Обучающимся
Конспекты уроков, дополнительная расширенная информация и рекомендации по учебной программе,
цифровые образовательные ресурсы;
Ссылки на ресурсы;
Информация и анонсы об олимпиадах, конкурсах и других мероприятиях
Расписание занятий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
литература Бурятии 11 класс Сказители- улигершины | 1.17 МБ |
сказители- улигершины | 24.11 КБ |
И.С.Тургенев Бежин луг | 27.81 КБ |
День снятия блокады Ленинграда | 2.35 МБ |
Звезда Алдара | 12.99 КБ |
викторина к 80-летию Прибайкальского района | 14.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Один на весь Иволгинский район. Иван Лубсанцыренович Дабаев
Волшебный мир улигершинов
Итоги конкурса исполнителей бурятских народных песен Возрастная категория от 7 до 16 лет Батзаяа Энхтор , Монголия. Жигмитова Энхэма , Забайкальский край. Иванова Елизавета, Иркутская область. от 17 до 35 лет Булганчинэг , Монголия. Жапова Маргарита, Забайкальский край. Задачина Эльвира, Забайкальский край. Банзаракцаева Туяна , Республика Бурятия. от 36 до 50 лет Пурэвжамц Бадрал , Монголия. Очирова Долгор , Забайкальский край. Замоголова Наталья, Иркутская область . от 51 и старше Доржийн Нашин , Автономный район Внутренняя Монголия Китайская Народная Республика. Чимид Мядагмаа , Монголия. Дамбиев Николай Республика Бурятия.
Алексей Цырендылыков - профессиональный моринхуурист , бессменный участник « Алтарганы » с 2007 года
Предварительный просмотр:
Старинный талант бурятских сказителей не уходит в забвение
Кто они – современные улигершины?
В старину, когда гаджеты не могли даже присниться, основным развлечением долгими зимними вечерами было прослушивание волшебных легенд и героических эпосов. Обычно их рассказывали люди, обладающие талантом сказителя, – улигершины.
Волшебный мир улигершинов
Бурятия – это колыбель культур, мифов и легенд, передающихся из уст в уста и раскрывающих полифонию устного народного творчества. У бурят существовали сказители - улигершины – хранители и трансляторы старины, исполнители улигеров. Улигеры – это народные сказания, которые сохранились до наших дней. Рапсоды обладали кладезью талантов: музыкальным слухом, артистизмом, хорошей памятью. Сказители раскрывали художественный образ и умели заставить поверить в волшебный мир, где сакральные места обретают силу, герои достигают заветной цели, побеждая коварных чудовищ. По древней традиции, кто услышал эти героические сказания, получал благословение с небес.
Сказители сегодня Международный всебурятский фестиваль «Алтаргана» заявляет о себе один раз в два года. Впервые он прошел в 1992 году как песенный конкурс. За это время мероприятие пополнилось состязаниями, которые раскрасили палитру многообразия бурятской культуры.
В этом году в конкурсе улигершинов приняли участие 27 сказителей из Бурятии, Иркутской области, Забайкальского края, Монголии, Китая (Внутренней Монголии). Двое из Бурятии стали лауреатами – Гуржап Баторов (I группа - от 10 до 18 лет) и Алексей Цырендылыков (II группа – старше 19 лет). Участник конкурса демонстрирует музыкальные и певческие способности, чтобы справиться с недюжинными техническими задачами, орнаментальными распевами, мелизмами, мелодическими украшениями, речитативными напевами, также вибрационными украшениями, - рассказала член международного жюри от Бурятии Нина Токуренова.
Еще в 2010 году желающих принять участие в конкурсе из числа молодых не было. Тогда Нина Гармаевна решила взять подготовку юных сказителей в свои руки.
- Мы решили создать возрастную категорию от семи лет и ввели конкурс юных улигершинов. И назвали этот проект «Драгоценность моих предков» - «Угайм Эрдэни». Для нас важно заинтересовать подростков, чтобы они развивались в данном направлении, - поделилась член международного жюри.
По её словам, в этом году она была впечатлена огромным портретом великого бурятского сказителя Маншуда Эмегеева, знавшего самый архаичный вариант эпоса «Абай Гэсэр хүбүүн», во Дворце культуры Усть-Орды. Кстати, в 2019 году в Иркутской области пройдет празднование 170-летия со дня его рождения.
Несмотря на свой преклонный возраст, он принимает активное участие в конкурсах, фестивалях и занимает призовые места. С творчеством нашего земляка знакомы в Италии, Америке, Австралии, Финляндии, Китае, Корее, Монголии, Японии.
Один на весь Иволгинский район
Сегодня сказители – это штучный экземпляр, и все же есть современники: Бадма Габанов, Энгельсина Будзинаева и другие. Один из них - Иван Дабаев, живущий в селе Хурамша Иволгинского района. В этом году ему исполнилось 79 лет.
Всю жизнь Иван Лубсанцыренович проработал механизатором в совхозе. Активную творческую деятельность начал, когда вышел на пенсию.
- Я начал выступать в 90-х годах. Позже вышел на пенсию и присоединился к ансамблю «Магтаал». Играю на морин хууре с малых лет, в какое-то время совсем не брал в руки инструмент. Вышел на пенсию и стал восстанавливать то, что умел раньше. При советской власти улигерами никто не интересовался, и это искусство было забыто, - рассказал Иван Лубсанцыренович.
Участник конкурса демонстрирует музыкальные и певческие способности, чтобы справиться с недюжинными техническими задачами, орнаментальными распевами, мелизмами, мелодическими украшениями, речитативными напевами, также вибрационными украшениями, - рассказала член международного жюри от Бурятии Нина Токуренова.
Несмотря на свой преклонный возраст, он принимает активное участие в конкурсах, фестивалях и занимает призовые места. С творчеством нашего земляка знакомы в Италии, Америке, Австралии, Финляндии, Китае, Корее, Монголии, Японии.
Дар перешел по наследству
Как признался сказитель, талант перешел ему по наследству от деда, маминого отца, которого знали не только в Иволгинском районе, но и за его пределами.
- Когда я был юнцом, любил слушать рассказы маминого отца. Он мне привил любовь к исполнительству. Мой дед делал морин хууры и балалайки на заказ. Однажды со мной произошел неприятный случай. Когда мне было 16 лет, я упал с коня и попал в больницу. Целый год я никуда не ходил, сильно ушиб позвоночник. В это время дед мне сделал морин хуур, и я начал играть, - вспомнил Иван Лубсанцыренович.
По словам улигершина, его дед не пел улигеры, а произносил словами. На морин хууре играл, когда пел.
- Все тексты, которые я знаю, сохранились от дедушки. В его репертуаре сказание «Баян Боролзой батаар», юрөөлы (благопожелания) и магтаалы (прославления). Раньше знал много текстов, а сейчас все забыл. В молодости все схватывал и запоминал. Главное в этом деле - понять смысл, уловить основу, - рассказал Иван Дабаев.
Как подметил сказитель, на современных конкурсах чаще стали петь, в итоге слов бурятских не разобрать. Это искажает смысл, язык остается на втором плане. История получается невнятной.
- Надо развивать устное народное творчество. Сегодня благодаря работе Нины Гармаевны есть кому выступать на конкурсе. А что будет дальше? Это проблема, конечно, - поделился улигершин.
Благословение Рыгзына Эрдынеева
Алексей Цырендылыков - профессиональный моринхуурист, бессменный участник «Алтарганы» с 2007 года, не раз занимал призовые места и становился лауреатом.
Любовь к музыкальному творчеству привела его в колледж искусств им. П.И. Чайковского, где он обучился по классу морин хуура. Затем он продолжил обучение на отделении народного фольклора ВСГИК. Первым педагогом был Баасан Хуу, основатель морин хуура в Бурятии. После окончания университета уехал в Агинский автономный округ, где работал в театре «Амар-сайн». Там же начал заниматься горловым пением под руководством заслуженного артиста России Леонида Бабалаева. В его репертуар входят эпосы «Дарханай гар», «Сохюусанай магтаал», «Буряад-Монголой уг гарбалай ульгэр домог», «Этигэл Хамбын магтаал» и т.д. На сегодня творчество для Алексея – это любимое хобби.
Как признается улигершин, его увлечение – это не просто игра на морин хууре и заучивание текста, а ритуал, связанный с произношением сакральных текстов. Кстати, благословил Алексея не кто иной, как знаменитый улигершин, знаток старинных обычаев Рэгзэн Эрдынеев (1909 – 2006) из Еравнинского района.
- В пожилом возрасте Рэгзэн Эрдынеев жил в Улан-Удэ и однажды пригласил меня к себе. Видимо, откуда-то узнал, что я учусь на морин хууре играть. Однажды мы объединились, он читал, а я играл. Тогда мало что понимал в улигерах, несмотря на то, что я хорошо говорю на бурятском. В то время я был молод, мне было всего 17. После этого примерно через полгода известный сказитель умер. Я узнал позже, что, оказывается, он меня таким образом благословил, - вспомнил Алексей.
«Нужно верить в то, что произносишь»
- Улигер сложно выучить. Нужно верить в то, что произносишь, проникнуться текстом, чувствовать его. Это же не просто сказка, предание надо пережить. Жалко, что улигершинов никак не поддерживают на государственном уровне, поэтому и с передачей традиции трудновато. Язык неинтересен народу, - рассказал Алексей.
По словам улигершина, его сокровенная мечта - исполнить эпос «Гэсэр».
- В Монголии это направление развито, у нас же сейчас гэсэршинов не так много. Это плохо. Надо тянуться к этому. В Калмыкии исполнители эпоса «Джангар» - джангарчи - на хорошем счету, их поддерживают на республиканском уровне, - сетует Алексей.
Он уверен, что игра на морин хууре помогает ему в жизни, прокладывает путь к любому делу. И все получается так, как он задумал. И он точно знает, чем займется, когда выйдет на пенсию. Он будет учить детей играть на морин хууре. Также подумывает об открытии детской школы улигершинов.
Алексей признался, что ему предлагали работу в других городах и странах. Но его сердце отдано Бурятии. Он любит республику и не собирается покидать родные места.
Бурятский народ славится эхирит-булагатской, унгинской, хоринской, хонгодорской школами сказителей. Ученый фольклорист Сергей Балдаев (1889 - 1979) посвятил всю свою жизнь собиранию улигеров. Зарегистрировал более 400 певцов, тем не менее имена десятков и сотен народных поэтов остались неизвестными. В числе выдающихся ученых – общественный деятель Цыбен Жамцарано (1881 - 1942) , записавший со слов Маншуда Эмегеева наиболее архаичный вариант эпоса «Гэсэр». Он отмечен серебряной медалью Российского географического общества.
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 6 классе по ФГОС
Иван Сергеевич Тургенев «Бежин луг»: образы крестьянских мальчиков, их портреты, рассказы, духовный мир.
Нахвальная Т.В., учитель русского языка и литературы
Цели урока:
образовательные: показать богатство духовного мира крестьянских детей, мастерство Тургенева в создании портретных и сравнительных характеристик героев; обобщение и углубление изученного по творчеству И.С.Тургенева;
воспитательные: воспитывать навыки культуры умственного труда; формировать познавательную потребность, хороший эстетический вкус; умение работать в группах;
развивающие: развитие поисковой познавательной деятельности, монологической речи учащихся, выразительного чтения; умения сравнивать и обобщать; развивать навыки характеристики литературных героев, навыки работы со словом, навыки анализа текста.
Задачи: 1)найти и проанализировать портретные характеристики мальчиков; 2)показать, как автор относится к своим героям; рассказать об историях, рассказанных мальчиками; 3) выяснить, как они характеризуют детей-рассказчиков; 4) развивать внимание, память, мышление, умение анализировать, делать выводы; 5) воспитывать внимание к окружающему миру, любовь и тягу к непознанному.
Оборудование урока: таблицы для работы в группах, портреты мальчиков на каждый стол, материал для таблиц
Формы работы: групповая, индивидуальная.
Тип урока: комбинированный
Ход урока.
- Орг. момент.
- Вступление в урок. Создание учителем настроя учащихся на творческую работу с текстом рассказа “Бежин луг” (Учитель с несколькими учащимися разыгрывает стихотворение И.З.Сурикова
Учитель: Летний вечер.
Ученик 1: За лесами
Солнышко уж село;
На краю далеком неба
Зорька заалела;
Но и та потухла.
Ученик 2: Топот
В поле раздается.
То табун коней в ночное
По лугам несется.
Ухватя коней за гриву,
Скачут дети в поле.
То-то радость и веселье,
То-то детям воля!
Ученик 3: По траве высокой кони
На просторе бродят;
Собралися дети в кучку,
Разговор заводят…
У: И на ум приходят детям
Бабушкины сказки:
1: Вот с метлой несётся ведьма
На ночные пляски;
2: Вот над лесом мчится леший
С головой косматой,
3: А по небу, сыпля искры,
Змей летит крылатый;
Хором: И какие – то все в белом
Тени в поле ходят…
Учитель: Детям боязно – и дети
Огонёк разводят.
Работа в постоянных группах.
Обсудите с партнёром по лицу:
Как связано это стихотворение с нашим сегодняшним уроком? (В рассказе Тургенева мы знакомимся с деревенскими мальчиками, которые вышли в ночное).
Что значит «выйти в ночное»? (Пастьба лошадей ночью) Что значит для мальчиков ночное? (свобода, самостоятельность)
Как относится герой – рассказчик к ребятам, которых он случайно встретил в ночной степи? Как мы об этом узнаем?
(Свое отношение автор и герой-рассказчик передает с помощью описания.)
Индивидуальная работа. Частичная проверка знания текста на первом этапе урока.
- Можем ли мы по портрету сказать о внутренних качествах человека?
Тексты (на листах А4,в конверте портреты )
- Это был стройный мальчик четырнадцати лет, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувесёлой, полурассеянной улыбкой. (Федя).
- У него всклокоченные чёрные волосы, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный; вся голова огромная, как говорится, с пивной котёл; тело приземистое, неуклюжее. (Павлуша).
- Лицо у него было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, сжатые губы не шевелились, сдвинутые брови не расходились. Его жёлтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки. (Илюша)
- Это мальчик лет десяти…Всё лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва был можно различить; но странное впечатление производили его большие, чёрные, жидким блеском блестевшие глаза. (Костя).
Ваша задача – определить, о ком идёт речь. Можете воспользоваться подсказкой партнера по плечу.
- Зачитайте ваше описание друг другу (15 сек.) Согласны, что правильно определили героя?
- Обсудите в парах, почему никто не занял место у портрета Вани. (10 сек).
- Почему же?
А теперь работаем дальше. Вам дана таблица. (приложение № 2)
Персонаж | возраст | Семья, положение | Одежда | Почему попал в ночное | Характер | Основные черты | Где и в чём проявились | Впечатление автора |
Вы должны заполнить её и подготовить связный рассказ о том герое, который вам более интересен. На работу 7 минут.
Выступления (3 минуты).
Вопросы -веер Я задаю вопрос, у вас есть 5 секунд, чтобы его обдумать.
1.Почему крестьянские ребятишки оказались ночью на Бежином лугу?
«Это были крестьянские ребятишки, которые стерегли табун»
- Кто из мальчиков самый богатый? Откуда вы это знаете?
Федя. По одёжке.
3.Сколько лет было детям?(Феде – лет 14, Павлуше и Илюше на вид не более 12 лет, Косте – 10, Ване -7.)
4.Что готовили мальчики? «Картошку»
- О чём говорят мальчики у костра? Они говорят о домовых, леших, об оживающих по ночам мертвецах и утопленниках, о Тришке-антихристе, о водяном, про русалку, о голосе, об утопленнике Васе.
- Какие поверья бытуют среди ребят? О том, что можно увидеть того, кто умрёт в очередном году, праведная душа в голубе может быть, солнечное затмение – предвестник антихриста, белые волки побегут, людей есть будут.
- Кто из мальчиков самый смелый? Почему вы так считаете? Павел. Он не боится поскакать на волка, ночью, без хворостинки в руке, совершенно один. Именно Павлуше принадлежат самые весёлые истории в этом рассказе. Он же идёт за водой, несмотря на рассказы об утопленниках.
- Почему ребята рассказывают друг другу страшные истории? В разговорах мальчиков отражаются суеверия и страх перед ними: мальчики верят в то, чего нет на свете, но что внушено им невежеством и суеверием взрослых.
Подведём итоги урока.
В каждом портрете есть загадка. Мы чувствуем, что Тургенев словно бы зовет нас вглядываться и вдумываться, не останавливаясь на первом впечатлении. И хотя он и показывает какие-то недостатки внешности мальчиков, но с симпатией относится к детям. В изображении Тургенева это даровитые, способные дети. Каждый из них отличается своим, особым характером.
Федя исполнен чувства собственного достоинства, которое выражается в том, что старается больше слушать, чем говорить: он боится как бы не сказать какую-нибудь глупость.
Павлуша деловит и заботлив: он варит картошку, ходит за водой. Он самый смелый и мужественный из мальчиков: один без хворостинки он поскакал на волка, в то время как все остальные мальчики страшно перепугались. От природы он наделён здравым смыслом.
Илюша пытлив, любознателен, но ум и любознательность направлены у него только на страшное и таинственное. Ему кажется, что вся жизнь окружена лишь враждебными человеку духами.
Костя от природы жалостлив: он сочувствует всем людям, пострадавшим, по его мнению, от злых духов.
Ваня, о котором в рассказе не сказано практически ничего, глубоко любит природу. Днём ему нравятся цветы, ночью – звёзды. Это он в искреннем порыве своей детской непосредственности отвлек внимание мальчиков от разговора о страшном к прекрасным звёздам.
- Дети интересны охотнику?
Несмотря на разницу в возрасте, образование, воспитание, социальный статус, дети интересны Тургеневу. Он забывает об усталости и внимательно слушает все эти истории. Охотник не уснул у костра, а с нескрываемым любопытством наблюдал за ребятами. В своём рассказе он выразил чувство глубокой искренней симпатии к крестьянским детям.
- Как вы себе представили мир крестьянских детей 19 в.? Чем он наполнен? Как они жили?
(С одной стороны, самостоятельные с пелёнок впитавшие всё русское: отношение к природе, поверья, приметы, живой ум. С др. стороны, тяжёлый труд, отсутствие возможности учиться.)
- Можем ли мы по портрету сказать о внутренних качествах человека?
- Можно ли по речи узнать и раскрыть образ героя?
(Рассказы детей красочны, ярки, свидетельствуют о богатстве их воображения, об умении передать свои впечатления, но вместе с тем в большей степени они говорят о другом: о темноте детей, о том, что дети находятся в плену самых диких суеверий.) Вот перед вами еще одна сторона мира детства в изображении Тургенева.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
начало
Голод…
Холод…
Таня савичева
Дорога жизни
Дорога жизни
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
https://forms.gle/X4UwsWWpNecd5meJA
Викторина к 80-летию Прибайкальского района