Готовимся к государственной итоговой аттестации
Онлайн платформы, сайты, которые помогут в подготовке к ОГЭ/ЕГЭ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
КИМ по обществознанию | 33.49 КБ |
Экзамены без стресса | 24.08 КБ |
Клише для написания эссе по обществознанию | 151.99 КБ |
Требования к оформлению ученического проекта 9 - 11 класс | 17.04 КБ |
Предварительный просмотр:
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КИМ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
В 11-ЫХ КЛАССАХ И СПЕЦИФИКА ЭКСПЕРТНОЙ ПРОВЕРКИ ЗАДАНИЙ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ
Структура экзаменационной работы в 2021 году (см. ПРОЕКТ Демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2021 года по обществознанию) не изменилась по отношению к 2020 году. Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 29 заданий. Часть 1 содержит 20 заданий с кратким ответом. Часть 2 содержит 9 заданий с развёрнутым ответом.
На выполнение экзаменационной работы по обществознанию отводится 3 часа 55 минут (235 минут).
Максимальный первичный балл за выполнение всей работы составляет 65.
Часть 1 состоит из 20 заданий с кратким ответом (10 заданий имеют базовый, столько же повышенный уровень сложности). Представленные задания (1-20) как и ранее, сведены в пять блоков-модулей, по тематике соответствующие основным разделам школьного курса обществознания: человек и общество, в том числе познание и духовная культура, экономика, социальные отношения, политика, а также право. Задания с кратким ответом первой части экзаменационной работы направлены на распознавание и сравнение признаков, черт, элементов описания социальных объектов, соотнесение теоретического материала с жизненными реалиями, оценивание истинности суждений о социальных явлениях. Задания первой части также проверяют умения выявлять структурные элементы обществоведческого знания с помощью схем и таблиц, соотносить видовые понятия с родовыми, классифицировать социальные объекты и их признаки, осуществлять выбор нескольких верных позиций (характеристик, проявлений) из предложенного списка, дифференцировать в социальной информации факты, оценочные суждения и теоретические утверждения, использовать термины и понятия в предлагаемом контексте, конкретизировать теоретические знания.
Часть 2, как и в предыдущие годы, состоит из 9 заданий: из них два задания базового (21 и 22) и семь высокого уровней сложности (23-29). Они соотносятся с базовыми общественными науками – социологией, социальной психологией, социальной философией, политологией, правоведением и экономикой.
Номер задания | Содержание | Пример выполнения (задания 21-28 на примере проекта демоверсии 2021 г.) | Комментарии | |||
21[1] | Умение находить и воспроизводить информацию, представленную в тексте в явном виде | Как в тексте раскрыта сущность рационального поведения хозяйствующих субъектов? Каковы, по мнению автора, главные экономические цели современного общества? (Назовите любые три цели.) Как автор понимает свободу предпринимательства? | Важно понять, - сколько элементов должно быть в полном правильном ответе. В данном конкретном случае – 5 (Ответ на второй вопрос засчитывается только в случае указания любых трёх целей из упомянутых в тексте); - выписывание иных отрывков текста, не предусмотренных критериями ответа, НЕ засчитывается; - излишнее цитирование ведёт к обнулению элемента ответа. | |||
22 | Умение применять информацию, представленную в тексте в явном виде, в заданном контексте | Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните смысл понятия «экономическая ответственность». Как автор описывает экономическую цель фирмы? Какие средства достижения этой цели названы в тексте? (Назовите любые три средства.) | Важно понять, - сколько элементов должно быть в полном правильном ответе. В данном конкретном случае – 5 (Ответ на третий вопрос засчитывается только в случае указания любых трёх средств из упомянутых в тексте); - выписывание иных отрывков текста, не предусмотренных критериями ответа, НЕ засчитывается; - излишнее цитирование ведёт к обнулению элемента ответа. | |||
23 | Привлечение знаний обществоведческого курса и направлено на конкретизацию отдельных положений текста в связи с изученным курсом, на интерпретацию ключевых идей, проблем с опорой на собственные знания | Какие два возможных источника (пути) экономического роста названы в тексте? Приведите по два примера, иллюстрирующих каждый из этих источников (путей). Сначала указывайте источник (путь), затем приводите примеры, которые его иллюстрируют. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто). | Важно понять, - сколько элементов должно быть в полном правильном ответе. В данном конкретном случае – 6 (2 источника + 4 примера); - засчитываются только примеры, сформулированные развёрнуто (отдельные слова и словосочетания не засчитываются в качестве примеров) | |||
24 | Применение представленной в тексте информации в другой познавательной ситуации; собственная аргументация и формулировка оценочных и прогностических суждений | Автор пишет, что классическая рыночная экономика исходит из ограниченной роли государственного вмешательства в экономику. Опираясь на текст и обществоведческие знания, назовите и кратко поясните любые три функции государства в рыночной экономике. | ! Чаще всего только перечисление требуемых теоретических компонентов без пояснений или примеров оценивается по критериям как 0 баллов. Пояснения должны быть сформулированы полно. В данном конкретном случае: мера государственного воздействия и объяснение, для чего это делается (на что влияет) | |||
25 25.1 25.2 | Умение самостоятельно раскрывать смысл ключевых обществоведческих понятий и применять их в заданном контексте. Выполнение данного задания открывает три источника информации, позволяющих судить об уровне подготовки выпускников: 1) раскрытие смысла указанного базового понятия (его сущности, основных признаков); 2) раскрытие определённых аспектов данного понятия (его видов, типов, форм, взаимосвязь с другими понятиями, формулирование суждений и др.); 3) характер приводимых суждений (наличие информации о рассматриваемом явлении, опора на знания обществоведческого курса, содержательная корректность с точки зрения научного обществознания). | Юридическая ответственность – применение мер государственного принуждения к виновному лицу за совершённое правонарушение. Предложение с информацией о трёх видах дисциплинарных взысканий в Трудовом кодексе РФ, опирающейся на знание курса, например: Трудовой кодекс РФ устанавливает следующие виды дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям. Одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса сущность принципа гуманизма юридической ответственности, например: Согласно принципу гуманизма наказание не может иметь своей целью причинение физических страданий, унижение человеческого достоинства виновного; оно должно учитывать смягчающие обстоятельства и мотивы правонарушения, возможность условного осуждения, отсрочки приговора. | Для того чтобы объяснение смысла понятия считалось полным, необходимо указать не менее двух существенных его признаков. В данном конкретном случае эти признаки выделены разными цветами. Указания любых двух достаточно для того, чтобы получить максимальные 2 балла. Поскольку условие задания требует три соответствующих элемента, то обнуление предложения возможно, если: - хотя бы один из элементов не удовлетворяет требованию задания (например, упоминается мера административного воздействия наряду с дисциплинарными мерами); - элементов меньше, чем требует задание. Принимается только правильно объяснение принципа гуманизма. |
26 | Проиллюстрировать, подтвердить или раскрыть какую-либо сторону (или их взаимосвязь) указанного социального объекта или процесса с помощью примеров из социальной жизни | Назовите любые три социальных института (кроме семьи), осуществляющих функцию социализации индивидов, и проиллюстрируйте примерами социализирующее воздействие каждого из них. (Сначала назовите социальный институт, затем приведите соответствующий пример. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто) | Обратите внимание!!! на примере ТРЁХ социальных институтов показано РАЗНОЕ воздействие на человека. Аналогии в воздействии не засчитываются. | ||||||
27 | Задание-задача, содержащая условие в виде проблемной ситуации или высказывания и вопросы (предписания) к ней. Оно требует применения усвоенных знаний в конкретной ситуации, в контексте определённой проблемы | ……………… К какому типу относится общество Z? Какую тенденцию развития образования иллюстрируют приведённые данные? Что характеризует семью демократического типа? (Приведите любые две характеристики.) Какой факт из условия задачи позволяет сделать вывод, что Z – унитарное государство? | Важно понять, - сколько элементов должно быть в полном правильном ответе. В данном конкретном случае – 5 (Ответ на третий вопрос засчитывается только в случае указания любых двух характеристик); - в формулировке ответа должно быть чёткое указание на то, к какому вопросу относится элемент ответа. | ||||||
28 28.1 28.2 | Составление сложного плана по конкретной теме/проблеме обществоведческого курса. С помощью данного задания проверяется целый комплекс компетенций выпускников: обзорное знание определенной темы курса в единстве её различных аспектов (компонентов); умение представить эти компоненты в структурно-логическом виде, выстроить последовательность рассмотрения отдельных вопросов в целостном сюжете; осуществлять иерархическое структурирование материала, выделяя не только пункты, но и подпункты плана. Выпускник, как и раньше должен выполнить следующие действия: 1) выявить вопросы (пункты плана), обязательные для раскрытия предложенной темы (не менее трех); 2) продумать формулировки пунктов плана, чтобы они соответствовали заданной теме; 3) составить сложный план, детализировав в подпунктах не менее двух пунктов плана, непосредственно раскрывающих тему по существу; 4) проверить, «работают» ли его пункты (подпункты) на раскрытие заданной темы, не являются ли формулировками абстрактно-формального характера, не отражающего специфики темы; 5) проверить корректность формулировок | Слайды 1 – 9 | В презентации представлен вариант выполнения плана. Полужирным шрифтом выделены обязательные, с точки зрения авторов критериев, пункты плана. Цветным шрифтом – обязательный пункт. | ||||||
29 | Мини-сочинение по одной из пяти предложенных тем. Каждая тема-высказывание соотносилась с одной из базовых наук (философией, экономикой, политологией, правоведением, социологией и социальной психологией, последние две были объединены в единый блок). Экзаменуемому предоставлялась возможность продемонстрировать свои знания и умения на том содержании, которое для него было наиболее привлекательным. При аргументации учащемуся необходимо было использовать знания обществоведческого курса, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный социальный опыт. | ||||||||
29.1 29.3 | Раскрытие смысла высказывания Теоретическое содержание мини-сочинения: связность и логичность рассуждений, выводов | Слайды 11-14 | Раскрытие смысла высказывания может быть обозначено кратко (через поднимаемую автором проблему, высказываемую идею) ИЛИ более развёрнуто (формулировка не должна быть перефразом). НЕ ОЦЕНИВАЕТСЯ ОШИБОЧНОЕ ПОНИМАНИЕ СМЫСЛА. Подразумевается словесная формулировка, завершающая рассуждения по критерию 2 и не повторяющая критерий 1. | ||||||
29.2 | Теоретическое содержание мини-сочинения: объяснение ключевого(-ых) понятия(-ий), наличие и корректность теоретических положений | В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса приведены корректные с точки зрения научного обществознания (без ошибок) ОБЪЯСНЕНИЯ ключевого(-ых) понятия(-ий) и ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ | Приложение 1. К4. (1 балл) Приведены из источников одного типа корректные, развёрнуто сформулированные факты/примеры, подтверждающие иллюстрируемую идею/тезис/положение/ рассуждение/вывод. | ||||||
29.4 | Качество приводимых социальных фактов и примеров | Приведено из РАЗЛИЧНЫХ ИСТОЧНИКОВ не менее двух корректных, развёрнуто сформулированных фактов/примеров, подтверждающих иллюстрируемую идею/тезис/положение/рассуждение/вывод и не дублирующих друг друга по содержанию. Имеется явная связь каждого факта/примера с приведённой в сочинении идеей/тезисом/положением/рассуждением/выводом |
Задания первой части проверялись при помощи компьютерной техники, а второй – оценивались экспертами по специально разработанным для этого критериям.
Задания КИМ 2020 г., подвергшиеся переработке и изменениям:
– формулировка задания 28 была детализирована. В дополнение сделан акцент на количестве подпунктов каждого пункта (не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта). Конкретизирована формулировка системы оценивания задания по критерию 1 (для каждого из трёх возможных баллов);
– была изменена формулировка критерия 3 задания 29 «Теоретическое содержание мини-сочинения»:
2019 г. | 2020 г. |
«наличие и корректность рассуждений, выводов» | «связность и логичность рассуждений, выводов» |
Важно помнить!
Учитель, который сам не выполняет задания, не может научить делать это своих учеников. Прекрасно разбираться в теоретическом материале мало для успешной сдачи экзамена.
Попробуйте выполнить несколько заданий 2 части! Желаю Вам успеха.
Практикум в приложении 2.
Приложение 1.
Никогда люди не сталкивались со столь огромными рисками техногенных катастроф, никогда не были столь серьёзными угрозы природой среде. Но и возможности человечества никогда не были столь велики.
(В.В. Путин)
К1 | Действующий президент РФ поднимает проблему противоречивости прогресса. |
К2 | С одой стороны, достижения человечества в различных областях науки и техники позволяют современному обществу совершенствовать способы воздействия на среду обитания с целью улучшения условий существования общества. С другой, вторжение в окружающую среду может привести (и приводит) к непредсказуемым последствиям. Техногенная катастрофа — крупная авария на промышленном объекте, влекущая за собой массовую гибель людей и даже экологическую катастрофу. |
К3 | Глава государства говорит о том, при условии объединения усилий различных государственных ведомств и общества можно избежать масштабных последствий катастроф, если они случаются, или вообще их избежать при правильной и ответственной эксплуатации промышленных объектов. |
К4 | «Петробрайс» — бразильская государственная нефтяная компания. В июле 2000 года в результате катастрофы на нефтеперерабатывающей платформе в реку Игуасу вытекло больше миллиона галлонов нефти (около 3180 тонн). Образовавшееся пятно продвигалось по течению, грозя отравить питьевую воду сразу для нескольких городов. Ликвидаторы аварии построили несколько заградительных барьеров, но остановить нефть удалось лишь на пятом. Одну часть нефти собрали с поверхности воды, другая ушла по специально построенным отводным протокам. 4 октября 2010 на западе Венгрии произошла крупная экологическая катастрофа. На заводе по производству алюминия взрыв разрушил плотину резервуара с ядовитыми отходами — так называемым красным шламом. Ядовитые отходы попали в ручьи и речки и, как полагали эксперты, скоро могли оказаться в Дунае. Для того чтобы этого не произошло, были привлечены специальные подразделения химической защиты. В борьбе с последствиями аварии задействовались полиция и армия, включая войска химической защиты. Значительная часть усилий направлена на то, чтобы не дать ядовитым веществам распространиться. Для этого в воды Маркала лили кислоту, которая должна была нейтрализовать содержащуюся в шламе щелочь. Кроме того, в воду сбрасывались сотни тонн гипса — с его помощью надеялись не пропустить отходы вниз по течению. |
[1] Первые четыре задания второй части связаны с фрагментом научного текста, предлагаемого экзаменуемому для внимательного прочтения и последующего анализа.
Предварительный просмотр:
Программа сопровождения выпускников при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ
«Экзамены без стресса»
Пояснительная записка
Актуальность психологической подготовки к экзаменам трудно недооценить. Это связано и с тем, что любой экзамен является стрессовой ситуацией, и с тем, что ЕГЭ и ОГЭ как форма экзамена появились сравнительно недавно и ввиду внедрения каждый год меняются требования к проведению экзамена, и с тем, что такая форма проведения экзамена для многих выпускников является непривычной и пугающей. Все это привело к необходимости создания тренинговой программы, позволяющей помочь ученику более эффективно подготовиться к экзамену и справиться с волнением.
Под психологической готовностью к сдаче экзаменов подразумевается сформированность у школьника психологических свойств и социальных компетенций (психофизиологической, личностной технологической, мотивационной, самооценочной), без которых невозможна успешная сдача экзаменов. Такое определение психологической готовности учеников к сдаче экзаменов позволяет работать сразу над тремя задачами, традиционно стоящими перед школьными педагогами-психологами:
• просвещение;
• мониторинг изменений;
• занятия с элементами тренинга.
Их решение обеспечит комплексное психологическое сопровождение учащихся, сдающих ЕГЭ и ОГЭ. При этом нужно учитывать, что в современной школе проводить длительные занятия со старшеклассниками часто бывает невозможно по ряду причин. Школьники посещают курсы подготовки в институт, элективные занятия для подготовки к определенному предмету (в рамках школьной программы) и т. д. Поэтому данный курс является ускоренной комплексной программой занятий по подготовке учащихся 9-х и 11-х классов с элементами психологического тренинга.
При разработке программы "Психологическая подготовка учащихся к ЕГЭ и ОГЭ» опираются на программу занятий по подготовке учащихся одиннадцатого класса к выпускным экзаменам с элементами психологического тренинга Гуськовой Е.В. и Будневич Г.Н.и программу "Путь к успеху" Стебеневой Н., Королевой Н. Разработанная программа позволяет нивелировать негативные ожидания и переживания, вызванные экзаменом, кроме того с ее помощью выпускники могут научиться различным приемам эффективного запоминания и работы с текстами, что является основным компонентом подготовки к любому экзамену. Самостоятельным блоком данной программы выступает обучение приемам релаксации и снятия нервно-мышечного напряжения. Таким образом, программа позволяет выпускникам научиться эффективно работать и эффективно отдыхать.
Цель: отработка стратегии и тактики поведения в период подготовки к единому государственному экзамену и государственной итоговой аттестации; обучение навыкам саморегуляции, самоконтроля; повышение уверенности в себе, в своих силах.
Методы: групповая дискуссия, игровые методы, медитативные техники.
Задачи:
- Повышение сопротивляемости стрессу, отработка навыков уверенного поведения.
- Развитие эмоционально-волевой сферы, развитие чувства эмпатии, внимания к себе и доверия к окружающим.
- Развитие навыков самоконтроля с опорой на внутренние резервы.
- Помощь в осознании собственной ответственности за поступки, в анализе своих установок.
- Обучение навыкам конструктивного взаимодействия.
Условия проведения: класс или любое другое просторное, хорошо освещенное помещение. Группа формируется из учащихся разных 9 и 11 классов.
«Экзамен» - лат. испытанье; предложенье вопросов, для узнавания степени чьих-либо сведений. Не для знания, для экзамена учимся. Экзаменовать кого, пытать, испытывать, расспрашивая узнавать степень сведений его».
В школьной реальности экзамен - это оценка конечного результата, анализ соответствия уровня развития выпускников образовательному стандарту. Он показывает, насколько выпускник обладает теми компетенциями (и не только образовательными), которые обеспечат его успешность на следующем возрастном этапе. И в современном российском образовательном пространстве для этой цели начали применять новые инструменты – ГИА.
Своеобразие ГИА - его непохожесть на традиционный экзамен, сопряжены с определенным рядом трудностей. С ними подросткам приходится сталкиваться как в подготовительный период, так и во время самого экзамена. Но, несомненно, основная психологическая поддержка требуется учащимся именно на подготовительном этапе и может проводиться в различных формах: групповые и индивидуальные занятия с учащимися, групповые и индивидуальные консультации выпускников и их родителей, составление рекомендаций для всех участников образовательного процесса: учителей, учащихся и их родителей.
Основная цель психологической подготовки учеников к ГИА – ознакомление выпускников с процедурой ГИА, формирование у них адекватного реалистичного мнения о ГИА и определение конструктивной стратегии деятельности на экзамене.
Для достижения поставленной цели используются следующие стратегии деятельности психологической службы:
- Ресурсно - ориентированная стратегия, которая направлена на поиск сильных сторон учащихся и путей их использования на этапе подготовки и на самом экзамене;
-Технологически-ориентированная стратегия, целью которой является освоение некоторой технологии, последовательности действий, обеспечивающих успешность выпускника.
№ | Тема занятия | Дата |
1 | Как лучше подготовиться к экзаменам | |
2 | Уверенность на экзамене Знакомство с правилами и процедурой ГИА. | |
3 | Образовательные платформы по подготовке к ГИА | |
4 | Поведение на экзамене | |
5 | Как повысить стрессоустойчивость | |
6 | Способы снятия нервно-психического напряжения | |
7 | Негативные эмоции и способы избавления от них. | |
8 | Обучение способам избавления от негативных эмоций. Снятие эмоционального напряжения. | |
9 | Механизма развития стресса. | |
10 | Обучение основным способам преодоления стресса (копинг - стратегии). | |
11 | Фрустрация. «Методика выявления деструктивных установок» | |
12 | Стресс и способы его преодоления | |
13 | Как бороться со стрессом. Тренинг | |
14 | Агрессия как психологический феномен. Способы конструктивного выхода из конфликта | |
15 | Причины агрессии, ее виды и механизм действия. | |
16 | Эмоции и поведение | |
17 | Как управлять своими эмоциями | |
18 | Роль ценностей в жизни человека: теоретические подходы к проблеме. | |
19 | Классификация ценностей. Система ценностей в жизни человека. | |
20 | Мой учебный стиль. Каналы восприятия и когнитивные стили | |
21 | Память и приемы запоминания. Знакомство с характеристиками памяти человека. | |
22 | Методы работы с текстом. Обучение эффективным методам с текстами. | |
23 | Выработка положительного отношения к экзамену | |
24 | Эффективные способы подготовки к ГИА. Режим дня, питание место для занятий. Кинезиологические упражнения | |
25 | Рекомендации по поведению до и в момент экзамена. | |
26 | Моя ответственность на экзамене | |
27 | Релаксация и овладение приемами релаксации | |
28 | Методы нервно-мышечной релаксации. | |
29 | Понятие гармонии. (Что помогает?, Что мешает?, Кто может помочь?, Кто может помешать?) | |
30 | Диагностика уровня сформированности процессуальной компетенции к ГИА | |
31 | Сдаем экзамен (игра - репетиция) | |
32 | Тренинг «Как справиться со стрессом» | |
33 | Промежуточная аттестация | |
34 | Резервный час |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Требования к оформлению проектно-исследовательских работ учащихся и презентации продуктов»
Согласно Положения о проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся МБОУ СШ № 32 им. А.С. Лавочкина г. Смоленска к оформлению проектных и учебно-исследовательских работ предъявляются следующие требования:
1.1. Введение (обоснование актуальности, определение цели, задачи, объекта, предмета, гипотезы исследования). Введение должно включать в себя формулировку постановки проблемы, отражать актуальность темы, определение целей и задач, поставленных перед исполнителем работы, характеристику объекта, предмета, гипотезы исследования, характеристику личного вклада автора работы в решение избранной проблемы.
Введение – очень важная часть работы. Во введении должны быть четкие ответы на следующие вопросы:
1. Чем интересна данная задача с точки зрения науки или ее практического применения?
2. Какие сложности возникли при решении данной задачи?
3. Зачем была выполнена работа, какова была ее цель и насколько она была достигнута?
1.2. Основная часть (литературный обзор, методика исследования, описание исследования). Основная часть должна содержать краткий обзор используемой литературы и источников с выводами автора, степень изученности данного вопроса, описание основных рассматриваемых фактов, характеристику методов решения проблемы, сравнение известных автору старых и предлагаемых методов решения, обоснование выбранного варианта решения (эффективность, точность, простота, наглядность, практическая значимость и т.д.). Основная часть делится на главы (параграфы). В конце каждой главы (параграфа) должны быть выводы. В выводах по существу повторяется то, что уже было сказано в предыдущей главе, но формулируется сжато, уже без подробных доказательств.
1.3. Заключение (выводы и результаты). Заключение должно содержать в лаконичном виде выводы и результаты, полученные автором (с указанием, если возможно, направления дальнейших исследований и предложений по возможному практическому использованию результатов исследования).
11.4. Список литературы. Список литературы содержит в алфавитном порядке список публикаций, изданий и источников, использованные автором с указанием издательства, города, общего числа страниц.
1.5. Приложение (сценарии, анкеты, результаты социальных опросов, отзывы и т.д.) прилагаются в конце проекта в виде приложения.
1.6. Титульный лист должен содержать название проекта, Ф.И. автора, , полное наименование образовательного учреждения, Ф.И.О. руководителя (указываются полностью), год и место составления.
1.7. Текст работы:
- шрифт Times New Roman (русифицированный) размером 12 кегль, цвет черный;
- поля верхнее, нижнее, левое, правое – по 2 см;
- межстрочный интервал – одинарный;
- абзацные отступы (красные строки) – 1,5 см;
- выравнивание текста – по ширине;
- расстановка переносов – автоматическая;
- номера страниц проставляются на каждой странице, кроме титульного листа (т.е. содержание – это страница № 2).
- параметры страницы: размер бумаги – формат А4;
- ориентация – книжная;
1.8. Текст основной части работы делится на главы, разделы, подразделы, пункты.
1.9. Заголовки структурных частей работы: «СОДЕРЖАНИЕ», «ВВЕДЕНИЕ», «ГЛАВА», «ВЫВОДЫ», «ПРИЛОЖЕНИЯ», печатаются прописными (заглавными) буквами.
1.10. Каждую структурную часть работы рекомендуется начинать с нового листа.
Согласно пункта 2 Положения о проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся МБОУ СШ № 32 им. А.С.Лавочкина г. Смоленска к оформлению продуктов проектно-исследовательской деятельности учащихся предъявляются следующие требования:
2.1. Основные требования к презентации:
• Соблюдение единого стиля оформления;
• Выполнение в программе Microsoft Power Point 2003,2007;
• Размер файла не более 3Мб, количество слайдов не более 15 шт,
• Наличие титульного, вводного, информационного и закрепляющего слайда. На титульном слайде указывается Ф.И. обучающего, полное наименование ОУ, название объединения, Ф.И.О. руководителя проекта; вводный слайд должен содержать тему, цели и задачи проекта; на закрепляющем слайде указываются источники информации (автор, год издания и т.д.), в том числе Интернет ресурсы и иллюстративный материал.
2.2. Основные требования к творческим работам:
2.2.1. Книга, журнал, газета, сборник, альманах, справочник и т.п.:
• Текст напечатанный;
• Соблюдение единого стиля оформления;
• Формат А4;
• Наличие обложки, титульного листа, оглавления;
• Наличие основных сведений об авторе, художнике-иллюстраторе;
• Наличие информации о руководителе проекта;
• Если в работе использованы документальные факты, то обязательно указать источник информации;
• Фотографии, рисунки, помещенные в работе должны содержать сведения об авторе.
2.2.2. Модели, макеты, плоские композиции и другие изделия, выполненные в разных техниках:
• Материалы подбираются на усмотрение участников проектно-исследовательской деятельности;
• Работа должна сопровождаться паспортом: размер 5см* 10см, шрифт 14, тема проекта, Ф.И. автора, образовательное учреждение, Ф.И.О. руководителя (указываются полностью).
Согласно Положению
Результатом (продуктом) проектной деятельности, который выносится на защиту может быть:
- для исследовательских и информационных работ: реферативное сообщение, компьютерные презентации, приборы, макеты и другие формы;
- для творческих работ: письменное описание работы, сценарий, экскурсия, стендовые отчеты, компьютерные презентации, видеоматериалы, фотоальбомы, модели, прозаические или стихотворные произведения, инсценировки, художественная декламация, исполнение музыкального произведения, компьютерная анимация и др. формы.
3.8. Для защиты итогового индивидуального проекта обучающиеся готовят:
1) продукт проектной деятельности;
2) папку с материалами по проектной и учебно-исследовательской работе в соответствии требований (пункт 1 данного Положения)
3) краткую пояснительную записку к проекту (объёмом не более одной машинописной страницы) с указанием для всех проектов:
a) исходного замысла, цели и назначения проекта;
b) краткого описания хода выполнения проекта и полученных результатов;
c) списка использованных источников.
Для конструкторских проектов в пояснительную записку, кроме того, включается описание особенностей конструкторских решений, для социальных проектов – описание эффектов/эффекта от реализации проекта;
3.9. Защита осуществляется перед учениками своего класса.
Критерии оценивания проектно-исследовательской деятельности
- актуальность выбранного исследования;
- умение использовать известные результаты и факты;
- оформление результатов исследования (согласно Положению);
- грамотность защиты результатов исследования;
- технологичность и техничность исполнения;
- умение аргументировано отвечать на вопросы.