1.2.Результативность использования здоровьесберегающих технологий

Семис-оол Аяна Валериевна

1.Продуктивность образовательной деятельности педагогического работника

1.2.Результативность использования здоровьесберегающих технологий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\user\Desktop\1.2 лепестки здор.jpeg

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         Сохранение и укрепление здоровья воспитанников, как основная задача дошкольного образовательного учреждения, должно базироваться на осознанном отношении ребенка к своему здоровью, которое должно стать системообразующим фактором модернизированной физкультурно-оздоровительной деятельности.

        Данная программа «Лепестки здоровья» - это комплексная система воспитания ребенка-дошкольника здорового физически и морально, всесторонне развитого, инициативного и раскрепощенного ребенка. Программа «Лепестки здоровья» предполагает возможность самостоятельного отбора содержания обучения и воспитания. Использование различных методик, позволяет использовать в работе как традиционные программы и методы, так и инновационные для укрепления и сохранения здоровья детей, педагогов, родителей.

Цель и задачи программы:

Цель программы «Лепестки здоровья»: ориентирована на сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей старшей группы, формирование у детей ответственности в деле сохранения своего здоровья, улучшение медико-социальных условий пребывания ребенка в детском саду.

Задачи базовой оздоровительной программы «Лепестки здоровья»:

1. Охрана и укрепление здоровья детей, совершенствование их физического развития, повышение сопротивляемости защитных свойств организма, улучшение физической и умственной работоспособности.

2. Воспитание в детях потребность в здоровом образе жизни, как показателе общечеловеческой культуры. Приобщение детей  к традициям большого спорта (баскетбол, футбол, волейбол, ритмика).

3. Развитие основных физических качеств (силу, быстроту, ловкость, выносливость и др.) и умение рационально использовать их в различных условиях.

4. Создание оптимального режима дня, обеспечивающего гигиену нервной системы ребенка, комфортное самочувствие, нервно-психическое и физическое развитие.

Основные принципы реализации программы «Лепестки здоровья»:

1. Принцип научности - подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками.

2. Принцип активности и сознательности - участие воспитателей и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению детей.

3. Принцип комплексности и интегративности - решение оздоровительных и профилактических задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.

4. Принцип личностной ориентации и преемственности - организация и поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровнего и разновозрастного развития и состояния здоровья.

5. Принцип гарантированной результативности - реализация прав и потребностей детей на получение необходимой психолого- педагогической помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возрастной категории детей и уровня их физического развития.

7. Определение форм и методов воспитания на основе целостного психолого-педагогического знания о ребенке, его физиологических и психологических особенностей. Формирование у дошкольников стремления к здоровому образу жизни.

 

Краткое описание содержания и структуры

образовательно-оздоровительной программы

В программе «Лепестки здоровья» раскрыто содержание работы по направлению физического развития и оздоровления детей.

 Основные участники реализации программы:

- Воспитанники дошкольного образовательного учреждения;

- Воспитатель группы Семис-оол Аяна Валериевна;

-Руководитель физической культуры;

- Родители детей.

 Основные направления оздоровительной программы:

-Валеологическое образование детей.

 -Комплексная физкультурно-оздоровительная работа

 -Консультативно-информационная работа

  Организация проведения разных видов физкультурно-оздоровительных мероприятий:

• Утренняя гимнастика - танцевально-ритмическая в музыкальном сопровождении,  на полосе препятствий, физкультура на воздухе в виде подвижной игры, спортивной тренировки, оздоровительного бега;

         Уделяется особое внимание проведению утренней гимнастики и физкультурных занятий на воздухе, что позволяет создать оптимальный двигательный режим. Гибкость в планировании утренней гимнастики заключается в том, что на месяц составляются 2 комплекса, которые используются педагогом в соответствии с погодными условиями

• Непосредственная образовательная деятельность обычного типа, сюжетно-игровое, танцевальное, занятие-прогулка,  занятие-соревнование,  занятие серии «Забочусь о своем здоровье», праздники и развлечения;

• Гимнастика после сна.

Использование оздоравливающux технологий:

• Пальчиковая и артикуляционная гимнастика

• Психогимнастика

• Дыхательная гимнастика

• Гимнастика для глаз

• Хождение по дорожкам «здоровья»

 

 Комплекс психофизических мероприятий:

• психогимнастика

• элементы музыкотерапии

• элементы сказкотерапии

• групповые и подгрупповые физкультурные занятия

Система эффективности закаливающих процедур

 Закаливание обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение устойчивости к воздействию меняющихся факторов окружающей среды и являются необходимым условием оптимального развития ребенка.

Основные факторы закаливания:

1. Закаливающее воздействие органично вписывается в каждый элемент режима дня;

2.Закаливающие процедуры различаются по виду, интенсивности.

3.Закаливание проводится на фоне различной двигательной активности детей во время непосредственной образовательной деятельности по физической культуре, других режимных моментах.

4.Закаливание проводится на положительном эмоциональном фоне и при тепловом комфорте организма детей.

5.Постепенно расширяются зоны воздействия и увеличивается время проведения закаливающих процедур.

• Воздушное закаливание;

• Соблюдение температурного режима в течение дня;

• Водное закаливание (мытье прохладной водой рук по локоть после дневного сна);

• Утренняя гимнастика;

• Правильная организация прогулки, ее длительность;

• Дозированный оздоровительный бег на воздухе;

• Соблюдение сезонной одежды во время прогулок, учитывая индивидуальное состояние детей;

• Гимнастика после сна (облегченная одежда, босиком);

• Хождение по «дорожкам здоровья», «солевым дорожкам»;

(закаливание, элементы рефлексотерапии, профилактика плоскостопия)

• Максимальное пребывание детей на свежем воздухе.

       Активизация двигательного режима детей:

-активизация двигательного режима детей атрибутами и пособиями;

-создание необходимой развивающей среды;

-проведение подвижных игр, пеших переходов во время прогулок;

-строгое соблюдение двигательного режима и режима дня;

-проведение утренней гимнастики, физкультминуток, игр с движениями в свободной деятельности.

Формирование представлений у воспитанников о здоровом образе жизни

            Основная мысль - ЗОЖ не формируется с помощью отдельных мероприятий.

 Каждая минута пребывания ребенка в детском саду должна способствовать решению этой задачи, которая осуществляется по следующим направлениям:

• Привитие стойких гигиенических навыков;

• Обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи;

• Формирование элементарных представлений об окружающей среде, опасных ситуациях в быту, выработке знаний и умений действовать в опасных жизненных;

• Формирование привычки ежедневных физических упражнений;

• Развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов, представлений о том, что полезно и что вредно организму;

• Выработка у ребенка осознанного отношения к своему здоровью, умение определить свои состояния и ощущения; понимать переживаемые чувства других и правильно на них реагировать.

Работа с детьми по формированию привычки к ЗОЖ

• Обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, личностно - ориентированного общения взрослого и ребенка;

• Организация рационального питания и воспитание культуры еды (знание названия блюд, из каких продуктов приготовлено блюдо, полезные свойства продуктов, правила поведения за столом);

• Обучение приемам дыхательной и коррекционной гимнастики, пальчиковой и гимнастике для глаз, самомассажу, закаливанию, правилам личной гигиены на специально организованных занятиях и в повседневной жизни;

• Проведение тематических занятий на группах;

• Проведение недели здоровья.

Планирование по использованию оздоровительной системы в режиме дня

       Утренняя гимнастика:

1 часть - дыхательная гимнастика:

• Дыхательные упражнения со звуковой гимнастикой

2 часть - ритмическая гимнастика:

Пальчиковая гимнастика;

• Общеразвивающие упражнения;

Перед непосредственной образовательной деятельностью:

·     Точечный массаж

Физкультминутки:

·     Пальчиковая гимнастика

·     Су-Джоко терапия

Прогулка:

·     Дыхательная гимнастика, включающая мышечные упражнения

·     Оздоровительный бег, ходьба

Перед сном:

·     Релаксация, дыхательная гимнастика

После сна

·     Гимнастика пробуждения

·     Дыхательная гимнастика

·     Пальчиковая гимнастика

·     Ходьба с использованием нестандартного оборудования

 

 

Используемая литература

1. Грехова Л.И, Олешкевич Т.Г. Региональная программа дошкольного образования «Планета детства». Валеологический блок. Ставрополь. СГПИ, 1995. – с.80-94.

2. Степаненкова Э.Я. Физическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – с.96.

3. Антонов Ю.Е, Кузнецова М.Н., Саулина Т.Ф. Здоровый дошкольник. Оздоровительные технологии 21 века. – М.: АРКТИ, 2001.-с.78.

4. К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина, Л.А. Кондрыкинская, Л.В. Куцакова, С.И. Мерзлякова, В.Н. Сахарова. Как обеспечить безопасность дошкольников: Конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста: Для воспитателей дет.сада – 3-е изд.-М.: Просвещение, 2001. – с.94.

5. Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка: пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. 2-е изд. и доп. – М.: АРКТИ, 2000. – с.108.



Предварительный просмотр:

C:\Users\user\Desktop\с родителя тит.jpeg

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основной целью программы «Здоровый малыш» является: объединение стремлений воспитателя, медицинского работника и родителей к сотрудничеству, направленному на формирование знаний о здоровом образе жизни детей и потребности в здоровом образе жизни.

Необходимые предпосылки для реализации программы «Здоровый малыш» — это организация в ДОУ и в семье целенаправленной работы по пропаганде здорового образа жизни среди родителей и формирование его у детей старшей группы.

Программа «Здоровый малыш» является авторской, обеспечивающей преемственность семьи, детского сада, особое внимание в ней уделяется формированию целостного взгляда проводимой работы по формированию здорового образа жизни, и осуществлять ее не только в ДОУ, но и в семье. Созданная система по формированию здорового образа жизни позволяет сформировать функциональную систему «Здоровье ребенка и фундамент культуры будущего взрослого человека», в которую входит:

   положительное отношение к физическим упражнениям, играм и закаливающим процедурам, к правилам личной гигиены, соблюдению режима дня в семье и ДОУ;

   мотивация к занятиям физическими упражнениями и привлечение родителей и детей к спорту;

   начальные навыки естественных движений общеразвивающего характера, правильной осанки, охране зрения, знания о своем организме, полезности продуктов, умение ориентироваться в пространстве, профилактика плоскостопия, культуры поведения, самостоятельность;

   уровень физической подготовленности, соответствующий нормативам ДОУ.

Правильно воспитывать здорового ребенка можно лишь тогда, когда соблюдаются единые требования детского сада и семьи в вопросах оздоровления, распорядка дня, двигательной активности, гигиенических процедур, культурно-гигиенических процедур, развития двигательных навыков.

Поэтому очень важно оказывать необходимую помощь родителям, привлекать их к участию в совместных физкультурных мероприятиях — физкультурные досуги и праздники, походы. 
Задачи программы:

- содействовать укреплению здоровья;

-формировать у дошкольника представление об ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих;

- обеспечить дошкольника необходимыми технологиями, позволяющими сохранить и укрепить здоровье;

-обогащать знания о здоровом образе жизни через различные виды деятельности, изменить уклад жизни с пользой для здоровья каждого;

- расширить и разнообразить взаимодействие ДОУ и родителей по формированию здорового образа жизни.


Принцип реализации программы 

В каждом направлении выделены две части:

1.            Обучающий компонент — это первоначальные сведения о здоровом образе жизни

2.            Воспитывающий компонент — понимание значения ведения здорового образа жизни, оценка своей деятельности в этом направлении и бережное отношение к себе и своему здоровью.

Для реализации программы не требуется дополнительных часов, они входят в раздел «Познавательное развитие» и «Физическое развитие и здоровье», воспитательные мероприятия при совместной деятельности педагогов, родителей и детей.

Открытость нашей программы предусматривает включение данных направлений, в уже реализуемые программы, и может дополняться каждым воспитателем самостоятельно, так как результаты анкетирования, наблюдения, взаимодействия будут анализироваться только ими. В настоящее время программа успешно внедряется в нашем детском саду, в нашей группе. 


СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В СЕМЬЕ И ДОУ

¬     самопознание;

¬     я и другие;

¬     гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний;

¬     питание и здоровье;

¬     основы личной безопасности и профилактики травматизма;

Программа содержит базовый компонент, который конкретизируется с учетом социального статуса семьи, контингента воспитанников и заинтересованности педагогического состава ДОУ. Она состоит из ряда направлений, каждый из которых включает комплекс тем.

Предлагаем следующие направления для совместной деятельности воспитателей детского сада и родителей воспитанников 5-6 лет. 

I направление. «Я познаю себя» 

Обучающий компонент. Формирование представлений у детей о себе и других детях. Формирование представлений о половых различиях. Части тела: о правилах гигиены тела. Воспитывающий компонент. Бережное отношение к своему здоровью. Воспитывать желание быть здоровым. 

II направление. «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья». 

Обучающий компонент. Значение закаливания на состояние организма человека; о значении физической нагрузки на развитие детского организма. 

Воспитывающий компонент. Положительное отношение к культурно-гигиеническим процедурам. 

III направление. «Азбука движений». 

Обучающий компонент. О двигательных умениях человека; о значении двигательной активности в жизни людей; о приемах самомассажа. 

Воспитывающий компонент. Воспитывать интерес к движению, к совместным подвижным играм детей с родителями. 

IV направление. «Школа моего питания». 

Обучающий компонент. О режиме питания; о полезной и вредной пище; о витаминах. 

Воспитывающий компонент. Воспитывать положительное отношение к овощам и фруктам, блюдам из них приготовленных.

Учитывая активно развивающиеся потребности в новых знаниях, впечатлениях и ощущениях, мы предлагаем для работы с детьми 5-6 лет следующие направления, которые являются логическим продолжением начатой работы с дошкольниками 3-5 лет по формированию здорового образа жизни совместно с семьей.


I направление. «Самопознание» 

Обучающий компонент. Строение организма человека. О симптомах заболевания. О критериях здоровья. 

Воспитывающий компонент. Воспитывать желание быть здоровым. 

II направление. «Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний». 

Обучающий компонент. О функции кожи. Строение зубов. Микробы. Взаимодействие человека с микробами. 

Воспитывающий компонент. Воспитывать устойчивые культурно-гигиенические привычки. 

III направление. «Питание и здоровье». 

Обучающий компонент. О полезных и вредных для здоровья продуктах. О содержании витаминов в продуктах. Использование фруктов, овощей в приготовлении пищи. 

Воспитывающий компонент. Традиции в семье, в организации семейного стола. 

IV направление. «Основы личной безопасности и профилактики травматизма». 

Обучающий компонент. Правила безопасного поведения в быту, на улице. 

