Экологическое воспитание

Иванова Наталья Николаевна

«Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Для рыбы нужна чистая вода — будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные — будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу — значит охранять родину». М.М.Пришвин

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Занятие третье из цикла «Экологическая культура»

«Уменьшаем, разделяем, используем повторно».

.

Занятие разработано для подготовительной к школе группе.

Цели:

  1. Заложить основы формирования экологической культуры.
  2. Развитие устойчивого желания соблюдать нравственные принципы в процессе взаимоотношений с природой и при использовании природных ресурсов.
  3. Заложить основы целенаправленного освоения экологических знаний и практического использования природоохранных навыков.

Задачи:

  1. Формирование мотивов, привычек и потребностей в экологическом поведении.
  2. Формирование представлений об экологических правилах обращения с мусором: о необходимости уменьшать его количество, сортировать мусор и отправлять его на повторную переработку.
  3. Формирование представлений об использовании природных ресурсов и улучшении состояния окружающей среды.

Предварительная работа.

Проведение занятий «Мы – друзья природы!» и «Помогаем природе все  вместе»,  ежедневная работа с «Календарем живой природы», издательство «Малыш», 2021г.

Материалы и оборудование.

1. Ноутбук, проектор, экран;

2. Подготовленные презентации и мультимедийные файлы;

3. Сделанный ранее вместе с детьми планшет по экологии, одна сторона которого посвящена привалам поведения на природе, вторая сторона рассказывает о необходимости экономить электроэнергию и беречь водные ресурсы. Третья сторона подготовлена для проведения настоящего занятия (приложение 1). Если занятие проводится отдельно, без проведения двух предыдущих занятий, то можно просто нарисовать подобный плакат, с которым потом будут работать дети;

4. Мольберт, бумага, фломастер, магниты;

5. Распечатанные материалы по правилам обращения с мусором;

6. Предметы для одноразового использования: посуда, бахилы, медицинские маски, пакеты для продуктов и покупок, пластиковая бутылка с водой;

7. Аналогичные по назначению предметы для многоразового использования.

8. Дидактическое пособие по сортировке мусора: контейнер для несортированного мусора, в котором находятся карточки с изображениями различного мусора, 6 контейнеров для сортировки мусора (для пластика, металла, стекла, бумаги, органических и опасных отходов);

9. Фишки 6 цветов по количеству детей для деления на команды. Оборотная сторона у всех фишек одного цвета.

        Воспитатель предлагает детям обратить внимание на планшет, посвященный экологии. Дети вспоминают, как они его создавали и повторяют правила экологичного поведения на природе и дома. Педагог обращает внимание детей на оборотную сторону планшета, которая раньше была чистой.

- Смотрите, ребята, здесь появилось дерево. Это значит, что нам можно  подумать, что еще полезного мы можем сделать для природы. Есть у вас какие-нибудь идеи?

Ответы детей.

- Посмотрите, вот на дереве какой-то знак. Не приходилось ли вам видеть его раньше?

Ответы детей. Если есть дети, которые знают этот знак, то они говорят, а педагог дополняет их слова, демонстрируя слайды. Если дети не знают знак «Вторичная переработка», педагог демонстрирует на экране фотографии.

        -Давайте посмотрим, вот здесь этот знак на картонных коробках, а здесь на мусорных баках. И на этой фотографии он в окружении бутылочек, крышек и жестянок. С чем может быть связан этот знак?

Дети подводятся к идее о том, что этот знак связан с мусором.

- Да, этот знак называется «Вторичная переработка». И он означает, что продукт пригоден для повторной переработки или уже сделан из переработанного сырья. Итак, давайте разберемся, куда девается мусор. Ведь каждый из жителей России за год производит (если можно так сказать) и выбрасывает почти 500 килограммов мусора.

Воспитатель выставляет на мольберт иллюстрацию (приложение 2).

- Много это или мало? Это примерно в 20 раз больше, чем весит каждый из вас. И столько мусора выбрасываете вы, и каждый из членов вашей семьи, и я тоже. Куда же потом девается эта огромная гора мусора?

Просмотр видео «Куда уходит мусор?»

(ютубканал Надежды Ленник)

Во время просмотра видео можно делать паузы, чтобы акцентировать внимание детей на важных моментах:

- Куда увозят мусор?

- Что с ним делают на свалке?

- Как долго мусор лежит на свалке?

