Обучающимся

Нахвальная Татьяна Викторовна

Конспекты уроков, дополнительная расширенная информация и рекомендации по учебной программе, 

 цифровые образовательные ресурсы;

Ссылки на  ресурсы;

Информация и анонсы об олимпиадах, конкурсах и других мероприятиях 

Расписание занятий 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Старинный талант бурятских сказителей не уходит в забвение Кто они – современные улигершины ?

Слайд 3

Один на весь Иволгинский район. Иван Лубсанцыренович Дабаев

Слайд 4

Волшебный мир улигершинов

Слайд 8

Итоги конкурса исполнителей бурятских народных песен Возрастная категория от 7 до 16 лет Батзаяа Энхтор , Монголия. Жигмитова Энхэма , Забайкальский край. Иванова Елизавета, Иркутская область. от 17 до 35 лет Булганчинэг , Монголия. Жапова Маргарита, Забайкальский край. Задачина Эльвира, Забайкальский край. Банзаракцаева Туяна , Республика Бурятия. от 36 до 50 лет Пурэвжамц Бадрал , Монголия. Очирова Долгор , Забайкальский край. Замоголова Наталья, Иркутская область . от 51 и старше Доржийн Нашин , Автономный район Внутренняя Монголия Китайская Народная Республика. Чимид Мядагмаа , Монголия. Дамбиев Николай Республика Бурятия.

Слайд 9

Алексей Цырендылыков - профессиональный моринхуурист , бессменный участник « Алтарганы » с 2007 года



Предварительный просмотр:

Старинный талант бурятских сказителей не уходит в забвение

Кто они – современные улигершины?

В старину, когда гаджеты не могли даже присниться, основным развлечением долгими зимними вечерами было прослушивание волшебных легенд и героических эпосов. Обычно их рассказывали люди, обладающие талантом сказителя, – улигершины.           

Волшебный мир улигершинов 

Бурятия – это колыбель культур, мифов и легенд, передающихся из уст в уста и раскрывающих полифонию устного народного творчества. У бурят существовали сказители - улигершины – хранители и трансляторы старины, исполнители улигеров. Улигеры – это народные сказания, которые сохранились до наших дней. Рапсоды обладали кладезью талантов: музыкальным слухом, артистизмом, хорошей памятью. Сказители раскрывали художественный образ и умели заставить поверить в волшебный мир, где сакральные места обретают силу,  герои достигают заветной цели, побеждая коварных чудовищ. По древней традиции, кто услышал эти героические сказания, получал благословение с небес. 

Сказители сегодня Международный всебурятский фестиваль «Алтаргана» заявляет о себе один раз в два года. Впервые он прошел в 1992 году как песенный конкурс. За это время мероприятие пополнилось состязаниями, которые раскрасили палитру многообразия бурятской культуры. 

В этом году в конкурсе улигершинов приняли участие 27 сказителей из Бурятии, Иркутской области, Забайкальского края, Монголии, Китая (Внутренней Монголии). Двое из Бурятии стали лауреатами –  Гуржап Баторов (I группа -  от 10 до 18 лет) и Алексей Цырендылыков (II группа – старше 19 лет). Участник конкурса демонстрирует музыкальные и певческие способности, чтобы справиться с недюжинными техническими задачами, орнаментальными распевами, мелизмами, мелодическими украшениями, речитативными напевами, также вибрационными украшениями, - рассказала член международного жюри от Бурятии Нина Токуренова.  

Еще в 2010 году желающих принять участие в конкурсе из числа молодых не было. Тогда Нина Гармаевна решила взять подготовку юных сказителей в свои руки. 

- Мы решили создать возрастную категорию от семи лет и ввели конкурс юных улигершинов. И назвали этот проект «Драгоценность моих предков» - «Угайм Эрдэни».  Для нас важно заинтересовать подростков, чтобы они развивались в данном направлении, - поделилась член международного жюри. 

По её словам, в этом году она была впечатлена огромным портретом великого бурятского сказителя  Маншуда Эмегеева, знавшего самый архаичный вариант эпоса «Абай Гэсэр хүбүүн», во Дворце культуры Усть-Орды. Кстати, в 2019 году в Иркутской области пройдет празднование 170-летия со дня его рождения. 

Несмотря на свой преклонный возраст, он принимает активное участие в конкурсах, фестивалях и занимает призовые места. С творчеством нашего земляка знакомы в Италии, Америке, Австралии, Финляндии, Китае, Корее, Монголии, Японии. 

Один на весь Иволгинский район

Сегодня сказители – это штучный экземпляр, и все же есть современники: Бадма Габанов, Энгельсина Будзинаева и другие. Один из них - Иван Дабаев, живущий в селе Хурамша Иволгинского района. В этом году ему исполнилось 79 лет.

     Всю жизнь Иван Лубсанцыренович проработал механизатором в совхозе. Активную творческую деятельность начал, когда вышел на пенсию. 

- Я начал выступать в 90-х годах. Позже вышел на пенсию и присоединился к ансамблю «Магтаал». Играю на морин хууре с малых лет, в какое-то время совсем не брал в руки инструмент. Вышел на пенсию и стал восстанавливать то, что умел раньше. При советской власти улигерами никто не интересовался, и это искусство было забыто, - рассказал Иван Лубсанцыренович. 

Участник конкурса демонстрирует музыкальные и певческие способности, чтобы справиться с недюжинными техническими задачами, орнаментальными распевами, мелизмами, мелодическими украшениями, речитативными напевами, также вибрационными украшениями, - рассказала член международного жюри от Бурятии Нина Токуренова.  

       Несмотря на свой преклонный возраст, он принимает активное участие в конкурсах, фестивалях и занимает призовые места. С творчеством нашего земляка знакомы в Италии, Америке, Австралии, Финляндии, Китае, Корее, Монголии, Японии. 

Дар перешел по наследству

Как признался сказитель, талант перешел ему по наследству от деда, маминого отца, которого знали не только в Иволгинском районе, но и за его пределами. 

- Когда я был юнцом, любил слушать рассказы маминого отца. Он мне привил любовь к исполнительству. Мой дед делал морин хууры и балалайки на заказ. Однажды со мной произошел неприятный случай. Когда мне было 16 лет, я упал с коня и попал в больницу. Целый год я никуда не ходил, сильно ушиб позвоночник. В это время дед мне сделал морин хуур, и я начал играть, - вспомнил Иван Лубсанцыренович.

По словам улигершина, его дед не пел улигеры, а произносил словами. На морин хууре играл, когда пел. 

- Все тексты, которые я знаю, сохранились от дедушки. В его репертуаре сказание «Баян Боролзой батаар», юрөөлы (благопожелания) и магтаалы (прославления). Раньше знал много текстов, а сейчас все забыл. В молодости все схватывал и запоминал. Главное в этом деле - понять смысл, уловить основу, - рассказал Иван Дабаев. 

Как подметил сказитель, на современных конкурсах чаще стали петь, в итоге слов бурятских не разобрать. Это искажает смысл, язык остается на втором плане. История получается невнятной. 

- Надо развивать устное народное творчество. Сегодня благодаря работе Нины Гармаевны есть кому выступать на конкурсе. А что будет дальше? Это проблема, конечно, - поделился улигершин.        

Благословение Рыгзына Эрдынеева

Алексей Цырендылыков - профессиональный моринхуурист, бессменный участник «Алтарганы» с 2007 года, не раз занимал призовые места и становился лауреатом. 

Любовь к музыкальному творчеству привела его в колледж искусств им. П.И. Чайковского, где он обучился по классу морин хуура. Затем он продолжил обучение на отделении народного фольклора ВСГИК. Первым педагогом был Баасан Хуу, основатель морин хуура в Бурятии. После  окончания университета уехал в Агинский автономный округ, где работал в театре «Амар-сайн». Там же начал заниматься горловым пением под руководством заслуженного артиста России Леонида Бабалаева. В его репертуар входят эпосы «Дарханай гар», «Сохюусанай магтаал», «Буряад-Монголой уг гарбалай ульгэр домог», «Этигэл Хамбын магтаал» и т.д. На сегодня творчество для Алексея – это любимое хобби. 

Как признается улигершин, его увлечение – это не просто игра на морин хууре и заучивание текста, а ритуал, связанный с произношением сакральных текстов. Кстати, благословил Алексея не кто иной, как знаменитый улигершин, знаток старинных обычаев Рэгзэн Эрдынеев (1909 – 2006) из Еравнинского района. 

- В пожилом возрасте Рэгзэн Эрдынеев жил в Улан-Удэ и однажды пригласил меня к себе. Видимо, откуда-то узнал, что я учусь на морин хууре играть. Однажды  мы объединились, он читал, а я играл. Тогда мало что понимал в улигерах, несмотря на то, что я хорошо говорю на бурятском. В то время я был молод, мне было всего 17. После этого примерно через полгода известный сказитель умер. Я узнал позже, что, оказывается, он меня таким образом благословил, - вспомнил Алексей. 

«Нужно верить в то, что произносишь»

- Улигер сложно выучить. Нужно верить в то, что произносишь, проникнуться текстом, чувствовать его. Это же не просто сказка, предание надо пережить.  Жалко, что улигершинов никак не поддерживают на государственном уровне, поэтому и с передачей традиции трудновато. Язык неинтересен народу, - рассказал Алексей. 

По словам улигершина, его сокровенная мечта - исполнить эпос «Гэсэр». 

- В Монголии это направление развито, у нас же сейчас гэсэршинов не так много. Это плохо. Надо тянуться к этому. В Калмыкии исполнители эпоса «Джангар» - джангарчи - на хорошем счету, их поддерживают на республиканском уровне, - сетует Алексей. 

Он уверен, что игра на морин хууре помогает ему в жизни, прокладывает путь к любому делу. И все получается так, как он задумал. И он точно знает, чем займется, когда выйдет на пенсию. Он будет учить детей играть на морин хууре. Также подумывает об открытии детской школы улигершинов. 

Алексей признался, что ему предлагали работу в других городах и странах. Но его сердце отдано Бурятии. Он любит республику и не собирается покидать родные места. 

Бурятский народ славится эхирит-булагатской, унгинской, хоринской, хонгодорской  школами сказителей. Ученый фольклорист Сергей Балдаев (1889 - 1979) посвятил всю свою жизнь собиранию улигеров. Зарегистрировал более 400 певцов, тем не менее имена десятков и сотен народных поэтов остались неизвестными. В числе выдающихся ученых – общественный деятель Цыбен Жамцарано (1881 - 1942) , записавший со слов Маншуда Эмегеева наиболее архаичный вариант эпоса «Гэсэр». Он отмечен серебряной медалью Российского географического общества.



Предварительный просмотр:

Урок литературы в 6 классе по ФГОС

Иван Сергеевич Тургенев «Бежин луг»: образы крестьянских мальчиков, их портреты, рассказы, духовный мир.

Нахвальная Т.В.,  учитель русского языка и литературы

Цели  урока:

образовательные: показать богатство духовного мира крестьянских детей, мастерство Тургенева в создании портретных и сравнительных характеристик героев; обобщение и углубление изученного по творчеству И.С.Тургенева;

воспитательные: воспитывать навыки культуры умственного труда; формировать познавательную потребность, хороший эстетический вкус; умение работать в группах;

развивающие: развитие поисковой познавательной деятельности, монологической речи учащихся, выразительного чтения; умения сравнивать и обобщать; развивать навыки характеристики литературных героев, навыки работы со словом, навыки анализа текста.

Задачи:  1)найти и проанализировать портретные характеристики мальчиков; 2)показать, как автор относится к своим героям; рассказать об историях, рассказанных мальчиками;  3) выяснить, как они характеризуют детей-рассказчиков; 4) развивать внимание, память, мышление, умение анализировать, делать выводы; 5) воспитывать внимание к окружающему миру, любовь и тягу к непознанному.

Оборудование урока:   таблицы для работы в группах, портреты мальчиков  на каждый стол, материал для таблиц

Формы работы: групповая, индивидуальная.

Тип урока: комбинированный

Ход урока.

  1. Орг. момент.
  2. Вступление в урок. Создание учителем настроя учащихся на творческую работу с текстом рассказа “Бежин луг” (Учитель с несколькими учащимися разыгрывает  стихотворение И.З.Сурикова  

                                            Учитель: Летний вечер. 

Ученик 1: За лесами

Солнышко уж село;

На краю далеком неба

Зорька заалела;

Но и та потухла.

Ученик 2: Топот

В поле раздается.

То табун коней в ночное

По лугам несется.

Ухватя коней за гриву,

Скачут дети в поле.

То-то радость и веселье,

То-то детям воля!

Ученик 3: По траве высокой кони

На просторе бродят;

Собралися дети в кучку,

Разговор заводят…

У: И на ум приходят детям

Бабушкины сказки:

1: Вот с метлой несётся ведьма

На ночные пляски;

2: Вот над лесом мчится леший

С головой косматой,

3: А по небу, сыпля искры,

Змей летит крылатый;

Хором: И какие – то все в белом

Тени в поле ходят…

Учитель: Детям боязно – и дети

Огонёк разводят.

Работа в постоянных группах.

Обсудите с партнёром по лицу:

Как связано это стихотворение с нашим сегодняшним уроком? (В рассказе Тургенева  мы знакомимся с деревенскими мальчиками, которые вышли  в ночное). 

Что значит «выйти в ночное»? (Пастьба лошадей ночью)  Что значит для мальчиков ночное? (свобода, самостоятельность)

Как относится герой – рассказчик к ребятам, которых он случайно встретил в ночной степи? Как мы об этом узнаем?

(Свое отношение автор и герой-рассказчик передает с помощью описания.)

Индивидуальная работа. Частичная проверка знания текста на первом этапе урока.

     - Можем ли мы по портрету сказать о внутренних качествах человека?

Тексты (на листах А4,в конверте портреты )

  1. Это был стройный мальчик четырнадцати лет, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувесёлой, полурассеянной  улыбкой. (Федя).
  2. У него всклокоченные чёрные волосы, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный; вся голова огромная, как говорится, с пивной котёл;  тело приземистое, неуклюжее.  (Павлуша).
  3. Лицо у него было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, сжатые губы не шевелились, сдвинутые брови не расходились. Его жёлтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки. (Илюша)
  4. Это мальчик лет десяти…Всё лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва был можно различить; но странное впечатление производили его большие, чёрные, жидким блеском блестевшие глаза.  (Костя).

   Ваша задача – определить, о ком идёт речь. Можете воспользоваться подсказкой партнера по плечу.

 

    - Зачитайте  ваше описание друг другу (15 сек.) Согласны, что правильно определили героя?

  -  Обсудите в парах, почему никто не занял место у портрета Вани. (10 сек).

   - Почему же?

А теперь работаем дальше. Вам дана таблица.  (приложение № 2)

Персонаж

возраст

Семья, положение

Одежда

Почему попал в  ночное

Характер

Основные черты

Где и в чём проявились

Впечатление

автора

Вы должны заполнить её и подготовить связный рассказ о том герое, который вам более интересен. На работу 7 минут.

Выступления (3 минуты).

Вопросы -веер      Я задаю вопрос, у вас есть 5 секунд, чтобы его обдумать.

1.Почему крестьянские ребятишки оказались  ночью на Бежином  лугу?

        «Это были крестьянские ребятишки, которые стерегли табун» 

  1. Кто из мальчиков самый богатый? Откуда вы это знаете?

              Федя. По одёжке. 

         3.Сколько лет было детям?(Феде – лет 14, Павлуше и Илюше на вид не более 12 лет, Косте – 10, Ване -7.)

 

4.Что готовили мальчики? «Картошку»

  1. О чём говорят мальчики у костра?  Они  говорят о домовых, леших, об оживающих по ночам мертвецах и утопленниках, о Тришке-антихристе, о водяном, про русалку, о голосе, об утопленнике Васе.
  2. Какие поверья бытуют среди ребят? О том, что можно увидеть того, кто умрёт в очередном году, праведная душа в голубе может быть, солнечное  затмение – предвестник антихриста, белые волки побегут, людей есть будут.
  3. Кто из мальчиков самый смелый? Почему вы так считаете? Павел. Он не боится поскакать на волка, ночью, без хворостинки в руке, совершенно один. Именно Павлуше принадлежат самые весёлые истории в этом рассказе. Он же идёт за водой, несмотря на рассказы об утопленниках.
  4. Почему ребята рассказывают друг другу страшные истории? В разговорах мальчиков отражаются суеверия и страх перед ними: мальчики верят в то, чего нет на свете, но что внушено им невежеством и суеверием взрослых.

   

Подведём итоги урока.

     В каждом портрете есть загадка. Мы чувствуем, что Тургенев словно бы зовет нас вглядываться и вдумываться, не останавливаясь на первом впечатлении.  И хотя он и  показывает какие-то недостатки внешности мальчиков, но с симпатией относится к детям. В изображении  Тургенева это даровитые, способные дети. Каждый из них отличается своим, особым характером.

    Федя исполнен чувства собственного достоинства, которое выражается в том, что старается больше слушать, чем говорить: он боится как бы не сказать какую-нибудь глупость.

     Павлуша деловит и заботлив: он варит картошку, ходит за водой. Он самый смелый и мужественный из мальчиков: один без хворостинки он поскакал на волка, в то время как все остальные мальчики страшно перепугались. От природы он наделён здравым смыслом.

     Илюша пытлив, любознателен, но ум и любознательность направлены у него только  на страшное и таинственное. Ему кажется, что вся жизнь  окружена лишь враждебными человеку духами.

     Костя от природы жалостлив: он сочувствует всем людям, пострадавшим, по его мнению, от злых духов.

     Ваня, о котором в рассказе не сказано практически ничего, глубоко любит природу. Днём ему нравятся цветы, ночью – звёзды. Это он в искреннем порыве своей детской  непосредственности отвлек внимание мальчиков от разговора о страшном к прекрасным звёздам.

- Дети интересны охотнику?

Несмотря на разницу в возрасте, образование, воспитание, социальный статус, дети интересны Тургеневу. Он забывает об усталости и внимательно слушает все эти истории. Охотник не уснул у костра, а с нескрываемым любопытством наблюдал за ребятами. В своём рассказе он выразил чувство глубокой искренней симпатии к крестьянским детям.

Как вы себе представили мир крестьянских детей 19 в.? Чем он наполнен? Как они жили?

 (С одной стороны, самостоятельные с пелёнок впитавшие всё русское: отношение к природе, поверья, приметы, живой ум. С др. стороны, тяжёлый труд, отсутствие возможности учиться.)

Можем ли мы по портрету сказать о внутренних качествах человека?

- Можно ли по речи узнать и раскрыть образ героя?

(Рассказы детей красочны, ярки, свидетельствуют о богатстве их  воображения, об умении передать свои впечатления, но вместе с тем в большей степени они говорят о другом: о темноте детей, о том, что дети находятся в плену самых диких суеверий.) Вот перед вами еще одна сторона мира детства в изображении Тургенева.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

День снятия блокады Ленинграда 27 января 1944 года

Слайд 2

начало

Слайд 4

Голод…

Слайд 6

Холод…

Слайд 8

Таня савичева

Слайд 10

Дорога жизни

Слайд 11

Дорога жизни



Предварительный просмотр:

Урок мужества

https://cloud.mail.ru/stock/kWJ915tw4cBMHuwqbgasCzmo

  ссылка на фильм "Звезда Алдара"



Предварительный просмотр:

https://forms.gle/X4UwsWWpNecd5meJA

Викторина к 80-летию Прибайкальского района