Диагностика
Итоги диагностики (мониторинга) психолого-педагогического обследования детей Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 21» сформированности предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_19_-_20_uch._g.docx | 38.2 КБ |
analiz_20_-_21_uch._g.docx | 41.45 КБ |
analiz_diagnostiki_po_podgotovke_detey_k_shkole.docx | 76.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Аналитическая справка по итогам диагностики (мониторинга) психолого-педагогического обследования детей Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 21» сформированности предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
В соответствии с планом работы воспитательно-образовательной программы была проведена психолого-педагогическая диагностика (мониторинг) сформированности у выпускников подготовительных групп компенсирующей направленности (№3,6,9) МБДОУ «Детский сад № 21» предпосылок к учебной деятельности.
Дата проведения обследования: март 2020 года
Цель: определение уровня готовности детей к школьному обучению
Основные задачи диагностики: изучение состояния готовности детей к обучению в школе.
Изучение предпосылок психолого-педагогической обследования детей к обучению в школе проводилось по программе, разработанной педагогами г. Троицка, используя методики М.М.Семаго, Нищевой Н.В., Волковой Г.А. и др. по следующим направлениям:
- Фронтальное обследование, которое включало в себя:
- «Запомни и нарисуй» - оценка зрительной памяти;
- «Послушай внимательно и выполни задание» - выявить умение ориентироваться на плоскости;
- Тест «Кружочки» - выявить уровень саморегуляции в деятельности.
- Индивидуальное обследование, которое включало в себя:
- «Найди отличия» - определение устойчивости и переключения внимания;
- «Запомни и повтори» - обследование слухо-речевой памяти;
- «Ответь на вопросы» - оценка уровня развития мышления и способности ребенка понять вопрос и правильно построить логические связи;
- Рассказ по картинкам «Последовательные картинки» - исследование развития словесно-логического мышления;
- Чтение;
- Мотивационная готовность - проводилась беседа по определению мотивационной составляющей школьной готовности выпускников подготовительной группы.
- Логопедический субтест:
- состояние звукопроизношения - выявление характера произношения звуков в
речи;
- состояние фонематического слуха, анализа, синтеза;
- выявление умения выделять звук на фоне слова; умение дифференцировать смешиваемые в произношении звуки;
- умение делить слова на части.
Данный диагностический инструментарий позволил определить степень готовности ребенка к обучению в школе: выявить уровень развития умственных, коммуникативных, регуляторных способностей; уровень развития тонкой и крупкой моторики; уровень осведомленности в основных областях знаний (представления об окружающем мире, элементарные математические представления).
Всего обследовано 53 обучающихся подготовительных к школе групп с ОВЗ (группы компенсирующей направленности с нарушением речи) МБДОУ «Детский сад №21».
По результатам диагностики, выявлены три группы детей:
- показавшие высокий уровень школьной готовности – 38 человек обследованных, что составило 72% от общего количества воспитанников подготовительных к школе групп ДОУ;
- дети, показавшие при обследовании средний уровень школьной готовности – 14 человек, что составляет 26% от общего количества воспитанников подготовительных к школе групп ДОУ;
- дети, показавшие низкий уровень школьной готовности – 1 человек обследованных, что составило 2%.
Следует отметить, что результаты диагностики и успешности дальнейшего обучения во многом могут зависеть от врождённых качеств детей (темперамента), поэтому средний уровень не является отрицательным результатом диагностики. 1 ребенок, а это 2% - условно не готов к обучению в школе. Уровень готовности к школе представлен в таблице 1
Таблица 1
Уровень готовности детей к школе на 01.04.2020 г. (кол-во/%)
Группа | Количество детей | Высокий уровень готовности | Средний уровень готовности | Низкий уровень готовности |
группа №3 | 19 | 14/74% | 5/26% | - |
группа №6 | 16 | 12/75% | 4/25% | - |
группа №9 | 18 | 12/67% | 5/28% | 1/5% |
Итого по МБДОУ | 53 | 38/72% | 14/26% | 1/2% |
По результатам диагностики нами сделаны следующие выводы:
1. Анализ результатов психолого-педагогического обследования выпускников показал положительные результаты по всем познавательным процессам: мышление, восприятие, внимание, воображение, память.
2. Достаточно хорошие результаты показали дети в развитии познавательной деятельности, т.е дети имеют достаточный запас знаний об окружающем мире, обобщают, классифицируют основные понятия. Некоторую трудность дети испытывают в работе по словесной инструкции педагога, а также в развитии слуховой и зрительной памяти, в составлении рассказа по картине, ответы на вопросы логического содержания.
3. В аспекте социально-психологической готовности у детей можно отметить хороший уровень мотивационной готовности: 62% (33 ребенка) показали высокий уровень мотивации, 34% (18 детей) - средний уровень, но 4% (2 ребенка) показали низкий уровень мотивации. Положительная направленность детей на школу как на собственно учебное заведение — важнейшая предпосылка благополучного вхождения его в школьно-учебную действительность, т. е. принятие им соответствующих школьных требований и полноценного включения в учебный процесс. Ребята умеют делать не только то, что им хочется, но и то, что от них потребует учитель, способны поставить цель, принять решение, наметить план действий, исполнить его, проявить определенные усилия в случае преодоления препятствия, оценить результат своего действия. Уровень мотивационной готовности к школе детей подготовительных групп представлен в таблице 2
Таблица 2
Уровень мотивационной готовности к школе на 01.04.2020 г. (кол-во/%)
Группа | Количество детей | Высокий уровень мотивационной готовности | Средний уровень мотивационной готовности | Низкий уровень мотивационной готовности |
группа №3 | 19 | 13/68% | 4/21% | 2/11% |
группа №6 | 16 | 10/63% | 6/37% | - |
группа №9 | 18 | 10/56% | 8/44% | - |
Итого по МБДОУ | 53 | 33/62% | 18/34% | 2/4% |
4. Неплохие результаты при проведении логопедического субтеста показали дети всех подготовительных групп: состояние звукопроизношения и фонематического слуха, в подборе слова на заданный звук, на определение места звука в слове. Высокий уровень у 45 детей (85%), средний уровень показали 5 детей (9%). Только 3 ребенка, а это 6%, показали низкий уровень по данным логопедического субтеста. Данные логопедического субтеста представлены в таблице 3.
Таблица 3.
Логопедический субтест на 01.04.2020 г. (кол-во/%)
Группа | Количество детей | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
группа №3 | 19 | 16/84% | 1/5% | 2/10% |
группа №6 | 16 | 14/87% | 2/13% | - |
группа №9 | 18 | 15/83% | 2/11% | 1/6% |
Итого по МБДОУ | 53 | 45/85% | 5/9% | 3/6% |
5. При общем высоком уровне готовности детей к школьному обучению детей групп компенсирующей направленности недостаточно работы уделялось развитию воображения, в частности, речевого творчества. Данный факт нашёл отражение в результатах методики «Последовательные картинки». Дети составляют фактически правильный рассказ, верно интерпретируют содержание и последовательность событий, однако, их рассказы как правило малоэмоциональны, бедны по составу, прилагательные и глаголы однообразны. Дети не стремятся описывать содержание деятельности персонажей, описывать чувства и мысли, не наделяют персонажей какими- либо качествами.
6. Наиболее «сложным» аспектом школьной готовности для детей является развитие школьно-значимых психофизических функций. Практически у большинства детей (средний показатель) можно отметить трудности в развитии мелкой моторики и, особенно, в развитии зрительно-моторной координации, волевой сферы.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что диагностика готовности к школе в целом показывает положительный результат: у большинства воспитанников подготовительных групп компенсирующей направленности положительные показатели школьной готовности, воспитательно-образовательная и коррекционная работа с детьми проводилась целенаправленно и эффективно. Анализ выполнения требований к содержанию и методам воспитания и обучения, а также мониторинг усвоения детьми программного материала показывают стабильность и позитивную динамику по всем направлениям развития.
Педагог – психолог И.В.Мухтарова
Предварительный просмотр:
Аналитическая справка по итогам диагностики (мониторинга) психолого-педагогического обследования детей Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 21», сформированности предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
В соответствии с планом работы воспитательно-образовательной программы была проведена психолого-педагогическая диагностика (мониторинг) сформированности у выпускников подготовительных к школе групп компенсирующей направленности (№7,№10) и комбинированной направленности (№11) МБДОУ «Детский сад № 21» предпосылок к учебной деятельности.
Дата проведения обследования: май 2021 года
Цель: определение уровня готовности детей к школьному обучению
Основные задачи диагностики: изучение состояния готовности детей к обучению в школе.
Изучение предпосылок психолого-педагогической обследования детей к обучению в школе проводилось по программе, разработанной педагогами г. Троицка, используя методики М.М.Семаго, Нищевой Н.В., Волковой Г.А. и др. В этом учебном году появились новые методики для диагностики во фронтальном обследовании выпускников.
Диагностика проводилась по следующим направлениям:
- Фронтальное обследование:
- «Запомни и нарисуй» - оценка зрительной памяти;
- «Послушай внимательно и выполни задание» - выявить умение ориентироваться на плоскости;
- Тест «Продолжи узор» - определение уровня моторных навыков, развития произвольного внимания.
- Тест «Сосчитай и сравни» - оценка сформированности навыков пересчета в пределах 9.
- Тест «Кружочки» - выявить уровень саморегуляции в деятельности.
- Индивидуальное обследование:
- «Найди отличия» - определение устойчивости и переключения внимания;
- «Запомни и повтори» - обследование слухо-речевой памяти;
- «Ответь на вопросы» - оценка уровня развития мышления и способности ребенка понять вопрос и правильно построить логические связи;
- Рассказ по картинкам «Последовательные картинки» - исследование развития словесно-логического мышления;
- Мотивационная готовность - проводилась беседа по определению мотивационной составляющей школьной готовности выпускников подготовительной группы.
- Логопедический субтест:
- состояние звукопроизношения - качество произношения;
- состояние фонематического слуха, анализа, синтеза;
- выявление умения выделять звук на фоне слова; умение дифференцировать смешиваемые в произношении звуки;
- умение делить слова на части.
Данный диагностический инструментарий позволил определить степень готовности ребенка к обучению в школе: выявить уровень развития умственных, коммуникативных, регуляторных способностей; уровень развития тонкой и крупкой моторики; уровень осведомленности в основных областях знаний (представления об окружающем мире, элементарные математические представления).
Из 51 обучающегося МБДОУ «Детский сад №21» обследовано 39 детей подготовительных к школе групп с ОВЗ (группы компенсирующей и комбинированной направленности с нарушением речи). Отсутствовало по болезни 12 детей.
По результатам диагностики, выявлены три группы детей:
- показавшие высокий уровень школьной готовности – 29 человек обследованных, что составило 74% от общего количества обучающихся подготовительных к школе групп ДОУ;
- дети, показавшие при обследовании средний уровень школьной готовности – 9 человек, что составляет 23% от общего количества обучающихся подготовительных к школе групп ДОУ;
- дети, показавшие низкий уровень школьной готовности – 1 человек обследованных, что составило 3%.
Уровень готовности к школе представлен в таблице 1
Таблица 1
Уровень готовности детей к школе на 01.06.2021 г. (кол-во/%)
Группа | Количество детей | Высокий уровень готовности | Средний уровень готовности | Низкий уровень готовности |
группа №7 | 12 | 10/83% | 2/17% | |
группа №10 | 11 | 6/55% | 4/36% | 1/9% |
группа №11 | 16 | 13/81% | 3/19% | |
Итого по МБДОУ | 39 | 29/74% | 9/23% | 1/3% |
По результатам диагностики сделаны следующие выводы:
1. Анализ результатов психолого-педагогического обследования выпускников показал положительные результаты по всем познавательным процессам: мышление, восприятие, внимание, воображение, память.
2. Достаточно хорошие результаты показали дети в развитии познавательной деятельности (дети имеют достаточный запас знаний об окружающем мире, обобщают, классифицируют основные понятия), дают правильные ответы на вопросы логического содержания. На достаточно высоком уровне развиты внимание и волевая готовность Но некоторую трудность дети испытывают в работе по словесной инструкции педагога, а также в развитии слуховой и зрительной памяти.
3. В аспекте социально-психологической готовности у детей можно отметить хороший уровень мотивационной готовности: 95% (37 детей) показали высокий уровень мотивации, 5% (2 ребенка) - средний уровень, низкого уровня мотивации к школьному обучению - нет. Положительная направленность детей на школу как на собственно учебное заведение — важнейшая предпосылка благополучного вхождения его в школьно-учебную действительность, т. е. принятие им соответствующих школьных требований и полноценного включения в учебный процесс.
Уровень мотивационной готовности к школе детей подготовительных к школе групп представлен в таблице 2
Таблица 2
Уровень мотивационной готовности к школе на 01.06.2021 г. (кол-во/%)
Группа | Количество детей | Высокий уровень мотивационной готовности | Средний уровень мотивационной готовности | Низкий уровень мотивационной готовности |
группа №7 | 12 | 12/100% | ||
группа №10 | 11 | 10/82% | 2/8% | |
группа №11 | 16 | 16/100% | ||
Итого по МБДОУ | 39 | 37/95% | 2/5% |
- Хорошие результаты при проведении логопедического субтеста показали дети всех подготовительных к школе групп: состояние звукопроизношения и фонематического слуха, в б подборе слова на заданный звук, на определение места звука в слове. Высокий уровень у 30 детей (77%), средний уровень показали 7 детей (18%). Только 1 ребенок, а это 5%, показал низкий уровень по данным логопедического субтеста.
Данные логопедического субтеста представлены в таблице 3.
Таблица 3.
Логопедический субтест на 01.06.2021 г. (кол-во/%)
Группа | Количество детей | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
группа №7 | 12 | 10/84% | 1/8% | 1/8% |
группа №10 | 11 | 7/64% | 3/27% | 1/9% |
группа №11 | 16 | 13/80% | 3/20% | |
Итого по МБДОУ | 39 | 30/77% | 7/18% | 1/5% |
- При общем высоком уровне готовности детей к школьному обучению детей групп компенсирующей и комбинированной направленности недостаточно работы уделялось развитию воображения, в частности, речевого творчества. Данный факт нашёл отражение в результатах методики «Последовательные картинки». Дети составляют фактически правильный рассказ, верно интерпретируют содержание и последовательность событий, однако, их рассказы малоэмоциональны, бедны по составу, прилагательные и глаголы однообразны.
6. Наиболее «сложным» аспектом школьной готовности для детей является развитие школьно-значимых психофизических функций. Практически у половины детей можно отметить трудности в развитии слуховой памяти, зрительно-моторной координации.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что диагностика готовности к школе в целом показывает положительный результат: у большинства воспитанников подготовительных к школе групп компенсирующей и комбинированной направленности положительные показатели школьной готовности, воспитательно-образовательная и коррекционная работа с детьми проводилась целенаправленно и эффективно. Анализ выполнения требований к содержанию и методам воспитания и обучения, а также мониторинг усвоения детьми программного материала показывают стабильность и позитивную динамику по всем направлениям развития.
Педагог - психолог И.В.Мухтарова
Предварительный просмотр:
Аналитическая справка по итогам диагностики (мониторинга) психолого-педагогического обследования детей Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 21», сформированности предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
В соответствии с планом работы воспитательно-образовательной программы была проведена психолого-педагогическая диагностика (мониторинг) сформированности у выпускников подготовительных к школе групп компенсирующей направленности №3,№9 и группы компенсирующей направленности с ЗПР №6 МБДОУ «Детский сад № 21» предпосылок к учебной деятельности.
Дата проведения обследования: май 2022 года
Цель: определение уровня готовности детей к школьному обучению
Основные задачи диагностики: изучение состояния готовности детей к обучению в школе.
Изучение предпосылок психолого-педагогической обследования детей к обучению в школе проводилось по программе, разработанной педагогами г. Троицка, используя методики М.М.Семаго, Нищевой Н.В., Волковой Г.А. и др. В этом учебном году появились новые методики для диагностики во фронтальном обследовании выпускников.
Диагностика проводилась по следующим направлениям:
- Фронтальное обследование:
- «Запомни и нарисуй» - оценка зрительной памяти;
- «Послушай внимательно и выполни задание» - выявить умение ориентироваться на плоскости;
- Тест «Продолжи узор» - определение уровня моторных навыков, развития произвольного внимания.
- Тест «Сосчитай и сравни» - оценка сформированности навыков пересчета в пределах 9.
- Тест «Кружочки» - выявить уровень саморегуляции в деятельности.
- Индивидуальное обследование:
- «Найди отличия» - определение устойчивости и переключения внимания;
- «Запомни и повтори» - обследование слухо-речевой памяти;
- «Ответь на вопросы» - оценка уровня развития мышления и способности ребенка понять вопрос и правильно построить логические связи;
- Рассказ по картинкам «Последовательные картинки» - исследование развития словесно-логического мышления;
- Мотивационная готовность - проводилась беседа по определению мотивационной составляющей школьной готовности выпускников подготовительной группы.
- Логопедический субтест:
- состояние звукопроизношения - качество произношения;
- состояние фонематического слуха, анализа, синтеза;
- выявление умения выделять звук на фоне слова; умение дифференцировать смешиваемые в произношении звуки;
- умение делить слова на части.
Данный диагностический инструментарий позволил определить степень готовности ребенка к обучению в школе: выявить уровень развития умственных, коммуникативных, регуляторных способностей; уровень развития тонкой и крупкой моторики; уровень осведомленности в основных областях знаний (представления об окружающем мире, элементарные математические представления).
Из 58 обучающихся МБДОУ «Детский сад №21» обследовано 49 детей подготовительных к школе групп с ОВЗ (группы компенсирующей направленности с нарушением речи). Отсутствовало по болезни и отпуска 9 детей.
По результатам диагностики, выявлены три группы детей:
- показавшие высокий уровень школьной готовности – 31 человек обследованных, что составило 63% от общего количества обучающихся подготовительных к школе групп ДОУ;
- дети, показавшие при обследовании средний уровень школьной готовности – 17 человек, что составляет 35% от общего количества обучающихся подготовительных к школе групп ДОУ;
- дети, показавшие низкий уровень школьной готовности – 1 человек обследованных, что составило 2%.
Уровень готовности к школе представлен в таблице 1
Таблица 1
Уровень готовности детей к школе на 01.06.2022 г. (кол-во/ %)
Группа | Количество детей | Высокий уровень готовности | Средний уровень готовности | Низкий уровень готовности |
группа №3 | 18 | 12/67% | 6/33% | - |
группа №6 (ЗПР) | 12 | 8/67% | 3/25% | 1/8% |
группа №9 | 19 | 11/58% | 8/42% | - |
Итого по МБДОУ | 49 | 31/63% | 17/35% | 1/2% |
По результатам диагностики сделаны следующие выводы:
1. Анализ результатов психолого-педагогического обследования выпускников показал положительные результаты по всем познавательным процессам: мышление, восприятие, внимание, воображение, память.
2. Достаточно хорошие результаты показали дети в развитии познавательной деятельности (дети имеют достаточный запас знаний об окружающем мире, обобщают, классифицируют основные понятия), дают правильные ответы на вопросы логического содержания. На достаточно высоком уровне развиты внимание и волевая готовность. Но некоторую трудность дети испытывают в работе по словесной инструкции педагога, а также в развитии слуховой и зрительной памяти.
3. В аспекте социально-психологической готовности у детей можно отметить хороший уровень мотивационной готовности: 65% (32 ребенка) показали высокий уровень мотивации, 29% (14 детей) - средний уровень, низкий уровень мотивации к школьному обучению 6% (3 ребенка- редко посещали детский сад). Положительная направленность детей на школу как на собственно учебное заведение — важнейшая предпосылка благополучного вхождения его в школьно-учебную действительность, т. е. принятие им соответствующих школьных требований и полноценного включения в учебный процесс.
Уровень мотивационной готовности к школе детей подготовительных к школе групп представлен в таблице 2
Таблица 2
Уровень мотивационной готовности к школе на 01.06.2022 г. (кол-во/ %)
Группа | Количество детей | Высокий уровень мотивационной готовности | Средний уровень мотивационной готовности | Низкий уровень мотивационной готовности |
группа №3 | 18 | 10/56% | 7/39% | 1/5% |
группа №6 (ЗПР) | 12 | 9/75% | 2/17% | 1/8% |
группа №9 | 19 | 13/69% | 5/26% | 1/5% |
Итого по МБДОУ | 49 | 32/65% | 14/29% | 3/6% |
4.Хорошие результаты при проведении логопедического субтеста показали дети всех подготовительных к школе групп: состояние звукопроизношения и фонематического слуха, в подборе слова на заданный звук, на определение места звука в слове. Высокий уровень у 40 детей (82%), средний уровень показали 8 детей (16%). Только 1 ребенок, а это 2%, показал низкий уровень по данным логопедического субтеста.
Данные логопедического субтеста представлены в таблице 3
Таблица 3.
Логопедический субтест на 01.06.2022 г. (кол-во/ %)
Группа | Количество детей | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
группа №3 | 18 | 16/89% | 2/11% | - |
группа №6 (ЗПР) | 12 | 9/75% | 2/17% | 1/8% |
группа №9 | 19 | 15/79% | 4/21% | - |
Итого по МБДОУ | 49 | 40/82% | 8/16% | 1/2% |
5.При общем высоком уровне готовности детей к школьному обучению детей групп компенсирующей направленности недостаточно работы уделялось развитию речевого творчества. Данный факт нашёл отражение в результатах методики «Последовательные картинки». Дети верно раскладывают картинки и составляют рассказ, однако, их рассказы бедны по составу, прилагательные и глаголы однообразны, зачастую перечисляются только действия.
6. Наиболее «сложным» аспектом школьной готовности для детей является развитие школьно-значимых психофизических функций. Практически у половины детей можно отметить трудности в развитии слуховой памяти, зрительно-моторной координации (фронтальное обследование: «Запомни и нарисуй» - оценка зрительной памяти; «Послушай внимательно и выполни задание» - умение ориентироваться на плоскости)
Таким образом, можно сделать вывод о том, что у большинства воспитанников подготовительных к школе групп компенсирующей направленности положительные показатели школьной готовности, воспитательно-образовательная и коррекционная работа с детьми проводилась целенаправленно и эффективно, о чем свидетельствуют данные диагностики (мониторинга) психолого-педагогического обследования детей, сформированности у них предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения дошкольного образования в МБДОУ «Детский сад №21».
Педагог - психолог _____________ И.В.Мухтарова