08. Участие в проектировании и реализации педагогических инициатив, связанных с образованием обучающихся

Степанова Светлана Васильевна

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 44 «СИБИРЯЧОК»

(МБДОУ № 44 «Сибирячок»)

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «РУССКАЯ МАТРЕШКА»

ГРУППЫ РАННЕГО ВОЗРАСТА «НЕЗАБУДКА»

(от 2 лет до 3 лет)

Педагог, реализующий проект:                                                                                                                                                                                                     Степанова С.В., воспитатель;

Сургут 2022

Проект «Русская Матрешка» для детей раннего возраста

Вид проекта: познавательно-творческий, игровой.

Продолжительность: краткосрочный, 1 неделя.

Участники проекта: дети раннего возраста, воспитатели, родители.

Цель проекта: Ознакомление детей раннего возраста с русской народной игрушкой - матрешкой.

Задачи проекта:

Для педагогов:

1. Создать условия в группе, способствующие ознакомлению детей с народной русской игрушкой - матрешкой.

Для детей:

1. Познакомить детей с русской народной игрушкой - матрешкой.

2. Поддерживать интерес к русской матрешке.

3. Расширить и активизировать словарный запас детей;

4. Развивать мелкую моторику детей, творческое мышление, воображение, фантазию ребёнка, внимание в играх с матрешкой.

5. Воспитывать бережное отношение к игрушкам, интерес к народному творчеству на примере русской народной игрушки – матрёшки.

Для родителей:

1. Расширить знания родителей о русской народной игрушке– матрешке, познакомить, как правильно использовать матрешку в играх с детьми.

2. Привлечь родителей к изготовлению русской народной игрушки – матрешки.

Проект разработан в соответствии ФГОС на основе интеграции образовательных областей (Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие).

Ресурсное обеспечение:

1. Игровое обеспечение для организации элементов сюжетно-ролевых игр «Уложи матрешку спать», «Напоим матрешку чаем».

2. Папка – передвижка для родителей «Матрешка – самая известная русская игрушка»;

3. Иллюстрации с изображением народных игрушек;

4. Оборудование, необходимое для проведения занятия;

5. Картотека игр с матрешкой (Приложение 1).

Актуальность проекта

«Мы уверены в том, что народная игрушка является при тщательном её изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики»

Е. Флерина

Воспитание гражданина и патриота, любящего и знающего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня. Она не может быть решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры, ознакомления с традициями русского народа.

Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру и традиции своих предков.

Народная игрушка – это одно из средств передачи традиций русского народа, его культуры. В ней отражены уклад, нравы и обычаи народа, достижение народного мастерства. Такие игрушки согреты теплом человеческих рук, красочно расписаны мастерами и умельцами, издавна дарят людям любовь и доброту

Современный ребенок ориентирован на игрушки западных стран и не владеет достаточной информацией о традиционной русской игрушке. Родители практически не покупают современным детям народные игрушки. Да и многие родители имеют недостаточно знаний, какими игрушками играли наши дедушки и бабушки. А это ведет к потере культурно-исторических ценностей своего народа. Если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, народной игрушкой, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств.

Народная игрушка «Матрешка» при всей простоте, несет в себе очень много для развития малыша. Способствует развитию связной речи, моторики пальцев, концентрации внимания, формирует первые математические навыки, знакомит с основами сюжетной игры.

Знакомя детей с русской народной игрушкой-матрешкой, мы уделяем внимание духовному воспитанию, воспитанию патриотизма, формируем творчески развитую личность, знакомим ребёнка с русскими народными традициями.

Приобщение детей к народной культуре, народному искусству является средством формирования у них развития духовности. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Этапы работы над проектом:

1 этап - Организационно-подготовительный

- подбор методической и художественной литературы по теме «Русская Матрешка»;

- изучение литературы;

- планирование работы;

- сбор информации из разных источников (художественная литература, познавательная литература, интернет, музыкальные произведения);

- составление конспектов, картотеки игр с матрешкой, подбор иллюстраций для рассматривания.

