Учебный план на 2020-21г.
Предварительный просмотр:
Нормативно – правовые документы, служащие основанием для разработки учебного плана:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155)
- Закон Забайкальского края от 11 июля 2013 г. № 858 – ЗЗК «Об отдельных вопросах в сфере образования»
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13)
- Типовое положение, регулирующее деятельность государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений всех видов от 27 октября 2011 года № 2562
- Положение о лицензировании образовательной деятельности. Утверждено постановлением Правительства РФ от 28 октября 2013г. № 966
- Письмо Минобразования России «О реализации права дошкольных образовательных учреждений на выбор программ и педагогических технологий» от 02.06.98 № 89/34 – 16
- Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 (ред. от 05.05.2-014г.) «О защите прав потребителей» (с изменением и дополнением, вступившим в силу с 01.07.2014 г.)
- Методическое письмо Минобразования РФ «Об организации взаимодействия образовательных учреждений и обеспечении преемственности дошкольного и начального общего образования» от 25.03.94 г. № 35 – М
- Устав МДОУ «Солнышко»
Учебный план на дошкольные группы (Пять групп – режим работы 10,5 часов)
Учебный план составлен к программам
Образовательные области | Авторы программы | Название | Издательство | |
Основная программа (комплексная) | В.И. Логинова, Т.И. Бабаева и др | Программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство» | СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2000 | |
Физическое развитие | Банникова Л.П. | Программа оздоровления детей в дошкольных образовательных учреждениях. | М.: ТЦ Сфера, 2012 | |
Голицина Н.С. | Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении | М.: «СКРИПТОРИЙ 2003», 2006 | ||
Гуменюк Е.И. | Будь здоров. Формирование основ ЗОЖ у детей дошкольного возраста. Правильное питание. | СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012 | ||
Никанорова Т.С., Сергиенко Е.М. | ЗДОРОВЯЧОК | Воронеж: 2007 | ||
Полтавцева Н.В. и др. | Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни. | М.: ТЦ Сфера,2008 | ||
Сивачева Л.Н. | Физкультура – это радость! | СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008 | ||
Шукшина С.Е. | Я и мое тело. | М.: Школьная Пресса, 2004 | ||
Яковлева Л.В., Юдина Р.А. | Программа «Старт». Физическое развитие и здоровье детей 3 – 7 лет. | М.: ВЛАДОС, 2003 | ||
Познавательное развитие | Коллектив авторов | Математика – это интересно. | СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001 | |
Кондратьева Н.Н. и др. | «МЫ» Программа экологического образования детей | СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006 | ||
Мадурова Е.В. | Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. | СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011 | ||
Николаева С.Н | Программа экологического воспитания дошкольников «Юный эколог» | М.: Мозаика – Синтез, 2006 | ||
Смирнова В.В. | Программа « Тропинка в природу» | СПб.: издательство «СОЮЗ», 2001 | ||
Речевое развитие | Григорьева Т.С. | Программа «Маленький актер»: для детей 5 – 7 лет. | М.: ТЦ Сфера, 2012 | |
Иванова О.А. | Программа «Учимся читать художественную литературу» | М.: Школьная Пресса, 2004 | ||
Сомкова О.Н. | Путешествие по стране Правильной речи. | СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002 | ||
Художественно-эстетическое развитие | Вайнерман С.М. | Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству | М.: «ВЛАДОС», 2001 | |
Дубровская Н.В. | Приглашение к творчеству. | СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002 | ||
Камаева Т.Ю. | Русский фольклор. Детские музыкальные праздники. | М.: «Лайда», 1994 | ||
Каплунова И., Новосельцева И. | Программа «Ладушки» | СПб.: Издательство «Композитор», 2000 | ||
Кирюшина Т.В | Программа по системе М. Монтессори кружка «Умелые ручки» для детей 2 – 6 лет. | СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009 | ||
Лыкова И.А. | Программа художественного воспитания и обучения. | М.: «Сфера», Карапуз-Дидактика, 2007 | ||
Социально – коммуникативное развитие | Белая К.Ю. | Я и моя безопасность: Мир человека | М.: Школьная Пресса, 2011 | |
Буре Р.С. | Дошкольник и труд | СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004 | ||
Гаршиева Т.П. | ОБЖ для дошкольников. | СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012 | ||
Дыбина О.В., Татаринцева Н.Е. | Полоролевое воспитание дошкольников на основе народных традиций | М.: Школьная Пресса, 2003 | ||
Защиринская О.В. и др. | Азбука общения | СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007 | ||
Князева О.А. Маханаева М.Д. | Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа | СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2000 | ||
Козлова С.А. | «Я – человек». Программа социального развития ребенка. | М.: «Школьная Пресса», 2003 | ||
Крулехт М.В. | Дошкольник и рукотворный мир | СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002 | ||
Новицкая М.Ю. | Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. | М.: Линка – Пресс, 2003 | ||
Обверчу Т.И. | Мой дом родной. Программа нравственно – патриотического воспитания дошкольников. | М.: Мозаика – Синтез, 2004 |
В ДОУ используются программы и педагогические технологии, цель которых – обогащение общего, целостного развития ребенка. Основной принцип подбора: сочетаемость и дополняемость комплексной программы «Детство» парциальными программами и технологиями с целью амплификации всех видов деятельности.
