Учителям
Викторина ко Дню Победы
Стадии развития коллектива
Словарная работа по тексту рассказа В. Осеевой: «Волшебное слово»
Урок-путешествие по русскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
viktorina.pptx | 2.04 МБ |
stadii_razvitiya_kollektiva.docx | 16.56 КБ |
slovarnaya_rabota_po_tekstu_rasskaza_v._oseevoy.docx | 469.88 КБ |
urok-puteshestvie.docx | 29.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Как называется война, победу над которой мы празднуем 9 Мая? Ответ: Великая Отечественная Война
Сколько лет продлилась война? Ответ: 4 года
Кто напал на нашу страну? Ответ: напали фашисты,немцы
Перечислите названия городов-героев Ответ: Москва, Ленинград, а сейчас Санкт-Петербург, Минск, Тула, Керчь, Сталинград, а сейчас Волгоград, Новороссийск
Как мы сейчас называем людей, прошедших войну и доживших до наших дней? Ответ: ветераны
Что мы должны сделать, если увидим 9 Мая ветерана? Ответ: поздравить с праздником, поблагодарить за Победу
Предварительный просмотр:
Стадии развития коллектива
1. Этапы развития коллектива по А.С. Макаренко (основным параметром, определяющим становление коллектива, выступает педагогическое требование).
Первая стадия – становление коллектива (стадия первоначального сплочения). Требования предъявляет педагог. В это время коллектив выступает, прежде всего, как цель воспитательных усилий педагога, стремящегося организационно оформленную группу (класс, кружок и т. д.) превратить в коллектив, т.е. такую социально-психологическую общность, где отношения учеников определяются содержанием их совместной деятельности, ее целями, задачами, ценностями. Организатор коллектива – педагог, от него исходят все требования. Первая стадия считается завершенной, когда в коллективе выделился и заработал актив, воспитанники сплотились на основе общей цели, общей деятельности и общей организации.
На второй стадии усиливается влияние актива. Требования предъявляет и педагог, и актив. Класс разделен на небольшие группы. Теперь уже актив не только поддерживает требования педагога, но и сам предъявляет их к членам коллектива, руководствуясь своими понятиями о том, что приносит пользу, а что – ущерб интересам коллектива. Если активисты правильно понимают потребности коллектива, то они становятся надежными помощниками педагога. Работа с активом на этом этапе требует пристального внимания педагога. Для второй стадии характерна стабилизация структуры коллектива. Коллектив в это время выступает уже как целостная система, в ней начинают действовать механизмы самоорганизации и саморегуляции. Он уже способен требовать от своих членов определенных норм поведения, при этом круг требований постепенно расширяется. Таким образом, на второй стадии развития коллектив уже выступает как инструмент целенаправленного воспитания определенных качеств личности.
Третья стадия развития – расцвет коллектива, когда складывается собственно коллектив. Коллектив предъявляет требования к каждому. На этом этапе наблюдается высокий уровень психологического единства всех членов коллектива. Большую роль в жизни и деятельности играет общественное мнение, сложившиеся традиции. В классе царит атмосфера доброжелательности, сочетающаяся с высоким уровнем требовательности. Складывается так называемый «эффект коллектива», когда ребята понимают, что вместе они могут сделать больше и лучше, чем, если бы делали то же самое по одному.
Четвертая стадия развития коллектива – этап движения. Чтобы подчеркнуть уровень развития коллектива на этой стадии, достаточно указать на уровень и характер требований, предъявляемых друг к другу членами коллектива: более высокие требования к себе, чем к своим товарищам. Одно это уже свидетельствует о достигнутом уровне воспитанности, устойчивости взглядов, суждений, привычек. Если коллектив доходит до этой стадии развития, то он формирует целостную, нравственную личность. На данной стадии коллектив превращается в инструмент индивидуального развития каждого из его членов.
2. Стадии развития коллектива по Л.И. Новиковой.
В настоящее время сложился подход к определению стадий развития коллектива, в рамках которого признается, что не только требования, но и другие средства могут выступать сплачивающим детей средством. Л.И. Новикова выделяет:
– стадию сплочения коллектива;
– стадию превращения коллектива в инструмент воспитания всех учащихся;
– стадию, когда важнейшей заботой коллектива становится корректировка социального опыта и развитие творческой индивидуальности каждого воспитанника.
3. Стадии развития коллектива по А.В. Петровскому.
Вне зависимости от формы коллектива законы неизменны и практически каждый коллектив проходит определенные стадии. На каждой из стадий взаимоотношения внутри группы строятся по-разному это – еще один из показателей прохождения стадий. А.В. Петровский выделяет следующие стадии развития коллектива.
1 стадия – объединение детей;
2 стадия – появление лидеров и аутсайдеров;
3 стадия – появление конфликтов. Конфликты, возникающие в этот период, в основном, связаны с несовпадением ценностных ориентаций и способов поведения, как отдельных членов коллектива, так и объединяющих их групп. В этот период класс уже способен решать возникающие в нем конфликты самостоятельно. Это связанно с действенностью общественного мнения, с осознанием большинством себя членами единого коллектива, с желанием сделать его лучше, с потребностью каждого ощущать в нем свою защищенность.
4 стадия – разрешение конфликтов и объединение в сплоченный коллектив.
Предварительный просмотр:
Словарная работа по тексту рассказа В. Осеевой: «Волшебное слово»
Седая
Приём: показ иллюстрации
- Ребята, посмотрите на слайд. Что означает выражение: седая борода?
(побелевшая, обесцветившаяся от старости)
Покосился
Приём: опора на контекст
-Чтобы узнать, что значит слово покосился, прочитайте отрывок из произведения:
— С тобой что-то случилось?
— Ну и ладно! А вам-то что? — покосился на него Павлик.
-Что же может значить это слово? (Посмотреть вбок).
Буркнул
Приём: показ действия
-Ребята, как вы думаете, что означает выражение: мальчик буркнул? Покажите.
-Что же значит это выражение, кто догадался? (Сказать ворчливо или отрывисто, невнятно).
Не поддал
Приём: подбор синонимов
- Ребята, как вы думаете, что значит «чуть не поддал хорошенько»?
- Какие синонимы мы можем подобрать? (Не ударил, не стукнул)
Вёсла
Приём: развёрнутое описание + показ иллюстрации
Вёсла – это приспособления в виде узкой лопаты, которые используются для гребли на плавучих средствах.
Стряпает
Приём: развёрнутое описание
Стряпать – готовить, приготовлять кушанье, готовить пищу.
Отворил
Приём: показ действия
-Ребята, как вы думаете, что значит отворить дверь? Посмотрите на меня (учитель открывает дверь). Что же значит это слово, кто догадался? (открывать).
Сквер
Приём: развёрнутое описание + показ иллюстрации
Сквер – это благоустроенная и озеленённая территория внутри жилой или промышленной застройки.
Предварительный просмотр:
Урок русского языка во 2 классе
Тема: «Путешествие по Королевству «Русский язык»
Цель: закрепить знания по изученным темам
Задачи:
Образовательные:
• закрепить знания учащихся об имени существительном и имени прилагательном.
Развивающие:
• развивать умение правильно и точно использовать в речи имена существительные и прилагательные;
• углубить знания о словах, обозначающих признаки предметов, об их роли в нашей речи;
• закрепить умения ставить вопросы к прилагательным, определять род, число, падеж;
• развивать речь учащихся, их творческие способности;
• формировать навыки грамотного письма и каллиграфии.
Воспитательные:
• воспитывать в детях чувство дружбы, товарищества и взаимопомощи, расширять кругозор.
Ход урока
Прозвенел звонок для нас,
Все зашли спокойно в класс
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо
Все легонечко вздохнем
И урок мы наш начнем.
-Ребята, любите ли вы преодолевать трудности?
-Поднимите руку, кто уверен, что справится.
-Трудности преодолеваются, если человек все делает с хорошим настроением, хорошими мыслями и если рядом друзья.
-Прислушайтесь к себе: какое у вас настроение?
-На столе у каждого лежат солнышко и тучка. Какая из карточек отражает ваше настроение, покажите.
-Ребята, теперь улыбнемся друг другу и начнем наш урок. А чтобы урок наш прошел интересным и полезным, мы должны выполнить кое-какие правила.
Вспомним эти правила(ученики повторяют правила за учителем):
На уроке будь старательным,
Будь спокойным и внимательным.
Говорите четко, внятно
Чтобы было все понятно.
Если хочешь отвечать,
Надо руку поднимать.
Если друг стал отвечать,
Не спиши перебивать.
А помочь захочешь другу,
Подними спокойно руку.
-Ребята, продолжить наш урок я хотела бы с пословицей:
«Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости».
-Как вы понимаете эту пословицу?
Дети: - Мы узнаем что-то новое, что-то интересное.
-Ребята, наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно мы достаем и используем их. Но этот сундучок с знаниями должен быть у каждого из вас.
-Ребята, я приглашаю вас совершить небольшое путешествие по королевству с красивым звучным названием «Русский язык». Как в любом государстве, здесь действуют свои законы, соблюдаются свои традиции. А путешествовать мы будем на паровозике «Удача».
И первая станция, к которой мы приближаемся - это станция «Алфавитная»
Итак, внимание на доску
- Чем на письме обозначаются звуки? (на письме звуки обозначаются буквами)
- Где можно найти все буквы русского языка? (Все буквы русского языка собраны в алфавите)
- Что такое алфавит? (Буквы русского языка, записанные в определенном порядке)
- Сколько букв в русском алфавите? (В русском языке 33 буквы)
- Сколько гласных букв в русском языке? (В русском языке 10 гласных букв)
- Сколько гласных звуков вы знаете? Какие это звуки? (Я знаю 6 гласных звуков: а, о, у, и, ы, э)
Вот наш паровозик «Удача» приехал к следующей станции «Чистописание»
-Откройте тетради. Запишите число, классная работа.
-Настраиваемся на рабочую волну и стремимся по ступеням знаний к новым открытиям. Сегодня мы будем:
НАБЛЮДАТЬ
ЗАМЕЧАТЬ
РАЗМЫШЛЯТЬ
ДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ
Минутка чистописания
Итак, следующая станция «Внимательная»
А сейчас, ребята задания на внимание. Я показываю предложение в течении 8 секунд. Вы должны это предложение запомнить и по памяти записать в тетради. Все подняли глазки. Вы готовы? Я смотрю на вас. Вы должны не только прочитать и запомнить предложение, а запомнить, как оно пишется.
1. Наступила весна.
2. Прилетели птицы.
3. Ярко светит солнце.
4. Весело бегут ручьи.
А теперь взяли простые карандаши в руки и проверяем. Если есть ошибки зачеркиваем и исправляем.
Проверяем, начиная с последнего предложения. И если вы нашли у себя ошибку, зачеркиваем и исправляем. Показываю табличку.
- Весело бегут ручьи.
- Ярко светит солнце
- Прилетели птицы
- Наступила весна.
А сейчас, ребята во всех этих предложениях найдите имена существительные. Найдите глагол.
-Ребята, вы справились с заданием, и наше путешествие продолжается.
Мы прибыли на станцию «Собирательная»
На этой станции нас встречает ежик.
Ёжик: Под ольхой в тени ветвей
Я созвал своих друзей.
Усадил их всех на кочку,
Дал росы им по глоточку.
Но внезапно за бугром
Громкий-громкий грянул гром.
Гости все свалились с кочки,
Разлетелись на кусочки.
Вам не сложно угадать?
Помогите их собрать!
Ежик: Ребята, я раздам вам листочки и вы на них должны собрать слова и написать.
Учитель: Я предлагаю вам поработать в парах и выполнить это задание, помочь ежику собрать слова: мед дя бар ли ведь яц тел за са сук
-Молодцы ребята!
Итак наш паровозик «Удача» приближается к станции «Синонимы и антонимы»
-Ребята, давайте вспомним какие слова, мы называем синонимами – это слова близнецы. Они близкие по значению и отвечают на один и тот же вопрос. Например: смелый-храбрый.
Внимание! Задание : вы должны найти пары слов – синонимы.
Лошадь труд
Приятель врач
Доктор крошечная
Маленькая друг
Работа конь
-Замечательно, ребята! Вы отлично справились с заданием.
-А еще, мы с вами вспомним, что за слова такие, антонимы. Но вначале мы послушаем двух ребят (дети в костюме клоунов)
Сценка
На улице прохладно. Клоуны были одеты по разному.
Маркеша: Ну и жарко!
Кузя: Да ты что? Холодно!
Маркеша: Я весь покраснел!
Кузя: А я побелел!
Маркеша: Ты что такой кислый?
Кузя: А ты что – сладкий?
Маркеша: Нет, я бодрый! А что это мы все спорим: жарко- холодно, покраснел – побелел, кислый – сладкий? Очень интересные пары слов получились! Может, они тоже как-нибудь называются?
Кузя: Конечно, эти слова – спорщики, как мы с тобой. Эти слова называются «Антонимы».
Учитель: Спасибо, ребята, как вы уже сказали, это слова спорщики.
-Кто мне скажет определение?
-Антонимы – это разные по звучанию слова, с противоположным значением.
-Ребята, а где можно встретить антонимы? (На уроках математики плюс-минус, прибавить – отнять, умножение – деление). Антонимы встречаются в загадках. Сейчас я вам буду читать загадки, а вы, поднимая руки, будете мне подсказывать недостающие слова-антонимы.
1. Я антоним к слову лето,
В шубу зимнюю одета,
Хоть люблю мороз сама,
Потому что я (Зима)
2. Я антоним к слову смех,
Не от радости, утех –
Я бываю поневоле
От несчастья и от боли,
От обиды, неудач.
Догадались? Это (плач)
- Верно, ребята! Итак в путь!
Наш паровозик приближается к станции «Части речи». С давних времен существует страна «Части речи». Она поделена на части, каждая из которых имеет свое собственное название, имя.
Послушайте стихотворение:
Существительное – школа,
Просыпается – глагол,
С прилагательным – веселый
Новый школьный день прошел.
Встали мы – местоименье,
Бьет числительно семь.
За ученье, без сомненья,
Приниматься надо всем!
Мы наречием отлично
На уроках дорожим,
Соблюдаем мы привычно
Дисциплину и режим.
Не и ни у нас частицы,
Нам их надо повторять.
И при этом не лениться,
И ни часу не терять!
После школы, как известно,
Здесь особенно уместны
Междометья ох и ах.
А потом
У теплой печи
Повторяем части речи!
-Ребята, какие части речи вы знаете?
-Сейчас мы и вспомним: что такое имя существительное? Что такое имя прилагательное? Что такое глагол?
-Сегодня мы совершим экскурсию по станции « Имя существительное»
Ваша задача выполнить тест.
- Образуй множественное число:
Лёд –
Поле –
- Подчерки существительное единственного числа:
Помидоры, огурцы, тарелка, вагоны.
- Найти существительное женского рода:
Капитан, зеркало, полотенце, посуда.
- Найди существительное мужского рода:
Человек, солнце, картофель, тетрадь.
- Найди существительное среднего рода:
Заяц, какао, волшебник, огород.
-А сейчас, сдайте, пожалуйста, тесты, мы обязательно на следующем уроке их разберем.
- И вот так незаметно мы подъехали к очень интересной станции «Музыкальная»
Песня.
Мы едем, едем, едем
В далекие края.
И много интересного
Узнаем вновь, друзья.
А солнце ярко светит,
И радостно всем нам.
Мы станем чуть умнее,
Все беды пополам.
Припев:
Чух-чух-чух! Чух-чух-чух!
Все слова исправим, друг!
Точки, запятые, знаки дорогие,
Орфограммы, сочетания –
-Где вы, интересные задания?
Учитель: Работаем старательно, слушаем внимательно. Посмотрите, ребята, славный паровозик подъезжает к станции «Словосочетательная».
-Дети, скажите, что такое словосочетание?
-Это сочетание двух слов (главного и зависимого).
Задание (Один работает у доски самостоятельно, другие в тетради):
Образуйте словосочетания с данными словами, вместо точек подберите зависимые слова.
Образец: верный товарищ, плыть далеко.
А) … товарищ; … друг; … брат; … берег; … вода; … лес; … поле.
Б) Смотреть …; видеть …; лезть …; перебегать …; плыть… .
-Вы отлично справились с заданием!
-Дорогие ребята! Вот и закончилось наше путешествие по удивительному королевству «Русский язык». Мы проехали долгий путь. На станциях, наш паровоз «Удача» делал остановки, вы выполнили все предложенные вам задания.
-Ребята, покажите какое у вас настроение. Я думаю, что вы были успешны на уроке и чувствовали себя комфортно, и сумели применить свои знания. Сегодня все, кто работал на уроке, получит положительные оценки. Молодцы! Нас ждет еще немало интересного и увлекательного на уроках русского языка! Спасибо за урок!