Воспитывающий компонент. Сознательное отношение у дошкольников по безопасности жизнедеятельности. 


КОМПЛЕКСНО-ЦЕЛЕВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ


Разделы 


Содержание 


Ожидаемый результат 


Самопознание 


• 
Мой организм.

Важно уточнить знания детьми названий и местоположения разных органов чувств и частей тела у себя, здоровье и болезнь.


Дети могут назвать органы и части тела.

Чем отличается здоровый человек от больного.


Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний 


• 
Гигиена тела. Кожа, Функциональное назначение. Уход за кожей, волосами и ногтями.

• Гигиена полости рта. Общее представление о ротовой полости. Уход за зубами.

• Гигиена деятельности и двигательной активности.

Режим дня. Активный и пассивный отдых. Сон. Гигиена органов зрения, слуха.

• Профилактика инфекционных заболеваний.

Микромир: микробы. Взаимодействие человека с микромиром «Хорошие» и «Плохие» микробы. Представление об инфекционных заболеваниях. Способы «пассивной» защиты от болезни: мытье рук, чесночная и луковая терапия.


Ребенок должен быть опрятным, регулярно выполнять гигиенические процедуры, поддерживать в чистоте игрушки в группе и дома.

Дошкольник должен иметь навыки правильной чистки зубов, сформированную привычку чистить зубы 2 раза в день, вовремя лечить кариес. Ребенок должен соблюдать режим дня, уметь распознавать признаки утомления, в том числе и зрительные.

Дошкольник должен иметь сформированные стереотипы мытья рук перед любым приемом пищи, уметь использовать «пассивную защиту» (отдельная посуда, мытье рук), знать для чего делают прививки. 


Питание и здоровье 


• 
Питание — основа жизни.

Важнейшие пищевые источники, как происходит пищеварение. Представление об основных пищевых веществах, их значение для здоровья. Непереносимость отдельных продуктов и блюд. Правила поведения за столом.

• Гигиена питания.

Мытье овощей и фруктов. Правила ухода за посудой.


Ребенок должен уметь соблюдать элементарные правила режима питания, пользоваться столовыми приборами.

Ребенок к 7 годам должен уметь мыть посуду, иметь навыки обработки фруктов и овощей перед употреблением.


Основы личной безопасности и профилактики травматизма 


• 
Безопасное поведение на дорогах.

Основные ситуации: переход улицы, середина проезжей части улицы, «Родители с детьми». Правила безопасности у ж/д путей.

• Бытовой и уличный травматизм.

Опасные факторы современного жилища, игровой площадки. Опасность при игре с острыми предметами. Опасность открытого окна, катание на перилах. Элементарные правила безопасности при катании на санках, велосипеде, самокате.

Оказание первой помощи при ссадине, царапине.

• Поведение в экстремальных ситуациях.

Экстремальная ситуация, связанная с незнакомым человеком.

Правила поведения при пожаре.

Вызов экстренной помощи : 01, 02, 03, 04, службы спасения (112, 911) 


Ребенок должен оценить ситуацию на дороге, переключаться на самоконтроль.

Ребенок должен распознавать опасные зоны на улице, получение травмы, ожога, избегать их.

Применять на практике правила безопасности при катании на санках и велосипеде.

Уметь оказывать помощь себе и другим при простых травмах. Уметь распознавать негативные реакции животного, насекомого.

Ребенок должен освоить три модели поведения экстремальной ситуации: «Зови на помощь», «Принимай меры самостоятельно».

Уметь выполнять последовательные действия по эвакуации при возникновении пожара. Владеть навыками по самоспасению, когда поведение незнакомого человека кажется опасным.

ЭТАПЫ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ


№ 
п/п 


Этапы 


Задачи 


1 


2 


3 


1. 


Подготовительный 

(ознакомительный) 


Заинтересовать и побудить родителей включиться в учебно-воспитательный процесс по формированию здорового образа жизни, узнать, как можно больше о ДОУ, которые посещает их ребенок. 


2. 


Просветительский 


Совершенствование содержания и образования в д/саду в соответствии с реализуемой программой развития «Формирование здорового образа жизни в совместной деятельности с семьей»:

• открытие клуба «Здоровая семья»;

• подбор методических рекомендации по созданию здоровьесберегающей среды;

• распространение лучшего опыта семейного воспитания;

• подбор литературы по ЗОЖ в библиотеке. 


3. 


Совместной деятельности с семьей. 


• формирование взаимопомощи с семьей в воспитании и занятиях с детьми;

• создание семейного клуба;

• подчеркивание роли отца в воспитании детей;

• проведение семейных праздников, акций, «Дня открытых дверей», с обеспечением возможности совместного участия родителей и детей;

• обогащение совместной деятельности родителей и детей в формировании участков для двигательной активности. 


ФОРМЫ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ


№ 
п/п 


Формы 


Виды 


1 


2 


3 


1. 


Интерактивная 


• анкетирование;

• интервьюирование;

• дискуссия;

• круглые столы;

• консультации специалистов. 


2. 


Традиционная 


• родительские собрания «Мы за здоровый образ жизни», «День открытых дверей»;

• семейные спортивные соревнования;

• акция «Здоровый образ жизни»;

• вечера развлечений «В гостях у доктора Айболита».


3. 


Просветительская 


• использование СМИ для освещения деятельности ДОУ по формированию ЗОЖ у детей;

• организация клуба «Здоровая семья»;

• выпуск бюллетеней, информационных листков;

• стенд «Здоровье с детства»;

• уголок в группах. 


4. 


Общественная. 


• создание творческой инициативной группы «Мы за здоровый образ жизни». 


ФОРМЫ И ВИДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ В СЕМЬЕ И ДОУ


№ 
п/п

  


Формы работы 


В детском саду 


В семье 


1. 


Беседы педагога с детьми:

• формировании культурно-гигиенических навыков;

• организации питания. 


Беседы отца и матери:

• «Вкусные посиделки»;

• чистота тела;

• организация сна;

• мои чистые игрушки;

• я люблю комнатные растения.


2. 


Образовательные мероприятия:

• физическая культура;

• динамический час.

Праздники, развлечения: «Папа, мама и я — спортивная семья», «Мы за здоровый образ жизни».


Оздоровительные традиции в семье:

• ходим в баню;

• бассейн;

• на лыжах, в походы.

Оздоровительные игры в семье:

• профилактика осанки;

• зрения;

• плоскостопия;


3. 


Чтение художественной литературы. 


Чтение художественной литературы. 


4. 


Просмотр телепередач 


Просмотр телепередач в выходные дни программы «Здоровье». 


5. 


Встреча с интересными спортсменами города

 и кожууна 


Посещение городских мероприятий:

• футбольные матчи;

• все виды соревнований, проходящих в городе


6. 


Психотерапевтические

 прогулки с педагогом-психологом. 


Организация игр во время совместных походов:

• этюды на выражение удовольствия и радости;

• «Замри», «Кто позвал», «Слушай звуки», «Петушиный бой». 


7. 


Акция «Здоровый образ жизни»

• подготовка наглядного материала.


Непосредственное участие родителей в акции. 


8. 


Познавательное развитие:

• беседы о ЗОЖ;

• рассказы из личного опыта;

• беседы медицинской сестры, врача.


Беседы отца:

• я веду здоровый образ жизни.

Беседы матери:

• я веду активный и подвижный образ жизни;

• физические качества отца. 


9. 


Проведение тематических меропритий по ЗОЖ

«В гостях у Доктора

Айболита». 


Посещение библиотеки с родителями,  бассейна.


10. 


Тематические мероприятия:

• выставки


Тематические мероприятия в городе:

• посещение игры по баскетболу в школе


11. 


Информационное поле для детей:

• выпуск брошюр, плакатов;

• анкетирование;

• интервьюирование.


Информационное поле для родителей:

• непосредственное участие в выпуске плакатов;

• газет (подкрепление фотографиями из семейного архива);

• анкетирование;

• освещение в СМИ. 



ОБЩАЯ СТРАТЕГИЯ ПО СОЗДАНИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДЕТСКОМ САДУ И ДОМА


В семье 


В ДОУ 


1. По мере материальной возможности позаботится о создании условий для физического развития детей. 


1. В группе создавать условия для свободной двигательной деятельности детей. 


2. Приобрести несколько настольно-печатных игр (учитывая возраст детей) по формированию привычки к здоровому образу жизни. 


2. Пропагандировать среди родителей игры и игрушки, являющиеся педагогически ценными. Разъяснять родителям негативное воздействие отдельных видов игрушек на психику и развитие детей. 


3. Заранее согласовывать выполнение режима дня дома в выходные дни. 


3. Пропагандировать опыт по воспитанию полезных привычек, как основу становления характера ребенка. 


4. Вспоминать о своем детстве и рассказывать какими видами спорта вы любили заниматься, в какие подвижные игры вы играли со сверстниками. 


4. Оказывать постоянное внимание и проявлять уважение к выбору подвижных игр. Привлекать детей, обучающихся в различных спортивных секциях к взаимообучению сверстников. 


5. Создавать благоприятную гигиеническую обстановку, предусматривающую систематическое проветривание и поддержание температуры воздуха +20 +22 °С. 


6. Дома оборудовать рабочее место ребенка, правильно расположив его по отношению к окну. 


6. Соблюдение требований СанПиН по организации жизни детей в ДОУ. 


7. Добиваться самостоятельного выполнения детьми всех гигиенических процедур. 


8. Уделять особое внимание культуре поведения ребенка за столом. 


9. Осуществлять закаливающие процедуры с использованием воды, воздуха, солнечных лучей в соответствии с состоянием здоровья, рекомендации врача: 


- условиями домашних условий 


- условиями образовательного учреждения 


10. Создание детской библиотеки энциклопедической литературы, содержание которой 
способствует формированию у детей привычки к здоровому образу жизни. 


10. Пропагандировать среди родителей детской литературы, являющейся педагогически ценной. 


11. Личный пример взрослых родителей и воспитателей — мы за здоровый образ жизни: отказ от вредных привычек; участие в спортивных соревнованиях; пешеходные прогулки; здоровое питание; соблюдение режима дня; двигательная активность и т.п. 


12.  По мере возможности расширять сферу реальных контактов с людьми, ведущими здоровый образ жизни. 


12. Обогащать знания детей о жизни и деятельности людей, ведущих здоровый образ жизни. 


СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ

Соблюдение и обогащение семейных традиций одно из направлений нашей Программы.

Цель данного направления: взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; а также повышение педагогической культуры родителей, т.е. Сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений, навыков, рефлексивного отношения к себе как педагогам. 

Задачи взаимодействия с семьей.

  • Продолжать формировать у дошкольников привычку к здоровому образу жизни;
  • Укреплять и охранять здоровье детей;
  • Развивать способность устанавливать простейшие связи между совершаемыми действиями и состоянием здоровья;
  • Сообщать родителям о значении стиля общения с детьми для их развития.

У каждого взрослого человека есть такие воспоминания о детстве, которые наполняют душу несравнимым ни с чем теплом. Самое лучшее нам хочется «взять с собой» во взрослую жизнь, продолжать лучшие семейные традиции. Мы предлагаем в ходе изучения социального статуса семьи, поинтересоваться и семейными традициями семей воспитанников детского сада, это поможет в проведении праздников в ДОУ, обозначит формы работы с семьей в течение года, в совместных мероприятиях, проводимых в детском учреждении, родители поделятся свои опытом по сохранению и продолжению семейных традиций.


№ п/п 


Традиция 


Содержание 


1. 


Семейный стол 


Взрослые должны есть вместе с детьми, чтобы создать дружескую атмосферу, научить детей расслабляться, отдыхать.

Совей культурой общения, доброжелательностью они создают условия, благодаря которым хорошие манеры поведения за столом, положительное отношение к здоровой пище вырабатываются достаточно быстро и усваиваются детьми на всю жизнь.


2. 


Мы ходим в походы 


Эта традиция «для ума и тела». Во время прогулок есть возможность поговорить с ребенком на интересующие его темы. 


3. 


Лыжные прогулки 


В развитии и формировании у ребенка привычки к здоровому образу жизни большое значение имеет физическое воспитание, укрепление сил и здоровья, выработка правильной осанки и санитарно-гигиенической культуры. 


4. 


Мы ходим в баню 


Во-первых, это общение с семьей. Во-вторых, бани — первое средство, чтобы укрепить иммунитет, повысить общую сопротивляемость организма инфекциям, улучшить кровообращение и вывести из организма все шлаки. 


5. 


Праздники семьи 


• Безусловное принятие

• Законы «зоны ближайшего развития»

• Давайте вместе

• Передавать ответственность детям

• Позволять вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть, становится «сознательным»

- «Активное слушание» 


6. 


Совместное чтение 


Ежедневное чтение художественной литературы способствует не только интеллектуальному развитию ребенка, но и воспитывает бережное отношение, любовь к членам семьи. Ребенок получает опыт о выборе литературы для чтения, учиться слушать и слышать. Голос матери, отца, близких на всю жизнь сохранится в памяти, воспоминания о совместно проведенном времени поможет в воспитании уже своих детей. 


7. 


Походы в кинотеатры 


Сближение отношений ребенок, родитель. Ребенок делится своими впечатлениями о просмотренном, родители объясняют то, что ребенок не понял. Активно развивать фантазирование, в 
процессе которого ребенок включает себя и своих близких в цепь самых невероятных событий. Грамотное использование взрослыми этих возможностей ребенка будет способствовать его нравственному и познавательному развитию. Необходимо обсуждать с ребенком его фантазии, включаться в них, предлагать повороты сюжетных линий, давать нравственные оценки поступкам героев. 


8. 


Посещение выставок 


Продолжать обогащать впечатления детей. 


         Общаясь с родителями, мы делимся своими традициями, которые сохраняются и обогащаются коллективом детского сада, например: «Сладкий час»,   «Встреча с интересными людьми», «Наша коллекция»,  «Встреча Нового года», «День рождения только раз в году», «В гостях у доктора Айболита» и другие.

Сохранение и продолжение семейных традиций актуально и необходимо, так как одной из главных проблем отношений между детьми и взрослыми считаем отсутствие преемственности поколений, по данным нашей группы более 70% дошкольников воспитываются без участия старшего поколения — бабушек и дедушек.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ «КЛУБА ЗДОРОВОЙ СЕМЬИ»

Все начинается с семьи. Первое слово, первый шаг, полезные и вредные привычки ребенок увидит впервые в семье, среди людей, которые любят его не за что-то, а за то, что он просто есть, такой красивый, смышленый, с хорошим аппетитом, и не всегда с хорошим здоровьем.

И одной из задач в работе по формированию здорового образа жизни заключается в том, чтобы совместно с родителями сформировать у детей привычки, которые сохраняют и укрепляют здоровье с детства: соблюдение режима дня, правильное питание, закаливание, формирование потребности в движении.

Одной из форм работы с родителями определили необходимость введения «Клуба здоровой семьи», цель которого: объединить стремления педагогов, медицинских работников и родителей к сотрудничеству, направленному на формирование знаний о здоровом образе жизни у детей и потребности в здоровом образе жизни. 

Цель: Объединить стремления педагогов, медицинских работников и родителей к сотрудничеству, направленному на формирование знаний о здоровом образе жизни у детей и потребности в здоровом образе жизни. 

Задачи:

 Привлечь внимание родителей к проблемам, связанным со здоровьем детей, их современном и полноценном психическом развитии и подготовки к школе.

 Продолжать работу по вовлечению родителей в педагогический процесс с целью приобретения родителями педагогического сотрудничества, как со своим ребенком, так и с педагогической общественностью в целом. 


План работы «Клуба здоровой семьи» с семьями воспитанников в возрасте от 1,5 до 3-х лет.


№ п/п 


Наименование мероприятия 


Дата проведения


Участники 


Примечание 


1. 


Физическое воспитание и уход (соблюдение режима дня, закаливание, сон, питание и т.д.),

Сентябрь-
май


- медицинская сестра;

- инструктор по

физической культуре;

- родители.


Консультация


2. 


Воспитание самостоятельности.

.


апрель,

май


- психолог;

- родители.


Семинар-практикум


План работы «Клуба здоровой семьи» 

с семьями воспитанников в возрасте от 5 - 6 лет.


№ п/п 


Наименование мероприятия 


Дата проведения 


Участники 


Примечание 


1. 


Банк данных обо всех категориях семей, ведущих здоровый образ жизни. 


сентябрь,

октябрь 


 - педагог-психолог;

- воспитатели 


Сбор информации осуществляется в период составления социального паспорта группы, ДОУ. 


2. 


«Эмоциональное благополучие - залог здоровья воспитанников» 


октябрь 


- медицинская сестра;

- воспитатели;

- родители. 


Форма проведения - «круглый стол». 


3. 


«Роль отца и матери в общении с ребенком»


ноябрь 


- педагог-психолог;

- воспитатели;

- родители 


Консультация 


4. 


«Основные правила здорового образа жизни» 


январь 


- инструктор по физической культуре 


Консультация 


5. 


«Нетрадиционные методы оздоровления» 


февраль 


- - инструктор по физической культуре

- родители


Форма проведения - «круглый стол». 


6. 


«Молодая семья» 


март 


- руководитель

«Клуба»;

- родители


Форма проведения - «круглый стол». 


7. 


«Критерии здоровья. Особенности личности, индивидуальные особенности» 


апрель 


- воспитатели,

- педагог-психолог;

- медицинская сестра; 


Консультация 

ПРИЛОЖЕНИЯ 

АКЦИЯ 

«ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»

Цель: Пропаганда здорового образа жизни среди детей, родителей, сотрудников и жителей города через создание информационного поля.

Задачи: Объединить усилия педагогов, медицинских работников, родителей к сотрудничеству на основе общей цели, направленной на формирование культуры здорового образа жизни. Показать примеры положительного влияния на организм человека через формирование культуры здорового образа жизни.

Оборудование: Газеты, выпущенные педагогами и детьми, детей и родителей, памятки для всех участников акции, сердечки — жетоны для голосования, журналисты.

Участники: родители, дети, сотрудники.

Ведущий: Сегодня, уважаемые дети, родители, педагоги, гости, мы говорим о здоровом образе жизни, о формировании полезных привычек для организма. Наша акция называется «Здоровый образ жизни».

Участники акции:

дети, родители, сотрудники ДОУ;

корреспонденты газет и журналисты.

Здоровый образ жизни, какой образ жизни нужно считать здоровым?

Только такой, который не приносит вреда здоровью, позволяет человеку поддерживать высокий уровень работоспособности, хорошего самочувствия и настроения. Чтобы обеспечить все эти условия, здоровый образ жизни должен включать:

  • настрой на здоровый образ жизни;
  • достаточную двигательную активность;
  • умение регулировать свое психическое состояние;
  • правильное питание;
  • четкий режим жизни;
  • отказ от вредных привычек;
  • выполнение гигиенических требований;
  • умение предупреждать опасные ситуации и правильно вести себя при их возникновении.

¬Театральное представление «В гостях у Айболита»

Цель: закрепление знаний о здоровом образе жизни: умение содержать свое тело в чистоте. Расширять знания о средствах гигиены. Развивать у детей потребность в новых знаниях, умение переносить их в социальную среду. Воспитывать положительное отношение к героям, сопереживать. Формировать активность и инициативность детей.

¬Спортивное развлечение «Веселые старты»


Цель: создать у детей радостное настроение. Обогатить эмоциональный опыт детей, развить фантазию детского восприятия. Развивать быстроту реакции в различных двигательных заданиях.

¬Двигательная деятельность детей на прогулке согласно погодным условиям.


Цель: через двигательную активность детей на улице и грамотно подобранное спортивно-игровое оборудование, продолжать формировать у дошкольников потребность в здоровом образе жизни.

¬Выставка спортивного оборудования, которое необходимо использовать с детьми в домашних условиях.


Цель: привить внимание родителей к использованию спортивно-игрового оборудования в домашних условиях.

¬Плакаты и газеты всех возрастных групп, выпущенные родителями и детьми, педагогами и детьми.

Цель: объединить стремления педагогов, родителей и детей к сотрудничеству, направленному на формирование знаний о здоровом образе жизни.

¬Памятка по ЗОЖ.
Цель: продолжать работу по педагогическому просвещению родителей. 

Ведущий и ответственные приглашают гостей посмотреть все мероприятия по пропаганде ЗОЖ.


Ведущий: Спасибо. Как вы считаете, тема, которую мы сегодня затронули, серьезная и глобальная или нет?

Нужно ли формировать ЗОЖ?

Почему нужно об этом говорить? (ответы детей...)

Влияет ли пример родителей на детей?

Давайте перейдем к голосованию. Участники опускают жетоны, если решают, что акция необходима и дала положительный настрой.

Всем спасибо. Наша акция ЗОЖ подошла к концу, и результатом нашей встречи стало решение:

- Вести ЗОЖ родителям и формировать это у детей, пропагандировать среди друзей, знакомых. 


АНКЕТА 

«Отношение родителей к здоровью и здоровому образу жизни своего ребенка».  

Уважаемые родители, просим Вас ответить на следующие вопросы:

1.     Болел ли ваш ребенок в последние полгода?______________________________

Если болел, перечислите заболевания ___________________________________

____________________________________________________________________

2.      Сколько дней болел Ваш ребенок?_______________________________________

3.       Что было причиной его болезни? _______________________________________

____________________________________________________________________

4.      У ребенка есть постоянный режим дня? _________________________________

5.     Ежедневно ли Ваш ребенок выполняет утреннюю гимнастику?______________

____________________________________________________________________

6.    Ежедневно ли он чистит зубы?__________________________________________

7.     Сколько времени ежедневно проводит ребенок на свежем воздухе?___________

____________________________________________________________________

8.   Употребляет ли фрукты, овощи? Сколько раз в день?_______________________

____________________________________________________________________

9.   Уважает ли ребенок окружающих его людей и не спорит по пустякам?________

____________________________________________________________________

10.   Регулярно с ним проводите закаливание?_________________________________

11.     Всегда ли одеваете его по погоде?_______________________________________

12.         Занимается ли ребенок в спортивной секции, танцами или другими видами двигательной активности не менее 1 часа в день (помимо занятий физкультурой в детском саду)?_____________________________________________________________________

13.   У ребенка есть книги о здоровье и здоровом образе жизни?__________________

  

АНКЕТА
"Какое место занимает физкультура в вашей семье" 


Уважаемые родители, просим Вас ответить на следующие вопросы: 


  1. Ф.И.О., образование, количество детей в семье. 
    _________________________________________________________________ 

  2. Кто из родителей занимается или занимался спортом? Каким? 
    _________________________________________________________________ 

  3. Есть в доме спортивный снаряд? Какой? 
    _________________________________________________________________ 

  4. Посещает ли ваш ребенок спортивную секцию? Какую? 
    _________________________________________________________________ 

  5. Установлен ли для Вашего ребенка режим дня? (Да, нет) 

  6. Соблюдает ли ребенок этот режим? (Да, нет) 

  7. Делаете ли вы дома утреннюю гимнастику? 

  • Мама (да, нет), 

  • папа (да, нет), 

  • дети (да, нет), 

  • взрослый вместе с ребенком (да, нет). 

  • Регулярно или нерегулярно. 

  1. Соблюдает ли Ваш ребенок дома правила личной гигиены (моет руки перед едой, после туалета, умывается, чистит зубы, моет ноги и т.д.)? 

  2. Знаете ли Вы основные принципы и методы закаливания? Перечислите их. _________________________________________________________________ 

  3. Проводите ли Вы дома с детьми закаливающие мероприятия? (Да, нет) 

  4. Что мешает вам заниматься закаливанием детей дома? _________________________________________________________________ 

  5. Кто из членов семьи чаще всего гуляет с ребенком? _________________________________________________________________ 

  6. Гуляете ли Вы с ребенком после детского сада? (Да. Нет, иногда) 

  7. Гуляет ли Ваш ребенок один, без взрослых? (Да, нет, иногда). 

  8. Виды деятельности ребенка после прихода из детского сада и в выходные дни: 

  • Подвижные игры 

  • Спортивные игры 

  • Настольные игры 

  • Сюжетно - ролевые игры 

  • Музыкально - ритмическая деятельность 

  • Просмотр телепередач 

  • Конструирование 

  • Чтение книг.