03. Самообразование

Степанова Светлана Васильевна

В системе повышаю свой профессиональный уровень посредством участия в очных и дистанционных вебинарах, семинарах, конференциях, форумах и круглых столах. Ежегодно составляю и реализую перспективный план самообразования.

 

Тема самообразования на 2024-2025 год: «Организация досуговой деятельности младших дошкольников в ДОО с целью формирования представлений о социокультурных ценностях». 

Скачать:


Предварительный просмотр:

План работы по самообразованию и профессионального развития

Степановой Светланы Васильевны, воспитателя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 44 «Сибирячок»

на 2023 - 2024 учебный год

Тема самообразования«Организация досуговой деятельности младших дошкольников в ДОО с целью формирования представлений о социокультурных ценностях». (в последующем эту же тему буду использовать в аттестации)

Актуальность темы: Одной из важнейших целей и приоритетных задач отечественного образования на современном этапе развития общества является воспитание высоконравственного, ответственного, и компетентного гражданина. Весьма актуально стоит вопрос теоретического и практического обоснования формирования социокультурных ценностей, духовно-нравственных моментов, так как возрождение и сохранение культурного наследия играет огромную роль в воспитании подрастающего поколения. Приобщение нового поколения детей к социокультурным ценностям становится животрепещущим педагогическим вопросом современности, потому как каждый народ старается сохранить исторически сложившиеся традиции и особенности, стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить самобытности и национального лица. Досуговая деятельность в системе воспитательно – образовательной работы педагога с дошкольниками все чаще стала использоваться педагогами для духовно-нравственного воспитания. Все, что приносит радость, может стать праздником для ребенка. В детстве, когда закладывается фундамент физического и психического здоровья формируется внутренний мир личности, так важно, чтобы ребенок воспринимал и познавал мир сквозь призму радости, положительных эмоций, которые повышают его активность и любознательность, способствуют духовному росту.

Цель: Создание правильно организованной культурно-досуговой деятельности младших дошкольников, способствующей формированию представлений о социокультурных ценностях у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Изучить и проанализировать учебную, справочную и научно-методическую литературу по данной теме;
  2. Познакомиться с основными видами и формами досуговой деятельности;
  3. Рассмотреть особенности и принципы организации досуговой деятельности младших дошкольников;
  4. Развить эстетический вкус, чувство прекрасного, художественное мышление, реализация творческих и индивидуальных способностей детей;
  5. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную досуговую деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.
  6. Сплочение воспитанников через совместную досуговую деятельность;
  7. Воспитание гражданской ответственности, уважение к истории, культуре своей страны;
  8. Формирование коммуникативных умений и удовлетворение потребностей детей в общении;
  9. Сохранение духовно-нравственного здоровья учащихся, приобщение их к нравственным и духовным ценностям.

Содержание работы над темой самообразования

Месяц

Форма работы

С детьми

С педагогами

С родителями

Сентябрь

Знакомство с программой «Социокультурные истоки»

Представление примерного плана досуговой деятельности, направленной на формирование представлений о социокультурных ценностях

Презентация «Формирование представлений о социокультурных ценностях посредством программы «Социокультурные Истоки»

Октябрь

Рассматривание альбома «Добрые пословицы и поговорки»;

- слушание русских народных сказок, потешек, песен, танцевальных мелодий, произведений вокальной, инструментальной, классической и народной музыки;

Наглядная агитация- оформление журнала «Добрые пословицы и поговорки»

Ноябрь

Разучивание народных подвижных игр: «Пятнашки», «Жмурки», «Чай, чай, выручай!», «Салочки», «Ручеёк»

Консультация для педагогов по организации досуговой деятельности

Консультация для родителей «Учим детей уважать старших»

Декабрь

Рассматривание альбомов «Национальная кухня», «Наши традиции»;

Наглядная агитация- оформление журнала «Наши традиции»

Январь

Дидактические игры: «Подарок на всех», «Вспомни сказку»

Представление картотеки дидактических игр, направленных на формирование представлений о социокультурных ценностях у детей дошкольного возраста

Консультация «Организация досуговой деятельности детей дома»

Февраль

- посещение выставок, театров в формате ДОО

- познавательное развлечение посвящённое  - 23 февраля

Оформление стенгазеты уважение к старшим - вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми.

Март

Оформление книжного уголка в соответствии с программой «Социокультурные истоки»

Сюжетно- ролевая игра «Вежливое путешествие»

Образовательный салон «Дидактические игры, направленные на формирование представлений о социокультурных ценностях у детей дошкольного возраста»

Оформление родительского уголка по теме «Социокультурные ценности», куда включить книжные издания для родителей по формированию представлений о социокультурных ценностях, чтобы в любое время дети и родители имели возможность, познакомится с данными пособиями.

Апрель

Рассматривание карты России, иллюстраций с изображением народных костюмов и национальных блюд;

- экскурсии, посещение музея «Воинской славы» в рамках ДОО

Май

Проведение итоговых игр – упражнений: «Хорошие, плохие поступки», «Найдем волшебные слова», «Круг желаний» и т.д.

Отчет по теме самообразования: «Организация досуговой деятельности, направленной на формирование представлений о социокультурных ценностях у детей младшего дошкольного возраста».

Семинар - практикум для родителей: «Как сохранить семейные ценности» (делимся опытом семейного воспитания)

        Пополнение развивающей предметно пространственной среды:

1. Уголок «Люблю Россию», содержание которого может быть разнообразным: символика нашей страны, альбомы и дидактические игры, народные игрушки, музыкальные инструменты, раскраски, различная художественная литература;

2. Уголок «Матрешки»;

3. Мини-музеи «Дети Войны», в котором представить наглядные пособия для ознакомления с историей ВОВ: предметы быта, воинские награды, книги, иллюстрации и фото документы;

4. Мини-музей «Откуда пришёл хлеб»

Ожидаемый результат:

1.  У педагогов и родителей сформируется понимание педагогических возможностей досуговой деятельности в формировании представлений о социокультурных ценностях у дошкольного возраста.

2. Обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку, организованная досуговая деятельность, определенной направленности, духовно обогатит ребенка, вызовет гордость за свой народ, поддержит, стимулирует интерес к его истории и культуре, интерес к традициям семьи и своего народа, что способствует формированию представлений о социокультурных ценностях.

3. Будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОО и родителей.

Перспективы на следующий год:        

1. Продолжить разрабатывать методические материалы в рамках темы по самообразованию;

2. Изучить новинки методической литературы;

3. В работе с родителями планирую включить организацию совместных мероприятии;

4. Пройти курсы повышения квалификации.

 

        Литература:

  1. Буре, Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников : для занятий с детьми 3-7 лет : методическое пособие. / Р. С. Буре. – Москва : Мозаика-Синтез, 2015. – 80 с. – ISBN 978-5-86775-830-1. – Текст : непосредственный.
  2. Горная, Т. И. Влияние культурно-досуговой деятельности на эмоциональное благополучие детей старшего дошкольного возраста / Т. И. Горная. – Текст : электронный // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. – URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=25536. – Дата публикации: 30.09.2021.
  3. Демиденко, С. О. Особенности организации развлечения как вида культурно-досуговой деятельности в дошкольном образовательном учреждении / С. О. Демиденко, К. С. Черникова. – Текст : непосредственный // Инновационная наука. – 2015. – № 11-2. – С. 184-186.
  4. Дубеко, Л. А. Культурно-досуговая деятельность как фактор освоения основ культуры ребенка 5-6 лет / Л. А. Дубеко, М. В. Ромаева. – Текст : электронный // Студенческий научный форум - 2012 : материалы IV Международной студенческой научной конференции. – 2012. – URL: https://scienceforum.ru/2012/article/2012001169 (дата обращения: 14.10.2021).

  1. Зацепина, М. Б. Праздники и развлечения в детском саду : методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей : для работы с детьми 3-7 лет / М. Б. Зацепина, Т. В. Антонова. – Москва : Мозаика-Синтез, 2005. – 134, [1] с. – (Библиотека программы воспитания и обучения в детском саду). – ISBN 5-86775-334-4. – Текст : непосредственный.
  2. Зацепина, М. Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду : программа и методические рекомендации : для занятий с детьми 2-7 лет / М. Б. Зацепина. – 2-е издание, исправленное и дополненное. – Москва : Мозаика-Синтез, 2009. – 71 с. – (Библиотека программы воспитания и обучения в детском саду). – ISBN 978-5-86775-336-8. – Текст : непосредственный.
  3. Зацепина, М. Б. Организация культурно-досуговой деятельности дошкольников / М. Б. Зацепина ; под общей редакцией Т. С. Комаровой. – Москва : Педагогическое общество России, 2004. – 142, [1] с. – (Воспитываем, обучаем дошкольников). – ISBN 5-93134-234-6. – Текст : непосредственный.        
  4. Зимина, А. Н. Государственные праздники для дошкольников : учебное пособие / А. Н. Зимина. – Издание 2-е, исправленное и дополненное. – Москва : Центр педагогического образования, 2007. – 95 с. : ил., ноты. – (Воспитываем, обучаем дошкольников). – ISBN 978-5-91382-017. – Текст : непосредственный.
  5. Истоки. Комплексная образовательная программа дошкольного образования / научный руководитель Л. А. Парамонова. – 6-е издание,  переработанное. – Москва : Сфера, 2018. – 192 с. – ISBN 978-5-9949-1235-5. – Текст : непосредственный.
  6. Кузьмин,  И. А. Истоковедение. Духовно- нравственное воспитание дошкольников в контексте истоковедения Т.11 / И. А.Кузьмин, Л. П. Сильвестрова – Издательский  дом «Истоки», 2015. – 230с. – Текст : непосредственный.
  7.  Кузьмин, И. А. Программа «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» для дошкольного образования. Научно–методический сборник «Истоковедение». Т.5 / И. А.  Кузьмин, В. А. Камкин  – М.: Истоки, 2009. – 230с. – Текст : непосредственный.
  8. Науменко, Г. М. Фольклорный праздник в детском саду и в школе : песни, игры, загадки, театрализованные представления в авторской записи, нотной расшифровке и редакции / Г. М. Науменко. – Москва :Линка-Пресс, 2000. – 221, [1] с. : нот. – ISBN 5-8252-0009-6. – Текст : непосредственный.



Предварительный просмотр:

План работы по самообразованию и профессионального развития

Степановой Светланы Васильевны, воспитателя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 44 «Сибирячок»

на 2024 - 2025 учебный год

Тема самообразования«Организация досуговой деятельности детей среднего дошкольного возраста в ДОО с целью формирования представлений о социокультурных ценностях». (в последующем эту же тему буду использовать в аттестации)

Актуальность темы: Культурно – досуговая деятельность детей – это специфическая, практически основная сфера социальной жизни детского сада, которая создает внешние и внутренние условия для освоения социокультурного опыта человечества и развития личности (взрослого и ребенка в их взаимодействии, в автономном или коллективном режимах) в процессе изучения и познания ценностей (духовных, нравственных, эстетических) различных видов культуры. Досуговая деятельность как бы фокусирует все виды культуры человека: эстетическую, нравственную, познавательную, игровую, этическую и т.д. Именно деятельность в свободное время позволяет воспитывать и формировать у ребенка память и духовный мир, мораль и поступки, отношения друг к другу и старшему поколению, развивать эстетическое чувство к прекрасному, умение ценить материальные и духовные ценности, а также уметь ими пользоваться. Познавательная активность в процессе отдыха, развлечений, праздника и т.д. проявляется в интересе, в стремлении преодолеть возникающие трудности и добиваться наилучших результатов. Важным качеством любой деятельности, которая совершается в свободное время, является то, что она должна быть интересной ребенку при максимальной самостоятельности и активности с его стороны.

Цель: Создание правильно организованной культурно-досуговой деятельности дошкольников, способствующей формированию представлений о социокультурных ценностях у детей среднего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Изучить и проанализировать учебную, справочную и научно-методическую литературу по данной теме;
  2. Продолжать знакомиться с новыми видами и формами досуговой деятельности;
  3. Рассмотреть особенности и принципы организации досуговой деятельности для детей среднего дошкольного возраста;
  4. Развить эстетический вкус, чувство прекрасного, художественное мышление, реализация творческих и индивидуальных способностей детей;
  5. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную досуговую деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.
  6. Сплочение воспитанников через совместную досуговую деятельность;
  7. Воспитание гражданской ответственности, уважение к истории, культуре своей страны;
  8. Формирование коммуникативных умений и удовлетворение потребностей детей в общении;
  9. Сохранение духовно-нравственного здоровья учащихся, приобщение их к нравственным и духовным ценностям.

Содержание работы над темой самообразования

Месяц

Форма работы

С детьми

С педагогами

С родителями

Сентябрь

Знакомство с новыми книгами программы «Верность родной земле. Истоки»

Представление примерного плана досуговой деятельности, по программе «Верность родной земле. Истоки»

Презентация «Формирование представлений о социокультурных ценностях посредством программы «Верность родной земле. Истоки»

Октябрь

Рассматривание альбома «Дружная семья»;

- слушание русских народных сказок, потешек, песен, танцевальных мелодий, произведений вокальной, инструментальной, классической и народной музыки;

Наглядная агитация- оформление фотовыставки «Моя дружная семья»

Ноябрь

Просмотр мультфильма «По дороге с облаками»  

«Вместе весело шагать…» Игра-лабиринт «Дороги добра».

Консультация для педагогов по организации досуговой деятельности

Консультация для родителей «Дороги добра» Цель: углублять представления родителей о важности формирования представлений у детей о доброте, как о ценном качестве человека.

Декабрь

Разучивание пословиц «Лесная сторона человека досыта накормит», «Лес богат, ведь он наш брат», «Доброго человека лес встречает добротой»

Наглядная агитация- создание макета «Сказочный лес».

Январь

 Разучивание пословиц «У доброго хозяина и конь добрый», «У коровы на языке молоко», «Где забота, там и радость», «У доброго хозяина и собака не ворчлива, и лошадь не ленива»

Представление картотеки дидактических игр, направленных на формирование представлений о социокультурных ценностях у детей дошкольного возраста

Консультация «Организация досуговой деятельности детей дома»

Февраль

- создание лепбука «Откуда берется хлеб?»

Наглядная агитация- создание макета «Бабушкин двор».

Март

Оформление книжного уголка в соответствии с программой «Верность родной земле. Истоки»

Сюжетно- ролевая игра «Театр»

Образовательный салон «Театрализованные игры, направленные на формирование представлений о социокультурных ценностях у детей дошкольного возраста»

Оформление родительского уголка по теме «Социокультурные ценности», куда включить книжные издания для родителей по формированию представлений о социокультурных ценностях, чтобы в любое время дети и родители имели возможность, познакомится с данными пособиями.

Апрель

Беседа с детьми по пословицам:

«Спасибо тому, кто поит и кормит, да и тому, кто хлеб-соль помнит».

«Кто благодарен за малое, то получает многое.»

«Всякая душа празднику рада»

Май

Проведение итоговых игр – упражнений: «Дороги добра», «Сказочные слова», и т.д.

Отчет по теме самообразования: «Организация досуговой деятельности детей среднего дошкольного возраста в ДОО с целью формирования представлений о социокультурных ценностях».

Семинар - практикум для родителей: «Как сохранить семейные ценности» (делимся опытом семейного воспитания)

        Пополнение развивающей предметно пространственной среды:

1. Уголок «Россия – родина моя», содержание которого может быть разнообразным: символика нашей страны, альбомы и дидактические игры, народные игрушки, музыкальные инструменты, раскраски, различная художественная литература;

2. Уголок «Моя семья»;

3. Мини-музеи «Откуда берется хлеб», в котором представить наглядные пособия для ознакомления с историей выращивания зерновых культур: книги, иллюстрации и фотодокументы.

Ожидаемый результат:

1.  У педагогов и родителей сформируется понимание педагогических возможностей досуговой деятельности в формировании представлений о социокультурных ценностях у дошкольного возраста.

2. Обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку, организованная досуговая деятельность, определенной направленности, духовно обогатит ребенка, вызовет гордость за свой народ, поддержит, стимулирует интерес к его истории и культуре, интерес к традициям семьи и своего народа, что способствует формированию представлений о социокультурных ценностях.

3. Будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОО и родителей.

Перспективы на следующий год:        

1. Продолжить разрабатывать методические материалы в рамках темы по самообразованию;

2. Изучить новинки методической литературы;

3. В работе с родителями планирую включить организацию совместных мероприятии;

        Литература:

  1. Буре, Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников : для занятий с детьми 3-7 лет : методическое пособие. / Р. С. Буре. – Москва : Мозаика-Синтез, 2015. – 80 с. – ISBN 978-5-86775-830-1. – Текст : непосредственный.
  2. Горная, Т. И. Влияние культурно-досуговой деятельности на эмоциональное благополучие детей старшего дошкольного возраста / Т. И. Горная. – Текст : электронный // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. – URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=25536. – Дата публикации: 30.09.2021.
  3. Демиденко, С. О. Особенности организации развлечения как вида культурно-досуговой деятельности в дошкольном образовательном учреждении / С. О. Демиденко, К. С. Черникова. – Текст : непосредственный // Инновационная наука. – 2015. – № 11-2. – С. 184-186.
  4. Дубеко, Л. А. Культурно-досуговая деятельность как фактор освоения основ культуры ребенка 5-6 лет / Л. А. Дубеко, М. В. Ромаева. – Текст : электронный // Студенческий научный форум - 2012 : материалы IV Международной студенческой научной конференции. – 2012. – URL: https://scienceforum.ru/2012/article/2012001169 (дата обращения: 14.10.2021).

  1. Зацепина, М. Б. Праздники и развлечения в детском саду : методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей : для работы с детьми 3-7 лет / М. Б. Зацепина, Т. В. Антонова. – Москва : Мозаика-Синтез, 2005. – 134, [1] с. – (Библиотека программы воспитания и обучения в детском саду). – ISBN 5-86775-334-4. – Текст : непосредственный.
  2. Зацепина, М. Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду : программа и методические рекомендации : для занятий с детьми 2-7 лет / М. Б. Зацепина. – 2-е издание, исправленное и дополненное. – Москва : Мозаика-Синтез, 2009. – 71 с. – (Библиотека программы воспитания и обучения в детском саду). – ISBN 978-5-86775-336-8. – Текст : непосредственный.
  3. Зацепина, М. Б. Организация культурно-досуговой деятельности дошкольников / М. Б. Зацепина ; под общей редакцией Т. С. Комаровой. – Москва : Педагогическое общество России, 2004. – 142, [1] с. – (Воспитываем, обучаем дошкольников). – ISBN 5-93134-234-6. – Текст : непосредственный.        
  4. Зимина, А. Н. Государственные праздники для дошкольников : учебное пособие / А. Н. Зимина. – Издание 2-е, исправленное и дополненное. – Москва : Центр педагогического образования, 2007. – 95 с. : ил., ноты. – (Воспитываем, обучаем дошкольников). – ISBN 978-5-91382-017. – Текст : непосредственный.
  5. Истоки. Комплексная образовательная программа дошкольного образования / научный руководитель Л. А. Парамонова. – 6-е издание,  переработанное. – Москва : Сфера, 2018. – 192 с. – ISBN 978-5-9949-1235-5. – Текст : непосредственный.
  6. Кузьмин,  И. А. Истоковедение. Духовно- нравственное воспитание дошкольников в контексте истоковедения Т.11 / И. А.Кузьмин, Л. П. Сильвестрова – Издательский  дом «Истоки», 2015. – 230с. – Текст : непосредственный.
  7.  Кузьмин, И. А. Программа «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» для дошкольного образования. Научно–методический сборник «Истоковедение». Т.5 / И. А.  Кузьмин, В. А. Камкин  – М.: Истоки, 2009. – 230с. – Текст : непосредственный.
  8. Науменко, Г. М. Фольклорный праздник в детском саду и в школе : песни, игры, загадки, театрализованные представления в авторской записи, нотной расшифровке и редакции / Г. М. Науменко. – Москва :Линка-Пресс, 2000. – 221, [1] с. : нот. – ISBN 5-8252-0009-6. – Текст : непосредственный.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: