Программа дополнительного образования для детей 4-5 лет "Разноцветный мир"

Овчинникова Вера Владимировна

Программа дополнительного образования «Разноцветный мир» для детей дошкольного возраста от 4 до 5 лет муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения муниципального образования «город Бугуруслан» «Детский сад комбинированного вида №18» (далее Программа) строится с учетом принципа интеграции образовательных областей и обеспечивает своевременное, всестороннее развитие личности ребенка с учетом его индивидуальных и психофизических особенностей; активно помогает каждому ребенку в освоении соответствующих возрасту умений и знаний, и обучает систематически и грамотно анализировать полученные результаты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raznocvetnyj_mir.docx306.53 КБ

Предварительный просмотр:

D:\Сайт документы\Новая папка\РАЗНАЦПрограмма дополнительного образования Разноцветный мир 001.jpg

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

I.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

3

1.1.

Пояснительная записка

3

1.1.1.

Цели и задачи реализации Программы

5

1.1.2.

Принципы и подходы к формированию Программы

6

1.1.3.

Значимые для разработки и реализации Программы характеристики

6

 1.1.4.

Планируемые результаты освоения Программы

7

1.1.5.

Формы подведения итогов

7

II.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

7

2.1.

Описание образовательной деятельности

8

2.1.1.

Проектирование образовательной работы по программе

8

2.1.2.

Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик

13

2.1.3.

Способы и направления поддержки детской инициативы. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов

14

2.1.4.

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

18

III.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

18

3.1.1.

Кадровое обеспечение образовательной программы

18

3.1.2.

Описание материально-технического обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания

18

3.1.3.

Научно-методическое обеспечение образовательной программы

19

3.1.4.

Время и сроки реализации образовательной программы

19

3.1.5.

Организация развивающей предметно-пространственной среды

20

IV.

Дополнительный раздел

20

V.

Литература

21

I.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

Программа дополнительного образования «Разноцветный мир» для детей дошкольного возраста от 4 до 5 лет муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения муниципального образования «город Бугуруслан» «Детский сад комбинированного вида №18» (далее Программа) строится с учетом принципа интеграции образовательных областей и обеспечивает своевременное, всестороннее развитие личности ребенка с учетом его индивидуальных и психофизических особенностей; активно помогает каждому ребенку в освоении соответствующих возрасту умений и знаний, и обучает систематически и грамотно анализировать полученные результаты.

Программа дополнительного образования «Разноцветный мир» реализуется на основании:

  • Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
  • Правила оказания платных образовательных услуг, утверждённые Постановлением Правительства РФ от 15.08.2013 г. №706;  
  • Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» СанПиН 2.4.1.3049-13 (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26);  
  • Закон РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»;
  • Гражданский кодекс РФ от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ;
  • Федеральный закон от 08.05.2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»;  
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 13 января 2014 г. № 8 «Об утверждении примерной формы договора об образовании по образовательным программам дошкольного образования».

Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире. Дошкольный возраст - наиболее целесообразный период для эстетического и художественного развития, т. к. именно в этом возрасте дети обладают большим потенциалом фантазии, творчества, основанного на
самовыражении, саморазвитии, сотрудничестве, сотворчестве.
В современном мире ребенок окружен цифровыми технологиями и
познает все с помощью телевидения, интернета. Такой ребенок практически
лишен «живого творчества», а дополнительные занятия детей могут в полной
степени удовлетворить потребности в творчестве.

Данная программа обращена к нетрадиционным художественным
техникам, чтобы повысить интерес детей к художественному творчеству.
Новизна настоящей программы заключается в том, что использование
данной техники ещё не получило достаточно широкого распространения и не
«укоренилось», данные техники являются скорее экспериментальными.
Педагогический опыт применения данных техник пока не систематизирован,
не обобщён и не представлен (в должной степени) в современных
образовательных программах. В способах изображения (достаточно простых
по технологии) нет жёсткой заданности и строгого контроля, зато есть
творческая свобода и подлинная радость. Результат обычно очень эффектный
и почти не зависит от умений и способностей ребёнка.

Необычные техники напоминают игру, в которой раскрываются
огромные потенциальные возможности детей. Даже самая традиционная
техника может превратиться в оригинальную, если применяется на основе
нетрадиционных материалов.

Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве
активных и увлекательных методов и приемов, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у
детей развиваются творческие начала. Каждое занятие направлено на
овладение основами изобразительного искусства, на приобщение детей к
активной познавательной и творческой деятельности.