- Что нам предлагает сделать этот мультфильм?

        - Это видео предлагает нам сортировать мусор, чтобы можно было отправлять его на переработку. И это очень хорошая идея! Ведь сданные на переработку 100 килограммов макулатуры спасают одно дерево. А всего лишь одна выброшенная в мусор батарейка загрязняет 20 квадратных метров земли – это половина нашей группы. А ведь в игрушках, фонариках и других приборах используется на одна, а две, три или даже четыре батарейки. Представьте себе, сколько земли мы спасем от загрязнения, если будем относить батарейки в специальные контейнеры, которые сейчас есть во многих магазинах. Ведь мы с вами очень хотим сберечь нашу планету! Давайте расскажем об этом.

Физкультминутка.

Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелётных,

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зелёной,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивлённо…

Береги свою планету —

Ведь другой, похожей, нету!

Я.Аким

Дети идут по кругу, держась за руки.

Руки вверх, качаются как деревья на ветру.

Машут руками, как птицы.

Садятся на корточки и вырастают вверх, как цветы.

Кружатся, руки вверх.

Идут по кругу, держась за руки.

        - Итак, мусор надо разделять и отправлять на переработку. Но еще до этого каждый из нас может сделать одну очень важную вещь и этим сразу облегчить жизнь нашей планете.

Дети высказывают свои предположения.

- Давайте еще раз посмотрим на эту цифру «500 килограммов». А если бы каждый человек уменьшил количество своего мусора: не 500 килограммов, а 300 или даже 200? Что скажете?

        - И наше первое правило: «Уменьшаем».

Педагог выставляет на мольберт табличку с правилом.

        - Как же мы можем уменьшить количество мусора? Самое простое – это отказаться от одноразовых вещей. Вот, например, пакеты (воспитатель демонстрирует детям пакеты для продуктов и покупок). Их можно заменить многоразовыми сумками и мешочками (демонстрация). Такие сумки для покупок и мешочки для фруктов выглядят очень красиво, а использовать их можно много раз. Но даже, если вы купили что-то в обычно пакете, его необязательно сразу выбрасывать. Его тоже можно аккуратно сложить и использовать повторно и так до тех пор, пока он совсем не придет в негодность. Но очень часто они сразу отправляются в мусорное ведро.

Воспитатель  убирает пакеты в контейнер для мусора.

        - Или вот такой пример. Все знают, как людям нужна вода, и поэтому мы часто пьем воду и не только дома. И часто покупаем для этого бутылочки с водой (воспитатель демонстрирует обычную пластиковую бутылку с водой). А ведь продаются многоразовые бутылочки для воды (демонстрация), и они тоже очень красивые. И все, что нужно сделать – это налить дома воду и взять бутылочку с собой в дорогу. И так мы с вами сразу уменьшим наш мусор. А так…

Воспитатель  убирает бутылку в контейнер для мусора.

- А еще, когда вы с родителями идете в поликлинику, вам приходится надевать на ноги бахилы, чтобы не оставлять на полу грязные следы. Но сути бахилы – это тоже одноразовый мешочек только для ног. (Демонстрация). Его используют полчаса-час, а потом он стразу отправляется в мусор. А ведь существуют многоразовые бахилы. (Демонстрация). Их не нужно каждый раз выбрасывать, но правда, когда вы придете домой, их нужно будет сполоснуть от пыли и грязи. И тоже самое происходит с масками, которые нам так часто приходилось надевать. (Демонстрируем одноразовую и многоразовую медицинские маски). Во время карантина у меня была многоразовая маска, я стирала ее, и мне не приходилось выбрасывать так много мусора.

Воспитатель  убирает одноразовые бахилы и маску в контейнер для мусора.

- Еще очень хорошо будет, когда люди смогут отказаться от одноразовой посуды. (Демонстрация одноразовой посуды). Ведь,  к сожалению, такая посуда не подлежит никакой переработке. И после единственного использования будет загрязнять нашу землю сколько лет? Кто помнит? Да, целых 500 лет.

Воспитатель  убирает посуду в контейнер для мусора.

- Но самый простой способ уменьшить количество мусора – не покупать лишнего. Дети часто просят в магазине игрушки, не  задумываясь, насколько им эта игрушка нужна. Или насколько качественно она сделана, сколько она  вам прослужит. Конечно, есть игрушки, с которыми вы будете играть очень долго. Но если игрушка сломалась через неделю или стала неинтересна, что вы будете делать? Выкинете ее и увеличите мусор на нашей планете.

Воспитатель убирает в контейнер сломанные игрушки.

- И вот у нас уже почти полный контейнер для мусора! А ведь это все можно было бы не использовать, а значит и не выкидывать. Вернем эти вещи на стол, представим, что мы ими не воспользовались. Но какой-то мусор у нас здесь все же есть, хоть мы с вами и сильно уменьшили его количество. Надо подумать, что же сделать с тем, что мы все-таки решили выбросить?

Ответы детей.

        - Да, мусор мы будем разделять, сортировать. Но как же мы будем его делить? По цветам? По размерам? Большое к большому, маленькое – к маленькому? Да, конечно! Мы будем сортировать мусор по материалам, из которого сделаны предметы. А какие вы знаете материалы?

Ответы детей, воспитатель, если надо, дополняет и объясняет детям, если что-то вызывает затруднения. Список материалов:

пластик

бумага

металл

стекло

бытовые отходы (остатки еды и другой неперерабатываемый мусор)

опасные материалы (батарейки, лампочки, электроника, градусники)

Список воспитатель записывает на листе бумаги, который находится на мольберте.

        - Итак, наше второе правило: «Разделяем».

Воспитатель выставляет на мольберт табличку с правилом.

        - Предлагаю потренироваться. Сейчас мы с вами разделимся на команды, и все рассортируем.

Проводится дидактическая игра «Сортируем мусор».

Дети при помощи фишек 6 цветов делятся на команды. Каждая команда получает контейнер с обозначенным на нем видом мусора. Карточки с изображением мусора из общего контейнера выкладываются на столе, и дети убирают в контейнеры соответствующий вид мусора. После того, как весь мусор будет убран, дети вместе с воспитателем проверяют, правильно ли мусор рассортировали.

        - Спасибо большое, ребята. Вы – молодцы, все очень быстро и правильно разделили. Правда, у нас в городе мы не увидим столько контейнеров разных цветов. У нас стоят контейнеры желтого цвета. Кто знает для чего они?

Ответы детей.

Воспитатель подводит итог:

        - Это универсальные контейнеры для сбора пластика, металла, бумаги и картона и стекла. И когда вы отправляете в них мусор нужно соблюдать определенные правила, которые несомненно знают ваши родители. Остатки еды складывают в обычные зеленые контейнеры, а батарейки нужно обязательно относить в специальные контейнеры. Сбор батареек у нас в стране проходит под девизом: «Сдай батарейку – спаси ежика». А другие опасные отходы: лампочки, старые телефоны, разные электроприборы собирают на переработку и захоронение специальные фирмы.

- Я думаю, что мы с вами прекрасно разобрались с нашим вторым правилом «Разделяем». И теперь мне интересно, что же дальше. И я предлагаю вам узнать об этом побольше.

Просмотр видеоролика «Интересные факты о переработке мусора»

(ютубканал Eco Qoldaý)

        - Оказывается из переработанного мусора могут производить столько разных и нужных вещей!  Не только новые стеклянные банки и новые тетради, но и строительные материалы, сумки и рюкзаки, одежду и даже мебель.

Эти слова можно дополнить демонстрацией фотографий предметов, сделанных из переработанного мусора.

        - И теперь мы с вами знаем наше третье правило по отношению к мусору «Используем повторно».

Воспитатель выставляет на мольберт табличку с правилом.

        - Но вы, конечно, можете сказать, что вы-то ничего повторно не используете, вы рассортировали и все, а используют заводы и фабрики. Но когда ваша семья покупает вещи, сделанные из переработанного мусора, а таких вещей с каждым голом становится больше, то, что можно сказать? Что вы следуете правилу «Используем повторно». На некоторых вещах можно увидеть надпись «Сделано из переработанных материалов», а на некоторых такой надписи нет, так что иногда вы даже не знаете, что ваша одежда, рюкзак, ручки или мебель сделано из переработанного мусора.

        - Но иногда для того, чтобы использовать вещи повторно их даже не нужно перерабатывать. Что вы делаете с игрушками, которые вам больше не нужны, но они еще хорошие и ими можно продолжать играть? Отдаете другим детям или приносите в детский сад и оставляете здесь, чтобы все могли играть. У нас в группе очень много игрушек, которые вы нам принесли, и есть игрушки, которые принесли дети, которые ходили к нам в группу до вас. Сейчас они уже школьники, а их игрушки целы и продолжают нас радовать. Их не отнесли на мусорку, а подарили им вторую жизнь, можно так сказать?

        - Или одежда, из которой вы выросли, неужели ваши родители выбрасывают ее? Конечно, нет, они находят, кому ее передать. А если какие-то вещи совсем износились? Полотенца или джинсы, другая одежда? Ведь посмотрите, среди наших сортировочных баков, нет такого, на котором написано «Ткани». Что же делать, неужели выкинуть?

Ответы детей.

        - Есть такой замечательный проект «Вещеворот». Специальные контейнеры стоят в городе, и туда можно принести любые ненужные вещи из ткани. Хорошие вещи отправят в банк вещей и на благотворительные цели, плохие – отправят в переработку. И сделают из них, например, матрасы.

        - А еще из ненужного мусора можно самим сделать очень интересные вещи. Вот наши подставки для карандашей, например, вы помните, из чего они сделаны?  Да, это банки из-под чипсов. А наш участок украшают гирлянды с подвесками из пластиковых бутылок и кормушка для птиц. И на новый год мы с вами делали замечательный дом из картона, а ведь могли бы выбросить его в мусор, но не стали. И я предлагаю вам провести в нашей группе выставку поделок из ненужных материалов: из старых вещей, из пластиковых бутылок и картона, из крышек, упаковок от яиц и всего остального на ваше усмотрение. Я думаю, это будет очень интересно.

Воспитатель выставляет на мольберт объявление о выставке поделок из бытовых отходов.

        - А сейчас я хочу поздравить вас с тем, что вы уже так много знаете о замечательной науке «Экология», о том, как надо охранять природу, беречь нашу планету. Я уверена, что вы будете применять все наши правила в жизни. И мы торжественно присваиваем каждому из вас звание «Юный эколог».

Для вручения удостоверений приглашаются заместитель заведующего по учебно-методической  работе и старший воспитатель.

Звучит «Гимн экологии».

Приложение 1.

Приложение 2.



Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание посредством инновационных технологий интегрируется в различные виды деятельности детей. В экологическом воспитании используются различные методы: наглядные практические, словесные.

Поскольку  экология – это наука о  взаимосвязи живой и неживой природы, чтобы привить детям правильное отношение к миру природы, необходимо дать им представление о взаимодействии природы и человека, о том влиянии, которое человек оказывает на природу.

Метод проектов, реализация проектов приносит детям осознанность действий по сбережению природных ресурсов, развивает наблюдательность, мышление, развивает умение анализировать, делать выводы, стимулирует исследовательскую деятельность.

В нашей группе мы реализовали проект «Экологическая культура».  Цель данного проекта побудить детей самостоятельно обдумать проблемы и прийти к выводам о том, как каждый человек влияет на природу и что может сделать каждый из них  для того, чтобы влиять на природу положительным образом, не вредить,  а помогать ей.

Нами были выделены три области, в которых на наш взгляд, дети могут приносить природе реальную пользу. Но не за счет установленных сверху правил, а потому, что это является внутренним побуждением ребенка.

Первая область – поведение в живой природе, вторая – экономия природных ресурсов, и третья область – правильное отношение к мусору, как один из путей осознанного  потребления.

Поскольку этот проект был долгосрочным и начинали мы его в старшей группе весной прошлого года, когда дети снова начинали после зимы активно взаимодействовать с живой природой, не только в лесу или парке, но и во дворе и на площадке детского сада, то первая тема, которую мы предложили детям для обсуждения – это поведение человека в живой природе.

Уже на первом этапе мы познакомили детей с понятием «экология», как наукой о и взаимодействии, взаимовлиянии.

Дети старшей группы в основном уже знакомы с правилами поведения на природе, нам хотелось закрепить их и подробно разобрать, почему появилось то или иное правило. И к каким последствиям приведет нарушение тех или иных запретов.

Все наши правила мы решили воплотить в виде графических знаков, для того, чтобы дети любого возраста или неумеющие читать, смогли, изучив наш лэпбук , познакомиться с правилами и понять их смысл.

Демонстрация

В процессе работы мы пришли к такой форме фиксации рассуждений, как «Экологические круги». Подобно тому, как камень, брошенный в воду, вызывает на воде круги, уходящие все дальше и дальше, так и события, происходящие в природе, приводят к отдаленным и не всегда видимым для  невнимательного  взгляда последствиям. Для каждого правила мы проработали свой круг, в котором дети фиксировали свои мысли о последствиях несоблюдения запрещающих знаков. Или наоборот, что получится, если следовать  рекомендательным знакам.

Эти круги находятся в постоянной работе, когда у детей возникают идеи, или желание  обсудить какое-то правило, они рисуют свой вариант круга и выходят с предложением на всю группу. После  чего мы обсуждаем их всей группой, и решаем, подходят ли нам такое предложение  или нет, и фиксируем его в круге, или не фиксируем, как получится.  Это позволило нам обратить внимание детей на такие связи и взаимодействия, которые ускользнули бы от их внимания, а теперь все это работает на подкрепление внутренней убежденности в необходимости соблюдения правил поведения на природе.

На втором этапе мы решили выяснить, знакомы ли детям такие понятия, как природные ресурсы и их экономия. Вопрос к детям был сформулирован так: могут ли люди влиять на природу, даже не выходя из дома. Поскольку наступила осень, приближалась зима, мы стали гораздо больше времени проводить дома или в группе, не могут ли в таких условиях какие-то наши поступки воздействовать на природу. К моему удивлению дети были совершенно не знакомы с понятием экономии воды и электричества. Это направление оказалось для них совершенно новым.

В процессе работы мы обсудили, откуда берутся у нас дома и в детском саду вода и электричество, и почему их нужно экономить. Дети познакомились со знаками, призывающими экономить воду и электроэнергию, и на основе увиденного нарисовали свои знаки. Часть этих знаков мы разместили в группе и других помещениях детского сада, а часть дети забрали к себе домой. Завершением второго этапа стало оформление второй стороны лэпбука.

Демонстрация

Данная сторона выполнена в яркой клиповой манере, которая стразу привлекает внимание детей.

Третий вопрос, к которому мы хотели привлечь внимание детей – это осознанное потребление.

На этом этапе акцент был сделан не просто на разделении мусора, а прежде всего на  уменьшение его количества. И проще всего это сделать, отказавшись от лишних, часто совершенно ненужных покупок.  Не секрет, что дети очень часто становятся  инициатором все новых и новых покупок – игрушек, одежды с любимыми героями, сувениров, сладостей с игрушками. Очень часто эти покупки не очень хорошего качества, они ломаются или надоедают, и довольно быстро пополняют ряды мусора. Уменьшение покупательских амбиций детей, зарождение у них идей осознанного потребления – это очень важная часть формирования у детей экологической культуры.

Далее мы предложили детям отказаться от использования одноразовых вещей.  Вот здесь у нас подборка вещей, которые мы предложили детям заменить более надежными и долговечными многоразовыми предметами. Понятно, что в настоящее время дети не совершают покупки сами и не принимают таких решений, но в данном случае мы работаем на будущее. И надеемся, что идея отказа от одноразовых вещей станет всеобщей.

После того, как мы объяснили детям идею уменьшения количества мусора, мы перешли ко второму этапу – его разделению, сортировке. И здесь нам повезло, к нам пришел замечательный гость – директор ООО «Экогид» Карпелюк Анна Халиговна, она провела детям мастер-класс по сортировке отходов, особое внимание, уделив  пластику, поскольку именно этот вид мусора является самым сложным для сортировки, а выбрасываем мы его очень много.  Кроме того она принесла нам образцы вещей, которые сделаны из переработанного пластика, те вещи, которые делают прямо у нас в челябинской области. Детей очень поразило, что даже их одежда может быть сделана из переработанных бутылок. Кроме того, у нас изготавливают пластиковые подоконники, и делают их из блистеров от таблеток, делают пластиковую мебель, материалы для детских городков.

К сожалению, полноценная сортировка мусора невозможна без участия родителей. Но у них отсутствует информация по правилам и принципам сортировки мусора.  Ведь в желтые баки, которые установлены у нас во дворах  можно складывать далеко не все виды отходов, особенно пластиковых и металлических.

Поэтому на данный момент мы поставили себе задачу разработать памятку для родителей, как правильно сортировать мусор, и куда следует относить отходы, которые нельзя складывать в жёлтые баки ЦКС.

Результатом нашего проекта стало формирование у детей осознанного отношения к проблемам экологии и были заложены основы экологического поведения.

И мы присвоили нашим детям гордое звание «юный эколог».


Предварительный просмотр: