображением барабана и разноцветных кругов разной величины.

Цель: развитие темпа и ритма речи. 

Барабан — это музыкальный инструмент. Палочками бьют по барабану, и получается ударный звук.

(Большой кружок — стукнуть по барабану сильно, маленький — слабо)

http://konkurs-dlya-pedagogov.info/wp-content/uploads/2014/04/041614_0413_1111125.pnghttp://konkurs-dlya-pedagogov.info/wp-content/uploads/2014/04/041614_0413_1111126.pnghttp://konkurs-dlya-pedagogov.info/wp-content/uploads/2014/04/041614_0413_1111127.pnghttp://konkurs-dlya-pedagogov.info/wp-content/uploads/2014/04/041614_0413_1111128.pnghttp://konkurs-dlya-pedagogov.info/wp-content/uploads/2014/04/041614_0413_1111129.pnghttp://konkurs-dlya-pedagogov.info/wp-content/uploads/2014/04/041614_0413_1111130.png

«Кошачьи следы»

Материалы: картинки с изображением котёнка и следов разной величины.

Цель: развитие темпа и ритма речи. 

Кот Васька любит гулять около дома. Посмотри, какие следы он оставил.

(Большой след — хлопнуть ладошкой по столу сильно, маленький след — слабо)

http://konkurs-dlya-pedagogov.info/wp-content/uploads/2014/04/041614_0413_1111131.jpghttp://konkurs-dlya-pedagogov.info/wp-content/uploads/2014/04/041614_0413_1111132.jpghttp://konkurs-dlya-pedagogov.info/wp-content/uploads/2014/04/041614_0413_1111133.jpghttp://konkurs-dlya-pedagogov.info/wp-content/uploads/2014/04/041614_0413_1111134.jpghttp://konkurs-dlya-pedagogov.info/wp-content/uploads/2014/04/041614_0413_1111135.jpg

«Маленькие ножки топают по дорожке»

Материалы: картинки с изображением следов разной величины.

Цель: развитие темпа и ритма речи. 

Наш сосед Артёмка научился ходить. Посмотри, какие следы он оставил.

(Большой след — хлопнуть в ладоши сильно, маленький след — слабо)

http://konkurs-dlya-pedagogov.info/wp-content/uploads/2014/04/041614_0413_1111137.jpghttp://konkurs-dlya-pedagogov.info/wp-content/uploads/2014/04/041614_0413_1111138.jpghttp://konkurs-dlya-pedagogov.info/wp-content/uploads/2014/04/041614_0413_1111139.jpghttp://konkurs-dlya-pedagogov.info/wp-content/uploads/2014/04/041614_0413_1111140.jpghttp://konkurs-dlya-pedagogov.info/wp-content/uploads/2014/04/041614_0413_1111141.jpghttp://konkurs-dlya-pedagogov.info/wp-content/uploads/2014/04/041614_0413_1111142.jpg

«Звёздное небо»

Материалы: картинки с изображением ночного неба и звёздочек разной величины.

Цель: развитие темпа и ритма речи. 

Ночью на небе появляются звёзды. Иногда звёздочки падают. Посмотри на картинки и покажи, как это происходит.

(Большая звёздочка — хлопнуть в ладоши сильно, маленькая — слабо)

http://konkurs-dlya-pedagogov.info/wp-content/uploads/2014/04/041614_0413_1111145.gifhttp://konkurs-dlya-pedagogov.info/wp-content/uploads/2014/04/041614_0413_1111146.gifhttp://konkurs-dlya-pedagogov.info/wp-content/uploads/2014/04/041614_0413_1111147.gifhttp://konkurs-dlya-pedagogov.info/wp-content/uploads/2014/04/041614_0413_1111148.gifhttp://konkurs-dlya-pedagogov.info/wp-content/uploads/2014/04/041614_0413_1111149.gif

«Весенний ветер»

Цель: развитие дыхания.

