Формирование познавательного интереса к родному краю

Иванова Наталья Николаевна

Формирование познавательного интереса к родному краю посредством проектной деятельности и коллективного творчества детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ИГРА-ВИКТОРИНА «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЧЕЛЯБИНСКУ И ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ»

Конспект занятия.

Вид занятия:

познавательно - продуктивная деятельность.

Цель:

Систематизировать и обобщать знания детей о Южном Урале, как о родном крае.  Расширять представления детей о достопримечательностях своего города, о названиях улиц и его исторических памятниках.

Задачи:

Обучающая:

Закрепить знания детей о месторасположении родного края, его природных ресурсах и богатствах с помощью карты Урала.

Развивающая:

Развивать умение ориентироваться  и находить указанные места на плане города; использовать в речи простые и сложные конструкции предложений, соблюдать связность и последовательность высказываний.

Воспитательная:

Воспитывать интерес к  России, к родному краю – Южному Уралу,        гордость за огромную и богатую страну, в которой мы живем, за Южный Урал. Воспитывать желание изучать родной край и действенную любовь к городу Челябинску и Южному Уралу:  сохранять чистоту и порядок на улице, в детском саду и дома, и на природе; не загрязнять парков, мест отдыха и водоемов, не ломать зеленые насаждения;

Словарная работа:

Расширять пассивный словарный запас детей.  Активизировать словарь:  завод, фабрика, предприятие, район; названия профессий.

Предварительная работа:

  1. Рассматривание книг, открыток с видами города.
  2. Беседы о достопримечательностях города, об истории родного города.
  3. Заучивание стихов.
  4. Рисунки на тему « Челябинск будущего».
  5. Создание альбома «Челябинск спортивный».
  6. Создание детско-взрослого проекта «Наш любимый край».
  7. Стенгазета «С днем рождения, Челябинск!».
  8. Проведение выставки «Минералы Урала».

Оборудование и материалы: тематическая выставка, на которой представлены: изображение герба города и области, книга «Челябинск», фотоальбомы об экскурсиях детей по городу, коллекция минералов Южного Урала; магнитная доска,  сигнальные карточки, призы победителям викторины, карта области и города, указка, старые фотографии г.Челябинска, ящичек с продукцией челябинских предприятий.

Ход занятия.

Звучит отрывок из песни «Край родной, навек любимый».

В. Большая страна, в которой мы живем, называется "Россия". Прекрасна её природа, сказочно богата земля. Но Родина для нас - это, прежде всего, Южный Урал. Нам посчастливилось жить в одном из красивейших уголков России!

На Южном Урале расположена Челябинская область, где мы и живем. Сегодня мы собрались с вами, чтобы отправиться в путешествие по нашему родному краю! Но путешествие это будет виртуальным – мы совершим его, не покидая стен нашего детского сада.

А ведь мы с вами уже много знаем про наш родной Урал, давайте проверим это.

Предлагаю ребятам провести викторину. У каждого ребенка в руках сигнальная карточка, которую он должен поднять как можно быстрее, если знает ответ на вопрос. За правильный ответ дети получают маленькие наклейки.

Викторина.

  1. Какой самый большой город в нашей области?
  2. Выберите из предложенных изображений герб Челябинской области.
  3. Почему на гербе города и области изображен верблюд?
  4. Сколько лет в этом году исполнилось Челябинску?
  5. Как сначала называлась крепость, с которой начинался наш город?
  6. Как называли Челябинск в годы Великой Отечественной Войны?
  7. Почему Челябинск называли Танкоградом в годы Великой Отечественной Войны?
  8. Какие заводы нашего города и области вы знаете?
  9. Как называется уникальный минералогический заповедник, расположенный рядом с городом Миасс?
  10. Чем знаменит Ильменский заповедник?
  11. Назовите озера нашей области.
  12. Какой самый большой зверь обитает в наших лесах?
  13. А какой самый маленький зверек?
  14. Кто написал «Малахитовую шкатулку» и другие сказы об Урале?
  15. Какие еще сказы П.П.Бажова вы знаете?

В. А теперь давайте проведем экскурсию по городу. Я буду показывать вам старые фотографии Челябинска, которые были сделаны много лет назад. А вы постарайтесь узнать это место и сказать, как оно называется.

Демонстрирую фотографии:

  1. Старый вокзал.
  2. Улица Кирова.
  3. Театр юного зрителя.
  4. Мост через реку Миасс на улице Кирова.

В: Теперь ребята мы с вами увидели, как поразительно изменился наш город за прошедшие годы. Каким стал красивым, чистым, какие здания, памятники и дороги в нем появились.  Давайте теперь посмотрим на карту нашей области и план города Челябинска и найдем на них знакомые нам места.

Показываю ребятам карту области и прошу найти:

  1. г.Челябинск.
  2. о.Увильды.
  3. г.Магнитогорск.
  4. Самую высокую гору Челябинской области  - г.Большой Нургуш.

