Сюжетно - ролевая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста.
Познавательно-игровой проект «Сюжетно-ролевая игра,
как средство развития речи детей дошкольного возраста» ГБОУ СОШ № 26 Детский сад № 52.
Воспитатель: Жукова Светлана Евгеньевна
Тема: «Сюжетно-ролевая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Вид проекта: познавательно - игровой
Участники проекта: Дети, воспитатели и родители воспитанников.
Продолжительность: Долговременный ( май 2021)
Актуальность:
Речь — одна из важных линий развития речи ребенка. Благодаря родному языку ребенок входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем.
Речь — чудесный дар природы — не дается человеку от рождения. Должно пройти время. Чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; затрудняется их общение с другими людьми (взрослыми и сверстниками), снижается познавательная активность. Это происходит потому, что ребенок с различными речевыми отклонениями становится «сложным» собеседником; ему трудно быть понятым другими. Поэтому всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отрицательно отражаются на его деятельности и поведения, а значит, и на формировании личности в целом.
Большое значение в речевом развитии детей придается игре: во-первых, в игре проявляется творческая деятельность ребенка; во-вторых, игра является первой ступенью трудового воспитания; в- третьих, игра развивает язык, а язык организует игру; в – четвёртых, играя, ребенок учится, а не одно учение немыслимо без помощи основного учителя — языка; в- пятых, игра является сильнейшим стимулом для проявления детской самостоятельности в области языка.
Слово в игре помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнера, согласовать с ним свои действия. В итоге: все умения и навыки, которые ребенок приобретает в игре, связаны с развитием речи. Для речевого развития используются все виды игровой деятельности в зависимости от возраста ребёнка.
Среди всего многообразия детских игр наибольшее значение имеет сюжетно-ролевая игра. Она отличается тем, что действие ее происходит в некотором условном пространстве. Детская комната вдруг превращается в больницу или в магазин, или в поле сражения. А играющие дети берут на себя соответствующие роли (врача, продавца, солдата) и действуют от имени этих ролей. В ролевой игре это всегда парные или дополнительные роли, поскольку всякая роль предполагает другого участника: ребенок может быть врачом, только если рядом есть больной, покупателем, только если есть продавец, и т. п. Поэтому ролевая игра — это деятельность коллективная: она обязательно предполагает других участников и прежде всего сверстников.
Ролевую игру можно отнести к обучающим играм, так как она в значимой степени описывает выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение детей в разных речевых ситуациях. Другими словами, ролевая игра представляет собой упражнение для овладения навыками и умениями диалогической речи в условиях межличностного общения. В этом плане ролевая игра обеспечивает обучающую функцию.
Цель: Формирование и развитие речевых навыков через сюжетно – ролевую игру
Задачи:
1. Образовательные:
- Обучение выполнять игровые действия в соответствие с общим замыслом игры, подбирать предметы и атрибуты для игры.
- Расширение активного и пассивного словаря дошкольников.
- Развитие диалогической и монологической речи дошкольников.
2. Развивающая: Развивать умение детей самостоятельно создавать игровой замысел.
3. Воспитательная: Воспитывать дружеские взаимоотношения.
Планируемые результаты: При систематической работе по данному проекту значительно увеличится словарь детей, речь станет предметом активности детей, дети начнут активно сопровождать свою деятельность речью.
Материально-технические ресурсы:
-Методическая и художественная литература;
-Атрибуты к играм;
-Иллюстрационный материал.
Методы проекта:
- Наглядные: рассматривание иллюстраций, фотографий, видеороликов с изображением людей разных профессий, героев сказок; наблюдения, показ способов их изображения.
- Словесные: беседы с детьми, рассказы о профессиях, семье, чтение художественной литературы, статей энциклопедий, журналов, воспроизведение речевого образца, диалогов.
- Игровые: дидактические, настольные, подвижные, сюжетно-ролевые, театрализованные игры, создание игровых ситуаций путем моделирования из ткани.
1 ЭТАП. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.
Создание проблемы:
Если реализовать план работы по проекту, то возможно ли развитие познавательной активности у детей, формирование адекватной самооценки, повышение их коммуникативных возможностей, развитие активности, инициативности, самостоятельности.
Мотивация:
При проведении сюжетно-ролевых игр я обратила внимание, что детям не
хватает словарного запаса, они не умеют активно сопровождать свою
деятельность речью. Это послужило поводом для разработки и реализации
данного проекта.
- определение цели и задач проекта;
- изучение необходимой литературы;
-подбор методической литературы;
- разработка тематического плана для реализации проекта;
- диагностика детей.
2 ЭТАП. ОСНОВНОЙ
Включение каждого ребенка в игровую деятельность для достижения
высокого уровня знаний, умений и навыков.
1 ступень «Ознакомление»
Задачи:
- Вызвать желание играть на темы наблюдений из окружающей жизни или литературных произведений.
- Учить передавать в игре действия и взаимоотношения людей (ролевое поведение).
- Знакомить с правилами предупреждения конфликтов.
- Обогащать содержание игры через ознакомление с трудом взрослых.
- Учить создавать и изменять по мере необходимости окружающую среду.
- Воспитывать положительные взаимоотношения между детьми.
Методы:
- Организация предметно – развивающей среды для игр.
- Внесение вариативного материала в игровую среду и знакомство детей со способами его использования.
- Систематическое наблюдение за окружающей действительностью.
- Рассказы о людях труда.
- Рассматривание иллюстраций, отражающих трудовые действия, взаимоотношения, настроение людей.
- Чтение художественной литературы.
- Знакомство с правилами предупреждения конфликтов.
- Беседы о любимых играх. Наблюдение за играми сверстников.
2 ступень «Обучение»
Задачи:
- Обучение детей планировать игру, преобразовывать сказки, выполнять различные роли.
- Обучать использовать в игре различные средства выразительности для передачи игрового образа (речь, интонация, мимика).
- Обучать располагать игрушки в соответствии с замыслом игры и убирать на место после игры.
- Развивать воображение, мышление, речь, чувство юмора.
- Развивать организаторские качества, убеждение в том, что каждый ребенок может выполнить главную и второстепенную роль.
- Воспитывать дисциплинированность, умение взаимодействовать со сверстниками, не нарушая хода игры.
Методы:
- Драматизации литературных произведений.
- Участие детей в деятельности взрослых.
- Совместная игра воспитателя и ребенка (обучение ролевому диалогу, ролевому взаимодействию).
- Беседа: Во что хотите играть? Кто кем будет? Что нужно для игры? Что будете делать?
- Театр воспитателя (самостоятельная игра, стимулирующая воспитанников к игровому взаимодействию), показ ролевого поведения.
- Игры-занятия с игрушкой.
- Беседа после игры (самоанализ).
3 ступень «Самостоятельная игра»
Задачи:
- Вызвать интерес к самостоятельной игре (поощрительная оценка).
- Развитие самосознания: самооценка с точки зрения идеала игры и с точки зрения взаимоотношений с товарищами.
- Подводить детей к прогнозированию дальнейшего развития игры.
- Формировать умение словесно обозначать игровую роль.
- Воспитывать доброе, уважительное отношение друг к другу.
Методы:
- Советы.
- Помощь.
- Беседы до и после игры.
В проекте представлены такие виды игровой деятельности как:
- дидактические игры,
- подвижные игры,
- театрализованные игры,
- сюжетно – ролевые игры.
Реализация проекта предполагает различные виды игр с детьми: это цикл
дидактических игр с игрушками и предметами, словесных, настольно-
печатных, создание условий для игровой деятельности детей в группе и на участке. В систему работы включены подвижные игры. Также включены
театрализованные игры, дети слушают сказки, инсценируют их.
Значительное место отведено сюжетно-ролевым играм