Материалы: картинка с изображением дерева с листочками, прикреплёнными на ниточке.

Подуй на дерево и увидишь, как весенний ветер шевелит листочки.

«Добрый гном»

Цель: развитие дыхания.

Материалы: картинка с изображением гнома и бабочки, прикреплённой на ниточке.

Подуй на гномика и увидишь, как бабочка взлетает с его пальца"

«Сочный арбуз»

Цель: развитие дыхания.

Материалы: картинка с изображением арбуза и вырезанного от него кусочка, прикреплённого на ниточке.

Подуй на арбуз и узнай, сочный ли он внутри.

«Морское дно»

Цель: развитие дыхания.

Материалы: картинка с изображением морского дна, водорослей, сделанных из полиэтиленового пакета.

Подуй на картинку и узнаешь, как волны шевелят водоросли на дне моря.

«Ветерок подул в лицо»

Цель: развитие дыхания.

Материалы: картинка с изображением портрета девочки, чёлка которой сделана из фольги.

Подуй на картинку и узнаешь, что бывает, когда ветерок дует в лицо.

«Звуки в лесу»

Цель: развитие речевого дыхания.

Материалы: картинки с изображением леса, лесной чащи.

Просим ребёнка произнеси плавно и длительно на выдохе звуки: аa; аaoo; аaуу; ууыы, ыыуу.

«К старту готов»

Цель: развитие речевого дыхания.

Материалы: картинка с изображением ракеты.

Просим ребёнка на выдохе длительно произнести цифры в обратном порядке от 10 до 1. (десять, девять…).

«У кого больше»

Цель: развитие речевого дыхания.

Материалы: картинки с изображением медведя, малины, капусты.

Просим ребёнка на выдохе посчитать мишек, малину, капусту. С каждым разом стараться насчитать как можно больше предметов.

Например: один мишка, два мишки, три мишки, четыре мишки…

Одна малинка, две малинки, три малинки, четыре малинки…

Одна капуста, две капусты, три капусты, четыре капусты…

«Делай как я»"

Цель: развитие речевого дыхания, слоговой структуры слова.

Материалы: картинки с изображением леса, грозы, дождя, радуги, домашних животных и их детёнышей.

Прохлопай вместе со мной стихотворение (На каждый слог — хлопок, каждая строчка на одном выдохе).

Дождь в лесу

«Агния Барто»

Мы хо-ди-ли по гри-бы,
За-би-ра-лись под ду-бы.
Вдруг-дождь! Да ка-кой!..
Ста-ла про-се-ка ре-кой!

Я гля-жу из-под пла-ща,
Как, тре-ща и тре-пе-ща,
Гну-тся ве-тки на ве-су.
Дождь в ле-су! Дождь в ле-су!

Не-ту боль-ше ти-ши-ны.
Мы сто-им ог-лу-ше-ны:
Ли-вень с веет-ром по-по-лам
Бьёт по веет-кам, по ство-лам!

Ве-тер, ве-тер зах-лес-тал,
Листь-я все пе-ре-лис-тал.
Дождь в ле-су! Дождь в ле-су!
Не гри-бы до-мой не-су -
Од-ни дож-дин-ки на но-су.

«Радуга»

Е. Благинина

Дож-дик, дож-дик, не дож-ди,
Не дож-ди ты, по-дож-ди!
Вый-ди, вый-ди, сол-ныш-ко,
Зо-ло-тое до-ныш-ко!

Я на ра-ду-гу-ду-гу
По-лю-бу-юсь по-бе-гу -
Се-миц-вет-ную-цвет-ную
На лу-гу под-сте-ре-гу.

Я на крас-ну-ю ду-гу
Наг-ля-деть-ся не мо-гу,
За о-ран-же-вой, за жёл-той
Ви-жу но-ву-ю ду-гу.

