Учителям

Шаньгина Виктория Алексеевна

   Эстетическое воспитание учащихся при изучении природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priroda.docx18.74 КБ

Предварительный просмотр:

Эстетическое воспитание учащихся при изучении природы.

 Сегодня мы с вами собрались поговорить о природе, о ее значении в жизни детей и не только детей, но и вообще в жизни людей, в жизни нашей планеты. Итак, что же такое «природа»?

« Природа есть один из могущественнейших агентов в воспитании человека , а самое тщательное воспитание без участия этого агента всегда будет оказываться сухостью . Бедное дитя , если оно выросло , не сорвав полевого цветка , не помяв на воле зеленой травы ! Никогда оно не разовьется с той полнотой и свежестью , к которым способна душа человеческая . Ребенок , полюбивший природу , не будет бездушно рвать цветы , разорять гнезда , обежать животных , будет стараться охранять природу» .

К.Д. Ушинский

В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики экологического воспитания как важнейшему средству формирования эстетического отношения к действительности. Природа - важнейшее средство эстетического воспитания детей младшего школьного возраста.

Период младшего школьного возраста характеризуется активной познавательной и эстетической деятельностью ребенка, интенсивным развитием интеллектуальной и эмоционально-чувственной сфер, становлением самопознания, освоением общечеловеческих ценностей, различных социальных ролей. Отношения детей с природой сенситивны (очень чувствительны), носят познавательно и эмоционально значимый характер.

Природа - важнейшее средство воспитания и развития детей младшего школьного возраста. Сколько открытий делает ребёнок, общаясь с ней!

Дети общаются с природой в разное время года - и когда вокруг лежит пушистый снег, и когда зацветают сады. Таким образом, ребёнок, с помощью органов чувств, воспринимает многообразие свойств, природных объектов: форму, величину, звуки, краски, пространственное положение, движение и т.д. У него формируются конкретные первоначальные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогают ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия. Это даёт возможность педагогу развивать у воспитанников логическое мышление.

Общение детей с природой имеет и идейно-мировоззренческое значение. Накопление реальных, достоверных представлений, понимание взаимодействий явлений природы лежит в основе последующего формирования у детей элементов материалистического миропонимания.

Разнообразие объектов природы позволяет педагогу организовать интересную и полезную деятельность детей. В процессе наблюдений, игр и труда в природе дети знакомятся со свойствами и качествами объектов и явлений природы, учатся замечать их изменение и развитие. У них развивается любознательность.

Главная задача в развитии эстетического восприятия природы - это пробуждение у детей эмоционального отношения к ней. Эмоциональное отношение к природе помогает сделать человека выше, богаче, внимательнее.

Природа является одним из факторов, влияющих на развитие и формирование эстетических чувств, она неисчерпаемый источник эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на человека. В жизни людей природа занимает значительное место, способствует формированию и развитию эстетических чувств и вкусов.

Природа постоянно окружает ребенка, очень рано входит в его жизнь. Она притягательна для него, прежде всего, благодаря своему красочному миру, дающему малышу массу ярких впечатлений, вызывающему радостные переживания. Но природа открывается своей ценностной стороной не всем людям, а только тем, кто способен ее воспринимать с эстетической точки зрения. Способность эта развивается в процессе воспитания и обучения.

Природу как фактор эстетического воспитания высоко ценил К.Д.Ушинский: «… я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога». Красота здесь многолика. Она проявляется в виде силы, ловкости, легкости, быстроты, грации, мощи. Чтобы научиться оценивать красоту форм растений, грациозность животных, контрасты цвета и света, гармонию звуков, надо подключать к познанию, как чувство, так и абстрактно-логическое мышление. Пробуждению эстетической чуткости детей способствуют привлечение их к наблюдению над природой, специальные эстетико-познавательные задачи и упражнения, ряд проблемных ситуаций. Это побуждает учеников воспринимать, осмысливать, оценивать познаваемые объекты как красивые и выразительные.

В связи с обучением можно провести ряд экскурсий в мир растений в разные времена года, чтобы учащиеся могли непосредственно воспринять и понять красоту сезонных изменений лесов, лугов, полей. Например: Тема урока «Весенние явления в жизни растений» (экскурсия). Весной цветущий сад бывает наполнен тонким ароматом. Выполнив основную учебную часть, учитель дает детям возможность полюбоваться цветущим садом, а затем проводит биологическую викторину, в которую включает вопросы, заставляющие учащихся вспомнить известные им произведения прозы, поэзии, музыки и живописи, посвященные весенней природе. Учащиеся с удовольствием читают

стихи Ф.Тютчева «Весенние воды»:

«Смотри, как роща зеленеет,

Палящим солнцем облита,

А в ней какою негой веет

От каждой ветки и листа!»

Н.Некрасова «Зеленый шум» и другие

«Как молоком облитые,

Стоят сады вишневые,

Тихонько шумят...»

Прекрасное в жизни – и средство, и результат эстетического воспитания. Оно неразрывно связано с природой, общественной и трудовой деятельностью, бытом людей, их взаимоотношениями. Формирование у школьников эстетического отношения к действительности позволяет развить у них высокий художественно-эстетический вкус, дать им возможность познать подлинную красоту общественных эстетических идеалов. Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования у школьника правильного отношения к действительности. На этой основе формируется не только эстетико-ценностная ориентация личности, но и развивается способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере учебной деятельности, в быту, в поступках и поведении, формируется эстетический вкус и представление об окружающем мире.

  • Задание 1. Нужные вещи в походе (отгадывание загадок).
  • Задание 2. Какая будет погода? (признаки, приметы).
  • Задание 3. Лесная опушка (название различных цветов).
  • Задание 4. «Птичьи легенды»

В Китае она считалась символом благополучия, благосостояния. Полинезийцы считали ее ночным злым богом. У древних греков она олицетворяла мудрость. В средние века церковь объявила эту птицу слугой дьявола. У нее бесшумный полет, страшный голос. Голову может поворачивать даже назад – на 180 градусов. (Сова)

В легенде об этой птице говорится о женщине, которая погубила своего мужа и в наказание превратилась в птицу, которой не суждено иметь своей семьи. Горько плачет она с тех пор. Ее слезы превращаются в траву, а грустный голос слышен далеко вокруг. Сердобольные люди называют ее «бедной вдовушкой». За час она съедает до 100 гусениц. даже таких, которых не едят другие птицы – волосатых и ядовитых. (Кукушка)

Еще в Библии описано, как праведный Ной выпустил его со своего ковчега, чтобы тот разведал, спали ли воды всемирного потопа и есть ли поблизости суша. А благодаря тому, что эти птицы гнездились на храмовых башнях, они стали считаться посланниками неба и священными птицами. (Голубь)

  • Задание 5. Как вести себя в природе? ( обсуждение экологических задач).

Ведущий подводит итоги игры, делая вывод: Земля - наш общий дом, в котором мы все живем. А хозяин в этом доме - человек. И этот хозяин должен быть добрым и заботливым.