2 этап - Практический (внедренческий)

- знакомство с русской народной игрушкой - матрешкой;

- рассматривание иллюстраций - матрешек;

- чтение потешек;

- проведение занятия на тему «Матрешка»;

- организация образовательных ситуаций, направленных на знакомство с матрешкой;

- ознакомление родителей с играми с матрешкой, с памяткой «Как играть с матрешкой» (Приложение 1, Приложение 2);

- изготовление папки передвижки для родителей «Матрешка – русская народная игрушка».

- пальчиковая игра «Мы матрешки, вот такие крошки»;

- привлечение родителей к изготовлению своими руками народной игрушки - матрешки.

3 этап – Заключительный

- обобщение результатов работы;

- выставка детских творческих работ;

- оформление мини-музея «Матрёшечка»

Планируемые результаты:

Для воспитателей:

1. Создание условий в группе, способствующих ознакомлению детей с народной игрушкой-матрешкой.

Для детей:

1. Познакомятся с народной игрушкой - матрешкой.

2. Проявление интереса к народной игрушке.

3. Расширение словарного запаса и активное развитие речи;

4. Активное развитие мелкой моторики детей, проявление внимания в играх с матрешкой.

5. Проявление бережного отношения к игрушкам.

Для родителей:

1. Расширение знаний родителей о народной игрушке - русской матрешке, приобретение опыта использования матрешки в играх с детьми.

Продукты проекта:

- выставка детских работ (рисунков, аппликаций);

- выставка игрушек-матрешек, изготовленных родителями и их детьми;

- оформление картотеки игр с матрешкой;

- папка передвижка «Матрешка-Русская народная игрушка».

Список используемой литературы

1. Берестов В. «Матрешкины потешки», Москва, 1992 г.

2. Васильева, Л. Г. Приобщение детей 2-3 лет к народному искусству родного края / Л. Г. Васильева. – Чебоксары: ЗАО «ЦПС «Типография Брындиных», 2015. – 92с. : 16 ил.

3. Карпухина Н. А. Реализация содержания образовательной деятельности. Ранний возраст (1.5 - 2 года). Практическое пособие. - Воронеж: ООО «М-КНИГА», 2017. – 200с.

4. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

5. Русская матрешка. М. : Мозаика, 2003г

6. Русская матрешка. Редактор Н. А., Ф дорова, 2005г.

7. https://www.maam.ru/detskijsad/proekt-narodnaja-igrushka-mladshaja-grupa.html 

8. https://www.maam.ru/detskijsad/proekt-narodnaja-igrushka-75289.html 

Приложения

Приложение 1

Картотека игр с матрешкой для детей раннего возраста

Дидактическая игра «Мозаика - сложи матрешку»

Цель: Научить собирать детей целостное изображение игрушек матрешек из частей.

Дидактические задачи:

- учить собирать матрешку из частей по способу мозаики;

- содействовать развитию наблюдательности, зрительного восприятия, мелкой моторики кисти ребёнка.

- воспитывать любовь и уважение к народным мастерам.

Материал: картинки большого размера с целостным изображением игрушек матрешек; детали небольшого размера с фрагментами картинок.

Ход игры

В игре участвуют один и более игроков (по количеству картинок).

Везли матрешки на базар,

Да рассыпали товар.

Все матрешки сломались,

Лишь осколки нам остались.

Вы, ребятки, не зевайте,

А осколки собирайте.

Дети выбирают понравившуюся картинку и составляют изображение из более мелких деталей.

Игра «Собери матрешку»

Цель: учить детей действовать с трехместной матрешкой; формировать умение не только подбирать части предмета, но и совмещать их в соответствии с рисунком.

Материал: (расписная матрешка высотой 8-10 см., внутри которой две вкладывающиеся матрешки, наименьшая из которых неразборная)

Ход игры

Педагог ставит на стол матрешку.

Ребенка учат открывать матрешку, доставая из нее другую,

Дидактическая игра «Найди домик матрешке»

Дидактические задачи:

- закреплять знания детей о народной игрушке – матрешке и умение выделять фигурки по величине;

- воспитывать уважение и любовь к народному творчеству.

Материал: карточка с силуэтами матрешек – их домиков, матрешки разные по величине.

Игровые правила: правильно «заселить» матрешек в свои домики.

Математическая игра «Помоги матрешке найти свои игрушки»

Цель: закреплять умение группировать однородные и соотносить разнородные предметы по цвету.

Материал: рисунки матрешек разного цвета, кружочки, полоски разных цветов.

Игровые правила: правильно выбрать игрушки для матрешек, в соответствии с их цветом.

Настольно-печатная игра «Парные картинки»

Дидактическая задача: упражнять детей в сравнении матрешек, изображенных на картинке, в нахождении сходства и в отборе одинаковых изображений, воспитывать внимание, сосредоточенность, формировать речь, вырабатывать умение выполнять правила игры.

Очень любим мы матрешки,

Разноцветные одежки,

Сами ткем и прядем,

Поиграть мы к вам идем!

Приложение 2

Советы родителям «Как играть с матрешками»

Матрешка в последние годы часто служит хорошим подарком, сувениром исконно русского происхождения. Однако не стоит забывать, что, прежде всего, матрешка – детская развивающая игрушка, которая имеет немало пользы для малыша. Что развивает эта игрушка?

Кроме мелкой моторики руки, ребенок учится сравнивать фигуры по высоте, размеру, цвету, объему, развивая мышление и логику.

Первое знакомство с матрешкой. После того, как игрушка появилась в вашем доме, научите кроху играть с ней. С чего следует начать? Конечно же, со знакомства! Когда малыш будет находиться в хорошем настроении, возьмите матрешку и скажите: «Смотри, кто к нам пришел! Это матрешка!» Пусть игрушка поговорит с ребенком, спросит его имя, предложит дружить. Обратите внимание крохи на то, какая она красивая и нарядная.

Знакомить с матрешкой можно ребенка еще до года. Когда кроха научится сидеть, возьмите самую большую матрешку, показывайте на ней глазки, носик, ротик. Положите что-то внутрь, погремите игрушкой, развивая слуховое восприятие малыша. Накройте платочком матрешку, затем покажите крохе, где она находится: была здесь и нет ее.

Начиная с 1 года, научите ребенка открывать и закрывать матрешку. Для игры вам понадобятся 2 игрушки, лучше контрастного размера. Расскажите крохе, что у матрешки спрятан сюрприз. Предложите вместе посмотреть его. Открывайте матрешку, придавая ситуации загадочность или даже сказочность: «Матрёшка – матрёшка, откройся немножко!» Удивитесь, когда увидите с середины вторую. Поставьте их рядом, сравните – какая выше, какая ниже, рассмотрите фартук или платочек одной и другой. Покажите, как одна вкладывается в другую. Проговаривайте: «большая», «маленькая». Играйте 5-7 минут. Когда внимание ребенка переключается, оставьте игру.

Когда ребенок научится простейшим манипуляциям с матрешкой, добавьте остальные. Спросите у второй матрешки, не спрятался ли еще кто-нибудь у нее? Посмотрите вместе с ребенком. Ставьте новые игрушки друг возле друга, каждый раз обращая внимание малыша, что новая меньше предыдущей.

Приложение 3

Конспект занятия по изобразительной деятельности в первой младшей группе «Украсим наряд Матрешке»

Цель: Продолжать учить детей правильно держать кисточку в правой руке, приемом примакивания украсить сарафан матрешки.

Задачи:

1. формирование умения рисовать кисточкой приемом примакивания.

2. развивать мелкую моторику пальцев рук, умение ориентироваться на листе бумаги

3. воспитание доброты у детей, желание помочь, воспитание интереса к матрешке.

Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».

Материалы: трехместные матрешки, рисунки матрешек, гуашь, кисточки, непроливайка, салфетки.

Ход:

Педагог вместе с детьми заходит в группу.

Сюрпризный момент.

Воспитатель: Ой, дорогие ребятишки, кто же в гости к нам пришел? (достает игрушку – матрешку), (дети отвечают).

Давайте поздороваемся мы с ней.

Дети здороваются и рассматривают матрешку.

Воспитатель: Посмотрите, какая яркая, нарядная игрушка.

Прежде чем начнем рисовать, надо с пальчиками поиграть!

Пальчиковая игра.

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

Мы с тобой подружимся.

Дружненькие пальчики,

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем рисовать!

Воспитатель показывает на мольберте, как надо рисовать, наносить узор. Дети берут кисточки, рисуют.

Воспитатель: Вот какие красивые, нарядные матрешки у нас получились.

Педагог на мольберте прикрепляет матрешек.

Воспитатель: Вам понравилось играть с матрешкой? А разукрашивать матрешек вам понравилось?

Матрешке пора со своими подружками прощаться и отправляться в страну игрушек, к своим друзьям, чтобы скорей рассказать им про нашу группу, им очень здесь понравилось, и они обязательно к нам еще придут в гости поиграть.

Давайте похлопаем друг другу в ладоши за хорошую работу.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 44 «Сибирячок»

(МБДОУ № 44 «Сибирячок»)

Картотека игр

по духовно -нравственному воспитанию

Воспитатель: Степанова С. В.


  1. «Рукотворный и нерукотворный мир»

Цель: формирование умения детей различать предметы рукотворного и нерукотворного мира, развивать внимание, мышление, наблюдательность. Воспитание бережного отношения к вещам.

Игровые действия: воспитатель называет детям различные слова. Если слово обозначает предмет, сотворенный руками человека, то дети хлопают в ладоши. Если это предмет, не сотворенный человеком, то дети произносят слово «Нерукотворный».

Правила игры: правильно классифицировать и называть предметы.

  1. «Назови ласково»

Цель: формирование умения детей подбирать ласковые слова, образовывать уменьшительно-ласкательные слова и говорить их друг другу. Воспитание дружелюбия, ласковость, нежность.

Игровые действия: дети встают в круг. Выбирается водящий – Фея Нежность. Этот ребенок по очереди дотрагивается волшебной палочкой до всех детей в круге. Выбранный ребенок говорит нежные слова соседу справа (слева). Например, милый, дорогой Ванечка и т.д.

Правила игры: думать, правильно образовывать и подбирать слова, слушать внимательно ответы товарищей, при необходимости – помогать.

Оборудование: волшебная палочка.

  1. «Круг желаний»

Цель: содействование развитию речи детей, коммуникативных навыков, мышления. Воспитывать миролюбие, твердое желание творить добро.

Игровые действия: дети становятся в круг и, передавая игрушку по очереди, друг другу, высказывают свои пожелания. Например, «Я хочу, чтоб все зло на планете исчезло». И т.п.

Оборудование: любая игрушка (мяч, кукла, мишка и т.п.).

  1. «Вспомни сказку»

Цель: закрепление у детей знания содержаний сказок, рассказов. Формирование умения детей анализировать и оценивать поступки героев. Воспитание в детях желание совершать добрые дела

Игровые действия: дети вспоминают знакомые сказки и их героев, которые совершали добрые и злые поступки, анализируют и дают им оценку. За каждый ответ дети получают фишку. В конце игры педагог

Правила игры: вспомнить сказки, героев, дать оценку их поступков.

Оборудование: цветные фишки. Приз для победителя.

  1. «Добро – зло»

Цель: формирование умения детей различать добрые и злые поступки. Воспитание дружелюбия, взаимопомощи и согласия.

Игровые действия: дети становятся перед взрослым. Взрослый по очереди называет детям любые слова, обозначающие какие-либо поступки, действия. Если слово обозначает добро, добрые дела, то дети хлопают в ладоши. Если это слово – зло, дети грозят пальцем и топают ногами.

Водящим можно выбирать детей.

  1. «Тайный друг»

Цель: формирование доброжелательного, уважительного отношения к сверстникам.

Игровые действия: сложить конверты с фотографиями детей в коробку и предложить каждому ребенку вытянуть один из них. Попросить детей не рассказывать, кто им достался на фотографии. Если кто-то вытянул свою фотографию, он вытягивает конверт снова. Объяснить детям, что тот человек, чью фотографию они вытянули, отныне становится их «тайным другом», и в течение последующих трех дней они должны тайно проявлять к нему как можно больше внимания.

Предложить детям нарисовать портрет своего «тайного друга». Через несколько дней попросить детей угадать, кто был их «тайным другом» и провести с ними беседу о дружбе.

