План по самообразованию педагога Тема: «Развитие дивергентного мышления детей старшего дошкольного возраста» 2019-2020 г.

Ким Александра Александровна

План по самообразованию педагога Тема: «Развитие дивергентного мышления детей старшего дошкольного возраста»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение Детский сад № 3 «Рябинка» г. Анива

План по самообразованию педагога

Тема: «Развитие дивергентного мышления детей старшего дошкольного возраста»

Выполнила:

 Ким А. А.

2020 -2021 учебный год

Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Систематизировать работу по развитию дивергентного мышления детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  • изучить научную, методическую, справочную литературу, периодические издания по вопросам развития дивергентного мышления у детей дошкольного возраста;
  •  подобрать для работы с детьми и пополнения методической копилки, дидактические и развивающие игры;  
  • изучить наиболее эффективные методы и приемы в развитии дивергентного мышления у дошкольников;
  • внедрять инновационные технологии в процесс развития дивергентного мышления;
  • привлекать родителей воспитанников к активному взаимодействию по обогащению развивающей предметно-пространственной среды группы.

Этап работы над темой самообразования: 1 год

Актуальность

В психологии процесс «думания» разделили на конвергентное и дивергентное мышление. Под специфическими терминами, малоизвестными обычным людям, зашифровали две принципиально отличающиеся формы мыслительной деятельности.

Конвергентное мышление – это мыслительная деятельность, направлена на поиск подходящего решения на основе стандартных приемов и рассуждений. Никакой оригинальности проявлять не нужно. Важно найти правильное решение.

Дивергентное мышление характеризуется творческим подходом в решении задач, нестандартными рассуждениями, поиском необычных решений и игнорированием известных алгоритмов и шаблонов.

Его ценность заключается в обнаружении нешаблонных последовательностей и выводов, в достижении оригинальных результатов.

Дивергентное мышление – форма мыслительного процесса, которая предполагает разрушение шаблонов и стандартов, стереотипов и ограничений и подразумевает свободу в решении проблемных вопросов.

Стремясь развивать своих деток, родители поневоле приравнивают их высказывания к шаблонным «правильным» ответам. Особо виртуозные детские фразы и изобретения взрослых радуют и развлекают. Но, если такой искры в словах ребенка нет, родители или воспитатели стараются юного мыслителя поправить и подсказать ему общепринятые суждения и выводы.

Безусловно, мыслительные способности, ориентированные на поиск точного ответа, нужно развивать. Тем более что школьная программа в подавляющем большинстве опирается на конвергентное мышление. Однако в жизни недостаточно мыслить в стандартных рамках. И жизнь умеет подкидывать совершенно нетипичные задачи.

Поэтому так важно начать формировать дивергентное мышление у детей еще в дошкольном возрасте. Сенситивным периодом для развития данного типа мышления является старший дошкольный возраст. В этот период дети имеют довольно высокую осведомленность и активное воображение, что помогает мыслить бегло, гибко и оригинально.

Этап работы над темой самообразования: 1 год

Формы работы с детьми:

  • совместная деятельность воспитателя с детьми:  
  • индивидуальная работа с детьми
  • свободная самостоятельная деятельность детей.

Формы работы с родителями:

  • анкетирование родителей
  • консультации
  • индивидуальные и групповые беседы
  • родительские собрания
  • оформление наглядной информации (стенды, папки-передвижки)
  • привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы.

Используемые технологии: здоровье сберегающие, игровые, информационно-коммуникационные, личностно-ориентированные.

Ожидаемые результаты по теме самообразования для детей:

Важным плюсом развития дивергентного мышления у детей дошкольного возраста является пробуждение познавательной мотивации. Желая найти оригинальное решение, ребенок включает свою исследовательскую активность, проявляет чувствительность к обнаружению нового в обычном.

Дошкольник, у которого формируется дивергентный тип мышления, удивляет тем, какие оригинальные образы он может увидеть в облачке или обнаруженной в лесу коряге. Он всем интересуется, задает множество уточняющих вопросов, и сам выдает предположительные ответы.

Такие дети предпочитают сюжетно-ролевые игры иной игровой деятельности, потому что получают возможность детализировать сюжет, видоизменять роли и правила.

Рисунки творческих дошкольников отличаются богатством красок и оригинальностью художественного замысла, а конструкции и поделки – изобретательностью по отношению к формам и выбору материала.

Ожидаемые результаты для педагога и родителей воспитанников:

  • повышение педагогической компетенции по теме самообразования;
  • пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы;
  • повышение активного взаимодействия с родителями воспитанников в контексте работы над темой самообразования в течение учебного года посредством включения в сотрудничество инновационных форм работы с семьями детей.

Приложение 1

План деятельности воспитателя по теме самообразования

Сроки

Взаимодействие с педагогами и родителями воспитанников

Сентябрь

Изучение методической литературы по данной теме.

Консультация для родителей: «Развитие дивергентного мышления».

Альбом для родителей: «Поиграем вместе с детьми. Головоломки».

Октябрь

Информационные стенды «В игры разные играем, что мы в детях развиваем»,

Ноябрь

Индивидуальные беседы с родителями по теме самообразования.

Деловая игра для воспитателей "Дивергентное мышление педагогов".

Декабрь

Предложить родителям памятки-картотеки развивающих игр.

Январь

Беседы с родителями

"Особенности дивергентного мышления"

Февраль

Организация выставки рисунков "Дорисуй"

Март

Сообщение для воспитателей "развитие дивергентного мышления у детей дошкольного возраста"

Апрель

"Поиграем вместе"
Совместный вечер игр с детьми.

Май

Презентация на родительском собрании "Наши достижения"

 Обобщение опыта работы, систематизация полученного материала для его распространения.

Анализ и самоанализ проделанной работы.

В течение года

Анализ динамики развития

Дивергентного мышления детей в течение года. Приобретение и изготовление игр для пополнения РППС группы. Индивидуальные беседы с родителями по теме самообразования.

Привлечение родителей к обогащению развивающей предметно-пространственной среды в группе.

Работа с детьми

Основные характеристики данного типа мышления:

  1. Способность разрабатывать, детализировать идеи, не забывая воплощать их в жизнь.
  2. Беглость в создании большого количества идей или во время разрешения проблемы.
  3. Умение производить оригинальные идеи, не затертые стереотипным мышлением.
  4. Проявление гибкости в одновременном поиске подходов к каждой отдельной проблеме.

Среди задач дивергентного типа можно выделить следующие типы методов и задач.

ГРУППА ДИВЕРГЕНТНЫХ МЕТОДОВ И ЗАДАЧ

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МЕТОДЫ И ЗАДАЧИ

Вербальные дивергентные методы и задачи

задачи, связанные с разнообразием использования предметов

методика «Три слова»

игры со словами и предложениями

задачи на поиск причин событий

поиск альтернативных способов действий

метод словесных ассоциаций

генерация идей

метод фокальных объектов

сочинение сказок, историй, рассказов

посмотри на мир чужими глазами

Невербальные дивергентные методы и задачи

головоломки для развития воображения и креативности

задачи на развитие гибкости мышления

 

Дивергентные задачи на объёмно-пространственное мышление

нахождение предметов с различным количеством осей симметрии

задачи на построение и конструирование геометрических фигур

Задания на развитие беглости

  1. У твоего друга плохое настроение. Придумай, как его улучшить. (У мамы испортилось настроение, у бабушки… Придумать варианты поднятия).
  2. Какие вещи могли бы стать более удобными, если бы их уменьшили в размерах? (Пр.: подъемный кран – понадобился бы гараж поменьше и пр.). Какие хотелось бы увеличить? (Пр.: игольное ушко, шоколадку).
  3. Назовите как можно больше слов, которые начинаются на «при-» (прибежать, приложить…), на «за-», на «ко-». Придумайте слова, которые заканчиваются на «-ик», «-ёк» и т. п.

Упражнения на гибкость мышления

  1. «Новый образ». Назовите два объекта – например, ЯБЛОКО и ЕЛКА. Перечислите вместе с детьми по три признака каждого (яблоко – сочное, краснобокое, растет на ветке; елка – растет в лесу, имеет иголки, зеленая). Возьмите по одному признаку этих объектов, объедините и придумайте новый образ. Один из вариантов: если объединить «сочное – имеет иголки», получим КАКТУС. Предложите детям следующую пару слов.
  2. Договоритесь с ребенком, что каждое слово можно нарисовать в виде несложного рисунка. Сочините ему «письмо» из двух-трех рисованных предложений, а он пусть нарисует вам свое сообщение.
  3. Предложите дошкольнику по-своему завершить известную сказку (Колобок, Теремок и т.д.)

Игры на развитие оригинальности

  1. Придумать пять названий для вкусного пирожного (джема, мороженого). Самыми оригинальными, как правило, бывают последние варианты.
  2. Поиграйте в «Волшебную подзорную трубу». Пусть некая труба будет направлена на планету (на город, на папину работу…), а дошкольник перечислит, что он видит.
  3. Инструкция: Нарисуй значок, который бы как можно больше рассказывал о тебе. Когда значок будет готов, попроси трех человек посмотреть на значок и на его основе рассказать о тебе.

Задания на детализацию

  1. Нарисуйте несколько одинаковых кружков (полукругов, стрелок). Предложите ребенку на основе каждого создать рисунок.
  2. Инструкция: Представь, что твой велосипед (Мишка, конструктор) заговорил. Что бы он тебе рассказал?
  3. Покажите ребенку сюжетную картинку. Пусть он расскажет, что сейчас происходит на картинке, а затем пофантазирует, что было до этого сюжета, и как будут далее развиваться события.

Приемы развития дивергентного мышления дошкольников основаны на использовании графических изображений, сюжетных картинок, на развитии словарного запаса и сочинении историй.

Использовать задания для развития творческого мышления в начальной школе возможно на разных этапах урока. Они могут выполняться индивидуально, но в начальный период обучения, на наш взгляд, наиболее эффективна групповая работа.

Чаще всего задания даются в игровой форме, потому что с её помощью постепенно развивается познавательная активность даже самых пассивных детей, которые в ситуации обычного учебного занятия не способны проявлять умственную деятельность.

Примеры игр и упражнений по активизации творческого мышления.
1. Воспитатель раскладывает на столе несколько предметов (10 и более). Предлагает детям угадать, какой предмет она загадала. Дети по очереди задают вопросы, на которые ведущий должен отвечать «да» или «нет». Например:
- Этот предмет деревянный?
- Задуманный предмет больше стакана?
- Он черный с желтым рисунком? и т.д.
После демонстрации ведущими становятся сами дети.
2. В коробке спрятан предмет. Необходимо угадать, что там с помощью закрытых вопросов.
3. Усложнённый вариант этой игры – «Угадай, кто я?» Игроку надевается на голову ободок, а в него вставляется картинка, с каким-либо предметом: люстра, сосиска, утюг, чайник, червяк, забор, подводная лодка и т.п. Ребёнок задаёт вопросы, на которые можно отвечать только да или нет.
Важно поощрять вопросы детей: хвалить и выделять наиболее продуктивные. Поддерживать застенчивых детей. Внимательно наблюдать за нерешительными детьми и давать им возможность участвовать. Когда предмет угадан, то дети аплодируют.
Поощряем детей как можно быстрее угадать предмет. Постепенно учим детей определенному алгоритму, по которому задаются вопросы. Особенно это важным является в третьей серии заданий.
4. Игры со словами:
а) вспомните слова, которые
-начинаются на слог (по, пи, пе)
-заканчиваются на слог (оп, он, ор)
-содержат в себе заданный звук;
б) придумайте предложение, в котором все слова будут начинаться с буквы п (Петя пошёл по полю);
в) придумайте предложение, в которых слова будут начинаться с букв ВПСП (Ваш пёсик – самый пушистый);
5. Игра на нахождение схожих признаков. Детям предлагается найти как можно больше схожих признаков для непохожих предметов (колодец – паркет, бревно-коробка, облако – дверь, кукла –снег).
6. Игра–задание «Найди как можно больше оригинальных применений для обычных предметов».
7. Задачи на поиск причин событий:
а) детям предлагаются ситуации, когда необходимо предположить несколько причин их возникновения. Например:
Утром Дима проснулся раньше обычного.
Солнце ещё не ушло за горизонт, но уже стало темно.
Сидевший у ног хозяина пёс зарычал.
Задание «Придумай, что будет, если…»
- …дождь будет идти не переставая.
-…люди научатся летать как птицы.
-…собаки научатся разговаривать человеческим голосом.
-…оживут все сказочные герои.
-… из водопроводного крана польётся апельсиновый сок.
Задания «Что случится, если…»
-исчезнут комары,
-перестанет идти дождь,
-люди вырубят леса и т.д.
Проблемные ситуации такого вида:
-Что делать, если нужно узнать погоду, не выходя на улицу?
- Что делать, если нужно поджечь костёр на поляне, а у вас нет спичек?
- Вам нужно срочно нарисовать что-то, а под рукой нет ни карандашей, ни красок?
-Как помирить медвежат из сказки «Два жадных медвежонка», разделив между ними сыр?
- Как нарисовать поляну, полную грибов, но не рисовать при этом сами грибы?
8. Метод мозгового штурма и задания по нахождению плюсов и минусов в разных ситуациях.
9. Данная серия состоит из задач с неполными условиями.
Задачи решаются путем расширения информации за счет вопросов.
-На поляне в парке лежат 5 угольков, морковка и шарф. Эти предметы ни кто специально туда не клал. Как они там оказались?
-Гном жил на девятом этаже. Когда он садился в лифт, то доезжал лишь до шестого этажа, потом шел пешком. Почему?
«На что похоже»
3-4 человека выходят за дверь, а остальные договариваются, какой предмет будут сравнивать. Отгадчики по очереди спрашивают: «Это похоже на шар? Восьмёрку? Змею? и т.д». Выигрывает тот, кто первым догадается, о чём идёт речь
«Рисунок в несколько рук»
Первый участник игры рисует какой-то характерный элемент предмета, а другие участники по очереди дорисовывают по элементу, отталкиваясь от изображения. Игра продолжается до законченного рисунка.
«Волшебные кляксы»
Дети пытаются увидеть как можно больше похожих предметов в получившейся кляксе или её частях.
«Волшебные очки». Ребёнок, надевая очки видит только предметы круглой формы, или прямоугольной, или квадратной, треугольной и т.д.
10. Игра «Хорошо – плохо». Предлагается предмет, и ребёнок называет, что нравится в нём, а что – нет. Например: цветной карандаш. Нравится – можно рисовать, красивый, яркий, не пачкает руки и стол. Не нравится – ломается, можно уколоться, если остро заточен.
Также предлагаются для обсуждения предметы, вызывающие у детей отрицательные и положительные эмоции и они обсуждаются со всех сторон:
-конфета
-лекарство
После того как дети научатся выявлять противоречивые свойства простых объектов и явлений, можно перейти к рассмотрению качеств в зависимости от условий: например: громкая музыка. Хорошо – утром, бодрит, а вечером –плохо, мешает уснуть.
Не касаемся таких категорий, которые должны детьми восприниматься однозначно, например: мама, дружба, драка.
Есть шоколад хорошо-вкусно, поднимает настроение ;плохо –могут болеть зубы, испортится аппетит
Болит живот плохо, болит живот хорошо – можно не идти в детский сад;
Сидеть дома – плохо, скучно, хорошо – можно пригласить гостей.
11. Игра «Теремок»
Детям раздаются картинки различных предметов. Кто-то сидит в теремке, например, ребёнок с рисунком гитары. Следующий ребёнок просится в теремок, но попадёт туда, если скажет, чем его предмет похож на гитару.
Подобные игры можно проводить и на прогулке. С детьми, которые сильно расшумелись или им необходимо отдохнуть. Такие игры могут быть полезны в группе, когда необходимо снять напряжение.

Диагностические методики

      Автор концепции дивергентного мышления Дж. Гилфорд также разработал комплекс диагностических методик, позволяющих выявлять и оценивать уровень дивергентного мышления. Позднее доработанные Э. Торренсом, они стали эффективным инструментом диагностики творческого потенциала в целом.

Диагностика по Дж. Гилфорду

Методика Дж. Гилфорда позволяет оценить 4 параметра креативности, связанные с дивергентным мышлением:

  • оригинальность;
  • семантическую гибкость;
  • адаптивную гибкость;
  • спонтанность.

 Гилфорд включил в свою методику также тесты на невербальную креативность. Это так называемые рисуночные методики. Например, одно из заданий предлагает испытуемым составить изображения из геометрических фигур.

Тесты Э. Торренса

Более популярна и активно используется методика Э. Торренса, особенно его рисуночный тест креативности. Он позволяет оценить уровень развития творческого (дивергентного) мышления у людей разного возраста начиная с дошкольного. И критерии оценки адаптированы к каждой возрастной группе.

Эта методика содержит 10 рисунков простых абстрактных фигур, которые необходимо дорисовать до осмысленных изображений и дать им названия. Готовые рисунки оцениваются по 4 шкалам:

  • легкость мышления (быстрота выполнения задания);
  • гибкость мышления (переключение из одного смыслового поля на другое);
  • оригинальность;
  • разработанность идеи.

Методика Э. Торренса включает в себя также вербальные и даже звуковые тесты, но они менее популярны, а вот рисуночный тест — один из самых любимых как у школьных психологов, так и у тех, кто занимается профотбором и диагностикой специалистов.

Список литературы для изучения:

 1. Аматуни И.П. Факторы, способствующие формированию творческого мышления. Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. М., 1974, №2.

2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. М., Педагогика, 1964.

3. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. М., Педагогика, 1998, Т.1.

4. Амоношвили Ш.А. Личность гуманная основа педагогических процессов. - М., 1990.

5. Анисимов О.С., Данько Т.П. Игровой тренинг мыслительной деятельности. М., 1990г.

6. Анцыферова Л.И. Психология развития и формирования личности. -М.,1984г.

7. Анцыферова Л. И. Принцип развития в психологии. М., 1978г.

8. Вопросы психологии., 1986, №2.11. Батищев Г.С. Диалектика творческого мышления. М., 1984.

9. Березанская Б. Л. Исследование продуктивности мышления в зависимости от формулировки задачи. Новые исследования в психологии. ,1978, №2.

10. Блауберг И. В., Юдин Б. Г. Становление и сущность системного подхода, М.,1973.

11. Брушлинский А. В. Психология мышления и проблемное обучение. -М„ 1983.21 .Брушлинский А. В. Продуктивное мышление и проблемное обучение. -М., 1983.

12. Веракса Н.Е. Диалектическое мышление и творчество //Вопросы психологии. 1990.№ 4. • 2. 13. Вертгеймер М. А. Продуктивное мышление. М.,1987.

14. Гурова Л. Л. Психологический анализ решения задач. Воронеж, 1982.

15. Дэвис Дж.Роль игры в детском воображении. Л., 1972.

16. Дункер К. А. Психология продуктивного мышления. М.,1965.

17. Калмыкова 3. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. -М., 1981.

18. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1969.

19. Подъяков Н. Н. Мышление дошкольника. М., 1 987.

20. ЮЗ.Ульенкова У. В. Формирование творческих задач. Вопросы психологии, 1980, №5.ч^ 21.Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Проблемы развивающегося мышления. Владос., 1995.

22. Шумакова Н. Б. Структура творческого мышления. Киев, 1978.1

Картотека игр по развитию креативного мышления у детей дошкольного возраста.

 

1.  «Описываем различные свойства предметов».

2.  «Продолжаем знакомство со свойствами предметов».

3.  «Кто летает?»

4.  «Съедобное – несъедобное». (с мячом).

5.  Знакомимся с признаками предметов с помощью загадок.    

6.Знакомство со способами применения или использования предметов.

 7. «Ищем одинаковые свойства предметов».

 8. «Ищем различные свойства предметов».

9. «Сравнение предметов».

1). Сравнивать предметы между собой,

2). "Сравнение слов".

3). Сравнение предметов.

10.«Классификация»

11. Классификация по знаемым признакам

12. Игра.

13. Дома работа по классификации:

14. «Слово на ладошке»

15. «Классификация геометрических фигур»

16. «Найди предметы такого же цвета».

17. «Большой - маленький».

18. «Форма».

19. «Обобщение-исключение».

НАБОРЫ СЛОВ:

20. «Нужно - не нужно»

21.  «Овощи - фрукты»

22. «Назови одним словом».

23.«Живое - неживое»

24.«Отвечай одним словом».                                                                       

25. «Назови три предмета».

26.«Поезд»

26.«Назови слова» 

 27.Анализ-синтез

1. «Логические таблицы». «Логический квадрат».

 2. «Где ошибка Буратино».              

3. Логические квадраты

4. Работа по образцу: рисование, лепка, аппликация, конструирование.                5.  «Ну - ка, отгадай».

6.  «Найди предметы».

7.  «Найди общие признаки у предметов».

8.  «Узнай по описанию, что это?»

9.  «Загадки».

10. «Описание предмета»

28.Затрудненные ситуации. 

29.Подбор слов по аналогии

30.Выведение: 

31.Сериация.

32.Критичность познавательной деятельности.

 «Бывает - не бывает»           

33.Понятийное мышление.

34.Последовательность событий.

1). «Кто кем (чем) будет?»

2). «Кем (чем) был?»

35.Мышление и фантазия.

36.Вопросы для развития мышления.

1.  «Описываем различные свойства предметов».

Описать любой предмет или игрушку.

Вопросы: какого цвета? Из чего сделана? Для чего предназначена? и т.д.

Усложнение: рассказать сказку или историю об этом предмете.

Например: "яблоко". Какое оно? В каких сказках, известных тебе, речь идет о волшебном яблоке? Расскажи эти сказки.

"Попробуй придумать какую-нибудь новую сказку или историю, где речь идет о яблоке или о яблоках.

2.  «Продолжаем знакомство со свойствами предметов».

Прячем игрушку. Описываем ее ребенку (внешний вид, свойства спрятанного предмета). Ребенок должен назвать, что это за предмет (игрушка).

3.  «Кто летает?»

Максаты: выделить существенные признаки предметов. Задание: если ведущий называет кого-либо или что-либо умеющее летать - дети разводят руки в сторону, если нет - не поднимают руки.

4.  «Съедобное – несъедобное». (с мячом).

"Я буду называть предметы, например: "яблоко, апельсин, сыр, мяч, окно, кукла, мел, лук, книга и т.д. Если названный предмет съедобный, то вы должны поймать брошенный мяч, если несъедобный - мяч не ловим.

5.  Знакомимся с признаками предметов с помощью загадок.    

«Мохнатенькая, усатенькая, молоко пьет, песенки поет».

 «Спереди - пятачок, сзади - крючок, посредине - спинка, а на спине – щетинка».    

 «Нет ног, а хожу, рта нет, а скачу, когда спать, когда вставать, когда работу начинать».     «Голубой   платок,   алый   колобок,   по   платку   катается,   людям улыбается».    «Комочек пуха, длинное ухо, прыгает ловко, любит морковку».   

«Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут».

6.Знакомство со способами применения или  использования предметов.

Максаты: перечислить   как   можно   больше   способов   применения предмета.

Пример: "Газета используется для чтения. Ты можешь придумать другие способы ее использования?" (варианты задания: книга, тетрадь, консервы, банка, ведро, лопата, табуретка).

 7. «Ищем одинаковые свойства предметов».

 Задания:

1. В мешочек положить несколько мелких вещей. Определить на ощупь, что это за вещи. Есть ли среди предложенных вещей одинаковые..

2. Среди нескольких игрушек или вещей отыскать одинаковые.

 8. «Ищем различные свойства предметов».

Необходимо найти предмет, фигуру, отличающуюся от других. Определить, чем отличается предмет или фигура.

 9. «Сравнение предметов».

1). Сравнивать предметы между собой, искать четыре сходства и различия. Материал: геометрические фигуры: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник; 4-х цветов и 2-х размеров. (16 геометрических фигур больших 4-х видов и 4-хцветов; 16 геометрических фигур маленьких 4-хвидов и 4-х цветов).

подобрать фигуры, отличающиеся одним признаком;

фигуры, отличающиеся двумя признаками;

тремя признаками (подбери самые непохожие).

2). "Сравнение слов".

Для сравнения даем пары слов:

муха и бабочка;

дом и избушка;

стол и стулья;

книга и тетрадь;

вода и молоко;

топор и молоток;

пианино и скрипка.

Вопросы: Ты видел муху? А бабочку? Похожи муха и бабочка или нет? Чем

они похожи? А чем отличаются друг от друга?

3). Сравнение предметов.

Игра "На кого похож?" (вербально)  На какого животного похож кролик? (зайца). В чем их сходство и различие?  Какое дерево похоже на ель? (сосна). В чем их сходство и различие?

 По каким признакам можно отличить оленя от других животных? и т.д. 

10.«Классификация»

1). Разложить предметные картинки по группам.

2). Разложить предметные картинки с изображениями животных на группы:  те, кто живет в воде; кто живет в лесу,

 те, кто живет в жарких странах.

3). Из набора карточек выбрать то,

а) что можно есть (съедобное);

б) что сделано человеком;

в) те, на которых изображено 6 (9,7,5) предметов и т.д.

4). Сложить в одну коробку все шишки, а в другую - все ракушки.

5).   Положи в одну коробку маленькие ракушки (пуговицы),  а в другую - большие.

6). Сложить в одну кучку длинные палочки, а в другую - короткие.

7). Из всех пуговиц выбрать только круглые.

8).  Рассортировать пуговицы по цвету. В одну кучу - красные, в другую - зеленые и т.д. (аналогично ленты).

11. Классификация по знаемым признакам: те, что не видны непосредственно, но появляются при взаимодействии предметов друг с другом.

а) выбрать предметы, которые тонут;                                                                   

б) выбрать предметы, которые не тонут;

в)  выбрать предметы, которые могут разбиться и.т.д.

12. Игра.

Приготовить 15 различных предметов.

Например: чашка, тарелка, сумка, хлеб, сахар, полотенце, вилка, ложка, носовой платок, кухонная дощечка, скалка, гвоздь, крючок, ключ, карандаш.

Отобрать:

металлические предметы,

съедобные,

тяжелые,

мягкие,

белые,

 круглые,

длинные,

 деревянные,

 маленькие,

 прямоугольные,

которые можно повесить за нитку.

13. Дома работа по классификации:

   разобрать покупки (рассортировать);

 что нужно положить в холодильник?

что нужно положить в морозилку?

что положить на полочку в ванной?

   куда положить стиральный порошок?

   куда крупу?

   стирка: рассортировать белье на белое и цветное;

14. «Слово на ладошке»

«Я найду слова везде, и на небе, и в воде, на полу, на потолке, на носу и на руке. Вы не слышали такого? Не беда! Играем в слова!» Давайте поищем слова в.....воде (рыбы, водоросли, ракушки, камешки..).

15. «Классификация геометрических фигур» (цвет, форма, величина)

16. «Найди предметы такого же цвета».

У каждого ребенка по листу цветной бумаги. Подобрать колечки от пирамидки соответствующего цвета.

17. «Большой - маленький».

Маленькая   и  большая  кукла.   Одежда  обоих  кукол  лежит  рядом.   Дети сортируют одежду и кладут около соответствующей куклы.

18. «Форма».

Раздаются картинки с изображениями прямоугольника, треугольника, круга, квадрата. Дети ищут предметы определенной формы.

19. «Обобщение-исключение».

1).  Поиск лишней картинки

2).  Последовательность работы:

Ø «3 лишний» (с картинками);

«4 лишний» (с картинками);

«3 лишний» (на словесном материале);

«4 лишний» (на словесном материале). Вопрос: «Почему лишняя?» «Как можно одним словом назвать оставшиеся предметы?»

НАБОРЫ СЛОВ:

1.  Стол, стул, кровать, чайник.

2.  Лошадь, собака, кошка, щука.

3.  Елка, береза, дуб, земляника.

4.  Огурец, репа, морковь, заяц,

5.  Блокнот, газета, тетрадь, портфель

6.  Огурец, арбуз, яблоко, мяч.

7.  Волк, лиса, медведь, кошка.

8.  Фиалка, ромашка, морковь, василек.

9.  Кукла, машина, скакалка, книга.

10.Поезд, самолет, самокат, пароход.

11 .Воробей, орел, оса, ласточка.

12.Лыжи, коньки, лодка, санки.       

13.Стул, молоток, рубанок, пила.

14.Снег, мороз, жара, лед.

15.Вишня, виноград, картофель, слива.

16. Автобус, трамвай, самолет, троллейбус.

17.Река, лес, асфальт, поле.

18.Пожарник, космонавт, балерина, милиционер.

19.Парта, доска, учебник, ежик.

20.Змея, улитка, бабочка, черепаха.

21.Краски, кисти, чайник, полотно.

22.Шляпа, крыша, дверь, окно.

23.Молоко, чай, лимонад, хлеб.

24.Нога, рука, голова, ботинок.

25.Храбрый, злой, смелый, отважный.

26.Яблоко, слива, огурец, груша.

27.Молоко, творог, сметана, хлеб.

28. Час, минута, лето, секунда.

29.Ложка, тарелка, кастрюля, сумка.

30.Платье, свитер, шапка, рубашка.

31 .Мыло, метла, зубная паста, шампунь.

32.Сосна, береза, дуб, земляника.

33.Книга, телевизор, радио, магнитофон.

20. «Нужно - не нужно»

«Я хочу посадить огород. Капуста нужна? Нужна! Груша нужна?» - «Нет». Засадив огород, садят сад.

21.  «Овощи - фрукты»

Раздаются картинки с овощами и фруктами. По команде нужно быстро соединиться в соответствии с понятием.

22. «Назови одним словом».

Перечисляем несколько предметов, просим сказать, что их объединяет, как их можно назвать одним словом:

1.  суп, каша, гуляш, кисель;

2.  лошадь, корова, овца, свинья;

3.  курица, гусь, утка, индейка;

4.  волк, лиса, медведь, заяц;

5.  капуста, картофель, лук, свекла;

6.  пальто, шарф, куртка, костюм;

7.  туфли, сапоги, кроссовки, босоножки;

8.  шапка, кепка, тюбетейка, берет;

9.  липа, береза, ель, сосна;

10.зеленый, синий, красный, желтый;

11.шар, куб, ромб, квадрат;

12.телевизор, утюг, пылесос, холодильник;

13.автомобиль, трактор, трамвай, автобус;

23.«Живое - неживое»

Игра с мячом: если ведущий называет «живое»- все хлопают, «неживое» - не хлопают. (Аналогично: овощи-фрукты, дикие -домашние животные и т.д.).

24.«Отвечай одним словом».                                                                       

Яблоня, дуб, каштан это (деревья) Окунь, щука, карась это (рыбы и т.д.)

25. «Назови три предмета».

1) Я назову одно слово, например «мебель», а тот, кому я брошу мяч, назовет три предмета, которые можно объединить с этим словом (стол, стул, диван...).

2) Наоборот: Я скажу три слова, а вы скажете, как эти слова можно объединить одним словом. Например, «смородина, клубника, крыжовник- «ягоды»

26.«Поезд»

Материал: 10 карточек одинакового размера. Каждая картинка - «вагончик». Все «вагончики» должны быть разными. Берем пять картинок и говорим: «Мы будем играть в поезд. Я кладу первую картинку. Потом ты положишь свои и так будем класть по очереди. Получаются вагончики у поезда. Но у настоящего поезда вагончики скрепляются друг с другом, чтобы не отцепиться ходу. Наши > вагончики тоже должны быть скреплены. Кладем ЛОЖКУ, за ней можно положить любую картинку, например: картинку на которой ТАРЕЛКА. Мы скрепим ложку и тарелку потому, что это ПОСУДА. После этого кладем картинку, на которой ВАЗА ДЛЯ ЦВЕТОВ. Мы скрепили тарелку и вазу, потому что они сделаны из одинакового материала,ФАРФОРА. А теперь будем по очереди класть свои картинки и объяснять, как их скрепить.

26.«Назови слова» (развитие гибкости мышления).

1.  Назови слова, обозначающие деревья (береза, сосна, ель, кедр, рябина...).

2.  Зверей.

3.  Домашних животных.

4.   Наземный транспорт.

5.  Воздушный транспорт.

6.  Водный транспорт.

7.  Фрукты.

8.  Назовите слова, относящиеся к спорту (футбол, хоккей...)

 27.Анализ-синтез

1. «Логические таблицы». «Логический квадрат».

 

Картотека игр по развитию мышления у детей дошкольного возраста

2. «Где ошибка Буратино».              

«Мальвина хотела научить Буратино рисовать красивые узоры. Она нарисовала узоры и сказала ему: «Нарисуй точно такой же». А Буратино все время отвлекался, и у него получалось то правильно, то неправильно.  Найди,  где у Буратино  ошибки,  и  помоги ему  их исправить.

http://www.b17.ru/foto/uploaded/ac4653a7ce89d21c74b6bca2df3498e1.png

3. «Нарисуй вместо точек недостающую фигуру» .

http://www.b17.ru/foto/uploaded/3095ffff6c393f8b0ac8bb81105f988f.png

4. Работа по образцу: рисование, лепка, аппликация, конструирование. Учить анализировать образец, соотносить его элементы с тем, что уже сделано ребенком, находить и исправлять ошибки..

5.  «Ну - ка, отгадай».

Материал: карточки с изображением различных предметов.

1). Водящий загадывает один из них. Дети должны угадать, какой предмет он загадал, задавая любые вопросы, кроме прямого вопроса о названии.

Вопросы:

Из этого предмета можно пить? Нет.                             

У него есть ручки - ножки? Нет.

На нем можно плавать по морю? Нет.

На нем можно ездить? Да.

Он ездит по рельсам? Да.

Это паровоз? Да.

Количество вопросов 8-10. Если не угадали - менять.

2). То же, только две подгруппы детей, одни загадывают - другие отгадывают. Отвечать только «Да» или «Нет».

3). Описать предмет на картинке, не показывая его. Дети должны отгадать. Например: «Он висит на улице. У него три глаза разного цвета. Ему подчиняются и люди и машины».

4). Тоже, как и в третьем варианте, только у детей на руках 2-4 карточки. Нужно найти нужную картинку по описанию.»Желтого цвета, туловище круглое, голова круглая клюв острый».

 6.  «Найди предметы».

Ведущий называет 1-2 общих признака, 2-3 предметов и просит показать их.

«Растет на дереве, можно есть» - «яблоки и вишни».

7.  «Найди общие признаки у предметов».

«Рыбка и лодочка - плавают».

8.  «Узнай по описанию, что это?»

«Колеса, кабина, кузов, руль. Это что?» (машина)

9.  «Загадки».

«Солнце печет, липа цветет, рожь созревает. Когда это бывает?» (перечисление признаков - отгадка). Описание - «анализ», отгадка - «синтез».

10. «Описание предмета».

Описать дерево, его размер, цвет, форму листьев, наличие семян, плодов.

Отгадать, что это за дерево.

28.Затрудненные ситуации. (Принятие решения и планирование).

1.  Миша пролил варенье на пол. Что ему теперь делать? Как поступить лучше всего?

2.  В очереди Саша втиснулся перед Таней. Как ей быть?

3.  Таня пошла  гулять и заблудилась. Что ей делать? Перечислить все варианты. А как поступить лучше всего? Что нужно знать, чтобы никогда больше не заблудиться?

29.Подбор слов по аналогии

1)корова-теленок

    курица-(цыпленок)

     кошка-(котенок)

2) ночь – луна

    день-(солнце)

3)снег- лыжи

    лед-(коньки)

4) начало – конец

     день –(ночь)

5)морковь-огород

    яблоко-(сад)

6) футбол - мяч

    хоккей – (шайба)

7)заяц-кролик

   рысь-(кошка)

8) пароход –море

    самолет – (небо)

9)зима- холодно

   лето-(тепло, жарко)

10) лошадь – скачет

    заяц- прыгает

30.Выведение: угадывание, додумывание на основе уже имеющихся данных.

1.  Человек ел котлету. Он пользовался вилкой?

2.  Маша испекла папе пирожок. Она его пекла в духовке?

3.  Мама помешала кофе в чашке. Она пользовалась ложкой?

31.Сериация.

1). Вова выше Пети. Вася выше Вовы. Кто выше всех.(Вася).

2). Волосы у Вовы светлее, чем у Пети. А у Коли светлее, чем у Вовы. У кого

самые светлые волосы? (Коля)

3). Маша выше, чем Нина. Нина выше, чем Лиза. Кто выше всех? (Маша).

4). Галя веселее Оли, а Оля веселее Лизы. Кто самый веселый? (Галя)

Если этот тип задач вызывает затруднение, то в начале  даем более простые задачи:

1).  Миша сильнее, чем Коля. Кто слабее?

2).  Марина веселее, чем Катя. Кто печальнее?

3).  Костя выше Пети. Кто ниже?

4).  Петя темнее, чем Нина. Кто светлее?

5).  Катя внимательнее,, чем Света. Света внимательнее, чем Зина. Кто внимательнее всех? (Катя).

6).  Полкан лает чаще Жучки. Жучка лает чаще Барбоса. Кто лает меньше (реже) всех? (Барбос)

7).  Мурка мяукает тише Барсика. Барсик мяукает тише Пушка. Кто мяукает громче всех? (Пушок).

32.Критичность познавательной деятельности.

 «Бывает - не бывает»           

Ведущий называет какую-нибудь ситуацию и бросает ребенку мяч. Ребенок

должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если нет, то мяч ловить не нужно.

1.  Папа ушел на работу.

2.  Поезд летит по небу.   

3.  Кошка хочет есть.

4.  Человек вьет гнездо.

5.  Почтальон принес письмо.

6.  Зайчик пошел в школу.

7.  Яблоко соленое.

8.  Бегемот залез на дерево.

9.  Шапочка резиновая.

10.Дом пошел гулять.

11.Туфли стеклянные

|12.На березе выросли шишки.

13.Волк бродит по лесу.

14.Волк сидит на дереве.

15.В кастрюле варится чашка.

33.Понятийное мышление.

«Закончи предложение»         

1. Лимоны кислые, а сахар...        

 2. Собака лает, а кошка...

3.  Ночью темно, а днем....

4.  Трава зеленая, а небо...

5.  Зимой холодно, а летом....

6.  Ты ешь ртом, а слушаешь...

7.  Утром мы завтракаем, а днем...

8.  Птица летает, а змея...

9.  Лодка плывет, а машина...

10.Ты смотришь глазами, а дышишь...

11 .У человека две ноги, а у собаки...

12.Птицы живут в гнездах, а люди...

13.Зимой идет снег, а осенью...

14.Из шерсти вяжут, а из ткани...

15.Балерина танцует, а пианист...

16.Дрова пилят, а гвозди...

17.Певец поет, а строитель...

18.Композитор сочиняет музыку, а музыкант....

34.Последовательность событий.

1). «Кто кем (чем) будет?»

Кем (чем) будет: яйцо, мальчик, семечко, гусеница, цыпленок, желудь, икринка, мука, железо, кирпич, ткань, ученик, большой, девочка, почка, щенок, шерсть, кожа, теленок, доска, птенец, козленок, ягненок.

2). «Кем (чем) был?»

кем (чем) был раньше:

цыпленок - яйцом;

лошадь - жеребенком;

корова- теленком;

дуб -желудем;

рыба -икринкой;

 яблоня - семечком;

лягушка -головастиком;

 бабочка - гусеницей;

хлеб -мукой;

птица -птенцом;

овца -ягненком;

шкаф -доской;

 велосипед -железом;

 рубашка -тканью;

ботинки -кожей;

дом -кирпичом;

сильный -слабый;

мастер -ученик;

листок -почкой;

собака -щенком;

шуба -мехом;

козел -козленком.

35.Мышление и фантазия.

1).  Материал: две карточки из детского лото, на которых изображены предметы. Каждый ребенок придумывает предложение, которое содержит название 2-х задуманных предметов.

2).  Две картинки, на которых изображены предметы. Придумать слово, находящееся между 2-х задуманных предметов и служащих как бы переходным мостиком между ними.

«гусь» - «дерево»

-    «взлететь». Гусь взлетел на дерево.

-    «вырезать» . Из дерева вырезали гуся.

-    «спрятался». Гусь спрятался за дерево.

-    «представь». Представь, что все игрушки заговорили. Что бы они сказали?

36.Вопросы для развития мышления.

1.  Почему вода в холодильнике замерзает?

2.  Почему зимой включают отопление?

3.  Для чего нужны печки и плиты?

4.  Откуда мы узнаем, сколько время?

5.  Зачем нам книги?

6.  Что делают ножницами?

7.  Что (кто) может летать?



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение Детский сад № 3 «Рябинка» г. Анива

Сообщение для воспитателей

 «Развитие дивергентного мышления у детей дошкольного возраста»

 

                                                                                                                                                                                     

                                                                                                           

                                                                                            Выполнила воспитатель:

                                                                   Ким А. А.

2020 г.

Краткая характеристика мышления как познавательного процесса

           Мышление         –процесс        познавательной        деятельности индивида, характеризующийся        обобщенным        и опосредованным отражением действительности.

В зависимости от средств и способов решения дошкольниками мыслительных задач, выделяют наглядно-действенное, наглядно образное и логическое мышления.

Мышление в отличие от других процессов совершается в соответствии с определенной логикой.

Соответственно, в структуре мышления можно выделить следующие логические операции: сравнение, анализ, синтез, абстракция, обобщение и конкретизация.

Что же такое дивергентное мышление? Одним из первых попытался сформулировать ответ на данный вопрос Джой  Пол  Гилфорд  (1897—  1987), — американский психолог. Известен как создатель модели структуры интеллекта. Занимался исследованиями интеллекта в части памяти,  мышления, внимания, творчества и темперамента.

Он понимал под дивергентным мышлением (от лат. divergere – расходиться) метод творческого мышления, применяемый обычно для решения проблем и задач.

Очевидно, что рассматриваемое нами понятие тесным образом связано с понятием        «творчество»,        «творческая        деятельность».

Под        творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность ребенка в результате которой создается нечто новое .

Творчество – сложный психический процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности.

Творчество делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее. Дети способны заниматься творчеством не только независимо от места и времени, но, самое главное, независимо от личностных комплексов.

Особое значение творческая деятельность имеет для одаренных и талантливых детей. Одаренность – это комплекс способностей, позволяющих иметь особые достижения в конкретной области искусства, науки, профессиональной и социальной деятельности. Не многие дети отличаются ярко выраженной талантливостью и одаренностью. Для одаренного ребенка воображение выступает основным характерным качеством. Ему необходима постоянная активность фантазии.

Одаренность и талант тесно связаны с опережающим развитием. Такие дети отличаются более высокими результатами по сравнению со своими сверстниками. И достигают этих результатов гораздо легче. Они отличаются большей чувствительностью к окружающему миру. Кстати, особо высокой чувствительностью отдельных психических функций в конкретные периоды отличаются все дети. Такие периоды называются «сензитивными».

В эти периоды конкретная функция (например речь, наглядно- действенное мышление или логическая память) наиболее восприимчива к раздражителям внешнего мира, легко поддается тренировке и интенсивно развивается. Такие периоды выделены в психологии для всех функций.

 В эти периоды все дети проявляют особые достижения в результатах, строящихся на соответствующих функциях. Для обычного ребенка на один возраст падает сензитивный период для одной-двух функций. Талантливый ребенок демонстрирует «сензитивность» сразу многих функций.

Особенности и        условия развития        дивергентного        мышления дошкольников.

Дьяченко О.М., Веракса, Н.Е выделяют следующие особенности дивергентного мышления:

  • Быстрота – способность высказывать максимальное количество идей (в данном        случае        важно        не        их        качество,        а        их  количество).
  • Гибкость – способность высказывать широкое многообразие идей.
  • Оригинальность – способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми).
  • Законченность – способность совершенствовать свой «продукт» или придавать ему законченный вид.

Ученые и педагоги, занимающиеся разработкой программ и методик творческого воспитания на базе ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач) считают, что один из компонентов творческого потенциала человека составляют следующие способности.

  • Способность рисковать.
  • Дивергентное мышление.
  • Гибкость в мышлении и действиях.
  • Скорость мышления.
  • Способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые.
  • Богатое воображение.
  • Восприятие неоднозначности вещей и явлений.
  • Высокие эстетические ценности.
  • Развитая интуиция.

Поэтому основными направлениями развития творческих способностей в дошкольном возрасте являются:

  • Развитие продуктивного творческого воображения,
  • Развитие качеств мышления

Главной педагогической задачей по развитию творческого мышления в дошкольном возрасте является формирование ассоциативности, диалектичности и системности мышления. Так как развитие именно  этих  качеств делает мышление гибким, оригинальным и продуктивным.

  • Ассоциативность – это способность видеть связь и сходные черты в предметах и явлениях, на первый взгляд не сопоставимых.
  • Диалектичность – это способность видеть в любых системах противоречия, мешающие их развитию, умение устранять эти противоречия, решать проблемы.

         Педагогическими задачами по формированию диалектичности мышления в дошкольном возрасте являются:

  • Развитие умения выявлять противоречия в любом предмете и явлении;
  • Выработка        умения        четко        формулировать        выявленные противоречия;
  • Формирование умения разрешать противоречия.

И еще одно качество, формирующее творческое мышление - это системность.

Системность – это способность видеть предмет или явление как целостную систему, воспринимать любой предмет, любую проблему всесторонне, во всём многообразии связей; спосо

Педагогические задачи по развитию системности мышления в дошкольном возрасте:

  • Формирование умения рассматривать любой предмет или явление как систему развивающеюся во времени;
  • Развитие умения определять функции предметов с учетом того, что любой предмет многофункционален.

Условия, благоприятствующие развитию творческих способностей

Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:

  • Раннее физическое и интеллектуальное развитие детей.
  • Создание обстановки, опережающей развитие ребенка.
  • Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения сил, когда ребенок добирается до "потолка " своих возможностей.
  • Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одни делом и т.д.
  • Умная, доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.
  • Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.

Признаки становления дивергентного мышления у малышей

Основная задача обучения – это пробуждение мотивации у ребенка к познанию мира. В стремлении проявить оригинальность, дошкольник проявляет исследовательскую активность и получает удовольствие в познание чего-то нового.

Когда у ребенка формируется дивергентное мышление, он может увидеть нечто необычное в обычных вещах. Например, заметить черты какого-либо животного в облаке или коряге. Такие дети предпочитают несколько менять правила стандартных игр, делая их более интересными. Рисунки дошкольников отличаются богатством красок и оригинальностью, в них прослеживается целый сюжет. Поделки выполняются с использованием различных материалов, а конструкции достаточно сложны.

Принцип развития дивергентного мышления основан на использовании графических рисунков, пополнении словарного запаса, сочинении сюжетных линий.  

Список литературы:

  1. Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности. - СПб., 1994.
  2. Богат В., Нюкалов В. Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду). - Дошкольное воспитание. 1994 №1. стр. 17-19.
  3. Венгер Н.Ю. Путь к развитию творчества. - Дошкольное воспитание. 1982

№11. стр. 32-38.

  1. Веракса Н.Е. Диалектическое мышление и творчество. - Вопросы психоло- гии. - 1990 №4. стр. 5-9.
  2. Выготский Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. - СПб., 1997.
  3. Годфруа Ж. Психология, изд. в 2 т., том 1. - М., 1992.
  4. Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает. - М., 1994.
  5. Ендовицкая   Т.   О   развитии творческих  способностей.        - Дошкольное воспитание. - 1967 №12. стр. 73-75.

9 . Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. – Пенза, 2001.



Предварительный просмотр:

Ход игры:

Посмотрите на картинку! Найдите ошибку. (Слайд 1, 2),(Слайд 3) .

Вы заметили, что на каждой руке человека по шесть пальцев? Проблема невнимания к тому, что находится вне зоны внимания, заключается в том, что оно отражает тип образовательного опыта прошлого столетия. Систематическое стремление к единственно правильным ответам способствовало развитию слепоты невнимания, которая может ослаблять навыки дивергентного мышления детей и ограничивать перспективы, необходимые им для достижения успеха в XXI веке.

Слепота невнимания (или перцептивная слепота)

Слепота невнимания – это явление, при котором мы сознательно воспринимаем гораздо меньше информации из окружающего мира, чем полагаем. Не существует сознательного восприятия без внимания. Когда наше внимание полностью сосредоточено на одной детали, мы можем не замечать других деталей, окружающих нас, – и даже некоторых весьма необычных. Неспособность обнаруживать неожиданные объекты, на которые не направлено ваше внимание, это и есть то, как слепота невнимания не позволила вам воспринять ошибку на предложенной картинке.

Такой уровень непреднамеренной слепоты находится в пределах нормы и вряд ли будет оказывать какое-либо влияние на ваш профессиональный или познавательный успех. Тем не менее последствия слепоты невнимания будут гораздо более серьезными для нового поколения молодых людей, которые станут конкурирующей рабочей силой в ХХI-м веке.

В современной экономике, основанной на глобальных технологиях, лучшие университеты и работодатели ищут кандидатов со способностью мыслить дивергентно и соответствующе действовать. Этот набор навыков включает способность выходить за пределы заданной точки внимания и воспринимать все гораздо шире, чем это можно сделать при помощи внимания, ограниченного конкретной целью. То есть успех в ХХI веке требует не только умения нестандартно мыслить, но и восприятия информации вне зоны внимания и очевидного контекста.

Специфические качества, необходимые для достижения успеха в реальном мире быстро изменяющихся фактов и технологий, противоположны заученным (а значит, и быстро забываемым) ответам, самые актуальные из которых легко можно найти в Интернете.

Люди, обладающие дивергентным мышлением, способны:

  • Быть инициативными, целеустремленными и нацеленными на действия.
  • Критически оценивать предоставляемую информацию, проверять надежность источников, ставить под сомнение предположения, искать противоречивые факты, свидетельства и определять наиболее ценные данные, которые необходимо использовать, чтобы делать обоснованные выводы, интерпретацию, заявления и решения.
  • Использовать новую информацию и технологии в творческих и инновационных методах.
  • Успешно и гибко взаимодействовать и сотрудничать, и эффективно использовать информационные средства.

Когда мозг постоянно «натаскивается» на быструю эффективность и поиск единственно правильного ответа, он становится все более «успешным» в его нахождении. У детей развиваются когнитивные привычки принятия первого найденного ответа как правильного и единственно верного. Мозг, который привык бездумно следовать прямым инструкциям и запоминать единственные правильные ответы, не может адекватно подготовиться к быстро расширяющемуся информационному пулу в глобализированном, технологическом мире, который ждет детей после окончания школы.

Детям необходим опыт интерпретации данных и разработки дивергентных решений, а не механических и однообразных. Цель состоит в том, чтобы помочь детям развить их когнитивную гибкость для того, чтобы они могли воспринимать и оценивать информацию и опыт широко, а не с точки зрения суженной перспективы, которая развивается при поиске единственно правильного ответа или определенного фрагмента информации из единственного указанного источника (например, из учебника или конспекта учителя).

Когнитивная гибкость – это способность быть открытым и готовым рассматривать все аспекты существующего опыта, многочисленные источники информации, различные толкования, всевозможные подходы к проблемам и альтернативную точку зрения. Когнитивная гибкость – это часть дивергенции, необходимая для оценки и интерпретации источников информации с различных точек зрения, для прогнозирования возможных вариантов развития и умения адаптироваться к изменению данных по мере их поступления.

В будущем будут востребованы люди, обладающие дивергентным мышлением, восприимчивые и открытые к самым новым фактам и данным. Будущие лидеры и инноваторы – это люди, которые уверенно воспринимают новый опыт и информацию, которые открыты к разным мнениям и интерпретациям и способны объективно и критически анализировать альтернативные точки зрения и различные подходы к решению задач.

Поэтому наша задача состоит в том, чтобы дать своим детям возможность видеть информацию за пределами отдельных ответов и не считать один какой-либо вариант единственно правильным. Существенное значение для развития когнитивной гибкости несет способность ребенка допускать неопределенность, неоднозначность и быть готовым рисковать и совершать ошибки. (Слайд 4)

Задание 1

Газета используется для чтения. Ты же можешь придумать другие способы ее использования. Что из нее можно сделать? Как ее можно еще использовать?

Инструкция зачитывается устно. Время выполнения субтеста — 3 мин.

 При групповой форме проведения ответы записывают сами испытуемые. Время засекается после прочтения инструкции. По 1 баллу за ответ, и по 1 баллу за разные категории.

Категории ответов

1. Использование для записей (записать телефон, решать примеры, рисовать).

2. Использование для ремонтных и строительных работ (заклеить окна, наклеить под обои).

3. Использование в качестве подстилки (постелить на грязную скамейку, положить под обувь, постелить на пол при окраске потолка).

4. Использование в качестве обертки (завернуть покупку, обернуть книги, завернуть цветы).

5. Использование для животных (подстилка кошке, хомяку, привязать на нитку бантик из газеты и играть с кошкой).

6. Использование как средства для вытирания (вытереть стол, протирать окна, мыть посуду, в качестве туалетной бумаги).

7. Использование как орудия агрессии (бить мух, наказывать собаку, плеваться шариками из газеты).

8. Сдача в макулатуру.

9. Получение информации (смотреть рекламу, давать объявления, делать вырезки, проверить номер лотерейного билета, посмотреть дату, посмотреть программу TV и т.д.).

10. Использование в качестве покрытия (укрыться от дождя, солнца, прикрыть что-то от пыли).

11. Сжигание (для растопки, для разведения костра, сделать факел).

12. Создание поделок, игрушек (сделать корабль, шапку, папье-маше).

Задача 2

Одни из самых известных задач на творческое, нестандартное, гибкое мышление придуманы советским физиком, Нобелевским лауреатом Л. Ландау, который, по легенде, отбирал себе в аспиранты тех, кто решал их. Задача № 2. О, Д, Т, Ч, П, Ш. (Продолжить последовательность.)

Сам Ландау ожидал такого ответа: на первую задачу – последовательность: Один, Два, Три, Четыре, Пять, Шесть, Семь, Восемь и т.д.

Однако вряд ли гениальный физик стал бы возражать против какого-либо другого ответа, который, конечно же, возможен.

Задача №3

Задача № 3. Любовь, Дыхание, Рим, Власть, Колонна, Чувство, Небо.

(Продолжить последовательность.)

Задачи Ландау предполагают один правильный ответ, хотя при этом они требуют и гибкости, и оригинальности мышления. Задачи Ландау дают нам замечательную возможность поговорить о том, что считать единственным ответом.

В задаче приведена последовательность устойчивых словосочетаний, в состав которых входят начальные порядковые числительные: первая любовь, второе дыхание, третий Рим, четвертая власть, пятая колонна, шестое чувство, седьмое небо.

Однако продолжить эту последовательность можно по-разному: восьмое чудо света, девятый вал или девять месяцев, десять заповедей или десять негритят…

В ходе выполнения задач дивергентного типа развиваются важные исследовательские навыки, а также такие важные характеристики креативности, как: оригинальность гибкость, беглость (продуктивность) мышления и др. Все они необходимы для исследователя.

Задача 4

Вставь число.

Дошкольники решают эту задачу за 5-10 минут. У некоторых программистов уходит на неё до часа.

Задача №5

Какая фигура лишняя?

Ответы на головоломку:

1) Первое, что приходит, в голову, это то, что лишняя фигура №4 – зеленый квадрат в черной рамке. Если ты ответил так, то ты один из 80% населения с абсолютно стандартным мышлением, у которых доминирует правое полушарие мозга и которые первыми реагируют на цвет.

2) Если ты ответил не так, как в предыдущем пункте – ты, скорее всего выбрал вариант №3 – так как это круг, а все остальные – квадраты. Поздравляем, ты мыслишь более глубоко (с тобой аналогично смотрят на эту ситуацию еще 15% населения).

3) Если ты выбрал вариант №2, потому что эта фигура без черной рамки – ты в 4% населения. И, кстати, ты скорее всего расист…

4) Если по известным только тебе причинам ты выбрал фигуры №1 или №5, ты настоящий гений, который не руководствуется никакими логическими нормами. Кстати, аналогичные показатели демонстрируют дети до 6 лет (пока их не начинают учить в школе, и они не тупеют) в пропорциональном соотношении.

Задача №6

Выбери фигуру, которая наиболее точно соответствует тебе.

Тест на оригинальность мышления

Хотите узнать уровень своей креативности? Тогда пройдите тест Э. П. Торранса (Ellis Paul Torrance) и Дж. П. Гилфорда (Joy Paul Guilford), которым вот уже несколько десятков лет пользуются профессиональные психологи.

Эта уникальная методика дает оценку уровня интеллекта и креативности испытуемого. В XX веке подобные тесты использовали для обучения военных, а сейчас они доступны любому желающему.

Инструкция

Внимательно рассмотрите 10 картинок, представленных ниже, и скажите, что именно изображено на каждой из них. Если ответ покажется вам слишком очевидным, возможно, вам стоит подумать еще немного. 3 минуты.

А теперь, попробуйте придумать еще варианты! 3 минуты.

Итак, приступаем!

Результаты

Самое интересное, что этом тесте нет заведомо правильных или неправильных ответов. На креативность испытуемого указывает лишь то, насколько сильно его ответы отличаются от тех, что дает большинство людей.

1 Стандартный ответ: свеча на подставке. Некоторые видят штопор, застрявший в пробке. А что увидели вы?

2 Стандартный ответ: лужи на дороге. Но другие видят жирафа (вид из окна второго этажа). Ваш вариант?

3 Стандартный ответ: следы ног в круге. Творческие люди видят, как парашютист летит на землю (вид снизу). А что разглядели вы?

4 Стандартный ответ: колесо автомобиля. Или вы увидели танцующего мексиканца в сомбреро (вид сверху)?

5 Стандартный ответ: обычно люди видят кусок любительской колбасы или след от каблука. Правда, некоторые утверждают, что это поезд, выезжающий из туннеля (вид спереди). А как думаете вы?

6 Стандартный ответ: обычные люди просто теряются в догадках! А креативным видится медведь, слезающий с дерева? А вы рассмотрели его лапы? Или увидели что-то другое?

7 Стандартный ответ: мужская рубашка с галстуком-бабочкой. А вот некоторые считают, что здесь изображено, как незадачливого официанта зажало дверями лифта. Ваш вариант?

8 Стандартный ответ: компас. Но один нестандартный человек увидел здесь, к примеру, как голодный птенец зовет маму, сидя в гнезде (вид сверху). А что разглядели на этом рисунке вы?

9 Стандартный ответ: обычно говорят, что «кто-то за чем-то прячется». Некоторые уточняют, что это бравые пограничники с овчарками притаились в засаде. Интересно узнать и ваш вариант!

10 Стандартный ответ: водители видят спидометр, а физики — барометр. А вот люди с нестандартным мышлением сумели разглядеть снеговика (вид сверху). Что увидели вы?

Количество вариантов для каждого рисунка

При интерпретации этого теста психологи также обращают внимание на то, как много разнообразных вариантов испытуемый сумел придумать для каждой картинки.

Итак, сколько ответов для каждого рисунка дали вы?

1–2 варианта

К сожалению, вы мыслите так же, как и большинство жителей Земли. Либо вы просто не восприняли этот тест всерьез и сразу перешли к ответам. Второй вариант засчитывается в вашу пользу, поскольку любопытство напрямую связано с креативностью!

3–5 вариантов

Примите наши поздравления! Вы нестандартно мыслите и творчески подходите к решению любых проблем. При желании вы способны свернуть горы!

6 и более вариантов

Ваша креативность граничит с гениальностью, а любые шаблоны и рамки буквально рассыпаются в прах при вашем приближении. Мы в восхищении!

        Возможно, вы обратили внимание, что при решении задач мы опирались на опыт конвергентного мышления, а затем включали креативность! Это говорит о том, что необходим строго выверенный баланс в использовании заданий, направленных на развитие конвергентного и дивергентного видов мышления у детей.  

Только такой подход обеспечивает полноценное развитие творческого мышления.

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Деловая игра: «Дивергентное мышление педагогов ДОУ»

Слайд 2

Найди ошибку:

Слайд 3

Будь внимателен!

Слайд 4

Сколько красных кругов ты видишь?

Слайд 5

Cлепота невнимания (или перцептивная слепота) – это явление, при котором мы сознательно воспринимаем гораздо меньше информации из окружающего мира, чем полагаем.

Слайд 6

«Можно учить, но нельзя научить ребенка, обучается он сам» Джени Лешли Главным фактором, определяющим развитие интеллекта и мышления выступает не столько то, чему мы учим, сколько то, как мы это делаем.

Слайд 7

Задача №1

Слайд 8

Задача № 2 Продолжи ряд: О, Д, Т,Ч,П,Ш

Слайд 9

Задача №3 Продолжи ряд: Любовь, Дыхание, Рим, Власть, Колонна, Чувство, Небо

Слайд 10

Задача №4 Вставь число:

Слайд 11

Задача №5

Слайд 12

Задача №6

Слайд 14

Что изображено на картинке?

Слайд 15

Необходим строго выверенный баланс в использовании заданий, направленных на развитие конвергентного и дивергентного видов мышления у детей. Только такой подход обеспечивает полноценное развитие творческого мышления.

Слайд 16

Можешь прочитать?

Слайд 17

Оба вида мышления важны для продуктивной работы сознания и достижения целей ..

Слайд 18

Спасибо за внимание !



Предварительный просмотр:

Игры

Задания на детализацию

Задание 1.

Цель: умение расширять, развивать, приукрашивать, подробно разрабатывать любой рисунок.

Нарисуйте несколько одинаковых кружков (как вариант: полукругов, стрелок). Предложите ребенку на основе каждого создать рисунок.

Задание 2.

Цель: умение расширять, развивать, приукрашивать, подробно разрабатывать любую идею, сюжет.

Представь, что твой велосипед (как вариант: Мишка, конструктор) заговорил. Что бы он тебе рассказал?

Задание 3.

Цель: умение расширять, развивать, приукрашивать, подробно разрабатывать сюжет.

Покажите ребенку сюжетную картинку. Пусть он расскажет, что сейчас происходит на картинке, а затем пофантазирует, что было до этого сюжета, и как будут далее развиваться события.

Задание 4.

Цель: развитие творческого воображения.

Воспитатель читает детям известную им сказку – «Репка». Затем

каждый из участников игры придумывает ее продолжение и рассказывает всем остальным детям.

Задание 5.

Цель: развитие сенсомоторной и познавательной сфер, развитие воображения.

Детям предлагается ситуация «Мы с вами рыбаки. Отправляемся

на рыбалку в «пуговичное море». Наши руки помогут нам выловить рыбку - пуговичку. Опустите руки в «пуговичное море» и выловите «рыбку».

Ребенок может взять любую пуговицу. Воспитатель по очереди детям задает вопросы:

- Какую рыбку ты выловил: большую или маленькую; гладкую или

шершавую; круглую или квадратную?

- Какого цвета твоя «рыбка»?

- Она тяжелая или легкая?

- Теплая или холодная?

- В каком море она плавала?

- Кто были ее друзья?

- Как она попала в нашу речку?  и т.п.

После того, как все дети расскажут историю своих рыбок, они отпускают их снова в «речку» (коробка с другими пуговицами). Затем, закрыв глаза, ребенок наощупь ищет свою рыбку. (если не получится наощупь, то с открытыми глазами).

Задание 6.

Цель: развитие творчества на примере конструирования

Детям предлагается составить на столе различные узоры: зимние

снежинки, мозаичные узоры, узоры из спичек и т.п.

Задание 7.

Цель: развитие творческого мышления на основе изготовления новых предметов.

Детям предлагается из подручного материала (пустых пластмассовых бутылок, гороха, тряпок, барабанов без палочек, металлических вазочек, коробок, ракушек и т.п.) смастерить музыкальные инструменты. Дети могут использовать не только предложенные им предметы, но и все то, что сумеют сами найти в игровой комнате. (Взрослым разрешается помогать организовывать «техническую» сторону создания этих инструментов: например, привязать что-либо веревкой и т.п.)

Задание 8.

Цель: развитие зрительного восприятия, внимания, мышления и речи.

Детям предлагается посмотреть на облачко (как вариант: коряге в лесу) и увидеть в нем персонаж. Ребенку необходимо определить, на что похоже облачко.

Упражнения на развитие дивергентного мышления

1. Снежный ком

Время проведения: 5 мин

Внимательно всмотритесь в следующую серию слов: ад - лад - клад - лодка - колода - шоколад.

Шесть существительных нарицательных, взятых в исходной форме. Каждое последующее состоит из тех же букв, что и предыдущее, плюс еще одна буква. И порядок внутри слова не имеет значения. Вот еще несколько таких цепочек слов:

1) па - пат - трап - тапир - партия - терапия - трапеция.

2) ар - пар - репа - нерпа - перина - парение - перелина.

3) ас - сат - скат - такси - натиск - астеник - скитание - синтетика – антисептик.

Придумайте несколько своих цепочек.

2. Словесные квадраты.

Время проведения: 5 мин

Имеется старая игра со словами. Надо в клетки квадрата (3х3 или 4х4) вписать разные слова, чтобы их можно было читать и по вертикали, и по горизонтали. Составьте свои словесные квадраты.

3. Поиск противоположных предметов

Время проведения: 5 мин

Называется какой-либо предмет, например, «дом». Надо назвать как можно больше других предметов, противоположных данному. При этом следует ориентироваться на различные признаки предмета и систематизировать его противоположности (антиподы) по группам. К примеру, в данном случае могут быть названы: «сарай» (противоположность по размеру и степени комфорта): «поле» (открытое или закрытое пространство), «вокзал» (чужое или свое помещение) и т.д. Побеждает тот, кто указал наибольшее количество групп противоположных предметов, четко аргументировав при этом ответы.

Задание направлено на сравнение предметов, поиск свойств предмета.

4. Составление предложений

Время проведения: 10 мин

Берутся наугад три слова, не связанные по смыслу, например, «озеро», «карандаш» и «медведь». Надо составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы в себя эти три слова (можно менять их падеж и использовать другие слова). Ответы могут быть банальными («Медведь упустил в озеро карандаш»), сложными, с выходом за пределы ситуации, обозначенной тремя словами, и введением новых объектов («Мальчик взял карандаш и нарисовал медведя, купающегося в озере»), и творческими, включающими эти предметы в нестандартные связи («Мальчик, тонкий как карандаш, стоял возле озера, которое ревело как медведь»).

В этой игре, как и в других, ведущему важно установить, а игрокам найти «золотую» середину между количеством и качеством ответов. Необходимо, с одной стороны, стимулировать большое число любых разнообразных ответов, а с другой -- поощрять оригинальные, творческие ответы.

Обязательным условием эффективности этих игр является сопоставление и обсуждение игроками всех предложенных ответов и развернутое обоснование, почему именно тот или иной ответ им понравился или не понравился.

Это задание направлено на установление связей, обобщение, создание целостных образов.

5. Поиск соединительных звеньев

Время проведения: 10 мин

Задаются два предмета, например, «лопата» и «автомобиль». Надо назвать предметы, являющиеся как бы «переходным мостиком» от первого ко второму. Называемые предметы должны иметь четкую логическую связь с обоими заданными предметами. К примеру, в данном случае это могут быть «экскаватор» (сходен с лопатой по функции, а с автомобилем входит в одну группу -- транспортные средства), «рабочий» (он копает лопатой и одновременно является владельцем автомобиля). Допускается использование и двух-трех соединительных звеньев («лопата» -- «тачка» -- «прицеп» -- «автомобиль»). Особое внимание обращается на четкое обоснование и раскрытие содержания каждой связи между соседними элементами цепочки. Победитель тот, кто дал больше аргументированных вариантов решения.

Задание позволяет легко устанавливать связи между предметами и явлениями.

6. Перечень возможных причин

Время проведения: 10 мин

Описывается какая-либо необычная ситуация, например: «Вернувшись из магазина, вы обнаружили, что дверь вашей квартиры распахнута». Надо как можно быстрее назвать побольше причин этого факта, возможных его объяснений. Причины могут быть банальными («Забыл закрыть дверь», «Залезли воры»), но не стоит отбрасывать и маловероятные («Прилет марсиан»). Побеждает тот, кто назвал больше разнообразных причин.

Задание направлено на широту мышления, всесторонний анализ.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

РАЗВИВАЕМ ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ (ДИВЕРГЕНТНОЕ)

В современной психологии задачи, которым посвящен данный раздел, обычно называют
дивергентными, а мышление, которое они активизируют, - дивергентным мышлением.

Специфика дивергентных задач в том, что на один поставленный вопрос может быть не один, а несколько или даже множество верных ответов. Естественно, что именно дивергентный вид мышления обычно квалифицируется как творческий. Этот вид мышления тесно связан с воображением.

Задания дивергентного типа крайне редко используются в традиционном школьном обучении. Ортодоксальное образование обычно не ставит своей целью развитие в человеке навыков нестандартного мышления, в связи с чем дивергентные задачи приобретают особую ценность:
для творческой деятельности в любой сфере требуется прежде всего дивергентное мышление.

В ходе выполнения задач дивергентного типа у детей развиваются такие качества, как оригинальность, гибкость, беглость (продуктивность) мышления, легкость ассоциирования, сверхчувствительность к проблемам и другие качества и способности, необходимые в творческой деятельности.

Рассмотрим в качестве примера некоторые типы задач, обычно используемые в практике работы с детьми.

Рис. 1. Примеры изображений                                      Рис. 2. Фигурки людей и животных из бумаги

из простых геометрических фигур

Возьмите пластмассовые, деревянные (или изготовьте сами картонные) разноцветные геометрические фигуры и предложите ребенку составить как можно больше разных стилизованных изображений (рис. 1).

Следующее задание во многом походит на предыдущее: из бумажных конусов, цилиндров и других элементов попробуй склеить как можно больше фигурок людей и животных. Примеры выполнения этого задания представлены на рис. 2.


Рис. 3. Примеры коллажей из разных материалов

Запасемся старыми иллюстрированными журналами и яркими кусочками ткани. Вырежьте вместе с ребенком из содержащихся в журналах иллюстраций и кусочков ткани фигуры разных форм. Теперь наклеим полученные фигуры на лист картона и получим коллаж. Примеры представлены на рис. 3. Все это - работа творческая, но главное задание звучит так: "Найди как можно больше аналогий с реальными предметами". Коллаж можно поворачивать как угодно.


Очень интересную, а потому очень популярную задачу предложил психолог Дж. Гилфорд: найти как можно больше самых разных, оригинальных применений хорошо знакомому предмету. В качестве такого предмета можно использовать кирпич, мел, газету и многое другое.

На выполнение этого задания отводится обычно пять-шесть минут. В ходе анализа итогов учитываются все ответы, кроме тех, что не соответствуют заданию, повторяются или могут считаться нелепыми. Это задание можно предложить и старшему дошкольнику, и взрослому.

Оценивается в данном случае продуктивность и оригинальность мышления. Чем больше идей, чем больше среди них необычных, тем больше баллов получает участник.

–Другое задание: подобрать прилагательные и существительные, заключающие в себе понятия света и темноты (тепла и холода, весны и зимы, утра и вечера и др.). Приведем примеры ответов.
Свет - яркий, ласковый, живой;
солнце - ...
утро - ...
лампа - ...
костер - ...
свеча - ...
Темнота - закрытый, ночной;
ночь - ...
вечер - ...
пещера - ...

Найдите как можно больше общих признаков для непохожих предметов.

Колодец - паркет;
бревно - коробка;
облако - дверь;
кукла - снег.

К дивергентным задачам относятся задачи на поиск причин событий. Вот несколько ситуаций, требуется определить причины их возникновения:
1. Утром Дима проснулся раньше обычного.
2. Солнце еще не ушло за горизонт, но уже стало темно.
3. Сидевший у ног хозяина пес грозно зарычал на маленького котенка.

Другой вариант вышеописанного задания: придумай и расскажи, что произошло у каждого из героев.

развитие творческого мышления

Ребенок должен понять эмоциональное состояние каждого из мальчиков и рассказать, что с ними произошло.

Третий вариант задания: подумай, что может произойти, если ...
"... дождь будет идти, не переставая."
"... люди научатся летать, как птицы."
"... собаки начнут разговаривать человеческим голосом."
"... оживут все сказочные герои."
"... из водопроводного крана польется апельсиновый сок."

Хорошо, если ребенок смог придумать интересный ответ на каждую из предложенных фраз.

Другой вид заданий на развитие творческого мышления у детей: придумывание рассказов, историй или сказок, используя заданный набор слов, например:

Светофор, мальчик, санки.

Второй вариант этого типа заданий: посмотри на рисунки и придумай сказку, в которой участвовали бы все эти персонажи.

развитие творческого мышления

Следующий тип заданий: "Облака-загадки". Ребенку необходимо определить, на что похожи изображенные на рисунках облака (чернильные пятна).Хорошо, если он сможет увидеть в каждом облаке хотя бы один персонаж.

развитие творческого мышления


Другой вариант этого задания: попробовать нарисовать что-то интересное, используя данные фигуры.
развитие творческого мышления


Еще одно упражнение: дорисуй и раскрась волшебниц так, чтобы одна стала доброй, а другая - злой.

развитие творческого мышления

Дивергентные, творческие задачи можно разрабатывать на любом материале.

 Хорошим заданием такого типа может быть создание из деталей строительного конструктора самых разных фигур. Ведь из деталей строительного конструктора можно строить не только дворцы, мосты и другие архитектурные сооружения. Попробуем посмотреть на строительный конструктор с другой стороны. Его детали пригодны, например, для изготовления технических моделей парохода, паровоза, автомобиля, самолета. Из них можно сделать схематические изображения животных и людей и даже объемные сюжетные композиции. Приведем примеры возможных решений (рис. 4).

Рис. 4. Примеры необычного использования деталей строительного конструктора


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: