Проекты
Проект - это специально организованный воспитателем и выполняемый воспитанниками комплекс действий, направленных на решение проблемной ситуации и завершающихся созданием творческого продукта.
На этой страничке я буду выкладывать проекты, которые я риализовала со своими детьми.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9 «Петушок» комбинированного вида г. Благовещенск Республика Башкортостан
Согласованно:_______ Утверждаю:___________
Старший воспитатель Заведующий МАДОУ
Субботина Т.Г. детский сад №9 «Петушок»
ПРОЕКТ ПО ЭКОЛОГИИИ
В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
«ПЧЕЛКА»
(Для участия в III экологической научно-практической конференции дошкольников «Дети и экология: будущее в твоих руках)
Руководители проекта:
Киселева Н.А., Серова В.М
Благовещенск - 2019
Тип проекта: информационно - познавательный, творческий.
Продолжительность: краткосрочный – 1 месяц.
Участники: дети старшей группы, воспитатели, родители.
Актуальность
Пчелы - самые известные и трудолюбивые насекомые. Опыляя растения, они увеличивают богатство растительного мира. Являются производителями питательных продуктов, используемых в медицине, в быту и на производстве.
Содержание проекта направлено на расширение и углубление экологических знаний у детей, воспитание экологической культуры и потребности принимать личное участие в охране окружающей среды, сообщение новых знаний и представлений о живом объекте – пчеле. На изучение вопросов, связанных с жизнью пчел, их привычек и повадок, продуктов их жизнедеятельности. Начиная с дошкольного возраста необходимо знакомить детей с процессом получения меда в условиях естественной среды живой природы и его лечебных свойствах, что особенно важно для жителей Башкортостана. Формирование у детей ясных представлений о продуктах, приносящих пользу организму. Изучение меда, как ценного продукта питания и выявление полезных свойств меда в лечении многих заболеваний.
Дети дошкольного возраста проявляют огромный интерес к природе. Наша задача – развивать и направлять этот интерес, учить детей внимательно наблюдать явления природы, воспитывать деятельную любовь к ней, умение заботиться о растениях и животных, нетерпимо относиться к бессмысленному их уничтожению. Благодаря этому проекту, дети смогут окунуться в интригующий и таинственный, красочный и завораживающий мир пчел.
Проблема:
Во время прогулки дети увидели пчелу. Реакция ребят была неоднозначной. Часть детей выразили радость и неподдельный интерес, другие — испугались. Были и такие ребята, которые предложили уничтожить пчелу. Мнения разделились. В ходе беседы выяснилось, что знания дошкольников о пчелах очень скудные.
Цель: создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта.
Познакомить детей с башкирской пчелой и продуктами её жизнедеятельности.
Задачи:
- Приобщать к традициям и обычаям башкирского народа;
- Углублять знания о башкирском пчеловодстве;
- Познакомить детей с пчелиным царством;
- Расширить знания детей о продуктах пчеловодства (мед, прополис, воск), их полезных свойствах и использовании человеком;
- Дать представление о работе пчеловода и поведении на пасеке;
- Определить с детьми, какой мед на вкус, и чем он для них является: лакомством или лекарством;
- Выяснить с помощью опытов натуральный мёд или нет;
- Формировать проектно-исследовательские умения и навыки;
- Развивать творческое мышление, воображение, память;
- Совершенствовать связную речь, обогащать словарный запас (улей, дупло, соты, нектар);
- Учить подбирать слова, обозначающие вкусовые качества меда;
- Способствовать развитию познавательной активности в процессе реализации проекта;
- Развивать воображение и творческие способности детей;
- Развивать коммуникативные навыки, формировать навыки исследовательской деятельности.
- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края;
Ожидаемые результаты:
- У детей сформируются элементарные представления о жизни пчелы (особенности, образ жизни, взаимосвязь с растениями и человеком);
- Активизируется словарь детей: трудолюбивая пчела, улей, нектар, опыление, пасека, прополис, воск, соты, пчеловода;
- Дети научатся, определять натуральный мёд или нет;
- Узнают о пользе мёда;
- Познакомятся с художественной литературой по теме;
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Подготовительный этап
- Определение целей и задач проекта, сбор материала, необходимого для реализации цели проекта; - Прогнозирование результата, составление плана совместной деятельности с детьми, педагогами и родителями; - Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, сюжетно-ролевых игр с детьми (иллюстративных, художественных и дидактических); - Создание развивающей среды, внесение игр по теме, дидактических, сюжетно-ролевых; - Сотрудничество с родителями (оформление папок-передвижек для родителей по теме проекта, подборка фото, литературы, аудио и видеоматериалов, презентаций. Беседы с родителями о необходимости участия в проекте, о серьезном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ.
Основной этап В задачи данного этапа входит реализация основных видов деятельности по направлениям проекта
Работа с детьми
Познавательное развитие:
- Виртуальные экскурсии «Увлекательное путешествие в мир пчеловодства»;
«Трудолюбивая пчела»;
- Беседы: «Правила поведения на пасеке», «Как растения привлекают пчел», «Роль насекомых в природе. Охрана насекомых», Рассказ-беседа «Пчелка — трудолюбивое насекомое», «Мед – источник здоровья и красоты» (с врачом);
- Просмотр видеофильмов «Заповедные места Башкортостана», «Башкирский мед»;
- Рассматривание: репродукций, иллюстраций, картинок, фотографий по теме;
- ОЭД «Натуральный мёд или нет»;
- Вечер загадок: «Чудесный сундучок»;
- Викторина «Знатоки пчеловодства».
Речевое развитие
- Составление творческих рассказов «Если бы я был пчелой»;
- Чтение и пересказ рассказов К.Паустовского «Муха и пчела», «Паук и пчела»;
- Чтение и обсуждение башкирской сказки «Медведь и пчелы», Г.Тукая «Шурале»;
- Чтение и заучивание стихотворений башкирских поэтов Р. Тимершина «Пчела», М. Гафури «Пчела»;
- Инсценировка: «Медведь и пчелы» (по мотивам башкирской сказки)
Художественно-эстетическое развитие
- ООД (рисование) «Пчёлка»;
- ООД (лепка): «Чак – чак» - башкирское национальное блюдо;
- Творческая мастерская: Коллаж «На пасеке» (коллективная работа) «Пчёлка на лугу;
- Слушание аудиозаписей: Н.Римский-Корсаков «Полет шмеля»; звуки природы: рой пчел.
Игровая деятельность:
- Дидактические игры: «Пчёлы и цветы», «Рассади пчёл по ульям», «Назови, одним словом», «Что лишнее?», «Пчеловод и его инструменты», «Кто больше назовет продуктов пчеловодства», «Растения-медоносы», «Четвёртый лишний»;
- Игры-импровизации: «Полет пчелиного роя», «Мы - пчёлы»;
- Пальчиковые игры: «Пчелки не ёлке», «Цветочек», «Пчела».
- Сюжетно-ролевые игры: «Пасека», «Пчелиная семья»;
- Подвижные игры: «Дикие и домашние пчелы», «Медведь и пчёлы», «Поймай пчелу».
Работа с родителями
- Использование раздаточного, наглядного материала, в соответствии с темой проекта;
- Изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр;
- Участие в создании мини – музея «Пчелиное царство»;
- Папка передвижка: «Всё о пользе мёда»;
- Консультация: «Оказание первой помощи при укусах пчелами»;
- Изготовление книжек-малышек о пчелах, сборника башкирских и русских сказок.