Э-та но-ва-я ду-га
Зе-ле-не-е, чем лу-га.
А за не-ю го-лу-ба-я,
Точ-но ма-ми-на серь-га.

Я на си-ню-ю ду-гу
Нас-мот-реть-ся не мо-гу,
А за э-той фи-о-ле-то-вой
Возь-му да по-бе-гу…

Сол-нце се-ло за сто-га,
Где ты, ра-ду-га-ду-га?

«Мамята»

Виктор Полянских

Раз зас-по-ри-ли ре-бя-та,
Что у ку-ро-чек — ку-ря-та,
У со-ба-чек — со-ба-ча-та,
У о-ве-чек — ов-че-ня-та,
У ло-ша-док — ло-ша-дя-та.
Нет, ре-бя-та.
Так вы-хо-дит, что у мам
Вы — ре-бя-та — не ре-бя-та,
А ка-ки-е-то ма-мя-та.
Так, ре-бя-та:
У со-ба-чек — ще-ня-та,
У о-ве-чек — яг-ня-та,
У ло-ша-док — же-ре-бя-та,
А у ку-ро-чек — цып-ля-та.
Вот, ре-бя-та.



Предварительный просмотр:

img1

img2

img3

img4

img5

img6

img7

img8

img9

img10

Комплекс кинезиологических упражнений

Кинезиологические упражнения проводятся в любые режимные моменты в качестве динамических пауз. Время проведения 3-5 минут, в общей сложности это может составлять до 25-30 минут в день.

Важные моменты в проведении подобных упражнений:

  • Во время образовательной деятельности проводить такие упражнения можно только в том случае, если идет стандартная работа. Творческую деятельность прерывать кинезиологическими упражнениями нецелесообразно.
  • Если же предстоит интенсивная умственная нагрузка, то комплекс упражнений лучше проводить перед работой.
  • Кинезиологические упражнения дают как немедленный, так и кумулятивный, т.е. накапливающийся эффект.
  • Самый благоприятный период для интеллектуального развития – это возраст до 12 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. При интеллектуальном развитии возможно применение кинезиологических упражнений.
  • Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При более интенсивной нагрузке и значительнее изменения.

Признаки, по которым видны достижения детей таковы:

  • У ребенка пропал страх отвечать перед группой детей, он стал спокойнее, увереннее в себе.
  • У некоторых детей появилась готовность и желание выполнять дополнительные задания.
  • Речь из бессвязной и односложной превратилась в осознанный рассказ.
  • Детям стали по силам задания, требующие выполнения классификации, обобщения, систематизации материала.
  • Дети принимают правила сотрудничества и взаимопомощи.

Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать определенные условия:

  • Занятия проводятся утром.
  • Занятия проводятся ежедневно, без пропусков.
  • Занятия проводятся в доброжелательной обстановке.
  • От детей требуется точное выполнение движений и приемов.
  • Упражнения проводятся стоя или сидя за столами.

Упражнения проводятся по специально разработанным комплексам. Длительность занятий по одному комплексу составляет месяц, неделя – перерыв.

В комплексы упражнений включены растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию и массаж.

Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).

Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.

При выполнении телесных движений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Оказывается, человеку для закрепления мысли необходимо движение. Поэтому, дорогие коллеги, запомните, что неподвижный ребенок не обучаем и не ругайте его за излишнюю двигательную активность на уроке.

Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.

1. Растяжки

“Снеговик” Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.

“Дерево” Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.

“Тряпичная кукла и солдат” Исходное положение – стоя. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева. Дети попеременно бывают то солдатом, то куклой, до тех пор, пока вы не почувствуете, что они уже вполне расслабились.

“Сорви яблоки” Исходное положение – стоя. Представьте себе, что перед каждым из вас растет яблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удается. Посмотрите на яблоню, видите, вверху справа висит большое яблоко. Потянитесь правой рукой как можно выше, поднимитесь на цыпочки и сделайте резкий вдох. Теперь срывайте яблоко. Нагнитесь и положите яблоко в небольшую корзину, стоящую на земле. Теперь медленно выдохните.

Выпрямитесь и посмотрите налево вверх. Там висят два чудесных яблока. Сначала дотянитесь туда правой рукой, поднимитесь на цыпочки, вдохните и сорвите одно яблоко. Затем подними как можно выше левую руку и сорвите другое яблоко, которое там висит. Теперь наклонитесь вперед, положите оба яблока в стоящую перед тобой корзину и выдохните. Теперь вы знаете, что вас нужно делать. Используйте обе руки попеременно, чтобы собирать висящие слева и справа от вас прекрасные большие яблоки и складывайте их в корзину.

2. Дыхательные упражнения

“Свеча” Исходное положение – сидя за партой. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.

“Дышим носом” Исходное положение – лежа на спине или стоя. Дыхание только через левую, а потом только через правую ноздрю (при этом правую ноздрю закрывают большим пальцем правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, левую ноздрю закрывают мизинцем правой руки). Дыхание медленное, глубокое.

“Ныряльщик” Исходное положение – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох.

3. Телесные упражнения

“Перекрестное марширование” Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем шагать касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге.

“Мельница” Рука и противоположная нога вращаются круговыми движениями сначала вперед, затем назад, одновременно с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. Время выполнения 1-2 минуты. Дыхание произвольное.

“Паровозик” Правую руку положить под левую ключицу, одновременно делая 10 кругов согнутой в локтевом суставе левой рукой и плечом вперед, затем столько же назад. Поменять положение рук и повторить упражнение.

“Робот” Встать лицом к стене, ноги на ширине плеч, ладони лежат на стене на уровне глаз. Передвигаться вдоль стены вправо, а затем влево приставными шагами, руки и ноги должны двигаться параллельно, а затем передвигаться, используя противоположные руки и ноги.

“Маршировка” Выполнять лучше под ритмичную музыку. Шагать на месте. При этом шаг левой ногой сопровождается взмахом левой руки. Шаг правой ногой сопровождается взмахом правой руки.

4. Упражнения на релаксацию

“Дирижер” Встаньте, потянитесь и приготовьтесь слушать музыку, которую я сейчас включу. Сейчас мы будем не просто слушать музыку – каждый из вас представит себя дирижером, который руководит большим оркестром (включается музыка)

Представьте себе энергию, которая течет сквозь тело дирижера, когда он слышит все инструменты и ведет их к чудесной общей гармонии. Если хотите можете слушать с закрытыми глазами. Обратите внимание на то, как вы сами при этом наполняетесь жизненной силой. Вслушивайтесь в музыку и начинайте в такт ей двигать руками, как будто вы управляете оркестром. Двигайте теперь еще и локтями и всей рукой целиком… Пусть в то время как вы дирижируете, музыка течет через все твое тело. Дирижируйте всем своим телом и реагируй на слышимые вами звуки каждый раз по – новому. Вы можете гордиться тем, что у вас такой хороший оркестр! Сейчас музыка кончится. Откройте глаза и устройте себе самому и своему оркестру бурные аплодисменты за столь превосходный концерт.

“Путешествие на облаке” Сядьте удобнее и закройте глаза. Два – три раза глубоко вдохните и выдохните… Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как ваши ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть облако перенесет вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что – нибудь чудесное и волшебное… Теперь вы снова на своем облаке, и оно везет вас назад, на ваше место в классе. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными.

5. Упражнения для развития мелкой моторики

“Колечко” Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец. Упражнения выполнять начиная с указательного пальца и в обратном порядке от мизинца к указательному. Выполнять нужно каждой рукой отдельно, затем обеими руками вместе.

“Кулак – ребро - ладонь” На столе, последовательно, сменяя, выполняются следующие положения рук: ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак и ладонь ребром на столе. Выполнить 8-10 повторений. Упражнения выполняются каждой рукой отдельно, затем двумя руками вместе.

“Лезгинка” Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно происходит смена правой и левой рук в течении 6-8 раз.

“Зеркальное рисование” Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

“Ухо – нос” Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

«Змейка” Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.

        “Горизонтальная восьмерка”

1, 2-я неделя занятий. Упритесь языком в зубы, «стараясь их вытолкнуть наружу». Расслабьте язык. Повторите 10 раз. Прижимайте язык во рту то к левой, то к правой щеке. Повторите 10 раз. Удерживая кончик языка за нижними зубами, выгните его горкой. Расслабьте. Повторите 10 раз.

3, 4, 5, 6-я неделя занятий. Вытяните перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сожмите в кулак, оставьте вытянутыми указательный и средний. Нарисуйте в воздухе этими пальцами знак бесконечности как можно большего размера. Когда рука из центра этого знака пойдет вверх, начните слежение немигающими глазами, устремленными на промежуток между окончаниями этих пальцев, не поворачивая головы. Те, у кого возникли трудности в прослеживании (напряжение, частое моргание), должны запомнить отрезок «горизонтальной восьмерки», где это случается, и несколько раз провести рукой, как бы заглаживая этот участок. Необходимо добиваться плавного движения глаз без остановок и фиксаций. В месте остановки, потери слежения нужно провести рукой несколько раз «туда-обратно» по линии «горизонтальной восьмерки».

7, 8-я неделя занятий. Одновременно с глазами следите за движением пальцев по траектории горизонтальной восьмерки хорошо выдвинутым изо рта языком

6. Глазодвигательные упражнения

“Взгляд влево вверх” Правой рукой зафиксировать голову за подбородок. Взять в левую руку карандаш или ручку и вытянуть ее в сторону вверх под углов в 45 градусов так, чтобы, закрыв левый глаз, правым нельзя было видеть предмет в левой руке. После этого начинают делать упражнение в течение 7 секунд. Смотрят на карандаш в левой руке, затем меняют взгляд на “прямо перед собой”. (7 сек.). Упражнение выполняют 3 раза. Затем карандаш берут в правую руку и упражнение повторяется.

“Горизонтальная восьмерка” Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключить язык, т.е. одновременно с глазами следить за движением пальцев хорошо выдвинутым изо рта языком.

“Глаз – путешественник”. Развесить в разных углах и по стенам класса различные рисунки игрушек, животных и т.д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет названный учителем.

7. Массаж

а) Оттянуть уши вперед, затем назад, медленно считая до 10. Начать упражнение с открытыми глазами, затем с закрытыми. Повторить 7 раз.

б) Двумя пальцами правой руки массировать круговыми движениями лоб, а двумя пальцами левой руки – подбородок. Считать до 30.

в) Сжимают пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимают кулак с усилием. Затем, ослабляя сжатие кулака, делают вдох. Повторить 5 раз. Выполнение с закрытыми глазами удваивает эффект.

Комплекс кинезиологических упражнений

для координации работы глаз и рук

 (использованы упражнения П. и Г. Деннисон, А.Л. Сиротюк)

Упражнения рекомендуется выполнять ежедневно в течение 6 - 8 недель по 15 - 20 минут.

Цель: улучшение навыков письма, интеграция работы глаз и рук, формирование визуального и пространственного восприятия, развитие координации тела и двигательных навыков.

  1. Восьмерки. Исходное положение – стоя. Закройте глаза. Пальцами одной руки проведите перед глазами горизонтальную восьмерку. Следуйте закрытыми глазами за движениями пальцев. Продолжайте рисовать, увеличивая размеры восьмерки. Отдохните и откройте глаза. Проверьте резкость зрения.
  2. Восьмерки локтями. Разведите ноги в стороны и слегка согните их в коленях. Проведите половину горизонтальной восьмерки правым локтем. Глаза должны следить за движениями локтя. Сместите центр восьмерки назад. Проделайте то же самое с левой стороной.
  3. Крылья. Поставьте ноги на ширине плеч, расслабьте колени. Потрясите руками и согните локти. Прочертите горизонтальную восьмерку одновременно двумя руками. Сначала вперед, назад и вниз, затем вверх, в сторону и вниз. Подбородок поворачивайте вместе с движениями рук. Повторите несколько раз, пока не почувствуете, что летите. Теперь парите: руки открыты и свободны. На вдохе наклонитесь вперед, опираясь на носки. На выдохе отклонитесь назад. Еще раз глубоко вдохните.
  4. Рисующий слон. Исходное положение – стоя или сидя. Колени слегка согните. Наклонитесь головой к плечу. Вытяните руку вперед и рисуйте то, что видите, большими мазками. Затем повторите то же с другой рукой.
  5. Сидя, обхватите левой рукой запястье правой руки и массируйте руку. Повторите то же самое с правой рукой.
  6. Сидя, соедините руки на уровне глаз. Носом прочертите линию от одной ладони по руке к плечу. Затем впереди вычертите окружность. Теперь следуйте по второй руке. Повторите в другую сторону.
  7. Лежа на спине, обнимите руками одно колено, прижимая его к груди. Вторая нога – в расслабленном состоянии. Представьте, что глаза связаны с бедрами. Дышите глубоко. Пусть подколенные сухожилия хорошо растянутся.


Комплекс кинезиологических упражнений

для интеграции визуальной и аудиальной модальности

Упражнения рекомендуется выполнять ежедневно в течение 6—8 недель по 15—20 минут.

Цель: формирование зрительного и слухового восприятия, развитие зрительной и слуховой памяти, интеграция визуальной и аудиальной модальностей.

  1. Сидя или лежа, выдохните, откройте глаза. Вдохните, закройте глаза. Продолжайте упражнение, выдыхая при свете, вдыхая в темноте. Пусть ваши глаза полностью расслабятся, когда они закрыты. Откройте глаза и поморгайте. Каждый раз, открывая глаза, отмечайте то, что видите. Замечайте все изгибы и формы, линии и углы. Сначала замечайте только темные предметы, затем только светлые.
  2. Сидя или лежа, закройте глаза и вообразите, что на них светит солнце. Поморгайте глазами так, будто ловите солнечный свет. Посмотрите на солнечный луч с закрытыми глазами, наслаждаясь переливанием цветов. Теперь представьте темноту и расслабьтесь.
  3. Сидя, расположите ноги врозь, расслабьте колени. Обнимите руками голову со стороны затылка, касаясь правой рукой левого уха и левой рукой правого. Пальцами выдвигайте затылок вперед. Закройте глаза и расположите голову на руках. Раскачиваясь из стороны в сторону, глубоко дышите, помещая голову в «колыбель». Почувствуйте, что ваше тело – это опора.
  4. Сидя, кончики выпрямленных вместе пальцев правой руки подведите к основанию мизинца левой руки, слегка сжатой в кулак. В следующий миг сожмите пальцы правой руки, растяните пальцы левой руки и подведите кончики среднего и безымянного пальцев к основанию мизинца правой руки. Повторите эти движения быстро и попеременно по 10 раз. Выдох делайте через рот при каждой смене рук.
  5. Раскройте пальцы левой руки, слегка нажмите точку концентрации внимания, расположенную в середине ладони, большим пальцем правой руки. Повторите 5 раз. При нажатии сделайте выдох, а при ослаблении усилия – вдох. Упражнение делайте спокойно, не торопясь. Потом сделайте то же самое для правой руки.
  6. Ребенку предлагаются цифры, вылепленные из пластилина, вырезанные из дерева и др. Ребенок должен ощупать цифру, назвать ее вслух и записать. На начальном этапе тренировки можно предложить воспитаннику самому вылепить из пластилина цифры. В дальнейшем следует перейти к запоминанию последовательности из 3 - 4 цыфр на основе их осязания. Последующий этап тренировки – буквы вычерчиваются в воздухе двумя руками в зеркальном отражении.
  7. Сложите большой и указательный пальцы кончиками вместе, с усилием прижмите друг к другу, сгибая в наружную сторону. Это же упражнение сделайте для большого и среднего, большого и безымянного, большого и мизинца (для каждой руки 20 раз). Затем кончиком большого пальца сильно надавите последовательно на основания каждого пальца с наружной и внутренней стороны.
  8. Одновременно двумя руками вычертите в воздухе в зеркальном отражении информацию, которую необходимо запомнить (цифры, слова и т.д.). Одновременно с промахиванием проговорите эту же информацию.



Предварительный просмотр:

C:\Users\Makey\Desktop\УПРАЖНЕНИЯ НА МЕЖПОЛУШАРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ\9.jpg

C:\Users\Makey\Desktop\УПРАЖНЕНИЯ НА МЕЖПОЛУШАРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ\1.jpg

C:\Users\Makey\Desktop\УПРАЖНЕНИЯ НА МЕЖПОЛУШАРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ\2.jpg

C:\Users\Makey\Desktop\УПРАЖНЕНИЯ НА МЕЖПОЛУШАРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ\3.jpg

C:\Users\Makey\Desktop\УПРАЖНЕНИЯ НА МЕЖПОЛУШАРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ\4.jpg

C:\Users\Makey\Desktop\УПРАЖНЕНИЯ НА МЕЖПОЛУШАРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ\5.jpg

C:\Users\Makey\Desktop\УПРАЖНЕНИЯ НА МЕЖПОЛУШАРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ\6.jpg

C:\Users\Makey\Desktop\УПРАЖНЕНИЯ НА МЕЖПОЛУШАРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ\7.jpg

C:\Users\Makey\Desktop\УПРАЖНЕНИЯ НА МЕЖПОЛУШАРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ\8.jpg


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Кинезиологические упражнения прочно вошли в практику логопеда, они являются одной из здоровьесберегающих технологий, улучшают зрительно-моторную координацию, ориентировку как в пространстве, так и в собственном теле, активизируют мыслительную деятельность, способствуют развитию межполушарных связей, развивают как общую, так и мелкую моторику пальцев рук. Детям очень нравится играть с пальчиками, а следовательно, они повышают эмоциональный потенциал ребенка, способствуют развитию положительных эмоций.

Но, часто многие психологи, нейропсихологи и логопеды-практики сталкиваются с такими проблемами, как «пальчики не слушаются», одной рукой получается сделать движение, а другая отстает, или получается не правильно, пальчики неловкие, движения не согласованные, не точные, пальчики быстро устают, и интерес к таким упражнениям пропадает.

Для ознакомления с упражнениями отводится некоторое время, каждое упражнение закрепляется, доводится до автоматизма, когда ребенок без зрительной опоры сможет сложить пальчики по образцу логопеда, удержать позу руки, плавно, без синкинезий переключиться на следующее движение, повторить серию таких движений, а в итоге под счет, под музыку. Тогда такая программа будет работать на ребенка, способствуя его межполушарной специализации.

В практике дошкольного логопеда хорошо зарекомендовали себя кинезиологические сказки. После того, как упражнения хорошо получаются у ребенка, отработаны переключения в движениях, то сказка начинает выступать как продукт совместной деятельности: улучшаются межполушарное взаимодействие, мозг ребенка начинает работать, развивается речь, активный словарь, мышление, воображение.

Предлагаю вашему вниманию нашу кинезиологическую сказку «Обезьянки». (Дети сидят за столами, руки на коленях.)

«Жили-были две озорные обезьянки- Мики (левый кулачок на стол) и Кики. (Правый кулачок на стол)

 Однажды они отправились в сад за яблоками и заблудились. (упражнение «кулачок-ладошка», смена рук синхронно)

По дороге они встретили ежа с ежатами. (упражнение «кулак-ладошка». Левая рука кулачок, правая –ладошка, одновременная смена рук)

 Обезьянки поздоровались с ними и рассказали, что ищут яблоньку. (упражнение «колечко» Колечко большое (большой палец соединён с указательным) -колечко маленькое (большой палец с мизинцем). Сначала на правой руке, затем на левой, как усложнение -левая рука колечко большое, правая рука колечко маленькое(синхронное чередование движений )    

Ежи показали дорогу обезьянкам к яблоне, а за это обезьянки угостили ежей оладушками: (упражнение «оладушки» правая рука лежит ладонью вниз, а левая – ладонью вверх; одновременная смена позиции со словами: «Ладушки-ладушки, кушайте оладушки»

Обезьянки набрали яблоки, но не знали в чем отнести их домой. Тогда еж с ежатами помогли им. (дети рассказывают, как же еж с ежатами помогли обезьянкам) (смена 3 движений рук упражнение «кулак» - «ладонь» - «ребро»)

А потом друзья стали танцевать (упражнение. «Лезгинка»: левую руку сложить в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой. После одновременно сменить положение правой и левой рук; ускоряя скорость).

И в заключении хочется сказать, что регулярное выполнение таких упражнений, сочетая их в комплексы способствует активизации межполушарного взаимодействия, улучшает работу полушарий головного мозга, способствует эмоциональному настрою, снижает утомляемость на занятиях, улучшает самоконтроль, а в свою очередь происходит коррекция недостатков речевого развития дошкольников.



Предварительный просмотр:

 "Желток и Уголек"

Жил- был на свете цыпленок по имени Желток.

Больше всего на свете он любил гулять по дорожке и петь песенку:

- Кулачек-ладошка,

   Иду я по дорожке.   (упр. "кулак-ладонь")

Гуляя по дорожке желток встретил своего друга, галченка по имени Уголек.

- Привет, Уголек. Куда ты идешь? (качаем кулачком правой руки)

- Привет, Желток. Я иду к тебе в гости. (качаем кулачком  левой руки)

- Отлично! Моя мама сейчас печет вкусные оладушки. Пойдем попробуем.

 И малыши побежали по дорожке , напевая песенку :

-Кулак-ребро-ладошки,

  Бежим мы по дорожке. (упр. "кулак-ребро-ладонь")

А в это время мама курица пекла оладушки и пела песенку:

-Ладушки, ладушки,

Я пеку оладушки. (упр. "ладошки вниз-вверх"- одновременно)

Так пожарю, поверну,

И опять я печь начну. ( упр. "ладошки вниз-вверх"- попеременно)

Угостились друзья вкусными оладушками и побежали гулять.

- Ой, что это блестит на дорожке?, - вскрикнул Желток.

- Кажется колечко. Я хочу его померить.

-Раз, два, три, четыре,

Здесь колечко обронили. (упр. "колечко"- правой рукой)

- Да,  оно тебе большое, - закричал Уголек.

- Дай мне померить!

-Раз, два, три, четыре,

Здесь колечко обронили. (упр. "колечко"- левой рукой)

А колечко упало и покатилось.

Укотилося колечко,

Прямо с нашего крылечка,

Покатилось колесом,

Потерялось под кустом.  (упр. "колечко"- двумя руками)

Так незаметно промчался день.

Ночь вокруг темным-темна,

Взошла темная луна,

Звезды на небе сияют,

И дорожку освещают. (упр. "кулак-ладонь"- вертикально и попеременно)

Веселые друзья побежали домой.

- Кулаки-ребро-ладошки,

Торопитесь домой, крошки.  (упр. "кулак-ребро-ладонь")


Предварительный просмотр: