Творческая работа учащихся

Зарифулина Анастасия Викторовна

Исследовательская, проетная деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_rabota_paderin_wecompress.com_.docx377.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Таловская средняя общеобразовательная школа»

Исследовательская работа

Тема: «Память – наша совесть, она как сила нам нужна»

Номинация: «Памятники, как память о Героях войны»

Оглавление

I. Введение……………………………………………………………………………………….… ….3

  Актуальность, цели и задачи………………………………………………………………..…...…...3

 Методы, объект и предмет исследования………..…………………………………………..………4

II. Основная часть…………………………………………………………………………………..…..5

      Анкетирование обучающихся……………………………………..……………………………....5

      Анализ материалов по памятникам ….........................................................................................6-7                

Создание презентации………………………………………………………………………………....8

III. Заключение…………… .……………………………………………………………………….….9                                                                                                                      

IV. Список литературы………………………………….……………………………………………10                                                                                                      

V. Приложение…………………………………………….……………………………………….…11

Приложение 1. Результаты анкетирования обучающихся (таблица 1)……..………………..…...11              

Приложение 2. Постановление №134 министров бурятской АССР ………..………………….....12

Приложение 3. Фотографии памятников.……...…………………….………………………...……13

Приложение 4. Карта памяти………………………………………………………………………...14

Приложение 5.Буклет……………………………………………………………………………...…15

Введение

В 2020 году 9 мая вся страна отмечала великий праздник – 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. Страшной страницей вошла в историю нашей страны Великая Отечественная война. Сколько искалеченных, изломанных жизней! Сколько слез материнских, отцовских, вдовьих, детских было пролито! Победа в Великой Отечественной войне – подвиг и слава нашего народа. Этот подвиг солдата, добывшего Победу, получил широкое отражение в искусстве, и в частности, в различных по форме памятниках и многочисленных мемориальных досках. Война от нас всё дальше, а её живых свидетелей всё меньше. Уходят из жизни те, кто может рассказать нам о том, что происходило во время войны, в нашем районе, в нашем селе, с нашими земляками, с людьми, жившими и живущими на нашей малой родине. Особенно важным становится собирание по крупицам всего, что хранит о войне и о военном времени живая человеческая память. В связи с этим, исследование памятных мест нашего района, его славной страницы в истории, сохранение памяти, культуры  является  актуальной темой  для изучения.

Чтобы поколение 21 века не забывало историю нашей малой родины, мы решили посвятить свою исследовательскую работу изучению памятников Великой Отечественной войны сел Югово и Троицкое Таловского сельского поселения, Прибайкальского района.

Целью нашей исследовательской работы: расширить и углубить знания о памятниках Великой Отечественной войны, изучить состояние памятников, расположенных на территории нашего поселения. Продолжить формирование патриотизма, гордости за страну и народ.

Задачи: 

- обогатить и расширить знания о памятниках родной земли, посвящённых односельчанам, погибшим в Великой Отечественной войне;

- формировать умение работать с различными источниками информации, отбирать нужный материал и систематизировать полученные данные;

- пробудить эмоционально-положительное отношение к воинам, защищавшим нашу страну; интерес к истории родного края.

Методы  исследования:

 1. Информационный (сбор информации, изучение исторических источников)

2. Аналитический (анализ и систематизация данных)

3. Презентационный (создание презентации)

Объект исследования: военные памятники сел Югово и Троицкое

Предмет исследования: отражение памяти о Великой Отечественной войне в представлениях, знаниях, образах, эмоциях, чувствах жителей нашего поселения.

Ожидаемые результаты: получить новые знания, представить собранную информацию в виде презентации, защита проекта, разместить исследовательскую работу на сайте нашей школы.

Этапы работы:

1.        Подготовительный

2.        Проведение исследования

3.        Обработка результатов исследования.

4.        Формулирование выводов.

5.        Оформление работы.

6.        Подготовка презентации

Теоретическая и практическая значимость: созданные материалы могут быть использованы обучающимися на мероприятиях, тематика которых приурочена к событиям Великой Отечественной войны.  Данная работа поможет воспитанию патриотизма, чувства гордости за российский народ, формированию нравственных ценностей, любви к своей малой родине и её историческому наследию.

Основная часть

Проблема сохранения исторической памяти сегодня является особенно актуальной. Почему это происходит сейчас? Что творится с современной молодёжью? У нас возник интерес, а что знают ученики нашей школы о военных памятниках и каково их отношения к ним?

На первом этапе нашего исследования мы провели анкетирование среди учащихся нашей школы, чтобы узнать их отношение и знание о памятниках, посвященных участникам Великой Отечественной войны (Приложение 1).

В опросе участвовали 21 человек. Им были предложены следующие вопросы:

  1. Знаете ли Вы памятники участникам Великой Отечественной, которые находятся нашего региона? Назовите несколько памятников.
  2. Имеются ли такие на территории нашего поселения?
  3. Кого из участников ВОВ нашего поселения вы знаете? Есть ли в вашей семье такие?
  4. Как вы думаете, кому возведены памятники на территории Таловского поселения?
  5.  Посещали вы данные памятники?

Анализируя данные результаты (табл. 1), мы пришли к выводу, что опрошенные обучающиеся не в полной мере владеют подробной информацией о памятниках, расположенных на территории Бурятии и тем более, Таловского поселения. Большинство обучающихся не имеют точного представления о количестве памятников и их внешнем виде, в связи с тем, что не посещали их. Большая часть из опрошенных учеников не назвали ни одного участника ВОВ, а некоторые не знают своих родных, чьи имена увековечены на памятниках в селах Югово и Троицк. Все это говорит нам о том, что у детей не до конца сложено понимание всей значимости и трагичности произошедших событий.

На втором этапе нашего исследования мы посетили школьный музей, изучили документацию о строительстве памятников.  Собрали информацию в администрации Таловского сельского поселения, посетили библиотеку и памятник с.Югово, а также села Троицкое.  Провели интервьюирование с местными жителями, собрали необходимый материал в виде фотографий, документов и т.д. Выяснилось, что на территории нашего поселения находятся 2 памятника, посвященных ВОВ.  

Из документальных материалов мы выяснили, что период образования и становления Прибайкальского района пришелся на трудные военные годы (район был образован Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1940 г. путем выделения части территорий Кабанского и Баргузинского районов). За время войны из Прибайкалья было призвано в ряды Советской Армии около 4000 человек, 1468 погибло в боях за независимость нашей Родины. Самоотверженно прибайкальцы работали и в тылу, в фонд обороны сдавали мясо, молоко, масло, теплую одежду, были собраны средства на строительство танковой колонны и эскадрильи самолетов.

Самое большое количество памятников истории района связано именно с этими событиями. В 13 селах района установлены памятники воинам-землякам, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны. В период с 1965 по 1985 гг. они были возведены в с. Турунтаево, с. Горячинск, с. Гремячинск, с. Еловка, с. Зырянск, с. Ильинка, с. Нестерово, с. Покровка, с. Таловка, с. Татаурово, с. Троицкое, с. Турка, с. Югово. Ежегодно к Дню Победы школьники организуют шествие с возложением цветов.

В 1960-х гг. правительство республики выделило средства для создания сооружений, посвященных важнейшим юбилейным датам Великой Победы (приказ № 148 «о строительстве памятника войнам, погибшим в годы ВОВ»). С 1970-х гг. здесь появилась традиция: провожая на службу в армию односельчан ветераны вручали им красные кисеты с горсткой прибайкальской земли. В 1980-х гг. пионеры 5-6 классов боролись за право ухаживать за памятником. Но и сегодня объект не потерял своего общественного значения: на этом месте проводят линейки, последний звонок, молодожены возлагают цветы.

Первым объектом нашего исследования стал памятник «Воинам – землякам, павшим на фронтах Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» села Югово (Приложение 3).

Год создания памятника – 1965. Данный монумент был возведен в годы управления председателя сельского совета Лобачева Анатолия Григорьевича. Первоначально на памятнике были увековечены имена 41 жителя-участника ВОВ, не вернувшихся с фронта. Всего было призвано из села Югово – 137 человек. Вернулось 96. 26 мая 1983 года постановлением №134 министров бурятской АССР памятник был внесен в «список памятников истории и культуры местного значения», принятых на государственную охрану (Приложение 2.). Каждый год, перед Великим праздником – 9 мая местные жители проводят уборку на территории памятника. В течении 55 лет юговчане ответственно следят за состояние мемориала.

 Сегодня информационная жизнь не стоит на месте. После издания Книг Памяти, появления интернета и т.д. местные жители, сопоставляя все факты и сравнивая их со списком имен своих героев, не вернувшихся с войны, начали приходить к выводу – численность солдат, которые не вернулись с войны не совпадает с той цифрой, которая отображена на памятнике. Люди начали требовать справедливость – «имя каждого воина должно быть в памяти у народа!».  Поэтому, в 2018 году территориальное общественное самоуправление «Современник» выиграл денежные средства (грант) на ремонт памятника.   Так в 2019 году при помощи ТОСа был произведен капитальный ремонт памятника. Теперь на новом мемориале содержится 50 имен-героев, тех кто не вернулся с фронта, но отдал свою жизнь за мирное и светлое будущее.

Следующим объектом нашего исследования стал памятник «Воинам – землякам, павшим на фронтах Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» села Троицкое (Приложение 3).  

Памятник представляет из себя обелиск с памятной доской.  На монументе увековечены имена 140 жителей села Троицкое, не вернувшихся с войны. В 1983 году постановлением министров бурятской АССР от 26 мая №134 памятник также был внесен в список памятников истории и культуры местного значения, принятых на государственную охрану. В 2019 году местные жители сделали косметический ремонт обелиска и произвели замену памятной доски. Помощь в этом оказал Свято-Троицкий Селенгинский мужской монастырь. Каждый год жители с.Троицкое поддерживают чистоту и следят за состоянием памятника: убирают территорию, белят, красят.

В целом, современное состояние памятников истории Прибайкальского района Республики Бурятии можно считать превосходным. Это объясняется их сравнительно недолгим существованием, посильными консервационными и реставрационными работами (уборка территорий, покраска объектов и др.). Однако, практически все объекты выполнены без проектов, из недолговечных материалов. Хочется отметить, что на сайте Администрации района предложена информация по современному состоянию памятников, посвященных ВОВ подраздел «Памятник воинам Прибайкальского района» с фотографиями. Данный факт говорит и об интересе к своей истории и к своему наследию. Однако, следует помнить, что памятники истории в силу своей специфики, в отличие от памятников архитектуры, например, как правило не обладают художественной ценностью. Таким образом, их следует оценивать с содержательной стороны, то есть с историческими событиями, с ними связанными.

Все собранные данные, мы обобщили в презентации. Наглядно показав, как меняется состояние памятников на протяжении более полувека. Кто ухаживает за ними и за счет чего, это происходит.

Заключение

В ходе исследовательской работы были выполнены все задачи, а самое главное: достигнута цель, которая заключалась в расширении и углублении знаний о памятниках Великой Отечественной войны, изучении состояния памятников, расположенных на территории нашего поселения. Также, мы приложили все усилия для продолжения формирования у школьников чувства патриотизма, гордости за страну и народ.

Нынешние поколение, не видев ужасов войны, не слышав свистящих над головой снарядов и бомб, должны помнить, какой дорогой ценой завоевана свобода и независимость нашей Родины, завоеван мир на планете Земля. Память о славных воинах и великих сражениях увековечена в многочисленных обелисках и скульптурных композициях. Поэтому, собрав и систематизировав всю информацию о памятниках нашего поселения, мы проведем экскурсию с ознакомлением истории создания памятников.

Мы уверены, что подготовленный материал, будет полезен для дальнейшей просветительской работы среди обучающихся, воспитания у подрастающего поколения чувства патриотизма и гордости за нашу малую родину.  Созданные и оформленные презентация и проделанная раннее работа по созданию проекта «Карта Памяти» (Приложение 4) и буклеты (Приложение 5), которые были посвящены 75-летию Великой Победе будут способствовать расширению и углублению знаний о памятниках героям Великой Отечественной войны. Результаты исследования дают возможность преподнести большой материал пропаганды бережного отношения к памятникам как культурного и архитектурного достояния района и своей малой Родины. Охрана памятников и бережное отношение к ним –долг каждого из нас.

Нам, подрастающему поколению необходимо чтить память о погибших в годы Великой Отечественной войны, уважать тех, кто остался жив, трепетно относиться к их воспоминаниям. Мы должны предвидеть, что через несколько лет не останется ни одного ветерана войны, а память о них должна передаваться из поколения в поколение.

Эту память они заслужили. Нам очень хотелось бы, чтобы каждый из нас мог сказать всем, кто воевал: «Мы – помним! Мы – гордимся! Поклон вам до земли!

Список литературы

  1. Памятники архитектуры и истории. Т. 1. Свод объектов культурного

наследия Республики Бурятия / науч. ред. В. К. Гурьянов. Улан-Удэ, 2010. 328 с.

  1. Памятники археологии. Улан-Удэ, 2011. 392. : ил. (Свод объектов

культурного наследия Республики Бурятия ; т. 2)

  1. URL: http://pribajkal.ru/ (дата обращения: 24.10.2020).
  2. Затеев А. К., Затеева Н. А. Прибайкальский район (между прошлым и

будущим). 1646-2009. Улан-Удэ, 2009. 167 с.

  1. Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации :

Федер. закон // Охрана и использование памятников культуры : сб. нормативных актов и положений. М., 2004. С. 160-198.

  1. Об охране и использовании памятников истории и культуры : Закон

РСФСР от 15 дек. 1978 г. (в ред. от 18.01.85) // Законодательство о культуре.

М., 2001. С. 328-345.

  1. Историко-революционные памятники Бурятии / сост. А. В. Тиваненко

[и др.]. Улан-Удэ, 1987. 160 с.

  1. Полякова М. А. Исторические памятники: проблемы классификации

и определения общественной ценности // Памятник и современность. Памятники в контексте историко-культурной среды. М., 1990. С. 60-69.

Приложение

Приложение 1.  Результаты анкетирования обучающихся школы

  1. Знаете ли Вы памятники участникам Великой Отечественной, которые находятся нашего региона? Назовите несколько памятников.
  2. Имеются ли такие на территории нашего поселения?
  3. Кого из участников ВОВ нашего поселения вы знаете? Есть ли в вашей семье такие?
  4. Как вы думаете, кому возведены памятники на территории Таловского поселения?
  5.  Посещали вы данные памятники?

Обработав анкеты, мы получили следующие результаты:

Класс

Число опрошенных

1 вопрос

2 вопрос

3 вопрос

4 вопрос

5 вопрос

7

4

0

да-2 чел.

знает 1 чел.

не знают

нет

8

6

0

да-3 чел.

знает 2 чел.

знают не все

да, давно

9

3

1 памятник

да-3 чел.

знает 0 чел.

знают не вес

да, давно

10

5

2 памятника

да-3 чел.

знает 2 чел.

знают не все

да

11

3

2 памятника

да-1 чел.

знает 3 чел.

знают

да

(Таблица 1)

Приложение2.

Приложение 3. Памятник село Югово.

Памятная доска в с.Троицкое

Приложение 4.

Приложение 5.