Программа «Детство»
предлагает примерный перечень образовательных ситуаций на пятидневную неделю
№ | Вид деятельности | Количество образовательных ситуаций и занятий в неделю | |||
2-я младшая | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная | ||
1 | Двигательная деятельность | 3 занятия физической культурой | 3 занятия физической культурой | 3 занятия физической культурой из них одно на открытом воздухе | 3 занятия физической культурой из них одно на открытом воздухе |
2 2.1. | Коммуникативная деятельность: Развитие речи | 1 образовательная ситуация, а также во всех образовательных ситуациях | 2 образовательные ситуации, а также во всех образовательных ситуациях | ||
2.2. | Подготовка к обучению грамоте | - | - | 1обр. ситуация в 2 недели | |
3 3.1. | Познавательно исследовательская деятельность: Обследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование. Познание предметного и социального мира, освоение безопасного поведения. | 1 образовательная ситуация в 2 недели | 2 образовательная ситуация | 2 образовательные ситуации | |
3.2. | Математическое и сенсорное | 1обр. ситуация | 1обр.ситуация | 1обр.ситуация | 2 обр. ситуации |
4 | Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация) и конструирование | 2 образовательные ситуации | 2 образовательные ситуации | 2 образовательные ситуации | 3 образовательные ситуации |
5 | Музыкальная деятельность | 2 занятия | 2 занятия | 2 занятия | 2 занятия |
6 | Чтение художественной литературы | 1образовательная ситуация в 2 недели | |||
Всего в неделю: | 10 (15 мин) | 10 (20 мин) | 13 (25 мин) | 15 (30 мин) |
Распределение занятий по реализуемой программе
в ДОУ на неделю и год
Образова-тельные области | Виды деятельности | Количество образовательных ситуаций и занятий в неделю | |||||||||
1-я младшая группа | 2-я младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа | |||||||
Базовая часть | в неделю | в год | в неделю | в год | в неделю | в год | в неделю | в год | в неделю | в год | |
Физическое развитие | Двигательная деятельность: Физическая культура | 2 | 70 | 2 | 70 | 2 | 70 | 2 | 70 | 2 | 70 |
Физкультура на улице (в холодный период года – батут) | - | - | 1 | 34 | 1 | 34 | 1 | 34 | 1 | 34 | |
Развитие речи | Коммуникативная деятельность: Развитие речи | 1 | 34 | 1 | 34 | 1 | 34 | 2 | 70 | 2 | 70 |
Подготовка к обучению грамоте | - | - | - | - | - | - | 1р. в 2 нед | 17 | 1р. в 2 нед | 17 | |
Чтение художественной литературы | 1р.в 2 нед | 17 | 1 | 34 | 1 | 34 | 1р. в 2нед | 17 | 1р. в 2 нед | 17 | |
Познователь - ное развитие | - Исследование объектов природы, экспериментирование | 1р.в 2 нед | 17 | 1 | 34 | 1 | 34 | 1 | 34 | 1 | 34 |
Социально-коммуникатив-ное развитие | - Познание предметного и социального мира, освоение безопасного поведения | 1 | 34 | 1 | 34 | ||||||
Математика | 1 | 34 | 1 | 34 | 1 | 34 | 1 | 34 | 1 | 34 | |
Художественно- эстетическое развитие | Изобразительная деятельность: - Рисование | 1 | 34 | 1р. 2нед | 17 | 1 | 34 | 1 | 34 | 1 | 34 |
- Лепка | 1 | 34 | 1р. 2нед | 17 | 1 | 34 | 1 | 34 | 1 | 34 | |
- Конструирование /аппликация | 1 | 34 | 1 | 34 | 1 | 34 | 1 | 34 | 1 | 34 | |
Музыкальная деятельность | 2 | 70 | 2 | 70 | 2 | 70 | 2 | 70 | 2 | 70 | |
Итого: | 10 | 340 | 11 | 374 | 12 | 408 | 14 | 476 | 15 | 510 | |
Художественно-эстетическое развитие | Изостудия | - | - | - | - | - | - | 1 | 34 | 2 | 70 |
Всего: | 10 | 340 | 11 | 374 | 12 | 408 | 15 | 510 | 17 | 578 | |
Социально-личностное развитие | Кружки | - | - | - | - | - | - | 1 | 34 | 1 | 34 |
Учебная нагрузка в неделю
Возрастные группы | Учебная нагрузка при 5-ти дневной рабочей неделе |
1-я младшая | 2 образовательные ситуации (далее ОС) в день по подгруппам и фронтально. Длительность ОС 10 мин (в неделю 10 ОС) |
2-я младшая | 2 ОС в день по подгруппам и фронтально, длительность не более 15 минут. Один раз в неделю 3 ОС (в неделю 11 ОС) |
Средняя | 2 ОС в день по подгруппам и фронтально, длительность не более 20 минут. Два раз в неделю 3 ОС (в неделю 12 ОС) |
Старшая | 3 ОС в день по подгруппам и фронтально, длительность не более 25 минут. (В неделю 15 ОС) |
Подготовительная | 3 ОС в день по подгруппам и фронтально – вторник, четверг, пятница 4 ОС в день по подгруппам и фронтально – понедельник, среда (3 ОС – утром, 1 – после сна) Длительность не более 30 минут. (В неделю 17 ОС) |
Для детей с 2 до 3 лет планируется не более 10 ОС в неделю, продолжительностью не более 10 минут. Допускается проведение одной ОС в первую половину дня и одной во вторую половину дня. В теплое время года максимальное число образовательных ситуаций и игр проводится на участке во время прогулки. ОС проводится по подгруппам не более 12 детей.
В холодный период третье физкультурное занятие на улице заменяется прыжками на батуте (большом и малом).
В середине учебного года, в январе, в течение 1 недели для детей дошкольных групп организуются каникулы, во время которых проводятся только игры и развлечения эстетически-оздоровительного характера (музыкальные, спортивные, изобразительного искусства).
В дни летних каникул проводятся спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, экскурсии и др., а также увеличивается продолжительность прогулок. В начале и в конце учебного года проводится диагностика по всем направлениям развития ребенка в течение двух недель.
Организация образовательных ситуаций в ДОУ
Возрастная группа | Количество ОС в первой половине дня, виды ОС | Количество ОС во второй половине дня, виды ОС | Продолжительность ОС | Перерывы между ОС | Объем недельной образовательной нагрузки |
Дети 2 – 3 лет, младший возраст | Не более двух ОС. Математика, развитие речи, ознакомление с окружающим миром, физическая культура, музыкальное воспитание, изобразительное искусство | - | 10 мин | 10мин | 10 ОС |
Дети 3 – 4 лет, младший возраст | Не более двух ОС. Математика, развитие речи, ознакомление с окружающим миром, физическая культура, музыкальное воспитание, изобразительное искусство | - | 15 мин | 10 мин | 11 ОС |
Дети 4 – 5 лет, средний возраст | Не более двух ОС. Математика, развитие речи, ознакомление с окружающим миром, физическая культура, музыкальное воспитание, изобразительное искусство | 1 ОС - Чтение художественной литературы | 20 мин | 10 мин | 12 ОС |
Дети 5 – 6 лет, старший возраст | Не более трех ОС.Математика, развитие речи, ознакомление с окружающим миром, подготовка к обучению грамоте, физическая культура, музыкальное воспитание, изобразительное искусство | - | 25 мин | 5 – 10 мин | 15 ОС |
Дети 6 – 7 лет, старший возраст | Не более трех ОС. Математика, развитие речи, ознакомление с окружающим миром, подготовка к обучению грамоте, физическая культура, музыкальное воспитание, изобразительное искусство | 1 ОС - Чтение художественной литературы, изобразительное искусство | 30 мин | 5 – 10 мин | 17 ОС |
Образовательные ситуации, требующие повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей:
Математика, обучение грамоте, ознакомление с окружающим миром, развитие речи, проводятся в первую половину дня. Для профилактики утомления эти ОС сочетаются с физкультурными, музыкальными занятиями. В середине ОС статистического характера (развитие речи, ознакомление с окружающим миром и др.) проводятся динамические паузы, физкультминутки и др.
Виды, количество занятий в летний период
Возрастная группа | Виды занятий | Количество | Кто проводит |
Дошкольный возраст | Физическая культура | 26 | Инструктор по физической культуре |
Музыкальное воспитание | 26 | Музыкальный руководитель | |
Развлечения | 12 | Воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, специалисты |
Лето – благоприятная пора для сохранения и укрепления здоровья детей. Растущий и развивающийся организм ребенка очень чувствителен к воздействию различных факторов окружающей среды. Поэтому летний период для нас является наиболее благоприятным для проявления оздоровительной и воспитательно – развивающей работы с дошкольниками. С 1 июня по 31 августа проводятся спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, экскурсии. Увеличивается продолжительность прогулок.
При построении педагогического процесса основное образовательное содержание программы педагоги осуществляют в повседневной жизни во всех режимных моментах, в совместной с детьми деятельности, путем интеграции естественных для дошкольников видов деятельности, главным из которых является игра. На ряду с игрой педагогический процесс включает и организационные образовательные ситуации. Назначение образовательных ситуаций состоит в систематизации, углублении и обобщении личного опыта ребенка: в освоении новых, сложных способов познавательной деятельности, в осознании связей и зависимостей, которые скрыты от детей в повседневных делах и требуют для освоения специальных условий и управления со стороны педагога. В ОС дети учатся обобщать, знакомится с простейшими закономерностями. Педагогический процесс включает также организацию самостоятельной деятельности детей с этой целью в ДОУ и во всех возрастных группах создается развивающая педагогическая среда.
Построение педагогического процесса предполагает использование наглядно-практических методов и способов, организации деятельности наблюдений, экскурсий, элементарных опытов и экспериментирования, игровых проблемных ситуаций.
Расписание непосредственно образовательной деятельности
Группа | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
1-я младшая | 1.Ознакомление с окружающим миром/Чтение худ. литературы 2. Физическая культура | 1.Развитие речи 2. Лепка | 1. Физическое воспитание 2. Сенсорное развитие | 1. Музыкальное воспитание 2.Конструирование/ Аппликация | 1.Рисование 2.Музыкальное воспитание |
2-я младшая | 1.Ознакомление с окружающим миром 2. Физическая культура | 1.Развитие речи 2.Музыкальное воспитание | 1.Конструирование/ аппликация 2. Физическая культура 3. Чтение художественной литературы | 1. Математика 2. Физическая культура (на улице/батут) | 1.Рисование/лепка 2.Музыкальное воспитание |
Средняя | 1. Музыкальное воспитание 2.Ознакомление с окружающим миром 3. Лепка | 1. Физическая культура 2. Развитие речи | 1. Математика 2. Музыкальное воспитание 3. Рисование | 1. Конструирование/ аппликация 2. Физическая культура (на улице/батут) | 1. Физическая культура 2. Чтение художественной литературы |
Старшая | 1. Музыкальное воспитание 2.Ознакомление с окружающим миром 3. Рисование | 1. Развитие речи 2. Физическая культура 3. Математика | 1. Музыкальное воспитание 2. Обучение грамоте/ Чтение худ.литературы 3. Лепка | 1.. Ознакомление с окружающим миром 2. Физическая культура (на улице/батут) 3. Аппликация/ конструирование | 1. Развитие речи 2. Физическая культура |
Подготовительная | 1. Развитие речи 2. Физическая культура 3. Математика | 1. Музыкальное 2. Ознакомление с окружающим миром 3. Лепка | 1. Математика 2. Физическая культура 3. Развитие речи | 1. Обучение грамоте/ Чтение художественной литературы 2. Физическая культура (на улице/батут) 3. Аппликация/ конструирование | 1. Музыкальное воспитание 2.Ознакомление с окружающим миром 3. Рисование |