Работа с детьми с ОВЗ
На данной страницы публикуются материалы, прдназначенные для работы с детими с ОВЗ.
Успешность овладения знаниями, учебными умениями и навыками заметно снижается при переходе учеников из начальной школы в V класс и обучении в V- IX классах. Постоянно усложняющийся учебный материал, его насыщенность теоретическими разделами, большой объем представляют значительные трудности для детей с ЗПР, которые, как известно, отличаются сниженной познавательной активностью, недостаточностью внимания, памяти, пространственной ориентировки и другими особенностями, отрицательно влияющими на успешность их обучения и воспитания. Для эффективности обучения детей с задержкой психического развития инклюзивно (включение их в классы возрастной нормы) необходимо обеспечение адекватными условиями: адаптация учебной программы при сохранении общего цензового объема содержания обучения, коррекционными приемами и методами обучения и воспитания.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Карточки для коррекции знаний
по русскому языку по теме «Не с именами существительными»
Пояснительная записка.
Успешность овладения знаниями, учебными умениями и навыками заметно снижается при переходе учеников из начальной школы в V класс и обучении в V- IX классах. Постоянно усложняющийся учебный материал, его насыщенность теоретическими разделами, большой объем представляют значительные трудности для детей с ЗПР, которые, как известно, отличаются сниженной познавательной активностью, недостаточностью внимания, памяти, пространственной ориентировки и другими особенностями, отрицательно влияющими на успешность их обучения и воспитания.
Для эффективности обучения детей с задержкой психического развития инклюзивно (включение их в классы возрастной нормы) необходимо обеспечение адекватными условиями: адаптация учебной программы при сохранении общего цензового объема содержания обучения, коррекционными приемами и методами обучения и воспитания.
Одним из коррекционных приемов является работа по карточке для коррекции знаний по русскому языку. Карточки для коррекции знаний разработаны для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с учётом их темпа развития и способностей к самостоятельной работе.
Они охватывают ключевые вопросы курса.
Каждая карточка состоит из теоретического блока, образца выполнения (примера) и индивидуального задания.
Система работы с карточками включает:
1. Теоретический блок: освоение нового теоретического материала, изложенного кратко, с выделением основных моментов запоминания;
2. Образец выполнения: учащимся предлагается разбор образца с подробным алгоритмом;
3. Индивидуальное задание: учащимся предлагается самостоятельное выполнение задания по предложенному образцу.
Карточки позволяют учителю:
1. отследить уровень усвоения учеником материала;
2. дают возможность при составлении индивидуального коррекционного маршрута обратить внимание на те темы, которые обучающимися недостаточно усвоены;
3. скорректировать работу на уроках с учётом пробелов в знаниях ребёнка с ОВЗ.
Данные карточки возможно использовать на уроках русского языка и для работы со слабоуспевающими школьниками.
КАРТОЧКА 1 Не с именами существительными. Задание. Раскрыть скобки, выделить приставку в именах существительных. Основная цель: в результате выполнения этого упражнения ты будешь - уметь различать не - приставку; - уметь правильно писать не с именами существительными; - уметь подбирать близкие по значению слова. Образец выполнения: Низкий урожай – (не)урожай.
Задания для самостоятельного выполнения. 1. Отсутствие внимания – (не)внимание. 2. Отсутствие вежливости – (не)вежливость. 3. Неудачное, несчастливое стечение обстоятельств – (не)счастье, (не)удача. 4. Отсутствие самостоятельности – (не)самостоятельность. 5. Недостаток организованности – (не)организованность. 6. Отсутствие благозвучия, режущее слух неприятное сочетание звуков – (не)благозвучие. |
КАРТОЧКА 2 Не с именами существительными. Задание Раскрыть скобки, выделить корень в именах существительных. Основная цель: в результате выполнения этого упражнения ты будешь - уметь различать не – часть корня; - уметь правильно писать не с именами существительными; Образец выполнения: Невежда.
Задания для самостоятельного выполнения. (Не)вежда, не(взгоды), (не)годование, (не)доумение, (не)нависть, (не)настье, (не)нависть, (не)лепость, (не)вольник, (не)годяй. |
КАРТОЧКА 3 Не с именами существительными. Задание Раскрыть скобки, выделить корень в именах существительных. Основная цель: в результате выполнения этого упражнения ты будешь - уметь различать не – частицу; - уметь правильно писать не с именами существительными; Образец выполнения: Не правда, а ложь.
Задания для самостоятельного выполнения. (Не)счастье, а горе; (не)друг, а враг; (не)воля, а заключение; (не)дождь, а снег; (не)добро, а зло; (не)красота, а ужас; (не)холод, а жара; (не)зной, а холод. |
Предварительный просмотр:
КАРТОЧКА1.
Главные члены предложения.
Тема: Подлежащее и сказуемое.
Основная цель: в результате выполнения этого упражнения ты будешь
- уметь определять подлежащее и сказуемое;
- уметь подчеркивать подлежащее и сказуемое.
Теория. Подлежащее – это главный член предложения, который выражен именем существительным в именительном падеже и подчеркивается одной чертой . Сказуемое – это член предложения, который выражен глаголом и подчеркивается двумя чертами | Образец. Солнце всходит. Задаю вопрос: О чем говорится в предложении? О солнце. Солнце – это подлежащее выраженное существительным, отвечает на вопрос ЧТО? Подчеркиваем одной чертой. Задаем вопрос от подлежащего: Солнце ЧТО ДЕЛАЕТ? Всходит. Всходит – это сказуемое выраженное глаголом, отвечает на вопрос ЧТО ДЕЛАЕТ? Подчеркиваем двумя чертами. Что? Что делает? Солнце всходит. | Задания для самостоятельного выполнения. Найти подлежащее и сказуемое, подчеркнуть их. Солнце светит. Льет дождь. Ветер дует. Снег идет. Лес шумит. Наступило жаркое лето. Падают желтые листья. Дети играют в хоккей. |
КАРТОЧКА2.
Главные члены предложения.
Тема: Тире между подлежащим и сказуемым.
