Профессиональная деятельность

Тебякина Арина Валерьевна

Обеспечиваю образовательный процесс программно-методической документацией. Разработаны рабочие  программы по предметам "История", "Обществознание", "Право", "Финансовая грамотность". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab_prog_finansovaya_gramot.docx33.85 КБ
Файл rabochaya_programma_po_pravu.docx33.84 КБ
Файл 7_kl_obshchestvo.docx32.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 24

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»»

(уровень среднего общего образования)

(2021-2022 учебный год)

г. Сургут

2021 г.

  1. Пояснительная записка

Любой человек в нашем обществе ежедневно сталкивается с многочисленными вопросами, которые активно вовлекают его в процесс взаимодействия с финансовыми институтами. Такое взаимодействие начинается ещё в детстве, и по мере взросления уровень решаемых задач постоянно повышается. Очевидно, что уже в школьном возрасте у ребёнка необходимо сформировать те базовые знания и умения, которые в последующем позволят ему принимать рациональные финансовые решения, решать возникающие финансовые проблемы, своевременно распознавать финансовые мошенничества.

Курс «Финансовая грамотность» для 10–11 классов является логичным продолжением целостной программы повышения финансовой грамотности, нашедшей своё отражение в учебно-методических комплектах, разработанных для учащихся 2–9 классов.

Однако данный курс вполне может рассматриваться и как самостоятельный, поскольку учащиеся 16–18 лет уже обладают необходимыми знаниями, умениями и инструментарием, которые позволили бы правильно воспринимать предлагаемые темы. В выпускных классах можно изучать темы, которые подростками более раннего возраста не могут быть правильно поняты и уяснены.

 В основе курса «Финансовая грамотность» для 10–11 классов лежит системно-деятельностный подход, в нём отражены личностные и метапредметные результаты, сформулированные в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования. Это позволяет вписать образовательный курс в систему общего образования для организации внеурочного обучения по программам финансовой грамотности.

Курс «Финансовая грамотность» для 10–11 классов тесно переплетается с общеобразовательными предметами, изучаемыми в школе. Благодаря этому педагог может добиться от учащихся не только более глубокого понимания курса, но и умения применять и закреплять полученные знания при изучении других предметов, а учащиеся – осознать, что полученные знания по предметам тесно взаимосвязаны и могут пригодиться в повседневной жизни.

Экономическое мышление формируется на основе знаний по истории, информатике, математике, обществознанию и другим общеобразовательным предметам. Наиболее тесно образовательный курс финансовой грамотности связан с обществознанием. Ввиду того что ЕГЭ по обществознанию содержит в себе вопросы экономического блока, включающие различные аспекты финансовой грамотности, рабочая тетрадь, входящая в состав учебно-методического комплекта, разработана с учётом типовых заданий экзамена.

Перечень предлагаемых к изучению тем соответствует необходимому минимуму базовых финансовых знаний для успешного молодого человека в современном обществе и учитывает международный опыт реализации программ повышения финансовой грамотности.

Так, в курсе предлагается раскрытие ключевых вопросов, связанных с функционированием финансовых институтов и взаимодействием с ними. Поскольку учащиеся только начинают вступать в отношения с финансовыми институтами, в рамках курса рассматриваются такие понятия, как коммерческий банк, инвестиционный фонд, рынок ценных бумаг, налоговая система, пенсионный фонд и др. Учащиеся должны научиться основам взаимодействия с банками, пенсионными фондами, налоговыми органами, страховыми компаниями в процессе формирования накоплений, получения кредитов, уплаты налогов, страхования личных и имущественных рисков и др.

Курс направлен на формирование умений находить и анализировать информацию финансового характера, ориентироваться в ассортименте предлагаемых финансовых продуктов, осуществлять их выбор, адекватный потребностям и возможностям индивидуума. Также курс предполагает формирование умений в области прогнозирования возможных последствий от принимаемых финансовых решений и умений по выявлению мошеннических схем при осуществлении финансовых операций.

Курс «Финансовая грамотность» для 10–11 классов разбит на тематические модули, изучение которых обеспечит освоение широкого спектра финансовой информации по вопросам, наиболее интересующим молодых людей в этом возрасте. Поскольку модули подготовлены с учётом тех конкретных практических задач, которые придётся решать молодым людям на определённом этапе их жизни, это позволит учащимся выстроить собственную образовательную траекторию и получить углублённые знания именно по тем финансовым проблемам, которые они посчитают наиболее полезными для себя. В качестве дополнительного материала при глубоком изучении учащимися отдельных вопросов финансовой грамотности могут быть использованы учебные пособия, подготовленные в рамках целостной программы повышения финансовой грамотности: «Страхование», «Фондовый рынок», «Банки», «Финансовые риски и финансовая безопасность», «Пенсия и пенсионные накопления».

Цель обучения: формирование основ финансовой грамотности среди учащихся 10–11 классов посредством освоения базовых понятий, отражающих сферу личных финансов, а также умений и компетенций, способствующих эффективному взаимодействию учащихся с финансовыми институтами с целью достижения финансового благосостояния.

Курс финансовой грамотности в 10—11классах состоит из отдельных модулей, каждый из которых разбит на несколько занятий. В каждом занятии содержится как теоретический материал, так и практические задания, которые позволят ученику закрепить знания, полученные в ходе изучения содержания занятия, сформировать практические умения. Последовательность модулей выстроена таким образом, чтобы учащийся имел возможность изучить все вопросы для успешного решения в будущем стоящих перед ним финансовых задач. Однако представленная последовательность модулей курса не является безусловно заданной. В зависимости от логики преподавания, особенностей класса и прочих причин педагог имеет право изменять представленную последовательность в оптимальном для выбранной ситуации варианте.

