Мои разработки

Конспект открытого занятия с детьми "Мы - волшебники".

Тест для дошкольников "Я - первоклассник".

Игры с детьми для преодоления агрессии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия  «Мы-волшебники»

 (с  использованием новых образовательных технологий)

Возраст участников: 6-7 лет

Ведущий: педагог-психолог

Цель: развитие творческого воображения и творческой активности у старших дошкольников.

Задачи:

- сформировать умение создавать новые образы с помощью разнообразных приемов (агглютинация, гиперболизация и пр.) на основе  уже имеющихся образов сказочных персонажей и предметов, а также используя ТРИЗ-технологии;        

-научить «включать» образы волшебников, фей, колдунов в сказочный сюжет, сказочную ситуацию, творчески их преобразовывать, используя ТРИЗ-технологию;

- -стимулировать творческое выражение средствами изобразительного искусства;

- повысить поисковую активность, интерес к творческой работе, к сказкам через создание творческой атмосферы;

- закреплять умение выражать эмоциональное состояние в мимике;

- побуждать использовать в повседневной жизни методы саморегуляции настроения;

- способствовать разрядке негативных  эмоций, снятию психологического напряжения, получению положительных эмоций.

Оборудование: ноутбук и интерактивная доска; слайды с изображением волшебников (фей, чародеев, эльфов и магов); аксессуары для инсценировки (корона, очки темные, 2 плаща – платки темный и светлый, темные перчатки, колпак с золотистыми звездами); листы формата А-4 и цветные карандаши на каждого ребенка; ноутбук с музыкальным сопровождением (песня «Где водятся волшебники», музыкальная тема А.Рыбникова «Детский сад»); кукла Петрушка (музыкальная игрушка).

Использованные технологии: ИКТ (с целью повышения интереса к занятию, создания зрительного видеоряда для расширения и актуализации знаний по теме, создания творческой атмосферы через использование музыкального сопровождения);  ТРИЗ-технологии (для развития творческого воображения, творческой и поисковой активности);  здоровьесберегающие технологии (с целью сохранения и укрепления психологического здоровья - игры и упражнения на саморегуляцию, разрядку негативных эмоций, снятие психоэмоционального напряжения; с целью сохранения физиологического здоровья и профилактики утомляемости – физминутка, способы организации некоторых упражнений).

Предварительная работа:

в режимных моментах - чтение сказок, знакомство с основными структурными элементами сказок (проводят воспитатели); 

на предыдущих занятиях педагога-психолога – знакомство с приемами воображения и  методами ТРИЗ-технологий по созданию новых образов.

       

 Ход занятия

                                       

Вводная часть

 

Введение в тему. «Ребята, сегодня к нам в гости пришел Веселый Петрушка, главный помощник Феи Сказок. Фея прислала его к нам за помощью. Она организует весенний бал для волшебников, магов и чародеев всех сказок. Фея просит вас помочь ей украсить зал портретами различных волшебников и фей. Давайте вспомним, каких волшебников мы знаем, из каких сказок?» (дети перечисляют сказочных персонажей, обладающих волшебной силой - фей, волшебников, колдунов, джинов, эльфов из разных сказок). «Чтоб нам легче было вспоминать, Петрушка принес нам подсказку, давайте посмотрим все вместе» (просмотр слайд-шоу с изображением волшебных персонажей из сказок «Золушка», «Алладин», «Волшебник изумрудного города», «Незнайка» и пр., под звучание песни «Где водятся волшебники»).

«Ребята, Петрушка знаком со многими волшебниками, он предлагает всем нам попробовать изобразить некоторых из них».

Психогимнастика «Волшебники».  Дети с помощью мимики и жестов пытаются изобразить злого волшебника (злое выражение лица, скрюченные пальцы, злой смех  и пр.), затем доброго волшебника (радостное выражение лица, плавные взмахи руками, напевание и пр.). Предложить детям представить волшебника Страны Удивленных Человечков, Страны Печали, Страны Смешинки, Страны Страхов и Темноты, Страны Обиды, Страны Счастья.

«Петрушка никогда не унывает, а если вдруг иногда ему станет грустно или скучно, он представляет себя в роли Волшебника Страны Улыбок, улыбнется себе в зеркале широко-широко и радостно-радостно, и тогда все печали уходят. Он и вам советует почаще улыбаться и представлять себя волшебником какой-нибудь радостной страны».

«А сейчас давайте поиграем вместе с Петрушкой в его любимую игру»

                                     

Основная часть

 

Игра-инсценировка «Злое и доброе колдовство». Ведущий предлагает выбрать кого-либо из детей на роль злого колдуна, доброго волшебника и принцессы. Злой колдун должен «заколдовать» принцессу, а добрый волшебник – «снять злые чары». Можно использовать аксессуары (корону для принцессы, черный плащ, черные перчатки и темные очки для колдуна, колпак со звездами и светлый плащ для волшебника) для лучшего вхождения в образ. Побуждать детей менять голос при совершении магических действий. Возможные действия колдуна: превращение принцессы в цветок, в ручей, в птичку, в невидимку, погружение в сон, перенос в далекую страну за моря и горы, сделать ее злой и капризной, поселить в высокой башне без лестницы, на острове в океане, в котором плавают злобные чудовища морские. Возможные действия волшебника: полить цветок волшебной водой и превратить принцессу снова  в человека, накинуть на невидимую принцессу волшебное покрывало и она станет видимой, волшебными заклинаниями превратить злых морских чудовищ в добрых и добраться на них до острова с принцессой и пр. Дети играют несколько раз.

«Петрушка часто присутствовал на состязаниях волшебников. Он предлагает вам побывать на таком турнире. А он будет болельщиком и зрителем».

Упражнение «Состязание волшебников». «Давайте представим, что мы все с вами волшебники и собрались на Турнир Волшебства. Сейчас каждый из нас по очереди должен будет совершить чудо, волшебное действие». Первый участник выходит в круг и, совершая пассы руками, таинственным голосом объявляет, какое чудо он совершил. Например: «Я превращаю этот стул в карету. Раз, два, три!», «Я сейчас всех вас усыплю». Варианты: исчезну и появлюсь; стану невидимым; взлечу; вызову огонь или дождь; превращу всех детей в зайчат; остановлю время, и все замрут; всех заставлю смеяться, танцевать и пр.

«А теперь – веселые упражнения для всех начинающих волшебников». (Петрушку можно завести и он будет двигаться под веселый звон колокольчиков).

Физминутка «Волшебники»

Мы друг другу улыбнулись

Повороты головы влево-вправо, руки на поясе, улыбаемся друг другу

Дружно вверх все потянулись

Подтягиваемся на носочках, руки вверх

До земли мы поклонились

Наклон, руками достаем до пола

В Чародеев превратились

Разводим широко руками вверх и через стороны вниз

Колдовать мы начинаем

Делаем пассы руками, сгибаем и разгибаем пальцы рук

Пальчиками поиграем

Рекс-пэкс-фэкс

Подпрыгиваем на месте на каждое слово

«Петрушка рассказал мне, что на весенний бал волшебства собираются не только всем известные волшебники из сказок, но и очень необычные маги, колдуны, феи. Сейчас я буду вам называть их имена, а вы попробуйте представить, как выглядят эти волшебники и что умеют делать».

Упражнение «Необычный волшебник». Предложить детям придумать внешний вид Чародея – Повелителя молний, что умеет делать, с помощью чего совершает волшебные действия, где обитает. Так же можно придумать образы Лесной Феи, Колдуна с Черного озера, Ночной Волшебницы, Феи Снов, Волшебника Добрых Дел. Предложить детям самим придумать новый образ волшебника.

                                       

 Заключительная часть

Рисование «Волшебники». «А сейчас я предлагаю вам нарисовать волшебника, колдуна, чародея или Фею, для того чтоб украсить рисунками зал для весеннего бала волшебников. Как может выглядеть волшебник? Как и с помощью чего волшебники совершают волшебные действия (волшебная палочка, волшебные очки, волшебные заклинания, волшебная борода, волшебный порошок, зелье, осколки-льдинки волшебного зеркала, волшебное зеркальце, волшебная книга).  Какой головной убор, есть ли усы, борода, очки, плащ с узорами и звездами, в руках волшебная палочка или шар и пр. Как может выглядеть Фея: прическа, головной убор, платье, шлейф, венок, цветы, что у нее  в руках».

Дети рисуют. Звучит музыкальная тема А.Рыбникова «Детский сад». По окончании рисования провести анализ детских работ (дети по очереди рассказывают о своих волшебниках, как их зовут, что умеют делать волшебного, с помощью чего)

Игра «Исполнение  желаний». «Ребята, Петрушке очень понравились ваши рисунки, понравилось играть с вами,  он хотел бы вам пожелать на прощание, чтоб все ваши желания и мечты сбывались. А пока он предлагает поиграть в игру «Исполнение желаний»».

Один ребенок выходит в круг, остальные участники по очереди высказывают ему добрые пожелания. Начинают со слов «Если бы я был волшебником, то я бы пожелал, чтоб…» и произносят свое пожелания (чтоб ты был всегда здоров, чтоб ты была самой умной, чтоб тебе подарили велосипед, чтоб у тебя была красивая заводная кукла и пр.). Первым свое пожелание произносит Петрушка. Не все дети успеют побывать в кругу и выслушать пожелания в свой адрес, ведущий предлагает им доиграть в эту игру на прогулке (после занятия).

Петрушка забирает рисунки, прощается и уходит.



Предварительный просмотр:

Тест для дошкольника «Я - первоклассник!» (мотивационная готовность к школе)                                                                                    

 Группа № _____                                                                                     Дата «___»________ 20_____ г.

Вопросы к детям

1. Когда я пойду в школу, у меня появится много новых друзей.

2. Мне интересно, какие у нас будут уроки.

3. Думаю, что буду приглашать на свой день рожденья весь класс.

4. Мне бы хотелось, чтобы урок длился дольше, чем перемена.

5. Интересно, что в школе предлагают на завтрак?

6. Когда я пойду в школу, буду хорошо учиться.

7. Самое лучшее в школьной жизни — это каникулы.

8. Мне кажется, в школе больше интересного, чем в детском саду.

9. Мне хочется в школу, потому что многие ребята из моего дома уже учатся.

10. Если бы мне разрешили, я бы пошёл (ла) учиться уже в прошлом году.

 

Мотивация сформирована     - _____ чел.  ______%

Мотивация не сформирована  - _____ чел.  ______%

Педагог - психолог _________________ /_________________________/

Если ребенок согласился с пунктами:

2,4,6,8,10 – ребенок понимает, что такое школа, относится к ней положительно, хочет туда идти, будет учиться с интересом - мотивация сформирована;

1,3,5,7,9, – он хочет в школу, но привлекает пока она не учёбой, а новыми друзьями и играми - мотивация не сформирована!.   



Предварительный просмотр:

Игры с детьми для преодоления агрессии.

«Обзывалки»

Мама (папа)  и ребенок (дети) становятся друг напротив друга (или в круг) и бросают друг другу мяч. Бросая мяч, называйте друг друга различными «оскорбительными словами», которые на самом деле совсем не обидные. Заранее договоритесь, какими словами можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов, мебели. Каждое обращение должно начинаться со слов: «А ты, ..., морковка!» Помните, что это игра, поэтому обижаться не нужно. В конце игры пусть каждый назовет другого мягким словом, например: «А ты, ..., солнышко!»

Проведите игру в быстром темпе, предупредив детей, что обижаться нельзя.

«Пыль»

Предложите ребенку выбить пыль из подушки. Пусть малыш бьет ее, кричит.

«Снежки»

Предложите ребенку комкать листы бумаги и бросать ими друг в друга.

«Растирание бумаги»

Лист бумаги трите в кулаках, делая движения, будто вы стираете одежду. Когда бумага станет совершенно мягкой, рисуйте по ней акварельными красками. Рисунки будут очень интересными, краска растечется по смятой бумаге различными узорами.

«Салют»

Ребенок рвет бумагу и с силой бросает кусочки вверх. Затем все вместе убирают мусор с пола.

«Аппликация из кусочков бумаги»

Порвите бумагу на мелкие квадратики и сделайте из них коллаж или аппликацию.

«Нарисуй свою злость»

Когда ребенок сердиться и начинает неприемлемым образом проявлять свою злость (дерется, кусается, кричит и т.п.), предложите ему нарисовать свою злость. Дайте лист бумаги и карандаши, желательно восковые. Не вмешивайтесь в процесс рисования, просто наблюдайте.

«Чашка злости»

Выделите отдельную чашку, в которую можно покричать во весь опор в моменты сильной злости. Из этой чашки пить уже не стоит. Пусть она будет только для криков.

Игры с участием дыхательных элементов психологи считают наиболее эффективными.

 «Ураган»

Сядьте напротив малыша и предложите ему вас сдуть. Пусть он наберет в легкие побольше воздуха и как, следует дует на вас - а вы при этом делайте вид, что сопротивляетесь потокам воздуха.

«Бокс»

Предложите ребенку бить изо всех сил боксерскую грушу до тех пор, пока он не устанет, или пока не надоест.

«Футбол»

Ребенок и взрослый играют в футбол подушкой. Ее можно отбирать у другого, толкать, бросать - главное, соблюдать все правила.