Оборудование: конверты по количеству детей, детские фотографии.

  1. «Если «да» - похлопай, если «нет» - потопай»

Цель: развитие коммуникативных навыков детей, развитие слухового внимания.

Возраст: с 4 лет.

Ход игры: взрослый называет предложения, а дети должны оценить их и показать свое отношение, похлопав в ладоши, если они согласны, или потопав ногами, если утверждение неверно. «Рома навестил бабушку и так обрадовался, что обиделся на нее» «Саша отнял игрушку у Пети и побил его, Петя поссорился с ним». «Лене очень нравился Сережа, поэтому она его побила».

Комментарий: в конце игры взрослый говорит детям, что обида и злость дружат с ссорой, а ссоры делают человека одиноким.

  1. «Обзывалки»

Цель: развитие коммуникативных навыков, снятие отрицательных эмоций.

Возраст: с 4-5 лет.

Материал: мячик.

Ход игры: детям предлагается, передавая друг другу мячик, обзывать друг друга необидными словами, например названиями овощей или фруктов, при этом обязательно называть имя того, кому передается мячик: «А ты, Лешка – картошка», «а ты Иришка - редиска» и т.д. Завершать игру обязательно хорошими словами: «А ты Маринка – картинка», «А ты, Антошка – солнышко», т.д.

Мячик передавать нужно быстро, нельзя долго задумываться.

Комментарий: перед началом игры можно провести с детьми беседу об обидных словах, о том, после чего люди обычно обижаются и начинают обзываться.

  1. «Нужно - нельзя»

Цель: уточнение и закрепление правил поведения в общественных местах; воспитывать самостоятельность, уверенность в себе.

Материал: иллюстрации с изображением общественных мест (транспорт, театр, музей, улица, праздник на городской площади, поликлиника, магазин, подъезд дома)

Ход игры:

Воспитатель спрашивает, что нужно делать, например, в театре: внимательно слушать и смотреть, выключить мобильные телефон, хлопать в ладоши., что нельзя: громко говорить, показывать пальцем, бегать, хлопать дверью (и т. д., также в зависимости от ситуации).

За правильный ответ участник получает фишку.

  1.  «Научи послушанию»

Цель: развитие у детей умения находить выход из создавшейся проблемной ситуации, формирование умения детей быть осмотрительным, внимательным; воспитание уверенности в себе.

Материал: картинки или книжки сказки «Красная Шапочка», «Волк и семеро козлят»; «Заинькина избушка» и т.д.

Ход игры: Воспитатель предлагает иллюстрации или книжки, где непослушание привело к беде:

Вариант1: Ребёнок должен указать на ошибку героя и то, как он должен будет поступить правильно.

Вариант 2: Ребёнок должен рассказать о новом варианте развития сюжета «исправленной» сказки.

  1. «Благородные поступки»

Цель: Воспитание в детях желание совершать поступки ради других людей. Формировать понимание того, что поступком мы называем не только героизм, но и любое доброе дело ради другого человека.

Материал: мячик, картинки и иллюстрации с изображением благородных поступков.

Ход игры: Детям предлагается перечислить благородные поступки по отношению к девочкам (женщинам) и мальчикам (мужчинам). Воспитатель кидает в руки мяч одному из игроков, тот называет благородный поступок и перекидывает мяч следующему игроку по своему желанию.

  1. «Вежливые слова»

Цель: Воспитание в детях культуру поведения, вежливость, уважение друг к другу, желание помочь друг другу.

Материал: сюжетные картинки, на которых изображены разные ситуации: ребенок толкнул другого, ребенок поднял упавшую вещь, ребенок жалеет другого ребенка, и т

Ход игры. Воспитатель показывает карточку и предлагает составить рассказ по картине.

  1. «Как я дома помогаю?»

Цель: формирование представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков. Воспитывать желание оказывать помощь людям.

Материал: Картинки с изображением людей, которые исполняют разную работу по дому.

Ход игры: Воспитатель показывает карточку, предлагает составить рассказ по ней и рассказать, кто и какие обязанности выполняет дома.

  1. «Я люблю…»

Цель: воспитание уважительного, заботливого отношения к близким людям, друг к другу, развиваем коммуникативные способности

Ход игры: Ведущий говорит детям: «Каждый из нас что-то или кого-то любит, всем людям присуще это чувство. Я люблю свою семью, свою работу, люблю вас. Расскажите, а кого или что вы любите». Дети рассказывают о своих чувствах и привязанностях.

  1. «Узнай о ком я говорю»

Цель: закрепление понимания и осознание детьми своей индивидуальности и чувства собственного достоинства, уважения к мнению другого человека, помочь детям осмыслить различия и сходство между людьми.

Ход игры: ведущий описывает портрет ребенка, дети отгадывают

  1. «Тайный друг»

Цель: формирование доброжелательного, уважительное отношение к сверстникам.

Материал: конверты по количеству детей, детские фотографии.

Игровые действия: сложить конверты с фотографиями детей в коробку и предложить каждому ребенку вытянуть один из них. Не рассказывать, кто им достался на фотографии. Если кто-то вытянул свою фотографию, он вытягивает конверт снова. Тот человек, чью фотографию они вытянули, отныне становится их «тайным другом», и в течение последующих трех дней они должны тайно проявлять к нему как можно больше внимания. Можно нарисовать портрет своего «тайного друга». Через несколько дней дети угадывают, кто был их «тайным другом» и проводится беседа о дружбе.

  1. «Пожалуйста»

Цель: развитие произвольности, слухового внимания.

Ход игры:

Вариант 1. Все дети становятся в круг и выбирают ведущего. Ведущий показывает им разнообразные движения, а остальные дети должны их повторить, но только если ведущий скажет волшебное слово – «Пожалуйста!». Ошибшийся выбывает из игры.

Вариант 2. Все дети становятся в круг и выбирают ведущего. Ведущий показывает им разнообразные движения, а остальные дети должны их повторить, когда ведущий скажет волшебное слово – «Пожалуйста!». Ошибшийся выходит в центр круга и выполняет какое-нибудь задание – любое придуманное ведущим.

Комментарий: первый вариант игры может использоваться в работе с детьми 4-5 лет.

Второй вариант – эмоционально щадящий чувства детей, так как ошибшийся имеет возможность исправиться.

  1. «Круг желаний»

Цель: содействование развитию речи детей, коммуникативных навыков, мышления. Воспитание миролюбие, твердое желание творить добро.

Оборудование: любая игрушка (мяч, кукла, мишка и т.п.).

Ход игры: дети становятся в круг и, передавая игрушку по очереди, друг другу, высказывают свои пожелания. Например, «Я хочу, чтоб все зло на планете исчезло». И т.п.

  1.  «Подбери цвет».

Цель: создание условия для самоутверждения ребенка в группе детей и взрослых; расширение запаса слов — антонимов и формирование умения детей их использовать в определенных ситуациях.

Подготовительная работа. Педагог читает детям стихотворение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». Затем раздает детям карточки 2-х цветов: белого и черного и предлагает подобрать цвет карточки для слова «хорошо» (белый цвет) и для слова «плохо» (черный цвет).

Педагог называет слова, а дети подбирают и показывают нужный цвет для слов-антонимов.

Добро — зло

горе — радость 

хорошо — плохо 

трудолюбие – лень

жадность – щедрость

трусость – храбрость

любовь – ненависть

грубость – вежливость

мир – война

темнота – свет

дружба – вражда

грязь — чистота и т. д.

  1.  «Шарик с пожеланиями».

Цель: расширение словарного запаса слов и формирование умения детей использовать их в определенных ситуациях.

Подготовительная работа. Педагог напоминает детям о том, что каждому человеку приятно слышать добрые пожелания.

В простой свободной обстановке вы можете поиграть в игру — пожелание.

Надуйте небольшой шарик и предложите всем присутствующим подкидывать его от одного человека к другому так, чтобы шарик не падал на пол и на другие предметы. При этом ведущий должен включить магнитофон или играть на любом музыкальном инструменте.

Через короткое время ведущий останавливает музыку. Человек, который последним коснулся шарика до остановки музыки, должен сказать всем присутствующим или какому-нибудь одному человеку пожелание вслух.

  1.  «Пять орешков».

