Главные вкладки
Работа с воспитанниками
Образовательная деятельность,выставки творческих работ, игры (сюжетно – ролевые, дидактические, подвижные), квест – игры, развлечения, викторины, акции.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Нарисуй сказку»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«От точки до сказки»
«По дорогам сказок» Совместно с детьми мы изготовили игры «По дорогам сказок», которые им больше всего понравились и каждый ребенок мог выбрать понравившегося героя из сказки и попутешествовать с ним
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Разыгрывание сказки по ролям» «Теремок» «Колобок»
Предварительный просмотр:
Развлечение
"Конкурс чтецов «Мой любимый детский сад» в подготовительной к школе группе"
Ход развлечения
Воспитатель: Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости! Мы рады видеть Вас в нашем зале! Сегодня необыкновенный день, мы проводим конкурс чтецов, а тема нашего конкурса «Мой любимый детский сад». Ни один конкурс не обходится без жюри. Поэтому разрешите мне представить наше замечательное жюри:
-Старший воспитатель Цапаева Любовь Вячеславовна
- музыкальный руководитель Демидова Анна Дмитриевна.
— Пора начинать!
— Участники конкурса, готовы показать своё мастерство?
— Жюри, готово объективно оценивать участников конкурса?
— Зрители, готовы внимательно слушать и поддерживать участников конкурса громкими аплодисментами?
— Тогда конкурс чтецов объявляется открытым! Дорогие ребята, прочитать стихотворение нужно выразительно, передавая настроение вашего стихотворения. Наше жюри оценит ваше чтение и присудит лучшим чтецам награды.
Дети выходят в середину зала, объявляют автора своего стихотворения и название.
Воспитатель: Для выступления, первой приглашается Тая К.
1. В детский садик ходят дети… Михаил Дэвэ
В детский садик ходят дети.
Утром им вставать не лень.
Самый лучший сад на Свете,
Там они проводят день.
В детском садике игрушек
Много разных у ребят —
Кукол, кубиков, зверушек
Для мальчишек и девчат.
Дружно все они играют,
Вместе песенки поют
И по улице гуляют,
Взявшись за руки идут.
Вкусно кушают ребята,
Днём в кроватках крепко спят.
Воспитательницу любят.
Не дерутся, не шалят.
Подрастают ребятишки.
И однажды в добрый час,
Всех девчонок и мальчишек
Школа примет в первый класс.
2. Приглашается Тимофей Ч.
Наш любимый детский сад … Елена Раннева
Наш любимый детский сад —
Это домик для ребят!
В нём задорный шум и гам,
Развесёлый тарарам,
Топотушки, хохотушки
И зарядка по утрам!
Наш чудесный детский сад —
Это радость для ребят!
Ленты, мячики, машинки,
Разноцветные картинки,
Смех весёлой детворы,
Город сказочной игры!
Наш весёлый детский сад —
Это сказка для ребят!
Пляски, песенки и шутки,
Сладкий сон, физкультминутки,
Книжки, краски, куклы-дочки,
Голосочки, как звоночки!
Наш уютный детский сад —
Это счастье для ребят!
По дорожке прямиком
Побежим в любимый дом,
Потому что детский сад
Ждёт всегда своих ребят!
3. А сейчас послушаем Арину М.
Ранним утром детский сад… Вера Баранова
Ранним утром детский сад
Собирает всех ребят.
Мама с папой — на работе,
Все в делах, всегда в заботе.
Кто сказал, что детский сад —
Не работа для ребят?
Прямо с самого утра
Трудится здесь детвора:
Кто-то — доктор, кто — учитель,
Кто — пожарный, кто — строитель,
Есть умелый машинист,
Лётчик, повар, тракторист.
И косички кукле Даше
Заплести сумеем даже.
И дежурными в саду
Приучаемся к труду.
Учим буквы здесь, считаем
И тихонько подрастаем.
Лепим, красим, мастерим, —
Стать умельцами хотим.
Мы танцоры и певцы,
Первоклассные чтецы!..
Мир загадочный, цветной
Познаётся детворой.
Кто сказал, что детский сад
—Только отдых для ребят?!
4. А теперь вам покажет свое мастерство Данила П.
Дружно в детский сад идет… Бочарова Светлана
Дружно в детский сад идет
Утром маленький народ.
Вот идут подготовишки.
Им читать сегодня книжки.
На доске слова писать.
Ну, а этим только пять.
Днем они карандашами
Нарисуют луг с цветами.
А над лугом солнце светит,
По траве гуляют дети.
А малышки — непоседы
В детский сад на мамах едут.
И забот полно у крошек:
Воевать с упрямой ложкой,
Пить из чашки молоко,
Что бывает нелегко.
Чтобы зря не огорчаться,
До горшка успеть добраться.
И до вечера опять
Мам своих с работы ждать.
В детский сад, как в теремок,
Забежало много ног.
Теремочек закачался,
Значит, новый день начался!
5. Приглашаю рассказать свое стихотворение Вику Б.
Что такое — детский сад? Светлана Редчина
Что такое — детский сад?
Всё растёт там для ребят?
Там на ма-а-аленьких деревьях
Чудо-сладости висят?
Там Дюймовочка в короне
Вместе с эльфами порхает?
Может, цветик — семицветик
Там желанья исполняет?
Да, чудесные цветы
В том саду увидишь ты:
Кати, Розочки, Алёнки.
Все — принцессы красоты!
Димы, Славы и Серёжи
Тоже на цветы похожи.
И для папы, и для мамы
В мире нет цветов дороже!
Утром голоса звенят —
Расцветает детский сад
От улыбок из букета
Жизнерадостных ребят!
6 О том, чем занимаются дети в детском саду, вам расскажет Полина Г.
Рано утром в детский сад… Маргарита Володина
Рано утром в детский сад
Прилетают птички.
Начинается парад
Платьев и косичек!
Лена — в красном, Рита — в белом.
Света в нежно-голубом.
Вика — в пышном, бант не лишний,
Не детсад, а модный дом!
7. Заключительное стихотворение расскажет Алена С.
Наш любимый детский сад… Груданов Евгений
Наш любимый детский сад!
Он всегда нам очень рад!
Утром весело встречает,
Всех на завтрак приглашает,
На прогулку нас ведёт,
И танцует, и поёт…
А без нас грустит, скучает,
Про игрушки забывает.
Даже ночью — спит и ждёт:
Может кто-нибудь придёт…
Ну, конечно, мы его
Не оставим одного —
Лишь немного отдохнём
И опять к нему пойдём…
И нам снова будет рад
Наш любимый детский сад!
Воспитатель: Молодцы! Все ребята хорошо выступили, читали стихотворение громко, четко, с выражением.
Воспитатель: А теперь уважаемое жюри, прошу вас подвести итоги. А чтобы гости не скучали, мы подготовили несколько музыкальных номеров:
- Танец игра «Шел козел по лесу»
- Исполнят танец «Арам- зам -зам»
Воспитатель: Предоставляется слово жюри для вручения дипломов победителям и участникам конкурса чтецов.
Жюри объявляют победителей и вручают грамоты.
Воспитатель: Конкурс чтецов удался на славу. И думаю, всем он пришелся по нраву! На этом наш конкурс закончен. Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №5 «Теремок»
Сценарий
совместной деятельности
с мамами и детьми
средней группы
«Наряд для Матрешки»
(развлечения и мастер- класса)
Разработала Серова О.А.
г/о Бор
2023год
Ход мероприятия:
Дети входят в зал под песню «Мама – первое слово» и выстраиваются по середине ковра полукругом.
Ведущий: Здравствуйте, дорогие наши мамы! Сегодня мы собрались здесь по очень важному случаю — празднованию Дня Матери. Уже стало традицией у нас в России каждое последнее воскресенье ноября отмечать этот праздник. И наши дети об этом знают. Этот праздник появился недавно, но уже прочно вошел в нашу жизнь потому, что мама — самый необходимый и любимый человек в нашей жизни, и порадовать ее нам хочется всегда.
Кто вас дети нежно любит,
Кто утешит, приголубит,
Кто заботится, ласкает,
Нежно на руках качает,
Песни добрые поет,
Утром в детский сад ведет?
Дети: Мама!
Ведущий: Правильно, мама. Мама- самый близкий и родной человек для каждого из нас.
И мы от чистого сердца, простыми словами сегодня,
Давайте, ребята, расскажем о маме.
Дети (поочередно).
1. Слово “мама” - дорогое. Мамой нужно дорожить. –Даша К.
С ее лаской и заботой легче нам на свете жить!
2. Мама — это доброта, Мама выручит всегда!- Соня К.
3. Мама, нет тебя дороже, Мама все на свете может!- Максим Б.
4. Мам сегодня поздравляем, Мамам счастья мы желаем. -Ваня
5. Очень я сильно мамочку люблю. В праздник ей ласково песенку спою!- Даша К.
6. Улыбнётся весело мамочка в ответ, самая хорошая, лучше в мире нет!-Маша
Исполняется песня «Очень я мамочку люблю».
Звучит веселая музыка, в зал входит МАТРЕШКА.
Матрешка: Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые!
Услышала я, как вы дружно поёте и заглянула к вам на огонек.
Я нарядная матрешка, все скучала у окошка, но куда это годится? Я хочу повеселиться! К вам пришла, ребята, я. Знаю – вы мои друзья,
Можно с вами мне остаться, веселиться и смеяться?
Ведущий: Конечно, матрешка, оставайся, мы очень рады, что ты пришла, ведь у нас сегодня праздник, а какой расскажут наши детки (имена детей).
Дети:
7. Милая мамочка с праздником тебя, самая красивая мама у меня.- Алена
8. Мамочка родная, я тебя люблю, Я сорву цветочки, тебе их подарю.- Надя
9.: Нарисую солнышко для мамочки моей,- Василиса
Светит пусть в окошечко, ей будет веселей.
10. Улыбаюсь я, как мама. Так же хмурюсь я упрямо.- Вика
У меня такой же нос и такой же цвет волос!
11. Мама – солнышко моё, я – подсолнушек её.- Соня П.
Хорошо счастливым быть, мамочку свою любить.
12. У моей мамули тепленькие ручки,--Максим П.
Знаем мы с папулей – нету ее лучше.
13. Мама! Так тебя люблю, Что не знаю прямо!- Кося М.
Я большому кораблю дам название - мама.
14. Мама улыбнется, мама погрустит- Дамир
15. Мама пожалеет, мама и простит.- Андрей
16. Мама – солнышко, цветочек, Мама-воздуха глоточек,- Артем
17. Мама- радость, мама – смех, Наши мамы лучше всех! –Эмилия
Ведущий: Самый близкий, родной и любимый человек – это наша мама.
- Как ласково вы называете свою маму? (Единственная, родная, милая, хорошая и т.д.)
- А за что вы её любите?
- Как часто вы помогаете своим мамам?
- Для чего вы ей помогаете?
- Хвалит ли вас мама, когда вы ей помогаете? Какими словами?
- Что будет, если вы не будете помогать своей маме?
- А сейчас давайте послушаем как вы умеете помогать своим мамам.
Дети:
1 р. Мечтаю на маму похожим я стать- Ваня
2 р. Я гладить учусь- Маша
3 р. И варить- Даша К.
4 р. И стирать- Эмилия
5 р. И пыль вытираю –Максим П.
6 р. И пол подметаю- Андрей
Все вместе:. Мечтаю
Мечтаю
Мечтаю
Мечтаю, как мама всё делать уметь…
Оркестр «Веселая кухня»
Матрешка: (Хвалит детей)
Как я праздники люблю! Как хорошо вы рассказывали. Будем вместе мы играть, будем мам мы поздравлять.
Матрешка: А сейчас я бы хотела, чтобы вы, дети показали своим мамам какие вы умные. Смекалистые.
Загадаю вам загадки про мам. А вы внимательно слушайте и постарайтесь их отгадать. Кто первый отгадает- поднимает руку! Готовы?
#1069;ти шарики на нитке
Вы примерить не хотите ли?
На любые ваши вкусы
В маминой шкатулке……(бусы)
#1042; ушах маминых сверкают
Цветом радуги играют.
Серебрятся капли – крошки
Украшения…….(сережки)
3. Назовите-ка посуду:
Ручка прицепилась к кругу.
Блин испечь ей – ерунда,
Это же ... (Сковорода)
#1069;то кушанье для всех
Мама сварит на обед
И половник тут как тут –
Разольет в тарелки……( суп)
5. Гладит платья и рубашки,
Отутюжит нам кармашки.
Он в хозяйстве верный друг -
Имя у него... (утюг)
6. Пыль найдёт и вмиг проглотит –
Чистоту для нас наводит.
Длинный шланг, как хобот, нос,
Коврик чистит ... (Пылесос)
7. Полосатый зверь у мамы
Блюдце выпросит сметаны
И поев ее немножко
Замурлычет наша ……..(кошка)
Матрешка: Вот молодцы!
Я очень люблю дружных ребят!
Всем известно, что вместе веселей шагать, петь и в игры разные играть,
и гораздо интересней делать всё на свете вместе.
Чтобы дружным был наш праздник, приглашаем мам на танцы!
Ведущая: Мы покажем, какие мы дружные и мам научим танцевать.
Исполняется танец с листьями
Матрешка: Хорошо повеселились, поплясали, порезвились. Какие у нас все дружные и мамы, и ребята. Вас хочу я наградить, моих сестричек подарить.
Ну что- то они не очень весёлые, платье у них не нарядное.
Очень любят все матрешки разноцветные одежки.
Ребята, давайте поможем матрешкам и нанесём узор на их одежде.
А мамы помогут ребят, чтобы матрёшки стали яркие и нарядные.
Мастера, скорей за дело – украшай матрешек смело.
Дети с мамами проходят в группу к столам, на которых разложен материал для украшения плоскостных фигур матрёшек
Мастер-класс «Наряд для матрешки»
Звучит музыка.
Дети и мамы наклеивают заготовки на фон.
Ведущая: -Вот это настоящие мастера!
Матрешка: Мне хочется поздравить всех мам, присутствующих в этом зале и
поблагодарить ребят и родителей за их творческие работы.
Пусть этот день, как светлый праздник вольется радостью в ваш дом,
И Вашу жизнь навек украсят: Надежда, Счастье и Любовь!
Ведущая: Наш праздник подошел к концу, мы благодарим Вас за веселое настроение и доставленное удовольствие. Нам было очень приятно видеть добрые и счастливые лица. А теперь ребята подарят своим любимым мамам подарки, которые они сделали своими руками (дети вручают подарки своим мамам).
Песня «Солнышко в окошко…»
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 5 «Теремок»
Проект
«Мини- музей
«Пуговка»»
средняя группа
Составила
Серова О.А.
г.Бор
2024
Пояснительная записка
Ребёнок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детского поведения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиску новых сведений об окружающем мире. Задача взрослых – помочь детям сохранить эту исследовательскую активность как основу для таких важных процессов, как самообучение, самовоспитание и саморазвитие.
Понятие «музейная педагогика» появилось в начале 80-х гг. и было заимствовано из немецкой терминологии. За это короткое время сам термин и обозначаемая им деятельность прочно вошли в педагогическую практику, об этом свидетельствуют музейно-образовательные программы для воспитанников образовательных учреждений.
Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания — создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации ( работы М. Ю. Коваль, О. В. Дыбиной, Н. Рыжовой и Л. Логиновой).
Основной целью музейной педагогики является создание условий для развития личности путем включения ее в многообразную деятельность с музейными экспонатами.
Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции «мини-музеями». Часть слова «мини» отражает возраст детей, для которых они предназначены, размеры экспозиции и четко определенную тематику такого музея. Назначение создаваемых мини-музеев — вовлечь детей в познавательно-исследовательскую и коммуникативную деятельность.
Актуальность.
Даже самое странное собирательство не является пустым занятием, поскольку оно обогащает человека, расширяет его кругозор, вырабатывает зоркость, которая позволяет видеть то, чего не видят другие.
Современный мир богат техническими новинками. Пополняется и расширяется мир предметов. Люди перестают обращать внимание на вещи и ценить предметы, которыми пользуются ежедневно. Многие из них таят в себе много интересного и необычного. Пуговица – это уже готовый материал, удобный в использовании для поделок с детьми. Можно сказать, «декоративный» бросовый материал.
Тема актуальна тем, что внимание воспитанников будет привлечено к, казалось бы, повседневной вещи – обычной пуговице, к её многостороннему использованию, в том числе, как к объекту коллекционирования и исследования, и как к материалу для декоративно- прикладного творчества.
Также ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.
Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры. В нашем случае - в игры с использованием пуговиц, создание поделок из пуговиц.
Очень важны совместные работы родителей с детьми, создание единого пространство развития ребенка в семье и ДОУ, вовлечение родителей непосредственно в воспитательный процесс.
Вид проекта: поисково-исследовательский, творческий, коллективный.
Участники: дети, воспитатели, родители.
Возраст детей: 4-5 лет, средняя группа.
Срок: январь-февраль
Цель проекта: формирование у детей естественнонаучных представлений о предметах окружающего мира и расширение кругозора посредством познавательно-исследовательской деятельности.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить детей с историей пуговицы, её видами и классификацией, узнать, где и как применяются пуговицы;
- расширить знания детей об окружающем мире;
- заинтересовать и увлечь детей идеей коллекционирования.
Развивающие:
- развивать воображение, фантазию, творчество;
- развивать коммуникативные навыки;
- развивать мелкую моторику рук детей в процессе продуктивной деятельности и дидактических игр с пуговицами;
- развивать стремление у детей к поисково-познавательной деятельности.
Воспитательные:
- воспитывать доброжелательные взаимоотношения в совместной деятельности;
- воспитывать усидчивость;
- прививать бережное отношение к чужому труду и поделкам.
Предполагаемый результат
- Создание мини-музея «Чудо-пуговка».
- Формирование представлений о видах пуговиц, выделение их сходства и различия;
- Повышение интереса детей к коллекционированию;
- Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков.
- Пополнение РППС группы (дидактические игры, пособия, настольно-печатные игры).
- Пополнение знаний о такой необходимой в жизни человека вещи, как пуговица.
- Развитие мелкой моторики рук дошкольников.
- Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация родителей как участников процесса.
Этапы работы над проектом:
1.Подготовительный.
- Изучение методической, познавательной и художественной литературы по теме проекта
- Заготовка материала для мини-музея
- Подбор иллюстративного, художественного, видео материала
- Планирование предстоящей деятельности направленной на реализацию проекта.
2. Основной.
Совместная работа с детьми
1. Беседы: «Откуда появилась пуговица», ситуация общения: «Пуговицы – носители информации».
2. Чтение серии сказок о пуговках, рассказа Г. П. Шалаева «Потерянная пуговица», книги Е.Калининская «Парад пуговиц», стихотворений про пуговицу, загадывание загадок, разучивание пословиц о пуговицах.
3. Дидактические игры: «Сортируем пуговицы (по цвету, форме, величине, материалу)», «Повтори узор», «Найди пару», «Пуговичная мозаика», «Пуговичный конструктор», «Продолжи ряд», «Чудо-пуговица», «Выложи из пуговиц картину», "Какая лишняя?", шнуровка «Пришей пуговицу»
4. Рисование: «Нарисуем пуговицу»,
#1051;епка: "Красивая пуговица".
6. Экспериментально-поисковая деятельность: рассматривание пуговиц под лупой; знакомство со свойствами и качествами материалов, из которых сделаны пуговицы (цвет, форма, величина, прозрачность, прочность, вес, фактура и др.) - «Тонет – не тонет», «Притянет ли магнитом» и другие.
7. Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Ателье», «Семья».
8 .Конструирование «Пуговичные фантазии»
#1055;резентация «Какие удивительные пуговицы»
10. Просмотр мультфильмов : «Фиксики.Пуговица», «Сто пуговиц», «Осторожно, двери открываются»
Работа с родителями:
- Беседа с родителями.
- Консультация для родителей.
- Привлечение родителей к пополнению группового мини-музея экспонатами
- Творческий конкурс «Чудесные превращения пуговицы»
3.Заключительный
1. Выставка выполненных совместно с родителями поделок из пуговиц
2. Создание мини-музея «Пуговка»
3. Презентация проекта.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. - М., 2010.
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. от рождения до школы.// Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. - М., Просвещение, 2016.
- Веракса Н.Е., Галимов О.Р., Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников: Методическое пособие. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
- Дыбина О. В. «Рукотворный мир». – М., 2001.
- Дыбина О. В. «Что было до… . Игры – путешествия в прошлое предметов». – М., 2001.
- Кинзянова Ж. В. Сенсомоторное развитие. [Текст]: учеб.-метод. пособие / Ж. В. Кинзянова. - Волгоград: Учитель, - 2011 г.
- Киселёва Л. С., Данилина Т. А. и др. «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Пособие для руководителей и практических работников ДОУ». – М., 2003.
- Лучшие произведения для детей. 250 золотых страниц. – М.; «Олма-пресс образование»., 2002 г.
- Ткаченко Т. А. Развиваем мелкую моторику. [Текст]: учеб.-метод. пособие / Т. А. Ткаченко. - М.: Эксмо, - 2007г.
- Цирулик Н. А. Технология. Умные руки – Учебная литература. – 2008 г.
- Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук. [Текст]: учеб.-метод. пособие / Е. А. Янушко. - М.: Мозайка-Синтез, 201
- Интернет-ресурсы.
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 5 «Теремок»
План по самообразованию педагога
«Воспитание нравственных качеств
у детей старшего дошкольного возраста
посредством русских народных сказок».
2024-2025 учебный год
Выполнила воспитатель:
Серова О.А.
2024 год
г/о Бор
Пояснительная записка.
Через литературу ребенок познает не только мир вокруг, но и себя в этом мире, сферу
социальных отношений людей, нравственных основ жизни. Именно коллизии многих
художественных произведений помогают им разобраться в том, что есть добро и зло, честь и справедливость, правда и ложь. В процессе чтения литературные произведения способны помочь детям познать разные эмоциональные состояния человека, мотивы его поступков. С их помощью развивается чувственно-эмоциональная сфера ребенка, его способности сопереживать героям литературных произведений, радоваться и грустить вместе с ними.
В работе с детьми особое значение имеет – обращение к художественной литературе.
Дошедшие из глубины веков потешки, заклички, приговорки, прибаутки, перевертыши и т.д., наилучшим образом открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции.
Решая задачу нравственности у дошкольников, детская художественная литература играет большую роль. С помощью детской художественной литературы у воспитанников формируются нравственные качества:
- умение оценивать свой поступок и поступок товарищей;
- применяет полученные знания в общении с детьми, в общении со старшими;
- умение сопереживать и сочувствовать героям художественных произведений.
Приобщение дошкольников к художественной литературе позволяет заложить базовую основу его общей культуры, как одной из основных задач художественно – эстетического воспитания дошкольников. Именно литература выступает на дошкольном этапе как эффективное средство познавательно - речевого развития ребенка, помогает ребенку быстро и заинтересованно познавать окружающий мир, впитывать и проживать огромное количество впечатлений, учит перенимать нормы поведения. В положении «Концепции дошкольного воспитания» (1989г.) указано на необходимость приобщения детей к непреходящим, общечеловеческим ценностям и
ориентация нравственного воспитания на общечеловеческие ценности очевидна.
Ознакомление детей с художественной литературой способствует постижению ребенком окружающего мира, учит его понимать и любить прекрасное, закладывает основы нравственности человеческой личности.
Актуальность
«Сказка - это зёрнышко, из которого прорастает
эмоциональная оценка ребёнком
жизненных явлений».
(В. А. Сухомлинский).
Современный мир требует от воспитателя формирования всесторонне развитой личности дошкольника. Всем известно, что формирование личности дошкольника происходит в семье и детском саду.
Нравственное воспитание всегда рассматривалось в педагогике как одно из центральных направлений во всестороннем формировании личности. Основой нравственности являются те качества личности, которые определяют ее моральный облик, делают человека внутренне свободным и социально ценным во всех сферах его общественной и личной жизни. Нравственные качества выступают одним из существенных внутренних механизмов, лежащих в основе морального выбора, определяют уровень социальной активности и зрелости человека, его нравственной культуры.
Старший дошкольный возраст - важный этап становления морального облика ребенка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений, усвоение элементарных морально-нравственных требований, приучению к их выполнению. На этой ступени возраста формируются дружеские взаимоотношения между детьми, уважение к старшим, трудолюбие, любовь к Родине.
Сказка является мощным средством, помогающим формировать моральные качества ребѐнка. Композиция сказки, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка, - все это делает сказку незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности дошкольника.
В настоящее время приходится всѐ чаще наблюдать примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к животным и даже близким людям, не все дети умеют общаться друг с другом У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. Под влиянием современных, далеко не нравственных мультфильмов у детей искажаются представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. Именно в этот период и происходит формирование у них основ нравственных представлений, являющихся важнейшим условием становления нравственной культуры. Кроме этого, в семье всё реже берут в руки книгу, чтобы вовлечь ребѐнка в волшебный мир сказки. Всё чаще дети старшего возраста остаются наедине с компьютером, телевизором.
Для решения данной проблемы я выбрала работу по ознакомлению детей со сказками, так как считаю, что они прочно вошли в детский быт , и по своей сущности сказка вполне отвечает природе ребёнка; близка его мышлению, представлению.
Сказка преподаёт урок нравственности, учит хорошим человеческим качествам, но делает это без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает плохо, не по совести.
Поэтому считаю очень важным показать взрослым, как влияют русские народные сказки на формирование нравственных качеств ребѐнка.
В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами; в них дети получают блестящие образцы нравственности и морали. Образы русских народных сказок – и положительные и отрицательные – прочно входя в жизнь детей, раскрывают перед ними в доступной форме понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства.
Цель: создание условий для формирования нравственных качеств посредством народной сказки.
Задачи:
Образовательные:
- Пробудить у детей интерес к русским народным сказкам.
- Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.
- Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.
- Формировать умение сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.
- Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека.
Развивающие:
- Развивать эстетический вкус, умение видеть, беречь и ценить красоту.
- Развивать эмоционально – волевую сферу.
- Развивать речь.
- Развивать слуховое восприятие.
- Развивать воображение, внимание, мышление, память.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей любовь к чтению.
- Воспитывать чувство патриотизма, любовь и уважение к своей стране, культуре и традициям ее народа.
Прогнозирование результата:
Дети научатся:
- Внимательно слушать литературное произведение.
- Соотносить литературные факты с имеющимся жизненным опытом.
- Устанавливать причинные связи в тексте.
- Давать элементарную оценку поступкам героев сказок.
- Различать границы фантастического (сказочного) и реалистического в книге.
- Сочувствовать и сопереживать героям произведения.
- Станут охотнее принимать участие в играх и инсценировках по сюжетам знакомых произведений.
План работы на год
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выходы | |||||||
Изучение методической литературы | 2024-2025г. |
Дошкольное воспитание. - 2005. - № 4.
/ Науч. рук. Лебедев Ю.А. - Владос, 2001
| Анализ изученной литературы (в плане по самообразованию). | |||||||
Работа с детьми | Октябрь -май | Чтение детям русских народных сказок, беседы по их содержанию. | Литературные вечера | |||||||
Ноябрь | Знакомство детей с помощью сказок с понятиями добра и зла. | Развлечение «Спешите делать добро» | ||||||||
Декабрь | Обобщение полученных знаний детей за первое полугодие. | Викторина «В гостях у сказки» | ||||||||
Январь | Чтение сказки «Морозко», разучивание слов, действий. | Театральная постановка сказки «Морозко». | ||||||||
Февраль | Тематические занятия, самостоятельное творчество. | Выставка детского творчества «В стране добра и зла» | ||||||||
Март | Подготовка материала для | Неделя дидактических игр | ||||||||
игр (Игры «Отгадай сказку», «Один начинает – другой продолжает», «Из какой я сказки?» (на определение сказочного героя), «Сказочное лото») | ||||||||||
Апрель | Изготовление волшебных предметов из сказок в творческой мастерской. | Выставка поделок «Волшебные помощники» | ||||||||
Работа с семьёй | Ноябрь | Привлечение родителей к благоустройству и оформлению группы. Консультация «Как подружить ребенка с книгой». | Пополнение группы книгами с русскими народными сказками,
| |||||||
Оформление театрального уголка по мотивам русских народных сказок. | ||||||||||
декабрь | Консультация «Сказка, как средство нравственного воспитания ребенка». | Информация в уголке для родителей. | ||||||||
январь | Совместное творчество ребёнка и взрослого. | Выставка рисунков «Наша любимая сказка» | ||||||||
февраль | Привлечение родителей к участию в совместных мероприятиях в ДОУ. | Совместный досуг «Сказка ложь, да в ней намёк…» | ||||||||
март | Консультация «Воспитание сказкой – радость встречи с книгой». | Папка-передвижка в уголке для родителей. | ||||||||
апрель | Подготовка фотографий для презентации. | Презентация на родительском собрании «Дорогой добрых дел» | ||||||||
Самореализаци я | Ноябрь-декабрь | Разработка методических материалов по формированию нравственных качеств у дошкольников. | Составление сценариев развлечений, викторин, оформление папок- передвижек; подготовка материалов для консультаций. | |||||||
Май | Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете. |
Список используемой литературы
- Нравственное воспитание в детском саду / Под ред. В.Г. Нечаевой. - М.: Сфера, 2002.
- Народное искусство в воспитании детей. / Под ред. Комаровой Т.С. – М., 2008.
- Соловейчик, С.Л. Нравственное воспитание дошкольников/С.Л. Соловейчик // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 4.
- Сказка как источник творчества детей. / Науч. рук. Лебедев Ю.А. - Владос, 2001.
- Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии.
- Шорыгина Т.А. Общительные сказки. М., 2005г.
- Фесюкова Л. Б.. Воспитание сказкой. Для работы с детьми дошкольного возраста. – М. -
Фолио, 1996.
Интернет – ресурсы:
- «Сказка - как средство воспитания положительных нравственных качеств в личности дошкольников»: