Опыт работы по теме: "Развитие творческого мышления и воображения детей дошкольного возраста" 2020 год.
Опыт работы по теме: "Развитие творческого мышления и воображения детей дошкольного возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt.docx | 187.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 3 «Рябинка» г. Анива
Опыт работы по теме:
«Развитие творческого мышления и воображения
детей старшего дошкольного возраста»
Выполнил воспитатель
Ким Александра Александровна
2020 год
ГЛАВА 1. Теоретические подходы к проблеме развития творческого мышления и воображения старших дошкольников
1.1. Понятия творческого мышления и воображения, их функции
1.2. Модели творческого мышления
1.3. Необходимость развития творческого мышления и воображения дошкольников
1.4. Особенности формирования творческого мышления дошкольника 5 - 7 лет
ГЛАВА 2. Реализация авторской программы «Организация работы по развитию творческого мышления и воображения детей старшего дошкольного возраста» на базе муниципального дошкольного учреждения МБДОУ № 3 «Рябинка» г. Анива
2.1. Пояснительная записка
2.2. Организация занятий, условия и основные методы работы педагога
2.3. Содержание направлений реализации программы
2.4. Результаты апробации программы
Введение
В современном мире возрос интерес к развитию творческих способностей. Актуальность их изучения определяется изменениями, произошедшими в социальной ситуации современной России. В создавшихся условиях повысились требования к таким качествам личности как открытость новому опыту, творческое отношение к действительности. Для этого необходимо активизировать творческий потенциал, мыслить творчески.
Творческие способности проявляются в умении адекватно реагировать на происходящее в жизни изменения, в готовности использовать новые возможности, предоставляемые постоянно обновляющейся жизнью, в стремлении избежать очевидных, традиционных решений, в выдвижении нестандартных, неординарных идей. Но самое главное состоит в том, что творчество дает возможность удовлетворять высшую человеческую потребность - потребность в самореализации.
В педагогике и психологии проблема развития творческого мышления (креативности) остаётся малоизученной. Проблемами креативности активно занимаются зарубежные исследователи Д. Гилфорд, Е. Торранс, С.А. Медник и др. В отечественной психологии и педагогике данный аспект представлен в научных трудах В.Н. Дружинина, В.С. Юркевича, А.М. Матюшкина, Я.А. Пономарева и др. Они исследуют феномен креативности с разных сторон, но до сих пор нет единого мнения о его природе, критериях и условиях развития.
Успешность в обучении связывается с развитием двух противоречивых процессов: логического компонента мышления (возможность алгоритмизированного, поэтапного обучения) и творческого компонента мышления. Обучаемость, согласно одному из определений, включает в себя ряд параметров, в том числе гибкость мышления как скорость изменения действия в соответствии с изменением ситуации. Доказано, что развитие только словесно-логического мышления снижает уровень развития творческого мышления детей. В дальнейшем это непосредственно отражается на качестве отечественного школьного образования.
В данной работе рассмотрены теоретические подходы к проблеме развития творческого мышления и воображения старших дошкольников, без которых невозможно понять особенности его формирования в дошкольном возрасте.
Ввиду актуальности названной темы, была разработана программа «Организация работы по развитию творческого мышления и воображения детей старшего дошкольного возраста с признаками одарённости». Данная программа была разработана на основе «Программы развития творческого мышления у детей 5 - 7 лет», автор З.В. Шашкова, с включением элементов ТРИЗ, с использованием игр и упражнений для развития творческого мышления, и воображения у дошкольников в различных видах деятельности, с учётом актуальных целей и задач нашего дошкольного учреждения. Целевая аудитория программы – дети, родители, педагогический коллектив. Диагностика, развитие, просвещение в вопросах развития творческого потенциала детей и взрослых – основные направления программы. В работе представлены результаты апробации программы, выводы.
Материалы, представленные в работе, имеют научную методологическую основу и направлены на конкретный практический результат: развитие творческого мышления старших дошкольников, формирование активной позиции родителей по вопросам развития творческого мышления детей, а также повышение творческого потенциала педагогов учреждения.
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме развития творческого мышления и воображения старших дошкольников
1.1. Понятия творческого мышления и воображения, их функции
Творческое мышление – один из интереснейших феноменов, выделяющих человека из мира животных. Творческое осмысление действительности является одним из способов активного познания мира, и именно оно делает возможным прогресс, как отдельного индивида, так и человечества в целом. Отечественный психолог Р.С. Немов дает такое определение творческого мышления: «Творческое мышление – вид мышления, связанный с созданием и открытием чего-либо нового».
Попытки объяснить феномен творческого мышления делались еще античными философами и не прекращаются до сих пор. В ХХ веке его изучением занялись также психологи и специалисты по кибернетике. Несмотря на столь долгое внимание к проблеме, не все ее аспекты до конца раскрыты, поэтому исследования в этой области продолжаются.
Психологи-гуманисты (Г. Олпорт, А. Маслоу) считали, что первоначальный источник творчества – мотив личностного роста. По Маслоу – это потребность в самоактуализации, полной и свободной реализации своих способностей и жизненных возможностей.
Творческое мышление изучалось также в рамках психометрического подхода. Здесь можно выделить концепцию креативности Дж. Гилфорда и Е. Торренса, представляющую креативность как универсальную познавательную творческую способность. В словаре психологических терминов под ред. Дьяченко можно найти такое определение креативности: Креативность – способность человека отказываться от стереотипных способов мышления. Основные факторы креативности – оригинальность, семантическая гибкость, способность к обостренному восприятию недостатков, дисгармонии.
Современный отечественный исследователь творческих способностей В.Н. Дружинин, ссылаясь на Г.С. Батищева, называет творчество и деятельность принципиально противоположными формами человеческой активности, направленными соответственно на преобразование либо на адаптацию. Долгое время способности к интеллектуальному творчеству исследовались так, как подсказывал здравый смысл: чем выше уровень умственных способностей, тем больше творческая отдача человека. В действительности человек может быть интеллектуалом и не быть креативом, и наоборот. Так, например, Левинсон-Лессинг разделял творчески мало продуктивных ученых-эрудитов, называя их "ходячими библиотеками", и творчески продуктивных ученых, не отягощенных переизбытком оперативных знаний, обладающих мощно развитой фантазией и блестяще реагирующих на всякого рода намеки.
Кроме того, различными авторами разрабатывались различные модели креативной личности. Так, в гештальтпсихологии считались обязательными следующие требования к умственному складу творца:
- не быть ограниченным, ослепленным привычками;
- не повторять просто и раболепно то, чему вас учили;
- не действовать механически;
- не занимать частичную позицию;
- не действовать со вниманием, сосредоточенным на ограниченную часть проблемной структуры;
- не действовать частичными операциями, но свободно, с открытым для новых идей умом оперировать с ситуацией, стараясь найти ее внутренние соотношения.
Понятие «творческого мышления» определенным образом соотносится с понятием «воображение». Однако, это разные вещи. Воображение – особый процесс человеческой психики, стоящий отдельно от остальных психических процессов и занимающий вместе с тем промежуточное положение между восприятием, памятью и мышлением.
Воображение связанно с активностью организма, с происходящими в нём физиологическими процессами и с этой точки зрения мало, чем отличается от других психических процессов. В то же самое время воображение является самым “психическим” из всех психических процессов человека. Это, означает, что ни в чём другом, кроме воображения, столь ярко не проявляется чисто идеальный, загадочный характер человеческой психики.
С.А. Боричев в книге «Творческое воображение воображения» так проводит грань между понятиями творческого мышления и воображения: "Творчеством я занимаюсь тридцать лет. И столько же – размышлениями о том, что есть творчество. Если бы мне дали возможность говорить о творчестве столько, сколько захочу, то об этом я проговорил бы тоже тридцать лет.
Написав это, я вообразил себя стоящим за кафедрой и говорящим, говорящим без умолку, без перерывов на еду и отдых, на общение с друзьями и на любовь, на занятия философией и самим творчеством, и.… мне стало скучно. Я поймал себя на том, что в отличие от творчества воображение – штука скучная.
Скучно воображать то, чего не было, нет или не будет. Скучно воображать красный цвет, если я его никогда до тех пор не видел". А что не скучно? Не скучно творить то, чего никогда не было, то, что становится благодаря тебе. Тот же красный цвет, к примеру. Скучно воображать себя великим философом, не скучно творить себя им.
Из приведенных примеров становится ясно, что воображение и творчество – вещи различные и в каких-то отношениях даже несоизмеримые. Воображение – всего лишь одна из огромнейшего количества способностей сознания, участвующих в творчестве. Воображение может способствовать творчеству, а может и не способствовать и даже отвлекать. Например, буйное воображение Обломова, как известно, не выливается в писательский труд, в то время как воображение Гончарова породило «Обломова».
Различают следующие основные виды воображения: активное и пассивное, продуктивное и репродуктивное. Отдельно выделяют и рассматривают такие разновидности воображения, как сновидения, галлюцинации, мечты и грёзы.
Активным называют воображение, образы которого рождаются и изменяются с участием воли человека. Пользуясь этим видом воображения, человек сознательно ставит перед собой задачу придумать что – либо и далее выполняет её.
Пассивное – это воображение, в котором образы рождаются и изменяются спонтанно, без участия воли человека. Он в данном случае не в состоянии контролировать ни начало, ни течение, ни окончание соответствующего процесса.
Продуктивным называют воображение, в образах которого имеются много нового (элементов фантазии). Продукты такого воображения обычно ни на что не похожи или очень мало похожи на то, что уже известно. Таким нередко является воображение талантливых писателей или художников, которые открывают новую страницу в литературе или искусстве.
Репродуктивное – это воображение, в продуктах которого имеется немало уже известного, хотя есть и отдельные элементы нового. Таким, например, является воображения начинающего поэта, писателя, инженера, художника, которые поначалу создают свои творения по известным образам и мотивам, обучаясь профессиональному мастерству.
1.2. Модели творческого мышления
Модель Дж. Гилфорда. Согласно главной идеи этой модели, творческое (дивергентное продуктивное) мышление выступает средством порождения различных идей и самовыражения. Такое мышление предполагает множество правильных ответов и характеризуется перечисленными ниже особенностями:
Оригинальность - способность к продуцированию отдаленных ассоциаций, нетривиальность, необычность высказываний, ярко выраженное стремление к новизне, стремление к поиску своего собственного, отличного от других решения.
Семантическая гибкость - способность выделить функцию объекта и предложить его новое использование, способность видеть объект под новым углом зрения, найти его новое использование, расширить функциоцальное применение на практике.
Образная адаптивная гибкость - способность изменить форму стимула, чтобы показать его новые возможности (например, передвинуть определенное количество спичек, чтобы получить заданное число квадратов), т.е. изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдателя, стороны.
Семантическая спонтанная гибкость - способность продуцировать разнообразные идеи в сравнительно неограниченной ситуации (например, способы применения кирпича), т.е. способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в которой нет ориентиров для этих идей.
Ригидность как противоположное гибкости явление - это неспособность изменить способ действия, переставший быть оптимальным в тех случаях, когда это возможно и оправдано.
Кроме названных основных показателей творческого мышления - оригинальности и гибкости - Дж. Гилфорд называл еще шесть параметров проявления и оценки творческих способностей:
- способность к обнаружению и постановке проблем;
- способность к генерированию большого числа идей (продуктивность);
- способность к продуцированию разнообразных идей (гибкость);
- способность на нестандартные ответы (оригинальность).
- способность усовершенствовать объект, добавляя детали (разработанность);
- способность решать проблему (анализ и синтез)
Модель Е. Торренса. Модель Е. Торренса отражена в созданном им мощном психодиагностическом инструменте, требующем профессиональной подготовки пользователя. Для его создания Е. Торренс использовал метод количественной оценки результатов специально разработанных тестов путем подсчета различных категорий ответов. Тест Е. Торренса отражает особенности авторской концепции в видении модели творческого мышления и опирается на четыре выделенных Дж Гилфордом свойства дивергентного мышления: беглость, гибкость, оригинальность, разработанность. К ним Е. Торренс добавил еще три характеристики: адекватность, сопротивление замыканию, абстрактность названия.
Адекватность - правомерность и обоснованность выбора средств для реализации авторской продуктивной идеи.
Абстрактность названия - способность выделять главное, способность понимать суть проблемы.
Сопротивление замыканию - способность длительное время оставаться открытым новизне и разнообразию идей, достаточно долго откладывая принятие окончательного решения для того, чтобы совершить мыслительный скачок и создать оригинальные идеи.
Таким образом, основные показатели творческого мышления выявлялись на основании семи критериев. Автором была проделана огромная работа по анализу достижений творческих людей согласно принятым критериям креативности.
Тест состоит из трех батарей: вербальной батареи - 7 субтестов, образной батареи - 3 субтеста и звуковой батареи - 2 субтеста. Каждый субтест батареи является полифакторным, т.е. измеряет сразу несколько характеристик дивергентного мышления.
Модель Дж. Рензулли построена на основе принципов структуры интеллекта Дж. Гилфорда и ориентирована на одаренных детей. Эта модель предполагает обогащение учебных программ за счет расширения круга интересов учащихся и развития процессов мышления и восприятия, а также за счет исследования и решения задач индивидуально и в малых группах.
Функции воспитателя на начальной ступени обучения направлены на то, чтобы:
- стимулировать детей к расширению своих интересов, исследованию новых для себя направлений познания;
- организовать занятия по приобретению учащимися мыслительных навыков достаточно высокого уровня (по методу «мозгового штурма»);
- тренировать у детей наблюдательность, способности оценивать, сравнивать, строить гипотезы, анализировать и классифицировать.
Функции воспитателя на продвинутом этапе обучения состоят в:
- руководстве учениками, основанном на принципе сотрудничества;
- выявлении и учете интересов каждого ребенка, в том числе практическом приобщении детей к различным видам деятельности;
- воодушевлении ребенка и поддержании его познавательного интереса;
- оказании ребенку умелой методической помощи.
Занятия в рамках второй ступени обучения по модели Дж. Рензулли отличаются тем, что:
- от ребенка требуется активное участие как в постановке учебной проблемы, так и в определении методов ее решения;
- основная характеристика задач состоит в том, что для их решения не существует ни стандартного метода решения, ни однозначно правильного ответа;
- предметные области исследования выбираются в соответствии с познавательными интересами учащихся.
Дж. Рензулли убежден, что приобщение ребенка к творческой деятельности - важный элемент обучения и воспитания детей с 3 - 4 лет.
1.3. Необходимость развития творческого мышления и воображения дошкольников
Деятельность учреждений образования направлена на создание необходимой среды для развития личности воспитанников, их способности к творчеству. Творческие способности проявляются в умении адекватно реагировать на происходящее в жизни изменения, в готовности использовать новые возможности, предоставляемые постоянно обновляющейся жизнью, в стремлении избежать очевидных, традиционных решений, в выдвижении нестандартных, неординарных идей. Но самое главное состоит в том, что творчество дает возможность удовлетворять высшую человеческую потребность - потребность в самореализации.
Результаты анализа взаимосвязей творческого мышления и интеллекта с возрастом указывают на то, что творческое мышление является онтогенетическим предшественником интеллекта. Полноценное развитие интеллекта возможно только в том случае, если в раннем возрасте в равной мере формируются стандартные социокультурные навыки и развиваются творческие способности. Именно развитие творческого мышления создает базу для интеллектуального развития ребенка, и уровень развития интеллекта в старших возрастах до некоторой степени зависит от развития творческого мышления в младших возрастах.
Исследования по поводу влияния творческого и логического потенциала на познавательные возможности показали, что специальный курс по развитию творческого мышления детей повышает их познавательную активность, степень усвоения знаний, способность к формированию более широких понятий, самостоятельность мышления. Поскольку в системе дошкольного и школьного образования такие занятия представлены мало, творческое мышление детей развивается стихийно, и по мере продвижения ребенка к окончанию школы уровень творческого мышления снижается.
Направленная систематическая работа с детьми дошкольного возраста создает благоприятные условия для развития творческих способностей. Поэтому программы по развитию творческих способностей чрезвычайно востребованы.
Творческий процесс окрашен яркими и сильными положительными переживаниями. Это делает его привлекательным для ребенка и влияет на формирование потребности в творчестве, создании нового.
1.4. Особенности формирования творческого мышления дошкольника
5-7 лет
Креативность - способность, изначально присущая ребенку, поэтому дошкольный возраст признан рядом психологов сенситивным для развития творчества. Креативность формируется стихийно в благоприятной среде игры и детского экспериментирования. Но ребенку трудно самостоятельно реализовать свои творческие способности и развить их без поддержки взрослого. Задача взрослого состоит в том, чтобы сохранить в ребенке творческое начало, помочь ему проявить себя как творческую личность.
Ребенок 5-7 лет восприимчив к новому. Его отличает своеобразие воображения и чувств, т.е. он расположен к развитию творчества. С возрастом способность к творчеству угасает, что связано как с нацеленностью школьного обучения на логический компонент, так и с отсутствием стимулов к проявлению творческой энергии. В 5-6 лет из факторов, детерминирующих творческое мышление, наиболее значимы внешняя среда и условия социализации ребенка. Затем постепенно нарастает значение индивидуального опыта.
В 7 лет происходит структурная перестройка творческого мышления. Оно стимулирует у ребенка деятельность по экспериментированию и апробации разных подходов к проблеме. Препятствуют творческому мышлению конформизм, как следствие боязни показаться смешным, неумелым. Торопливость и нетерпеливость как желание найти результат немедленно тоже нередко разрушают творческий процесс. Самым вредным для детского творчества является цензура, особенно внутренняя - это в том числе психологическая инерция как склонность идти проторенным путем.
Согласно данным одного из первых исследователей детской креативности П. Торренса, способность к творчеству проявляется неравномерно. Пики ее наблюдаются в 5, 9, 13, 17 лет. Другой знаменитый исследователь детства, Ж. Пиаже, отрицал креативность как характеристику детского мышления, считая его эгоцентричным, нерефлексивным, нечувствительным к противоречиям.
Среди отечественных ученых Л.С. Выготский экспериментально выявил уменьшение ригидности мышления с возрастом благодаря развитию умения усваивать и формулировать новые понятия. А.А. Венгер связывал увеличение с возрастом способности к творчеству с развитием понимания причинности - способности выявлять связи и отношения между предметами и их свойствами, отражать объективные закономерности. Н.Н. Поддьяков называет гибкость детского мышления условием, обеспечивающим усвоение системы знаний, отражающих объект в различных противоречивых аспектах. Он связывает с этой особенностью такую форму детского творчества, как экспериментирование. Детское экспериментирование, по Н.Н. Поддьякову, - это преобразование ребенком незнакомых объектов и самостоятельное выявление в них скрытых свойств и отношений.
Гибкость мышления дошкольника связана с перестройкой и переоценкой ситуации, со способностью увидеть новое в старом, а нестарое в новом. Зависит эта особенность мышления как от умения ребенка выделять в освоенных им средствах мышления новые свойства и отношения, так и от смелости применять ранее освоенные средства мышления в новых условиях. Умение анализировать образ объекта и включать ранее неиспользованные характеристики чрезвычайно важны для развития гибкости детского мышления.
Исследования Е.С. Ермаковой показывают, что по мере продвижения дошкольника от средней к подготовительной группе детского сада наблюдается рост его способности самостоятельно изменять систему мыслительных средств, успешно применяемых в одной ситуации и неэффективных в другой. Она выделила три уровня развития гибкости мышления дошкольника, характеризующиеся различны м и внешними проявлениями.
Уровни развития гибкости мышления дошкольников
Первый уровень. Ребенок не осознает проблемности ситуации, не выделяет существенные свойства объекта, не выделяет те или иные аспекты мыслительных средств.
Второй уровень. У ребенка появляются попытки анализа свойств объекта с выделением очевидных и игнорированием существенных, но менее очевидных. Анализ мыслительных средств выражен, по не дифференцирован, не развернут.
Третий уровень. У ребенка выражен анализ свойств объекта, выделяются очевидные и скрытые существенные свойства, четко вынуждена зрительная ориентировка, ребенок ясно улавливает особенности проблемной ситуации.
С учетом особенностей процесса протекания творческого мышления дошкольников к развивающим программам предъявляется целый комплекс требований.
Взрослый, реализующий систему развития творческого мышления у ребенка 5 - 7 лет, придерживается принципов развития творческого мышления.
Принципы развития творческого мышления
Принцип беглости мышления предполагает стимулирование способности генерировать множество решений творческой задачи, осуществляется по методу «мозгового штурма».
Принцип мягкого соревнования означает использование соревнования между командами, постоянно меняющими свой состав, и нематериальным вознаграждением победы и участия.
Принцип сотрудничества и кооперации позволяет выполнять каждое задание индивидуально, в паре или небольшой группе.
Принцип благоприятного климата обязывает взрослого поддерживать на занятиях благоприятную социально-психологическую среду, характеризующуюся психологической безопасностью и безусловным принятием ценностей каждого ребенка.
Принцип неоцениваемой деятельности предоставляет каждому участнику право делать ошибки.
Принцип положительного подкрепления желаемого поведения понимается как событие, совпадающее с каким-либо действием и ведущее к увеличению вероятности повторного совершения этого действия.
Принцип активности обеспечивает развитие творческих способностей ребенка благодаря его собственной деятельности по решению творческой задачи.
Педагог направляет усилия на развитие мотивации достижения успеха как одного из основных компонентов любой, в том числе и творческой, деятельности.
Глава2. Реализация авторской программы «Организация работы по развитию творческого мышления и воображения детей старшего дошкольного возраста» на базе муниципального бюджетного дошкольного учреждения «Детского сада № 3 «Рябинка»» г. Анива
2.1. Пояснительная записка
Уровень программы: развивающая программа для дошкольных образовательных учреждений
Срок реализации - 1 учебный год (30 часов)
Целевые группы, на которые рассчитана программа: дети старшего дошкольного возраста, их родители и педагоги
Автор-составитель программы: Ким А. А.
Актуальность программы
Развитие творческих возможностей детей всегда рассматривалось как одна из актуальных задач образования. В современном обществе способность творить расценивается выше знаний и умений. Даже для того, чтобы соответствовать званию “компетентного специалиста” в своей области деятельности необходимо быть творческим человеком. Творчество – это новые идеи, новый опыт, новые перспективы. Без развитого воображения нет не только открытия, но и широкого взгляда на вещи, нет активного восприятия действительности, нет гармонически развитой личности. Слово “творчество” происходит от слова “ творить” и в общественном смысле это означает искать, изобретать и создавать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте – индивидуальном или общественном. Исходя из этого, творческая одаренность (креативность) расценивается обычно, как способность порождать оригинальные идеи: выдвигать новые гипотезы, новые комбинации, отказываться от стереотипных способов мышления.
Основной ценностью гуманистического личностно-ориентированного оборудования выступает творчество как способ развития человека в культуре. Творческая ориентация обучения и воспитания позволяет осуществлять личностно-ориентированное образование как процесс развития и удовлетворения потребностей человека как субъекта жизни, культуры и истории.
В настоящее время существует острая социальная потребность в творчестве и творческих индивидах. Стремление реализовать себя, проявить свои возможности - это то направляющее начало, которое проявляется во всех формах человеческой жизни - стремление к развитию, расширению, совершенствованию, зрелости, тенденция к выражению и проявлению всех способностей человека. Творческие способности проявляются в умении адекватно реагировать на происходящее в жизни изменения, в готовности использовать новые возможности, предоставляемые постоянно обновляющейся жизнью, в стремлении избежать очевидных, традиционных решений, в выдвижении нестандартных, неординарных идей. Но самое главное состоит в том, что творчество дает возможность удовлетворять высшую человеческую потребность - потребность в самореализации.
Успешность в обучении связывается с развитием двух противоречивых процессов: логического компонента мышления (возможность алгоритмизированного, поэтапного обучения) и творческого компонента мышления. Обучаемость, согласно одному из определений, включает в себя ряд параметров, в том числе гибкость мышления как скорость изменения действия в соответствии с изменением ситуации. Доказано, что развитие только словесно-логического мышления снижает уровень развития творческого мышления детей. В дальнейшем это непосредственно отражается на качестве отечественного школьного образования.
Занятия по развитию творческого мышления позволяют ребенку использовать собственный опыт, повышают его познавательную мотивацию. Ввиду актуальности названной темы, была разработана программа «Организация работы по развитию творческого мышления и воображения детей старшего дошкольного возраста с признаками одарённости». Данная программа была разработана на основе «Программы развития творческого мышления у детей 5 - 7 лет», автор З.В. Шашкова, с включением элементов ТРИЗ, с использованием игр и упражнений для развития творческого мышления, и воображения у дошкольников в различных видах деятельности, с учётом актуальных целей и задач нашего дошкольного учреждения.
Новизна программы
Развитие творческого мышления и воображения детей старшего дошкольного возраста, в условиях детского сада, обычно рассматривается в контексте работы с детьми.
В нашем случае одним из главных компонентов выступает работа с педагогическим коллективом и родителями. Основными направлениями данной работы является повышение компетентности в вопросах развития творческого мышления детей и развитие творческих способностей взрослых.
Теоретическое и методическое обоснование программы
- творчество - это процесс создания субъективно-нового, основанной на способности порождать оригинальные идеи и использовать нестандартные способы деятельности;
- для осуществления творческого самовыражения необходимо овладение культурными нормами, принятыми в обществе, которые являются, с другой стороны, материалом или трамплином в дальнейшем личностном развитии;
- истоки творчества ребенка в его субъектном опыте, в том числе и эмоциональном;
- творческое мышление является естественным процессом, свойственным для всех людей, хотя его уровень существенно зависит от природных способностей к той или иной деятельности;
- критерием развития творческого мышления в дошкольном возрасте является уровень проявления собственной индивидуальности, эмоционального самовыражения, открытия себя.
Цель программы - развитие воображения, а также беглости, гибкости, оригинальности мышления детей, разработанности выдвигаемых ими идей, умение находить нестандартные решения проблемных ситуаций.
Задачи программы
- повысить компетентность педагогов и родителей в вопросах развития творческих способностей детей создать мотивацию как важное условие реализации творческого потенциала личности ребенка;
- научить детей работать с образным, символическим и семантическим содержанием;
- развивать у детей способность генерировать идеи в условиях коллективного и индивидуального решения творческой задачи;
- способствовать проявлению у детей способности к образной и вербальной разработке деталей;
- побуждать самостоятельно оценивать свою творческую продукцию.
Ожидаемые результаты
В результате реализации программы дети научатся:
- планировать свои действия: анализировать задания, определять последовательность его выполнения, вслух проговаривать последовательность действий;
- создавать идеи в условиях ограничений, заданных инструкцией к выполнению упражнения;
- изменять характеристики знакомых объектов, создавать необычный образ через комбинирование разных деталей;
- детально разрабатывать выбранную тему, придумывать названия для своих работ;
- сочинять сказки и истории, применять различные приемы для сочинения, решения творческой задачи;
- осуществлять контроль: сравнивать результат с заданием, находить способы улучшения работы, самостоятельно вносить коррективы;
- самостоятельно оценивать свою творческую продукцию и выражать отношение к творческому продукту сверстника.
В результате реализации программы педагоги и родители:
- компетентны в вопросах развития творческого мышления и воображения старших дошкольников;
- ориентированы на личностную модель взаимодействия с детьми;
- заинтересованы в развитии собственного творческого потенциала;
- владеют способами развития творческого потенциала;
- находят нестандартные решения проблемных ситуаций.
Способы проверки ожидаемых результатов
- диагностика творческого мышления и воображения детей старшего дошкольного возраста (обследование по методике О.М. Дьяченко «Дорисовывание фигур», Тест Торренса (образная и вербальная батарея)
- анкетирование педагогов и родителей по методике М.А. Араловой «Творческий потенциал»
- рефлексия по итогам проведения занятий, бесед и других используемых форм работы.
2.2. Организация занятий, условия и основные методы работы педагога
Руководство группой осуществляет педагог, педагог-психолог, обладающий определенными деловыми и личностными качествами, знакомый с психологией детей старшего дошкольного возраста, психологией творчества, методами развития творческих способностей детей, принципами работы подобной группы, педагогическими способами повышения творческого потенциала участников, умениями преодолевать препятствия творческого мышления ребенка и способами его активизации.
Совместная деятельность детей, организуемая на занятии, не может быть однозначно отнесена ни к учебной, ни к игровой, поскольку детское творчество - это особый вид деятельности, организуемый и обеспечиваемый педагогом. Основной единицей обучения детей является занятие в группе. Оптимальный состав группы - 8 - 10 человек, относительно однородных по своим способностям, но использующих разные способы решения творческих задач. Темп работы определяется индивидуальными особенностями участника группы.
Для организации деятельности детей и взрослого нами предлагается различное расположение мебели в комнате для занятий. Предполагается использование доски для фиксации генерируемых идей. Завершенные работы демонстрируются ребенком у доски или с места. Для занятий также понадобятся: школьная доска, цветные мелки, доска для демонстрации работ, магнитофон, мяч, детские игрушки, картинки. Дети для работы на занятиях приносят с собой альбомы, включающие стимульный материал для всех заданий, цветные карандаши, фломастеры, ручки, ножницы; клей. Временная протяженность занятия составляет 30 минут. Занятие строится с учетом знания возможностей, творческого потенциала ребенка (по результатам психодиагностики). Обучение основано на активности и самостоятельности детей. Каждый сам определяет степень своей включенности в занятие. Допускается отказ ребенка от участия в той или иной части занятия. Это позволяет детям, испытывающим дискомфорт в ситуации неопределенности, адаптироваться к новым условиям в удобном для них темпе.
Содержание занятий предполагает смену видов деятельности детей, положения их тела через каждые 5 - 10 минут, что достигается включением в занятие игровых приемов, гимнастических, психогимнастических и психотехнических упражнений, игр и упражнений ТРИЗ. Включение подобных заданий способствует психической разрядке и восстановлению сил, благоприятно сказываясь на здоровье ребенка.
При подготовке программы использован разнообразный, доступный детям 5 - 7 лет материал, реализуемый в двигательных, игровых, словесных, графических формах. Занятия строятся в форме игры, соревнования, путешествия, кооперативно-творческой деятельности. Для проведения занятия необходимо создавать и постоянно поддерживать атмосферу творчества и психологической безопасности, что достигается применением следующих методов проведения занятий:
- ритуалы начала и окончания занятия;
- психогимнастические и психотехнические упражнения;
- совместная работа в микрогруппах;
- эмоционально окрашенный рассказ педагога;
- подвижные и настольные игры;
- элементы ТРИЗ;
- беседа;
- рисование
- и другие виды изобразительного творчества.
Игровые приемы на занятиях по развитию творческого мышления являются ведущими. Игра является ведущей деятельностью дошкольников, основным способом познания ими окружающего мира и освоения новых социальных ролей. Игровое взаимодействие дошкольников способствует нарастанию эмоций, включению умственных способностей, внимания, памяти, воображения детей, усиливает их мотивацию, активизирует процесс создания идей.
В практике обучения детей решению творческих задач, имеющих много вариантов решения, мы используем ситуационные игры (игровые ситуации). Ситуация создает «сцену», на которой протекает игровой процесс. Содержанием ситуационных игр может быть ряд игровых сюжетов и игровых проблем.
Наиболее часто на занятиях используется игровая ситуация «Путешествие», имеющая варианты, связанные с транспортным средством, временем, местностью, целью путешествия, что определяет акценты. Например, транспортное средство: ракета, воздушный шар, ковер-самолет, корабль, машина времени, лошадь, слон и др. Место: по городу, в сказках, по островам, по улице, по страницам книг, по дереву. Время: прошлое, будущее, Цель: поиск клада, по следу Жар-птицы, спасение принцессы, поиск волшебного предмета, поиск ответа на вопрос.
Упражнения первой части выполняются стоя на месте. Дети стоят лицом в круг, повторяют движения и звуки за педагогом. Упражнения второй части выполняются при движении по кругу. Дети повторяют действия взрослого или придумывают свои. Педагог может предложить запомнить дорожку, чтобы повторить ее в обратном порядке при возвращении в комнату для занятий. Дорожка предлагается простая или сложная в зависимости от степени успешности детей в освоении программы. Иногда ребенок сам становится «проводником» и рассказывает о тропинке, по которой идет группа.
Педагог создает и развивает ситуацию успеха в том виде деятельности, который наиболее свойственен ребенку именно в этот период жизни. Ситуация успеха становится основой позитивной самооценки ребенка, которая стимулирует развитие его творческой деятельности. Благодаря этому обеспечивается психологический комфорт.
2.3. Содержание направлений реализации программы
I направление: комплексная диагностика уровня развития творческого мышления и воображения детей старшего дошкольного возраста, а также диагностика творческого потенциала педагогов.
Для реализации первого направления программы мною составлен комплекс психодиагностических методик обследования творческого мышления и воображения детей старшего дошкольного возраста. В комплекс вошли методики, охватывающие различные стороны творческого мышления и воображения детей, и обследующие творческий потенциал педагогического коллектива.
- «Дорисовывание фигур» (автор О.М. Дьяченко). Методика направлена на определение уровня развития воображения, способности создавать оригинальные образы.
- «Незаконченные рисунки». Это тест на выявление способности к воображению и целостному восприятию рассчитан на детей в возрасте от 5 до 12 лет.
- «Выявление уровня активности воображения и его развития у детей 5-10 лет». Эта методика предложена американским педагогом М. Карне.
- «Составление изображений объектов». Тест позволяет диагностировать воссоздающее воображение и образное мышление. Рассчитан на детей всех возрастных групп: дошкольников, младших школьников, подростков.
- «Изобретатель». Этот тест-игра наряду с фантазией активизирует и мышление. Его охотно выполняют старшие дошкольники и младшие школьники.
- «Изучение оригинальности детских рисунков». Тест рассчитан на детей 5 лет. Тестирование может быть коллективным и индивидуальным.
- «Изучение гибкости построения графического образа».
- Тест, предложенный в 1962 г. американским психологом Е.П. Торрансом, позволяет выявить способность строить различные изображения на основе одного и того же графического контура. Предназначен для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
- «Несуществующее животное». Эту проективную методику можно использовать, начиная с пяти лет. Тест помогает выявить эмоциональное состояние испытуемого, межличностные отношения, а также оригинальность его мыслительной деятельности, умение фантазировать.
- Анкетирование «Творческий потенциал».
- Диагностика ориентированности воспитателя на учебно-дисциплинарную или личностную модель взаимодействия с детьми дошкольного возраста (авт. В.А. Ситаров, В.Г. Маралов).
II направление: организация и проведение занятий с детьми, основа которых — творческие задания, соответствующее особенностям детей. Основу содержания второго направления реализации программы составляют:
- игры и упражнения для развития творческого мышления и воображения у дошкольников в различных видах деятельности (познавательной, творческой, коммуникативно-речевой, бытовой);
- задания с элементами ТРИЗ;
- циклы заданий «Дорисуй-ка», «Фабрика игрушек», «На что это похоже», «На неведомых дорожках» по З.В. Шашковой;
- Разработаны конспекты занятий с детьми по Программе.
III направление: повышение творческого потенциала педагогического коллектива:
Приобщать детей к радости творчества, должны, разумеется, взрослые. Насколько успешным будет это приобщение, во многом зависит от творческого потенциала наставника.
В программу вошли материалы, конспекты лекций, бесед, информационно-практических занятий для педагогов, направленных на повышение их собственного творческого потенциала. Работа проводится с использованием различных форм и методов:
- Лекции, семинары, консультации, педагогические лаборатории
- Информационно-практические и тренинговые занятия, направленные на выявление и помощь в реализации творческих способностей педагогов.
IV направление: проведение просветительской работы с педагогическим коллективом и родителями по вопросам выявления и развития детской интеллектуальной одаренности и творческого мышления:
- Индивидуальные и групповые консультации для родителей воспитанников
- Анкетирование родителей:
- Анкета для родителей «Познавательные способности и навыки»
- Анкета для родителей «Особенности развития ребенка подготовительной к школе группы»
- Информационные материалы для бесед с родителями на тему «Развитие творческих способностей ребенка 5-7 лет»:
- «Как развитие творческого мышления может повлиять на школьную успешность детей»
- «Какого типа ваш ребенок: зритель? слушатель? деятель?»
- Листовка для родителей «Педагогические рычаги».
- Педагогический совет «Одаренные дети». Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах работы с одарёнными детьми.
2.4. Результаты апробации программы
Апробация программы проводилась в муниципальном дошкольном учреждении центре развития ребенка – детском саду №106 с 2009 года. В ходе апробации использовались диагностические методики, анкеты, материалы лекций, бесед, информационно-практических занятий.
В ходе реализации первого направления программы приняли участие дети подготовительных к школе групп. Диагностическая работа с детьми проводилась в трёх направлениях:
1) диагностика воображения по методике «Дорисовывание фигур» (автор О.М. Дьяченко)
Результаты обследования воображения детей на ноябрь 2009 года свидетельствуют о преобладании детей со средним уровнем развития воображения, что является возрастной нормой, также выявлены дети с высоким и низким уровнями развития воображения. При повторном обследовании в мае 2009 года результаты обследования говорят о всё том же преобладании среднего уровня, однако низкий уровень развития воображения был ликвилирован.
2) диагностика креативности (творческого мышления) с использованием Теста Торренса (вербальная батарея).
Результаты обследования вербальной креативности показали, что наибольшее количество баллов получено по показателю креативности – беглость (370 баллов). Это говорит о том, что для детей данного возраста в процессе творческого мышления характерно приводить большое число ответов на предоставленные задания, эти ответы зачастую банальны, о чем свидетельствует показатель оригинальности, который составил – 310 баллов. Менее выражен показатель гибкости (301 балл), что свидетельствует о сложности переключения внимания от одного аспекта решения проблемы к другому.
На основе полученных результатов, мною были выделены три группы дошкольников с разным уровнем развития креативности.
Уровни развития вербальной креативности дошкольников
Высокий уровень | 25,0% |
Средний уровень | 42,0% |
Низкий уровень | 33,0% |
Сравнивая дошкольников по уровню развития вербальной креативности, выявлено, что большинство, а именно 42% дошкольников имеют средний уровень, это говорит о том, что норма развития креативности присуща большей массе исследуемых. Низкий уровень развития присущ 33% дошкольникам, хотя эти дети могут иметь высокий интеллектуальный уровень. И 25% дошкольников имеют высокий уровень развития креативности.
3) Творческий потенциал сотрудника дошкольного учреждения важен для детей, родителей и коллег. В результате апробации данного направления программы выявлен уровень творческого потенциала коллектива дошкольного учреждения при помощи анкеты «Творческий потенциал», М.А.Араловой . Выяснилось, что 50% педагогического коллектива обладают творческим потенциалом выше среднего уровня. Эти сотрудники способны творчески вести занятия, а также разрабатывать новые формы работы с детьми и родителями. 46% сотрудников обладают творческим потенциалом среднего уровня, т.е. относятся скорее к исполнителям, нежели к генераторам идей, но могут успешно претворять в жизнь готовые проекты и идеи.
Результаты анкетирования педагогического коллектива МБДОУ № 3 «Рябинка» г. Анива по методике «Творческий потенциал»
Полноценно развивать творческое мышление детей может педагог, ориентированный, прежде всего, на личностное взаимодействие и общение с детьми, не навязывающий детям свою жесткую позицию. Поэтому, для выявления уровня ориентированности на учебно-дисциплинарную личностную модель взаимодействия с детьми использовала анкету авт. В.А. Ситаров, В.Г. Маралов.
Исследование проводилось в феврале 2020 года среди педагогического коллектива МБДОУ № 3 «Рябинка» г. Анива
В исследовании приняли участие 28 человек. Из них:
- 2 человека (7%) обладают выраженной ориентированностью на личностную модель взаимодействия с воспитанниками;
- 18 человек (64%) обладают умеренной ориентированностью на личностную модель взаимодействия с воспитанниками;
- 5 человек (18%) обладают умеренной ориентированностью на учебно-дисциплинарную модель взаимодействия с воспитанниками;
- 3 человека (11%) обладают выраженной ориентированностью на учебно-дисциплинарную модель взаимодействия с воспитанниками.
Результаты апробации второго направления программы в аспекте работы с детьми показали интерес детей к выполнению нестандартных заданий. Дети достаточно быстро включились в процесс продуцирования новых идей. Трудности возникали в рефлексии и оценке собственного творческого продукта и творческого продукта сверстника.
Задания ТРИЗ, такие как сочинение загадок при помощи определенного алгоритма, выделение противоположных признаков объектов, противоречий в окружающем, метод маленьких человечков, ознакомление с приёмами фантазирования развивали в детях не только творческое мышление, но и связную речь, обогащали их словарный запас.
Циклы заданий «Дорисуй-ка», «Фабрика игрушек», «На что это похоже», «На неведомых дорожках» З.В. Шашковой основаны на дорисовывании фигур. Разработанный автором стимульный материал привлекателен и понятен детям. С помощью данных заданий дети развивали мелкую моторику рук, а также необходимый компонент школьной готовности – усидчивость и направленность на результат.
Задача третьего направления реализации программы – повышение творческого потенциала педагогического коллектива.
В программах реформирования российского образования отмечается, как приоритетный и базовый фактор ее развития, необходимость неуклонного повышения профессионального мастерства педагогов, творческого компонента деятельности. Это объясняется тем, что главное целевое предназначение системы образования - сохранение, трансляция и трансформация культуры – реализуется самими носителями этой культуры, т.е. педагогами.
Повышение психологической компетентности педагогов и их личностного роста – комплексный творческий процесс, предполагающий ознакомление воспитателей с технологиями обучения и воспитания детей дошкольного возраста, работы с родителями. Прежде всего, следует создать условия для повышения активности и инициативы воспитателей, для пробуждения и поощрения их творческих поисков.
Несмотря на активный интерес к процессу профессионализации педагогов, изменению условий их труда и требований современности к профессии, анализ исследований в этой области показывает недостаточную проработанность данной проблематики.
Мною разработаны и опробованы информационно-практические занятия и тренинги, направленные на повышение творческого потенциала и личностный рост педагогов. Каждое занятие предполагает рефлексию по четырём критериям:
- оценка содержания тренинга (занятия);
- оценка психологического климата на тренинге (занятии);
- оценка деятельности ведущего; оценка деятельности участника (самооценка).
Результаты реализации первого, диагностического и мотивационного этапа показали с одной стороны интерес к возможности познания собственной личности, с другой стороны некоторую пассивность по отношению к участию в практических занятиях. Данную проблему можно разрешить путем повышения информационной компетентности и мотивирования педагогов в данном направлении.
В результате реализации данного направления программы педагоги:
- проанализируют свои сильные и слабые стороны;
- овладеют навыками личностного развития;
- станут более раскрепощенными и открытыми в общении с коллегами;
- преодолеют стереотипы поведения;
- сформируют адекватную самооценку;
- станут более уверенными в себе.
В результате реализации четвертого направления: проведение просветительской работы с педагогическим коллективом и родителями по вопросам выявления и развития детской интеллектуальной одаренности и творческого мышления, родители воспитанников детского сада познакомились с особенностями творческого мышления и воображения детей, способами развития творческого мышления детей в быту, выявили особенности познавательного развития детей. В данном направлении разработаны материалы различных форм работы с родителями воспитанников: анкеты, буклет, листовка, газета, конспекты бесед.
Заключение
Творческие способности проявляются в умении адекватно реагировать на происходящее в жизни изменения, в готовности использовать новые возможности, предоставляемые постоянно обновляющейся жизнью, в стремлении избежать очевидных, традиционных решений, в выдвижении нестандартных, неординарных идей. Но самое главное состоит в том, что творчество дает возможность удовлетворять высшую человеческую потребность - потребность в самореализации.
Результаты анализа взаимосвязей творческого мышления и интеллекта с возрастом указывают на то, что творческое мышление является онтогенетическим предшественником интеллекта. Полноценное развитие интеллекта возможно только в том случае, если в раннем возрасте в равной мере формируются стандартные социокультурные навыки и развиваются творческие способности. Именно развитие творческого мышления создает базу для интеллектуального развития ребенка, и уровень развития интеллекта в старших возрастах до некоторой степени зависит от развития творческого мышления в младших возрастах.
Направленная систематическая работа с детьми дошкольного возраста создает благоприятные условия для развития творческих способностей. Поэтому программы по развитию творческих способностей чрезвычайно востребованы.
Представленные результаты апробации программы «Организация работы по развитию творческого мышления и воображения детей старшего дошкольного возраста с признаками одарённости», материалы, методики и подходы, имеют научную методологическую основу и направлены на конкретный практический результат: развитие творческого мышления старших дошкольников, формирование активной позиции родителей по вопросам развития творческого мышления детей, а также повышение творческого потенциала педагогов учреждения.
Список литературы
1.Аралова, М.А. Формирование коллектива ДОУ: Психологическое сопровождение. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 64 с.
2.Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей /Д.Б.Богоявленская. - М.: Издательский центр Академия, 2002. – 320 с.
3.Венгер, Л.А. Педагогика способностей / Л.А. Венгер. – М.: Знание, 1973. – 117 с.
4.Гальперин, П.Я. К психологии творческого мышления/ П.Я.Гальперин // Вопросы психологии. – 1982. - № 5.
5.Готовимся к аттестации! Методическое пособие для педагогов ДОУ. – СПб: «Детство-Пресс», 1999. – С.60.
6.Дружинин, В.Н. Психология общих способностей.3-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 368 с.
7.Дьяченко, О.М. Кириллова А. И. О некоторых особенностях развития воображения детей дошкольного возраста. // Вопросы психологии. 1987. № 1. с. 44 – 51.
8.Кириллова, Г Д. Начальные формы творческого воображения у детей. // Дошкольное воспитание. 1971. – № 2. с. 41 – 46.
9.Кыштымова, И.М. Психосемиотика креативности /И.М.Кыштымова - Иркутск.: Наука,2008. - 267с.
10.Лубовский, Д.В. Диагностика креативности дошкольников/ Д.В.Лубовский //Психология обучения. 2005.- № 8, с. 82-87.
11.Пономарев, Я.А. Психология творческого мышления /Я.А.Понамарев – М.: Академия пед. наук, 1960.
12.Практический интеллект / под. ред. Р.Дж. Стернберга. - СПб.: Питер, 2002. – 272 с.
13.Психолог в дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т.В. Лаврентьевой. – М.: Издательство «Гном и Д», 2002. – С.38.
14.Рождественская, Н.В. Креативность: пути развития /Н.В.Рождественская - СПб.: Питер, 2006. - 178 с.
15.Туник, Е.Е. Диагностика творческого мышления /Е.Е.Туник - М.: Парус, 2006. - 352с.
16.Шашкова, З.В. Занятия по предшкольной подготовке: развитие творческого мышления (программы, игровые задания, стимульный материал): учеб-методич. пособие / З.В. Шашкова; под ред. Т.В, Черниковой. – М.: Глобус, 2007. -219 с.
17.Щербо, Н.П. Исследование творческой одарённости с помощью тестов П.Торренса у младших школьников /Н.П. Щербо// Вопросы психологии. – 1991. - № 1.
18.Яковлева, Е.Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития // Вопросы психологии. – 1997. - № 4. – С. 20.