Мои конкурсные работы
Скачать:
Предварительный просмотр:
Моя педагогическая находка
Тема: Формирование эмоционально-ценностных представлений у дошкольников в процессе патриотического воспитания.
Человек является, прежде всего, сыном
своей страны, гражданином своего отечества,
горячо принимающим к сердцу его интересы.
В.Г. Белинский
Не заменят край родимый
Никакие чудеса!
Только здесь всё так любимо –
Реки, горы и леса.
Здесь от отчего порога
Начинается страна.
Стран других на карте много,
Только Родина одна!
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья россиян. Концепция дошкольного образования поставила перед педагогами дошкольных образовательных организаций задачи формирования человека здорового физически, духовно, богатого нравственно, творческого, думающего. В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» отмечается, что «приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины». Важность и значимость патриотического воспитания еще раз подчеркнул президент страны, объявив 2025 год Годом защитника Отечества. Тематика года отражает приоритеты современной России – патриотизм, преемственность поколений и уважение к защитникам Родины во все времена.
Я работаю в детском саду много лет и, исходя из своего опыта работы в этом направлении, могу дать утвердительный ответ: дошкольникам доступно чувство любви к родным и близким, родному селу, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, которое рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.
Так, какой же ребенок в будущем может стать гражданином и патриотом своей страны, как сформировать в нем нравственные ценности и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, стране? Да, только духовно, нравственно здоровый ребенок! Это залог ценностного отношения к Родине.
Вырастить здорового ребенка в целом – вот самое главное, что необходимо сделать педагогам дошкольных учреждений. Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудом родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Поэтому, целью моей работы в соответствии с ФОП ДО стало: создание оптимальных условий для формирования патриотических чувств и становления активной гражданской позиции дошкольника.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, селу;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к обычаям и традициям своего народа;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- расширение представлений о городах России;
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Что же сделать мне как педагогу, что - то новое, интересное, необычное, чтобы в процессе патриотического воспитания сформировать у дошкольников эмоционально-ценностные представления?
Поддержка детской инициативы в условиях игрового развивающего пространства с применением авторского дидактического пособия «патриотические облачка».
Оказывается, для того, чтобы интересно и необычно построить весь образовательный процесс, поддержать детскую инициативу в повседневной деятельности, в естественных условиях, нужно просто слышать «голос ребенка», который важно не только слышать, давая возможность высказаться и задавая правильно вопросы. Важно дать этим высказываниям «жизнь». Сделать так, чтобы дети видели, что их идеи работают, что их мысли и творчество очень важны. Разложив на голубое полотно разноцветные фигурки в форме облачков, поинтересовалась у детей, с чем, по их мнению ассоциируются данные фигурки. Как вы думаете, какие идеи возникли у ребят? Конечно же, это разноцветные шары. На вопрос, похожи ли на облачки, ответили, похожи, но облачки цветными не бывают. Но, подумав, добавили, может это необычные, волшебные облачки.
С помощью этих волшебных «облачков» я выстраиваю весь образовательный процесс по патриотическому воспитанию. Вы спросите, как? Об этом чуть позже…
Что дает данная технология участникам образовательных отношений?
«Патриотические облачка» для детей – возможность для детской инициативы в сохранении и укрепления духовного здоровья, мотивации любви к своей малой родине, Отчизне.
"У большинства людей чувство Родины в обширном смысле - родной страны, отчизны - дополняется еще чувством родины малой, первоначальной, родины в смысле родных мест, отчих краев, района, города или деревушки. Это малая родина со своим особым обликом, со своей - пусть самой скромной и непритязательной - красотой представляет человеку в детстве, в пору памятных на всю жизнь впечатлений ребяческой души, и с нею, этой отдельной и личной родной, он проходит с годами к той большой родине, что обнимает все малые и - в великом целом своем для всех одна".
А.Т.Твардовский
«Патриотические облачка» для родителей - установление партнерских отношений и проявление инициативы, обеспечение педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в патриотическом воспитании. Успеха в патриотическом воспитании детей можно достигнуть только тогда, когда сами взрослые будут знать историю своей страны, своего города, любить и уважать старшее поколение.
Результат воспитания может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнерами, так как они воспитывают одних и тех же детей.
«Патриотические облачка» для нас, педагогов – изучение и внедрение всех форм и методов патриотического воспитания, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Эффективно для нас педагогов, то, что авторское дидактическое пособие не только позволит поддерживать детскую инициативу, увидеть уникальность каждого ребенка, но и нестандартно построить весь образовательный процесс по формированию эмоционально-ценностных представлений у дошкольников в процессе патриотического воспитания.
Моя работа включает 5 блоков: «Формирование знаний о семье», «Изучение микросоциума», «Изучение родной природы», «Страницы истории и культуры родного края», «Никто не забыт, ничто не забыто». Волшебство авторского пособия заключается в том, что «волшебных облачков» по количеству пять – это наши пять блоков, которые имеют свой определенный цвет (голубой – цвет мира и добра; желтый – цвет солнца; зеленый – цвет природы; оранжевый – цвет жизни и света; красный – цвет победы). Пособие позволяет рассматривать все сферы деятельности по патриотическому воспитанию, так как чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей страны. Кроме этого важность и эффективность составляет в непосредственной обстановке реализовать различные формы, методы, приемы, поддерживающих детскую инициативу, позволяет осуществить переход на новый формат детско-взрослого взаимодействия, основанного на умении «слышать голос ребенка». В этом нам помогает правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда в группе и в детском саду в целом (мини-музей «Алтайский аил», стенды по патриотическому воспитанию, экологический уголок «Эколята-дошколята» и другие). Дети могут свободно перемещаться по детскому саду и узнать что-то интересное, новое, неизведанное, накопить социальный опыт.
Для формирования чувства патриотизма, конечно, важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре. Но при этом, на наш взгляд, еще важнее не забывать, что сами по себе знания являются только пищей ума, а патриотизм "от ума" не бывает, он бывает только "от сердца". Именно поэтому ранний возраст, в силу непосредственности душевных и эмоциональных реакций, в силу еще не утраченной открытости души, наиболее важен для формирования патриотизма. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, может помочь систематически правильно организованная работа в данном направлении. Использую следующие формы: целевые прогулки, экскурсии, проектная деятельность, беседы, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, чтение художественной литературы, праздники, развлечения, вечера досуга, викторины, просмотр слайдов и видеоматериалов, выставки детского творчества, утро радостных встреч, День добрых дел, социальные акции, событийная деятельность, и, конечно же, основная форма работы - совместная образовательная деятельность.
Теперь хочу познакомить с блоками:
1. Первое «патриотическое облачко» голубого цвета - цвета мира и добра. "Формирование знаний о семье".
Цель: расширять область социально-нравственных чувств и отношений детей.
Задачи:
* Развивать умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию.
* Воспитывать любовь к самому близкому - к родному дому.
* Обогащать представления о людях, их взаимоотношениях.
* Побуждать детей совершать положительные поступки, движимых мотивами гуманности и справедливости, воспитывать у детей любовь и привязанность к своей семье.
2. Второе «патриотическое облачко» желтого цвета - цвета солнца. "Изучение микросоциума".
Цель: расширять круг общения детей, способствовать осознанию значимости трудовой деятельности взрослых.
Задачи:
* Поддерживая естественное расширение интересов ребенка, помогать свободно ориентироваться в ближайшем окружении.
* Развивать исследовательский подход к доступным объектам окружающей действительности.
* Учить действовать в повседневной жизни разумно и самостоятельно, понимать и реализовать в своем направлении нравственное отношение к своему детскому саду.
3. Следующее облачко зеленого цвета - цвета природы. "Изучение родной природы".
Цель: воспитание у детей элементов экологического сознания, ценностных ориентаций в поведении и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей природной среде, как неотъемлемой части родного края.
Задачи:
* Знакомя с природой родного края, обеспечивать возможность действовать с объектами природы, наблюдать за ними, экспериментировать.
* Развивать познавательную активность в процессе исследовательской деятельности, развивать гуманное бережное отношение ко всему живому.
* Воспитание чувств любви к родной природе, как к одному из слагаемых патриотизма.
4. Четвертое оранжевого цвета - цвета жизни и света. "Страницы истории и культуры родного края".
Цель: воспитание чувства любви, гордости и патриотизма к своей малой Родине.
Задачи:
* Формирование элементарных знаний о быте наших предков - начальный этап в познании родного края.
* Развитие у детей интереса и любознательности к историческому прошлому, расширять представления детей о самобытности нашего народа в прошлом и настоящем.
* Осознание детьми любви к родным местам, ощущения своей неразрывности с окружающим миром, формировать желание сохранять и приумножать богатство своего родного края.
5. Последнее «патриотическое облачко» красного цвета - цвета победы. "Никто не забыт, ничто не забыто".
Цель: донести до детей значение Победы советского народа в Великой Отечественной войне.
Задачи:
* Создать условия для восприятия целостной картины войны.
* Формировать гражданственность, чувство любви и гордость на основе изучения военной истории Отечества.
* Воспитывать защитников своей страны, стремление быть смелыми и отважными.
Итак, какой результат системной работы по данному направлению мы получили?
У детей:
- расширились знания в нравственно-патриотическом направлении;
- проявляет познавательный интерес к родине, семье, детскому саду;
- проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет представление о ее географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях;
- проявляет инициативу, любознательность.
У родителей:
- повышение компетентности родителей воспитанников по патриотическому воспитанию;
-укрепление детско- родительских отношений;
-выработалась активная позиция, появилось чувство ответственности за духовно-нравственное становление детей.
У педагогов:
- повышение профессионализма по данной теме;
-внедрение новых методов работы с детьми и родителями;
- самореализация.
Работа по патриотическому воспитанию дошкольников подтверждает то, что в любом детском образовательном учреждении для осуществления патриотического воспитания, обязательно необходимо проводить цикл мероприятий, направленных на привитие детям любви к семье, природе, окружающим и, конечно же, Родине.
Таким образом, патриотическое воспитание носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольника. Открываются широкие возможности в организации совместной познавательно-поисковой, продуктивной деятельности дошкольников, педагогов и родителей. Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только, если сами взрослые будут знать и любить историю своей страны, своей малой родины. Они должны уметь отобрать те знания, которые доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости.
В заключении хочу отметить, детство – это совсем не маленькая страна, это – огромная планета, где каждый ребенок имеет право быть юным патриотом своей Родины!
«Только тот, кто ценит и уважает
накопленное и сохранённое
предшествующим поколением,
может любить Родину, узнать её, стать
подлинным патриотом».
С. Михалков
Предварительный просмотр:
Муниципал текши ӱредӱлик бюджет тӧзӧми
«Кырлыктыҥ текши орто ӱредӱлик школы»
структура-бӧлӱги «Кырлык jурттыҥ кичинек болчомдордыҥ турачагы»
КИЧИНЕК БОЛЧОМДОРГО
КУУЧЫНДАР ЛА ӰЛГЕРЛЕР
(таскадаачынын чӱмдемелдери)
Белетеген: Дешева Мызылдай Делдоновна,
орто группанын таскадаачызы
Кырлык jурт, 2024
Куучын.
Амаду ла чымалылар.
Изӱ jайгы кӱнде Амаду нӧкӧрлӧриле jиилектеп барган. Кӱн изӱ. Jалаҥ jаан, элбек. Тегенектер сайат. Чымалылар тиштейт.
Амаду чымалыларга куучын-эрмек баштады: «Слер кӧп, jе кичинек. Jиилекти айларга апарарга слерге кӱчке келижет. Мен слердиҥ айылга бу теерип алган jиилегимди апарып берейин. Слер дезе, jаныгар. Бисти тиштебегер. Мен нӧкӧрлӧримле база jиилек теерип аладым. Энебис jиилектеҥ кышка биске тату тамзык-варенье белетеп берер».
Чымалыларды баштаган, балдарын ишке белетеген ада-чымалы jӧпсинди.Ӱӱрин ээчидип, айлына jанды Амаду jиилегин олордыҥ уйазыныҥ jанына уруп берди.Оноҥ нӧкӧрлӧриле табылу, меҥдебей ойто jиилекти терип алдылар.Эҥирде балдар толтыра jиилектӱ jанып келерде, энелери сӱӱнип, кышка тамзык-варенье кайнадып берди.
Куучын.
Кызыл карандаш.
Ай-Чечек кере тӱжӱне jуранат. Сары будукла кӱнди, кőк карандашла теҥерини, кызыл őҥлő чечектерди jураган.
Алтынай ӱӱрези келерде, Ай-Чечек меҥдей-шиҥдей карандаштарды jууйла, тышкары ойноп jӱре берген. Кызыл карандаш тоолонып, столдыҥ алдына артты. Карандашка айландыра jӱрӱм солун болды. Ол качанда jаҥыскан артпаган. Карандаш кőзнőктиҥ алдын, диванныҥ алдын jилбиркеп, эҥир киргенче ойноды.
Jе эҥир кирип, тал-табыштар кőптőй берерде, ол коркып баштады. Кőрőр болзо чычкан уйазынаҥ чыгып келиптир.
-Сен кем? - деп чычкан карандаштаҥ сурады.
- Мен карандыш. Менде кőп-кőп ака-карындаштарым бар. А сен кем? – деп карандаш удура сурады. Чычкан каруузын берди.
Чычкан карандашты айлына кычырды.
- Бойсын, ол тушта Ай-Чечек мени ол тушта таппас, - деп кызыл карандаш мойноды. Онойло эрмектеш jатканча, кӱркӱреген табыш угулды. Чычкан качып jажынды. Карандаш кайда барзын, коркуп та турза, сакыды. Кőрőр болзо , тоозын-тобрак jуур эдим – пылесос. Ол эдим оны кийдире тартарга сананды. Jе карандаш туура jадала, jеек-jуутпаныҥ оозына кирбеди.
Оноҥ Борош деп киске карандашты сонуркап, ары-бери тоголодып, ойной берди. Ай-Чечек оны кőрӱп ийеле, сӱӱнди. Кызыл карандашты jакшы, jымжак сőстőрлő jажыдып, арткан карандаштарга кожуп салды. Кызыл каранжаш ага-карындаштарына нени кőргőнин тőкпőй-чачпай куучындады.
Ӱлгер.
Телефон.
Jaҥы jыл деп байрамда
Соок- Таадак мени уткыган.
Jараш кызыл баштыкта
Телефон меге сыйлаган.
Телефондо не jок деер,
Jӱзӱн-башка ойындар.
Чӧрчӧктӧр ле эдимдер,
Jакылталар, таныктар.
Телефонноҥ таныкты
Кажы ла кӱн ачадым.
Ӧҥдӱ jараш jурукты
Канай jураар табадым.
Муниципал текши ӱредӱлик бюджет тӧзӧми
«Кырлыктыҥ текши орто ӱредӱлик школы»
структура-бӧлӱги «Кырлык jурттыҥ кичинек болчомдордыҥ турачагы»
ПРОЕКТ
«АЛТАЙЫСТЫҥ ТОК КУРСАГЫ»
Белетеген: Дешева Мызылдай Делдоновна,
орто группанын таскадаачызы
Кырлык jурт, 2023
Проект
«Алтайыстын ток курсагы»
Кире сőс
Актуальность:
1) Кичинек болчомдор кőп алтай сőстőрлő таныжар (аткыс, кӱп, кőőрчőк);
2) Jурт jердиҥ балдары эне-аданыҥ эткен ижин тооп, олорго болужып, ишке тазыгар;
3)Алтай чőрчőктőрдő «ырысту» балдардыҥ эткен ижин темдек эдип кőргӱзер;
4) Сӱттеҥ эткен курсак экологиялык ару, су-кадыкка тузалу болгонын jартаар.
Шиҥжӱ иштиҥ предмеди: алтай аш-курсак
Гипотеза: «Алтайдыҥ ток курсагы» деп проект балдарды jилбиркедип, билим ишке тазыктырар.
Проектиҥ бӱдӱми: кыска őйдиҥ туркунына бӱдӱрери.
Шиҥжӱ иштиҥ эп-аргалары: кычырары, jууры, шиҥдери.
Амаду: чегенниҥ, аарчыныҥ, куруттыҥ аҥылузын ла керектӱзин билип алар.
Задачалар:
- алтай аш-курсак тӱӱкиде табылганы;
-чеген, аарчы, курут кижиниҥ эт-канына кандый тамзыгын jетирип турганын jартап алары.;
- алтай аш-курсак керегинде улустаҥ угары.
Мен «Алтайыстыҥ ток курсагы» деп проект jазар деп санандым. Эки jылдыҥ туркунына jай őйинде чеген jууп, азып арайынаҥ бойыма чегенниҥ, аарчыныҥ jажыттарын ачып, оноҥ кőпти билерге jилбиркеп, бу бедирениш ишти бойыма баштадым.
Проектиҥ бőлӱктери:
Чеген, аарчы, курут.
Чеген, аарчы, курут – ол не дегени? Албатыда «Сӱт-курсактыҥ бажы» деп тегинду айдылбаган. Ол торо-кӱч őйдő калыгын аргадаган курсак. Айдарда ла чеген, jе онын байы-чӱми jаан аш-курсак. Сааган сӱтти кайнадып, бир-эки кӱн тургузып, ӱстинде őрőмő-каймагын алып, сӱттин бойын кӱпте чегенге уруп, кӱпти толтырар. Агаш кӱптен быжузы jок деп санандым, ненин учун дезе кандый да изӱ кӱн болзо, чегени соок болор. Кижиниҥ суузыны канып турар. Чегенди агаш кӱп изӱ кӱнде тын изитпес, соок кӱнде тын соотпос аргалу. Аjаруга алатаны - чегенди кайнаткан ла сайын кӱпти jунуп, ыштап турар керек эмтир. Мынайда улам сайын jунган, ыштаган кӱпте чеген бачым куулып ӱрелбес, бышса, чек кобӱкшип, шуулап, кӱптен ажынып jадар. Jаан улустын айтканыла, ол тынду чеген.
Чеген. Чегенди казанга урала, шуурумдап азар, аракызын-араjанын алар. Шак ондый чегенниҥ араjаны база тын чыгатан. Кӱпте арткан чегенниҥ тыны чыкпазын деп, ого сӱтти кӱнӱҥ ле урар. Jайгы чегенге сӱӱтти бир ле кӱнге урбаза, тыны чыгып уйадай берер. Эмезе сӱтти арбынду урза, ол ачып болбой турар. Эки- ӱч ле кӱнге сӱт урулбаза, чеген де ачу болуп турар. Сарсузы ӱстинде турар, кыймыктадып ийзе, шуулап jадар, ӱзеери кӱптиҥ кырында кőőрчőги де кőп артпас. Толгогон чий сӱттиҥ чегени ачу, аарчызы бачым шӱӱлбес, куруды кőк őҥдӱ ле ачу болор. Байла, сӱди суйук, кőк болгонынаҥ куруды ондый болбой.
Аарчы. Шуурум jоктоп jаан казанга 3-4 кőнок чегенди уруп, азар. Эки частыҥ туркунына булгап кайнадып jадым. Казанныҥ тӱби кӱйбезин, jапшынбазын деп, улайла ла булгап кайнадар. Онойдо кайнатса, аарчы jакшы шӱӱлер, куруды ачу jок болор. Таарга урып 3-4 кőнőк кыланы шӱӱзе, онон 8-9 кг jаш аарчы чыгар. Онон курут эдип ыштаза, 4-5 кг курут чыгар. Аарчыны кургатса, бескези jарымдай астай берет.
Курут. Аарчылу таарды 2-3 кӱн тургузып, куруттап, кургадар. Таарда аарчыныҥ бажын ла тӱбин улуска бербес. Ол, байла, айыл-jуртыҥ ырыс-кежигин туш улус апарар дегени болбайсын. Онын учун бойына артыргызып алатан jанду. Курутты ышка кургадар. Айылда от улай ла одырылза, курут тӱрген ышталып кургаар.
Аарчыны кургадарга бош őй керек. Иштеп турган кижиге чала эмеш кӱчке келижет. Таарда аарчыны кижи кезип ле jатканча, бажы ла тӱби кезикте оодылып, оок боло берет. Ондый оок-тек аарчыны аткыска салып, кебирегенче бир-эки кӱн кургадып jадым. Ондый кургаган аарчыны сары сарjула кожо булгаар. Орой кӱсте шӱӱген аарчыны чий каймакка булгап, ару сабага, карынга тонырып салза, jаскары эн ле тамзыкту курсак.
Аарчы, курутта тус jок.
Куруты jизе кижи суузабас.
Курутта, аарчыда 60% бир кӱнниҥ цинк (тегин 20% цинк сырда)
Цинк иммунитет тыҥыдат.
Курутта кőп белоктор.
50 калорий курутта (600 калорий сырда). Курутта jуу ас. Курут Пазырыктыҥ корумдарынаҥ база табылган.
Тӱп шӱӱлте:
- Алтай аш-курсак кижинин эди канына керекту элементтер берип jат кижи алтай аш курсактан куч алынып jат.
- Курсакты тегин jерге таштабай, чеберлер керек.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кырлыкская средняя общеобразовательная школа»
структурное подразделение дошкольное образовательное учреждение «Кырлыкский детский сад»
СКАЗКА
«ПРИКЛЮЧЕНИЯ ДЕДА МОРОЗА»
Автор: Дешева Мызылдай Делдоновна
воспитатель средней группы
с.Кырлык, 2024
Приключения Деда Мороза
Жил- был Дед Мороз в ледяном домике на Севере. Однажды снегири доставили ему телеграмму. «Здравствуй Дедушка Мороз. Пишут вам дети средней группы детского сада. Мы приглашаем вас к себе в гости.» Обрадовался Дед Мороз приглашению и стал собираться в дорогу. Взял с собой мешок с игрушками и конфеты. Сел он в сани, запряженные оленями, и отправился в дальний путь. Подъехал Дед Мороз к речке, а мост сломан. Мог бы перелететь, да посох дома забыл. Сел Дед Мороз на берегу, да призадумался. Вдруг слышит: кто-то его зовет. Огляделся кругом, никого. Присмотрелся, а из проруби его зовет золотая рыбка. Говорит ему рыбка: «Не печалься, Дедушка Мороз, я тебе помогу.»
Золотая рыбка построила стеклянный мост и вернула посох Деду Морозу. Обрадовался Дед Мороз, поблагодарил рыбку. Добрался до детского сада, ребята его с радостью встретили. Всем подарки подарил Дедушка Мороз и рассказал детям о своих приключениях.