 В тематическом плане указано общее количество часов, а также количество часов, планируемых для изучения конкретной темы. Курс повышения финансовой грамотности требует деятельностного подхода к обучению, при котором знания не противопоставляются умениям, а рассматриваются как их составная часть. Знания не могут быть ни усвоены, ни сохранены вне действий обучаемого.

Таким образом, изучение финансовой грамотности в школе даёт возможность обучающимся овладеть начальными умениями в области управления личными финансами в целях адаптации к динамично изменяющемуся и развивающемуся миру денежных отношений.

В ходе организации учебной деятельности учащихся будут использоваться следующие формы занятий:

  • Лекция-беседа или диалог с аудиторией;
  • Практикум;
  • Игра;
  • Занятие – презентация учебных достижений.

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» включает в себя:

  • Пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы учебного предмета, тематическое планирование. Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения предмета, характеристику психологических предпосылок к его изучению школьниками; место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания, к определению планируемых результатов и к структуре тематического планирования.
  • Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе средней школы во взаимосвязи с реализацией программы воспитания школы.
  • Планируемые результаты включают личностные, метапредметные и предметные результаты за период обучения в средней школе.

  1. Содержание внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»

на уровне среднего общего образования

Предметное содержание на уровне среднего общего образования

Реализация программы воспитания на уровне среднего общего образования. Нормы и традиции поведения обучающегося

Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни

опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких; опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований, опыт проектной деятельности.

Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов

опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких; опыт дел, направленных на пользу своему родному городу или селу, стране
в целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции; опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома
или на улице.

Налоги: почему их надо платить

опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких; опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований, опыт проектной деятельности;

Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду

опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких; опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей.

Собственный бизнес: как создать и не потерять

опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и самореализации; трудовой опыт, опыт участия в производственной практике; опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований, опыт проектной деятельности;

Финансовые мошенничества: как распознать и не стать жертвой

опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких; опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях, волонтерский опыт.

Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления

опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований, опыт проектной деятельности; опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях, волонтерский опыт; опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;

Планируемые результаты обучения

 Требования к личностным результатам освоения курса:

 • способность к самостоятельным решениям в области управления личными финансами;

 • сформированность сознательного, активного и ответственного поведения на финансовом рынке: поведения личности, уважающей закон, осознающей свою ответственность за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми институтами;

 • понимание прав и обязанностей в сфере управления личными финансами;

• готовность вести диалог с членами семьи, представителями финансовых институтов по вопросам управления личными финансами, достигать в нём взаимопонимания;

• готовность и способность к финансовому образованию и самообразованию во взрослой жизни;

• сознательное отношение к непрерывному финансовому самообразованию как условию достижения финансового благополучия;

• способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность со сверстниками и педагогом в рамках занятий по финансовой грамотности.

Требования к интеллектуальным (метапредметным) результатам освоения курса:

 • умение самостоятельно определять финансовые цели и составлять планы по их достижению, осознавая приоритетные и второстепенные задачи;

 • умение выявлять альтернативные пути достижения поставленных финансовых целей;

 • способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения финансовых проблем;

• умение ориентироваться в различных источниках информации финансового характера, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

• умение определять назначение и функции различных финансовых институтов, ориентироваться в предлагаемых финансовых продуктах, оценивать последствия их использования;

• умение общаться и взаимодействовать с учащимися и педагогом в рамках занятий по финансовой грамотности.

Требования к предметным результатам освоения курса:

• владение базовыми понятиями: личные финансы; сбережения; банк; депозит; кредит; ипотека; процент; инвестирование; финансовый риск; портфель инвестиций; страхование; договор на услуги по страхованию; медицинское страхование; автострахование; страхование жизни; страховой случай; фондовый рынок; ценные бумаги; акции; облигации; налоги; пошлины; сборы; налоговая система; ИНН; налоговый вычет; пеня по налогам; пенсия; пенсионная система; пенсионные накопления; бизнес; стартап; бизнес-план; бизнес-ангел; венчурный предприниматель; финансовое мошенничество; финансовые пирамиды;

• владение знанием: об основных целях управления личными финансами, мотивах сбережений, возможностях и ограничениях использования заёмных средств; об устройстве банковской системы, особенностях банковских продуктов для физических лиц, правилах инвестирования денежных средств в банковские продукты и привлечения кредитов; о видах финансовых рисков и способах минимизации их последствий для семейного бюджета; о функционировании страхового рынка, субъектах страхования, страховых продуктах и их специфике;  о структуре фондового рынка, основных участниках фондового рынка, ценных бумагах, обращающихся на фондовом рынке, и особенностях инвестирования в них; об устройстве налоговой системы государства, правилах налогообложения граждан, содержании основных личных налогов, правах и обязанностях налогоплательщика, последствиях в случае уклонения от уплаты налогов; об особенностях пенсионной системы в России, видах пенсий, факторах, определяющих размер пенсии, способах формирования будущей пенсии; об основах функционирования и организации бизнеса, структуре бизнес-плана, налогообложении малого бизнеса и источниках его финансирования;  о видах финансовых мошенничеств и особенностях их функционирования, способах идентификации финансовых мошенничеств среди предлагаемых финансовых продуктов.

Тематическое планирование для 10А класса

№ раздела

Наименование раздела / темы

Порядковый номер урока

Тема урока

Дата проведения (план)

Дата проведения (факт)

1.

Банки: Чем они могут быть вам полезны

1

Управление личными финансами и выбор банка

6.09

2

Управление личными финансами и выбор банка

13.09

3

Как сберечь накопления с помощью депозитов

20.09

4

Как сберечь накопления с помощью депозитов

27.09

5

Проценты по вкладу: большие и маленькие

4.10

6

Проценты по вкладу: большие и маленькие

11.10

7

Банки и золото: как сохранить сбережения в драгоценных металлах

18.10

8

Банки и золото: как сохранить сбережения в драгоценных металлах

25.10

9

Кредит: зачем он нужен и где его получить

8.11

10

Кредит: зачем он нужен и где его получить

15.11

11

Какой кредит выбрать и какие условия кредитования предпочесть

22.11

12

Какой кредит выбрать и какие условия кредитования предпочесть

29.11

13

Как управлять деньгами с помощью банковской карты

6.12

14

Как управлять деньгами с помощью банковской карты

13.12

2.

Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов

15

Финансовые риски и стратегии инвестирования

20.12

16

Финансовые риски и стратегии инвестирования

10.01

17

Что такое ценные бумаги и какими они бывают

17.01

18

Что такое ценные бумаги и какими они бывают

24.01

19

Граждане на рынке ценных бумаг

31.01

20

Граждане на рынке ценных бумаг

7.02

21

Зачем нужны паевые инвестиционные фонды

14.02

22

Зачем нужны паевые инвестиционные фонды

21.02

3

Налоги: почему их надо платить

23

Что такое налоги

28.02

24

Что такое налоги

7.02

25

Виды налогов, уплачиваемых физическими лицами в России

14.02

26

Виды налогов, уплачиваемых физическими лицами в России

21.02

27

Налоговые вычеты, или Как вернуть налоги в семейный бюджет

4.04

28

Налоговые вычеты, или Как вернуть налоги в семейный бюджет

11.04

4

Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду

29

Страховой рынок России: коротко о главном

18.04

30

Страховой рынок России: коротко о главном

25.04

31

Имущественное страхование: как защитить нажитое состояние

2.05

32

Имущественное страхование: как защитить нажитое состояние

9.05

33

Имущественное страхование: как защитить нажитое состояние

16.05

5

Повторение

34

Повторение

23.05

35

Повторение

30.05

Тематическое планирование для 10Б класса

№ раздела

Наименование раздела / темы

Порядковый номер урока

Тема урока

Дата проведения (план)

Дата проведения (факт)

1.

Банки: Чем они могут быть вам полезны

1

Управление личными финансами и выбор банка

7.09

2

Управление личными финансами и выбор банка

14.09

3

Как сберечь накопления с помощью депозитов

21.09

4

Как сберечь накопления с помощью депозитов

28.09

5

Проценты по вкладу: большие и маленькие

5.10

6

Проценты по вкладу: большие и маленькие

12.10

7

Банки и золото: как сохранить сбережения в драгоценных металлах

19.10

8

Банки и золото: как сохранить сбережения в драгоценных металлах

9.11

9

Кредит: зачем он нужен и где его получить

16.11

10

Кредит: зачем он нужен и где его получить

23.11

11

Какой кредит выбрать и какие условия кредитования предпочесть

30.11

12

Какой кредит выбрать и какие условия кредитования предпочесть

7.12

13

Как управлять деньгами с помощью банковской карты

14.12

14

Как управлять деньгами с помощью банковской карты

21.12

2.

Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов

15

Финансовые риски и стратегии инвестирования

28.12

16

Финансовые риски и стратегии инвестирования

11.01

17

Что такое ценные бумаги и какими они бывают

18.01

18

Что такое ценные бумаги и какими они бывают

25.01

19

Граждане на рынке ценных бумаг

1.02

20

Граждане на рынке ценных бумаг

8.02

21

Зачем нужны паевые инвестиционные фонды

15.02

22

Зачем нужны паевые инвестиционные фонды

22.02

3

Налоги: почему их надо платить

23

Что такое налоги

1.03

24

Что такое налоги

8.03

25

Виды налогов, уплачиваемых физическими лицами в России

15.03

26

Виды налогов, уплачиваемых физическими лицами в России

22.03

27

Налоговые вычеты, или Как вернуть налоги в семейный бюджет

5.04

28

Налоговые вычеты, или Как вернуть налоги в семейный бюджет

12.04

4

Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду

29

Страховой рынок России: коротко о главном

19.04

30

Страховой рынок России: коротко о главном

26.04

31

Имущественное страхование: как защитить нажитое состояние

3.05

32

Имущественное страхование: как защитить нажитое состояние

10.05

33

Имущественное страхование: как защитить нажитое состояние

17.05

5

Повторение

34

Повторение

24.05

35

Повторение

31.05

Тематическое планирование для 10В класса

№ раздела

Наименование раздела / темы

Порядковый номер урока

Тема урока

Дата проведения (план)

Дата проведения (факт)

1.

Банки: Чем они могут быть вам полезны

1

Управление личными финансами и выбор банка

2.09

2

Управление личными финансами и выбор банка

9.09

3

Как сберечь накопления с помощью депозитов

16.09

4

Как сберечь накопления с помощью депозитов

23.09

5

Проценты по вкладу: большие и маленькие

30.09

6

Проценты по вкладу: большие и маленькие

7.10

7

Банки и золото: как сохранить сбережения в драгоценных металлах

14.10

8

Банки и золото: как сохранить сбережения в драгоценных металлах

21.10

9

Кредит: зачем он нужен и где его получить

28.10

10

Кредит: зачем он нужен и где его получить

11.11

11

Какой кредит выбрать и какие условия кредитования предпочесть

18.11

12

Какой кредит выбрать и какие условия кредитования предпочесть

25.11

13

Как управлять деньгами с помощью банковской карты

2.12

14

Как управлять деньгами с помощью банковской карты

9.12

2.

Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов

15

Финансовые риски и стратегии инвестирования

16.12

16

Финансовые риски и стратегии инвестирования

23.12

17

Что такое ценные бумаги и какими они бывают

13.01

18

Что такое ценные бумаги и какими они бывают

20.01

19

Граждане на рынке ценных бумаг

27.01

20

Граждане на рынке ценных бумаг

3.02

21

Зачем нужны паевые инвестиционные фонды

10.02

22

Зачем нужны паевые инвестиционные фонды

17.02

3

Налоги: почему их надо платить

23

Что такое налоги

24.02

24

Что такое налоги

3.03

25

Виды налогов, уплачиваемых физическими лицами в России

10.03

26

Виды налогов, уплачиваемых физическими лицами в России

17.03

27

Налоговые вычеты, или Как вернуть налоги в семейный бюджет

24.03

28

Налоговые вычеты, или Как вернуть налоги в семейный бюджет

7.04

4

Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду

29

Страховой рынок России: коротко о главном

14.04

30

Страховой рынок России: коротко о главном

21.04

31

Имущественное страхование: как защитить нажитое состояние

28.04

32

Имущественное страхование: как защитить нажитое состояние

5.05

33

Имущественное страхование: как защитить нажитое состояние

12.05

5

Повторение

34

Повторение

19.05

35

Повторение

26.05

Тематическое планирование для 11 класса

№ раздела

Наименование раздела / темы

Порядковый номер урока

Тема урока

Дата проведения (план)

Дата проведения (факт)

1.

Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду

1

Здоровье и жизнь – высшие блага: поговорим о личном страховании

2.09

2

Здоровье и жизнь – высшие блага: поговорим о личном страховании

9.09

3

Если нанесён ущерб третьим лицам

16.09

4

Если нанесён ущерб третьим лицам

23.09

5

Доверяй, но проверяй, или несколько советов по выбору страховщика

30.09

6

Доверяй, но проверяй, или несколько советов по выбору страховщика

7.10

2.

Собственный бизнес: как создать и не потерять

7

Создание собственного бизнеса: с чего нужно начать

14.10

8

Создание собственного бизнеса: с чего нужно начать

21.10

9

Пишем бизнес-план

28.10

10

Пишем бизнес-план

11.11

11

Расходы и доходы в собственном бизнесе

18.11

12

Расходы и доходы в собственном бизнесе

25.11

13

Налогообложение малого и среднего бизнеса

2.12

14

Налогообложение малого и среднего бизнеса

9.12

15

С какими финансовыми рисками может встретиться бизнесмен

16.12

16

С какими финансовыми рисками может встретиться бизнесмен

23.12

3

Финансовые мошенничества: как распознать и не стать жертвой

17

Финансовые риски и стратегии инвестирования

13.01

18

Финансовые риски и стратегии инвестирования

20.01

19

Финансовая пирамида, или как не попасть в  сети мошенников

27.01

20

Финансовая пирамида, или как не попасть в  сети мошенников

3.02

21

Виды финансовых пирамид

10.02

22

Виды финансовых пирамид

17.02

23

Виртуальные ловушки, или как не потерять деньги при работе в сети Интернет

24.02

24

Виртуальные ловушки, или как не потерять деньги при работе в сети Интернет

3.03

25

Сюжетно-ролевая обучающая игра. Ток-шоу «Все слышат»

10.03

26

Сюжетно-ролевая обучающая игра. Ток-шоу «Все слышат»

17.03

4

Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления

27

Думай о пенсии смолоду, или как формируется пенсия

24.03

28

Думай о пенсии смолоду, или как формируется пенсия

7.04

29

Как распорядиться своими пенсионными накоплениями

14.04

30

Как распорядиться своими пенсионными накоплениями

21.04

31

Как выбрать негосударственный пенсионный фонд

28.04

32

Как выбрать негосударственный пенсионный фонд

5.05

33

Обучающая игра «Выбери свой негосударственный пенсионный фонд»

12.05

5

34

Повторение

19.05

35

Повторение

26.05



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 24

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по  внеурочной деятельности «Право»

(уровень среднего общего образования)

(2021-2022 учебный год)

г. Сургут

2021 г.

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Право», 10 класс.

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Право» является документом локального уровня, регламентирующим организацию образовательного процесса в 10 классе по учебному предмету «Право» в МБОУ СОШ № 24.

Настоящая Рабочая программа составлена на основе:

 1. Право. Рабочая программа. 10—11 классы: учебно-методическое пособие / Е. К. Калуцкая. — М. : Дрофа, 2017.

2. Авторская программа А.Ф.Никитина: Правоведение. 10-11 классы: / А.Ф.Никитин. Базовый уровень – М.: Просвещение, 2012.

Данная рабочая программа ориентирована на использование УМК и учебников по праву (базовый и углублённый уровни) 10 – 11 класс А.Ф. Никитина, Т.И. Никитиной. Рабочая программа предназначена для изучения предмета в 10 – 11 классах на базовом уровне. Это определяет последовательность изложения и объем времени на изучение и усвоение материала. Отбор содержания и логика изложения материала приближены к структуре классического курса «Право».

