В помощь учащимся
В помощь учащимся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сложение и вычитание двузначных чисел | 12.66 КБ |
Самостоятельная работа «Решение задач» | 11.59 КБ |
Литературное чтение – 2 класс. Басни | 32.64 КБ |
Правила по русскому языку | 19.93 КБ |
Комплексная работа для 1 класса | 2.72 МБ |
Предварительный просмотр:
Сложение и вычитание двузначных чисел
1. Выбери двузначные числа из числового ряда.
а) 1, 23, 341, 29, 3, 396, 58, 293, 482
б) 12, 48, 671, 38, 592, 4, 39, 219
2. Сложи двузначные числа.
35 + 14 = | 54 + 28 = | 14 + 72 = |
27 + 31 = | 19 + 16 = | 54 + 48 = |
83 + 14 = | 32 + 38 = | 44 + 27 = |
17 + 31 = | 69 + 16 = | 74 + 48 = |
3. Выполни вычитание двузначных чисел.
35 - 14 = | 54 - 28 = | 84 - 67 = |
47 - 10 = | 69 - 68= | 54 - 48 = |
76 - 19 = | 89 - 58 = | 45 - 45 = |
90 - 20 = | 74 - 59= | 66 - 55 = |
4. Реши уравнения.
18 + x = 73 | 93 - x = 51 |
45 + x = 63 | 48 - x = 21 |
67 + x = 89 | 37 - x = 21 |
5. Реши примеры и найди значения х. Распиши ответы после каждого действия.
а) x - 14 + 17 - 38 + 22 = 18
1. ______________ 2. ________________ 3. _______________ 4. ________________
б) x - 87 + 15 - 10 + 14 = 98
1. ______________ 2. ________________ 3. _______________ 4. ________________
6. Раскрой скобки и реши числовые выражения.
а) 44 - ( 53 - 34 ) + ( 47 - 14 ) =
б) 67 - ( 15 - 11 ) + ( 93 - 57 ) =
в) 63 + ( 12 - 10 ) + ( 37 + 41 ) =
Текстовые задачи с двузначными числами
1) 18 самолётов прилетели вовремя, а 10 самолётов опоздали. Сколько самолётов приземлилось в аэропорту?
2) Ребята играли в снежки. Коля кинул 15 снежков, 11 из них не попали в цель. Миша кинул 23 снежка, 12 из них не попали в цель. Сколько всего снежков попали в цель, а сколько в цель не попали?
Предварительный просмотр:
Самостоятельная работа «Решение задач»
Вариант 1
№1
Маша посадила 18 тюльпанов, а Катя на 3 тюльпана меньше. Сколько всего тюльпанов посадили девочки? Запиши решение задачи и ответ.
№2
Для комнаты понадобится 11 рулонов обоев. Это на 3 рулона больше, чем понадобится для кухни. Сколько рулонов понадобится для кухни?
№3
Мама купила 5 яблок, 3 банана, а груш столько, сколько бананов и яблок вместе. Сколько всего фруктов купила мама?
Самостоятельная работа «Решение задач»
Вариант 2
№1
На елке 15 шариков, а шишек на 4 меньше. Сколько всего игрушек висело на елке, если она была украшена только шариками и шишками?
№2
Для аппликации необходимо 15 черных полосок бумаги. Это на 4 полоски больше, чем красных полосок бумаги. Сколько красных полосок бумаги необходимо для аппликации?
№3
Фермер привез 30 литров ряженки, 24 литра кефира, а молока столько литров, сколько кефира и ряженки вместе. Сколько всего литров молочной продукции привез фермер?
Предварительный просмотр:
Литературное чтение – 2 класс. Басни
Басня Ивана Крылова «Ворона и Лисица»
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Вороне где-то бог послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась,
Да позадумалась, а сыр во рту держала.
На ту беду Лиса близёхонько бежала;
Вдруг сырный дух Лису остановил
Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил.
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, чуть дыша:
«Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие пёрушки! какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,
При красоте такой и петь ты мастерица,—
Ведь ты б у нас была царь-птица!
Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье спёрло, —
И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во всё воронье горло:
Сыр выпал — с ним была плутовка такова.
Басня Ивана Крылова «Лисица и Виноград»
Голодная кума Лиса залезла в сад;
В нём винограду кисти рделись.
У кумушки глаза и зубы разгорелись;
А кисти сочные, как яхонты, горят;
Лишь то беда, висят они высоко:
Отколь и как она к ним ни зайдёт,
Хоть видит око,
Да зуб неймёт.
Пробившись попусту час целой,
Пошла и говорит с досадою: «Ну, что ж!
На взгляд-то он хорош,
Да зелен — ягодки нет зрелой:
Тотчас оскомину набьёшь».
Басня Ивана Крылова «Мартышка и Очки»
Мартышка к старости слаба глазами стала;
А у людей она слыхала,
Что это зло ещё не так большой руки:
Лишь стоит завести Очки.
Очков с полдюжины себе она достала;
Вертит Очками так и сяк:
То к темю их прижмёт, то их на хвост нанижет,
То их понюхает, то их полижет;
Очки не действуют никак.
«Тьфу, пропасть! — говорит она, — и тот дурак,
Кто слушает людских всех врак:
Всё про Очки лишь мне налгали;
А проку на-волос нет в них».
Мартышка тут с досады и с печали
О камень так хватила их,
Что только брызги засверкали.
________________________________
К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, — цены не зная ей,
Невежда про неё свой толк всё к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он её ещё и гонит.
Басня Ивана Крылова «Стрекоза и Муравей»
Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол и дом.
Всё прошло с зимой холодной.
Нужда, голод настаёт;
Стрекоза уж не поёт:
И кому же в ум пойдёт
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена,
К Муравью ползёт она:
«Не оставь меня, кум милой!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!» —
«Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?» —
Говорит ей Муравей.
«До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило». —
«А, так ты...» — «Я без души
Лето целое всё пела». —
«Ты всё пела? это дело:
Так поди же, попляши!»
Басня Ивана Крылова «Квартет»
Проказница-Мартышка,
Осёл,
Козёл
Да косолапый Мишка
Затеяли сыграть Квартет.
Достали нот, баса, альта, две скрипки
И сели на лужок под липки, —
Пленять своим искусством свет.
Ударили в смычки, дерут, а толку нет.
«Стой, братцы, стой! — кричит Мартышка. —
Погодите!
Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.
Ты с басом, Мишенька, садись против альта,
Я, прима, сяду против вторы;
Тогда пойдёт уж музыка не та:
У нас запляшут лес и горы!»
Расселись, начали Квартет;
Он всё-таки на лад нейдёт.
«Постойте ж, я сыскал секрет! —
Кричит Осёл, — мы, верно, уж поладим,
Коль рядом сядем».
Послушались Осла: уселись чинно в ряд;
РЕКЛАМА
mvideo.ru
А всё-таки Квартет нейдёт на лад.
Вот пуще прежнего пошли у них разборы
И споры,
Кому и как сидеть.
Случилось Соловью на шум их прилететь.
Тут с просьбой все к нему, чтоб их решить сомненье.
«Пожалуй, — говорят, — возьми на час терпенье,
Чтобы Квартет в порядок наш привесть:
И ноты есть у нас, и инструменты есть,
Скажи лишь, как нам сесть!» —
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И уши ваших понежней, —
Им отвечает Соловей, —
А вы, друзья, как ни садитесь;
Всё в музыканты не годитесь».
Басня Ивана Крылова «Волк и Ягнёнок»
У сильного всегда бессильный виноват:
Тому в Истории мы тьму примеров слышим,
Но мы Истории не пишем;
А вот о том как в Баснях говорят.
_______________________
Ягнёнок в жаркий день зашёл к ручью напиться;
И надобно ж беде случиться,
Что около тех мест голодный рыскал Волк.
Ягнёнка видит он, на добычу стремится;
Но, делу дать хотя законный вид и толк,
Кричит: «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом
Здесь чистое мутить питьё
Моё
С песком и с илом?
За дерзость такову
Я голову с тебя сорву». —
«Когда светлейший Волк позволит,
Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью
От Светлости его шагов я на сто пью;
И гневаться напрасно он изволит:
Питья мутить ему никак я не могу». —
«Поэтому я лгу!
Негодный! слыхана ль такая дерзость в свете!
Да помнится, что ты ещё в запрошлом лете
Мне здесь же как-то нагрубил;
Я этого, приятель, не забыл!» —
«Помилуй, мне ещё и от роду нет году», —
Ягнёнок говорит. «Так это был твой брат». —
«Нет братьев у меня». — «Так это кум иль сват
И, словом, кто-нибудь из вашего же роду.
Вы сами, ваши псы и ваши пастухи,
Вы все мне зла хотите
И, если можете, то мне всегда вредите,
Но я с тобой за их разведаюсь грехи». —
«Ах, я чем виноват?» — «Молчи! устал я слушать,
Досуг мне разбирать вины твои, щенок!
Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать».
Сказал — ив тёмный лес Ягнёнка поволок.
Басня Ивана Крылова «Волк на псарне»
Волк ночью, думая залезть в овчарню,
Попал на псарню.
Поднялся вдруг весь псарный двор.
Почуя серого так близко забияку,
Псы залились в хлевах и рвутся вон на драку;
Псари кричат: «Ахти, ребята, вор!» —
И вмиг ворота на запор;
В минуту псарня стала адом.
Бегут: иной с дубьём,
Иной с ружьём.
«Огня! — кричат, — огня!» Пришли с огнём.
Мой Волк сидит, прижавшись в угол задом,
Зубами щёлкая и ощетиня шерсть,
Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть;
Но, видя то, что тут не перед стадом,
И что приходит, наконец,
Ему расчесться за овец, —
Пустился мой хитрец
В переговоры
И начал так: «Друзья! К чему весь этот шум?
Я, ваш старинный сват и кум,
Пришёл мириться к вам, совсем не ради ссоры;
Забудем прошлое, уставим общий лад!
А я не только впредь не трону здешних стад,
Но сам за них с другими грызться рад
И волчьей клятвой утверждаю,
Что я...» — «Послушай-ка, сосед, —
Тут ловчий перервал в ответ, —
Ты сер, а я, приятель, сед,
И волчью вашу я давно натуру знаю;
А потому обычай мой:
С волками иначе не делать мировой,
Как снявши шкуру с них долой».
И тут же выпустил на Волка гончих стаю.
Басня Ивана Крылова «Лебедь, Щука и Рак»
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт,
И выйдет из него не дело, только мука.
____________________________
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу всё нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвётся в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав, — судить не нам;
Да только воз и ныне там.
Басня Ивана Крылова «Кот и Повар»
Какой-то Повар, грамотей,
С поварни побежал своей
В кабак (он набожных был правил
И в этот день по куме тризну правил),
А дома стеречи съестное от мышей
Кота оставил.
Но что же, возвратясь, он видит? На полу
Объедки пирога; а Васька-Кот в углу,
Припав за уксусным бочонком,
Мурлыча и ворча, трудится над курчонком.
«Ах ты, обжора! ах, злодей! —
Тут Ваську Повар укоряет, —
Не стыдно ль стен тебе, не только что людей?
(А Васька всё-таки курчонка убирает.)
Как! был честным Котом до этих пор,
Бывало, за пример тебя смиренства кажут, —
А ты... ахти, какой позор!
Теперя все соседи скажут:
«Кот Васька плут! Кот Васька вор!
И Ваську-де, не только что в поварню,
Пускать не надо и на двор,
Как волка жадного в овчарню:
Он порча, он чума, он язва здешних мест!»
(А Васька слушает, да ест.)
Тут ритор мой, дав волю слов теченью,
Не находил конца нравоученью.
Но что ж? Пока его он пел,
Кот Васька всё жаркое съел.
___________________________
А я бы повару иному
Велел на стенке зарубить:
Чтоб там речей не тратить по-пустому,
Где нужно власть употребить.
Басня Ивана Крылова «Чиж и Голубь»
Чижа захлопнула злодейка-западня:
Бедняжка в ней и рвался и метался,
А Голубь молодой над ним же издевался.
«Не стыдно ль, — говорит, — средь бела дня
Попался!
Не провели бы так меня:
За это я ручаюсь смело».
Ан, смотришь, тут же сам запутался в силок.