Методика работы с детьми строится таким образом, чтобы средствами
искусства и детской художественной деятельности формировать у детей
такие качества как: самостоятельность, инициативность, творческую
активность, позволяющие самореализовываться в различных видах и формах
художественно-творческой деятельности; снижать закомплексованность,
скованность.
Данная программа опирается на понимание приоритетности
воспитательной работы, направленной на развитие усидчивости,
аккуратности, терпения, умения концентрировать внимание, мелкой моторики и координации движений рук у детей. Дети, занимаясь изобразительным искусством, учатся видеть и понимать окружающего мира, развивают художественно-эстетический вкус.

Содержание данной программы насыщенно, интересно, эмоционально
значимо для дошкольников, разнообразно по видам деятельности и
удовлетворяет потребности каждого ребенка в реализации своих
художественных желаний и возможностей. Отличительной чертой является
развитие творческих и коммуникативных способностей дошкольников на
основе их собственной творческой деятельности.

Программа направлена на практическое применение полученных знаний и умений. Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания,
выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует
опыт творческого общения. Периодическая организация выставок дает детям
возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха.
Выполненные на занятиях работы воспитанниками могут быть использованы
как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении кабинета. Каждый воспитанник видит результат своего труда, получает положительные эмоции.

Образовательная программа «Разноцветный мир» углубляет задачи образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».

1.1.1. Цели и задачи реализации Программы

Цель программы: развитие художественно–творческих способностей,укреплениемелкой моторики и координации движений рук, у детей дошкольного возраста от 4 до 5 лет, через художественно – изобразительную деятельность, посредством нетрадиционных техник рисования.

Задачи программы:

Образовательные:
- обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам
изображения с использованием различных материалов;

- знакомить детей с изобразительным искусством разных видов и
жанров, учить понимать выразительные средства искусства;
- учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться

красоте природы, произведений классического искусства, окружающих
предметов, зданий, сооружений;

- подводить детей к созданию выразительного образа при изображении
предметов и явлений окружающей деятельности;

- формировать умение оценивать созданные изображения.
Развивающие:
- развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок,
иллюстраций: (обращать внимание детей на выразительные средства, учить
замечать сочетание цветов);

- развивать творческие способности детей; развивать эстетическое
восприятие художественных образов и предметов окружающего мира как
эстетических объектов;

- развивать у детей способность передавать одну и ту же форму или образ в
разных техниках.

Воспитательные:
-воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности;
- воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
- воспитывать художественный вкус и чувство гармонии;
- воспитывать усидчивость, терпеливость, прилежание;
- воспитывать самостоятельность при выполнении заданий;
-воспитывать нравственные качества, а именно терпимость
доброжелательности по отношению к окружающим;
-воспитывать умение организовать рабочее место и убрать его.

1.1.3.Принципы и подходы к формированию Программы

Работа по программе придерживается общедидактических и частно-
методических принципов и методов обучения, предусмотренных
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного
образования (далее ФГОС ДО):

- системность подачи материала– взаимосвязь комплекса методов и
приёмов во всех видах занятий, и на протяжении всего периода обучения по
данной программе;

-наглядность в обучении- принцип наглядности осуществляется при
помощи иллюстраций, электронных презентаций, педагогических рисунков,
натуры;
-
доступность– комплекс занятий составлен с учётом возрастных
особенностей дошкольников по принципу дидактики (от простого - к
сложному);
-
принцип гуманности – комплекс занятий составлен на основе глубокого
знания и понимания физических, эмоциональных и интеллектуальных
потребностей детей; созданы условия для максимального раскрытия
индивидуальности каждого ребенка, его самореализации и самоутверждения
;
-
проблемность– активизирующие методы, направленные на поиск
разрешения проблемных ситуаций;

-принцип сознательности и активности - обучение, опирается на
сознательное и заинтересованное отношение воспитанника к своим
действиям
;
-
развивающий и воспитательный характер обучения – направлен на
развитие эстетических чувств, познавательных процессов, на расширение
кругозора.

В программе учитываются следующие подходы:

1.Личностно-ориентированный подход ставит в центр образовательной
системы личность ребенка, развитие его индивидуальных особенностей.
2. Деятельностный подход
-предполагает, что в основе развития лежит
активное непрерывное взаимодействие с окружающей действительностью.
3. Системный подход это организация образовательного процесса, в
котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности ребенка.
4. Индивидуальный подход выражается в том, что общие задачи
воспитания, которые стоят перед педагогом, работающим с коллективом
детей, решаются посредством педагогического воздействия на каждого
ребенка, исходя из знаний его психологических, возрастных особенностей.

1.1.4. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики

Художественно- творческая  деятельность – ведущий способ эстетического воспитания, основное средство художественного развития детей. 

В возрасте 4-5 лет в ребенке происходит развитие природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей, позволяющих ему самореализовываться в различных видах и формах художественно-творческой деятельности. Формируются сенсорные способности в разных видах художественной деятельности, в т.ч. и в рисовании.

Именно в этом возрасте ребенок выражает все свои переживания, фантазии, впечатления об окружающем мире через рисунок. Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.

1.1.5. Планируемые результаты освоения дополнительнойобразовательной  программы

1. Проявляет желание и умение  самостоятельно творить, переживая радость
творчества.
2. Умеет использовать в изобразительной продуктивной деятельности
разнообразные графические средства и нетрадиционные способы рисования.
3. У детей развиты мелкая моторика рук, творческое воображение,
композиционные уменияцветовосприятия и зрительно-двигательной
координации.
4. Сформированы практические навыки работы с бумагой и акварелью.

1.1.6.Формы подведения итогов реализации программы

Педагог наблюдает за процессом действиями детей в различных видах техниках рисования, заполнение Карты наблюдения.

        Организация выставок детских творческих продуктов, презентации детских работродителям, педагогам.Составление альбома лучших работ.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Описание образовательной деятельности

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:

- Вызывать положительный эмоциональный отклик на предложение рисовать нетрадиционным способом.

- Развивать эстетическое восприятие, образные представления, воображение, эстетические чувства, художественно-творческие способности; желание использовать в рисовании  разнообразные цвета, обращать внимание на многоцветие окружающего мира.

- Обогащать представления детей об изобразительном искусстве (нетрадиционных техники рисования, иллюстрации к произведениям детской литературы, репродукции произведений живописи и др.) как основе развития творчества.

- Формировать умение детей закрашивать рисунки кистью, карандашом, пластилином, ластиком, крупой и другими материалами, проводя линии и штрихи  в одном направлении (сверху вниз или слева направо);

- Формировать умение правильно передавать расположение частей при рисовании сложных предметов и соотносить их по величине.

- Формировать умение создавать коллективные произведения в рисовании нетрадиционной техникой, умение  проявлять дружелюбие при оценке работ других детей.

- Закреплять умение сохранять правильную позу при рисовании: не горбиться, не наклоняться низко над столом, к мольберту; сидеть свободно, не напрягаясь. Приучать детей быть аккуратными: сохранять свое рабочее место в порядке, по окончании работы убирать все со стола.

- Помогать детям при передаче сюжета, располагать изображения на всем листе в соответствии с содержанием действия и включенными в действие объектами. Направлять внимание детей на передачу соотношения предметов по величине: дерево высокое, куст ниже дерева, цветы ниже куста.

- Продолжать закреплять и обогащать представления детей о цветах и оттенках окружающих предметов и объектов природы. К уже известным цветам и оттенкам добавить новые (коричневый, оранжевый, светло-зеленый); формировать представление о том, как можно получить эти цвета.

2.1.1. Проектирование образовательной работы по программе

Средняя группа (4-5 лет)

п/п

Тема занятия

Программное содержание

Оборудование

Кол-во

часов

Сентябрь

1

«Овощи»(Ниткопись)

Формировать знания детей о технике ниткопись. Развивать умение аккуратно использовать клей. Закреплять навыки самообслуживания (уборка рабочего места).

Пряжа, клей, клеевые кисточки, салфетки, цветной картон, ножницы.

1 ч.

2

«Солнечныеподсолнухи» (Штампинг)

Формировать знания детей о технике штампинг. Развивать умение аккуратного пользования красками и кисточкой. Вызывать положительные эмоции в творческом процессе.

Репчатый лук, краски, кисточки, арбузные косточки или семена подсолнуха.

1 ч.

3

«Осенний лес»

(Пластилинография)

Закреплять знание и практическое умение техники пластилинография. Развивать самостоятельность при выборе цветов.

Пластилин, бумага, поролон,акварельные краски, палитра.

1 ч.

4

«Ёж Ежович»(Тычок жесткой полусухой кистью)

Формирование знаний о технике рисования тычок жесткой полусухой кистью. Формировать умение у детей рисовать предварительный набросок графитным карандашом. Развивать навыки аккуратного использования краски и кисти.

Жесткая кисть, акварельная краска,

бумага, бумажные салфетки.

1 ч.

Октябрь

1

«Я шагаю по ковру из осенних листьев»

(Печатание листьями,

печать или набрызг по трафарету)

Воспитывать интерес к творчеству. Закреплять знания о новой технике рисования. – печатание листьями.

