Проект "Нетрадиционные техники рисования"

Бондарева Ксения Сергеевна

Проект реализованный с детьми старшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_netraditsionnye_tehniki.docx776.09 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

ГОРОДСКОГО ОКРУГА КЛИН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

- ДЕТСКИЙ САД №10 «ЗАБАВА»

141606 Московская область, г. Клин, ул. Мира д.8,

тел. 8(49624)2-33-13, 2-43-77,

эл.адрес: mdoyzabava2013@yandex.ru, сайт: http://zabava-klin.ru/

Проект

«Нетрадиционные техники рисования»

D:\работа\фото\IMG_20180928_094500.jpg

Разработала и реализовала воспитатель: 

Бондарева Ксения Сергеевна

2018 год

Актуальность проекта: проблема развития творческих способностей, творческого мышления, способность к творческому самовыражению дошкольников находитс сегодня в центре внимания многих исследователей и практиков. Современные психолого – педагогические исследования показывают, что изобразительная деятельность является вадным фактором развития личности ребенка. Она предоставляет большие возможности для умственного, эмоционально – эстетического, графо –моторного, воевого развития, для совершенствования всех психических функций. В процессе изобразительной деятельности осуществялются развличные стороны воспитания: сенсорное, умственное, эстетическое, нравственное, трудовое.

Цель проекта:   формирование у дошкольников элементов учебной деятельности, развитие художественного творчества и активизации творческого потенциала посредством использования нетрадиционных техник рисования.

 Задачи:

  • Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования;
  • Научить создавать свой неповторимый образ, в рисунках по нетрадиционному рисованию используя различные техники рисования;
  • Познакомить дошкольников поближе с нетрадиционным рисованием;
  • Создавать условия для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами;
  • Поощрять инициативность и самостоятельность при выборе материала и техники изображения, помочь детям почувствовать радость творчества;
  • Развивать у дошкольников творческие способности через нетрадиционное рисование.

 Вид проекта: познавательно - творческий.

Интеграция образовательных областей - познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.

Участники: воспитатели, дети   5-6 лет.

Сроки реализации проекта: сентябрь 2018 – декабрь 2018.

Материально – технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:

  • Подбор методической и художественной литературы;
  • Подбор наиболее доступных нетрадиционных техник рисования;
  • Изготовление необходимых материалов для нетрадиционного творчества;
  • Выставка, рисунков, выставка творческих работ детей.

Необходимые условия для реализации проекта:

  • Заинтересованность детей;
  • Методические разработки.
  • Создание условий для творческой деятельности.

Этапы проекта:

1 этап – подготовительный:

Определение проблемы, цели и задач проекта.

 Изучение литературы, подбор материала.

Диагностика

2 этап –  основной (практический): 

 Познакомить на занятиях детей с техникой раздувания краски, рисования пальчиками, методом тычка, монотипии, рисование поролоном, с техникой граттаж.

Учить создавать выразительные образы, используя нетрадиционные техники рисования.

 В процессе творческой деятельности развивать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках.

3 этап – обобщающий (заключительный):

 Проводили анализ и обобщение результатов, полученных в процессе творческой деятельности.

 Оформили выставку рисунков.

 

Предполагаемые результаты:

•Дети познакомятся с новыми видами нетрадиционного рисования.

•С помощью творческой деятельности  дети научатся создавать свой неповторимый образ в рисунках

• Научатся свободно экспериментировать с различными материалами и инструментами.

•Формирование у детей творческих способностей через нетрадиционное творчество

Полученный результат реализации проекта:

В ходе реализации проекта «Нетрадиционные техники рисования» предполагаемые результаты были достигнуты:

  • Мы обогатили опыт детей в сфере художественно – эстетического развития путем использования разных техник, методов и приемов в рисовании;
  • Изготовили необходимые атрибуты и материалы для работы, обобщили опыт работы по данному проекту;
  • Пополнили словарный запас детей;
  • На протяжении всего проекта у детей сформировалось стремление к познанию, научились свободно фантазировать в процессе рисования, передавать в рисунках свой неповторимых образ;
  • Дети стали различать и уверенно называть нетрадиционные техники рисования, их особенности и различия; просветили  родителей  том, как дома можно развивать творческий потенциал детей.

Приложение:

  1. Рисунки «Чудеса своими руками»
  2. Конспект развлечения «Страна красок».
  3. Консультация для родителей «Творческая деятельность детей в детском саду».

План реализации проекта

Дата проведения

Вид деятельности

Сентябрь

Наблюдение за рябиной во время прогулок.

Чтение стихотворений об осени.

Рисование «Ветка рябины»

Цель: учить технике пальчикового рисования, развивать мелкую моторику

Рисование «Осенний лес» поролоном

Цель: познакомить с нетрадиционной техникой рисования – оттиск поролоном. Учить детей создавать свой неповторимый пейзаж

Выставка рисунков.

Октябрь

Рассматривание иллюстраций с изображением радуги, закрепление знания последовательности расположения цветов в радуге.

Рисование «Цветик»

Цель: познакомить детей с техникой ниткография. Учить передавать образ цветка с помощью ниток

 Рисование: «Ежик»

Цель: учить использовать жесткие кисти для изображения животных

Выставка рисунков.

Ноябрь

 Прослушивание классических и народных мелодий.

Рисование «По выбору» (рисование манкой)

Цель: научить новому приему оформления изображения

Рисование коллективное «Сердце добра»

Цель: учить рисовать ладошками , развивать творческую фантазию

Выставка работ.

Декабрь

Чтение сказки Х.К. Андерсен «Снежная королева»

Рассматривание репродукций с зимними пейзажами.

Рисование: «Цветы в вазе»

Цель: познакомить детей  с техникой граттаж, развивать творческую фантазию.

Рисование «Морозные узоры» ватными палочками

Цель: формировать интерес к зимней природе, помочь увидеть ее красоту в художественных образах. Познакомить с техникой рисования ватными палочками.

Выставка работ.

Взаимодействие  с родителями:

1. Беседа с родителями «Нетрадиционные техники рисования с дошкольниками».

2. Помощь родителей в изготовление необходимых материалов для занятий

3. Консультация для родителей «Творческая деятельность детей в детском саду».

Используемая литература:

1. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в дестком саду. Часть  - М «Издательство скрипторий 2003» 2010

 2.Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в дестком саду. Часть  - М «Издательство скрипторий 2003» , 2010

3.Екжанова Е.А. Изобразительная деятельность в воспитании и обучении дошкольников с разным уровнем умственной недостаточности. –СПБ: Сотис, 2002

4.Р.Г. Казакова Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники: планирование, конспекты занятий. М.: ТЦ Сфера, 2005

 

Приложение № 1

Выставка рисунков «Чудеса своими руками»

D:\работа\фото\IMG_20180920_105336.jpgD:\работа\фото\IMG_20180924_094906.jpgD:\работа\фото\IMG_20181123_101248.jpgD:\работа\фото\IMG_20181212_092438.jpg

Приложение №2

Развлечение для детей старшего возраста «Страна красок»

Ведущая: Здравствуйте дети, посмотрите что это, так это же краски. А коробка пустая. Куда они подевались? Сегодня у нас праздник красок, а их нет. Здесь есть только колокольчик, давайте в него позвоним (звонит в колокольчик).

Динь- дон, динь- дон

Волшебный звон

Колокольчик позвони

Праздник красок ты начни.

Выходит Палитра.

Палитра: Здравствуйте дети, я слышала вы звонили в мой колокольчик, но, увы, он не работает, краски пропали, и это значит, праздника не будет.

Ведущая: Что же теперь делать? Как можно жить без ярких красок? Ребята давайте вернем Палитре краски. Поможем ей?

Ответы детей.

Палитра: Для начала найдем красную краску. В жизни каждый предмет имеет свой цвет, но я так давно потеряла свои краски, что вовсе забыла, что какого цвета, я вам буду говорить как я помню, а вы скажите правильно или нет.

Палитра: На огороде растут яркие синие помидоры.

Дети нет, красные.

Палитра: Солнце на небе светит красивое, зеленое.

Дети: Нет, желтое.

Палитра: А морковка на грядке голубая.

Дети: Оранжевая.

Палитра: Клубника выглядывает из куста черная.

Дети: нет, красная.

Палитра: Да, кажется, я начинаю вспоминать. Спасибо за помощь.

Выходит красный цвет:

- Красная редиска выросла на грядке.

Рядом помидоры, красные ребятки.

Красные тюльпаны на окне стоят,

Красные знамена за окном горят.

Отдает красную краску Палитре.

Палитра: Спасибо тебе. А теперь начнем поиски зеленого цвета. Для этого нам нужно перейти на другую сторону берега, по тонкому канату. Это задание для самых маленьких.

Проходит игра для младшей группы. «По ниточке». На асфальте рисуется мелом две длинные параллельные прямые линию Старт! Нужно пройти дистанцию как по «ниточке»- так чтобы следы попадали на прочерченную прямую.

Выходит зеленый цвет:

- У нас растет зеленый лук и огурцы зеленые.

А за окном зеленый луг, и домики беленные.

С зеленой крышей каждый дом

И в нем живет зеленый гном

В зеленых брючках новых

Из листиков кленовых.

Отдает зеленую краску.

Палитра: Какие умницы, пришла пора для голубого цвета. На Предстоит оживить шарик.

Проходит конкурс «Оживи шарик». Выходят 4 участника, каждый из них получает фломастеры и воздушный шарик на котором рисует веселую рожицу.

Выходит голубой цвет:

Глаза голубые у куклы моей

А небо над нами еще голубей.

Оно голубое, как тысячи глаз.

Мы смотрим на небо, а небо на нас.

Отдает голубую краску.

Ведущая: Я удивлена, что вы с такой легкостью проходите столь сложные испытания. Нам еще не хватает желтого цвета, для того что бы и он оказался в нашей коробочке нам нужно разгадать загадки. Сможете?

Ответы детей.

Загадки:

• На полянке у реки гордо держат стебельки.

Как фарфоровые чашки, белоснежные (Ромашки).

• Ветка в грозди разодета, фиолетового цвета

- Это в летний жаркий день, расцвела в саду (Сирень).

• Вот шершавый стебелек, в середине- уголек.

Лепестки блестят, как лак,

Распустился красный (Мак).

Выходит желтый цвет:

Желтое солнце на землю глядит,

Желтый подсолнух за солнцем следит,

Желтые груши на ветках весят,

Желтые листья с деревьев летят.

Отдает желтый цвет.

Ведущий: Прекрасно, совсем немного осталось. Нужна разыскать синий цвет, что на нужно сделать Палитра?

Палитра: Нам нужно переправится на вот тот берег,.

Проходит игра для подготовительной группы. «Переправа» дети делятся на две команды, у каждой команды по обручу- это «лодка». Команда должна переплыть в «лодке» с одного берега на другой. Определяются линии старта и финиша. За сигналом ведущего первые игроки садятся в «лодку» берут за собой одного игрока и помогает ему переплыть на другой берег. Затем возвращается за следующим. Можно брать только одного пассажира. Команда, которая быстрее оказалась на другом берегу выигрывает.

Выходит синий цвет:

-В синим море- островок…

Путь до острова далек.

А на нем растет цветок

Синий, синий василек.

Отдает синею краску.

Палитра: Нужно нарисовать солнышко и мы получим оранжевый цвет.

В этой эстафетной игре принимают участия две команды, каждая из которых выстраивается в колонну по одному. У старта воспитатель держит гимнастические палки по количеству игроков. В переде каждой команды, на расстоянии 5- 7 метров, кладут обруч. Задача участников эстафеты- поочередно, по сигналу, выбегая с палками, разложить их лучами вокруг своего обруча- «нарисовать солнышко». Побеждает команда, которая быстрее справится быстрее.

Выходит оранжевый цвет

Оранжевой лисице

Всю ночь морковка снится

На лисий хвост похожа

Оранжевая тоже.

Отдает оранжевую краску.

Палитра: Остался последний цвет. Фиолетовый. Чтобы его заполучить нужно нарисовать лето.

Дети рисуют лето на бумаге, красками.

Выходит фиолетовый цвет.

Фиолетовой фиалке надоело жить в лесу.

Я сорву ее и маме в день рожденья принесу.

С фиолетовой сиренью будет жить она

На столе в красивой вазе около окна.

Отдает фиолетовую краску.

Палитра: Спасибо, мне уже пора. Было очень интересно провести этот летний, теплый денек с вами, мои друзья. До скорых встреч.

Ведущий: Жаль, что этот праздник закончился, но у нас в впереди еще много интересного. Давайте вспомним, что же сегодня с нами приключилось.

Задает вопросы по развлечению:

Кто сегодня был у нас в гостях?

Что мы искали?

Что вам понравилась больше всего?

Приложение №3


Консультация для родителей «Творческие способности и их роль в жизни ребенка»

По преданию семь мудрецов Древней Греции, сойдясь в храме Аполлона в Дельфах, написали на нём«Познай самого себя». Это высказывание в полной мере относится к проблеме способностей. Как только человек начинает осознавать себя, выделять как личность из окружающего мира, перед ним встают важные жизненные вопросы: «кто я?»«в чём моё предназначение?»«на что я способен?». Что же такое способности? Это такие свойства личности, которые обеспечивают человеку успешное выполнение какой-либо деятельности. Специалисты расходятся в своём мнении по поводу происхождения и развития способностей: одни считают, что способности даны человеку от природы, а воспитание и обучение лишь способствуют развёртыванию способностей в течение жизни человека. Другая группа учёных уверена, что все дети рождаются с одинаковыми возможностями, а способности – результат обучения и усилий преподавателей, родителей, воспитателей. Истина, как говорится, находится посередине.Существует и третье мнение: и врождённые возможности (задатки) и влияние среды одинаково важны для развития и проявления способностей.

Считается, что каждый здоровый ребёнок имеет от природы все способности, чтобы овладеть любым делом, любой профессией до среднего уровня.

В современном мире творчество ценится очень высоко. Творческие профессии сегодня одни из самых востребованных, а целеустремленные творческие люди всегда находят свой жизненный путь для успешной реализации своего творческого потенциала. Но к сожалению, многие родители не считают творчество важной составляющей воспитания, развития и обучения своего ребенка. Они предпочитают делать акцент и ставят во главу угла речь, мышление и память ребенка, порой полностью забывая про воображение и творчество. Конечно, первые три пункта очень важны для каждого ребенка, но полностью исключать творчество нельзя, его развитие может и должно идти одновременно со всеми остальными направлениями развития.

Творчество важно не столько в детстве, сколько во взрослой жизни. Но чтобы творчество было во взрослой жизни, его развитие должно осуществляться в детстве. Сегодня можно привести огромное количество примеров успешных людей творческих профессий: актеры, певцы, артисты, писатели и другие. Они реализовали себя через творчество, у них яркая и интересная жизнь, признание и уважение окружающих. Безусловно, чтобы творческие способности проявлялись столь ярко, необходимо иметь какие-то природные задатки. Стоит особенно отметить, что развитие творческих способностей необходимо для каждого ребенка. Пусть даже он и не станет в будущем знаменитостью, но зато творческий подход к решению тех или иных вопросов поможет ему в жизни, сделает его интересной личностью и человеком, способным преодолевать трудности, возникающие на его жизненном пути.

- Что такое творческие способности?

Творческие способности – комплексное понятие,которое включает в себя следующие составляющие:

• стремление к познанию;

• умение познавать новое;

• живость ума;

• умение в привычных вещах, явлениях находить нестандартное;

• стремление к открытиям;

• умение применять на практике, в жизни полученные знания, опыт;

• свободное воображение;

• фантазия и интуиция, в результате которых появляются изобретения, открытия, что-то новое.

- Зачем нужно развивать творческие способности?

Если у ребенка есть хоть малейшие творческие способности, то ему будет гораздо легче учиться, трудиться, строить отношения с окружающими людьми, справляться с трудностями.

- Что способствует развитию творческой активности у ребенка?

На развитие творческих способностей у ребенка положительно влияют различные виды детской деятельности:

• Окружающий мир.

• Развивающие игры и игрушки.

• Рисование.

• Лепка.

• Чтение.

• Музыка.

• Аппликация.

Если в семье и в детском саду в системе использовать разнообразные приемы и творческие задания, то можно создать условия для развития творческих способностей наших воспитанников.

Сейчас я хочу предложить вашему вниманию задания и упражнения, работа над которыми вызывает у ребят огромный интерес, и которые вы так же можете использовать дома.

1 Упражнение «Незаконченный рисунок».

Родителям предлагается лист с изображенными на нем кружочками, квадратиками, крестиками. Линиями вертикальными, горизонтальными, зигзагами и др. Задача – используя различные элементы, изобразить какие-либо образы. Повторяться нельзя.

2 Упражнение «Хорошо-плохо»

Вы называете предмет или явление, а ребенок должен сказать, что в нем хорошо, а что – плохо.

Например,утюг: хорошо – белье будет поглажено, плохо – можно обжечься,ветер: хорошо – не будет жарко в солнечный день, плохо – можно простыть.

3 Упражнение «Нестандартное использование предмета»

Участники группы сидят по кругу. У воспитателя в руках мяч.

Инструкция: "Сейчас я начну предстоящую нам работу, брошу кому-то мяч и назову при этом любой предмет. Тот, которому достанется мяч, должен будет назвать три нестандартных способа использования этого предмета. Например, бросая мяч, я скажу "молоток". Кроме прямого назначения, молоток можно использовать в качестве пресс-папье для того, чтобы не разлетались лежащие на столе бумаги; можно использовать молоток в качестве ручки для тяжелой авоськи; можно, привязав к нему шпагат, применить его в качестве отвеса при строительных работах.

Сразу договоримся, что не будем прибегать к универсальным способамиспользования большинства предметов: почти любой предмет можно нарисовать, потрогать, понюхать, многие предметы можно подарить.

Итак, тот, кому я брошу мяч, назовет три нестандартных, нетрадиционных способа использования доставшегося ему предмета и затем бросит мяч следующему, назвав другой предмет. Будем внимательны и сделаем так, чтобы во время этой работы мяч побывал у каждого".

- Один восточный мудрец сказал: «Ребёнок - это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь». Этой мудростью и следует руководствоваться при воспитании своего ребенка. Не забывайте, что у каждого ребенка свои задатки и свой предельный уровень способностей. Для одного ребенка максимальным будет нарисовать радугу, а для другого – целую картину вокруг нее

Приложение №4

Мониторинг знаний детей по проекту

«Нетрадиционные техники рисования».

Фамилия, имя ребенка

Знают и называют нетрадиционные техники рисования

Уровень творческих способностей

Овладение техническими навыками нетрадиционного рисования

Передача настроения в рисунке

Средний балл

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

Аверьянова Дарья

2

3

1

2

1

2

1

1

1

2

Бухтоярова Алина

3

3

2

3

2

3

2

2

2

2

Волков Федор

3

3

2

3

2

2

2

3

2

2

Вялов Даниил

3

3

2

2

2

2

2

2

2

2

Зайцев Михаил

3

3

2

3

2

3

2

2

2

3

Зинченко Анита

3

3

1

2

1

2

1

2

1

2

Мельников Илья

3

3

2

3

2

2

2

3

2

3

Кармалыга Ева

2

2

2

2

1

2

1

2

2

2

Макарова Полина

2

3

2

3

2

3

2

2

2

2

Королева Виктория

2

2

1

1

1

2

1

1

1

1

Королева Ульяна

3

3

2

2

2

2

2

2

2

2

Нерсесян Давид

3

3

2

3

2

3

2

3

3

3

Пузанова Александра

2

2

1

2

1

2

1

2

1

2

Старинец Андрей

3

3

2

2

2

3

2

3

2

2

Сивунова Александра

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

Колмакова Анна

3

3

2

3

2

3

2

3

2

3

Константинов Вадим

3

3

2

3

2

3

2

3

2

3

Русова Екатерина

2

3

2

2

2

2

2

2

2

2

Тихомиров Никита

3

3

2

2

2

2

2

2

2

2

Цветкова Алина

3

3

2

3

2

2

2

3

2

3

Шапошник Антон

3

3

2

2

2

2

2

2

2

2

Шаршнева Елена

3

3

2

2

2

2

2

2

2

2

Щербакова Виктория

3

3

2

3

2

3

2

3

2

3

Стадии усвоения  знаний:

Сформированы полностью – ребенок знает и называет нетрадиционные техники рисования, свободно фантазирует при работе, умело  пользуется материалами для работы(3 балла).

В стадии формирования - ребенок знает и называет некоторые виды нетрадиционного рисования при помощи взрослого, с интересом использует нетрадиционные материалы в работе (2 балла).

Не сформированы -  ребенок  не знает и не называет виды нетрадиционных техник рисования даже при помощи взрослого, не владеет техническими навыками нетрадиционного рисования (1 балл).

На начало проекта: «1» - знания не сформированы – 3 чел. – 12%; «2» - на стадии формирования -17 чел.- 74%;  «3» - сформированы полностью – 2 чел.- 9%.

На конец проекта: «1» - знания не сформированы – 1 чел – 4%; «2» - на стадии формирования -15 чел.- 65%;  «3» - сформированы полностью – 8 чел.- 35%.

Стадии усвоения материала проекта