Опыт работы."Лэпбук- как средство развития речевых способностей воспитанников в ДОУ"
Опыт работы ."Лэпбук-как средство развития речевых способностей воспитанников в ДОУ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
golenkova_lepbuk.docx | 21.39 КБ |
Консультация для родителей."Прогулка и ее значение" | 1.68 МБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы по теме:
«Лэпбук как средство развития речевых способностей воспитанников в ДОУ».
Представляю опыт работы по теме: «Лэпбук как средство развития речевых способностей воспитанников в ДОУ». (Слайд)
Лэпбук (lapbook) – в дословном переводе с английского значит «наколенная папка» (lap – колени, book – книга), или как его еще называют тематическая папка.
Преимущество использования лэпбука в работе с детьми в следующем:
- лэпбук для детей – яркая, красочная, «загадочная» книжка, хранящая в себе множество секретов и тайн, побуждающая к активному речевому и коммуникативному взаимодействию со взрослым и ровесниками, эффективная форма овладения речью (культурой речи);
Вовлечь ребёнка в деятельность возможно лишь в том случае, когда ему интересно, когда он увлечён и играет. В связи с этим было решено оформить игры и дидактический речевой материал в виде лэпбука.
Чтобы заинтересовать детей решила оформить лэпбук в виде игрового домика.
И так я приступила к созданию лэпбука:
На первом этапе была выбраны: тема лэпбука "Развитие связной речи у воспитанников среднего дошкольного возраста"; название лэпбука "Расскажи-ка"; формы работы с детьми (дидактические игры, речевые задания).
В целях закрепления представлений детей о временах года и связанных с ними явлениях природы через развитие связной речи ,содержимое лэпбука изменяется в течение учебного года по сезонам .
В содержание лэпбука были включены следующие формы работы с детьми:
- Составление рассказа по мнемотаблице "Расскажи по схеме о времени года", «Алгоритм времён года»
- Составление описательного рассказа по сюжетным картинкам
- Мини – рассказы ( пересказы)
- Дидактическая игра "Что сначала, что потом"
- Дидактическая игра "Один-много"
- Отгадывание загадок "Вопрос-ответ"
-Дидактическая игра: «Что лишнее»
-Наблюдения в природе;
- Дидактическая игра "Противоположности"
- Дидактическая игра "Признаки времён года"
- Словесные игры на развитие связной речи
- Игра- театрализация :«Театр на палочках»
- «Расскажи сказку»
-«Старая сказка на новый лад»
- Раскрашивание раскрасок "Раскрась время года"
- Чтение и заучивание стихотворений "Поэты о времени года"
Первый лэпбук по плану был оформлен по теме "Осень" и содержимое кармашков придерживалось той же темы. В дальнейшем лэпбук и весь материал в кармашках переоформлялся по темам "Зима" и "Весна.
Впервые знакомство детей с лэпбуком проходило в форме беседы. По внешнему виду многие дети определили время года "осень .. Для того, чтобы заинтересовать детей на дальнейшую деятельность с лэпбуком, была проведены словесная игра «Вопрос-ответ»", читали стихи разных поэтов про осень. Совместно с детьми был сделан вывод о том, что лэпбук - это интересно.
Второй этап - обучающий, главной задачей которого было - научить детей работать с лэпбуком самостоятельно, без помощи педагога.
Детям, которые уже самостоятельно справлялись с заданиями, предлагалось объединиться с другими детьми и научить их или помочь им выполнить задания, тем самым развивая навыки общения со сверстниками.
Наблюдая за самостоятельной деятельностью детей с лэпбуком было замечено, что познакомившись с ним более тесно, выполнив все задания в нём, у многих детей появились "любимые кармашки", к которым они возвращаются вновь и вновь.
Девочки очень часто играют в игру - театрализацию "Театр на палочках", с каждым разом придумывая более яркие и развёрнутые сюжеты, речь сказочных героев постепенно становилась насыщенной. Девочкам было предложено подключить к игре желающих мальчиков, чтобы они озвучивали роли мужского пола. Наблюдая за сюжетами игр - театрализаций, детям предлагалось придумать названия к их сказкам, обозначить главных героев.
По истечении осени был подготовлен материал по теме "Зима" по всем формам работы, включённым в лэпбук. В ходе беседы "Наступила зима" вниманию детей был представлен следующий переоформленный лэпбук по зимней тематике. В ходе этой беседы были закреплены знания детей о признаках зимы, зимних месяцах. Дети отгадывали загадки и слушали стихотворения о зиме, знакомились с новым содержимым лэпбука, сравнивали новый материал с предыдущим (по осени). Дети заметили, что в их "любимых кармашках" поменялся материал.
Понравившаяся многим детям игра - театрализация также пополнилась новыми сказочными героями: Дед мороз, Снегурочка, снеговик, Снежная Королева. "Зимние герои" помогли детям придумывать новые сказки на зимнюю тему.По опыту работы с осенним лэпбуком было заготовлено множество раскрасок зимней тематики: зимние забавы, праздники, природа, зимующие птицы, животные зимой. Некоторые дети использовали для раскрашивания не только карандаши, но и краски, гуашь, восковые мелки.
Весенний лэпбук дети ждали с нетерпением, интересовались о новом содержимом, так как в беседах упоминалось приближение весны. Весенний лэпбук "Расскажи-ка!" был представлен детям во время беседы. Были закреплены знания детей о признаках весны.. Дети отгадывали загадки и слушали стихотворения о весне, знакомились с новым содержимым лэпбука, сравнивали новый лэпбук с предыдущими (осенним и зимним). По детям было заметно, что их не удивляла смена содержимого лэпбука, им просто хотелось поскорей рассмотреть и поиграть с ним.
Таким образом, на протяжении всего учебного года проводилась целенаправленная систематическая работа по повышению уровня развития связной речи посредством лэпбука "Расскажи - ка!».
Лэпбук – позволяет закрепить и систематизировать изученный материал, а также помогает быстро освежить в памяти пройденные темы.
Использование лэпбука на практике показало, что у детей повысился уровень развития универсальных умений, таких как:
-распределять обязанности;
-договариваться со сверстниками;
-самостоятельно давать обьяснения на вопросы;
-принимать собственные решения,опираясь на собственный опыт и умения;
Данная форма работы при детско-взрослом взаимодействии не только эффективно помогает ребёнку овладеть культурой речи,но и способствует более доверительным межличностным отношениям, даёт возможность узнать интересы и потенциал ребёнка и развить их играя, легко, с радостью.