Самообразование

Норзат Виктория Владимировна

материалы по самообразованию

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное Автономное Дошкольное образовательное учреждение «Ромашка» пгт. Каа-Хем Республика Тыва

План по самообразованию

«Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи у дошкольников»

Воспитатель: 1 мл. группы Норзат

      Виктория Владимировна

пгт. Каа-Хем – 2020г.

Цель: Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности. Совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев рук  у детей дошкольного возраста. Создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики рук у дошкольников.

Актуальность темы

В. А. Сухомлинский говорил: Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. «Рука – это своего рода внешний мозг» - писал Кант. Известный исследователь детской речи М.М. Кольцова отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи.

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребёнок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Детям бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счётными палочками, мозаикой. Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обеднёнными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребёнка, на его самооценку, на его речь, что зачастую приводит к замкнутости ребёнка. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности, ребёнку тяжело освоиться среди сверстников, и такие дети считают себя «чужими». И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребёнок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики, развиваются память, внимание, мышление, ЗУН (знания, умения, навыки), а также словарный запас.

Задачи самообразования:

1. Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей младшего дошкольного возраста;

2. Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и гимнастик;

3. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;

4. Повысить компетентность педагогов в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста;

5. Совершенствовать предметно-пространственную развивающую среду группы;

6. Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.

Формы работы с детьми:

- совместная работа с детьми;

- индивидуальная работа;

- свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Методы и приёмы работы: 

-Объяснение;

-Ппоказ;

-Беседа;

-Игра

- массаж кистей рук;

- пальчиковые гимнастики и физкультминутки;

- лепка из пластилина с использование природного материала;

- игры с кубиками, конструкторами;

- рисование с использованием шаблонов, трафаретов

- пальчиковый театр;

- пальчиковые игры со стихами, со скороговорками;

- нетрадиционные техники рисования;

- конструирование: из бумаги в технике оригами, работа с конструктором ЛЕГО, с деревянным конструктором, палочки

- рисование по трафаретам, штриховка, лабиринты

- дидактические игры; доска «геометрик»

- шнуровка

- игры с мелкими предметами.

План работы по самообразованию

1. Изучить литературу по данной теме.

2. Составить картотеку игр для развития мелкой моторики рук (младшего возраста).

3. Подготовить консультации для родителей

Время проведения

        Название мероприятия

Работа с родителями

Октябрь

Консультация «Почему с детьми надо проводить речевые пальчиковые игры?»

Ноябрь

Консультация для родителей  «Почему с детьми надо проводить речевые пальчиковые игры?»

Декабрь

Консультация для родителей «Важные факторы в развитие мелкой моторики»

 Памятка для родителей «Пальчиковая гимнастика»

Январь

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у дошкольников через нетрадиционную технику рисования»

Февраль

Памятка для родителей «Игры на развитие мелкой моторики рук с предметами домашнего обихода»

Март

Консультация для родителей «Игровой самомассаж для кистей и пальцев»

Апрель

Мастер-класс «Развиваем пальчики, развиваем ум»

Май

Памятка «Пальчиками играем – стихи повторяем»

Работа с педагогами

Декабрь

Открытое занятие по развитию речи

Апрель

Мастер-класс  « Пальчиковая театральная игрушка»

Работа с детьми

В теч. года

Включение пальчиковых игр в ООД, утреннюю гимнастику, физкультминутки, в свободную деятельность детей

В теч. года

-Обучение детей игре «Шнуровка».

-Разбор красной и белой фасоли, горох, рис, макароны.

-Рисование кистью, ватными палочками, губкой.

-Изображение пальцами различных фигур:

«Флажок», «Очки», «Бинокль», «Стол», «Стул», «Замок»

-Конструирование из палочек Кюизенера

-Штриховка рисунков

-Лепка из пластилина

-Учить детей одевать и раздевать кукол.

-Конструирование из разных видов конструкторов.

-Настольные игры «Собери картинку» (крупные пазлы, мозаика).

-Игра с прищепками «Маленькие помощники»

-Учить детей выкладывать простые узоры из ниток, веревочек

-Игра «Шнуровка», «Геомерик»

-Учить детей сматывать нитки в клубок «Озорной котенок»

-Учить детей пользоваться ножницами

-Учить детей скатывать шарики из кусочка салфетки, для комбинированных работ по ИЗО.

-Самомассаж грецким орехом (Я катаю мой орех, чтобы был круглее всех. О. И. Крепенчук)

-Учить детей изображать пальчиками различные фигуры

-"Пальчиковый театр".



Предварительный просмотр:

МАДОУ детский сад «Ромашка»

Перспективный план работы с детьми по теме самообразования

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/063f/0011444e-cc66704d/img4.jpg

Воспитатель: Нрзат В.В.

Цель: Повышение уровня знаний для работы с детьми.
Развитие мелкой моторики у детей, координации движений пальцев рук.
Развитие гибкости пальчиков, снижение тонуса рук.
Развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Развивать умение детей сооружать постройки из строительного материала.
Учить детей скатывать маленькие шарики и колбаски из пластилина круговыми движениями между ладоней.
Учить детей отличать на ощупь структуру предмета и описывать свои ощущения.
Учить детей отличать предмет по виду, цвету, и на ощупь.
Учить детей держать правильно предметы для рисования.

 месяц

содержание работы

1

сентябрь

1. Изучение литературы
2. Составление картотеки пальчиковых игр.
3. Пальчиковые игры с детьми: «Наша группа» 

2

октябрь

1. Массаж ладошек «кормим птичек»
2. Пальчиковая гимнастика «Есть у каждого свой дом»
3. Конструирование «домик для мишки»

3

ноябрь

1. Дидактическая игра с прищепками
2. Лепка из пластилина «Гусеница»
3. Шнуровка

4

декабрь

1.Игра на развитие тактильного восприятия «гладкий-шершавый»
2. Пальчиковая игра «капуста»
3. Настольная игра «пазлы»

5

январь

1. Настольный театр «колобок»
2. Конструирование из палочек «окно», «домик», «флажок»
3. Разбор бобовых

6

февраль

1. Изобрази фигуру пальчиками «очки,», «домик», «замок»
2. Пальчиковая игра «где обедал воробей»
3. Изготовление подарка к празднику

7

март

1. Изготовление подарка к празднику
2. Рисование «солнышко»
3. Пальчиковая игра «Машина каша»

8

апрель

1. Конструирование из палочек «елочка», «заборчик»
2. Шнуровка
3. Сматывание ниток в клубок «Озорной котенок»

9

май

1. Дидактическая игра «Пуговички»
2. Лепка из пластилина «капельки»
3. Пальчиковая игра «что принес нам почтальон?»