Транслируемость педагогического опыта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
beseda_o_perelyotnyh_i_zimuyushchih_ptitsah.docx | 16.22 КБ |
proekt_kosmos.docx | 27.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с миром природы на тему
«Беседа о перелётных и зимующих птицах»-
старшая группа.
Цель: Формировать у детей обобщенное представление о перелетных и зимующих птицах.
Задачи:
Воспитывающие: Воспитывать желание помогать птицам в трудных зимних условиях.
Развивающие: Развивать познавательный интерес к жизни птиц. Развивать умение устанавливать причинно- следственные связи различного характера.
Обучающие: Познакомить детей с последовательностью отлета птиц (насекомоядные, зерноядные, водоплавающие).
Методы и приёмы: загадывание загадок о птицах, рассматривание иллюстраций, вопросы, моделирование, рассказ- сообщение, художественное слово- Н. Грибачева «Ну, Морозы.», А. Яшина «Покормите птиц зимой»
Предварительная работа: наблюдение за птицами на прогулке, рассматривание книг и альбомов о птицах.
Интеграция: речевое развитие, социально- коммуникативное развитие.
Материалы: картинки и иллюстрации с изображением перелетных и зимующих птиц, кормушка, различный корм для птиц, модели клюва.
Ход занятия
Воспитатель загадывает детям загадки о птицах:
- Кто на ёлке на суку
Счет ведёт ку-ку, ку-ку.
(кукушка)
-На шесте дворец
Во дворце певец,
А зовут его (скворец)
Воспитатель спрашивает, догадались ли дети, о ком сегодня мы будем беседовать.
Воспитатель выставляет иллюстрации с изображением птиц и спрашивает детей:
- В какое время года птиц больше? Почему?
-Куда птицы пропадают осенью и зимой?
-Как называются такие птицы? (перелётные)
-Почему?
Воспитатель предлагает детям вспомнить, чем питаются птицы, какой корм есть сейчас.
- Как вы думаете, как называются птицы, которые едят насекомых?
Правильно - насекомоядные.
- Как их отличить?
Если дети затрудняются ответить, воспитатель обращает внимание детей на форму клюва (используя модель клюва). Какой он (прямой, удлиненный, заостренный)
- Как вы думаете, почему он такой?
Правильно, чтобы удобнее ловить насекомых.
- Каких насекомоядных птиц вы знаете?
Дети отвечают, опираясь на картинки.
Воспитатель показывает картинки с изображением: овсянки, чижа, зяблика и спрашивает детей о том, знают ли они, чем питаются эти птицы. Обращает внимание на клюв этих птиц, используя модель клюва.
-Чем питаются эти птицы?
Правильно плодами и семенами растений и называются они- зерноядными.
Воспитатель обращает внимание детей на следующие картинки с изображением:утки, гуся, лебедя.
-Как зовут этих птиц?
-Где они живут?
- Как назвать их. одним словом?
Правильно, это водоплавающие птицы.
Воспитатель предлагает рассмотреть изображение утки и скворца.
-Как вы думаете, кто из этих птиц улетает первым?
Воспитатель рассказывает о том, что перелётные птицы не приспособлены делать себе запасы на зиму и добывать корм в зимних условиях. Летом они живут у нас, вьют гнезда, выводят птенцов. Но вот приходит осень. Корма становится все меньше и меньше. Сначала пропадают насекомые, постепенно увядают растения, уменьшается количество плодов и семян. Сначала улетают птицы, которые питаются насекомыми, затем те которые едят плоды и семена. Позднее всех улетают утки и гуси.
- Почему, как вы думаете?
-Правильно,они живут пока не замерзнут водоемы
Дети вместе с воспитателем составляют модель «Почему птицы улетают на юг».
Физ. минутка «Вороны»
Вот под елочкой зеленой (встать)
Скачут весело вороны: (попрыгать)
Кар-кар-кар! (хлопать над головой в ладоши)
Целый день они кричали, (повороты туловища влево- вправо)
Спать ребятам не давали: (наклоны туловища влево- вправо)
Кар-кар-кар! (Громко.) (хлопать над головой в ладоши)
Только к ночи умолкают (махать руками как крыльями)
И все вместе засыпают: (сесть на корточки, руки под щеку — заснуть)
Кар-кар-кар! (Тихо.) (хлопать над головой в ладоши)
Воспитатель, спрашивает детей, какое сейчас время года. Все ли птицы улетели на юг?
- Как называются птицы, которые остаются на зиму?
Воспитатель предлагает детям назвать зимующих птиц.
-Почему эти птицы не улетают в теплые края?
Воспитатель обобщает ответы детей- эти птицы всеядные.
-Как живется птицам зимой?
Воспитатель читает стихотворение Н. Грибчёва «Ну, морозы».
Спрашивает детей, как можно помочь голодающим птицам?
(сделать кормушки и подкармливать птиц)
- Чем можно кормить птиц зимой?
Воспитатель обобщает ответы детей.
- Можно повесить кусочки сала, жира, мяса, творога. Можно предложить птицам остатки каши и крошки хлеба. Вороны любят очистки от овощей и любую пищу; воробьи- крупу, семена, хлеб; снегири- семечки от арбуза, тыквы; свиристели- рябину; голуби- крупу, хлеб; синички- сало.
Воспитатель читает стихотворение А. Яшина «Покормите птиц зимой»
В конце занятия воспитатель знакомит детей с правилами подкормки птиц:
1. Во время подкормки на сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки.
2. Подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и тоже время.
3. Кормить птиц регулярно, ежедневно
4. Корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.
-Если мы позаботимся о птицах зимой, летом птицы позаботятся о наших садах, парках, лесах.
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 5 «Теремок»
ПРОЕКТ
Тема: «Космос»
(подготовительная группа)
Автор проекта:
воспитатель
Серова О.А.
2023 год
г/о Бор
Проект «Космос»
В детстве многие мечтали
В звездный космос полететь
Чтоб из этой звездной дали
Нашу землю осмотреть.
В. Крякин
Тип проекта: познавательный, игровой.
Продолжительность: краткосрочный (3.04.2023-14.04.2023)
Цель:
Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, Солнечной системе и ее планетах, освоении космоса людьми.
Задачи:
Образовательные:
- Продолжать расширять представление детей о многообразии космоса;
- Рассказать детям об интересных фактах и событиях космоса;
- Продолжать познакомить детей с историей освоения космоса и с первыми летчиками-космонавтами;
- Обогатить словарный запас детей по данной теме;
-Повысить уровень компетентности родителей в вопросах ознакомления детей с космосом;
Развивающие:
- Развивать творческое воображение, фантазию, умение импровизировать.
Воспитательные:
- Воспитывать взаимопомощь, доброжелательного отношения друг к другу,
- Воспитывать чувство гордости за наших соотечественников таких, как Циолковский, Королев, Гагарин и многих других, внесших неоспоримый вклад в историю покорения космоса;
- Воспитывать чувство гордости к своей Родине.
Актуальность проекта:
Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, звездах, планетах, так как эта тема будоражит их детскую фантазию. Эта тема вызывает у детей интерес и дает возможность многосторонне развивать личность ребенка. Данный проект поможет детям сформировать первоначальные представления о космосе, солнце как звезде, планетах Солнечной системы, о созвездиях. Поможет детям научиться добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания, применить их в различных видах детской деятельности. В процессе работы у детей формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные процессы. ОД и игры расширяют кругозор, способствуют развитию у детей наблюдательности и любознательности, развивают интеллект.
Ожидаемые результаты
Для детей: повышение уровня мотивации к занятиям, компетентности детей по теме «Космос».
К окончанию срока реализации проекта у детей должны быть сформированы умения экспериментировать, синтезировать полученные знания, хорошо развиты творческие способности и коммуникативные навыки, возникло желание творить и исследовать вместе со взрослыми, что несомненно позволит им успешно адаптироваться к ситуации школьного обучения и окружающему миру. Дети старшего дошкольного возраста должны ориентироваться в полученном материале, используя знания в играх и НОД.
Для воспитателей:
- обобщение и распространение опыта;
- внедрение новых методов в работе с детьми и родителями.
Для родителей:
- укрепление взаимоотношений между детьми и родителями.
Используемые в проекте виды детской деятельности:
- игровая
- коммуникативная
- трудовая
- познавательно-исследовательская
- продуктивная
- музыкально-художественная
- чтение
Этапы реализации проекта
1 этап
1. Выявление первоначальных знаний детей о космосе.
2. Информация родителей о предстоящей деятельности.
3. Подбор литературы о космосе, презентаций, фотографий, плакатов.
2 этап
1. Проведение недели космоса в группе.
2. Работа с родителями по заданной теме.
3. Организация сюжетно - ролевых, дидактических и подвижных игр, индивидуальной и групповой работы.
3 Этап
1. Коллективное панно «Космическое путешествие»
2. . Викторина «Знатоки космоса»
3 Физкультурное развлечение «Космическое путешествие»
Предварительная работа:
1. Подготовить презентации о космосе, солнечной системе, космонавтах.
2. Подобрать фото - коллекцию на тему «Космос».
3. Подобрать сказки, стихи, загадки о космосе, ракете, звёздах, музыку.
4. Подготовить раскраски в соответствии с возрастом.
Содержание проекта.
- Утренняя гимнастика под «Космическую музыку» группы «Зодиак».
- Рассматривание иллюстраций о космосе в книгах и энциклопедиях.
- Рассказ воспитателя о космосе, о первом космонавте планеты Земля.
- Заучивание наизусть стихотворений.
- Отгадывание загадок о космосе.
- Беседы:
-«Что такое космос».
- «Голубая планета - Земля».
- «Луна - спутник Земли».
-«Семья планет».
- «Солнце - источник жизни на Земле»
- Беседа о Ю.А.Гагарине
-«Инженеры космоса»
- «Зачем нужен спутник»
-«Быть здоровым, как космонавт».
- «Как готовят космонавтов к полёту».
- Презентации:
- «Космическое путешествие с Незнайкой»
- «С. П. Королев»
-«Путешествие по Солнечной системе»
- Решение проблемной ситуации «Зачем космонавту скафандр?»
- Составление загадок о звёздах и планетах
- Составление рассказа по серии картин «На космодроме»
- Познавательно исследовательская деятельность «Земля, космос»
- Экскурсия в музей космонавтики в школе № 5
- Коллективное панно «Космическое путешествие».
- Макет «Космос»
- Познавательно-исследовательская деятельность «Земля, космос»
- Физкультурно-оздоровительный досуг: «Космическое путешествие».
- Образовательная деятельность
-«Космос»- Ознакомление с социальным и предметным миром
Изобразительная деятельность
- «Звездное небо»-рисование- граттаж
-« Жители другой планеты»- рисование
- «Полет на Луну»- аппликация
- Подвижные игры:
-«Ракета»
-«Невесомость»
-«Солнце - чемпион»
- «Ракетодром»
- «Кто быстрее до Луны»
- «Космонавты»
- «Перебежки по Луне».
- «Звёздные ловишки».
- «Космическая рыбалка».
- Дидактические игры:
-«Ракеты. Найди тень. Найди пару»
-«Найди лишнее»
-«Разложи планеты на орбитах»
- Лото «Угадай созвездие»
- «Изобрази созвездие»
- «Космос»
-«Собери предметы из геометрических фигур»
- «День, ночь - сутки прочь!»
-«Найди свою планету».
-«Найди свою планету (звезду)».
- «Найди отличия»
- «Лабиринты космические»
- «Космос»
- Сюжетно- ролевые игры
-«Космонавты»
-«Больница для космонавтов»
- «Космическое путешествие».
-«Полёт на Марс»,
-«Мы- космонавты»
- С/и -инсценировка “Путешествие на чужую планету
- Мультфильмы
- «Тайна третей планеты»
- Художественная литература
- Л. Обуховой «Как мальчик стал космонавтом».
- Я. К. Голованов «Дорога на космодром»,
- В. Кащенко «Созвездие драконов»,
- П. О. Клушанцев «О чём рассказал телескоп»,
- О. А. Скоролупова «Покорение космоса»,
- Н. Носов «Незнайка на луне»
- В. Бороздин «Первый в космосе»
Работа с родителями:
Консультации
«Что рассказать детям о космосе»
«Космос»
«Поговорим с детьми о космосе»
Просмотр родителями с детьми мультфильмов (на выбор)
- "Тайна красной планеты"
https://www.youtube.com/watch?v=ptIbtb68UOM
- «Загадочная планета»
https://www.youtube.com/watch?v=hxJQzQ6krws
- "Возвращение". СССР: Союзмультфильм, 1980 https://www.youtube.com/watch?v=Vx-aMkmv5i4
- "Главный звездный" СССР: Союзмультфильм, 1966 https://www.youtube.com/watch?v=Q-4u4N17oVA
- "Мурзилка на спутнике "СССР: Союзмультфильм, 1960. https://www.youtube.com/watch?v=K7QPFcmhpFo
- "НЕЗНАЙКА НА ЛУНЕ"
https://www.youtube.com/watch?v=kucNfr6PLWk
- "НОВЕЛЛЫ О КОСМОСЕ" /СССР: Союзмультфильм, 1973 http://multikonline.ru/russkie-multfilmy-online/2124-novelly-o-kosmose.html
Чтение с детьми произведений (на выбор)
- Фантастическая сказка Уэллса Гордона «Звездочет и обезьянка Микки».
- Е.П.Левитан «Малышам о звездах и планетах». Москва, Педагогика-Пресс, 1993.
- Елена Ульева «Космос. Энциклопедия в сказках»
Майк Смит «Суперракета: экологическая сказка»
Анастасия Галкина «Тим и Лёля в космосе. Космическое путешествие по Млечному Пути»
Наталья Ключарева «Солнце. Наша главная звезда»
Ольга Дворнякова «Дотянуться до Луны»
Ткаченко А. Летающие звезды
Циолковский : путь к звездам
Обухова Л.А. Как мальчик стал космонавтом : повесть о Ю. Гагарине
Нагибин Ю.М. Рассказы о Гагарине
- Мороз В.В. Легендарные страницы нашей космонавтики
Леонов А.А. Выхожу в космос
Клушанцев П.В. Дом на орбите
Гильзин К.А. Три... Два... Один... Пуск!
Используемая литература
1. Н. Е. Веракса, А.Н. Веракса. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
2. Алексеева И.В. «Удивительный мир астрономии»; Санкт - Петербургская академия постдипломного образования; 2010 г.
3. Дерягина Л.Б. «Дошкольникам о российских покорителях космоса»
4. Шорыгина Т. А. Детям о космосе и Юрии Гагарине – первом космонавте Земли: Беседы, досуги, рассказы. М.: ТЦ Сфера, 2011 – 128с. – (Библиотека воспитателя) (3).
5. Интернет ресурсы.