влияние конструирования на развитие ребенка дошкольного возроста
Влияние конструирования на развитие ребёнка дошкольного возраста
Педагогическому и родительскому сообществу известно, какую роль играет конструирование в развитии ребёнка. Конструирование является практической деятельностью, направленной на получение продукта, задуманного заранее. По своей сути оно бывает различного вида: из природного материала, из бумаги, из строительного материала. Конструирование является для детей игрой, которая отвечает их интересам. В настоящее время такой вид деятельности, по мнению многочисленных специалистов, является средством всестороннего развития ребёнка. С помощью конструирования у детей развивается мелкая моторика рук, воображение, логическое мышление, сенсорные способности и т.д. Когда ребёнок конструирует, он учится не только различать внешние качества предмета, но и развивает познавательные и практические действия, у него развивается способность производить достаточно для своего возраста зрительный анализ. Остановимся на видах конструирования и обозначим их возможное влияние на развитие ребёнка.
Конструирование оказывает влияние на развитие психических процессов, поскольку у дошкольников формируется пространственное мышление; развивается способность анализировать образец и использовать его в работе; развивается целостность восприятия; мелкая моторика;
Понятие «конструирование», чаще всего, сопоставляют с конструированием из строительного материала. В группах раннего возраста дошкольного учреждения педагоги знакомят с кубиками, кирпичиками, пластинами и т.д. Из этого материала дети способны создать предметы или вещи, которые они чаще всего встречают в своей жизни, т.е. у детей происходит процесс ассоциации.
У детей среднего дошкольного возраста конструирование происходит в непосредственной образовательной деятельности. Дошкольники начинают пробовать конструировать из бумаги, и этот процесс является более сложным, поскольку от детей требуется умение увидеть необходимую деталь объёмной. При таком конструировании у детей развивается умение анализировать, самостоятельно преобразовывать отдельные детали в определённую фигуру, выслушивать рекомендации воспитателя, воображение.
Для старших дошкольников рекомендуется осуществлять конструирование и с использованием природного материала. Для такого конструирования могут подойти плоды каштана, дуба, шишки, листья деревьев, их кора, мох и т.д. Не стоит забывать и о конструирование с использованием снега в холодное время года. По наблюдениям за детьми смело можно сделать вывод о том, что конструирование из природного материала очень тесно взаимосвязано с изобразительной деятельностью. Данный вид конструирования развивает у детей фантазию, художественный вкус, творческую деятельность детей.
На наш взгляд, любой вид конструирования имеет свои особенности для гармоничного развития личности детей. Все виды конструирования объединяют между собой то, что ребёнок, не зависимо от своего возраста, отражает в своей работе предметы, которые он может использовать в реальной жизни и, которые, по его мнению, будут иметь практическое применение. По многочисленным исследованиям ученых (З.В. Лиштван, В.Г. Нечаева, Л.А. Парамонова, Н.Н. Поддьякова и др.), можно сделать вывод о том, что существует большое количество форм обучения конструированию дошкольников: по образцу; по заданной теме; по условиям по замыслу; по модели [2].
Каждая из этих форм обучения влияет на различные стороны мыслительной деятельности детей. Конструирование помогает дошкольникам концентрировать внимание на определённом предмете, развивает конструктивное мышление детей, а также способствует более активному развитию мыслительных процессов, таких как воображение, мышление, память и т.д. [1].
Также конструирование влияет на развитие речи детей: в процессе становления речи развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов.
Отметим, что в процессе конструирования у детей развиваются не только интеллектуальные процессы, но и формируются моральные качества личности. У дошкольников формируется чувство товарищества, сплочённости детского коллектива, поскольку они учатся совместно выполнять задания и достигать общей цели. Конструирование в дошкольном возрасте отвечает интересам детей, их способностям и возможностям.