Подготовка к ОГЭ

Пунегова Ольга Викторовна

На данной странице публикуется материал в помощь учителю при подготовке к ОГЭ по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nazvanie_sredstva.docx17.36 КБ
Файл poleznye_internet-resursy_dlya_podgotovki_k_oge.docx14.04 КБ

Предварительный просмотр:

Определение микротем и ключевых слов

Разбейте текст на части. Определите микротемы и ключевые слова.

Есть поговорка: «На войне детей не бывает». Что ж, верно, ибо противоестественно сближение самих этих понятий. Те, что попали в войну, должны были расстаться с детством — в обычном, мирном смысле этого слова. Ну а те, что выросли в послевоенном мире, — надо ли учить их памяти о войне, нарушать безмятежность их юных лет? Я убежден: необходимо. Память — наша история. Каким будет взгляд на нее ребенка, таким будет наш завтрашний день. Стерев прошлое, мы стираем будущее. Конечно, история войны писалась кровью, и, чем дальше уходит время, тем спокойнее будут воспринимать люди, в том числе дети, жесточайшие ее факты. Но никогда не должны они перестать волноваться, узнавая о них. Каждый человек хранит в памяти какой-то момент своей жизни, который кажется ему вторым рождением, переломом во всей дальнейшей судьбе. С этими воспоминаниями всегда связаны открытия в самом себе и других людях. Война живет в душе переживших ее такими воспоминаниями, и они никогда не смогут забыть ее, как не смогут забыть, что родились когда-то. По-моему, помнить историю своего народа нужно не только потому, что память сохраняет человеческое достоинство, но и чтобы видеть смысл своей жизни, чтобы не быть одиноким и беспомощным. Поэтому войну будут помнить, писать о ней, как стремились сохранить в летописях наши предки все детали древней истории, — это необходимо человеку, чтобы оправдать свое существование на земле. Память истории — это самоутверждение человека, поэтому и через сто лет школьники с гордостью и волнением будут писать о своем прадеде, который был фронтовиком.

Абзац

Содержание микротемы и ключевые слова

1

2

3

Разбейте текст на части. Определите микротемы и ключевые слова.

Есть поговорка: «На войне детей не бывает». Что ж, верно, ибо противоестественно сближение самих этих понятий. Те, что попали в войну, должны были расстаться с детством — в обычном, мирном смысле этого слова. Ну а те, что выросли в послевоенном мире, — надо ли учить их памяти о войне, нарушать безмятежность их юных лет? Я убежден: необходимо. Память — наша история. Каким будет взгляд на нее ребенка, таким будет наш завтрашний день. Стерев прошлое, мы стираем будущее. Конечно, история войны писалась кровью, и, чем дальше уходит время, тем спокойнее будут воспринимать люди, в том числе дети, жесточайшие ее факты. Но никогда не должны они перестать волноваться, узнавая о них. Каждый человек хранит в памяти какой-то момент своей жизни, который кажется ему вторым рождением, переломом во всей дальнейшей судьбе. С этими воспоминаниями всегда связаны открытия в самом себе и других людях. Война живет в душе переживших ее такими воспоминаниями, и они никогда не смогут забыть ее, как не смогут забыть, что родились когда-то. По-моему, помнить историю своего народа нужно не только потому, что память сохраняет человеческое достоинство, но и чтобы видеть смысл своей жизни, чтобы не быть одиноким и беспомощным. Поэтому войну будут помнить, писать о ней, как стремились сохранить в летописях наши предки все детали древней истории, — это необходимо человеку, чтобы оправдать свое существование на земле. Память истории — это самоутверждение человека, поэтому и через сто лет школьники с гордостью и волнением будут писать о своем прадеде, который был фронтовиком.

Абзац

Содержание микротемы и ключевые слова

1

2

3

Основные средства связи между предложениями в тексте

Название средства

Пример

Слова-заместители:

  • местоимения
  • наречия
  • синонимы
  • различные оценочные обозначения
  • родовидовые слова
  • имя собственное – имя нарицательное

девушка – она

в лесу – там

быстро, стремительно

храбрец – богатырь

деревья – березы

офицер – Соболевский

Лексические повторы

Золотая полка – это та, которая заводится исключительно для любимых книг. Я давно мечтаю об этом – завести золотую полку.

Соответствие видовременных глагольных форм

Однажды человек берет в руки книгу. У него открываются глаза на мир – он проверяет свои слова и поступки, он формирует себя как личность. (Л. Васильева)

Предлоги

Главным и неизменным признаком удачи художественного произведения является желание вернуться к нему, перечитать его и повторить наслаждение. В силу жизненных обстоятельств мы можем и не вернуться к любимому произведению, но сама надежда, мечта вернуться к нему греет сердце, придает жизненные силы. (Ф. Искандер)

Анафора  и эпифора

Вдали слышался страшный шум. Вдали грохотали пушки. Вдали медленно двигались армейские колонны.

Параллелизм

…что знаешь в детстве – знаешь на всю жизнь…, чего не знаешь в детстве – не знаешь на всю жизнь(М. Цветаева).

Противопоставление

Она громче захохотала, взяла его под руку и потянулась вперед. Он попятился назад. (А. Чехов)

Вопросительные предложения

Какие же это слова? Их так много, что неизвестно даже, с каких слов начинать.

Союзы

1.Фарадей был героем моего детства. Я тоже хотел стать великим ученым. (Д. Гранин)

Порядок слов в предложении (прямой, обратный)

Под навесом крыши, на самом краешке слухового окна, рядышком сидят два белых голубя…Нахохлились оба, и чувствует каждый своим крылом крыло соседа…(И.С. Тургенев)

Последовательность в изложении мыслей

встал, умылся, позавтракал

Слова-организаторы логических связей

вот, почему, из этого следует и др

Вводные слова, организующие порядок высказывания

итак, наконец, в заключение разговора.



Предварительный просмотр:

Полезные интернет-ресурсы для подготовки к ОГЭ

1. «Федеральный институт педагогических измерений». Новости, касающиеся ЕГЭ, ОГЭ, итогового сочинения по литературе для выпускников 9-11 классов, демоверсии и открытый банк заданий ЕГЭ и ОГЭ — http://www.fipi.ru/

2. Официальный информационный портал Единого государственного экзамена. Документы, новости, мероприятия. http://www.ege.edu.ru/

3. Русский язык для всех – справочно-информационный портал. Интерактивные диктанты, тренажеры, учебники, олимпиады, видео и пр. http://www.gramota.ru/

4. Для удобства пользователей открыто Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Размещенное по адресу http://window.edu.ru/ оно позволяет свободно перемещаться по образовательным сайтам и порталам, содержащим информацию и материалы как для профессионального, так и для общего образования.

5. Виртуальная библиотека по предмету «Литература», предназначенная в помощь школьникам и учителям. Универсальный учебник или справочник, полностью соответствующий всем действующим программам и нормативным документам, еще не создан, поэтому принцип подбора материала — широта охвата и объективность. Так, в биографическом разделе собраны тексты о писателе не только разного объема, но и написанные в разное время с разных точек зрения и иногда даже противоречащие друг другу, то же относится к словарю литературоведческих терминов; иллюстрации подбираются независимо от их художественных качеств и т.д. http://www.a4format.ru/

6. В помощь вам в подготовке к экзаменационному сочинению. http://sochinenie11.ru/

7. Образовательный портал для подготовки к экзаменам: http://rus.reshuege.ru/

8. Образовательный сайт учителя русского языка и литературы (онлайн тесты к урокам и экзаменам по русскому языку и литературе). http://www.saharina.ru/

9. Всё о ЕГЭ и для ЕГЭ. http://4ege.ru/

10. Подготовка к ОГЭ по литературе онлайн. http://5litra.ru/

11. Образовательный блог учителя русского языка и литературы. Всё о литературе и немного о русском. Очень интересно и познавательно. http://vrezonanse.blogspot.com/

12. Русский на «5» — невероятно полезный блог для учеников, родителей и для всех, кого беспокоит низкий уровень грамотности общества сегодня. Словари, диктанты, подготовка к ЕГЭ по русскому языку и прочая важная информация. http://russkiy-na-5.ru/

13. Образовательный блог в помощь ученику и учителю при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку. http://uchimcauchitca.blogspot.ru/

14. Документы, теория, тесты и другое для подготовки к экзаменам по русскому языку и литературе. http://neznaika.pro/