И дело!
Вперёд чужой беде не смейся, Голубок.
Басня Ивана Крылова «Слон и Моська»
По улицам Слона водили,
Как видно напоказ —
Известно, что Слоны в диковинку у нас —
Так за Слоном толпы зевак ходили.
Отколе ни возьмись, навстречу Моська им.
Увидевши Слона, ну на него метаться,
И лаять, и визжать, и рваться,
Ну, так и лезет в драку с ним.
«Соседка, перестань срамиться,—
Ей шавка говорит, — тебе ль с Слоном возиться?
Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идёт
Вперёд
И лаю твоего совсем не примечает».—
«Эх, эх! — ей Моська отвечает, —
Вот то-то мне и духу придаёт,
Что я, совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки.
Пускай же говорят собаки:
«Ай, Моська! знать она сильна,
Что лает на Слона!»
Басня Ивана Крылова «Мышь и Крыса»
«Соседка, слышала ль ты добрую молву? —
Вбежавши, Крысе Мышь сказала, —
Ведь кошка, говорят, попалась в когти льву?
Вот отдохнуть и нам пора настала!» —
«Не радуйся, мой свет, —
Ей Крыса говорит в ответ, —
И не надейся по-пустому!
Коль до когтей у них дойдёт,
То, верно, льву не быть живому:
Сильнее кошки зверя нет!»
_______________________
Я сколько раз видал, приметьте это сами:
Когда боится трус кого,
То думает, что на того
Весь свет глядит его глазами.
Басня Ивана Крылова «Демьянова уха»
«Соседушка, мой свет!
Пожалуйста, покушай». —
«Соседушка, я сыт по горло». — «Нужды нет,
Ещё тарелочку; послушай:
Ушица, ей-же-ей, на славу сварена!» —
«Я три тарелки съел». — «И, полно, что за счёты:
Лишь стало бы охоты,
А то во здравье: ешь до дна!
Что за уха! Да как жирна:
Как будто янтарём подёрнулась она.
Потешь же, миленький дружочек!
Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек!
Ещё хоть ложечку! Да кланяйся, жена!» —
Так потчевал сосед Демьян соседа Фоку
И не давал ему ни отдыху, ни сроку;
А с Фоки уж давно катился градом пот.
Однако же ещё тарелку он берёт:
Сбирается с последней силой
И — очищает всю. «Вот друга я люблю! —
Вскричал Демьян. — Зато уж чванных не терплю.
Ну, скушай же ещё тарелочку, мой милой!»
Тут бедный Фока мой,
Как ни любил уху, но от беды такой,
Схватя в охапку
Кушак и шапку,
Скорей без памяти домой —
И с той поры к Демьяну ни ногой.
_______________________
Писатель, счастлив ты, коль дар прямой имеешь;
Но если помолчать вовремя не умеешь
И ближнего ушей ты не жалеешь,
То ведай, что твои и проза и стихи
Тошнее будут всем Демьяновой ухи.
Басня Ивана Крылова «Зеркало и Обезьяна»
Мартышка, в Зеркале увидя образ свой,
Тихохонько Медведя толк ногой:
«Смотри-ка, — говорит, — кум милый мой!
Что это там за рожа?
Какие у неё ужимки и прыжки!
Я удавилась бы с тоски,
Когда бы на неё хоть чуть была похожа.
А ведь, признайся, есть
Из кумушек моих таких кривляк пять-шесть:
Я даже их могу по пальцам перечесть». —
«Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?» —
Ей Мишка отвечал.
Но Мишенькин совет лишь попусту пропал.
_____________________
Таких примеров много в мире:
Не любит узнавать никто себя в сатире.
Я даже видел то вчера:
Что Климыч на руку нечист, все это знают;
Про взятки Климычу читают,
А он украдкою кивает на Петра.
Басня Ивана Крылова «Любопытный»
«Приятель дорогой, здорово! Где ты был?» —
«В Кунсткамере, мой друг! Часа там три ходил;
Всё видел, высмотрел; от удивленья,
Поверишь ли, не станет ни уменья
Пересказать тебе, ни сил.
Уж подлинно, что там чудес палата!
Куда на выдумки природа таровата!
Каких зверей, каких там птиц я не видал!
Какие бабочки, букашки,
Козявки, мушки, таракашки!
Одни, как изумруд, другие, как коралл!
Какие крохотны коровки!
Есть, право, менее булавочной головки!» —
«А видел ли слона? Каков собой на взгляд!
Я чай, подумал ты, что гору встретил?» —
«Да разве там он?» — «Там». — «Ну, братец, виноват:
Слона-то я и не приметил».
Басня Ивана Крылова «Кукушка и Горлинка»
Кукушка на суку печально куковала.
«Что, кумушка, ты так грустна? —
Ей с ветки ласково Голубка ворковала, —
Или о том, что миновала
У нас весна
И с ней любовь, спустилось солнце ниже,
И что к зиме мы стали ближе?» —
«Как, бедной, мне не горевать? —
Кукушка говорит. — Будь ты сама судьёю:
Любила счастливо я нынешней весною,
И, наконец, я стала мать;
Но дети не хотят совсем меня и знать:
Такой ли чаяла от них я платы!
И не завидно ли, когда я погляжу,
Как увиваются вкруг матери утяты,
Как сыплют к курице дождём по зву цыпляты,
А я, как сирота, одним-одна сижу,
И что есть детская приветливость — не знаю». —
«Бедняжка! о тебе сердечно я страдаю;
Меня бы нелюбовь детей могла убить,
Хотя пример такой не редок;
Скажи ж, так стало, ты уж вывела и деток?
Когда же ты гнездо успела свить?
Я этого и не видала:
Ты всё порхала, да летала». —
«Вот вздор, чтоб столько красных дней
В гнезде я, сидя, растеряла:
Уж это было бы всего глупей!
Я яйца всегда в чужие гнёзда клала». —
«Какой же хочешь ты и ласки от детей?» —
Ей Горлинка на то сказала.
_____________________________
Отцы и матери! вам басни сей урок.
Я рассказал её не детям в извиненье:
К родителям в них непочтенье
И нелюбовь — всегда порок;
Но если выросли они в разлуке с вами,
И вы их вверили наёмничьим рукам,
Не вы ли виноваты сами,
Что в старости от них утехи мало вам?
Басня Ивана Крылова «Кукушка и Петух»
«Как, милый Петушок, поёшь ты громко, важно!» -
«А ты, Кукушечка, мой свет,
Как тянешь плавно и протяжно:
Во всём лесу у нас такой певицы нет!» —
«Тебя, мой куманёк, век слушать я готова». —
«А ты, красавица, божусь,
Лишь только замолчишь, то жду я, не дождусь,
Чтоб начала ты снова...
Отколь такой берётся голосок?
И чист, и нежен, и высок!.
Да вы уж родом так: собою невелички,
А песни, что твой соловей!» —
«Спасибо, кум; зато, по совести моей,
Поёшь ты лучше райской птички,
На всех ссылаюсь в этом я».
Тут Воробей, случась, примолвил им: «Друзья!
Хоть вы охрипнете, хваля друг дружку, —
Всё ваша музыка плоха!..»
____________________
За что же, не боясь греха,
Кукушка хвалит Петуха?
За то, что хвалит он Кукушку.
Басня Ивана Крылова «Волк и Журавль»
Что волки жадны, всякий знает:
Волк, евши, никогда
Костей не разбирает.
За то на одного из них пришла беда:
Он костью чуть не подавился.
Не может Волк ни охнуть, ни вздохнуть;
Пришло хоть ноги протянуть!
По счастью, близко тут Журавль случился.
Вот кой-как знаками стал Волк его манить
И просит горю пособить.
Журавль свой нос по шею
Засунул к Волку в пасть и с трудностью большею
Кость вытащил и стал за труд просить.
«Ты шутишь! — зверь вскричал коварный, —
Тебе за труд? Ах ты, неблагодарный!
А это ничего, что свой ты долгий нос
И с глупой головой из горла цел унёс!
Поди ж, приятель, убирайся,
Да берегись: вперёд ты мне не попадайся».
Басня Ивана Крылова «Мальчик и Змея»
Мальчишка, думая поймать угря,
Схватил Змею и, воззрившись, от страха
Стал бледен, как его рубаха.
Змея, на Мальчика спокойно посмотря:
«Послушай, — говорит, — коль ты умней не будешь,
То дерзость не всегда легко тебе пройдёт.
На сей раз бог простит; но берегись вперёд
И знай, с кем шутишь!»
Предварительный просмотр:
ПРАВИЛА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
В русском языке – 33 буквы
Гласных букв – 10, звуков – 6
Согласных букв –21, звуков – 36
Не обозначают звуков: ь, ъ
а | о | у | э | ы | л | м | н | й | р | б | в | г | д | з | ж | ь | |
я | е | ю | е | и | п | ф | к | т | с | ш | х | ц | ч | щ | ъ |
Обозначают твёрдость согласных звуков: а, о, у, ы, э
Обозначают мягкость согласных звуков: я, е, ё, ю, и
Обозначают два звука в начале слова; после Ь, Ъ или после гласной буквы: е, ё, ю, я
Правило№1
П Р А В И Л А переноса.
1. Слова переносятся по слогам.
2. Нельзя переносить одну букву и оставлять её на строке.
3. При переносе слов буквы Ь, Ъ, Й не переносят, а оставляют на строке с предыдущей согласной.
Например: боль-шой.
4. При переносе слов с двойной согласной одну букву оставляют на строке, а другую переносят.
5. При переносе слов с приставками нельзя отрывать одну букву от приставки или от корня.
6. Нельзя переносить на другуюстроку пунктуационные знаки (. , ! ? : ( ; - „ )
Правило№2
Предложение-это слово или несколько слов, которое выражает законченную мысль.
Правило№3
Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.
Правило№4
Подлежащее обозначает, о ком или о чём говорится в предложении, и отвечает на вопросы КТО? ЧТО? В предложении подлежащее подчеркивают одной чертой.
Сказуемое показывает, что говорится о подлежащем, и отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО СДЕЛАЕТ? В предложении сказуемое подчёркивают двумя чертами.
Правило№5
ЖИ – ШИ - пиши с буквой И
ЧА – ЩА - пиши с буквой А
ЧУ – ЩУ – пиши с буквой У
Правило№6
ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, РЩ - пишутся без мягкого знака.
Правило№7
Ь ,обозначающий мягкость согласных, пишут в конце слова и в середине слова между двумя согласными. Он показывает мягкость предшествующего звука.
(пень, пеньки)
Правило№8
Разделительный Ь показывает, что согласный звук не сливается с гласным. Его пишут после согласной и перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я
(платье, бельё, муравьи, вьюга, обезьяна)
Правило№9
Чтобы проверитьбезударную гласную в корне слова, нужно подобрать однокоренное слово, или изменить форму слова так, чтобы этагласная была под ударением (в сильной позиции).
Дома – домик, носы – нос
Правило№10
Чтобы проверитьпарный звонкий или глухойсогласный в корне слова, нужно изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так,
чтобы после этого согласного
стояла гласная или буква н.
Зуб – зубы – зубной.
Правило №11
Слова, которые имеют общую (одинаковую) часть и сходны по смыслу, называются однокоренными, или родственными.
(зима, зимушка, перезимовать, зимовка)
Общая часть родственных слов называется корнем.
Правило №12
Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы: кто?, что?
Имя существительное бывает:
одушевлённое (кот) неодушевлённое (дом)
собственное (Миша) или нарицательное (мальчик)
Мужского рода (он мой)
Женского рода (она моя)
Среднего рода (оно моё)
Правило №13
Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие?
Имя прилагательное изменяется:
- по числам (единственное, множественное)
- по родам (мужской, женский, средний)
Прилагательное во множественном числе по родам не изменяется.
Правило №14
Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: что делать? Что сделать? Что делает? Что делают?
Глагол изменяется: по числам
ед. ч. (я рисую, ты рисуешь)
мн. ч. (мы рисуем, вы рисуете)
Частица НЕ с глаголом пишется отдельно.
Правило №15
Личное местоимение – это часть речи, которая указывает на предмет
не называя его.
Личные местоимения отвечают на вопросы: Кто? Что?
Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они – это личные местоимения.
Правило №16