Консультации для педагогов

Шентерякова Наталья Сергеевна

Слайд 1.

Организация работы с дошкольниками по составлению

разных видов кластеров

Вследствие серьезных перемен, произошедших в системе образования,   образовательное учреждение способно показывать высокие результаты деятельности только благодаря внедрению инновационных технологий при организации учебно-воспитательного процесса.

Развитие критического мышления состоит в том, что способствует формированию у детей целостной картины окружающей действительности, обобщению и систематизации знаний. Она позволяет добиться позитивных результатов при работе с большим объемом информации, которую необходимо освоить, выделить главное, систематизировать и определенным образом представить.

Слайд 2.

         Кластер - метод развития критического мышления и речи дошкольников.

         В переводе с английского языка слово «кластер» (cluster) означает «пучок», «гроздь», «группа», «концентрация», «собираться группами», «расти пучками».

         Кластер – графический метод организации информации, в которой выделяются главные смысловые единицы, фиксирующиеся в идее схем с пояснением всех связей между ними.

         Образовательный кластер – это изображение, которое способствует систематизации и обобщению учебного материала, служит наглядной схемой. Таким образом, суть метода заключается в выделении темы, смысловых единиц и графическом оформлении в определённом порядке схемы.

         Применение данного метода позволяет формировать у ребенка целостное восприятие мира. Иногда такой метод называют «Наглядным мозговым штурмом».

          Слайд 3.

Достоинства и результаты применения метода кластер

У детей формируется:

1. Умение формулировать вопросы.

2. Находить главное в большом объеме учебного материала.

3. Устанавливать причинно-следственные и логические связи.

4. Строить умозаключения.

5. Переходить от частного к общему, воспринимая проблему в общем виде.

6. Проводить аналогии.

7. Сравнивать, анализировать и классифицировать.

         Кластер развивает у детей умение высказывать собственное мнение на основе опыта и наблюдений, активизирует познавательную деятельность. Коллективное составление кластера позволяет каждому ребенку проявить себя, показать, как он видит предложенную проблему или тему. Ни одно детское мнение и высказывание не остается без внимания. У детей есть возможность вносить изменения в готовые схемы, проявлять свободу творчества.

Слайд 4.

Виды кластеров

Кластер – схема «Гроздь»

Кластер – схема «Логическая цепь»

Кластер – схема «Перепутанная логическая цепочка»

Кластер – таблица

Кластер – схема «Планета и спутники»

Слайд 5.

Кластер – схема «Гроздь»

Характеризуется установлением взаимосвязи между более крупными и мелкими смысловыми единицами.

Рекомендации по работе с «гроздьями»

1.  Оцените материал, с которым будете работать. Нужна ли в данном случае разбивка на «грозди»? Можно ли выделить большие и малые смысловые единицы?

2.  Помогите детям вы­делить эти смысловые единицы, сначала более крупные, затем мелкие.

3.  Озвучьте свои «грозди».

4.  Попросите установить связи между «веточками» вашей «грозди» и объяснить возникшие связи.

5.  Если вы хотите остановиться на каком-либо смысловом блоке, попросите сделать эту «веточку» поярче.

Слайд 6.

Кластер «Животные»

 Например, построение с детьми горизонтального кластера в виде грозди по теме «Животные» способствовало систематизации и обобщению знаний о классификации животных, местах их обитания и пользе для человека. Для составления кластера использовали условные обозначения, первые буквы слов, картинки.

Слайд 7.

Кластер «Северный полюс»

При изучении темы «Северный полюс» ребятам предложили вспомнить всё о том, что они знают о Северном полюсе. Дети озвучивали свои мысли, показывали знания и имеющиеся у них представления  по теме, описывали возникающие ассоциации. Все детские высказывания фиксировались в наглядном виде, составлялся кластер с использованием картинок, условных обозначений или первых букв слов.

Слайд 8.

         После того, как дети высказались, и все их мысли и ассоциации нашли отражение в схеме, была организована работа по осмыслению, расширению и углублению имеющейся у детей информации. Детям предлагалось подумать, почему на карте и глобусе Северный полюс обозначен белым цветом. Ребята делали выводы, строили логические цепочки, узнали об особенностях климата на севере, о полярной ночи и полярном дне, которые длятся по полгода.  Дети размышляли о приспособлении животных к суровым условиям, узнали и тяжелом труде полярников. В кластере в виде грозди появлялись новые объекты, что помогало дошкольникам структурировать материал, улучшить качество его усвоения.

Слайд 9.

Составление кластеров по темам «Транспорт»,

«Зимующие и перелетные птицы»

         Использование метода кластер позволяло детям устанавливать взаимосвязи между предметами и объектами при изучении различных тем: «Зимующие и перелетные птицы», «Виды транспорта», «Профессии и инструменты», «Посуда», «Жаркие страны», «Насекомые» и др.       

Слайд 10. Кластеры при формировании фонематических представлений

Кластеры-схемы также широко применяются нами при формировании фонематических представлений. У детей закрепляются навыки различения гласных и согласных звуков  твердых и мягких, глухих и звонких), определения позиции звука в слове, звукового анализа и т.д.

Слайд 11.

Слайд 12.

Слад 13.

Кластер - схема «Логическая цепь»

Данный кластер отражает строгую взаимосвязь, последовательность или цикличность объектов и явлений. С его помощью дети усваивают последовательность времен года, дней недели, различных процессов.

Слайд 14.

Кластер – схема «Перепутанная логическая цепочка»

         Это способ мы используем как средство проблематизации учебного материала для развития логического мышления детей. 

Шаг 1-ый: педагог подготавливает ключевые термины, понятия, картинки по изучаемой теме.

Шаг 2-ой: педагог предъявляет детям ключевые термины по изучаемой теме в случайном порядке и дает задание установить их логическую последовательность.

Шаг 3-ий: дети самостоятельно строят логическую цепь этих понятий, озвучивают последовательность.

Например, задания:

Расположите в правильном порядке времена года (дни недели, месяцы).

Расположите серию картинок в логической последовательности (Что сначала, что потом).

  Слайд 15.

Кластер-таблица

Наглядно представляет мыслительные процессы сравнения, сопоставления, классификации и др.

В таблице по вертикали располагается то, что подлежит сравнению, а по горизонтали - различные характеристики, по которым производится сравнение.

Сравнительная характеристика тигра и льва

Тигр

Полосы

Нет гривы

Живет в тайге

Масса больше

Когти больше

Лев

Одноцветный

Грива

Живет в Африке

Масса меньше

Когти меньше

 

Сравнительная характеристика озера и реки

Озеро

Нет течения

 

Соленая

Пресная

 

Река

Течение

 

Пресная вода

Русло

 

Слайд 16.

Кластер – схема «Планета и спутники»

Рекомендации по составлению:

Шаг 1-ый: В центре доски или большого листа бумаги пишется ключевое слово, понятие.

Шаг 2-ой: Вокруг этого понятия размещаются его характеристики, признаки, образы.

Шаг 3-ий: Устанавливаются подходящие связи между ключевым понятием и идеями.

        

 

Слайд 17.

Пособие-кластер «Методическая черепаха»

         Представляет собой пособие в виде игрушки-антистресс и наборов предметных картинок, которые можно вставлять в кармашки по краю панциря и помещать в центр панциря черепахи.

    В результате дети составляют кластер, целью которого является закрепление представлений об окружающем мире, развитие речи, коммуникативных навыков, памяти, внимания, способов умственной деятельности: сравнения, обобщения, анализа и классификации.

Примеры игр с «Методической черепахой»

  • «Когда это бывает?»  (в центре панциря ребенок размещает картинку-время года, по краям – картинки-символы данного времени года);
  • «Осенний букет» (в центре панциря изображение осени, ребенок помогает черепашке собрать осенние листья, правильно называя их);
  • «Что растет на грядке?» (подбор овощей);
  • «Во фруктовом саду» (подбор фруктов);
  • «Кто живет в лесу?» (в центре изображение леса, ребенок выбирает диких животных);
  • «Домашние животные» (в центре изображение дом, ребенок выбирает домашних животных);
  • «Зимующие птицы» (в центре панциря – снежинка, по краям ребенок ставит изображения зимующих птиц);
  • «Подбери инструменты к профессии» (В центре панциря – картинка-изображение профессии, по краям – инструменты, атрибуты).

         Слайд 18.

Составление кластера по теме «Осень»

С использованием картинок дети составляли кластер по теме «Осень», называли листья от разных видов деревьев, считали их, при этом правильно согласовывая числительные с существительными, называли осенние приметы, объединяя предложения в связный рассказ.

     Слайд 19.

Вывод

Таким образом, метод кластера как средство формирования целостной картины окружающей действительности, обобщения и систематизации знаний универсален. Он помогает работать  с большим объемом информации, которую необходимо освоить, выделить главное, систематизировать и определенным образом представить.

Слайд 20.

Спасибо за внимание!