Осенние листья, трафареты осенних листьев, акварель, кисточка, бумага.

1 ч.

  2

«Веточка яблони»

(Выдувание капли)

Формировать знания детей о технике рисования выдувание. Закреплять аккуратное использование красок.

Трубочки, ватные палочки, краски, белый лист.

1 ч.

3

«Волшебное дерево»(Выдувание капли)

Формировать умение, создавать сюжет, используя, нетрадиционную технику рисования, развивать творческие способности, воспитывать усидчивость.

Трубочки, жидкая краска, белые листы бумаги

1 ч.

4

«Сказочная птица»(Фроттаж)

Формировать знания детей о технике рисования фроттаж. Развивать интерес детей к творчеству. Закреплять правильное положение карандаша.

Белая бумага, восковые мелки, трафарет птицы, рельефные поверхности.

1 ч.

Ноябрь

1

«Российский флаг» (Рисование цветным песком)

Формировать желание и интерес в использовании нетрадиционной техники рисования, воспитывать аккуратность, развивать творческие способности.

Цветной песок, клей ПВА, клеевые кисточки, листы бумаги на каждого ребенка.

1 ч.

2

«Береза»(Тычок ватными палочками)

Формировать знания детей о технике рисования тычком. Развивать умение рисовать деревья.Закреплять навыки самообслуживания.

Ватные палочки, белый лист, акварельная краска.

1 ч.

3

«Звездочки на небе»(Рисование ластиком)

Воспитывать интерес к творчеству. Закреплять знания о новой технике рисования. Развивать умение чувствовать силу нажима на карандаш.

Графитный карандаш, ластик, лист бумаги

1 ч.

4

«Веточка рябины» (Рисование пальцами)

Воспитывать интерес к творчеству, познакомить с техникой рисования пальцами. Вызывать положительные эмоции в творческом процессе.

Пальцы, краски, лист бумаги.

1 ч.

Декабрь

1

«Елочка»(Рисование цветными опилками)

Закреплять знания об техники рисования, формировать умение создавать композицию из нескольких предметов, воспитывать желание рисовать.

Цветная опилка, клей ПВА, клеевые кисточки, цветной лист бумаги на каждого ребенка.

1 ч.

2

«Зимний пейзаж» (Граттаж)

Формировать умение натирать весь лист свечой, разводить черную гуашь с мылом и водой.

Лист бумаги или белого картона, свечи, гуашь, мыло, вода.

1 ч.

3

«Зимний пейзаж»(Граттаж)

Развивать умение задумывать композицию и располагать ее на листе картона.

Подготовленный картон, зубочистки.

1 ч.

4

«Снеговик»(Рисование зубной пастой)

Познакомить детей с техникой рисования зубной пастой. Формировать умение рисовать снеговиков разных размеров; закреплять навыки изображения кругов разных размеров; самостоятельно дополнять образы разными элементами.

Зубная паста, темный картон.

1 ч.

Январь

1

«Пушистый снег» (Рисование смятым комком бумаги)

Учить детей наносить краску смятым комком бумаги. Воспитывать любовь к занятиям изобразительной деятельностью.

Смятые комки бумаги,

белая краска, голубой картон

1 ч.

2

 «Снеговик» (Рисование солью)

Воспитывать интерес к творчеству, познакомить с техникой рисования солью. Вызывать положительные эмоции в творческом процессе

Соль, темный картон

1 ч.

3

«Снежинка»

(Монотипия)

Формировать умение детей

способом «монотопия»создаватьинтересный рисунок.

Формировать умение наносить

рисунок на одну половину листа; складывать лист пополам иполучать отображение;

радоваться полученному

результату

Бумага, краска.

1 ч.

Февраль

1

«Аквариум»(Пуантилизм)

Познакомить  дошкольников с нетрадиционным течением в живописи - «пуантилизмом». Формировать умение создавать композиции в технике «пуантилизм». Развивать воображение, моторику, творческое мышление у детей. Воспитывать усидчивость в работе, эстетическое восприятие.

Ватные палочки, лист бумаги с трафаретом.

1 ч.

2

«Краски моря»(Использование целлофана)

Формировать желание и интерес в использовании нетрадиционной техники рисования, воспитывать аккуратность, развивать творческие способности, внимание

Бумага, целлофановый мешочек, акварель.

1 ч.

3

«День защитника отечества»(Рисование манкой)

Развивать воображение, творческое мышление. Аккуратность при использовании крупы манки. Умение создавать несложный сюжет, картон.

Крупа манки, цветной картон.

1 ч.

4

«Животные, которые я сам себе придумал»

(Кляксография)

Закреплять умение складывать лист пополам. Развивать воображение. Развивать умение дополнять кляксу деталями, видеть в кляксе определенный образ.

Жидкая краска, лист бумаги.

1 ч.

Март

1

«Подарок маме» (Рисование ладошкой)

Воспитывать интерес к творчеству, познакомить с техникой рисования ладошками. Вызывать положительные эмоции в творческом процессе.

Ладошки, краски, лист

бумаги.

1 ч.

2

«Тюльпаны»(Рисование вилкой)

Развитие творческих способностей детей. Развитие творческого воображения, мышления. Воспитание интереса к творчеству в целом и к нетрадиционным видам творчества. Совершенствовать умения композиционно располагать детали на листе бумаги.

Вилка (одноразовая), краски, бумага

1 ч.

3

«Цветок» (Тиснение)

Познакомить с техникой тиснения. Учить обводить шаблоны предметов простой формы, делать тиснение на них.

Шаблоны цветов, краска, бумага

1 ч.

4

«Ветка мимозы» (Пластилинография)

Совершенствовать умение использовать ватные палочки и пластилин для создания образа; развивать творческие способности, интерес к изобразительной деятельности.

Ватные палочки, пластилин, картон.

1 ч.

Апрель

1

«Осьминожка»

(Рисунки, спрятанные в пальчиках)

Упражнять детей в умении обводить свои пальчики на лист бумаги простым карандашом; по полученному контору гуашью дорисовывать забавного осьминожку.

Простой карандаш, краски, бумага.

1 ч.

2

«Далекий космос»(Рисование мыльными пузырями, аппликация)

Познакомить детей с техникой рисования мыльными пузырями.

Цветная бумага, мыльные пузыри, акварель.

1 ч.

3

«Прилет птиц»(Рисование свечой)

Познакомить детей с техникой рисования свечой. Развивать воображение, фантазию, творческие способности.

Свечи, картон.

1 ч.

4

«Красивая брошь» (Роспись на камушках)

Совершенствовать умение делать роспись на камушках. Развивать воображение и творчество.

Камешки, краска, кисть.

1 ч.

Май

1

«Салют»(Рисование пищевыми красителями)

Воспитывать у детей патриотические чувства, уважение к Героям Великой Отечественной войны. Познакомить с репродукциями картин, которые отражают Праздник Победы.

Пищевые красители, бумага

1 ч.

2

«Цветущий луг» (Рисование по сырому)

Познакомить детей с техникой рисования по сырому. Продолжать развивать воображение, интерес к творчеству. Формировать умение чувствовать сколько нужно краски и воды.

Цветные краски, бумага.

1 ч.

3

«В мире красок и фантазий» (Создание коллажа с использованием всех техник рисования)

Подведение итогов кружковой работы.

Материалы и оборудование для нетрадиционной техники рисования

1 ч.

Итого:

34 ч.

2.1.2. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик

Особенности осуществления образовательного процесса в рамках реализации программы:

1. Ребенок и взрослый – оба субъекты взаимодействия.

2. Во взаимодействии активность ребенка важнее, чем активность взрослого.

3. Основная деятельность – это детские виды деятельности:

- изобразительная (нетрадиционная техника рисования);

- игровая деятельность (включая сюжетно-ролевую игру как ведущую деятельность детей дошкольного возраста, а также игру с правилами и другие виды игры);

- коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);

- самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении);

- музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений);

- двигательная (овладение основными движениями, активность ребенка).

4. Основная модель организации образовательного процесса – совместная деятельность взрослого и ребенка.

5. Основные формы работы с детьми – рассматривание, наблюдение, беседа, коллекционирование,  мастерская и другие.

6. Мотивы образования - интересы детей к этим видам деятельности.

7. Взрослый, уважая ребенка, его состояние, настроение, предпочтение и интересы, предоставляет ему возможность выбора участвовать или не участвовать вместе с другими детьми в совместном деле.

8. Образовательный процесс предполагает внесение изменений (корректив) в планы, программу с учетом потребностей и интересов детей.

Разработка гибкого плана включает в себя: определение общей цели и ее конкретизацию в  зависимости  от  разных  этапов.  Подбор  и  организацию  такого  дидактического материала, который позволяет выявлять индивидуальную избирательность детей к содержанию,  виду и форме познания. Планирование разных форм организация работы (соотношение фронтальной, индивидуальной, самостоятельной работы).

Планирование характера общения и межличностных взаимодействий в процессе образовательной деятельности:

- использование разных форм общения (монолога, диалога) с учетом личностных особенностей детей и требований к межгрупповому взаимодействию;

- использование содержания субъектного опыта всех участников занятия в диалоге «ребенок – педагог» и «ребенок – дети».

Планирование результативности образовательной деятельности предусматривает: обобщение полученных знаний и умений, оценку их освоенности, анализ результатов групповой и индивидуальной работы внимание к процессу выполнения заданий, а не только к результату.

Культурные практики:

Во второй половине дня организуются разнообразные культурные практики, ориентированные на проявление детьми самостоятельности и творчества в разных видах деятельности. В культурных практиках педагогами создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения,сотрудничества взрослого и детей.Организация культурных практик носит преимущественно фронтальный характер.

В группе общеразвивающей направленности для 4-5лет в рамках реализации программы «Разноцветный мир» реализуются культурные практики  свободы. Реализация данной практики осуществляется в совместной деятельности педагога с детьми, через проведение творческих занятий по рисованию с использованием нетрадиционных техник, направленных на развитие творческих способностей и познавательного интереса ребенка.

2.1.3. Способы и направления поддержки детской инициативы. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов

        Для детей целесообразно обозначать такие занятия, как работа в «Художественной мастерской», в которую на время превращается групповое помещение – в пространстве, организованном особым образом, в котором целенаправленно созидаются вещи, красивые, интересные и нужные для детской жизни.

Добровольное включение деятельность со взрослым (по принципу «Я тоже хочу делать это») помимо подбора интересных содержаний предполагает ряд существенных условий:

1)организацию общего рабочего пространства;

2)возможность выбора цели из нескольких – по силам и интересам;

3)открытый временной конец занятия, позволяющий каждому действовать в индивидуальном темпе.

В зависимости от темы занятий организуетсяобщее пространство для работы: большой рабочий стол (или несколько рабочих мест) – его можно устроить, сдвинув обычные столы с необходимыми материалами, инструментами, образцами и пр. За рабочим столом должны быть предусмотрены места для всех потенциальных участников, в том числе и для воспитателя. Он не отделяет себя от детей и располагается рядом с ними.

Места детей не закреплены за ними жестко (как на учебном занятии). Каждый ребенок может устроиться, где захочет, от раза к разу выбирая себе соседей сам. Дети могут свободно перемещаться по комнате, если им требуется какой-то инструмент, материал.

Динамична и позиция воспитателя. На каждом занятии он располагается рядом с тем или иным ребенком, который требует его большего внимания, слабее других в данном типе работы или с этими инструментами.

Организованное таким образом общее рабочее пространство обеспечивает возможность каждому участнику видеть действия других, непринужденно обсуждать цели, ход работы и получаемые результаты, обмениваться мнениями и открытиями («Смотри, как у меня получилось красиво!», «Я поняла, как это сделать!»).

Начиная занятие, педагог не обязывает и не принуждает к нему детей, а обращает их внимание на подготовленные материалы, выдвигает интересные идеи для работы.

Педагог включается в деятельность наравне с детьми – выбрав для себя цель, сам начинает действовать, становится живым образцом планомерной организации работы. Самим своим деятельным присутствием и стремлением получить конечный результат поддерживает и у остальных участников это стремление. Он         такжеобсуждает замыслы детей, анализирует вместе с ними образцы. Взрослый ведет себя непринужденно, поясняя свои действия и не препятствуя обсуждению дошкольниками их собственной работы, обмену мнениями и оценками, спонтанно возникающей взаимопомощи.

Особое внимание необходимо обратить  на следующие аспекты организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста:

- самоопределение и соучастие детей в формировании содержания работы: содержание занятий инициируется самими детьми;

- уважительное и внимательное отношение педагога к детям, позитивное реагирование на их поведение, учет детских потребностей и интересов и выстраивание предложений в соответствии с ними;

- выделение более половины времени для самостоятельной детской деятельности с включением игры.

Таким образом, можно перейти к решению задач дифференцированного обучения, где учитываются:

- индивидуальный темп развития;

- интересы;

- индивидуальные особенности;

- образовательный профиль ребенка.

Дифференцированное обучение влияет на образовательную деятельность на трех уровнях: содержание, процесс, среда (в том числе предметно-развивающая среда). На всех этих уровнях ключевым словом является «разнообразие».

Кроме того, дифференцированное обучение уделяет особое внимание возможности выбора способов работы (индивидуально или в малых группах, или со всеми детьми одновременно), способов выражения, содержания деятельности и.т.д.

Чтобы выбор детей дошкольного возраста был результативным, альтернативы для выбора, предложенные педагогом должны:

- соответствовать поставленным образовательным целям;

- реально различаться, предоставляя возможность для подлинного выбора детей;

- защищать ребенка от растерянности при виде избыточного количества вариантов.

Дошкольники должны уметь самостоятельно или при участии педагога не только сделать выбор, но и обосновать его. Это «навык», который имеет важное значение для формирования самостоятельности и ответственности за свой выбор у детей и воспитывается только частой практикой.

Форма

Способы

Методы

Средства

- подгрупповая;

- групповая;

- индивидуальная;

- коллективная работа.

- показ действий;

- обследование предметов;

- подражательные упражнения;

- дидактические игры;

- организация выставки детских работ.

- метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц и др. наглядных пособий);

- словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения);

- практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения);

- эвристический (развитие находчивости и активности);

- частично-поисковый;

- проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ходзанятия);

- метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе); сотворчество;

- мотивационный (поощрение).

- Учебно-наглядные пособия;

- сюжетные картинки;

- музыкальные произведения;

- таблицы;

- схемы;

- образцы;

- оборудование: краска, бумага, ножницы, клей, карандаши, штампики, ватные палочки, мыльные пузыри, крупа, соль, опилка и др;

- материалы: таблицы,  рисунки.

2.1.4. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

Одним из важных условий реализации Программы является создание содружества «семья – дети – педагоги».

Основная цель – сделать родителей активными участниками образовательной деятельности, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.

Для достижения данной цели, для координации деятельности детского сада и родителей необходимо работать над  решением следующих задач:

1)установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

2)объединить усилия семьи и детского сада для развития и воспитания детей;

3)создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, позитивный настрой на общение и доброжелательную взаимоподдержку родителей (законных представителей) в собственных педагогических возможностях;

4)от установок взрослого зависит и то, какое отношение к процессу изобразительной деятельности вырабатывается у ребенка.

ФГОС ДОпредусматривает работу с родителями в разных формах, направлениях. Вовлечение родителей в образовательную деятельность по нетрадиционным техникам рисования может организовываться по двум направлениям:

- повышение педагогической культуры родителей;

- совместная работа по обмену опытом.

Взаимодействие с родителями можно начать с анкетирования: «Что рисует ваш ребенок?» и бесед, целью которых является изучение потребностей родителей и их отношение к новому направлению работы. Анализ мнений родителей по внедрению системы подготовки детей дошкольного возраста к изучению нетрадиционных техник рисования покажет, какова социальная потребность такой образовательной деятельности с позиции родителей, потенциал для их участия в запланированных мероприятиях.

По результатам анкетирования родителей и диагностики детей составляем план мероприятий (просветительских, консультативных, информационных).

Формы работы  с родителями

1. Знакомство родителей с планом реализации программы «Волшебная акварель».

2. Консультация «Развития детского изобразительного творчества через нетрадиционные техники рисования».

3. Совместная прогулка по осеннему парку, сбор листьев.

4. Памятка «Как организовать рабочее место для детского творчества».

5. Семинар - практикум  «Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста».

6. Мастер-класс «Мир красок и фантазий».

7. Беседа с родителями на тему: «Как развивать воображение в рисовании».

8. Привлечение родителей к изготовлению атрибутов для нетрадиционных техник рисования.

9.Выставка детских работ «Ах вернисаж!».

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1.1. Кадровое обеспечение образовательной программы

      Воспитатели  совместно организуют образовательную деятельность в группе, организуют предметно пространственную среду в группе, формируют фонд методических, наглядно-иллюстративных материалов. Осуществляют работу с родителями.

3.1.2. Описание материально-технического обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания.

Вид помещения

Оснащение помещения

Материалы для работы с детьми

Групповое помещение

Столы, стулья, уголок  ИЗО «Клякса» с мольбертом,

 магнитная доска, проектор,

экран.

- бумага разного цвета, фактуры и формы;

цветные карандаши;фломастеры;восковые мелки;гуашь;акварель, краски;

кисти тонкие и толстые;картон (белый и цветной);различные по толщине нитки и веревочки; печатки и шаблоны;баночки для воды;салфетки;палитры; зубная паста;зубные щётки;расчески;поролон;

пробки;пенопласт;катушки;свечи;сухие листья;ватные палочки;клей;ластики;

тычки;штампы в форме геометрических фигур;трубочки для коктейля;крупа манки;соль;цветные опилки;наборы цветного песка;целлофановые мешки; зубочистки;одноразовые вилки; шаблоны цветов;ножницы;пластилин;графитный карандаш;твердое мыло; мыльные пузыри;пищевые красители.

        

3.1.3. Научно-методическое обеспечение образовательной программы

1.Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л.. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.

2.Давыдова Г.Н. Детский дизайн. Пластилинография. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008. – 80 с.

3.Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М. Просвещение, 2006. – 192с.

4.Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – С.-Пб.: «Детство Пресс», 2004. – 128с.

5.Казанова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2004 – 128с.

6.Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий./Под ред. Грибовской А.А.– М: ТЦ «Сфера», 2005. – 192с.

7.Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.

8.Рузанова Ю.В. «Развитие мелкой моторики рук у дошкольников в нетрадиционной изобразительной деятельности», 2009 г.

9.Никитина А.В.  «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», 2010 г.

10.Новикова И.В. «Работа с нетрадиционными материалами в детском саду», 2013 г.

11.Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М: Издательство «ГНОМ и Д», 2001. – 64с.

12.Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.

3.1.4. Время и сроки реализации образовательной программы

Образовательная программа дошкольного образования «Разноцветный мир» рассчитана на один год работы с детьми средней группы (4-5 лет). Занятия с детьми 4-5 лет осуществляются в режимных моментах во вторую половину дня по 20 минут. Недельная нагрузка по программе составляет 20 минут. Общая нагрузка по программе – 520 минут. Оптимальное количество детей в группе – 10 человек. Программа рассчитана на один год работы с детьми 4-5 лет (33 недели в год).

По окончанию каждого занятия организуются выставки детских работ для родителей, и тематические выставки  в ДОУ ежеквартально.

3.1.5. Организация развивающей предметно-пространственной среды

В группе детского сада создан центр изобразительной деятельности. Основная цель создания данного центра заключается в активизации детского художественно-эстетического творчества, обогащении опыта творческой деятельности, развитии эстетических способностей.

Материалы центра, связанные с развитием изобразительной деятельности, располагаются рядом с игрушками, костюмами, играми, так как именно игровая деятельность во многом активизирует появление образа в рисунке.Центр художественно-эстетического развитияпредусматривает наличие различных предметов из бросового и природного материала. Для организации нетрадиционной техники рисования и развития детского творчества имеется бумага разного цвета, фактуры и формы; цветные карандаши; фломастеры; восковые мелки;краски (гуашь и акварель);пробки;камушки;перья; свечи; веточки.

В центре достаточно свободного пространства для организации самостоятельной детской деятельности. Для хранения материалов есть стеллаж для расположения и систематизации изобразительных материалов и инструментов, магнитная доска для крепления репродукций, фотографий, детских книг и других материалов, доска для рисования цветным мелом.

Для демонстрации детских работ имеется «Стена творчества». Она расположена непосредственно в раздевальной комнате. Данная стена оформляется работами детей.

IV. Дополнительный раздел

Программа «Разноцветный мир» обеспечивает развитие творческих способностей детей средней группы (4-5 лет) в продуктивной деятельности.

Реализация Программы способствует развитию у детей творческого и  исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.

Характерные особенности данной Программы: направленность не на занятие, а на развитие ребенка, приобретение практических умений; присутствие доброжелательной, творческой атмосферы; работа по развитию творческих способностей проводиться в игровой форме.

Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел состоит из пояснительной записки, описания планируемых результатов освоения Программы. В пояснительной записке отражена актуальность, характерные особенности и задачи Программы.

Содержательный раздел определяет общее содержание  Программы, описание форм работы с детьми.

Организационный раздел включаетвремя и сроки реализации Программы, организацию предметно-развивающей среды, форм отчетности, список литературы.

V. Литература

1.Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л.. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.

2.Давыдова Г.Н. Детский дизайн. Пластилинография. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008. – 80 с.

3.Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М. Просвещение, 2006. – 192с.

4.Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – С.-Пб.: «Детство Пресс», 2004. – 128с.

5.Казанова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2004 – 128с.

6.Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий./Под ред. Грибовской А.А.– М: ТЦ «Сфера», 2005. – 192с.

7.Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.

8.Рузанова Ю.В. «Развитие мелкой моторики рук у дошкольников в нетрадиционной изобразительной деятельности», 2009 г.

9.Никитина А.В.  «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», 2010.

10.Новикова И.В. «Работа с нетрадиционными материалами в детском саду», 2013.

11.Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М: Издательство «ГНОМ и Д», 2001. – 64с.

12.Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.