СПЕЦИФИКАЦИЯ диагностической работы по математике для 9 классов
СПЕЦИФИКАЦИЯ
диагностической работы по математике
для 9 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.2.docx | 268.87 КБ |
Предварительный просмотр:
СПЕЦИФИКАЦИЯ
диагностической работы по математике
для 9 классов
Диагностическая работа проводится
В течении года
- Назначение работы – оценить уровень общеобразовательной подготовки по математике обучающихся 9 классов общеобразовательных организаций в целях диагностики их готовности к основному государственному экзамену по математике.
- Документы, определяющие содержание диагностической работы Содержание и основные характеристики диагностических материалов
определяются на основе следующих документов:
– Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по математике (приказ Минобразования России от
- 03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).
– О сертификации качества педагогических тестовых материалов (Приказ Минобразования и науки РФ от 17.04.2000 г. № 1122).
- Подходы к отбору содержания, разработке структуры работы
Структураработыотвечаетцелипостроениясистемы
дифференцированного обучения математике в современной школе.
- Характеристика структуры и содержания работы
Работа состоит из двух частей, различающихся по виду ответа и уровню сложности, и трёх модулей: «Алгебра», «Геометрия», «Реальная математика». В модули «Алгебра» и «Геометрия» входят две части, соответствующие проверке на базовом и повышенном уровнях, в модуль «Реальная математика» – одна часть, соответствующая проверке на базовом уровне.
При проверке базовой математической компетентности обучающиеся должны продемонстрировать: владение основными алгоритмами; знание и понимание ключевых элементов содержания (математических понятий, их свойств, приёмов решения задач и проч.); умение пользоваться математической записью, применять знания к решению математических задач, не сводящихся к прямому применению алгоритма, а также применять математические знания в простейших практических ситуациях.
Части 2 модулей «Алгебра» и «Геометрия» направлены на проверку владения материалом на повышенном уровне.
Модуль «Алгебра» содержит 8 заданий: в части 1 – 6 заданий; в части
- – 2 задания.
Модуль «Геометрия» содержит 4 задания: в части 1 – 3 задания; в части 2 – 1 задание.
Модуль «Реальная математика» содержит 4 задания.
Всего в работе 16 заданий, из которых 13 заданий базового уровня и
- задания повышенного уровня.
Таблица 1. Распределение заданий по частям работы
Макси- | ||||||
№ | Часть | Тип заданий | Количество | мальный | ||
работы | заданий | первичный | ||||
балл | ||||||
1 | Часть 1 | С выбором ответа | 1 | 1 | ||
2 | Часть 1 | С кратким ответом | 12 | 12 | ||
3 | Часть 2 | С развернутым ответом | 3 | 6 | ||
Итого | 16 | 19 |
- Распределение заданий работы по содержанию, проверяемым умениям и способам деятельности
Распределение заданий по разделам содержания приведено в таблице 2.
Таблица 2. Распределение заданий по КЭС | ||||
Часть | Код по КЭС | Название раздела содержания | Количество | |
заданий | ||||
Модуль «Алгебра» | ||||
1 | 1 | Числа и вычисления | 3 | |
1 | 2 | Алгебраические выражения | 1 | |
1 | 3 | Уравнения и неравенства | 2 | |
1 | 5 | Функции и графики | 1 | |
2 | 3 | Уравнения и неравенства | 2 | |
Модуль «Геометрия» | ||||
1 | 7.2 | Треугольник | 1 | |
1 | 7.3 | Многоугольники | 1 | |
1 | 7.5 | Измерение геометрических величин | 1 | |
2 | 7.1 | Геометрические фигуры и их свойства. | 1 | |
Измерение геометрических величин | ||||
2 | 7.2 | Треугольник | 1 | |
Модуль «Реальная математика» | ||||
1 | 8 | Статистика и теория вероятностей | 2 | |
1 | 5 | Функции | 1 | |
1 | 1 | Числа и вычисления | 1 | |
1 | 7 | Геометрия | 1 | |
Коды КЭС (в таблице 2) и КТ (в таблице 3) указываются в соответствии с кодификаторами, представленными на сайте Федерального института педагогических измерений.
