Работа со слабоуспевающими обучающимися

Клюева Татьяна Викторовна

Актуальность

Рост числа неуспевающих и слабоуспевающих учеников - одна из главных проблем современной школы.

Выделяют основные причины неуспеваемости:

  • физиологические проблемы (частые болезни, общая слабость здоровья, инфекционные болезни, болезни нервной системы, нарушения двигательных функций);
  • психологические (особенности развития внимания, памяти, мышления, медленность понимания, недостаточный уровень развития речи, несформированность познавательных интересов, узость кругозора);
  • социальные (неблагополучные условия жизни, недостойное поведение родителей, отсутствие домашнего режима, безнадзорность ребенка).

         Слабоуспевающими принято считать учащихся с невысокими умственными способностями, плохо развитыми учебными умениями и навыками,  низким уровнем памяти или тех, у кого отсутствуют действенные мотивы учения.      Помощь данным категориям учащихся - задача каждого педагога.

Цель и задачи программы:

- ликвидация пробелов у учащихся в обучении математике;

- создание условий для успешного индивидуального развития обучающегося;

- создание ситуации успеха, наиболее эффективного стимула познавательной деятельности;

- создание максимально благожелательных отношений учителя и учащихся  к слабому ученику.

- Наметить пути преодоления выявленных пробелов и предупреждение образование новых (индивидуальные образовательные маршруты). 

- Применять специальные меры по предупреждению отставания с учетом их, индивидуальных способностей. 

- Осуществлять работу по цепочке: учитель предметник - классный руководитель – родитель.

Программа направлена на удовлетворение потребностей учащихся:

- получение знаний за курс;

- ликвидации пробелов в знаниях.

Принципы построения

- приоритет индивидуальности.

Принципы реализации

- создание условий для реализации индивидуальных особенностей и возможностей личности;

- выстраивания обучающимся совместно со взрослыми индивидуального пути развития.

Формы  работы:

- индивидуализация образовательного процесса;

- обучение навыкам самообразовательной и поисковой деятельности;

- игровые формы;

- памятки, карточки.

Список слабоуспевающих обучающихся, с которыми проводится работа:

…….

       Эти обучающиеся требуют особенного подхода к организации учебного процесса. Они, в силу особенностей своего развития, нуждаются в особой поддержке со стороны учителя и при отсутствии должного внимания у них возникают серьезные трудности в обучении. Таким образом, эти обучающиеся без специально продуманной поддержки могут перейти в разряд неуспевающих. На индивидуальных занятиях они работают под руководством учителя, который направляет их работу, уточняет формулировки, помогает понять условия заданий, осуществляет контроль правильности их выполнения. 

Для того, чтобы добиться успеха в обучении слабоуспевающих обучающихся необходимо систематически, в т.ч. в течение  года проводить мероприятия:

  1. Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации.
  2. Контроль выполнения заданий, особенно у слабоуспевающих учащихся.
  3. Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести работу над ошибками и повторный контроль знаний.
  4. Осуществлять дифференцированный подход к учащимся при опросе.
  5.  Домашнее задание должно содержать обязательную часть и дополнительную.
  6.  Дифференцированные задания должны быть и на самостоятельных и на контрольных работах.
  7. Не допускать отставания учащихся, для этого систематически проводить консультации и дополнительные занятия.
  8. Не каждый раз ставить «двойку», а уметь терпеливо ждать учащихся с замедленным восприятием.
  9.  Не унижать ученика и постараться самим найти к нему подход.