Основная цель:
- закрепить сведения о грамматической основе предложения и способах их выражения;
- условия постановки тире между подлежащим и сказуемым
Теория. 1.Определи грамматическую основу предложения (найди подлежащее и сказуемое) 2.Выясни, какой частью речи выражено подлежащее и сказуемое 3.Сделай вывод: «Если подлежащее и сказуемое выражены именем существительным в именительном падеже, то между ними ставится тире». | Образец. Март – первый весенний месяц. 1. Определяю грамматическую основу (Что?) март – это подлежащее. Март (это что такое?) месяц – это сказуемое. 2. Выясняю, чем выражено подлежащее и сказуемое. Подлежащее март выражено именем существительным в именительном падеже. Сказуемое месяц выражено существительным в именительном падеже. 3. Делаю вывод: подлежащее и сказуемое выражены именем существительным в именительном падеже, значит, между ними ставится тире | Задания для самостоятельного выполнения. Выписать только те предложения, в которых нужно поставить тире между подлежащим и сказуемым. 1. Лес пахнет дубом и сосной. 2.Глинка великий русский композитор. 3.В зарослях ивняка закричала какая-то птица. 4. Март первый весенний месяц. 5. Мой папа водитель. 6.Я поднялся и посмотрел кругом. 7.Бамбук самый легкий материал. 8.Мы изучаем историю и литературу. 9. Лев царь зверей. 10.Долгий осенний закат догорел. 11. Моя мама швея. 12. Зима еще хлопочет и на весну ворчит. |
АЛГОРИТМ Тире между подлежащим и сказуемым 1.Определи грамматическую основу предложения (найди подлежащее и сказуемое) 2.Выясни, какой частью речи выражено подлежащее и сказуемое 3.Сделай вывод: «Если подлежащее и сказуемое выражены именем существительным в именительном падеже, то между ними ставится тире». | АЛГОРИТМ Тире между подлежащим и сказуемым 1.Определи грамматическую основу предложения (найди подлежащее и сказуемое) 2.Выясни, какой частью речи выражено подлежащее и сказуемое 3.Сделай вывод: «Если подлежащее и сказуемое выражены именем существительным в именительном падеже, то между ними ставится тире». |
АЛГОРИТМ Тире между подлежащим и сказуемым 1.Определи грамматическую основу предложения (найди подлежащее и сказуемое) 2.Выясни, какой частью речи выражено подлежащее и сказуемое 3.Сделай вывод: «Если подлежащее и сказуемое выражены именем существительным в именительном падеже, то между ними ставится тире». | АЛГОРИТМ Тире между подлежащим и сказуемым 1.Определи грамматическую основу предложения (найди подлежащее и сказуемое) 2.Выясни, какой частью речи выражено подлежащее и сказуемое 3.Сделай вывод: «Если подлежащее и сказуемое выражены именем существительным в именительном падеже, то между ними ставится тире». |
АЛГОРИТМ Тире между подлежащим и сказуемым 1.Определи грамматическую основу предложения (найди подлежащее и сказуемое) 2.Выясни, какой частью речи выражено подлежащее и сказуемое 3.Сделай вывод: «Если подлежащее и сказуемое выражены именем существительным в именительном падеже, то между ними ставится тире». | АЛГОРИТМ Тире между подлежащим и сказуемым 1.Определи грамматическую основу предложения (найди подлежащее и сказуемое) 2.Выясни, какой частью речи выражено подлежащее и сказуемое 3.Сделай вывод: «Если подлежащее и сказуемое выражены именем существительным в именительном падеже, то между ними ставится тире». |
АЛГОРИТМ Тире между подлежащим и сказуемым 1.Определи грамматическую основу предложения (найди подлежащее и сказуемое) 2.Выясни, какой частью речи выражено подлежащее и сказуемое 3.Сделай вывод: «Если подлежащее и сказуемое выражены именем существительным в именительном падеже, то между ними ставится тире». | АЛГОРИТМ Тире между подлежащим и сказуемым 1.Определи грамматическую основу предложения (найди подлежащее и сказуемое) 2.Выясни, какой частью речи выражено подлежащее и сказуемое 3.Сделай вывод: «Если подлежащее и сказуемое выражены именем существительным в именительном падеже, то между ними ставится тире». |
Приложение 2
1 шаг – подсказка - Определи грамматическую основу предложения (найди подлежащее и сказуемое)
2 шаг – подсказка – Выясни, какой частью речи выражено подлежащее и сказуемое
3 шаг – подсказка – Сделай вывод: «Если подлежащее и сказуемое выражены ___________________, то между ними ставится ____________».
Приложение 3
1 вариант
1. Лес пахнет дубом и сосной.
2. Глинка великий русский композитор.
3. В зарослях ивняка закричала какая-то птица.
4. Март первый весенний месяц.
5. Мой папа водитель.
6. Я поднялся и посмотрел кругом.
2 вариант
1. Бамбук самый легкий материал.
2. Мы изучаем историю и литературу.
3. Лев царь зверей.
4. Долгий осенний закат догорел.
5. Моя мама швея.
6. Зима еще хлопочет и на весну ворчит.
Предварительный просмотр:
Контрольные диктанты по русскому языку
5-9 класс
для детей с ЗПР VII вида
5 класс
Контрольная работа по русскому языку
(диктант) в 5 классе (СКК-VII вида)
по итогам 1 четверти
Много забот летом у белок. Нужно выкормить маленьких бельчат, собрать и спрятать в дуплах запасы орехов, насушить грибов. В голодные годы в лесу бывает мало орехов и шишек. Тогда белки пускаются в далекие и опасные путешествия. Смело переплывают они широкие реки, перебегают поля, забегают в селения и города. Никому в лесу не делают вреда миролюбивые веселые белки. С вершины на вершину друг за дружкой гоняются они по деревьям. Весело, радостно играют у старой сосны проказницы белки.
(По И.Соколову-Микитову)
Грамматическое задание
- Озаглавьте текст
- Выпишите из текста по одному словосочетанию «сущ. + прил.» и «гл. + сущ.»
- В слове «забегают» графически объясните орфограмму в корне, подберите проверочное слово
- Подчеркните грамматическую основу в 5-ом предложении («Смело переплывают…»)
- Произведите морфемный разбор слова «маленьких»
Контрольная работа по русскому языку
(диктант) в 5 классе (СКК-VII вида)
по итогам 2 четверти
Жара заставила зайти нас в рощу. Я бросился под высокий куст орешника. Над ним молодой клен красиво раскинул свои легкие ветки. Иван сел на толстый конец упавшей березы, а я глядел на него. Листья слабо колебались в вышине, их зеленоватые тени тихо скользили взад и вперед по телу Ивана, по его маленькому лицу. Он не поднимал головы и долго молчал. Я лег на спину и начал любоваться мирной игрой листьев на далеком светлом небе.
Грамматическое задание
- Выполните синтаксический разбор 2 предложения;
- Составьте схему 4 предложения;
- Выделите орфограммы в словах: раскинул, глядел, не поднимал, любоваться;
- Выполните морфемный разбор слов: мирной, орешника.
Контрольная работа по русскому языку
(диктант) в 5 классе (СКК-VII вида)
по итогам 3 четверти
Летняя гроза
Темнеет, хмурится небо. Набежала мрачная туча. Затих старый бор, приготовился к бою. Сильный порыв ветра закружил пыль по дороге и умчался.
Ударили по листьям первые крупные капли дождя. И вдруг на землю обрушилась стена воды. Сверкает молния. Гремит гром.
Быстро проходит летняя гроза. Светлеет, яснеет туманная даль. Над полем, над лесом, над водной гладью плывет легкий пар. Уже и солнце яркое выглянуло. Но дождь еще не прошел. Это падают с деревьев капли и сверкают на солнце.
Грамматическое задание
- Выполните морфемный разбор слова «туманная»
- Обозначьте орфограммы в словах «д..ждя», «со…нца»
- В предложении «Набежала мрачная туча» укажите все части речи, определите род всех существительных
Контрольная работа по русскому языку
(диктант) в 5 классе (СКК-VII вида)
по итогам года
Грабеж среди белого дня
Во дворе стоит глубокая миска с мутной водой. В нее хозяйка бросает корки хлеба для кур.
Щенок Фунтик подошел к миске и вытащил из воды съедобную корку. Молодой жирный петух сердито посмотрел на Фунтика. Петух не мог поверить в этот грабеж. Его глаза наливаются кровью. Петух разъярился. Он растопырил лапы, бросился на Фунтика и клюнул его в голову. Раздался крепкий стук, и щенок с ужасным воплем бросился под дом.
Петух захлопал крыльями, клюнул корку и отбросил ее. Ему не нравился запах корки.
Грамматическое задание
1.Выполнить морфемный разбор слов: выпускает (1 вариант), просидела (2 вариант)
2. Выделите грамматическую основу 1 вариант в 1 предложении 2 абзаца, 2 вариант в 6 предложении 2 абзаца, над всеми словами укажите части речи
3. Выпишите из текста сложное предложение, начертите его схему
6 класс
Контрольная работа по русскому языку
(диктант) в 6 классе (СКК-VII вида)
по итогам 1 четверти
Осень – грустная пора. Но как красив осенью лес! Среди золотых берез пылают багровые листья кленов и рябин. Когда кружатся и падают с деревьев желтые листья, ты не слышишь шороха. Ты только видишь их безумный полет.
Тишина и безмолвие вокруг. Стало слышно, как в отдалении поют песенку ручьи. Птицы вырастили птенцов и перебираются на юг. На полянах цветут последние цветы: ромашки, фиолетовый клевер, лиловые многоцветы. Но кусты орешника стоят раздетыми. Старый дуб еще зеленый и роняет желуди, но соседний тополь уже растерял свой наряд. Шелестят листья под ногами, а через ветви отчетливо видятся яркие цыганские краски осин. Не хочется уходить из лесу, но уже ждут дела.
Прощай, осенний лес!
Грамматическое задание
- Озаглавьте текст
- В тексте найдите предложение с однородными членами и обобщающим словом, составьте схему этого предложения, объясняющую постановку знаков препинания
- Разобрать слова по составу: грустная, вырастили, многоцветы
Контрольная работа по русскому языку
(диктант) в 6 классе (СКК-VII вида)
по итогам 2 четверти
Засыпает деревня. Гаснут огни в домах. Белая луна висит над крышами. Свет от окна кажется слишком ярким и грубым для этой бархатной ночи.
Мошки бьются в стекло. Ветер раскачивает тонкую паутинку под окном, но большой паук в паутине не хочет шевелиться.
Рыжий кот ползает в тюльпанах, нюхает цветы, наслаждается их запахом.
Ночью кукушка не кукукает, а в эту светлую ночь она щедро считает годы.
Луна забирается в сад, и деревья в саду становятся белыми. Как много белого у этой ночи! Белая луна, белые стены, белая сирень, паутина…
Но вот звуки замолкают. Наступает тишина, кака я бывает только перед рассветом.
(По В.Бурлаку)
Грамматическое задание
- Выполните синтаксический разбор 2 предложения;
- Выделите орфограммы в словах: висит, бьются, раскачивает, забирается;
- Подберите синоним и антоним к словам гаснут (огни), светлая (ночь)
Контрольная работа по русскому языку
(диктант) в 6 классе (СКК-VII вида)
по итогам 3 четверти
Летнее утро поднимается с постели. Над рекой еще расстилается туман. Скоро он пропадает в прозрачном воздухе и освобождает сизую крону дремучего тополя, потом верхушки черемухи. Пора отправляться за грибами.
Я заметил, что чаще всего грибы попадаются возле берез. Березка дружит с грибами. Под ее покровом растет всем известный подберезовик.
Подосиновик – гриб яркий, стройный. Он не вылезает вдруг на дороге или тропке. Живет он в высоком осиннике и не прячется. Издали замечаешь его яркую шляпку. Срезаешь гриб, а рядом видишь еще штук пять.
И разом грибы кончаются, но у вас уже полная корзинка. Можно собираться домой.
(По Г.Скребицкому)
Грамматическое задание
- Озаглавьте текст
- Выпишите из текста слова с орфограммами: безударная гласная в корне слова, чередующаяся гласная, объясните условия выбора орфограмм
- Выполните синтаксический разбор 2 предложения из 1 абзаца
Контрольная работа по русскому языку
(диктант) в 6 классе (СКК-VII вида)
по итогам года
Мы заходим в лес. Кругом тишина. Тонкие осинки тихонько лепечут над нами. Веточки берез едва шевелятся. Могучий дуб стоит возле красивой липы. Большие мухи и какие-то мошки вьются за тобой столбом.
Узкая дорожка ведет в глубину леса, а там становится еще уже. Мы идем тихонько т стараемся не нарушать лесной тишины. Вот набежал ветер, и зашумели верхушки деревьев. Сквозь прошлогоднюю листву уже растет высокая трава. А в этой траве стоят грибки под своими масляными шляпками.
Как хорош лес поздней осенью! Нет яркого солнца, движения, шума. Сквозь ветки деревьев белеет небо. На липах висят последние листики. Тихо шевелятся от любого дуновения ветерка сухие былинки. Спокойно дышит грудь.
Грамматическое задание
1.Озаглавьте текст
2. Выполните синтаксический разбор 3 предложения 1 абзаца
3. Разберите по составу слова: масляными, набежали
4. Найдите 1 предложение с однородными членами, выпишите его, составьте схему
7 класс
Контрольная работа по русскому языку
(диктант) в 7 классе (СКК-VII вида)
по итогам 1 четверти
Ночь. Осенняя темная ночь в деревне. Все в этой ночи неизвестно Биму. Собаки вообще не любят путешествовать ночами, разве что бродячие, избегающие людей. Это собаки, потерявшие веру в человека. А Бим… Что и говорить! Бим сомневался пока. Да и Алеша – такой хороший человек.
Сомнения прервал голос Алеши, закричавшего во весь голос. Бим радостно подбежал и вошел за ним в сени. Алеша уложил собаку на место, подоткнул сено с боков, приласкал Бима и ушел спать. Все затихло. Не слышно ни трамвая, ни троллейбуса, ни гудков. Началась новая жизнь.
(По Г.Троепольскому)
Грамматическое задание
- Озаглавьте текст
- Выпишите из текста предложение с причастным оборотом, графически объясните постановку знаков препинания, составьте схему
Контрольная работа по русскому языку
(диктант) в 7 классе (СКК-VII вида)
по итогам 2 четверти
Солнышко еще только выглянуло из-за дальнего леса, а пчелы уже на работе. Воздух над пасекой весь наполнен пчелиным гулом.
Вслед за пчелами поднимается Саня. Он спит в деревянной беседке, поставленной прямо в середине пасеки. Мальчик потянулся сладко, умылся и пошел к своему рабочему месту. Теперь до самого завтрака будет постукивать топориком, строгать поблескивающие доски, чинить поломанные ульи и мастерить новые. Затем пойдет осматривать пасеку. Двести пчелиных домиков. Работы немного.
А в комнатах Володи и Лены тихо. Идет научная работа. Пчеловоды шума не любят. Я, осторожно приоткрывая дверь, вижу, что Лена склонилась над микроскопом. Она пишет на большом листе, изрисованном графиками. К ней подходит Володя, и они о чем-то говорят. Они говорят о новой породе пчел.
Грамматическое задание
- Озаглавьте текст
- Выполните синтаксический разбор 5 предложения из 3 абзаца
- Произведите морфемный разбор слов: 1 вариант – поставленной, осторожно; 2 вариант – поломанные, немного
Контрольная работа по русскому языку
(диктант) в 7 классе (СКК-VII вида)
по итогам 3 четверти
Щипихино болото оказалось почти круглым. По самому краю его можно было обойти за каких-нибудь двадцать минут. В нем нет ни одной ямы, ни одного по-настоящему тряского места.
Высокие пышные кочки напоминают груду только что взбитых пуховых подушек, которые заботливая хозяйка вынесла просушить на ветерке.
Новичок долго топчется в недоумении, потому что его подводят глаза, натренированные на сигнальную яркость летней ягоды. Нужно пристально вглядеться в ближайшую кочку. И тогда обнаружишь вдруг, что при слабом солнце вся она сверкает алыми каплями клюквы, прячущейся в мох. Вся кочка будто переливается самоцветами, просыпанными чьей- то бережной рукой.
Собираешь ягоду и не думаешь о времени, о других делах. Хочется запомнить навсегда пронзительно кислоту болотной твердой ягоды, воркование птиц в лесу, светлые мхи, пружинистую почту болотной колыбели.
(По Ю.Лощицу)
Правописание подчеркнутого слова в тексте сообщается.
Грамматическое задание
1.Озаглавьте текст
2. Выписать из текста 2 словосочетания , в состав которых входят наречия, разобрать эти наречия по составу.
3. Произведите морфологический разбор любого 1 наречия
Контрольная работа по русскому языку
(диктант) в 7 классе (СКК-VII вида)
по итогам года
Последнюю ночь перед уходом в подземелье Володя ночевал в доме дяди Гриценко.
Несколько раз ночью мать подходила к его постели, поправляла одеяло на мальчиках, зажимая себе рот, боясь застонать, заплакать от томившей ее тревоги.
Засквозили первые проблески рассвета, и дядя Гриценко, затопав босыми ногами по хате, поднял штору, пуская в комнату холодную муть начавшегося утра. Затем он растолкал крепко спавших ребят.
Мальчики, зевая, одевались. Они умылись студеной водой, согнавшей с них зевоту. Сосредоточенно сопя, жевали они холодные лепешки, оставшиеся с вечера.
Прощались в темноте. Утренний ветер, поднимавшийся с моря, нес с собой гарь.
У входа в каменоломню часовой не пропустил их, не проверив пароля. Перед ними был черный колодец, казавшийся бездонным. Из невидимых недр шел какой-то запах, слышались голоса.
(По Л. Кассилю и М. Полянскому)
Грамматическое задание
- Выполните синтаксический разбор 1 предложения из 6 абзаца
- Выполните морфемный разбор одного причастия и деепричастия
8 класс
Контрольная работа по русскому языку
(диктант) в 8 классе (СКК-VII вида)
по итогам 1 четверти
С давних времен дружит человек с зеленым миром. Этот мир дает человеку различные строительные материалы, вылечивает многие болезни, украшает жизнь. Некоторые деревья и цветы древние народы обожествляли, создавая легенды об их удивительных свойствах. Символом мужества и мастерства в Древней Греции считался лавр, поэтому лавровым венком или его ветвью украшали победителей битв и турниров, ученых, поэтов, художников.
На протяжении многих тысяч лет известна маслина, лающая ценное и важное оливковое масло. Оливковая ветвь – это символ мира. Кедр, символизирующий долголетие и мощь, устойчив и сохраняется в земле очень долго. Его прочная древесина используется для постройки судов и зданий.
Грамматическое задание
- Выпишите из текста 3 словосочетания с разными видами связи ( 1 вариант из 1 абзаца, 2 вариант из 2 абзаца), выполните их разбор;
- Выполните морфемный разбор слов: 1 вариант – вылечивает, создавая, лавровый; 2 вариант- дающая, сохраняется, долго
Контрольная работа по русскому языку
(диктант) в 8 классе (СКК-VII вида)
по итогам 2 четверти
Русская баня упоминается в самых древних исторических источниках. Легендарная княгиня Ольга своих врагов, погубивших ее мужа, сожгла в бане. В другой легенде рассказывается об иностранцах, побывавших на Руси. Их удивляло, что русские хлестали себя в жарком поту распаренным березовым веником, когда уходили в баню мыться.
Этот забавивший иностранцев удивительный обычай сыграл свою роль в судьбе народа. В средние века, когда эпидемии одна за другой косили страны Центральной и Западной Европы, обычай еженедельно мыться спасал народ от болезней, закалял людей, давал жизнестойкость.
Поразительно и то, что бани не исчезли, когда подавляющее большинство населения переселилось в современные квартиры с ваннами. Бани потеряли свою гигиеническую функцию. В выходные дни люди ходят в баню ради закалки, ради удовольствия.
Грамматическое задание
- Озаглавьте текст
- Объясните орфограммы в подчеркнутых словах
- Выполните морфемный разбор слов: потеряли, погубивших, выходные (дни)
- Объясните постановку знаков препинания во 2 предложении 1 абзаца
Контрольная работа по русскому языку
(диктант) в 8 классе (СКК-VII вида)
по итогам 3 четверти
На этой лесной поляне Европа встречается с Азией. Две елки. Одна – в Европе, другая – в Азии. Холодно на поляне. Люди замерзли, греются, бегая из Европы в Азию и обратно.
Два великих материка встречаются на Уральском хребте, глядят друг на друга через реку Урал. Есть что-то значительное в минуте, когда в первый раз пересекаешь границу материков. Сзади – тысячи километров, впереди – подернутые морозом гребни синих лесов, новые тысячи километров твоей земли.
Первым границу по Уральским горам провел русский географ петровских времен Василий Татищев. Он заметил, что реки с Урала текут в двух направлениях. Одни текут в Печору и Каму, другие – в Обь. Замечено было, что растительность за горами тоже заметно меняется. Татищев первым дал им название: Уральские горы. Так определили границу между Европой и Азией.
Грамматическое задание
- Произведите синтаксический разбор 5 предложения из 1 абзаца
- Выпишите два односоставных предложения, укажите их вид
- Выполните морфемный разбор любого наречия, глагола, деепричастия
Контрольная работа по русскому языку
(диктант) в 8 классе (СКК-VII вида)
по итогам года
В то утро я впервые услышал поразившую меня игру на пастушьем рожке. Я смотрел в открытое окно, лежа в постели.
Улица была залита розовым светом встававшего за домами солнца. Открылись ворота двора, и пастух-хозяин, в новой синей рубахе, в сапогах и высокой шляпе, похожей на цилиндр, вышел на середину пустынной улицы, поставил у ног свою шляпу, перекрестился и приложил обеими руками длинный рожок к губам. Рожок заиграл так громко, что даже в ушах звенело. Но это только сначала. Потом он стал забирать выше, жальче. И вдруг заиграл что-то радостное, и мне стало весело. Замычали вдали коровы, стали понемногу подходить ближе. А пастух все играл, забыв про все. Играл, запрокинув голову, играл в небо. Когда пастух переводил дыхание, раздавались восхищенные голоса, славившие его игру.
Грамматическое задание
- Озаглавьте текст;
- Обозначьте в тексте одно обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, и одно определение, выраженное причастным оборотом. Составьте схемы.
9 класс
Контрольная работа по русскому языку
(диктант) в 9 классе (СКК-VII вида)
по итогам 1 четверти
Тучу передернуло синим пламенем. Медленно загремел гром. Он то усиливался, то почти затихал. И дождь, подчиняясь грому, начал временами идти сильнее и широко шуметь по листве, потом останавливался.
Вскоре сквозь тучи пробилось солнце. Старый пушкинский парк в Михайловском и крутые берега Сороти запылали рыжей глиной и мокрой травой.
Стройная радуга зажглась нал пасмурной далью. Она сверкала и дымилась, окруженная космами пепельных туч. Радуга была похожа на арку, воздвигнутую на границе заповедной земли.
С особенной силой здесь, в пушкинских местах, возникали мысли о русском языке. Здесь Пушкин бродил с непокрытой головой, со спутанными осенним ветром холодными волосами, слушал влажный гул сосновых вершин, смотрел, прищурившись, откуда несутся осенние тучи, толкался по ярмаркам. Здесь чудесные слова переполняли его, стесняли его душу и, наконец, слагались по огрызком гусиного пера в звенящие строфы.
Грамматическое задание
- Озаглавьте текст;
- Определите стиль данного текста. Докажите свою точку зрения;
- Выполните синтаксический разбор предложения (1 вариант – 2 предложение 3 абзаца; 2 вариант – 3 предложение 3 абзаца;
Контрольная работа по русскому языку
(диктант) в 9 классе (СКК-VII вида)
по итогам 2 четверти
Когда восходит луна, ночь становится бледной и томной. Воздух прозрачен, свеж и тепел, всюду хорошо видно и даже можно различить у дороги отдельные стебли бурьяна. Широкие тени ходят по равнине, как облака по небу, а в непонятной дали высятся, громоздятся друг на друга туманные, причудливые образы. Немножко жутко. А взглянешь на бледно-зеленое, усыпанное звездами небо, на котором ни облачка, ни пятна, и поймешь, почему теплый воздух недвижим, почему природа боится шевельнуться. Ей жутко и жаль утерять хоть одно мгновение жизни. О необъятной глубине неба можно судить только на море да в степи ночью, когда светит луна. Оно страшно, красиво и ласково, глядит и манит к себе, а от ласки его кружится голова.
Едешь по степи. Попадается на пути молчаливый курган, бесшумно пролетит над землей ночная птица, на память приходят степные легенды, рассказы встречных и все то, что сам сумел увидеть и постичь душою.
Грамматическое задание
- Определите стиль и тип речи данного текста;
- Выпишите из текста 1СПП, определите вид придаточной части, составьте горизонтальную и вертикальную схемы.
- Выполните морфемный разбор одного причастия, глагола, наречия.
Контрольная работа по русскому языку
(диктант) в 9 классе (СКК-VII вида)
по итогам 3 четверти
Приближение грозы
Солнце склонялось к западу и косыми жаркими лучами невыносимо жгло мне шею и щеки. Невозможно было дотронуться до раскаленных краев брички. Густая пыль поднималась по дороге и наполняла воздух. Не было ни малейшего ветерка, который относил бы ее.
Все мое внимание было устремлено на верстовые столбы, которые я замечал издалека, и на облака, которые собирались в одну большую, мрачную тучу. Изредка погромыхивал дальний гром. Гроза наводила на меня невыразимо тяжелое чувство тоски и страха.
До ближайшей деревни оставалось еще верст десять, а большая темно-лиловая туча быстро двигалась к нам. Солнце, еще не скрытое облаками, ярко освещает ее мрачную фигуру и седые полосы, которые от нее идут до самого горизонта. Изредка вдалеке вспыхивает молния и слышится слабый гул, постепенно усиливающийся, приближающийся и переходящий в прерывистые раскаты, обнимающие весь небосклон. Мне становится жутко, и я чувствую, как кровь быстрее обращается в моих жилах.
Грамматическое задание
- Определите стиль и тип речи данного текста
- Выпишите из текста 1 СПП, определите вид придаточной части, составьте горизонтальную и вертикальную схемы
- Выполните морфемный разбор одного причастия, глагола, наречия
Контрольная работа по русскому языку
(диктант) в 9 классе (СКК-VII вида)
по итогам года.
Как ни прекрасен тюльпан своей окраской, кА ни оригинальна его форма, но почему – то ни греческая, ни римская мифология не создали о нем никакого сказания. И это тем более странно, что тюльпаны в диком состоянии в обилии растут в Греции, где их не могли не заметить как сами жители, так и все те, которые были творцами мифологии.
Первые сведения об этом прелестном цветке мы встречаем в Персии. В этой стране сказаний и песен о розе оригинальный, в виде фонаря или кубка, цветок не мог пройти незамеченным и носил название «турецкая чалма». Он воспет многими персидскими поэтами, которые утверждали, что с красотой этого растения не могут сравниться ни кипарис, ни даже сама роза.
Но еще большей любовью пользовался тюльпан на Востоке, у турок, где ежегодно справлялся чудный, волшебный праздник тюльпанов.
В Европу тюльпан попал лишь в шестнадцатом веке.
Грамматическое задание
- Озаглавьте текст;
- Выполните графический разбор 3 предложения 2 абзаца, составьте схему. Определите вид подчинения придаточных.
Предварительный просмотр:
Нормы отметок по русскому языку в классах 7 вида .
Объём диктанта соответствует количеству слов по чтению.
Ошибкой в диктанте следует считать:
• Нарушение правил орфографии при написании слов;
• Отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса;
• Неправильное написание слов, которые не проверяются правилом (словарные слова даны в программе каждого класса)
• Ошибки на те правила орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались, если учитель оговорил их с учащимися перед письменной работой и выписал их на доску.
Ошибкой в диктанте не считаются:
• Единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с большой буквы;
• Логопедические ошибки.
• Единичный случай замены одного слова без искажения смысла.
За одну ошибку в диктанте считаются:
• Два исправления;
• Две пунктуационные ошибки;
• Повторение ошибок в одном и том же слове, например, в слове «ножи» дважды написано в конце «ы». Если же подобная ошибка встречается в другом слове, то она считается за ошибку.
Негрубыми ошибками считаются:
• Перенос слова, одна часть которого написана на строке, а другая опущена;
• Исключения из правил;
Выставление отметок за контрольный диктант.
«5» - если в диктанте нет ошибок, но допускаются 1-2 исправления или одна негрубая ошибка.
«4» - 1-2 орфографических ошибки, 2 пунктуационные ( 1 орфографическая и 3 пунктуационные) и 1-2 исправления.
«3» -3-4 орфографические ошибки, 3 пунктуационных и 1-2 исправления.
«2» -6-8 орфографических ошибок.
Выставление отметок за грамматическое задание.
«5» - всё верно
«4» - верно не менее 1/2 работы
«3» - верно 1\2 работы
«2» - верно менее 1\2 работы
Выставление отметок за словарный диктант.
«5» - нет ошибок (одно исправление)
«4» - 1-2 ошибки (одно исправление)
«3» - верно более 1\2 работы
«2» - верно менее 1\2 работы
Количество слов в словарном диктанте:
2 класс – 11-13 слов
3 класс - 13-15 слов
4 класс – до 21 слова
Количество слов должно быть нечётным
Выставление отметок за контрольное списывание.
«5» - нет ошибок (1 исправление)
«4» 1-2 ошибки и 3 исправления – 2 класс
1-2 ошибки и 2 исправления – 3 класс
1-2 ошибки и 1 исправление – 4 класс
«3» 3-4 ошибки и 3 исправления – 2 класс
3-4 ошибки и 2 исправления – 3 класс
3-4 ошибки и 1 исправление – 4 класс
«2»- 5 и более ошибок
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Дети с ЗПР испытывают больше затруднений при составлении описательных рассказов репродуктивного и продуктивного вида, чем их нормально развивающиеся сверстники. В описательных изложениях и сочинениях у них нарушается целостность и связность текстового сообщения. Целостность и смысловую организацию текста изложения нарушают изменение порядка слов в предложении и пропуски одной из микротем. Для сочинений более типичными являются нарушения последовательности описания.
Выявляется неумение школьников с ЗПР выделять структурные компоненты продуктивных и репродуктивных текстов. В работах у таких детей допускаются следующие ошибки композиционной структуры: в большинстве изложений и сочинений отсутствует вводная часть, заключения в работах описательного характера отсутствуют вовсе.
Оценка способов межфразной связи показывает, что значительная часть работ учащихся с ЗПР представляет собой набор предложений, не связанных между собой. Обращает на себя внимание наличие бессмысленных предложений, вербальных штампов, «застреваний» на названии какого-либо действия. Наиболее характерным для работ обучающихся изучаемой категории являются такие виды связок, как лексический повтор и местоименная замена.
Основными задачами уроков русского языка и литературы для детей с ЗПР является повышение уровня сенсорного и умственного развития, а также обогащение и систематизация словаря, развитие устной диалогической и монологической речи. Восполнение пробелов предшествующего развития и дальнейшее накопление знаний, и развитие речевых навыков.
Развитие связной речи у детей ЗПР является трудным процессом, требующим использования особых методических приемов. Дети должны научиться не только пользоваться определенными словами и выражениями, но они должны вооружиться средствами, позволяющими самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения. Развитие связной речи детей опирается на формирование познавательных процессов, на умение наблюдать, сравнивать и обобщать явления окружающей жизни.
Дети с ЗПР быстро отвлекаются, утомляются, не удерживают в памяти задания, часто не могут довести начатую работу. Все эти и многие другие особенности психических процессов детей не могут не сказываться на состоянии и ходе развития их речи.
В коррекционной работе для детей с ЗПР основное внимание уделяется: формированию монологической речи; обучению детей составлению предложений и обучению рассказыванию разного вида.
Работа над составлением рассказа по серии сюжетных картинок на уроках развития речи
Работа с серией сюжетных картинок занимает особое место на уроках развития речи. Она повышает уровень общего развития учащихся, влияет на их эмоциональную сферу, воображение, совершенствует грамотность. Эта работа развивает и корригирует высшие психические функции: зрительную и слуховую память, все виды мышления, связную речь. У детей совершенствуется зрительное и слуховое восприятие, что в дальнейшем обеспечивает развитие произвольного внимания.
При работе над составлением рассказа, в первую очередь, решается задача развития речи. У детей формируется пассивный словарь, который с помощью специальных упражнений переводится в активный. Обогащается речь учащихся: дети начинают использовать ряды синонимов, антонимов, родственных слов. Увеличивается объём предложения: используются более сложные речевые конструкции, вводятся однородные члены, употребляются сложные предложения, вводные слова, причастные и деепричастные обороты, восклицательные и вопросительные предложения, монологическая и диалогическая речь. Как следствие, становится богаче и выразительнее интонационная окраска устной речи учащихся, что находит выражение и в письменной речи.
Обучение связной письменной речи детей с интеллектуальными нарушениями является сложным процессом. Учитель специальных (коррекционных) классов сталкивается с множеством трудностей в практическом решении этой задачи.
Недостатки логического мышления детей с интеллектуальной недостаточностью, медленный темп усвоения нового, особенности речевого развития затрудняют формирование связной письменной речи. Кроме того, нарушение внутренней речи делает более сложной подготовительную работу над мысленным планом высказывания. Вместе с тем, работа над письменным высказыванием значительно продвигает учеников, как в речевом развитии, так и в совершенствовании мыслительной деятельности.
Целью данного пособия является помощь учителю в формировании у детей с нарушением интеллекта умения выполнять письменные творческие работы с соблюдением следующих требований:
- последовательное и связное изложение мыслей;
- правильное употребление слов в соответствии с их значением;
- правильное построение предложений в смысле расположения слов и их согласования между собой;
4) соблюдение правил правописания в пределах пройденного курса.
Настоящее пособие предлагает примерный комплект индивидуальных карточек для обучения учащихся 5 классов специальных (коррекционных) классов выполнению творческих работ по развитию связной письменной речи на уроках письма и развития речи.
Обучающиеся должны овладеть выполнением следующих видов творческих работ по развитию связной письменной речи:
- работа с деформированным текстом;
- изложение по готовому, коллективно составленному плану, с оценкой описываемых событий, с изменением лица и времени;
- составление рассказа по картине, серии картин, по опорным словам, материалам наблюдений;
- сочинение по готовому, коллективно составленному плану на материале экскурсий, личных наблюдений, практической деятельности, по картинам русских и отечественных художников, по прочитанным литературным произведениям;
- деловое письмо: адрес на конверте, поздравительная открытка, письмо родителям, товарищу, заметка в стенгазету, заявление, автобиография, анкета, доверенность, расписка, телеграмма, заполнение бланков по платежам за коммунальные услуги.
Работа с деформированным текстом
Алгоритм работы с деформированным текстом.
1. Прочитай предложения.
2. Подумай, какое предложение надо написать первым.
3. Установи последовательность событий.
4. Запиши предложения.
5. Проверь, правильно ли ты списал.
Карточка 1
Восстановление деформированного текста
Цель: учиться восстановить деформированный текст по отдельным его частям, путем правильной расстановки предложений в тексте и слов в предложении, изменении формы слова, расстановки знаков препинания.
Задание | Образец выполнения |
Задание 1. Восстановить предложения из слов, данных в разбивку: он, писк, вдруг, жалобный, услышал; это, под, лежал, воробышек, кустом; его, злой, камнем, подшиб, мальчишка; воробышек, пить, просил; | он, писк, вдруг, жалобный, услышал; это, под, лежал, воробышек, кустом; его, злой, камнем, подшиб, мальчишка; воробышек, пить, просил; Вдруг он услышал жалобный писк Это воробушек лежал под кустом. Его злой мальчик подшиб камнем. Воробышек просил пить. Или: Он что услышал? Кто лежал под кустом? Кто его подшиб? Что просил воробушек |
Задание 2. Восстановить последовательность предложений: Воробышек просил пить. Злой мальчишка подшиб его камнем. Это воробышек лежал под кустом. | |
Задание 3. Поставить точки в тексте: Вдруг он услышал жалобный писк это воробышек лежал под кустом злой мальчишка подшиб его камнем воробышек просил пить. |
Февраль на исходе.
метель, после, началась, весенних, теплых, дней
снег, навалил, занёс, домов, крыши, сугробы
копошится, серых, и, стога, только, у, стая, птиц, сена
заставили, холод, их, жилью, поближе, и, прилететь, к, голод
птицы, в, сена, стоге, устроились
февраль, ведь, на, исходе
тепло, скоро, будет, опять
снег, едва, припорошил, мелкий, степь
овцы, по, брели, степи, медленно, бескрайней
черные, порхали, жаворонки, у овец, ног
вдруг, с, писком, они, тревожным, заметались
чабан, старый, внимательно, посмотрел, птиц, на, взволнованных
он, овец, погнал, в, быстро, кошару
жаворонки, предупредили, черные, об, опасности
начался, вскоре, буран, сильный
Задержались бы овцы в степи — не миновать беды
Озаглавьте текст.
Перепёлка.
ручная, нас, клетке, в, перепёлка, у, жила
брали, руки, на, мы, её,
улетает, ладони, на, сидит, не, и
выехала, дачу, летом, наша, на, семья
мы, перепёлке, саду, в, клетку, устроили
дыра, в, оказалась, клетке
убежала, и, перепёлка
её, вечер, искали, день, и, мы
луна, вот, взошла
кустах, и, перепёлку, мы, поймали
(По Е. Чарушину.)
Тетёрка отводит врага.
по, бежал, зверёк, поляне
он, кошку, похож, на, был
заметил, тетёрку, вдруг, хорёк
к, он, припал, и, земле, быстро, пополз
врага, тетёрка, тоже, увидела
побежала, крыльями, она, и, захлопала
нею, хорёк, за, бросился
то, но, тетёрка, взлетела, падала, на, то, землю
отводила, так, птенцов, она, своих, от, хорька
(По Г. Скребицкому.)
Птицы под снегом.
по, заяц, болоту, скакал
кочку, с, на, кочки, бух, снег, в, да
косой, под, что, чувствует, ногами, что-то, шевелится
громким, из – под, хлопаньем, стали, снега, с, крыльев, куропатки, вырываться
заяц, лес, до, перепуганный, смерти, кинулся, в
стая, снегу, в, живёт, куропаток
вылетают, болоту, они, клюкву, по, днём, ходят, выкапывают
опять, в, поклюют, снег, и
заметит, снегом, кто, под, них
(По В. Бианки.)
Карточка № 1
Задание 1: Составь предложения, расставляя цифры над словами
1) принесёт живую во дворец кто птицу, тот риса получит горсть
2) и тут удивился ему мудрец короля, зачем навестил и птиц столько
3) это наставили услышали множество в лесу мальчишки ловушек и
4) и король объявление долго такое размышлял придумал
5) мне не стреляют их, а это больше живыми мальчишки птиц приносят
6) , что стреляют узнал мальчишки как-то раз птиц он
7) комнаты голубями вскоре, синицами дворцовые наполнились , чижами
Задание 2: Проставьте номера перед предложениями, чтобы получился связный текст.
______ - Кто принесет во дворец живую птицу, тот получит горсть риса.
______ И тут короля навестил мудрец и удивился, зачем ему столько птиц.
______ Услышали это мальчишки и наставили в лесу множество ловушек.
______ Долго размышлял король и придумал такое объявление:
______ - Это мальчишки больше не стреляют птиц, а приносят мне их живыми.
______ Как-то раз он узнал, что мальчишки стреляют птиц.
______ Вскоре дворцовые комнаты наполнились голубями, синицами, чижами.
Задание 3: Выберите начало из предложенных:
1) Жил-был король. Была у него красавица-дочь. Решил он найти ей достойного жениха.
2) В одной стране жил король. У него было доброе сердце.
3) Однажды утром встал король в отличном настроении. Приказал подать на завтрак королевский омлет.
Задание 4: Выберите окончание сказки:
- Оцените действия короля.
- Если бы вы были тем мудрецом, что бы вы сказали королю.
- Что бы вы предложили королю?
- Больше вреда или пользы природе принес поступок короля? Используйте в своих ответах следующие обороты: Мне кажется, … Я (не) согласен … Я хочу добавить…
Работа с деформированным текстом.
Вспомни алгоритм и действуй по алгоритму.
_________________________________
к концу лета в августе в наших лесах много грибов моя бабушка много лет живёт в деревне петушки я каждое лето
живу у неё мы часто ходим с ней в ближнюю рощу за шишками для самовара чай из самовара с шишками ароматный и полезный а ещё мы каждый день собирали малину и землянику для варенья моя бабуля знает много ягодных и грибных мест однажды мы пошли в лес и долго кружили по нему в поисках грибов а грибы нам не встречались было жарко долго не было дождей а грибы любят влагу и тепло мы не рассердились на грибы я собрала много желудей и красивых сухих веточек для школьных уроков дождь пошёл только через три дня глубокой ночью всё гремело и сверкало к утру стихло в тот день мы собрали полные корзины грибов дома почистили их и пожарили с картошечкой теперь я хорошо знаю: тёплый дождь – к грибам
Деформированный текст | Схемы предложений |
- Как Балт? Что с сывороткой? -Все хорошо!
- Вперед! Домой!
|
|
Восстановленный текст | Схемы предложений |
- Вперед! Домой!
- Как Балт? Что с сывороткой? -Все хорошо!
| 1. [- = -.-.-,|~~~ |-.-.-]. 2. [= -]. 3. [=]. 4. [= -]. 5. [=]. 6. [=]. 7. [- =]. 8. «П, -а, -п». 9. [- =]. 10. [- =]. 11. [=]. 12. [- =]. 13. [=], и[-, ДО, =]. 14. (Когда = -),[= -]. 15. [- =,=]. 16. [++++, =, но =]. 17. [- =]. 18. [= -]. 19. [=]. 20. [= -], но[- =]. 21. [- =, ДО и ДО]. 22. [- = и =]: «П!» 23. [- = и =]. 24. [- =]: «П.» 25. [- = и =]. 26. [= -]. 27. [ ДО, - =]. 28. [- = и =]. 29. [= и =]. 30. [=] – [- =]: «П? » 31.[= -] и [- =]. |