Материалы УГА-2021
Скачать:
Предварительный просмотр:
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКЕ
АДМИНИСТРАЦИИ ПАВЛОВСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«РЕМЗАВОДСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Аналитический отчет
учителя русского языка и литературы
Лазаревой Анны Викторовны
Павловск 2021
Учитель и ученик растут вместе
Конфуций
Современное образование сегодня становится непрерывным, открытым, что требует от современного учителя обучения на протяжении всей его жизни. Целью образования является воспитание человека в соответствии с общечеловеческими принципами и с учетом интересов общества и государства. Образование по своей сути призвано воспитывать граждан своего народа.
Работаю учителем в МБОУ «Ремзаводская СОШ», которое является базовым в школьном образовательном округе Павловского района. Целью моей педагогической деятельности является эффективное построение учебного процесса, учитывающего разноуровневую подготовку учащихся; воспитание духовно развитой, всесторонне грамотной, креативной и мобильной личности, способной к самообразованию, самовоспитанию, самореализации, умеющей легко адаптироваться в современных условиях.
В основе реализации данных целей лежит системно – деятельностный подход, который предполагает ориентацию на достижение цели и результата образования – развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий.
В своей педагогической деятельности, реализуя ФГОС общего образования, использую современные образовательные технологии и методы, результативность которых подтверждается высокими результатами моих учеников в предметной и внеучебной деятельности.
Важными считаю проблемное обучение, технологию развития критического мышления (ТРКМ), которые позволяют развивать мягкие навыки (soft skills), являющиеся универсальными. Для того чтобы сформировать мягкие навыки, способствую развитию универсальных компетенций или «4К»: критическое мышление; креативность; коммуникативные навыки; командность (умение работать в команде).
На уроках русского языка и литературы особое внимание уделяю формированию и развитию таких умений: самостоятельность планирования, анализ и оценивание своей деятельности; умение ставить перед собой новые цели и находить пути их решения. Для формирования и развития данных умений наиболее эффективной считаю технологию развития критического мышления. Данная технология позволяет ученику развивать коммуникативную компетенцию, благодаря которой он будет коммуникативно активен, мобилен и адаптирован к требованиям современного общества.
Практика обучения критическому мышлению восходит к идеям древнегреческих ученых и философов. Уже в 4 веке Сократ использовал приёмы критического мышления, задавая особые вопросы своим ученикам, чтобы заставить их думать. В.А.Овчаренко, И.А.Репина в своей статье «Технология развития критического мышления» дают такое определение: «Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать различные аргументы и принимать продуманные решения». Ключевой момент данной технологии заключается в том, что ученик самостоятельно формирует вопросы и аргументы, а также принимает собственное решение. Данная технология позволяет развивать коммуникативную компетенцию ученика, благодаря которой он будет коммуникативно активен, социален.
Модель технологии критического мышления можно представить следующим образом:
Данная технология является актуальной, т.к. позволяет сделать уроки насыщенными, оптимальными, а также распределить задания и уровень нагрузки, способствует повышению уровня работоспособности, а усвоение знаний происходит в процессе постоянного поиска и анализа информации. Каждый из этапов урока подразумевает использование разных методов и приёмов обучения.
На первом этапе деятельности «Вызов» совместно с учениками формулируется тема урока, ученикам предлагается поставить цель и задачи для данной темы, что позволяет подойти к проблеме. На данном этапе принимаются все варианты, дети активно включаются в работу, формулируется проблемный вопрос. Учитель выступает в роли навигатора, который корректирует маршрут движения. Реализуется технология сотрудничества, которая подразумевает парную работу, а также прием «мозгового штурма».
Да данном этапе проходит актуализация имеющихся знаний при помощи следующих приёмов: «кластер», «да-нет», «фишбоун», а также технологию «кроссенс».
Иногда ребятам очень сложно запомнить весь материал, тогда использую в работе опорные схемы и таблицы. Например, ученикам 6 класса для повторения темы «Морфологические признаки имени прилагательного» предлагаю такую схему:
Где на хребте ребята пишут: морфологические признаки прилагательного, а на костях сами признаки.
Остановлюсь более подробно на технологии «Кроссенс». Кроссенс - это отличное упражнение для развития мотивации, логического и неординарного творческого мышления. Приведу пример. Детям предлагается на уроке литературы определить, о каком авторе пойдет речь, выделив общее:
1. | 2. | 3. |
4. | 5. | 6. |
7. | 8. | 9. |
Вторая стадия «Осмысление» включает в себя непосредственно работу с текстом для получения новой информации и соотнесения её с уже имеющимися знаниями.
Здесь наиболее эффективными считаю работу с таблицами, чтение с остановками, а также приём «Шесть шляп мышления».
Так, при изучении темы «Остап и Андрий – братья и враги» ученикам 7 класса предлагалась групповая работа по следующим таблицам (Приложение 1). Для работы выбираются определённые фрагменты текста, даётся целевая установка. После чтения выполняем остановку с обсуждением полученной информации. Учитель выполняет роль консультанта. Также на данной стадии, используя разные виды работы с текстом, его преобразования и формирования учитель работает над развитием читательской грамотности учеников.
На стадии «Рефлексии» работаем над обобщением материала. Здесь активно использую разноуровневые задания, различные технологии, а также упражнения, которые позволяют ученикам проявлять свое творчество и выразить свое отношение к изучаемому явлению. Эффективным считаю применение арт-технологии – вида творческой деятельности, направленной на создание чего-то нового средствами искусства, что помогает формировать собственную позицию, способствуют самоопределению подростка. Ученикам предлагается создать картину текста при помощи слов (Приложение 2). Данную технологию практикую на этапе закрепления.
Для изображения учениками эмоциональных оценок, описания впечатлений и ощущений использую синквейн.
Правила написания синквейна:
1 строчка – одно слово – название стихотворения, тема (обычно существительное);
2 строчка – два слова (прилагательные или причастия) - описание темы (слова можно соединять союзами и предлогами);
3 строчка – три слова (глаголы): действия, относящиеся к теме;
4 строчка – четыре слова – фраза, которая показывает отношение автора к теме в 1-ой строчке;
5 строчка – одно слово – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строчке, обычно существительное.
Для закрепления материала и наглядного его представление возможно использование диаграммы Венна.
Так, на уроке литературы в 7 классе по теме «Остап и Андрий – братья и враги» в конце урока ученики должны были выявить отличия и определить общее у братьев.
Обратим внимание на то, что использование ТРКМ способствует развитию интеллектуальных умений учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений).
Одним из важных направлений в работе считаю работу с детьми с ОВЗ. На уроках применяю систему упражнений по развитию связной речи у школьников с ОВЗ через восприятие произведений изобразительного искусства. Представлю фрагмент занятия по картине Виктора Васнецова «Алёнушка».
Перед занятием детям с ОВЗ (умственная отсталость) дается задание представить Аленушку, её внешний облик, подобрать слова, характеризующие девушку, нарисовать рисунки.
Приведу пример работы с детьми с ОВЗ на стадии «Вызов».
На уроке учащимся даётся ряд заданий:
1. Вслушайтесь в слова старинной народной песни:
То не ветер ветку клонит,
Не дубравушка шумит,
То мое, мое сердечко стонет,
Как осенний лист дрожит.
2. Ответьте на вопросы:
Настроение какой картины она тебе напоминает? Посмотри на картину В. Васнецова «Алёнушка».
Это полотно - не иллюстрация к известной сказке. Придумай свою живописную сказку. В этом тебе помогут вопросы и твои внимательные глаза:
Нам кажется, что на картине девочка одна. Но это не так. Посмотри, кто сочувствует девочке, переживает за нее?
Найди в изображении природы те линии, которые вторят её движению, передают её состояние. Передай состояние девочки движением. Злая ведьма подкрадывается к беззащитной девочке. А как ты думаешь, кто-нибудь может предупредить девочку об опасности?
Таким образом, развивать связную речь школьников возможно через включение в урок картин изобразительного искусства.
Отметим, что ТРКМ открыта для решения разных проблем в образовательной среде, а главное решает такую важную задачу, как формирование и развитие метапредметных навыков, что позволяет говорить об умении учиться. Данная технология является эффективной при обучении, т.к. позволяется организовать совместную работу, формирует коммуникативные компетенции, направлена на развитие и формирование мягких навыков.
В настоящее время современному ученику недостаточно и неинтересно, когда источником информации является только учебник и учитель, поэтому важным является использование интернет-ресурсов. При обучении русскому языку и литературе широко использую ИКТ на разных типах уроков: для закрепления знаний – выполнение тренажеров; на уроках литературы – виртуальные экскурсии по знаменитым музеям поэтов и писателей, уроки-лекции, разнообразный иллюстративный материал, алгоритмы, схемы и таблицы. Выполнение творческих заданий, создание проектов и съёмка видео по произведению. Совместно с учащимися являемся активными участниками образовательной платформы «ЯКЛАСС», где ребята выполняют контрольные, проверочные и олимпиадные задания.
При проведении уроков использую мультимедийные презентации, разработанные в программном обеспечении SmartNotebook, PowerPoint, что позволяет на уроках реализовать принципы доступности, наглядности. Использование ИКТ на уроках даёт возможность разнообразить формы работы, деятельность учащихся, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации помогает экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов делают урок интересным.
Широко использую воспитательный потенциал предметов «Русский язык» и «Литература» для развития личностных качеств учеников. Уроки русского языка и литературы способствуют формированию высоконравственной, гармоничной, физически развитой и духовно здоровой личности. Эти предметы позволяют на каждом уроке уделять внимание вопросам духовно нравственного воспитания учащихся. Использую тексты на темы: «Патриотизм», «Родная земля», «Совесть» и другие.
Данная работа, организованная в системе, даёт положительные результаты. Её эффективность можно видеть при оценке результатов.
Результаты освоения обучающимися образовательных программ и показатели их достижений
Учебный год | Предмет | Количество учащихся | Мониторинг Учреждения | |
Качество знаний % | Успеваемость % | |||
2017/2018 | Русский язык | 100 | 54 | 98 |
Литература | 82 | 57 | 100 | |
2018/2019 | Русский язык | 96 | 49 | 96 |
Литература | 54 | 61 | 100 | |
2019/2020 | Русский язык | 92 | 73 | 100 |
Литература | 76 | 76 | 98 |
В течение трёх лет работы наблюдаются стабильные положительные результаты успеваемости по русскому языку и литературе. Снижение успеваемости знаний связано с появлением в классе учащегося, оставленного на повторное обучение. Веду работу по повышению качества образовательного процесса. Провожу промежуточные и срезовые работы и их анализ. Это позволяет выявить «логуны» в обучении и вести работу по их заполнению. Итоговым контролем являются ВПР, ОГЭ и ЕГЭ, по результатам которых планируется работа с обучающимися.
Результаты ОГЭ обучающихся 9 классов по русскому языку
Учебный год | Предмет | Кол-во участников | Успеваемость | Качество |
2018\2019 | Русский язык | 40 | 100% | 52,5% |
Таким образом, результаты ОГЭ показывают уровень овладения материалом и подготовленность учащихся.
Результаты ВПР по русскому языку
Проанализировав результаты ВПР за три года, пришла к выводу о том, что ученики смогли подтвердить свои отметки, что говорит об объективности оценивания. Результаты отметок «4»и «5» в процентном варианте выше краевых.
Результативность участия обучающихся в мероприятиях различных уровней (олимпиады, конкурсы, конференции и др.) по преподаваемому предмету
Учебный год | Уровень | Наименование мероприятия | Форма участия (очная,очно-заочная некоммерческая) | Результат участия (грамота, диплом, сертификат и др.) |
2017/2018 | Муниципальный | Всероссийская олимпиада по литературе | Очная | Диплом победителя – 1 человек |
Краевой | Конкурс чтецов «Мы помним. Мы гордимся» | очная | Диплом 2 степени | |
2018/2019 | Муниципальный | Всероссийская олимпиада по литературе | Очная | Призёр – 1 человек |
2019/2020 | Муниципальный | Всероссийская олимпиада по литературе | Очная | Победитель |
Школьный | Всероссийская олимпиада по литературе | Очная | Призер – 5 человека Победитель – 1 человек | |
Районный | «Слово о природе» | 2 место – 1 человек 3 место – 1 человек | ||
Всероссийский | Конкурс чтецов «Мы помним. Мы гордимся» Конкурс «Читаем детям о войне» | Дистанционная Дистанционная | Лауреат – 1 человек Диплом 1 степени – 1 человек 1 место – 1 человек |
Участие педагога в конкурсах, мероприятиях
Важным в работе педагога считаю непрерывное развитие и самообразование, что влияет на формирование профессиональных качеств. Для этого я стараюсь регулярно обучаться на курсах повышения квалификации, а также принимать участие в вебинарах и лекториях, семинарах, форумах:
- «Актуальные проблемы современной науки и техники. Организация работы с одарёнными учащимися», 2017 год;
- участие в I Международном форуме «Молодой учитель. Формула успеха», 2018;
- «Особенности адаптации общеобразовательной программы для инклюзивного обучения детей с ОВЗ»; 2020 год;
- «Лучшие организационно-управленческие практики обучения детей с ОВЗ В Чеченской Республике», 2020 год.
Представила выступление по теме: «Структура научно-исследовательской работы» на базе МБОУ «Ремзаводская СОШ» в рамках установочной сессии научного общества обучающихся «Эрудит».
Для повышения уровня методического мастерства мною проведены открытые уроки:
Учебный год | Тема урока | Класс |
2017/2018 | «Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов » | 5 класс |
2018/2019 | «Повторение. Глагол» (русский язык) | 6 класс |
2020/2021 | «Остап и Андрий – братья и враги» | 7 класс |
Курсы повышения квалификации
Учебный год | Тема курсов ПК |
2017/2018 | «Развитие психолого-педагогической компетентности молодого учителя», 32 часа, КГБУ ДПО «Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования» |
2018/2019 | «Стратегии успеха молодого педагога в современном образовании», 16 часов, КГБУ ДПО «Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования» |
«Совершенствование профессиональной деятельности учителя русского языка и литературы на основе анализа результатов оценочных процедур учащихся (ВПР, ОГЭ, ЕГЭ)», 16 часов, КГБУ ДПО «Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования» |
Участие в работе методических объединений, профессиональных сообществ педагогических работников
Учебный год | Уровень участия | Название профессионального сообщества | Форма участия | Тема выступления |
2017/2018 | Ремзаводской школьный округ | Окружное МО гуманитарного цикла | Выступление | «Творческие работы малой формы (мини – изложения, мини – сочинения, этюды, эссе) как средства развития креативных способностей учащихся» |
Региональный | Ассоциация молодых педагогов | Молодёжные профессиональные педагогические игры | Участие в работе команды лиги «Командодействие» | |
2017/2018 | Ремзаводской школьный округ | Установочная сессия научного общества обучающихся «Эрудит» | Выступление | «Структура научно-исследовательской работы» |
Региональный | X Региональный этап Международной Ярмарки социально-педагогических инноваций в образовании – 2018 | Мастер-класс | «Метод кроссенс, как способ формирования образного мышления школьников» |
Принимаю активное участие в работе методических объединений. Являюсь членом ассоциации молодых педагогов Алтайского края. Принимаю активное участие в работе сообщества: в августе 2017 года участвовала в летней школе молодых учителей Алтайского края «Школа генерации педагогических идей». В марте 2018 года стала участником МППИ, где команда заняла 1 место. Свой опыт работы я представляю на открытый уроках для коллег из других школ, так в 2018/2019 учебном году провела открытый урок в 6 классе по теме «Повторение. Глагол» в рамках окружного воркшопа Ассоциации молодых педагогов Алтайского края Барнаульского округа «С традициями – в век инноваций».
Профессиональная активность
(участие в работе предметных комиссий, оргкомитетов и жюри)
Учебный год | Уровень участия | Название мероприятия | Вид деятельности |
2018/2019 | муниципальный | Всероссийский этап олимпиады по литературе | Член жюри |
муниципальный | Конкурс «Вместе к успеху» | Член жюри | |
2019/2020 | муниципальный | Итоговое сочинение | Эксперт по проверке |
2020/2021 | муниципальный | Всероссийский этап олимпиады по литературе | Член жюри |
Участие в конкурсах профессионального мастерства в сфере образования
по направлению деятельности
Учебный год | Уровень участия | Наименование конкурса профессионального мастерства, в том числе в интернет – конкурсах (некоммерческих) | Результат участия (сертификат, грамота, диплом и др.) |
2017/2018 | Муниципальный | «Педагогический дебют» | Победитель |
Краевой | Конкурс стартапов «Педагогика вне шаблона» | Участие | |
Региональный | X Региональный этап Международной Ярмарки социально-педагогических инноваций в образовании – 2018 | Грамота за 1 место | |
2018/2019 | Краевой | III заочный конкурс проектов занятий молодых педагогов образовательных организаций Алтайского края | Диплом за 3 место |
Окружной | Конкурс профессионального мастерства «Лучший учитель округа 2018» | Лауреат | |
2019/2020 | Краевой | «Молодой педагог+наставник» | Участие в очном этапе |
2020/2021 | Муниципальный | «Учитель года Павловского района-2020» | Победитель |
Активно принимаю участие в конкурсах профессионального мастерства в сфере образования. Считаю свою деятельность успешной, т.к. занимаю призовые места.
Важная часть в моей работе – классное руководство. В настоящее время являюсь классным руководителем 8 «В» класса. Я стараюсь создавать в классе такие условия, при которых деятельность моих учеников стала бы комфортной и успешной. Кроме разнообразных воспитательных мероприятий, классных часов, мой класс принимает активное участие в различных конкурсах и акциях. Практически все ученики в классе охвачены дополнительным образованием и внеурочной деятельностью, поэтому мой класс характеризуется как один из активных в жизни школы и района. Считаю, что залогом успеха любого учителя становится готовность к развитию и умение пересмотреть свои взгляды и убеждения.
Наличие размещенных разработок в сети Интернет
Создала персональный сайт: https://nsportal.ru/lazareva-anna-viktorovna , где помещаю свои авторские разработки и разработанные рабочие программы по преподаваемым предметам, а также выступления и доклады в рамках обмена опытом в профессиональной среде. Самые активные являются участниками различных районных и краевых конкурсов, соревнований, олимпиад.
Дипломы, награды и благодарственные письма
2017 год – Благодарность Московского Центра непрерывного математического образования за участие ив проведении и проверке Всероссийских проверочных работ;
2019 год – Благодарность Комитета по образованию и молодежной политике Администрации Павловского района Алтайского края за достигнутые успехи в организации образовательной деятельности обучающихся.
Заключение
Принимаю активное участие в работе методического объединения, педагогического совета, семинарах, совещаниях. Для того, чтобы не отставать от развития образования стараюсь совершенствовать свое мастерство, изучаю: методическую литературу, посещаю уроки коллег, посещаю курсы повышения квалификации.
В своей профессиональной деятельности я продолжу развивать такие качества, как: мобильность, ответственность, способность находить пути решения в нестандартных ситуациях.
Приложение 1
1 группа (образ Андрия)
1. Внешний облик, его значение, отражение в характере. (Гл 1)
2. Как проявились характеры братьев в семинарии? (гл 2)
3. Отношения с товарищами. (гл 2)
4. Как Тарас встречает сыновей, как сыновья отвечают на насмешки отца? (гл 1)
Внешний облик | Отношение к учёбе | Отношения с товарищами | Реакция на насмешки отца при встрече |
2 группа (образ Остапа)
1. Внешний облик, его значение, отражение в характере. (Гл 1)
2. Как проявились характеры братьев в семинарии? (гл 2)
3. Отношения с товарищами. (гл 2)
4. Как Тарас встречает сыновей, как сыновья отвечают на насмешки отца? (гл 1)
Таблица для группы (Характеристика Остапа)
Внешний облик | Отношение к учёбе | Отношения с товарищами | Реакция на насмешки отца при встрече |
3 группа (образ Андрия)
1.Запорожскую Сечь: быт и нравы. Какое впечатление оказала на него Сечь. (гл. 3 от «Уже около недели… до человек вместе с ужасны гробом.)
2. Первые битвы. Как проявил себя? Какие качества проявляет в бою? (гл. 5 от Андрий весь погрузился… до Тарас и говорил…)
3. В осажденном городе. ( Какое впечатление произвел город на Андрия? Что заставило его остаться?) (гл 6 от «Андрий едва двигался… до Но вот мы и пришли к дому.)
4. Смерть Андрия. (гл 9 от «Ну, что же теперь… до как подлая собака!»)
Таблица для группы
Запорожская Сечь. Быт и нравы | Первые битвы | В осажденном городе | Смерть Андрия |
4 группа (образ Остапа)
1. Запорожскую Сечь: быт и нравы. Какое впечатление оказала на него Сечь. (гл. 3 от «Уже около недели… до человек вместе с ужасны гробом)
2. Первые битвы. Как проявил себя? Какие качества проявляет в бою? (гл. 5 от «Остапу, казалось… до что и батька за пояс заткнет»)
3. Смерть Остапа. (гл 11 от «Палач сдернул… и след простыл.»)
Таблица для группы
Запорожская Сечь. Быт и нравы | Первые битвы | Смерть Остапа |