Заключительный этап
На третьем, заключительном этапе проводятся обобщение результатов работы. - Книжки – малышки: «Загадки», «Пословицы и поговорки», «Стихи», «Интересные факты о пчелах»; - Оформлен мини-музей «Пчелиное царство»; - Презентация проекта.
Вывод
В ходе проекта, дети убедились в том, что пчёлы наши лучшие друзья. Они помогают избавиться от болезней, получить ни с чем несравнимое удовольствие, счастье быть здоровым. Они самые известные и самые уважаемые насекомые. Пчелы единственные насекомые, дающие человеку питательную и вкусную пищу. С давних пор пчела служит символом трудолюбия. Значение пчёл в нашей жизни неоценимо велико не только потому, что опылительной деятельностью они сохраняют и увеличивают богатство растительного мира, не только потому, что они сами являются производителями питательных высококачественных продуктов, несущих здоровье, но и потому, что само их общественное устройство вызывает у нас большой интерес.
Предварительный просмотр:
ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИГРОВОЙ ПРОЕКТ «ЮНЫЕ АРХИТЕКТОРЫ»
Тип проекта: творческий, игровой
Продолжительность проекта: среднесрочный
Срок реализации проекта: сентябрь – март
Участники проекта: дети, родители, воспитатели.
Актуальность
Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для педагогов, новое и еще неизученное направление дошкольной педагогики.
Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Поэтому знакомство дошкольников с профессиями не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует ранней профессиональной ориентации.
Ознакомление с профессиями уже в дошкольном возрасте обеспечивает дальнейшее вхождение ребёнка в современный мир, приобщение его к ценностям, удовлетворение и развитие познавательных интересов. Сегодня невозможно себе представить город, посёлок, которые бы не развивались, не строились, не ремонтировались. Ни один город не появляется ниоткуда. Поэтому профессии архитектора и строителя всегда вызывают у нас уважение и почёт. Это люди самой мирной и созидательной профессии. Знакомство детей дошкольного возраста с данными профессиями вызывает большой интерес, позволяет создавать конструкции, имитирующие реальные объекты окружающего мира, расширяет кругозор и общую осведомленность ребёнка об этом мире и способствует развитию ранней профориентации дошкольников. В процессе приобщения детей к миру взрослых, профориентация способствует накоплению социального опыта взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками, умение действовать совместно с другими. Исходя из этого нами были поставлены следующие цели и задачи.
Цель: развитие архитектурно - технических способностей у детей дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные:
1.Познакомить детей с профессией архитектора. Дать представление о тех знаниях и умениях, которыми они должны владеть.
2. Познакомить детей с архитектурными особенностями своего города; 3. Уточнить знания детей об архитектуре как виде искусства, её видах, функциях (прочность, польза, красота); 4. Уточнить и закрепить названия элементов архитектуры (этажи, окна, балконы, лоджии, входы и др.); 5. Формировать представление о том, что архитектура каждого здания зависит от его назначения. 6. Учить анализировать планы построек (дом, качели, скамья), выделять основные части. 7. Учить детей планировать последовательность работы в соответствии с чертежом.
Развивающие: 1. Развивать познавательные процессы и логические операции (сравнение, анализ, выделение характерных признаков, обобщение); 2. Развивать эстетические способности (чувство формы, цвета, пропорций, эстетической эмпатии), творчество и фантазию. 3.Развивать инициативность, любознательность, произвольность, способность к творческому самовыражению. 4. Развивать навыки сотрудничества: выбирать партнеров по совместной деятельности, распределять обязанности в паре или группе.
Воспитательные: 1. Воспитывать любовь к своему городу и интерес к его архитектуре; 2. Вызвать желание создать индивидуальный проект, используя полученные знания. 3. Воспитывать стремление трудиться, доводить начатое дело до конца.
Ожидаемые результаты
1.Положительная динамика в развитии архитектурно - технических способностей в процессе ознакомления с профессией архитектора и строителя, расширение представления детей по данной теме.
2.Приобретённые знания, умения и навыки помогут детям в планировании жизнедеятельности, концентрации внимания, активизации аналитико-синтетической деятельности мышления.
3.Дети смогут заняться проектной деятельностью, будут лучше понимать чертежи и схемы, составлять их. 4. Смогут увидеть предметы в трёх измерениях. 5. Дети увидят пользу творческой деятельности человека, будут уважать труд.
Этапы работы над проектом
Подготовительный этап - Определение целей и задач проекта, сбор материала, необходимого для реализации цели проекта; - Прогнозирование результата, составление плана совместной деятельности с детьми, педагогами и родителями; - Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, сюжетно-ролевых игр с детьми (иллюстративных, художественных и дидактических); - Создание предметно-развивающей среды. - Сотрудничество с родителями (оформление папок-передвижек для родителей по теме проекта, подборка фото, литературы); - Беседы с родителями о необходимости участия в проекте, о серьезном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ; - «Оформление заказов» (изготовление шаблонов и трафаретов разных архитектурных сооружений для детей).
Основной этап В задачи данного этапа входит реализация основных видов деятельности по направлениям проекта:
Мероприятия по работе с детьми: - ООД, - Чтение художественной литературы, - Просмотр мультфильмов и мультимедийных презентаций, - Беседы, - Дидактические игры, - Сюжетно-ролевые игры
Мероприятия по работе с родителями: - Использование наглядного материала, в соответствии с темой проекта, - Изготовление пособий для занятий и атрибутов для дидактических игр, - Изготовление материалов и оборудования для сюжетно-ролевых игр «Архитектор», «Строитель», - Изготовление альбомов «Город Благовещенск», - Выставка рисунков «Сказочные дома», - Родительское собрание «Ранняя профориентация дошкольников».
Заключительный этап На третьем, заключительном этапе проводятся обобщение результатов работы:
- Изготовление макета «Детский сад будущего» - Оформление музея « Я - архитектор» - Презентация проекта на РМК.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
Месяц | Работа с детьми | Работа с родителями | Работа с педагогами | Оснащение развивающей среды |
Сентябрь | Чтение художественной литературы о профессиях. | Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, сюжетно-ролевых игр с детьми (иллюстративных, художественных и дидактических) | Разработка проекта «Юные архитекторы» | Пополнение материала и оборудования для занятий, бесед, сюжетно-ролевых игр с детьми (иллюстративных, художественных и дидактических); |
Октябрь | ООД « Кто такой архитектор» Беседа «Архитектура Древней Руси» Виртуальная экскурсия
Бумажная пластика «На стройке». | Консультация «Конструктор для детей» Изготовление материалов и оборудования для СРИ «Архитектор», Строители» | Сюжетно-ролевые игры «Архитектор», «Строители» | |
Ноябрь | ООД «Профессия – строитель» Конструирование «Мы строители». | Конкурс макетов «Я – архитектор» «Оформление заказов» (изготовление шаблонов и трафаретов разных архитектурных сооружений для детей) | Консультация «конструктивно-модельная деятельность для детей дошкольного возраста» | Оформление музея макетов зданий, выполненных своими руками Шаблоны и трафареты разных архитектурных сооружений |
Декабрь | Конструирование «Мой город» Конструирование «Терем для Деда Мороза» | Оформление альбомов «Город Благовещенск» Консультация «как играть с ребенком дома, используя разные виды конструирования» | Альбомы «Город Благовещенск» Картотека дидактических игр | |
Январь | Беседа «Парки, Скверы» Макет «Улица детства» | Награждение победителей конкурса «Я – Архитектор» | ||
Февраль | Беседа «Памятники Архитектуры» (Дворцы) Рисование «Сказочный дворец». | Консультация «Приобщение детей к искусству архитектуры посредством сказочных образов» Выставка рисунков «Сказочные дома» | Оформление альбома «Сказочные дома» | |
Март | Макет «Детский сад будущего» Сюжетно-ролевая игра «Строители» Дидактические игры | Оказание помощи в создании макета «Детский сад будущего» | Пополнение картотеки дидактических игр | |
Апрель | Сюжетно-ролевая игра «Архитектор» Дидактические игры | Родительское собрание «Ранняя профориентация детей» | Презентация проекта | Электронная картотека презентаций |
Май | Фотоотчет по проекту |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЛЕЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №12 «РЯБИНКА» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА БЛАГОВЕЩЕНСК РБ
ПРОЕКТ
ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ
«МАЛЕНЬКИЙ ФИНАНСИСТ»
РАЗРАБОТАЛА: ВОСПИТАТЕЛЬ
КИСЕЛЕВА Н.А.
БЛАГОВЕЩЕНСК - 2019
Актуальность
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни. Дети, так или иначе, рано включаются экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая, таким образом первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне. К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.
Цель: расширить горизонты познания окружающего мира, вводя дошкольников последовательно в мир человеческих отношений, мир финансовых категорий, профессий, денег.
Задачи:
- Дать элементарные понятия о деньгах, о купле, продаже. Воспитывать предприимчивость. - Расширить знания детей о профессиях, продолжить учить правильно называть действия и орудия труда. Воспитывать уважение к труду. - Расширить знания детей о труде взрослых, дать представление о необходимости экономии в быту, воспитывать трудолюбие. - Развивать познавательный интерес, память, внимание, речь, стимулировать активность детей. - Воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость и честность. - Повысить уровень знаний родителей по теме проекта.
Продолжительность проекта: среднесрочный
Тип проекта: творческо - познавательный.
Срок реализации проекта: февраль - апрель
Участники проекта: дети младшей группы, воспитатели группы, родители.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
- Дошкольники приобретут первичный экономический опыт; - Родители получат дополнительные знания по экономическому воспитанию детей; - Пополнится предметно – развивающая среда в группе по теме проекта.
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ.
Подготовительный этап
- Определение целей и задач проекта, сбор материала, необходимого для реализации цели проекта, - Прогнозирование результата, составление плана совместной деятельности с детьми, педагогами и родителями - Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, сюжетно-ролевых игр с детьми (иллюстративных, художественных и дидактических) - Создание развивающей среды, внесение игр по теме, дидактических, сюжетно-ролевых. - Сотрудничество с родителями (оформление папок-передвижек для родителей по теме проекта, подборка фото, литературы. Беседы с родителями о необходимости участия в проекте, о серьезном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ.
Основной этап
В задачи данного этапа входит реализация основных видов деятельности по направлениям проекта:
Мероприятия по работе с детьми: чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов и мультимедийных презентаций, беседы, экскурсии, наблюдения, дидактические игры.
Мероприятия по работе с родителями: использование раздаточного, наглядного материала, в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр, участие в конкурсе, изготовление альбомов по теме проекта, проведение общего родительского собрания.
Заключительный этап
На третьем, заключительном этапе проводятся обобщение результатов работы:
- Изготовление альбома «Магазин», материал и оборудование для сюжетно-ролевой игры «Магазин»; - Оформление фотовыставки «Родители на работе», альбомов «Деньги», «Профессии», «Копилки»; - Презентация проекта на педагогическом совете.
ПЕРСПЕКТИНЫЙ ПЛАН
РАБОТА С ДЕТЬМИ
«Мир финансовых категорий» Цель: дать элементарные понятия о деньгах, о купле, продаже. Воспитывать предприимчивость. | ||
ФЕВРАЛЬ | 1 неделя | Беседа о деньгах. Рассматривание альбомов «Деньги». |
2 неделя | Просмотр мультфильма «Финансовая грамотность» (Смешарики). | |
3 неделя | Беседа «Моя первая копилка. | |
4 неделя | Творческое раскрашивание «Копилка». | |
5 неделя | Заучивание стихотворения П. Воронько «Обновки». | |
МАРТ | 1 неделя | Дидактическая игра «Что можно купить, что не продается». |
«Мир профессии» Цель: расширить знания детей о профессиях, продолжить учить правильно называть действия и орудия труда. Воспитывать уважение к труду. | ||
2 неделя | Беседа «Профессии». | |
3 неделя | Дидактическая игра «Кто знает больше профессий». | |
4 неделя | Чтение стихотворения Б.В Заходер «Строители». Просмотр мультфильма «Кем быть?» | |
5 неделя | Сюжетно-ролевая игра «Магазин». | |
АПРЕЛЬ | «Мир труда» Цель: расширить знания детей о труде взрослых, дать представление о необходимости экономии в быту, воспитывать трудолюбие. | |
1 неделя | Беседа «Кто заботиться о детях?» | |
2 неделя | Чтение стихотворения Е. Благинина «Не мешайте мне трудиться». | |
3 неделя | Игровая ситуация «Каждой вещи свое место». | |
4 неделя | Наблюдение за трудом продавца. | |
5 неделя | Беседа о необходимости экономии в быту. |
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
ФЕВРАЛЬ | Анкетирование. Оформление альбома «Деньги». Консультация «Финансовая грамотность. Экономическое развитие дошкольников». Конкурс книжек-малышек «Мой первый финансовый словарь» Беседа с родителями о проекте. Изготовление материалов и оборудования для реализации проекта. Изготовление материалов и оборудования для сюжетно-ролевой игры «Магазин». |
МАРТ | Рекомендации «Как научить ребенка планировать финансы и правильно их тратить». Оформление альбома «Профессии». Общее родительское собрание «Обучение финансовой грамотности дошкольников в семье». Папка раскладушка «Дидактические игры по финансовой грамотности». |
АПРЕЛЬ | Памятка «Как научить детей контролировать финансы». Памятка «Финансовая грамотность населения». Выставка рисунков на тему «Кем я хочу быть». Фотовыставка «Родители на работе». Буклет «Советы по рациональному использованию электроэнергии, теплоэнергии, воды, которые сэкономят ваши деньги». |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Аменд А.Ф., Саламатов А.А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.55.
- Аношина Л.М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.103.
- Бокарев А.А. Повышение уровня финансовой грамотности населения в Российской Федерации/А.А. Бокарев//Финансы.-2010-№9.-С.3-6.
- Белокашина С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с.8.
- Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. Спецпроект Российской экономической школы по личным финансам.-2010..-С.42.
- Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с.: ил.
- Зеленцова А.В. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практикаа. А.В. Зеленцова, Е.А. Блискавка, Д.Н. Демидов. – М.: КноРус, 2012.-106 с.
- Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с.
- Крючкова Н.А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» (для дошкольников), - Калининград, 2013.-26 с.
- Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М.; 2008. № 11. с.75.
- Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб.: «Детство – пресс», 2001. – 176с.
- Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006. – 88 с.
- Смоленцева А.А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.63.
- Ягунова Н.М. Приобщение дошкольников к экономике в творческих видах деятельности // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.128.
Интернет ресурсы
https://www.minfin.ru/ru/document
https://dohcolonoc.ru/
http://e.stvospitatel.ru/
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 9 «Петушок» комбинированного вида г. Благовещенска Республики Башкортостан
Проектная деятельность
во 2 группе раннего возраста
«Веселая ферма»
(развитие познавательной активности и исследовательской деятельности у детей младшего дошкольного возраста)
на 2021-2022 учебный год
Автор проекта: воспитатель
высшей квалификационной
категории Киселева Н.А
Благовещенск - 2021
Вид проекта: социально – нравственный, познавательно-исследовтельский, творческий.
Продолжительность проекта: долгосрочный / 1.10.2021 – 31.04.2022/
Участники проекта: воспитатели, дети, родители.
Актуальность проекта:
В наше время дети мало знакомы с жизнью домашних животных и птиц, с условиями, в которых они живут, как за ними ухаживают, какую пользу они приносят человеку, как важно любить и бережно относиться к ним. Для современного ребёнка корова, баран, овечка, лошадь практически редкие животные. Отношение ребенка к животному, его целенаправленное действие могут оказаться неправильными в силу целого ряда причин. Прежде всего, ребенок не знает, что можно делать, а что нельзя, что для животного вредно, а что полезно. Знания названий детёнышей домашних животных практически отсутствуют, при этом понятие «мама – малыш» - самое близкое для дошколят. Также дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, об овощах и фруктах. Как они растут, какие условия необходимы для их роста и чем же они полезны. Проблема: дети не имеют достаточных знаний о домашних животных и их детенышах, об овощах и фруктах.
Практическая значимость проекта: если в детском саду будут созданы условия для формирования познавательного интереса и воспитания бережного отношения к животным и растениям, то у детей расширятся и обогатятся знания о «братьях наших меньших», они научаться беречь и защищать природу.
Поэтому я решила разработать проект, направленный на развитие познавательной и исследовательской активности детей младшего дошкольного возраста «Веселая ферма».
Цель проекта:
- Привить детям экологическую и моральную ответственность перед живыми существами;
- Систематизировать представления детей о домашних животных, птицах, овощах и фруктах, познакомить с понятием «ферма»;
Задачи проекта:
- Расширить и углубить представления детей младшего дошкольного возраста о домашних животных птицах, их характерных особенностях, их детёнышах; о фруктах и овощах, о работниках фермы;
- Систематизировать и обобщать представления об условиях среды обитания животных и птиц;
- Учить детей ухаживать за растениями;
- Дать представления о потребности животных, птиц и растений для их роста и развития;
- Формировать умение делать определенные выводы и умозаключения.
- Развивать мелкую моторику кистей рук;
- Воспитывать любознательность, чувство сопереживания ко всему живому;
- Воспитывать трудолюбие и желание помогать взрослым;
Методы и приемы работы: наглядный, игровой, словесный, практический; наблюдения, беседы, эксперименты, продуктивные виды деятельности, работа с родителями.
Формы работы: индивидуальная, подгрупповая, групповая.
Ожидаемые результаты:
- Дети должны знать названия домашних животных, птиц (взрослых и детёнышей), что за домашними животными и птицами ухаживает человек (кормит, поит, лечит, моет, охраняет, пасет): названия жилищ домашних животных и птиц, чем питаются, какую пользу приносят людям;
- Дети должны уметь сравнивать домашних животных по размеру, внешнему виду, образу жизни, голосу;
- Проявления у детей любви и бережного отношения к животным;
- Родители примут активное участие в реализации проекта, у них пополнится арсенал знаний по данной теме.
Реализация проекта
Подготовительный этап:
- Постановка целей и задач, составление плана работы с детьми и родителями;
- Предварительная работа с детьми и родителями;
- Выбор и изготовление оборудования и материалов для создания макета «Ферма» и огорода на подоконнике;
- Работа с познавательной и художественной литературой (подбор иллюстраций, книг, сказок, рассказов, загадок, стихотворений по теме проекта);
- Оформление книжного уголка;
- Оформление альбомов: «Домашние животные», «Домашние птицы», «Овощи и фрукты», «Кто работает на ферме?»;
- Подбор записей голосов домашних животных и птиц, презентаций и видеороликов.
Основной этап:
Работа с детьми:
- Тематические занятия, беседы по теме проекта;
- Рассматривание тематических альбомов, муляжей овощей и фруктов, домашних животных и птиц;
- Чтение и заучивания стихотворений, потешек, рассказов, сказок, песенок;
- Дидактические, настольные, музыкальные, подвижные игры;
- Организовано-образовательная, игровая, индивидуальная деятельность с макетом «Веселая ферма»;
- Посадка и уход за растениями на «ферме» (мини огород на подоконнике);
- Рассматривание семян: лука, укропа, петрушки, фасоли, гороха;
- Трудовая, опытно-эксперимаентальная деятельность на мини огороде на подоконнике. Наблюдением за ростом растений, полив и рыхление почвы. - Проведение опытов и экспериментов. Установление связи, что растениям для роста необходимы солнечный свет, вода и тепло;
- Виртуальные экскурсии, презентации, мультпесенки по теме проекта.
Работа с родителями:
- Знакомство родителей с проектом «Веселая ферма», обсуждение реализации проекта;
- Консультации: «Овощи и фрукты – полезные продукты», «Огород на подоконнике в домашних условиях», «Роль домашних животных в жизни ребенка».
- Собрание на тему: «Трудовое воспитание детей в детском саду и семье» - Список рекомендуемой литературы для детского чтения;
- Выставка совместного творчества детей и родителей в рисунках на тему «Веселая ферма»;
- Помощь в оформлении макета «Веселая ферма», мини огорода на подоконнике, дидактического и демонстрационного материала;
- Творческий конкурс книжек – малышек, развивающих игр.
Работа педагогами: - Консультация: дидактическое пособие «Весёлая ферма»; - Мастер-класс: «Как организовать сельскохозяйственное подворье на подоконнике в детском саду? Опытно - экспериментальная деятельность на сельскохозяйственном подворье и развитие познавательной активности у дошкольников» - из опыта работы по проекту;
- Презентация проекта на педагогическом совете.
Заключительный этап:
- Подведение итогов проекта;
- Выставка творческих работ;
- Фотоотчет;
- Презентация проекта на педсовете.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Перспективный план
Работа с детьми | Работа с родителями | Работа с педагогами | Оснащение развивающей среды | |
Сентябрь | Чтение художественной литературы по теме проекта, просмотр мультфильмов. | Знакомство с проектом | Подбор материала и оборудования для реализации проекта | |
Октябрь | - ООД Познание «Рассматривание овощей», Н.С. Голицына, с.19; - ООД Развитие речи «Вот какие овощи», Н.С. Голицына, с.22; - ООД Рисование «Поливаем огород», Н.С. Голицына, с.23; - ООД Лепка «Огурчики и морковки», Н.С. Голицына, с.24; - Чтение художественной литературы «Русская народная сказка «Репка» (рассказывание)», Н.С. Голицына, с.23; - Просмотр презентации «Животные на ферме». Знакомство с профессией фермера; - Дидактические, подвижные, музыкальные игры по теме. | Консультация «Дидактическое пособие «Веселая ферма» Подбор и изготовление материалов и оборудования для создания макета «Веселая ферма» | Дидактическое пособие «Веселая ферма» Муляжи овощей и фруктов | |
Ноябрь | - ООД Познание «Рассматривание овощей и фруктов», Н.С. Голицына, с.30; - ООД Развитие речи «На огород прилетели птички», Н.С. Голицына, с.32; - ООД Развитие речи «Драматизация русской народной сказка «Репка», Н.С. Голицына, с.32; - ООД Рисование «Наш лисенок заболел фруктов очень захотел», Е.В. Полозова, с.89; - ООД Лепка «Разные овощи и фрукты для зверюшек», Н.С. Голицына, с.33; - Просмотр развивающего мультфильма «Синий трактор. Овощи»; - Дидактические, подвижные, музыкальные игры по теме. | Творческий конкурс «Веселая ферма» Изготовление дидактических пособий и игр на тему «Овощи и фрукты» | Развивающие книжки, дидактичес -кие пособия и игры по теме проекта | |
Декабрь | 1 неделя - ООД Познание «Рассматривание картины «Кошка с котятами», Н.С. Голицына, с.50; - ООД Развитие речи «Кто что делает», Н.С. Голицына, с.52; - ООД Рисование «Клубочки для котят», Н.С. Голицына, с.54; - ООД Лепка «Мячики для щенят», Н.С. Голицына, с.55; - Чтение художественной литературы А. Барто «Кто как кричит» (чтение)», Н.С. Голицына, с.53; - Знакомство с профессией доярки - Дидактические, подвижные, музыкальные игры по теме. | Выставка совместного творчества детей и родителей в рисунках «Веселая ферма» Консультация «Роль домашних животных в жизни ребенка» | Презентация «Дидактичес -кое пособие «Веселая ферма» | Альбом «Веселая ферма» - работы детей и родителей |
2 неделя - ООД Познание «Кто в домике живет?», Н.С. Голицына, с.56; - ООД Развитие речи «Птичий двор», Н.С. Голицына, с.57; - Знакомство с профессией птичницы; - ООД Рисование «Собака гуляет по снегу: топ-топ», Н.С. Голицына, с.59; - ООД Лепка «Птичка», Н.С. Голицына, с.59; - Чтение художественной литературы «Народные потешки о птицах», Н.С. Голицына, с.59; - Просмотр развивающего мультфильма «Синий трактор. Животные»; - Дидактические, подвижные, музыкальные игры по теме. | ||||
Январь | - Рассматривание семян овощей; - Беседа «Чем полезен лук»; - ООД «Посадка лука», (разработка); - ООД «Посадка гороха», (разработка); - Просмотр развивающего мультфильма «Овощи на ферме»; - ОЭД «С водой и без воды»; - Чтение художественной литературы Ю.Тувим «Овощи»; - Дидактические, подвижные, музыкальные игры по теме. | Консультация «Огород на подоконнике в домашних условиях» Подбор и изготовление материала и оборудования для создания огорода на подоконнике | Огород на подоконнике Альбом наблюдений за ростом растений | |
Февраль | - ООД «Посадка фасоли», (разработка); - Посадка семян овощей и зелени с использованием набора «Вырасти меня»; - ОЭД «Растение хочет пить»; - ОЭД «В темноте и на свету»; - Просмотр развивающего мультфильма «Овощи»; - Вечера загадок «Веселые овощи»; - Наблюдение и уход за растениями на огороде на подоконнике; - Дидактические, подвижные, музыкальные игры по теме. | Приобретение или изготовление набора «Вырасти меня» Консультация «Овощи и фрукты- полезные продукты» | Мастер – класс «Как организовать сельскохозяйственное подворье на подоконнике в детском саду? | Пополнение мини огорода на подоконнике |
Март мап | Беседа «Овощи»; - ОЭД «В тепле и в холоде»; - Наблюдение и уход за растениями на огороде на подоконнике; - Чтение художественной литературы; - Дидактические, подвижные, музыкальные игры; | Родительское собрание «Трудовое воспитание детей в детском саду и семье» | ||
Апрель | - Беседа «Витамины я люблю, быть здоровым я хочу»; - Наблюдение и уход за растениями на огороде на подоконнике; - Дидактические, подвижные, музыкальные игры; - Чтение художественной литературы. | Фотоотчет «Мы маленькие фермеры» | Презентация проекта на пед. совете |
Предварительный просмотр:
Проект «Эколята – дошколята»
(развитие речи дошкольников в процессе экологического воспитания)
Срок реализации: сентябрь 2023- май 2024)
Участники проекта: дети средней группы (4 - 5 лет), воспитатели, родители.
Тип проекта: познавательно-исследовательский
Основная идея проекта: «Сохранить природу – значит сохранить Родину».
Актуальность
Дошкольный возраст – самое подходящее время для формирования у ребенка основ восприятия мира. Именно в этот период происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывается основа черт характера и моральных качеств личности. В дошкольном возрасте у ребенка происходит формирование самых глубоких и важных человеческих чувств, хотя и в очень наивной и примитивной форме: честности, правдивости, чувства долга, любви и уважения к труду, чести и собственного достоинства, любви к Родине.
«Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину». Так говорил русский писатель М.М.Пришвин. Красоты родной природы рождает патриотизм, любовь к Родине, привязанность к тому месту, где ты живёшь.
Дошкольное детство - ответственный период для формирования основ правильного отношения к окружающему миру. Именно в дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. С ранних лет своей жизни ребенок начинает осмысленно познавать и анализировать окружающий его мир, формировать определенное мнение и отношение к людям. В дошкольном возрасте формируются экологические позиции, которые помогают малышу в дальнейшем определить свое отношение к природе, сопереживание ей и принятие активных действий в решении большинства экологических проблем, которыми сейчас богат наш мир. Впитывая как губка, ребенок получает знания от близких ему людей и развивается, учится правильно вести себя в природе, начинает осознавать, что можно делать, а что – нельзя.
Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого предавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.
К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.
В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое воспитание и воспитание человека всех возрастов и профессий. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для того, чтобы это не случилось, надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как на этом этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Поэтому в наши дни экологическое воспитание дошкольников приобретает растущую актуальность.
Цель: содействовать становлению экологического сознания, выработки неравнодушного отношения к состоянию окружающей среды и личностного восприятия экологических проблем, самостоятельного критического мышления.
Задачи:
- Развивать наблюдательность и любознательность детей в процессе ознакомления их с явлением природы; - Воспитывать любовь к природе, интерес и заботливое отношение к растительному и животному миру; - Развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать; - Способствовать накоплению у детей представлений об окружающем мире (о предметном, социальном мире и мире природы). - Развивать способности детей в различных видах художественно-эстетической деятельности.
Нормативно-правовая база Проекта:
- Статья 74 п. 2 Закона РФ «Об охране окружающей среды»
- Статья 58 «Конституции Российской Федерации» от 12.12.1993 г.
«Концепция дошкольного воспитания» от 16.06.1989 г. раздел «Воспитание дошкольников».
- Статья 29 «Конвенции о правах ребенка». - СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» - Конвенция о Правах ребёнка
Ожидаемый результат:
- Формирование основ экологической грамотности у детей;
- Воспитание ответственности за свои действия по отношению к окружающей среде;
- Вовлечение в исследовательскую деятельность каждого ребенка;
- Развитие у детей коммуникативных навыков;
- Развитие творческих способностей.
Работа с детьми | Работа с родителями | Работа с педагогами | Оснащение развивающей среды | |
Сентябрь | «Эколята – юные защитники природы» 1.Беседа: «Знакомство с Эколятами - юными защитниками природы». 2.Изготовление поделок сказочных образов героев Эколят: Шалун, Тихоня, Умница, Ёлочка. 3. ОД «Кто такой эколог?» 4. Экологический праздник: «Мы дошколята - эколята». 5.СРИ «Юные экологи». | Выявление степени вовлеченности семей в образовательный процесс на начало проекта. Анкеты для родителей «Экологическое образование в семье» Изготовление поделок сказочных образов героев Эколят: Шалун, Тихоня, Умница, Ёлочка | Игры, оборудование дидактический и наглядный материал для реализации проекта Сказочные герои – Эколята Оборудование для СРИ «Юные экологи» | |
Октябрь | 4 октября - Всемирный день животных. 1.Беседа «Животные нашего леса». Изготовление альбома «Животные нашего края». 2.Рассматривание Красной книги Республики Башкортостан, иллюстраций, энциклопедий. 3.Просмотр мультфильмов о животных. 4.Наблюдение за животными (кошкой, собакой). 5.Чтение худ. литературы: А. Куприн «Слон», В. Дмитриева «Малыш и Жучка», Л. Толстой «Лев и собачка», С. Чёрный «Волк». 6.Экологические игры: д/и «Кто, где живёт?», «Чьи детки», «Зоологическое лото», «Узнай зверя по описанию», «Кто у кого?», «Назови семью». 7. Знакомство с профессиями: кинолог, ветеринар. 8. СРИ: кинолог, ветеринар. | Конкурс агиток «Берегите животных!». Фотовыставка «У меня живёт питомец». Консультации «Мы в ответе, за тех, кого приручили». | Альбомы «Животные нашего края», Игровые экологические макеты Оборудование для СРИ: «Кинолог», «Ветеринар» | |
Ноябрь |
1.Просмотр презентации «От лучины до лампочки». 2. Беседы: «Откуда взялся электрический ток», «Опасно: ток!» 3. Загадывание загадок об электрических приборах, пословицы и поговорки о свете. 4. Просмотр мультфильмов из мультсериалов «Фиксики», «Аркадий Паровозов». 5. Знакомство с профессией: орнитолог.
1.Акция «Покормите птиц зимой». 2.Беседа: «Как помочь птицам зимой». 3.Просмотр компьютерной презентации «Синички. Какие они?». 4.Сочинение описательных рассказов о синице. 5. Ситуативный разговор «Дети – друзья птиц». 6.Офомление альбомов: «Перелетные птицы нашего края», «Зимующие птицы нашего края». 5.Наблюдения: за птицами, «Чем питаются синички». 6.Чтение худ. литературы. Е. Ильин «Синица», В. Бианки «Синичкин календарь». 7.Экологические игры: д/и: «Четвертый - лишний», «Чьё жилище», п/и: «Птицы в гнёздышках», «Перелёт птиц», «У кого кто?», «Исправь ошибку», «Что умеют делать птицы?» 8.Труд в природе: подкормка птиц. 5. Знакомство с профессией: орнитолог. 6. СРИ «Орнитолог». | Листовка «Экономим электроэнергию – бережём планету!». Акция «Собираем отслужившие батарейки» Конкурс: «Птичья столовая» | Акция «Собираем отслужившие батарейки» | Альбомы: « Перелетные птицы нашего края» Оборудование для СРИ «Юные орнитологи». |
Декабрь | «Деревья нашего края» 1.Беседы: «Деревья родного края», «О пользе деревьев», «Деревья зимой». 2.Организация природоохранной акции в детском саду: «Зелёная ёлочка – живая иголочка» - изготовление плакатов в защиту елки. 3.Экологические игры: д/и: «С какого дерева лист» «Плоды и листья», п/и:«Тополек», «Лети листок ко мне в кузовок». 4.Конкурс поделок из бросового материала: «Елочка – красавица» 5.Составление описательного рассказа о деревьях. 6.Чтение худ. литературы: сказка «Дурак и береза», «История одной Елочки», «Сказка о маленьком кедре». 7.Наблюдения за деревьями на участке детского сада. | Конкурс «Елочка – красавица» Природоохранная акция: «Зелёная ёлочка – живая иголочка» | Плакаты в защиту елки «Зеленая елочка – живая иголочка» Картотек «Игры по развитию речи» | |
Январь |
1.Беседа «Мир комнатных растений». 2.Рассматривание иллюстраций, альбомов, книг. 3.Экологические игры: д/и: «Найдите, что опишу», «Отгадайте, что за растение». 4. СРИ «Магазин «Цветы». 5.Опыты: «С водой и без воды», «На свету и в темноте», «Дыхание листа». 6.Чтение худ. литературы: сказки: «Колючий лилипут», «Зеленый ежик» 7.Труд: уход за комнатными растениями.
1.Беседа: «Зимующие птицы», «Чем кормить птиц». 2.Общероссийская культурно-экологическая акция «Покормите птиц! 3.Труд: подкормка птиц. 4. Квест – игра «Зимующие птицы нашего края». 5.Чтение худ. литературы: М. Горький «Воробьишко», Ненецкая народная сказка «Кукушка». 6. Выпуск буклетов «Чем кормить птиц зимой». 7.Наблюдения: за птицами | Консультация «Для чего нужны комнатные растения» ОКЭ Акция «Покормите птиц!» Выпуск буклетов «Чем кормить птиц зимой». | Консультация «Развитие речи дошкольников в процессе экологического воспитания» ОКЭ Акция «Покормите птиц!» | Паспорт комнатных растений Картотека игр Альбом «Зимующие птицы нашего края» |
Февраль | «Сити-фермерство – профессия будущего» 1.ООД «Сити - фермерство – профессия будущего». 2. Создание «Огорода на подоконнике: поэтапная высадка растений, посадка лука, укропа, петрушки, салата, редиса. 3.Создание «Каскада цветов» (вертикальное озеленение на подоконнике) 4.Чтение худ. литературы: «Репка», «Спор овощей». 5.Наблюдение за ростом лука, укропа, петрушки, редиски. 6.Опыты: «Растут ли наши растения», «В почве есть воздух», «Хитрые семена», «Висячие сады», «Ветка в вазе». 7. Экспериментирование: рассматривание семян через увеличительное стекло, выявление благоприятных условий для прорастания семян. 8.Труд: уход за растениям на огороде на подоконнике, в природном уголке. 9. СРИ: «Ветеринар», «Фермер», «Лаборант». | Помощь в создании огорода на подоконнике | Огород на подоконнике Оборудование для СРИ «Ветеринар», «Фермер», «Лаборант» | |
Март | 1 марта – Всемирный день кошек 1.Презентация: «Усатые - полосатые». Рассматривание картинок кошек разных пород. 2.Чтение худ. литературы: Л. Толстой «Котёнок», 3.Просмотр мультфильма «Котёнок по имени «Гав». 4.Экологические игры: п/и «Кошка и мышки», «Котята и щенята», татарская игра «Кисонька». 5. Составление рассказа по картине «Кошка с котятами». 6.Наблюдения: за кошкой. 7. СРИ «Ветеринар». 3 марта – Всемирный день дикой природы 1.Интеллектуально-познавательная викторина «Знатоки природы». 2.Рассматривание экознаков «Правила поведения в природе». 3.Чтение худ. литературы: «Глупый волк», русская сказка «Зимовье зверей». 4.Экологические игры: д/и: «Назови по порядку», «Назови ласково», «Береги природу», «Сохраним нашу планету», п/и «Медведь и пчёлы», «Лиса и зайцы», «Бездомный заяц», 5. Просмотр мультфильма: «На лесной тропе». 21 марта – Международный день леса 1.Рассматривание гербария, иллюстраций, открыток. 2.Беседы: «Почему случаются лесные пожары», видеосюжет «Лес – лёгкие планеты» 3.Загадывание загадок о деревьях. 4.Сочинение сказок «О чём думают берёза и ель». 5.Прослушивание аудиозаписи «Голоса леса». 6.Игра-викторина «Деревья наших лесов». 8.Сбор макулатуры «Соберём бумагу – сбережём лес!» 5. Знакомство с профессиями: лесник, егерь, пожарный. 6. СРИ: «Лесник», «Пожарный». 22 марта – Всемирный день водных ресурсов (День воды) 1.Просмотр компьютерной презентации: «Круговорот воды в природе». 2.Экскурсия к водоёму. 3.Рассказы воспитателя: «Секреты воды», «Вода в природе». 4. Просмотр мультфильмов: «Чебурашка и Гена чистят реку». 5.Чтение экологических сказок о воде. 6.Составление рассказов и сказок о дожде, реке. 7.Экологические игры: игра-соревнование «Очистим речку», п/и «Солнышко и дождик», «Ходит капелька по кругу», «Море волнуется…», «Караси и щука» 6.Опыты: «Вода нужна всем», «Ходит капелька по кругу», «Как добыть воду для питья?». | Акция сбора корма для питомцев, проживающих в приюте «Памятка защитника природы», экологический десант Сбор макулатуры Конкурс плакатов «Берегите воду», поездка к роднику | Сбор макулатуры | Альбом «Усатые – полосатые» Оборудование для СРИ «Ветеринар» Экологические знаки «Привила поведения в природе» Плакаты «Берегите лес от пожаров» Оборудование для СРИ: «Лесник», «Пожарный». Картотека опытов и экспериментов Плакаты «Берегите воду» |
Апрель | 1 апреля – Международный день птиц 1.Просмотр видеофильма «Перелётные птицы». 2.Составление описательных рассказов «Мы друзья пернатых». 3.Драматизация: «Птичий базар». 4.Чтение худ. литературы: М. Горький «Воробьишко», А. Пушкин «Птичка», В. Бианки «Чей нос лучше?» 5.Экологические игры: д/и «Назови одним словом», «Нелепицы», «Называй и сосчитай»; п./и «Мы пришли с тобой в лесок». 6. Беседа: «Кто такой орнитолог». 7.СРИ «Юные орнитологи». 19 апреля – День подснежника 1.Видеоролик «Вот расцвёл подснежник». 2.Рассматривание иллюстраций первых весенних цветов. 3.Просмотр мультфильма «Двенадцать месяцев». 5.Чтение худ. литературы: Е. Благинина «Подснежник». 6.Экологические игры: д/и «Угадай цветок по описанию», «Составь букет», «Скромник и хвастун», «Скажи правильно». 6. СРИ «Магазин цветов». 5.Экологическая акция «Защищаем первоцветы». 22 апреля – Всемирный день Земли 1.Компьютерная презентация «Человек – часть природы». 2.Беседа-раздумье «Чем мы можем помочь нашей планете?» 3.Чтение худ. литературы: Н. Рыжовой, И. Соколов-Микитов «Соль земли». 4.Экологические игры: «Мы пришли с тобой в лесок», «защитим планету от мусора», «Сортировка мусора», «Грустная и веселая планета». 5.Экологический праздник «День Земли» 6.Оформление стенда «День Земли», изготовление плакатов «Берегите природу» 7.Разбивка цветников, газонов из выросшей рассады, уход за посадками 8. Знакомство с профессией геолога. 9. СРИ «Мы - геологи». | Изготовление и развешивание скворечников на территории детского сада и парка Экологическая акция «Защищаем первоцветы» Разбивка цветников, газонов из выросшей рассады, уход за посадками Праздник «День Земли» | Скворечники Оборудование для СРИ «Юные орнитологи». Красная книга «Берегите первоцветы» - Оборудование для СРИ «Мы – геологи» | |
Май | «Экологические знаки» 1.Беседа на тему «Полевые цветы». 2.Наблюдения: за птицами, за деревьями и кустарниками, за клумбой, за песком. 4.Чтение худ. литературы. Б.Заходер «Ласточка», «Птичья школа», Т.А.Шорыгина «Зелёные сказки», В.Степанов «Весёлые стихи». 2.Распределение экологических знаков на участке ДОУ. 3.Викторина «Мой любимый край». 4.Фольклор: песенки — потешки, загадки, скороговорки. 5.Экологические игры: «Найди дерево по описанию», «Что изменилось», «Повторяй друг за другом», «Подскажи словечко». 6.Труд в природе. Совместно с воспитателем прополка и полив огорода и цветника, мытьё игрушек после прогулки 7. СРИ «Юные экологи». | Изготовление экологических знаков | Экологические знаки Дидактические игры |
Предварительный просмотр:
Тип проекта: познавательно – творческий.
Вид проекта: групповой.
Участники: дети, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.
Сроки реализации: октябрь 2022 – апрель 2023
Актуальность проблемы
2022 год объявлен годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России. Нам важно помнить о нашем наследии, ведь Россия –огромная многонациональная страна, каждый из народов которой богат своими искусством, традициями и обычаями. Народные промыслы многих регионов известны по всей стране и за её пределами, а многие являются негласными символами России.
Одним из ярких символов России является Матрёшка. У многих из нас среди первых игрушек была всеми любимая расписная деревянная кукла, внутри которой такие же куклы, но всё меньше и меньше. Игрушки из нескольких предметов, вкладывавшихся друг в друга, были известны давно. Они привлекали взор человека своей простотой и яркостью.
Народная игрушка – это игрушка развивающая, вобравшая в себя игровую культуру многих поколений. Она и эстетически привлекательна, и эмоционально комфортна, и многофункциональна. Несмотря на кажущуюся простоту, народная игрушка заставляет ребёнка прилагать определённые физические и интеллектуальные усилия, чтобы получить радующий, положительный результат, поднимающий по ступенькам развития. Игры с народными игрушками развивают эстетическое восприятие, логическое мышление, внимание, воображение, сенсомоторные навыки, ловкость рук, смекалку, речь, формирует первые математические представления.