Программа предусматривает изучение учебного предмета «Право» в 10 – 11 классах для базового изучения предмета из расчета 1 часа в неделю.  Программа рассчитана на 70 учебных часов (по 35 часов в 10 и 11 классах).

Право является одним из значимых гуманитарных предметов в системе среднего общего образования, поскольку призвано обеспечить формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям и установкам, закрепленным в Конституции РФ, гражданской активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений.

Основой учебного предмета «Право» на уровне среднего общего образования являются научные знания о государстве и праве. Учебный предмет «Право» на уровне среднего общего образования многогранно освещает проблемы прав человека, порядок функционирования органов государственной власти, акцентируя внимание на современных реалиях жизни, что способствует формированию у обучающихся правосознания и правовой культуры.

Курс «Право» имеет следующие цели:

Изучение права в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:

  • развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы; содействие развитию профессиональных склонностей;
  • воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым ценностям и институтам, правопорядку;
  • освоение системы знаний о праве как науке, о принципах, нормах и институтах права, необходимых для ориентации в российском и мировом нормативно-правовом материале, эффективной реализации прав и законных интересов; ознакомление с содержанием профессиональной юридической деятельности и основными юридическими профессиями;
  • овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности для решения практических задач в социально-правовой сфере, продолжения обучения в системе профессионального образования;
  • формирование способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом, в том числе к оценке явлений и событий с точки зрения соответствия закону, к самостоятельному принятию решений, правомерной реализации гражданской позиции и несению ответственности

В ходе организации учебной деятельности учащихся будут использоваться следующие формы занятий:

  • Лекция-беседа или диалог с аудиторией;
  • Практикум;
  • Игра;
  • Занятие – презентация учебных достижений.

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Право» включает в себя:

  • Пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы учебного предмета, тематическое планирование. Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения предмета, характеристику психологических предпосылок к его изучению школьниками; место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания, к определению планируемых результатов и к структуре тематического планирования.
  • Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе средней школы во взаимосвязи с реализацией программы воспитания школы.
  • Планируемые результаты включают личностные, метапредметные и предметные результаты за период обучения в средней школе.
  1. Реализация программы воспитания через предметное содержание

Предметное содержание на уровне среднего общего образования

Реализация программы воспитания на уровне среднего общего образования. Нормы и традиции поведения обучающегося

История государства и права

опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований, опыт проектной деятельности; опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества, опыт создания собственных произведений культуры, опыт творческого самовыражения.

Вопросы теории государства и права

опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований, опыт проектной деятельности.

Конституционное право

опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома
или на улице; опыт дел, направленных на пользу своему родному городу или селу, стране в целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции; опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях, волонтерский опыт.

Права человека

опыт дел, направленных на пользу своему родному городу или селу, стране
в целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции; опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких; опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома
или на улице; опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей.

Избирательное право и избирательный процесс

опыт дел, направленных на пользу своему родному городу или селу, стране

в целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции.

Гражданское право

опыт дел, направленных на пользу своему родному городу или селу, стране
в целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции; опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома
или на улице; опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях, волонтерский опыт.

Налоговое право

опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома
или на улице; опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких; опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований, опыт проектной деятельности.

Семейное право

опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома или на улице; опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких; опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований, опыт проектной деятельности.

Трудовое право

трудовой опыт, опыт участия в производственной практике; опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома
или на улице; опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких; 

Административное право

опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома
или на улице; опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких; опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований, опыт проектной деятельности.

Уголовное право

опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких; опыт дел, направленных на пользу своему родному городу или селу, стране в целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции; опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома  или на улице.

Основы судопроизводства

опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких; опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований, опыт проектной деятельности.

Правовая культура и правосознание

опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества, опыт создания собственных произведений культуры, опыт творческого самовыражения; опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и самореализации.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:

1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);

2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

3) готовность к служению Отечеству, его защите;

4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;

7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;

11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;

12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;

13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:

1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;

7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы для учебных предметов на базовом уровне ориентированы на обеспечение преимущественно общеобразовательной и общекультурной подготовки. Предметные результаты освоения основной образовательной программы должны обеспечивать возможность дальнейшего успешного профессионального обучения или профессиональной деятельности.

Изучение предметной области «Общественные науки» должно обеспечить:

сформированность мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, российской гражданской идентичности, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным Конституцией Российской Федерации;

понимание роли России в многообразном, быстро меняющемся глобальном мире;

сформированность навыков критического мышления, анализа и синтеза, умений оценивать и сопоставлять методы исследования, характерные для общественных наук;

формирование целостного восприятия всего спектра природных, экономических, социальных реалий;

сформированность умений обобщать, анализировать и оценивать информацию: теории, концепции, факты, имеющие отношение к общественному развитию и роли личности в нем, с целью проверки гипотез и интерпретации данных различных источников;

владение знаниями о многообразии взглядов и теорий по тематике общественных наук.

Требования к предметным результатам освоения базового курса права должны отражать:

1) сформированность представлений о понятии государства, его функциях, механизме и формах;

2) владение знаниями о понятии права, источниках и нормах права, законности, правоотношениях;

3) владение знаниями о правонарушениях и юридической ответственности;

4) сформированность представлений о Конституции Российской Федерации как основном законе государства, владение знаниями об основах правового статуса личности в Российской Федерации;

5) сформированность общих представлений о разных видах судопроизводства, правилах применения права, разрешения конфликтов правовыми способами;

6) сформированность основ правового мышления и антикоррупционных стандартов поведения;

7) сформированность знаний об основах административного, гражданского, трудового, уголовного права;

8) понимание юридической деятельности; ознакомление со спецификой основных юридических профессий;

9) сформированность умений применять правовые знания для оценивания конкретных правовых норм с точки зрения их соответствия законодательству Российской Федерации;

10) сформированность навыков самостоятельного поиска правовой информации, умений использовать результаты в конкретных жизненных ситуациях.

        

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «ПРАВО» (10 В кл.)

№ п/п

Наименование темы

Количество часов

Дата проведения (план)

Дата проведения (факт)

1

Происхождение государства и права. Право Древнего мира.

1

1.09

2

Право средневековой Европы

1

8.09

3

Становление права Нового времени

1

15.09

4

Развитие права в России. IX-начало ХIХ в.

1

22.09

5

Российское права в ХIХ – начале ХХ в.

1

29.09

6

Советское право в 1917 – 1953 гг.

1

6.10

7

Советское право в 1954 – 1991 гг.

1

13.10

8

Современное российское право. Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба.

1

20.10

9

Государство, его признаки и формы

1

27.10

10

Понятие права. Правовая норма. Источники права.

1

10.11

11

Понятие и признаки правового государства

1

17.11

12

Верховенство закона. Законность и правопорядок. Разделение властей

1

24.11

13

Право и другие сферы общества

1

1.12

14

О российской философии права

1

8.12

15

Понятие конституции, ее виды. Конституционализм. Конституция в России

1

15.12

16

Общая характеристика Конституции РФ

1

22.12

17

Основы конституционного строя.

1

29.12

18

Гражданство в РФ

1

12.01

19

Федеративное устройство

1

19.01

20

Президент Российской Федерации

1

26.01

21

Федеральное собрание. Совет Федерации. Государственная Дума

1

2.02

22

Законотворческий процесс в Российской Федерации

1

9.02

23

Исполнительная и судебная власть в РФ

1

16.02

24

Местное самоуправление

1

2.03

25

Права и свободы человека и гражданина

1

9.03

26

Международные договоры о правах человека

1

16.03

27

Гражданские права.

1

23.03

28

Политические права

1

6.04

29

Экономические, социальные и культурные права

1

13.04

30

Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения

1

20.04

31

Права ребенка

1

27.04

32

Нарушения прав человека

1

4.05

33

Защита прав человека в мирное время Международная защита прав человека в условиях военного времени

1

11.05

34

Повторение

1

18.05

35

Итоговое повторение

1

25.05

        КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «ПРАВО» (11 В кл.)

№ п/п

Наименование темы

Количество часов

Дата проведения (план)

Дата проведения (факт)

1

Понятие и источники гражданского права

1

3.09

2

Гражданская правоспособность и дееспособность. Гражданские права несовершеннолетних

1

10.09

3

Предпринимательство. Юридические лица и их формы

1

17.09

4

Право собственности

1

24.09

5

Наследование. Страхование

1

1.10

6

Обязательственное право. Сделки. Договоры

1

8.10

7

Защита материальных и нематериальных прав. Причинение и возмещение вреда

1

15.10

8

Налоговое право. Налоговые органы. Аудит

1

22.10

9

Виды налогов. Ответственность за уклонение от уплаты налогов

1

29.10

10

Налогообложение физических и юридических лиц

1

12.11

11

Правовое регулирование банковской деятельности. Права и обязанности вкладчиков

1

19.11

12

Понятие и источники семейного права

1

26.11

13

Брак, условия его заключения

1

3.12

14

Права и обязанности супругов

1

10.12

15

Права и обязанности родителей и детей.

1

17.12

16

Усыновление, опека (попечительство)

1

24.12

17

Понятие и источники трудового права

1

14.01

18

Коллективный договор. Трудовой договор

1

21.01

19

Рабочее время и время отдыха

1

28.01

20

Оплата труда. Охрана труда

1

4.02

21

Трудовые споры. Ответственность по трудовому праву

1

11.02

22

Понятие и источники административного права. Административное правонарушение

1

18.02

23

Административные наказания

1

25.02

24

Понятие и источники уголовного права

1

4.03

25

Понятие, признаки и состав преступления

1

11.03

26

Виды преступлений

1

18.03

27

Уголовная ответственность и наказание. Наказание

1

25.03

28

Обстоятельства, исключающие преступность деяния. Обстоятельства, смягчающие и отягощающие наказание

1

8.04

29

Уголовная ответственность несовершеннолетних

1

15.04

30

Гражданское процессуальное право (гражданский процесс)

1

22.04

31

Особенности уголовного судопроизводства (уголовный процесс)

1

29.04

32

Правовая культура и правосознание. Правовая деятельность.

1

6.05

33

Совершенствование правовой культуры.

1

13.05

34

Повторение

1

20.05

35

Повторение

1

27.05



Предварительный просмотр:

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 24

РАССМОТРЕНО

на заседании НМС

Протокол № 1

от «28» августа  2020 года

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

____________/_С.Н. Михайлова _

«02» сентября 2020 года

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ № 24

_________________ И.В. Усольцева

Приказ   от «04» сентября 2020 г.

Ш24-13-565/0

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Наименование учебного предмета:  

Всеобщая история

Уровень общего образования:

основное  общее образование

Класс: 7Б

Учитель: Тебякина Арина Валерьевна

Срок реализации: 2020-2021 учебный год

Рабочую программу составил(а):

____________ / Тебякина А.В.

ПРОГРАММА РАЗРАБОТАНА

НА ОСНОВЕ СЛЕДУЮЩИХ ДОКУМЕНТОВ:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями, в актуальной редакции).

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 17-12-2010 № 1897, с изменениями и дополнениями, в актуальной редакции).

3. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ № 24 на 2020-2021 учебный год, утверждённая приказом от  27.08.2020 г № Ш24-13-524/0.

4. Учебный план МБОУ СОШ № 24 на 2020-2021 учебный год, утверждённый приказом от 27.08.2020г.  № Ш24-13-523/0.

5. Календарный учебный график на 2020-2021 учебный год, утверждённый приказом от 19.08.2020г.  № Ш24-13-490/0.

6.Примерные программы по учебным предметам. История. 5—9 классы : проект. — М.: Просвещение, 2014. (Стандарты второго поколения).

7. Вигасин А. А., Годер Г. И., Шевченко Н. И. Всеобщая история. Рабочие программы. Предметная линия учебников А. А. Вигасина, О. С. Сороко-Цюпы. 5-9 классы. М.: Просвещение, 2014.

Рабочая программа по обществознанию для 7 класса

Пояснительная записка

Рабочая программа по истории является документом локального уровня, регламентирующим организацию образовательного процесса в 7 классе по учебному предмету «Обществознание» в МБОУ СОШ № 24.

Рабочая программа по истории для 7 класса разработана на основе следующих документов:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями, в актуальной редакции).

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 17-12-2010 № 1897, с изменениями и дополнениями, в актуальной редакции).

3. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ № 24 на 2020-2021 учебный год, утверждённая приказом от  27.08.2020 г № Ш24-13-524/0.

4. Учебный план МБОУ СОШ № 24 на 2020-2021 учебный год, утверждённый приказом от 27.08.2020г.  № Ш24-13-523/0.

5. Календарный учебный график на 2020-2021 учебный год, утверждённый приказом от 19.08.2020г.  № Ш24-13-490/0.

6.Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова «Обществознание. Программы общеобразовательных учреждений: 6-11 классы. М,: Просвещение, 2014 г.

7.Примерной программы по учебным предметам. Обществознание. 5-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2014. – 94 с. – (Стандарты второго поколения).

Рабочая программа реализуется на основе УМК Л.Н.Боголюбова.

  1. Учебник. Обществознание. 7 класс. Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой.
  2. Электронное приложение к учебнику. Обществознание. 7 класс.
  3. Поурочные разработки. Обществознание. 7 класс. Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.
  4. Рабочие программы. Обществознание. Предметная линия учебников под ред. Л. Н. Боголюбова. 5-9 классы. Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. и др.

Изучение курса "Обществознание" на уровне основного общего образования направлено на достижение следующих результатов:

Личностные результаты:

мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;

 заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, благополучия и процветания своей страны;

 ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству, на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности.

Метапредметные результаты изучения обществознания проявляются:

 в умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность;

 в умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций;

 в способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых социальных ролей;

 в умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектной деятельности. Предметными результатами освоения данного курса являются:

 относительно целостное представление о человеке;

 понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека;

 знание ряда ключевых понятий, умения объяснять их с позиций явления социальной действительности;

 умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, аргументировать собственную точку зрения.

Достижение личностных результатов обеспечивается за счет создания положительной мотивации к изучению  обществознание  через использование игровых форм организации урока, вовлечения учащихся в участие в очных, дистанционных, заочных конкурсах и фестивалях  по профилю предмета, создания условий для личностного роста учащихся за счет участия в конкурсах, олимпиадах, фестивалях по профилю учебного предмета.

Метапредметные результаты:

• умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

• умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

• способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;

• овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

• умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике:

1) на использование элементов причинно-следственного анализа;

2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;

3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта, выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

6) подкрепление изученных положений конкретными примерами;

7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

        Формирование метапредметных результатов обучения осуществляется путем организации проектной, частично-поисковой, исследовательской деятельности учащихся, а также за счет применения на уроках приемов, методов, техник и технологий реализации системно-деятельностного подхода, за счет оптимального отбора форм деятельности учащихся на уроках: организация работы в парах сменного и постоянного состава, в группах, в режиме фронтальной работы с применением интерактивных методов обучения.

Предметные результаты:

• относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

• знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;

• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

• умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;

• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;

• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;

• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;

• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;

• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;

• понимание значения коммуникации в межличностном общении;

• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.

Достижение предметных результатов направлено на успешное освоение программы по предмету "Обществознание", основывается на прочном овладении знаниями, связанными с предметным содержанием учебного материала - формированию у учащихся целостной картины общества; освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина.

Достижению личностных, метапредметных, предметных результатов способствует активное применение технологии системно-деятельностного подхода технологии проблемного обучения, проектного метода обучения.

В 7 классе школьники проходят важный рубеж своего социального взросления: им исполняется 14 лет, они получают паспорт гражданина Российской Федерации, расширяются их права в экономических отношениях, наступает уголовная ответственность за некоторые виды преступлений. Соответственно предмет «Обществознание» даёт им две необходимые на этом рубеже социализации темы. Первая из них - «Регулирование поведения людей в обществе» - представляет собой цикл уроков, рассчитанных на формирование первоначальных и в определённой мере упорядоченных знаний о роли социальных норм в жизни человека и общества. Материал темы включает сюжеты, раскрывающие вопросы о необходимости соблюдения закона, о правах человека и, отдельно, о правах ребёнка. Специальный урок посвящён необходимости подготовки учащегося к выполнению воинского долга. Вторая тема - «Человек в экономических отношениях» - даёт представление о таких проявлениях экономической жизни общества, как производство, обмен, потребление. Особое внимание уделено рассмотрению основы экономики - производству, в процессе которого реализуется её важнейшая роль в обществе - создание материальных благ для удовлетворения потребностей людей. При изучении экономических явлений акцент делается на раскрытии способов рационального поведения основных участников экономики - потребителей и производителей. Кроме того, программа предполагает раскрытие основной проблематики нравственных и правовых отношений человека и природы (тема «Человек и природа»).

Изучение содержания курса по обществознанию в 7 классе должно осуществляться во взаимосвязи с содержанием программ дополнительного образования, деятельностью детских общественных организаций, реальной жизнью школьного коллектива. Одной из задач этой работы выступает создание иммунитета и формирование нетерпимости к правонарушениям, наркомании.

Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного предмета предполагают использование разнообразных средств и методов обучения. Развитию у учащихся 7-х классов готовности к правомерному и нравственно одобряемому поведению поможет реконструкция и анализ с позиций норм морали и права типичных социальных ситуаций.

Особого внимания требует использование в учебном процессе компьютерных технологий.

Программа по обществознанию для основной школы призвана помочь выпускникам основной школы осуществить осознанный выбор путей продолжения образования, а также будущей профессиональной деятельности.

В ходе реализации рабочей программы в нее могут быть внесены изменения. В условиях карантина и актированных дней уроки могут проводиться в дистанционном режиме. В этом случае в календарно-тематическое планирование вносятся соответствующие изменения: изменяются сроки изучения учебных тем, указываются формы проведения уроков, технические средства обучения.

Содержание курса

Обществознание

Вводный урок. (1 ч.)

Глава I. Регулирование поведения людей в обществе. (12 ч.)

Социальные нормы. Многообразие правил поведения. Привычки, обычаи, ритуалы, обряды. Правила этикета и хорошие манеры.

Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребёнка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.

Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Необходимость соблюдения законов. Закон и правопорядок в обществе. Закон и справедливость.

Защита отечества. Долг и обязанность. Регулярная армия. Военная служба. Важность подготовки к исполнению воинского долга. Международно-правовая защита жертв войны.

Дисциплина – необходимое условие существования общества и человека. Общеобязательная и специальная дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание.

Ответственность за нарушение законов. Знать закон смолоду. Законопослушный человек. Противозаконное поведение. Преступления и проступки. Ответственность несовершеннолетних.

Защита правопорядка. Правоохранительные органы на страже закона. Судебные органы. Полиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

Глава II. Человек в экономических отношениях (13 ч.)

Основные участники экономики- производители и потребители. Роль человеческого фактора в развитии экономики. Труд в современной экономике. Профессионализм и профессиональная успешность. Трудовая этика. Заработная плата. Предприниматель. Этика предпринимательства. Экономика семьи. Прожиточный минимум. Семейное потребление. Права потребителя.

Глава III. Человек и природа (5 ч.)

Воздействие человека на природу. Экология. Производящее хозяйство. Творчество. Исчерпываемые богатства. Неисчерпываемые богатства. Загрязнение атмосферы. Естественное загрязнение. Загрязнение атмосферы человеком. Загрязнение воды и почвы. Биосфера. Охранять природу – значит охранять жизнь. Ответственное отношение к природе. Браконьер. Последствия безответственности Экологическая мораль. Господство над природой. Сотрудничество с природой. Закон на страже природы. Охрана природы. Правила охраны природы, установленные государством. Биосферные заповедники. Государственный контроль. Государственные инспекторы. Участие граждан в защите природы.

Итоговое повторение. (4 ч.)

Календарно-тематическое планирование

 пп

Наименование раздела / темы (в полном соответствии с ФГОС ОО), общее количество часов на изучение

Порядковый номер урока (со сквозной нумерацией)

Тема урока

(может быть сформулирована по ФГОС или в соответствии с учебником)

Дата проведения (план)

Дата проведения (факт)

Введение (1 ч.)

1

Введение

1.

Мы живём в обществе (23 ч.)

2

Как устроена общественная жизнь

3

Как устроена общественная жизнь

4

Что значит жить по правилам

5

Что значит жить по правилам

6

Экономика и её основные участники

7

Экономика и её основные участники

8

Производственная деятельность человека

9

Производственная деятельность человека

10

Обмен, торговля, реклама

11

Обмен, торговля, реклама

12

Домашнее хозяйство

13

Домашнее хозяйство

14

Бедность и богатство

15

Бедность и богатство

16

Человек в обществе: труд и социальная лестница

17

Человек в обществе: труд и социальная лестница

18

Зачем людям государство

19

Зачем людям государство

20

Почему важны законы

21

Почему важны законы

22

Культура и её достижения

23

Культура и её достижения

24

Повторение

2.

Наша Родина – Россия

25

Наша страна на карте мира

26

Наша страна на карте мира

27

Государственные символы России

28

Государственные символы России

29

Конституция Российской Федерации

30

Гражданин России

31

Гражданин России

32

Мы-многонациональный народ

33

Защита Отечества

34

Повторение

35

Повторение