Самообразование воспитателя

Шентерякова Наталья Сергеевна

"Создание инновационной модели речевого развития детей дошкольного возраста посредством использования инновационной технологии «Кластер» в образовательном процессе ДОУ."

Актуальность:  Вследствие серьезных перемен, произошедших в системе образования,   образовательное учреждение способно показывать высокие результаты деятельности только благодаря внедрению инновационных технологий при организации учебно-воспитательного процесса.

Развитие критического мышления состоит в том, что способствует формированию у детей целостной картины окружающей действительности, обобщению и систематизации знаний. Она позволяет добиться позитивных результатов при работе с большим объемом информации, которую необходимо освоить, выделить главное, систематизировать и определенным образом представить.

Согласно требованиям ФГОС ДО (п. 3.3.1., п. 3.3.2.) предметно- пространственная среда группы должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства и быть создана в соответствии с особенностями развития воспитанников группы. РППС – одно из основных средств, формирующих личность ребенка, источник получения знаний и социального опыта, поэтому предметная среда должна быть информативна, удовлетворяя потребность ребенка во всестороннем развитии. Задействованность среды ребенком, ее активное познание, изучение зависит от подготовленности и компетентности взрослого. Взрослый призван обеспечить богатство предметно-пространственной среды, чтобы максимально развернуть самостоятельную детскую активность.

Одним из современных методов организации образовательного процесса являются образовательные кластеры.

В России понятие  кластер стало употребляться сравнительно недавно. Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт.

Тема моего самообразования выбрана не случайно, ведь используя технологию развивающую критическое мышление дает нам возможность развивать и творческий и интеллектуальный потенциал ребёнка.

 

Цель-Повышение профессиональной компетенции в освоении методики «кластер».

Создание условий для всестороннего развития  критического  мышления дошкольников возраста посредством использования инновационной технологии «Кластер» в образовательном процессе ДОУ и семьи.                                       Формировать у детей навыки связной речи, умения систематизировать учебный материал и свои оценочные суждения.

Задачи

для педагога:

1.Изучение методической литературы, интернет - ресурсов по данной теме;

2.создание в группе условий для работы по данной методике «Кластер» (подготовка наглядного материала);

3.разработка перспективного плана;

4.обобщение своего личного педагогического опыта и распространение его посредством проведения консультации для педагогов, выступления на педагогическом совете, проведения мастер-класса.

для педагогов доу:

1.Активизировать мыслительно-поисковую деятельность воспитателей;

2.познакомить с инновационной технологией «Кластер», с методическими приемами использования  данной технологии в образовательной деятельности.

для детей:

1.Развивать все компоненты устной речи детей; 

2.способствовать практическому овладению воспитанниками нормами речи;

3. поощрять свободу высказывания;

4. учить систематизировать большой объём информации; 

5.поддерживать инициативность, самостоятельность, интерес детей; 

6.воспитывать коммуникативные навыки.

Для родителей:

1.Выявление степени заинтересованности по данному направлению работы с детьми; анкетирование родителей;

2.Оформление информационно-наглядного материала в родительском уголке (буклеты, папки – передвижки, информационные стенды);

3.Установление доверительных отношений между родителями и воспитателями, определение задач совместного воспитания детей и их реализация.

Ожидаемые результаты:

Дети:

• научатся ставить вопросы и свободно высказываться, выделять главное,

 • устанавливать причинно-следственные связи,

• строить умозаключения и переходить от частностей к общему, понимая проблему в целом.

Родители:

• Формирование представлений у родителей о технологии  «Кластер» для развития критического мышления.

Педагоги:

 •  Повышение уровня педагогической компетенции;

• Внедрение технологии «Арт-Кластер» в непосредственную образовательную деятельность.

План работы

 

№ п/п

Сроки

Формы работы

Самообразование

 

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа с педагогами

1

октябрь

Подбор и изучение методической литературы.

Приобретение методического пособия.

Оформление уголка в группе  для работы по теме самообразования.

Постановка целей и задач по данной теме.

 

 

Знакомство с технологией кластер

Анкетирование родителей «Развитие креативного мышления у детей дошкольного возраста»

-

2

Ноябрь

 

Пополнение методической копилки (составление картотек игр, конспектов по теме).

1.Моя улица Кластер – схема «Логическая цепь»

2. Продуктовая корзина Кластер – схема «Гроздь»

3.Моя семья Кластер – схема «Логическая цепь»

Ознакомление родителей с технологий «Кластер». Значимость данной технологии в образовательном процессе(Буклет).

-

3

Декабрь

 

Пополнить предметно-развивающую среду Пополнить кейс «Демонстрационный материал для занятий»

 

  1. Наше ателье(одежда) Кластер – схема «Гроздь»
  2. Кто как к зиме приготовился кластер схема «Гроздь»
  3. Новый год стучится в дверь Кластер – схема «Логическая цепь»

-

-

4

Январь

 

Пополнение методической копилки (составление картотек игр, конспектов по теме).

  1. Зимние забавы Кластер – схема «Перепутанная логическая цепочка»
  2. Дидактическая игра «Что сначала, что потом» Кластер – схема «Перепутанная логическая цепочка»

Консультация для родителей «Использование технологии «Кластер» как средство развития мышления и речи детей дошкольного возраста».

-

5

Февраль

 

Пополнить кейс «Демонстрационный материал для занятий»

1.Транспорт Кластер – схема «Гроздь»

2.Птицы зимой Кластер – схема «Гроздь»

3.Праздник смелых людей Кластер – схема «Гроздь»

Изготовление пособия для методики  кластер « Методическая черепаха»

-

6

Март

 

Пополнить кейс «Демонстрационный материал для занятий» 

1.Профессии кластер «Методическая черепаха»

2. Перелётные птицы кластер «Методическая черепаха»

3.Домашний труд Кластер – схема «Логическая цепь»

 Памятка «Какой вид кластера выбрать для занятий дома»

 

-

7

Апрель

 

Пополнить кейс «Демонстрационный материал для занятий»

 1.Из семени в дерево Кластер – схема «Логическая цепь»

2. «Космическое путешествие» Кластер – схема «Гроздь»

3. «По дороге в детский сад». Кластер – схема «Логическая цепь»

Размещение  в уголке для родителей  фотовыставка по проделанной работе: освоение методики.

Мастер -класс «Организация работы с дошкольниками по составлению разных видов кластеров»

 

8

май

Самоанализ плана по  самообразованию.

 

Инструменты (трудовой инвентарь).

Кластер – схема «Перепутанная логическая цепочка»

Презентация отчет в сети интернет «Применение метода «Кластер» в образовательной деятельности дошкольников»

Отчет  по теме самообразования «Применение метода «Кластер» в образовательной деятельности дошкольников»

 

 

Список источников:

1. Балалиева, О. В. Кластерное развитие дошкольного образования / О. В. Балалиева. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). — Т. 1. — Пермь : Меркурий, 2011. — С. 69-71. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/268/ (дата обращения: 11.10.2024).

2.https://urok.1sept.ru/articles/678576

3. https://www.teacherjournal.ru/categories/22/articles/5855

4. https://infourok.ru/moya-pedagogicheskaya-nahodka-klaster-metod-kriticheskogo-myshleniya-doshkolnikov-s-ovz-6650175.html

5. https://www.e-osnova.ru/PDF/osnova_20_33_12805.pdf

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moe_samoobrazovanie.docx28.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Радуга» р.п.Базарный Карабулак Саратовской области»412600, Саратовская область, р.п. Базарный Карабулак, ул. Некрасова, д.16 «а»

ОГРН 1106444000541   ИНН 6404005573

«План по самообразованию педагога»

Шентеряковой Натальи Сергеевны

Тема: "Создание инновационной модели речевого развития детей дошкольного возраста посредством использования инновационной технологии «Кластер» в образовательном процессе ДОУ."

Педагогический стаж 15 лет

Высшая квалификационная категория

2024-2025 г.г.

"Создание инновационной модели речевого развития детей дошкольного возраста посредством использования инновационной технологии «Кластер» в образовательном процессе ДОУ."

Актуальность:  Вследствие серьезных перемен, произошедших в системе образования,   образовательное учреждение способно показывать высокие результаты деятельности только благодаря внедрению инновационных технологий при организации учебно-воспитательного процесса.

Развитие критического мышления состоит в том, что способствует формированию у детей целостной картины окружающей действительности, обобщению и систематизации знаний. Она позволяет добиться позитивных результатов при работе с большим объемом информации, которую необходимо освоить, выделить главное, систематизировать и определенным образом представить. 

Согласно требованиям ФГОС ДО (п. 3.3.1., п. 3.3.2.) предметно- пространственная среда группы должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства и быть создана в соответствии с особенностями развития воспитанников группы. РППС – одно из основных средств, формирующих личность ребенка, источник получения знаний и социального опыта, поэтому предметная среда должна быть информативна, удовлетворяя потребность ребенка во всестороннем развитии. Задействованность среды ребенком, ее активное познание, изучение зависит от подготовленности и компетентности взрослого. Взрослый призван обеспечить богатство предметно-пространственной среды, чтобы максимально развернуть самостоятельную детскую активность.

Одним из современных методов организации образовательного процесса являются образовательные кластеры.

В России понятие  кластер стало употребляться сравнительно недавно. Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт.

Тема моего самообразования выбрана не случайно, ведь используя технологию развивающую критическое мышление дает нам возможность развивать и творческий и интеллектуальный потенциал ребёнка.

Цель-Повышение профессиональной компетенции в освоении методики «кластер».

Создание условий для всестороннего развития  критического  мышления дошкольников возраста посредством использования инновационной технологии «Кластер» в образовательном процессе ДОУ и семьи.                                       Формировать у детей навыки связной речи, умения систематизировать учебный материал и свои оценочные суждения. 

Задачи 

для педагога:

1.Изучение методической литературы, интернет - ресурсов по данной теме;

2.создание в группе условий для работы по данной методике «Кластер» (подготовка наглядного материала);

3.разработка перспективного плана;

4.обобщение своего личного педагогического опыта и распространение его посредством проведения консультации для педагогов, выступления на педагогическом совете, проведения мастер-класса.

для педагогов доу: 

1.Активизировать мыслительно-поисковую деятельность воспитателей;

2.познакомить с инновационной технологией «Кластер», с методическими приемами использования  данной технологии в образовательной деятельности.

для детей: 

1.Развивать все компоненты устной речи детей; 

2.способствовать практическому овладению воспитанниками нормами речи;

3. поощрять свободу высказывания;

4. учить систематизировать большой объём информации;  

5.поддерживать инициативность, самостоятельность, интерес детей; 

6.воспитывать коммуникативные навыки.

Для родителей:

1.Выявление степени заинтересованности по данному направлению работы с детьми; анкетирование родителей;

2.Оформление информационно-наглядного материала в родительском уголке (буклеты, папки – передвижки, информационные стенды);

3.Установление доверительных отношений между родителями и воспитателями, определение задач совместного воспитания детей и их реализация.

Ожидаемые результаты:

Дети: 

научатся ставить вопросы и свободно высказываться, выделять главное,

 устанавливать причинно-следственные связи,

строить умозаключения и переходить от частностей к общему, понимая проблему в целом.

Родители:

• Формирование представлений у родителей о технологии  «Кластер» для развития критического мышления.

Педагоги:

 •  Повышение уровня педагогической компетенции;

• Внедрение технологии «Арт-Кластер» в непосредственную образовательную деятельность.

План работы

№ п/п

Сроки

Формы работы

Самообразование

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа с педагогами

1

октябрь

Подбор и изучение методической литературы.

Приобретение методического пособия.

Оформление уголка в группе  для работы по теме самообразования.

Постановка целей и задач по данной теме.

 

Знакомство с технологией кластер

Анкетирование родителей «Развитие креативного мышления у детей дошкольного возраста»

-

2

Ноябрь

Пополнение методической копилки (составление картотек игр, конспектов по теме).

1.Моя улица Кластер – схема «Логическая цепь»

2. Продуктовая корзина Кластер – схема «Гроздь»

3.Моя семья Кластер – схема «Логическая цепь»

Ознакомление родителей с технологий «Кластер». Значимость данной технологии в образовательном процессе(Буклет).

-

3

Декабрь

Пополнить предметно-развивающую среду Пополнить кейс «Демонстрационный материал для занятий»

  1. Наше ателье(одежда) Кластер – схема «Гроздь»
  2. Кто как к зиме приготовился кластер схема «Гроздь»
  3. Новый год стучится в дверь Кластер – схема «Логическая цепь»

-

-

4

Январь

Пополнение методической копилки (составление картотек игр, конспектов по теме).

  1. Зимние забавы Кластер – схема «Перепутанная логическая цепочка»
  2. Дидактическая игра «Что сначала, что потом» Кластер – схема «Перепутанная логическая цепочка»

Консультация для родителей «Использование технологии «Кластер» как средство развития мышления и речи детей дошкольного возраста».

-

5

Февраль

Пополнить кейс «Демонстрационный материал для занятий»

1.Транспорт Кластер – схема «Гроздь»

2.Птицы зимой Кластер – схема «Гроздь»

3.Праздник смелых людей Кластер – схема «Гроздь»

Изготовление пособия для методики  кластер « Методическая черепаха»

-

6

Март

Пополнить кейс «Демонстрационный материал для занятий» 

1.Профессии кластер «Методическая черепаха»

2. Перелётные птицы кластер «Методическая черепаха»

3.Домашний труд Кластер – схема «Логическая цепь»

 Памятка «Какой вид кластера выбрать для занятий дома»

-

7

Апрель

Пополнить кейс «Демонстрационный материал для занятий»

 1.Из семени в дерево Кластер – схема «Логическая цепь»

2. «Космическое путешествие» Кластер – схема «Гроздь»

3. «По дороге в детский сад». Кластер – схема «Логическая цепь»

Размещение  в уголке для родителей  фотовыставка по проделанной работе: освоение методики.

Мастер -класс «Организация работы с дошкольниками по составлению разных видов кластеров»

 

8

май

Самоанализ плана по  самообразованию.

Инструменты (трудовой инвентарь).

Кластер – схема «Перепутанная логическая цепочка»

Презентация отчет в сети интернет «Применение метода «Кластер» в образовательной деятельности дошкольников»

Отчет  по теме самообразования «Применение метода «Кластер» в образовательной деятельности дошкольников»

Список источников:

1. Балалиева, О. В. Кластерное развитие дошкольного образования / О. В. Балалиева. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). — Т. 1. — Пермь : Меркурий, 2011. — С. 69-71. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/268/ (дата обращения: 11.10.2024).

2.https://urok.1sept.ru/articles/678576

3. https://www.teacherjournal.ru/categories/22/articles/5855

4. https://infourok.ru/moya-pedagogicheskaya-nahodka-klaster-metod-kriticheskogo-myshleniya-doshkolnikov-s-ovz-6650175.html

5. https://www.e-osnova.ru/PDF/osnova_20_33_12805.pdf