Ориентировочная доля заданий, относящихся к каждому из разделов кодификатора требований, представлена в таблице 3.
2
Таблица 3. Распределение заданий по КТ | ||||||||
Код | Коли- | |||||||
Часть | Название требования | чество | ||||||
по КТ | зада- | |||||||
ний1 | ||||||||
Модуль «Алгебра» | ||||||||
1 | 1 | Уметь выполнять вычисления и преобразования | 3 | |||||
1 | 2 | Уметь выполнять преобразования алгебраических выражений | 1 | |||||
1 | 3 | Уметь решать уравнения, неравенства и их системы | 1 | |||||
1 | 4 | Уметь строить и читать графики функций | 1 | |||||
2 | 2 | Уметь выполнять преобразования алгебраических выражений | 2 | |||||
2 | 3 | Уметь решать уравнения, неравенства и их системы | 2 | |||||
Модуль «Геометрия» | ||||||||
1 | 5 | Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, | 3 | |||||
координатами и векторами | ||||||||
2 | 7.8 | Проводить доказательные рассуждения при решении задач, | 1 | |||||
оценивать | логическую | правильность | рассуждений, | |||||
распознавать ошибочные заключения | ||||||||
2 | 5 | Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, | 1 | |||||
координатами и векторами | ||||||||
Модуль «Реальная математика» | ||||||||
1 | 7.1 | Решать несложные практические расчётные задачи; решать | 1 | |||||
задачи, связанные с отношением, пропорциональностью | ||||||||
величин, дробями, процентами; пользоваться оценкой и | ||||||||
прикидкой при практических расчётах; интерпретировать | ||||||||
результаты решения задач с учётом ограничений, связанных с | ||||||||
реальными свойствами рассматриваемых объектов | ||||||||
1 | 7.4 | Описывать с помощью функций различные реальные | 1 | |||||
зависимости между величинами; интерпретировать графики | ||||||||
реальных зависимостей | ||||||||
1 | 7.5 | Описывать реальные ситуации на языке геометрии, | 1 | |||||
исследоватьпостроенныемоделисиспользованием | ||||||||
геометрических понятий и теорем, решать практические | ||||||||
задачи, связанные с нахождением геометрических величин | ||||||||
1 | 6.1, | Анализировать реальные числовые данные, представленные в | 1 | |||||
7.6 | таблицах, на диаграммах, графиках | |||||||
1 | 7.7 | Решать практические задачи, требующие систематического | 1 | |||||
перебора вариантов; сравнивать шансы наступления случайных | ||||||||
событий, оценивать вероятности случайного события, | ||||||||
сопоставлять и исследовать модели реальных ситуаций с | ||||||||
использованием аппарата теории вероятностей и статистики |
- Каждое задание может относиться более чем к одному разделу кодификатора требований.
3
- Распределение заданий работы по уровням сложности
- таблице 4 приведено распределение заданий работы по уровням сложности.
Таблица 4. Распределение заданий по уровням сложности
Уровень сложности заданий | Количество | Максимальный первич- | |
заданий | ный балл | ||
Базовый | 13 | 13 | |
Повышенный | 3 | 6 | |
Итого | 16 | 19 | |
- Продолжительность работы
На выполнение работы отводится 90 минут.
- Дополнительные материалы и оборудование.
Участникам разрешается использовать справочные материалы, выдаваемые вместе с работой (материалы скачиваются из личного кабинета
- и тиражируются на каждого обучающегося). Разрешается использовать линейку. Калькуляторы не используются.
9. Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом
Максимальный балл за выполнение всей работы − 19.
Шкала пересчёта баллов в отметки по пятибалльной шкале:
Отметка по пятибалльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
Первичные баллы | 0–6 | 7-11 | 12–16 | 17–19 |
- Приложении 1 представлен обобщённый план варианта диагностической работы.
- Приложении 2 представлен демонстрационный вариант диагностической работы
.
4
Приложение 1
Обобщенный план варианта
диагностической работы по МАТЕМАТИКЕ
№ задания |
Основные проверяемые требования
к математической подготовке
разделов | содержания | разделов | требований | сложности | выполнение | |
Коды | Коды | |||||
элементов | элементов | Уровень | баллза |
Часть 1
Модуль «Алгебра»
1 | Уметь выполнять вычисления и преобразования | 1 | 1 | Б | 1 | ||||||
2 | Уметь выполнять вычисления и преобразования | 1, 6 | 1 | Б | 1 | ||||||
3 | Уметь решать уравнения, неравенства и их системы | 3 | 3 | Б | 1 | ||||||
4 | Уметь выполнять вычисления и преобразования, уметь | 1, 2 | 1, 2 | Б | 1 | ||||||
выполнять преобразования алгебраических выражений | |||||||||||
5 | Уметь выполнять вычисления и преобразования | 1 | 1 | Б | 1 | ||||||
6 | Уметь строить и читать графики функций | 5 | 4 | Б | 1 | ||||||
Модуль «Геометрия» | |||||||||||
7 | Уметь выполнять | действия | с | геометрическими | фигурами, | 7 | 5 | Б | 1 | ||
координатами и векторами | |||||||||||
8 | Уметь выполнять | действия | с | геометрическими | фигурами, | 7 | 5 | Б | 1 | ||
координатами и векторами | |||||||||||
9 | Уметь выполнять | действия | с | геометрическими | фигурами, | 7 | 5 | Б | 1 | ||
координатами и векторами | |||||||||||
Модуль «Реальная математика» | |||||||||||
Описывать с помощью функций различные реальные | |||||||||||
10 | зависимости между величинами; | интерпретировать графики | 5 | 7 | Б | 1 | |||||
реальных зависимостей, анализировать реальные числовые | |||||||||||
данные, представленные в таблицах, на диаграммах, графиках | |||||||||||
Решать несложные практические расчетные задачи; решать | 1, 3 | 7 | Б | 1 | |||||||
задачи, связанные с отношением, пропорциональностью | |||||||||||
11 | величин, дробями, | процентами; | пользоваться | оценкой и | |||||||
прикидкой при практических расчетах; интерпретировать | |||||||||||
результаты решения задач с учётом ограничений, связанных с | |||||||||||
реальными свойствами рассматриваемых объектов | |||||||||||
Описывать реальные ситуации на языке геометрии, | 7 | 7 | Б | 1 | |||||||
12 | исследоватьпостроенныемоделисиспользованием | ||||||||||
геометрических понятий и теорем, решать практические | |||||||||||
задачи, связанные с нахождением геометрических величин | |||||||||||
Решать практические задачи, требующие систематического | 8 | 7 | Б | 1 | |||||||
перебора вариантов; сравнивать шансы наступления | |||||||||||
13 | случайных событий, оценивать вероятности случайного | ||||||||||
события, сопоставлять и исследовать модели реальных | |||||||||||
ситуаций с использованием аппарата теории вероятностей и | |||||||||||
статистики | |||||||||||
5 |
Часть 2
Модуль «Алгебра» | |||||||||
14 | Уметь | выполнять | преобразования | алгебраических | 2, 3 | 2, 3 | П | 2 | |
выражений, решать уравнения, неравенства и их системы | |||||||||
Уметь выполнять преобразования алгебраических выражений, | |||||||||
15 | решать | уравнения, неравенства и их системы, строить и | 2, 3, 6 | 2, 3, 7 | П | 2 | |||
исследовать простейшие математические модели |
Модуль «Геометрия»
16 | Уметь выполнять действия с геометрическими | фигурами, | 7 | 5 | П | 2 | |
координатами и векторами | |||||||
6
1
2
3
4
5
Приложение 2
Демонстрационный вариант диагностической работы по математике
- класс
Часть 1
Ответами к заданиям 1–13 являются цифра, число или последовательность цифр, которые следует записать в бланк ответов справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Если ответом является последовательность цифр, то запишите её без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами.
Модуль «Алгебра»
1, 2
Найдите значение выражения 6, 7 − 7, 3 .
Ответ: ___________________________.
Какому из данных промежутков принадлежит число 72 ?
1) [0,1; 0, 2] 2) [0, 2; 0,3] 3) [0,3; 0, 4] 4) [0, 4; 0,5]
Ответ:
Решите уравнение ( x − 2 )(2 x + 3 ) = 0 .
Если уравнение имеет более одного корня, в ответ запишите меньший из корней.
Ответ: ___________________________. | ||||||||||||||
Найдите значение выражения ( | 1 | + | 1 | )⋅ | a 2 | при a = 4, 2 . | ||||||||
7a | 2a | 9 | ||||||||||||
Ответ: ___________________________. | ||||||||||||||
Найдите значение выражения | 74 2 | −10 | 2 | . | ||||||||||
2 | 21 | |||||||||||||
Ответ: ___________________________.
7
6 | На | рисунках | изображены графики | функций | вида | y = kx + b . | Установите | |||||||
соответствие между графиками функций и знаками коэффициентов k и b . | ||||||||||||||
ГРАФИКИ | y | |||||||||||||
А) | y | Б) | y | В) | ||||||||||
0 | ||||||||||||||
x | x | |||||||||||||
0 | x | 0 | ||||||||||||
КОЭФФИЦИЕНТЫ
1) k > 0, b > 0 2) k < 0 , b > 0 3) k < 0 , b < 0
В таблице под каждой буквой укажите соответствующий номер.
А Б В
Ответ:
Модуль «Геометрия»
7
В треугольнике ABC известно, что AB = BC , B ∠ABC = 122°. Найдите угол BCA. Ответ дайте
в градусах.
A C
Ответ: ___________________________.
- Периметр квадрата равен 44. Найдите площадь этого квадрата.
Ответ: ___________________________.
- На клетчатой бумаге с размером клетки 1 ×1 изображён треугольник ABC . Найдите длину его средней линии, параллельной стороне AC .
Ответ: ___________________________.
B
A C
8
10
11
12
Модуль «Реальная математика»
На графике показано изменение температуры воздуха на протяжении трёх суток. По горизонтали указывается дата и время, по вертикали — значение температуры в градусах Цельсия. Определите по графику наименьшую температуру воздуха 15 июля. Ответ дайте в градусах Цельсия.
28
26
24
22
20
18
16
14
12
10
8
6
00:00 06:00 12:00 18:00 00:00 06:00 12:00 18:00 00:00 06:00 12:00 18:00 00:00
13 июля | 14 июля | 15 июля |
Ответ: ___________________________.
Призерами городской олимпиады по математике стали 25 учеников, что составило 5% от числа участников. Сколько человек участвовало в олимпиаде?
Ответ: ___________________________.
Пожарную лестницу длиной 17 м приставили к окну шестого этажа дома. Нижний конец лестницы отстоит от стены на 8 м. На какой высоте расположено окно? Ответ дайте в метрах.
17 м
?
8 м
Ответ: ___________________________.
9
13
14
15
16
- бабушки 20 чашек: 12 с красными цветами, остальные с синими. Бабушка наливает чай в случайно выбранную чашку. Найдите вероятность того, что это будет чашка с синими цветами.
Ответ: ___________________________.
Не забудьте перенести все ответы в бланк тестирования.
Часть 2
Задания 14–16 выполните на обратной стороне бланка тестирования. Сначала укажите номер задания, а затем запишите его подробное решение и ответ. Пишите чётко и разборчиво.
Важно! Чертеж в задании 16 можно сначала выполнить карандашом, но впоследствии обязательно обвести ручкой!
Модуль «Алгебра» | |||||
Решите уравнение | 1 | + | 3 | − 10 = 0 . | |
x 2 | x | ||||
Баржа прошла по течению реки 72 км и, повернув обратно, прошла ещё 54 км, затратив на весь путь 9 часов. Найдите собственную скорость баржи, если скорость течения реки равна 5 км/ч.
Модуль «Геометрия» | |
Прямая, параллельная | стороне AC треугольника ABC , пересекает |
стороны AB и BC в | точках M и N соответственно. Найдите BN , |
если MN =13 , AC = 65 , | NC = 28. |
10
Система оценивания диагностической работы по математике
За правильный ответ на задания 1–13 ставится 1 балл.
Ответы к заданиям части 1
Номер задания | Правильный ответ | |||||
1 | -2 | |||||
2 | 2 | |||||
3 | -1,5 | |||||
4 | 0,3 | |||||
5 | 8 | |||||
6 | 231 | |||||
7 | 29 | |||||
8 | 121 | |||||
9 | 4 | |||||
10 | 8 | |||||
11 | 500 | |||||
12 | 15 | |||||
13 | 0,4 |
11
Решения и критерии оценивания заданий части 2
Модуль «Алгебра»
- Решите уравнение 1 + 3 − 10 = 0 .
- 2 x
Решение.
Пусть t = 1x , тогда уравнение принимает вид:
t 2 + 3t − 10 = 0 ,
откуда t = −5 или t = 2 .
1 1
Уравнение x = −5 имеет корень − 5 .
1 1
Уравнение x = 2 имеет корень 2 .
Таким образом, корни исходного уравнения: x = − 15 и x = 12 (ответ может
быть представлен как в виде обыкновенной дроби, так и в виде десятичной).
Ответ: − 15 ; 12 .
Баллы | Содержание критерия |
- Обоснованно получен верный ответ
Решение доведено до конца, но допущена описка или ошибка
- вычислительного характера, с её учётом дальнейшие шаги выполнены верно
0 | Решение не соответствует ни одному из критериев, перечисленных | |
выше | ||
2 | Максимальный балл |
12
- Баржа прошла по течению реки 72 км и, повернув обратно, прошла ещё 54 км, затратив на весь путь 9 часов. Найдите собственную скорость баржи, если скорость течения реки равна 5 км/ч.
Решение.
Пусть скорость баржи в неподвижной воде равна v км/ч, тогда
72 | + | 54 | = 9 ; | ||||||||
v + 5 | |||||||||||
⎧ | v − 5 | 2 | |||||||||
72 v − 360 | + 54 v + 270 = 9 v | − 225, | |||||||||
⎪ | |||||||||||
⎨ | v > 5; | ||||||||||
⎪ | |||||||||||
⎩ | |||||||||||
⎧ | 2 | − 14 v − 15 = 0, | |||||||||
⎪v | |||||||||||
⎨ | v > 5, | ||||||||||
⎪ | |||||||||||
откуда v =15 . | ⎩ | ||||||||||
Ответ: 15 км/ч. | |||||||||||
Баллы | Содержание критерия | ||||||||||
- Ход решения задачи верный, получен верный ответ
1 | Ход решения верный, все его шаги присутствуют, но допущена | |
описка или ошибка вычислительного характера | ||
0 | Решение не соответствует ни одному из критериев, перечисленных | |
выше | ||
2 | Максимальный балл |
13
Модуль «Геометрия»
- Прямая, параллельная стороне AC треугольника ABC , пересекает стороны AB и BC в точках M и N соответственно. Найдите BN ,
если MN =13 , AC = 65 , NC = 28.
Решение.
B
M N
A | C | |||||||||||||
Поскольку прямая MN параллельна прямой | AC , углы BNM и BCA равны | |||||||||||||
как соответственные при параллельных прямых AC и MN и секущей BC . | ||||||||||||||
Следовательно, треугольники ABC и MBN подобны по двум углам. | ||||||||||||||
Значит, | BC | = | AC | = | 65 | = 5 , а поскольку | BC | = | BN + NC | = 1 + | 28 | , получаем: | ||
MN | BN | |||||||||||||
BN | 13 | BN | BN |
BN = 284 = 7 .
Ответ: 7.
Баллы | Содержание критерия | |
2 | Ход решения верный, все его шаги выполнены правильно, получен | |
верный ответ | ||
1 | Ход решения верный, все его шаги выполнены правильно, но даны | |
неполные объяснения или допущена одна вычислительная ошибка | ||
0 | Решение не соответствует ни одному из критериев, перечисленных | |
выше | ||
2 | Максимальный балл |
14