Проблема состоит в том, что в последнее время современные родители не приобщают детей к национальной культуре, не воспитывают у них уважение и бережное отношение к культуре и традициям нашего народа, а возможно и не знают, как это сделать. Народная игрушка в наши дни стремительно превращается в сувенирную продукцию, не предназначенную для ребёнка и не требующую педагогического сопровождения. Но именно, народная игрушка всегда несла в себе огромный потенциал социального наследия. К сожалению, современные родители недооценивают развивающую роль народной игрушки и практически не покупают их своим детям.
Важнейшей составной частью образовательной среды являются игра и игрушка. Игрушка – это не просто забава. Игрушки способны вызвать у ребенка эмоциональный отклик, стимулировать его развитие, активизировать игру, способствовать музыкальному развитию детей. Таким образом, проблема использования игрушек для решения задач развития детей младшего дошкольного возраста в настоящее время является актуальной.
Поэтому я решила разработать и провести в группе проект «Матрёшка – русская народная игрушка», привлекая к активному участию и детей, и их родителей.
Цель: развитие познавательно – творческих способностей детей посредством ознакомления с народной игрушкой – матрешкой.
Задачи: - Формировать представления о русской народной игрушке; - Формировать интерес к народной культуре и традициям; - Познакомить с содержанием игр с матрешками, возможностью использования их в разных видах детской деятельности; - Способствовать развитию всех компонентов устной речи в различных видах детской деятельности, пополнению словарного запаса; - Способствовать развитию элементарных математических представлений; - Прививать интерес к нетрадиционным способам рисования, аппликации, лепки, конструирования; - Развивать сенсорные представления и мелкую моторику кистей рук; - Вызывать у детей эмоционально-положительное отношение к игрушке; - Воспитывать бережное отношение к игрушке и заботу о ней; - Обогащать эмоциональную сферу; - Создать условия для развития творческих навыков и способностей детей и родителей; - Создать условия для детской самостоятельной и совместной со взрослыми деятельности; - Установить доброжелательные отношения между педагогами и родителями; - Вовлечь родителей в совместную с детьми деятельность.
Предполагаемый результат: - Дети познакомятся с русской народной игрушкой - Матрёшкой, с некоторыми техниками нетрадиционного рисования, аппликации, лепки; - Дети проявят заинтересованность к русской народной игрушке – Матрешке; - Дети приобретут навыки пользования игрушкой и различными способами игр с матрешкой; - Появился более устойчивый интерес к творчеству, интерес к русской культуре через знакомство с матрёшкой. - У детей расширился словарный запас. - Улучшиться работа по взаимодействию с родителями.
Продукт проектной деятельности: - Мини – музей «Веселые матрешки»; - Развлечение - Презентация проекта.
Этапы работы над проектом
Подготовительный этап - Определение целей и задач проекта, сбор материала, необходимого для реализации цели проекта; - Прогнозирование результата, составление плана совместной деятельности с детьми, педагогами и родителями; - Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, сюжетно-ролевых игр с детьми (иллюстративных, художественных и дидактических); - Создание предметно-развивающей среды. - Сотрудничество с родителями (оформление папок-передвижек для родителей по теме проекта, подборка фото, литературы); - Беседы с родителями о необходимости участия в проекте, о серьезном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ;
Основной этап В задачи данного этапа входит реализация основных видов деятельности по направлениям проекта:
Мероприятия по работе с детьми: - ООД по познавательному развитию, лепке, аппликации, конструированию; - Чтение художественной литературы; - Просмотр мультфильмов и мультимедийных презентаций; - Беседы; - Дидактические игры; - Развлечение «Веселые матрешки».
Мероприятия по работе с родителями: - Использование наглядного материала, в соответствии с темой проекта; - Изготовление пособий для занятий и атрибутов для дидактических игр; - Консультации, родительское собрание; - Творческий конкурс «Веселые матрешки»; - Создание мини – музея «Веселые матрешки».
Мероприятия с педагогами: - Мастер – класс: «Любимая игрушка»
Заключительный этап - Обобщение результатов и подведение итогов реализации проекта; - Презентация проекта на педагогическом совете.
Перспективный план
Работа с детьми | Работа с родителями | Работа с педагогами | Оснащение развивающей среды | |
Сентябрь | Выявление степени вовлеченности семей в образовательный процесс на начало проекта: опрос для родителей, о роли матрешки в воспитании и развитии детей (анкетирование и опрос) | Игры, оборудование дидактический и наглядный материал для реализации проекта | ||
Октябрь | - Беседа «В гости к нам пришла матрешка» - Аппликация «Укрась матрёшке сарафанчик» - Сенсорная игра «Сказка о матрёшке» - Пальчиковая гимнастика «Мы красавицы-матрёшки». - Разучивание стихотворения «Матрёшки - деревяшки» Н.Костиной - Показ мультфильма «Вовка в тридевятом царстве» - Самостоятельные игры с матрёшками | Знакомство детей с русской народной игрушкой - «Матрёшка» «Народная игрушка – русская матрёшка" | Сенсорная игра «Сказка о матрёшке» | |
Ноябрь | - Беседа "Почему Матрёшку назвали Матрёшкой" - Рисование «Матрешки-крошки» - Песенка «Как у нашей, у матрёшки». - Д/и «Найди матрёшку» Речевая игра с движением «Матрёшка, ты где?» - Самостоятельные игры с матрёшками | «Матрёшка своими руками из подручных средств» Творческий конкурс поделок «Веселые матрёшки» | Создание мини-музея «Веселые матрёшки» | |
Декабрь | - Беседа «Деревянная красавица» (поговорить с детьми о материале, из которого делают матрёшку). - Танец «Матрёшечки» (муз. рук) - Д/и «Расставь Матрёшек по росту» - Театрализация сказки «Колобок» с использованием сюжетной матрёшки - Самостоятельные игры с матрёшками | Д/игра «Укрась фартук матрёшке» (с геометрическими фигурами) | ||
Январь | - ООД «Кто делает матрешек. Знакомство с профессиями» - Коллективная работа создание матрёшки в технике папье-маше «Наша Маша» - Д/игра «Подбери домик для матрёшки». - П/игра «Платочек» Разучивание песни «Мы веселые матрешки, ладушки, ладушки» - Театрализация сказки «Репка» с использованием сюжетной матрёшки - Самостоятельные игры с матрёшками | Мастер – класс «Любимая матрешка» | Д/игра «Подбери домик для матрёшки». | |
Февраль | - Презентация «Русские матрешки» - Рисование манной крупой «Сарафан расписной» - Д/игра «Подбери сестричку» - Слушание «Мы матрёшки» - прививать интерес к музыке - Театрализация сказки «Курочка Ряба» с использованием сюжетной матрёшки - Самостоятельные игры с матрёшками | Д/игра «Подбери сестричку» | ||
Март | - Рассматривание иллюстраций с изображением народных игрушек, рассматривание иллюстраций книг. - Пластилинография «Ах красавица матрёшка» - Разучивание стихотворения Некрасовой «Веселые матрешки». - С/р игра «Новоселье у матрёшек» - Д/игра «Большие и маленькие матрёшки» - П/игра «Матрёшка в гостях у ребят» - Самостоятельные игры с матрёшками | Д/игра «Большие и маленькие матрёшки» | ||
Апрель | - Музыкально – дидактическая игра: «Матрёшка пляшет, матрёшка спит» - Развлечение «Веселые матрёшки» - Самостоятельные игры с матрёшками | Презентация проекта |