Показываю ребятам карту г.Челябинска и прошу найти:

  1. р.Миасс.
  2. Железнодорожный вокзал.
  3. Парк имени Ю.Гагарина.
  4. Мосты через реку Миасс.

В: Замечательная прогулка у нас с вами получилась. Давайте теперь вспомним, что наш город славен своими заводами, фабриками и промышленными предприятиями. Вы уже называли некоторые из них, теперь мы посмотрим, знаете ли вы, что на них производят.

Ребята по очереди достают из ящичка предметы и вспоминают, на каком предприятии его могли изготовить. В ящичке лежат: мерендинка (ОАО «Южуралкондитер»), булочка (ОАО «Первый хлебокомбинат»), баночка сметаны (ОАО «Чебаркульский молочный завод), макароны (ОАО «Макфа»), фотография трактора (УРАЛТРАК (ЧТЗ)), детский жилет (Швейная фабрика «Пеплос»), чешки (Юничел),   кусочек металла (Мечел, Магнитогорский металлургический комбинат).

В. Как много предприятий расположено у нас в области, ведь мы сейчас назвали лишь малую их часть, а сколько разной продукция, необходимой нам с вами они производят. И как много людей работает на этих фабриках и заводах. А как вы думаете, как называются профессии людей, которые  там работают.

Дети называют профессии. (Кондитер, швея, металлург, слесарь, инженер, хлебопек, токарь, водитель).

В. Давайте закончим наше путешествие по Уралу стихами уральской поэтессы Людмилы Татьяничевой.  Долгие годы она жила в Челябинске. Она гордилась тем, что жила на Урале и очень любила этот край:

Когда говорят о России,

Я вижу свой синий Урал.

Как девочки,

Сосны босые

Сбегают с заснеженных скал.

В лугах,

На ковровых просторах,

Среди плодоносных полей,

Лежат голубые озера

Осколками древних морей…



Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательно продуктивной деятельности

«По тропинкам Урала».

Вид занятия:

познавательно - продуктивная деятельность.

Цель:

расширять представление детей о традициях, обычаях, фольклоре

Урала.

Задачи:

Обучающая:

Закрепить знания детей о месторасположении родного края, его природных ресурсах и богатствах с помощью карты Урала. Расширять знания детей о мастерах Урала (Каслинские мастера).

Развивающая:

Развивать память детей, воображение и восприятие. Творческие способности.

Воспитательная:

Воспитывать познавательный интерес, чувство любви к своему родному краю, гордости за его умельцев - мастеров через творчество П.П. Бажова.

Словарная работа:

Закреплять умение отвечать на вопросы и задавать их.

Индивидуальная работа:

Продолжать учить ориентироваться на карте, на глобусе.

Предварительная работа:

1. Знакомство с творчеством П.П. Бажова.

2. Чтение сказов Бажова,

3. Рисование на тему по сказам П.П. Бажова.

4. Беседа о мастерах Урала.

5. Рассматривание иллюстраций, открыток о городах Урала и их

  тружениках.

6. Сюжетно - ролевая игра: экскурсия по достопримечательным

  местам родного города.

Материалы и оборудование.

Демонстрационный материал:  Карта Урала, глобус, шкатулка, портрет П.П. Бажова, схема - карта, литье художественное.

Раздаточный материал: Пластилин, бросовый материал.

Ход занятия.

Дети входят в зал, садятся на ковер.

(На столе глобус, расписной сундучок, в нем портрет П.П.Бажова).

В. Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по красивым метам. Кто знает, как называется наш край? (Урал).

В каком городе мы живем? (Челябинск).

На доске висит карта Урала. Обращаю внимание детей на нее.

Кто мне покажет на карте, где находится город Челябинск? (Ответы детей)

Какой цвет преобладает на карте Урала? (Зеленый)

Почему? (Много лесов)

Ребята, а как вы думаете, почему Урал называют еще голубым? (Много озер, рек).

Какие озера на Урале вы знаете? (Увильды, Тургояк и т.д.)

Правильно, молодцы, как много вы знаете о своем родном крае.

Ребята, теперь взгляните на эти иллюстрации. Кто мне ответит, чем прославился наш

край во время войны? (делали танки).

Да ребята, во время войны наш город называли Танкоградом, потому что на тракторном заводе выпускали танки. Танки нужны были стране, чтобы победить врага.

Сейчас Урал - промышленный центр, опорный край державы.

А кто знает, чем еще прославился Урал? Какими известными сказочниками (ответы детей)

Посмотрите, кто изображен на портрете? (П.П. Бажов).

Кто мне ответит, где родился и жил П.П. Бажов.

Правильно П.П. Бажов - известен не только на Урале, но и в других уголках нашей Родины. П.П. Бажов - великий уральский писатель.

Какие сказы этого сказочника вы знаете? (Ответы).

Что особенного в этих сказах?

Почему они называются сказами, а не сказками (отличие их от русских народных сказок).

Показываю детям книгу "Малахитовая шкатулка".

Ребята, вот в эту книгу были объединены около 50 сказов.

Сегодня, ребята, мы с вами отправимся в путешествие по тропинкам нашего голубого Урала, к героям сказов Бажова, а поможет нам в этом карта (достаю из сундука карту).

 Рассмотрите карту.

Но для того, чтобы добраться до героев, мы должны преодолеть препятствия.

Первая тропинка по которой мы отправимся называется "слово" Предлагаю детям конверт с буквами (х, о, з , я, и, к, а)

Из этих букв вам надо составить слово. Подсчитайте сколько букв в этом слове (семь). А сколько слогов (3). Ребята, о какой хозяйке идет речь? Правильно, мы идем к хозяйке медной горы.

Вторая тропинка называется "иллюстрации". Для того, чтобы пройти по второй тропинке надо выбрать из предложенных иллюстраций те, которые относятся к сказам Бажова и назвать их. (Дети выполняют).

Чтобы пройти по третьей тропинке, которая называется "одежда" - надо тоже выполнить задание.

Посмотрите на картинах изображено множество различной одежды, вам нужно выбрать характерные для героев сказов Бажова.

Перед нами четвертая тропинка, которая называется "гора".

Посмотрите ребята, перед вами необычная гора (она рассечена на геометрические фигуры и украшена различными буквами и камнями, рядом каменный цветок). Чем она необычна?

Из каких фигур состоит? Сколько их?

Если мы идем к хозяйке медной горы, как называется эта гора?

Теперь ребята вам надо из букв составить два слова "змеиная гора".

Если мы правильно составим, должно что-то произойти: (дети выполняют).

Молодцы. Вы правильно справились с заданием,

(Звучит музыка и появляется хозяйка Медной горы).

Рассказ хозяйки о камнях драгоценностях, различных украшениях, своих мастерах "под

землей". О Даниле - мастере.

Хозяйка Медной горы, а у нас на земле, на Урале есть каслинские мастера, давайте

ребята расскажем о них.

В каком городе они работают?

Что выпускают?

А у нас в группе тоже есть художественное литье (показать), еще у нас есть выставка детских работ, посвященная родному городу. Наши дети по- своему мастера, они умеют расписывать

узоры, лепить из пластилина не хуже каслинских мастеров. Давайте, ребята мы сейчас хозяйке покажем, (Дети лепят из пластилина, каменный цветок).

Вот и прошли мы с вами по тропинкам Урала. А ты знаешь, хозяйка, красота нашего края увековечена в музыке. А наши дети не только отличные мастера, но и певцы. Сейчас мы споем песню об Урале (дети поют, танцуют). Прощаемся с хозяйкой.



Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«РОДНОЙ КРАЙ»

Вид занятия Цель занятия

Задачи: Обучающая

Развивающая

Воспитательная


Познавательно - продуктивная деятельность.        Расширить представление детей о природе родного края

Познакомить детей с названиями камней Урала, познакомить детей с работами Уральских умельцев (Златоустовская гравюра на стали и Каслинское литье).

Учить детей находить на карте место расположения горы Таганай, Ильменского заповедника.

Развивать у детей творческие способности, фантазию. Учить детей при изготовлении макета "Природа Урала" умело, целенаправленно использовать бросовый материал.

Воспитывать чувство любви и гордости к своему родному краю. Воспитывать бережное отношение к животному и растительному миру. Воспитывать позицию помощника, защитника животных и растений.

Предварительная работа:

Чтение сказов Бажова, просмотр диафильмов по сказам Бажова, экскурсия в парк, беседы о бережном отношении к природе, показ карты Урала, рисование картинок по сказам Бажова, рассматривание фотографий с видами городов Урала.

Словарная работа: совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи. Закреплять умение отвечать на вопросы и задавать их, воспитывать культуру речевого общения. Обогащение словаря. Введение в словарь детей новых слов: гора Таганай, уральские мастера - умельцы, художественное литье.

Индивидуальная работа: помочь выбрать нужный материал для изготовления макета Урала.

Оборудование и материалы:

Карта   России,   карта   Урала,   образцы   минералов,   изделия   из   уральских   камней, златоустовская гравюра, каслинское литье.

Ход занятия

Звучит музыка. Я приглашаю детей сесть на ковер.

В. Велика наша страна, но среди ее просторов у каждого человека есть край, где он родился, рос, где его родная земля. И где бы он ни был, куда бы ни ездил, он всегда его вспоминает.

(Рассматривание карты России, Урала).

В. Ребята, а как называется наш родной край? (Урал)

В. Да, ребята, наш родной край Урал. Послушайте, что написала о нем поэтесса Л. Татьяничева:

"Когда говорят о России

Я вижу свой синий Урал".

Скажите, ребята, почему Татьяничева называет Урал синим? (много озер).

А какие озера вы знаете? Назовите их. (Ответы детей).

В. Чудесна природа Урала: лесистые горы, голубые озера, быстрые реки. Но не только прекрасна уральская земля. Она и сказочно богата. На весь мир славится своими камнями: самоцветами, рубинами, топазами; известными декоративными камнями: малахитом, яшмой, горным хрусталем, мрамором, гранитом; полезными ископаемыми: углем, рудой, медью, золотом.

Рассматривание образцов камней.

В. Уральские мастера раскрыли людям дивную красоту камня. Вот, посмотрите, какие изделия делаются из Уральских камней.

Рассматривание бус, колец, статуэток и т.д. из уральских поделочных камней.

В. Ребята, скажите, а в чьих сказах рассказывается о народных умельцах - камнерезах?

(П. Бажова)

В. Какие сказы вы помните? (ответы детей)

В. Кого воспел П. Бажов в своих сказах? (ответы детей)

В. Каких героев вы помните? (ответы детей)

В.   Уральские  умельцы  прославились   далеко   за  пределами   нашей   Родины  не  только изделиями   из   камня,   но   и   другими   художественными   ремеслами.   Широко   известна Златоустовская гравюра на стали и Каслинское литье из чугуна.

Показ экспозиции на эту тему по 2 - 3 предмета.

В. Ребята, наш край обозначен на глобусе цепью гор (показываю).  Посмотрите, какой

полосой они тянутся, как каменным поясом опоясывают землю.

"Холодное небо, прозрачные дали,

Громады застывших скал.

Этому краю недаром дали

Гордое имя - Урал..."

В. А вы знаете, какая самая высокая гора у нас на Урале? Хотите расскажу о ней? (Ответы детей). Это гора Таганай, что в переводе с башкирского языка означает «подставка Луны". Ее вершина упирается в облака. На вершине очень холодно, там лежит снег, который не тает даже летом. Деревья на вершине не растут. Еще есть высокие горы Круглица и Косотур. Эти

горы скалистые, они кажутся неприступными, суровыми, добраться до них нелегко. Наверно,

поэтому их и облюбовали для своих тренировок альпинисты.

В. Дети, а кто такие альпинисты? (Ответы детей).

В. Ребята, а какие еще интересные красивые места на Урале вы знаете? Где отдыхали с

родителями? (ответы детей).

В. Я хочу рассказать вам об одном замечательном уголке нашего края - Ильменском

заповеднике.   Он   находится   около   г.   Миасса.   Природа   здесь   собрала   все   полезные ископаемые, которые есть у нас на Урале. Здесь хранятся громадные золотые самородки, рубины, гранаты и другие камни - самоцветы, россыпи горного хрусталя.

Но кроме камней - самоцветов в заповеднике охраняются животные и растения нашего края.

В заповеднике можно встретить и лося, и косулю, и даже рысь. Здесь работает много ученых.

(Показываю иллюстрации).

В. Дети, а каких животных вы знаете, которые встречаются у нас на Урале? (волк, лиса, заяц,

медведь, белка, лось, барсук, косуля).

А какие деревья растут в наших лесах? (сосна, береза, ель, лиственница, осина, ольха)

В. Вот ребята, вы и сами убедились, какой красивый и богатый наш край. В нашем крае

живут и замечательные люди. Они умеют так хорошо трудиться, что их имена знает вся

страна, и изделия наших мастеров известны всему миру.

В   городах  Магнитогорске,   Златоусте  и  у  нас  в  Челябинске   варят  такую   сталь   на металлургических заводах, крепче которой нет во всем мире.

В. Ребята, давайте красоту и богатство нашего Урала отразил в нашей работе. Я предлагаю

вам  сделать макет нашего  края,  чтобы ваши родители  тоже могли  полюбоваться  его

красотой.

Воспитатель организует в свободное  время работу над макетом Уральских гор. Можно изготовить из цветной бумаги - деревья, озера, из камня и пластилина - горы, также можно использовать в работе шишки, веточки, желуди и другой бросовый материал. Макету находят место в группе и работа над ним периодически продолжается.  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

2012 Детско-взрослый проект «Край родной, навек любимый»

Слайд 2

Девиз проекта : Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца. (К. Паустовский) Цель проекта : приобщение детей к изучению истории родного края, воспитание чувства патриотизма, гуманности, нравственности, формирование бережного отношения к природе, историческим местам.

Слайд 3

Расширять представление детей о природных богатствах и истории своего края. Воспитывать «маленьких граждан», которые ценят красоту малой Родины. Научить детей видеть интересное и познавательное; красивое в обыденном, высокое в малом ; Познакомить детей с культурными традициями своего народа, города, района ; Воспитать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, детскому саду, улице, городу; Сформировать бережное отношение к природе и всему живому; Воспитать уважение к труду; Развить чувство ответственности и гордости за достижения своего края, своей страны; Вид проекта: продуктивно-творческий. Предлагаемый проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для формирования интереса к родному краю и своей родине в целом. Актуальность: Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими , природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования . Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края. Продолжительность проекта: проект средней продолжительности. Задачи проекта:

Слайд 4

Алгоритм разработки проекта: Этапы Задачи Деятельность детской группы Деятельность взрослого Начальный Определение проблемы (темы). Выбор группы участников Уточнение имеющейся информации, обсуждение задания Мотивация проектирования, объяснение цели проекта Планирование Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и результатов. Распределение ролей в команде Формирование задач, накопление информации. Совместная деятельность с детьми (обсуждения, выводы) Принятие решения Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив. Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности. Работа с информацией Наблюдение. Консультации Выполнение Выполнение проекта Работа над проектом, его оформление. Наблюдение, советы. Оценка результатов Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) Участие в коллективном анализе проекта и самооценке Наблюдение. Направление процесса анализа (если необходимо) Защита проекта Подготовка к защите. Обоснование процесса проектирования. Объяснение полученных результатов, их оценка. Защита проекта. Участие в коллективной оценке результатов проекта. Участие в коллективном анализе и оценке результатов проекта.

Слайд 5

Деятельность педагога Подбор материалов иллюстраций, изготовление альбома «Челябинск вчера, сегодня, завтра». Создание дидактического пособия «Подземные кладовые Южного Урала». Разработка конспекта проведения игры-викторины «Путешествие по Челябинску и Челябинской области» Подбор книг, рассказов, стихов об Урале и Челябинске. Подбор материала о символах Челябинской области.

Слайд 6

Создание стенгазеты «С днем рождения, Челябинск!» Подбор и систематизация иллюстративного материала, продуктивные виды детской деятельности. Проект «Детское справочное бюро». Работа с энциклопедиями, атласом и картой, путешествие по «ленте времени» истории Челябинска. Создание групповой детско-взрослой книги: «Наша улица». Конкурс «Юные фантасты». Сочинение рассказа «Мой город в будущем», изо деятельность. Сюжетно ролевая игра «Построим улицу города». Строительство зданий из различного вида конструкторов: « Лего » крупного и мелкого, пластикового крупного набора «Строитель», из пластилина. Создание панно «Карта Челябинской области». Продуктивные виды детской деятельности (ручной труд, бумагопластика , рисование). Деятельность детей

Слайд 7

Изучение истории родного края через семейные архивы. Посещение мероприятий посвященных дню города Челябинска. Беседы с детьми об истории родного края, его достопримечательностях. Посещение краеведческого музея. Помощь в создании альбомов «Мой любимый край» и «Челябинск спортивный». Презентация , рассказ о своей профессии. Чтение дома детям книги П.П. Бажова «Малахитовая шкатулка». Деятельность родителей

Слайд 8

Проект объединил детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствовал формированию коллективных взаимоотношений. У детей появилась возможность найти друзей по интересам. Раскрылись индивидуальные творческие способности. У детей и родителей появился интерес к историческому прошлому нашего города, активность в поиске краеведческого материала, интерес к неповторимой природе родного края . Расширился и систематизировался объём знаний детей об истории возникновения родного города, о Южном Урале и его значении в истории нашего государства. Произошло освоение доступных знаний об истории родного Отечества. Созданы альбомы, дидактические пособия, детские рукописные книги. Удалось добиться тесного сотрудничества и взаимопонимания с родителями , как полноправными участниками всех мероприятий, проводимых в ДОУ . Дети приобрели навыки социального общения со взрослыми. Результаты проектной деятельности

Слайд 9

Воспитатель МБДОУ д/с № 444 Составитель: Иванова Наталья Николаевна



Предварительный просмотр:

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РАЗНООБРАЗНЫХ ФОРМ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ДОУ

С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Важнейшей задачей учебно-воспитательного процесса становится успешная социализация личности. В связи с этим перед воспитателями дошкольных образовательных учреждений стоят непростые задачи воспитания гражданских чувств у детей и их социальной компетентности. Формирование гражданственности неразрывно связано с патриотическим воспитанием. Одним из приоритетных направлений гражданского и патриотического воспитания в системе образования является краеведение. Воспитание любви к природе, к семье, к родному краю начинается с дошкольного возраста.

Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой родине традиционно решалась в ДОУ, но результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями города и края. Решение данной проблемы мы видим в реализации проекта «Край родной, навек любимый».

Метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности. Технология проектирования формирует у ребенка главную потребность – саморазвитие как естественное состояние. Метод проекта помогает осуществить гуманистический подход к воспитанию – уважению к ребенку, принятие его целей, интересов, создание условий для развития.        Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению в школе.

Целью данного проекта является приобщение детей к изучению истории родного края, воспитание чувства патриотизма, гуманности, нравственности, формирование бережного отношения к природе, историческим местам. Задачи данного проекта мы видим в том, чтобы:

•        расширять представление детей о природных богатствах и истории своего края.

•        Воспитывать «маленьких граждан», которые ценят красоту малой Родины.  

•        Научить детей видеть интересное и познавательное; красивое в обыденном, высокое в малом;

•        Познакомить детей с культурными традициями своего народа, города, района;

•        Воспитать у ребенка любовь и привязанность к своей семье,  детскому саду, улице, городу;

•        Сформировать бережное отношение к природе и всему живому;

•        Воспитать уважение к труду;

•        Развить чувство ответственности и гордости за достижения своего края, своей страны.

Предлагаемый проект позволил интегрировать сведения из разных областей знаний для  формирования интереса к родному краю и своей родине в целом. В рамках данного проекта были реализованы различные формы совместной детско-взрослой деятельности.

Мы организовали подбор материалов и  иллюстраций для  изготовления альбомов «Челябинск вчера, сегодня, завтра» и «Подземные кладовые Урала». Так же для обогащения и дальнейшего развития краеведческого уголка нашей группы была создана подборка книг, рассказов, стихов об Урале и Челябинске,  материалов  о  символах Челябинской области.

Одна из форм работы с детьми – продуктивная творческая деятельность, которая включает рисование, аппликацию, ручной труд. Она позволяет закрепить полученные знания детей, отразить формирующееся отношение к изучаемому предмету. Результатом продуктивной деятельности детей явились стенгазета «С днем рождения, Челябинск!», панно «Карта Челябинской области», коллекция детских рисунков на тему «Мой город в будущем» в рамках конкурса «Юные фантасты».

Для формирования навыков исследовательской деятельности и  самостоятельности в группе работает проект «Детское справочное бюро», в рамках которого ребята работают с энциклопедиями, атласом и картой, совершают путешествие по «ленте времени» истории Челябинска. Также в рамках работы этого бюро была создана  групповая детско-взрослой книга «Наша улица».

Работа по ознакомлению с предприятиями города и трудом земляков переросла в интересную длительную сюжетно-ролевую игру, в которой дети применяют свои знания и уже накопленный жизненный опыт. Свою игру мы назвали “Построим улицу города”, в ней ребята не только смогли проявить свои знания и навыки общения, но и развить навыки конструирования.

Важным условием эффективного осуществления нравственно-патриотического воспитания является тесная взаимосвязь с семьями воспитанников, и родители здесь выступают не только как на помощники детского сада, а как равноправные участники формирования личности ребенка. Работа по проекту “Край родной, навек любимый” ведется с непосредственным активным участием всех поколений семьи ребенка. Ведь бабушки и дедушки наших воспитанников - это живые участники истории родного края. Дети совместно со своей семьей обсуждают семейные традиции, реликвии, национальные, профессиональные корни своего рода. Старые фотографии, рассказы старших членов семьи помогают детям глубже осознать исторические факты и события, почувствовать связь своей семьи и себя как ее члена с родной землей.

В работе используем «домашние задания». Накануне выходных, отпуска, выезда семьи  на природу дети и родители получают задание наблюдать, затем рассказать об увиденном, сделать рисунки, фотографии.

Активно участвуют родители в создании развивающей среды: организации краеведческих фотовыставок, оформлении альбомов «Мой любимый край» и «Челябинск спортивный».

Для подведения промежуточного итога воплощения проекта в жизнь была проведена Игра-викторина «Путешествие по Челябинску и Челябинской области», которая показала насколько расширился и систематизировался объём знаний детей об истории возникновения родного города, о Южном Урале  и его значении в истории нашего государства.

Результаты работы с детьми по данному направлению позволяют нам считать краеведение отправной точкой воспитания маленького патриота, так как воспитанники нашего детского сада научились более осознанно воспринимать события, факты, явления социальной действительности, анализировать их. У них появилась мотивационная потребность изучения родного края. Этот интерес проявляется в детских вопросах, рассказах, рисунках. Проект объединил  детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствовал формированию коллективных взаимоотношений. А также нам удалось добиться тесного сотрудничества и взаимопонимания с родителями, как полноправными участниками всех мероприятий, проводимых в ДОУ.



Предварительный просмотр:

Проведение занятия по продуктивно-творческой деятельности «Портрет родного города».

Вид занятия: продуктивно-творческая деятельность.

Цель: закрепить и расширить представления детей о родном  городе, его улицах, достопримечательностях и исторических памятниках. Воспитывать любовь к родному городу и чувство гордости за него.

Задачи:

Познавательное развитие: познакомить детей с главными достопримечательностями Челябинска. Воспитывать интерес к  России, к родному краю  –  Южному Уралу,  воспитывать чувство      гордости за страну, в которой мы живем, за Южный Урал. Формировать заботливое отношение к родному городу,  желание сделать его  еще красивее, воспитывать уважение к труду взрослых, развивать познавательный интерес.

Художественно – эстетическое развитие: вызвать у детей чувство восхищения красотой родного города. Развивать образное мышление детей,  воображение, инициативу,  закрепить навыки работы в технике аппликации.

Социально – коммуникативное развитие: совершенствовать навыки работы в коллективе. Способствовать развитию внимательности, наблюдательности. Формировать дружеские отношения, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, умение слушать товарища.

Речевое развитие: обогащать словарный запас детей. Развивать умение использовать в речи простые и сложные конструкции предложений, соблюдать связность и последовательность высказываний. Словарная работа:  экспонат, достопримечательность.

Предварительная работа:

  1. Рассматривание книг, открыток с видами города.
  2. Беседы о достопримечательностях Челябинска, об истории родного города.
  3. Создание детско-взрослого проекта «Вместе с папой, вместе с мамой», в рамках которого несколько детей из группы вместе с родителями посетили Государственный исторический музей  Южного Урала.
  4. Рисование с элементами геометрического конструирования «Дом, в котором я живу».

 

Оборудование и материалы: альбом о посещении Государственного исторического музея Южного Урала, фотографии макета Челябинской крепости, панно-основа для создания картины, конверт с ранее нарисованными и вырезанными детьми домами, конверт с фотографиями достопримечательностей г. Челябинска, фишки 3 цветов (красный, желтый, зеленый), клей, кисточки, салфетки, карандаши восковые, фломастеры, конверт с гербом города. 3 коробочки разных цветов: красная, желтая, зеленая. В желтой коробочке лежат рисунки цветов, в зеленой – рисунки или небольшие макеты деревьев, в красной – рисунки машин.

Ход занятия.

Педагог берет альбом про посещение детьми группы Государственного исторического музея Южного Урала и привлекает к нему внимание детей:

- Ребята скажите, пожалуйста, вам знаком этот альбом?  И про что этот альбом? (ответы детей) Давайте мы с вами присядем и рассмотрим его повнимательнее.

Педагог приглашает детей присесть за общий стол. Разговор продолжается после того, как все сядут удобно.

- И кто же сделал такой замечательный альбом?  Девочки, вы были в музее? Расскажите нам немножко? (небольшой рассказ детей про посещение музея) Это очень интересный альбом. Я тоже с большим удовольствием посмотрела ваш рассказ про краеведческий музей.  А  правильно этот музей называется Государственный исторический музей Южного Урала. И недавно я тоже сходила в этот музей. И увидела метеорит и другие интересные экспонаты. Ребята, а вы знаете, что такое экспонат? (Ответы)

- Да, правильно. (Не знаете? Тогда, я вам сейчас расскажу). Предметы, которые выставлены в музее для осмотра, для того, чтобы мы с вами могли их увидеть, называются экспонатами. Итак. Я сходила в наш Государственный исторический музей Южного Урала, все осмотрела, а некоторые экспонаты даже сфотографировала. И сегодня я принесла вам несколько фотографий. Хотите посмотреть? – Давайте посмотрим. Проходите, пожалуйста, сюда, к мольберту (после того, как дети подошли к мольберту, педагог снимает с него  ткань и открывает фотографии, на которых макет старинной Челябинской крепости).

- Как вы думаете, что это такое на этих фотографиях изображено?

Дети высказывают свои предположения.

- Да, действительно, это Челябинская крепость. (А представляете,  это – наша с вами старинная  Челябинская крепость!). Именно с этой крепости началось строительство нашего города. Вот так выглядел наш город много-много лет назад. Представляете, как сильно он изменился! А что изменилось? Что появилось в нашем городе?

Педагог внимательно выслушивает ответы детей.

- Да, очень хорошо вы рассказываете. А какие еще интересные здания появились в нашем городе? Давайте я вам загадки загадаю, а вы догадаетесь.

Артист на сцене – кукловод,

А зритель в зале там - народ.

Артисту смотрят все на руку,

Что за театр?

(Театр кукол).

Вот большой и круглый дом.

Ой, какое место!

Ведь всегда ребятам в нем

Очень интересно.

В этом доме непременно

Есть и звери, и арена.

(Цирк).

Он к себе не подпускает!

Всех водою обливает!

Брызгами он радует!

Светится, как радуга!

Весь он, как открытый кран!

Называется …(Фонтан)

И театр кукол у нас появился, и цирк, много еще интересных зданий. Очень красивый у нас город сейчас, правда? Я вам предлагаю сегодня сделать всем вместе картину  портрет нашего города. И она останется у нас в группе, чтобы мы всегда могли ею любоваться.

Педагог приглашает детей к столу, на котором находится заготовка для создания картины.

- Я подготовила нам  с вами вот такую картину. Но пока на ней не видно нашего города. Я думаю, что надо что-то добавить на эту основу, чтобы получить красивую картину. Как вы думаете, чего на ней не хватает, чтобы получился портрет нашего города?

Дети высказывают свои предположения. Скорее всего, они сразу назовут дома. Если нет, их можно подвести к этой мысли словами: А помните,  мы с вами рисовали красивые дома? Может быть, именно их здесь не хватает?

- Да, конечно, домов не хватает. А  мы ведь с вами рисовали красивые дома. И они очень подойдут для нашей картины.

Педагог берет конверт с рисунками домов, которые дети нарисовали и вырезали ранее. Он предлагает детям найти каждому свой домик, выбрать для него место на картине и приглашает детей к столу, на котором находятся клей, кисточки, салфетки и другие рабочие материалы. Дети приклеивают дома на картину. После завершения педагог демонстрирует картину детям и интересуется их мнением о полученном результате.

- Очень красиво получилось! Вам нравится?  Как вы считаете, наша картина закончена? А может быть можно еще что-нибудь добавить?

Педагог  внимательно выслушивает ответы детей. Задача педагога подвести детей к мысли о достопримечательностях Челябинска.

- Конечно, потрет  нашего города пока не закончен. Ведь на нашей картине  только одни дома, а как мы с вами увидим, что это именно Челябинск, а не другой город? Может быть, это Москва или Миасс? (ответы детей)

- Помните, мы с вами называли недавно интересные места нашего города? Наши достопримечательности?  А ведь это такие места, которых нет больше ни в одном другом городе! Именно так мы узнаем наш город. Как вы думаете, если мы с вами сделаем вот здесь, например, кукольный театр, а здесь фонтан, станет наша картина красивее? Конечно, станет! И я приготовила вам сюрприз!  

Педагог берет конверт, в котором лежат фотографии достопримечательностей города.

- Вот конверт чудесный! Интересно, кому какая картинка достанется. Давайте, мы с вами присядем за стол и посмотрим, и сыграем в игру «Угадай-ка!».

Педагог приглашает детей присесть за общий стол. Каждый ребенок по очереди достает из конверта картинку, которую показывает всем детям, потом называет, что изображено на картинке, если не может узнать, то ему помогают другие дети. В процессе этой игры происходит свободное общение детей друг с другом и с воспитателем. Дети делятся своими впечатлениями о тех местах Челябинска, которые они узнали, где они были. Педагог дополняет их рассказы различными интересными фактами о Челябинске и его достопримечательностях.

- Вот как много интересных мест в нашем городе! И у каждого из вас есть теперь картинка какой-либо достопримечательности, и я предлагаю их на нашей картине разместить.

Педагог приглашает детей к столу с картиной, чтобы каждый ребенок мог выбрать место для своей достопримечательности,   после чего дети приклеивают фотографии на картину. После завершения этой работы воспитатель демонстрирует картину детям.

- Давайте посмотрим, что же у нас теперь получилось. Очень красиво! Вот теперь видно, что это Челябинск, ведь такого драматического театра, такого цирка и других зданий, нигде больше нет! Теперь мы с вами закончили нашу картину?

Педагог выслушивает ответы и предложения детей. Как правило, дети отмечают отсутствие на картине машин и деревьев. Задача воспитателя – подвести детей к следующему этапу работы над картиной.

- Конечно, не хватает деревьев, цветов, машин не хватает! (Точно все готово? А мне кажется чего-то не хватает… Деревьев нет совсем на нашей картине, цветов не хватает, и разве вы видели такие пустые улицы?) А не поиграть ли нам в озеленителей, садовников и водителей?

Педагог предлагает детям выбрать на маленьком столике фишку любого цвета, который нравится ребенку.

- Подходите, пожалуйста, к этому столику. Здесь лежат фишки трех цветов. Выбирайте, какая вам больше нравится. Зеленый – для озеленителей, красный – это будет транспортное управление, и желтый – это садовники. А здесь у нас коробочки специальные. Для озеленителей, для садовников, для водителей. Давайте присядем и посмотрим, какие сюрпризы спрятались в этих коробочках.

Дети вместе с педагогом садятся за общий стол.

- Уважаемые садовники, давайте посмотрим ваш сюрприз. (открывают желтую коробочку). Рисунки какие-то, карандаши, фломастеры. Что бы это значило? Может быть, наш Челябинск надо украсить цветами? Очень хорошо. А у водителей какой сюрприз? Открывайте, доставайте. (открывают красную коробочку) Машинки по улицам побегут! Оживает город понемножку. А у озеленителей что? (открывают зеленую коробочку). Деревья будем сажать! Вот красота то будет! Приступаем тогда к работе по украшению города! Садовники цветы сажают, водители машины на дороги выводят. И деревья нам надо красивые вырастить.

Дети проходят к рабочему столу и приклеивают на картину цветы, машины и деревья. После этого воспитатель предлагает детям взять карандаши и фломастеры и дорисовать на картине, то, что им хочется. Дети могут нарисовать светофоры, людей, еще машины и деревья, украсить город большим количеством цветов, нарисовать солнце и радугу, дорожные знаки, домашних животных. В завершение работы на картину приклеивают герб города. После чего педагог демонстрирует детям готовый портрет родного города.

- Вот теперь видно, что это портрет города Челябинска. Здесь наши достопримечательности, дома в которых мы живем, люди, машины, цветы. Ребята, как вы считаете, красивый у нас современный Челябинск получился? А еще какой? (ответы детей)

- Вам нравится? Мне очень нравится. Как вы думаете, мы с вами хорошо поработали? Да, все очень старались, и такая замечательная картина будет теперь украшать нашу группу и всех нас радовать.

Дети вместе с воспитателем выбирают в группе место для картины. Она должна находиться в легкодоступном для детей месте, и впоследствии работа над картиной может быть продолжена.