Цель: создание условия для самоутверждения ребенка в группе детей и взрослых; расширяем запас слов и учить их использовать в определенных ситуациях.

Подготовительная работа. Педагог обращает внимание детей на то, что у каждого человека есть хорошие качества.

Предложить детям назвать хорошие качества человека. Вызываются 2-3 ребенка, которые по очереди называют слова. За каждое правильно сказанное слово дается орешек. Выигрывает тот, кто наберет 5 орешков. Качества: хороший, добрый, заботливый, трудолюбивый, нежный, верный, ласковый, любящий, честный, работящий, умный, щедрый, смелый, целеустремленный, усидчивый, веселый, доброжелательный, отзывчивый, скромный, общительный, чистоплотный и т. д.

  1.  «Помоги дедушке и бабушке».

Цель: воспитание у детей трудолюбие, желание помочь, милосердие, сострадание.

Предварительная работа. Педагог напоминает детям, что в семье дети должны проявлять заботу о бабушках и дедушках, которые в свое время заботились и заботятся о своих внуках. Тогда через много лет вы получите те отношения, к которым стремились. Ваши внуки станут интересоваться вашим здоровьем, настроением, будут заботиться о вас.

Игра. На столе в беспорядке сложены газеты, книги, очки «упали» на пол. Рядом, возле стула, стоит корзина. Вокруг нее разбросаны клубки шерсти, возле стула лежит «упавший» бабушкин платок.

Вызываются двое детей. Кто быстрее окажет помощь? Один ребенок помогает навести порядок на столе для дедушки. Укладывает стопкой книги, отдельно кладет стопкой газеты, поднимает с полу очки. А другой, собирает в корзину клубки, поднимает и вешает на стул бабушкин платок.

  1.  «Пасхальный кулич».

Цель: побуждаем у детей желание знать, какие продукты используют для приготовления кулича, пасхи.

Предварительная работа: провести беседу о праздновании Пасхи.

На столе в беспорядке расположены рисунки с изображением продуктов: мука, сахар, зелень, яйца, колбаса, огурцы, молоко, помидоры, дрожжи, картофель, масло, морковь, соль.

Задание: оставить только те продукты, из которых можно приготовить пасхальный кулич. Остальные рисунки надо убрать.

  1. «Заветные буквы».

Цель: формирование умения детей среди нескольких букв выбирать нужные.

Предварительная работа: провести беседу о праздновании Пасхи.

На магнитной доске расположен рисунок с изображение пасхального яйца. Рядом расположены буквы из магнитной азбуки. Детям предлагается поместить на пасхальном яйце те две буквы, которые всегда пишут на пасхальных яйцах и куличах.

  1.  «Розовые очки».

Цель: создание условия для самоутверждения ребенка в группе детей и взрослых; расширять запас слов и учить их использовать в определенных ситуациях.

Подготовительная работа. Педагог обращает внимание детей на то, что каждый человек хорош. И нужно видеть в нем только хорошее.

Педагог объясняет ребятам, что означает выражение «смотреть сквозь розовые очки». После этого читает стихотворение.

Вы вздыхаете уныло,

Видя в таксе — крокодила,

В апельсине — кожуру,

В лете — страшную жару,

Пыль в шкафу, на солнце пятна…

Дело в зренье, вероятно.

Так воспользуйтесь советом,

Маленькие старички, —

НАДЕВАТЬ ЗИМОЙ И ЛЕТОМ

С РОЗОВЫМ СТЕКЛОМ ОЧКИ.

Те очки вам будут впору…

Вы увидите — и скоро

В таксе — лучшую подружку,

В апельсине — сока кружку,

В лете — речку и песок,

А в шкафу — одни наряды…

Знаю, будете вы рады!

А затем предлагает примерить «розовые очки» самим детям и они, выбрав, любого ребенка, говорят о нем только хорошее.

  1.  «Волшебный стул».

Цель: создание условия для самоутверждения ребенка в группе детей и взрослых; расширение запаса вежливых слов и формирование умения детей их использовать в определенных ситуациях.

Подготовительная работа. Педагог обращает внимание детей на то, что каждый человек хорош по-своему: один — прекрасно поет; другой — приветлив, добр к людям, всегда готов помочь; третий — надежен в деле и т. п. Он предлагает организовать игру «Волшебный стул». Дети делятся на группы по 4—5 человек. Один из них садится на «волшебный» стул. Дети говорят только о его хороших поступках.

На «волшебный» стул садятся дети по желанию, как бы передавая эстафету друг другу.

  1.  «Свеча».

Цель: расширение словарного запаса слов, формирование умения детей правильно строить предложения и стараться не повторять сказанное.

Предварительная работа. Педагог читает несколько пожеланий в стихотворной форме, а затем предлагает поиграть в игру.

Педагог зажигает свечу и предлагает детям встать в круг. Передавая осторожно зажженную свечу, дети говорят друг другу добрые пожелания.

  1.  «Птенцы».

Воспитатель: «Вы знаете, как появляются птенцы? Зародыш сначала развивается в скорлупе. Через время он разбивает ее своим маленьким клювиком и постепенно полностью вылезает наружу. Ему открывается большой и неизведанный мир, для него он пока страшен и загадочен. Все для него ново: и деревья, и трава, и осколки скорлупы. Ведь он впервые смотрит на все это». Далее воспитатель предлагает поиграть в птенцов. Дети присаживаются на корточки и начинают разбивать воображаемую скорлупку. Потом они исследуют окружающий мир – знакомятся друг с другом, нюхают и клюют предметы. При этом дети не разговаривают, а только пищат.

  1.  «Ожившие игрушки».

Воспитатель (садится на ковёр, рассаживая детей вокруг себя). Вам, наверное, рассказывали или читали сказки о том, как оживают ночью игрушки. Закройте, пожалуйста, глаза и представьте свою самую любимую игрушку, вообразите, что она, проснувшись, делает ночью. Представили? Тогда предлагаю вам исполнить роль любимой игрушки и познакомиться с остальными игрушками. Только опять-таки все наши действия выполняем молча, чтобы не разбудить старших. А после игры попробуем отгадать, кто какую игрушку изображал.

  1.  «Комплименты».

Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий комплимент кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!». Затем он произносит комплимент своему соседу. При затруднении воспитатель может сделать комплимент или предложить сказать что-то «вкусное», «сладкое», «цветочное».

  1.  «Садовники и цветы».

Группа делится на две подгруппы, и воспитатель объясняет правила игры: «Если цветы, которые стоят в вашей группе, долго не поливать водой - они завянут. Но сегодня мы свами отправимся в необыкновенный сад, где растут цветы, которым не надо воды. Они увядают, если долго не слышат о себе добрых и вежливых слов. Пусть одна подгруппа будет цветами, которые завяли, а другая - садовниками, которых вызвали на помощь увядающим цветам. Садовники должны ходить по саду и обращаться к каждому цветку с вежливыми словами и тогда цветы будут постепенно оживать и распускаться. Потом мы поменяемся ролями.

  1.  «Пирамида любви».

Вспомните вместе с детьми о том, что все мы что-то любим. У кого-то это семья, у кого-то кукла, а некоторым просто нравится мороженое. Предложите детям построить пирамиду любви. Взрослый начинает её строить, называя то, что он любит и кладёт руку в центр. Затем каждый из детей называет то, что ему нравится или вызывает симпатию и кладёт свою руку сверху. Таким образом получилась целая пирамида.

  1.  «Только хорошее».

Педагог с мячом стоит перед детьми, стоящими в ряд, а затем каждому из них бросает мяч. Дети ловят мяч только тогда, когда произносится какое-либо хорошее качества (правдивость, доброта, аккуратность). В этом случае они делают шаг в сторону педагога. Если дети случайно поймают «плохое качество» (жадность, злость, они делают шаг назад. Побеждает тот, кто первым дойдёт до педагога.

  1.  «Копилка добрых дел».

Вырежьте из цветной бумаги кружочки или сердечки. В конце каждого дня предложите ребёнку положить в «копилку» столько кружочков, сколько добрых дел он сегодня совершил. Если малыш затрудняется, помогите ему найти это доброе дело даже в малейших положительных поступках. Такая игра будет стимулом у крохи совершать что-то хорошее


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: