Методическая копилка
Методическая копилка
Скачать:
Предварительный просмотр:
Цель: познакомить детей с юными героями-антифашистами, пионерами-героями Великой Отечественной войны; воспитывать чувства патриотизма, любовь к Родине, сострадание к людям.
Ведущий 1
Нет ничего дороже на Земле, чем улыбка ребенка. Ребенок улыбается, значит, светит солнце, мирно колосится поле, не звучат взрывы, не горят деревни и города.
Ведущий 2
А что может быть страшнее смерти ребенка? Смерти бессмысленной и жестокой, смерти от руки взрослого, призванного самой природой защищать и растить дитя.
Ведущий 1
Звезда упала и прервалась чья-то жизнь.
Не просто чья-то жизнь, а жизнь ребенка!
Совсем недавно он смеялся звонко —
Теперь же в небесах лишь след его парит.
Ведущий 2
Фашистская Германии во главе с Гитлером рвалась к мировому господству.
22 июня 1941 года немецкие захватчики вероломно напали на советское государство.
Воскресным утром тысячи мальчиков и девочек со своими родителями, вместо воскресного отдыха, в страхе и ужасе бежали из своих домов.
Ведущий 1
Они шли нескончаемым потоком по дорогам войны, которая продолжалась несколько долгих лет. Сколько их было, измученных и обессиленных, убитых и раненых, истерзанных и униженных за годы Великой Отечественной войны!
Ведущий 2
Грозный сорок первый….
Как он изменил судьбы!
Обагрил кровью и слезами детство.
Сделал короткими жизни многих мальчишек и девчонок.
Разрушил светлые мечты…
Ведущий 1
Погибали дети и на фронтах, и на оккупированных фашистами территориях, в концлагерях и в блокадном Ленинграде.
Ведущий 2
8 февраля – День юного героя – антифашиста. Что это за день? И почему его отмечают 8 февраля? 8 февраля 1962 года рабочий Париж вышел под красными флагами на демонстрацию с требованием прекратить кровавую войну против алжирского народа. В рядах демонстрантов шел и юный разносчик газет Даниэль Фери. Из его рук рабочие каждое утро получали свежие новости номера «Юманите». От него не раз узнавали важную информацию. Он был своим в этой среде. Его любили. Демонстрантов подстерегали фашисты – оасовцы, ярые сторонники войны в Алжире. От их предательских выстрелов погиб Даниэль. Его хоронили с рабочими почестями на кладбище Пер – Лашез, у стены коммунаров.
Ровно год спустя в другой стране, на Азиатском материке, в застенках багдадской тюрьмы умер от пыток ровесник Даниэля Фадык Джамал, сын иракского коммуниста. Мальчик отказался выдать реакционным властям имена и адреса товарищей своего отца.
А 8 февраля 1964 года юные интернационалисты Москвы написали обращение к пионерам Советского Союза, к детям трудящихся всех стран: «Мы предлагаем день 8 февраля сделать традиционным днем памяти юных героев – наших сверстников. Пусть в этот день все дети во всех уголках земли, вспоминая о бессмертных подвигах юных борцов, еще теснее сомкнут свои ряды, еще крепче возьмутся за руки и новыми делами укрепят мир и дружбу на всем земном шаре!»
Вот уже более 40 лет 8 февраля отмечается как день памяти и солидарности с юными борцами против фашизма, империализма, за демократию и мир.
8 февраля – День памяти всех детей, которые боролись за мир не только в мирное время, но и в годы В.О.В.
Всё помнится, ничто не позабыто
Всё помнится, никто не позабыт
И днём и ночью в чаше из гранита
Святое пламя трепетно горит.
Герои минувших, не меркнувших лет,
Мы их не забыли – девчонок, мальчишек,
Чья жизнь молодая за нас отдана.
Мы в сердце своём, как на знамени, пишем
Простые и гордые их имена.
Ведущий: Памяти юных, мальчиков и девочек всех стран, тех, кто боролся и умирал за свободу, равенство и счастье людей, посвящается день 8 февраля.
Звучит песня «Вставай страна огромная».
Ведущий: Набатным призывом прозвучали слова «Вставай, страна огромная!» в первые дни Великой Отечественной, когда гитлеровские полчища вероломно вторглись на нашу землю. Весь советский народ поднялся на священную борьбу против немецко—фашистских захватчиков. Вместе с отцами, старшими братьями и сестрами по зову сердца с оружием в руках шли в бой тысячи юных патриотов, которые боролись с фашизмом.
Много юных героев погибло за свободу нашей Родины.
Ученик:
Чтоб снова на земной планете
Не повторилось той войны
Нам нужно,
Чтобы наши дети.
Об этом помнили,
Как мы!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылось та Война.
Ведь эта память – наша совесть.
Она, Как сила нам нужна….
Ведущий: Когда началась война, на защиту России поднялись тысячи мальчиков и девочек, наших ровесников. Они порой делали то, что не под силу было сильным мужчинам. Юные герои-антифашисты, это такие же дети как мы. Они боролись за то, чтобы был мир во всем Мире. Чтобы не гибли люди от бандитов, террористов, чтобы не было фашизма на Земле. Наверное, все вместе они совершили истинный подвиг. И мы не можем не вспомнить имена юных патриотов.
Ученик:
Горнили к бою трубы полковые.
Военный гром катился над страной.
Вставали в строй мальчишки боевые
На левый фланг, в солдатский строй.
Великоваты были им шинели,
Во всём полку сапог не подобрать,
Но всё ровно в боях они умели
Не отступать и побеждать.
Жила в сердцах их взрослая отвага,
В двенадцать лет по – взрослому сильны,
Они дошли с победой до Рейхстага –
Сыны полков своей страны.
Выступающие поочерёдно называют героев:
Володя Дубинин
Валера Волков
Лёня Голиков
Валя Котик
Марат Казей
Зина Портнова
Лера Михеенко
Валя Зенкина
Вася Коробко
Володя Казначеев
Саша Бородулин
Володя Дубинин
Был одним из членов партизанского отряда. Сражался, как и другие ребята, вместе со взрослыми. Подносил боеприпасы, воду, питание, ходил в разведку. Однажды Володя вызвался помогать саперам при разминировании подходов к каменоломням. От взрыва мины погибли сапер и помогавший ему Володя Дубинин. Юный разведчик Володя Дубинин был посмертно награжден орденом красного знамени.
Валера Волков
Родился Валера в 1929 году, жил в Черновцах. Его мать умерла еще до войны, отец — инвалид работал сапожником. Когда началась война, Валера решил добраться до Бахчисарая, где жил брат отца. Но дяди в Бахчисарае не застали, сначала жили в его доме, потом перебрались в Чоргун (ненешнее Черноречье). В этом оккупированном немцами прифронтовом селе мальчика и встретили разведчики 7-й бригады морской пехоты Илита Даурова и Ибрагим Ибрагимов. Мальчик рассказал, что отца застрелили немцы, обвинив в связи с партизанами.
В советской литературе написано, что он был в группе прикрытия, которая 1 июля перекрывала подходы к морю, где шла погрузка эвакуируемых. Вероятно, мальчик оказался в одной из групп прикрытия. Есть версия, что мальчик находился ближе других к дороге, по которой пошли танки. Он пополз навстречу со связкой гранат, но когда уже собирался её метнуть, был ранен в правое плечо. Ни раненой, ни левой рукой 13-летний мальчик не смог бы добросить гранаты с безопасного расстояния. Поэтому он подпустил танк поближе и метнул гранаты левой рукой прямо под гусеницы танка.
Достоверно неизвестно при каких обстоятельствах погиб Валера. Известно, что похоронили мальчишку во дворе школы, а годах в 60-х перезахоронили на «кладбище Горпищенко» (куда впоследствии захоронили и Жидилова с Ехлаковым).
Пионер Валерий Волков был посмертно награжден орденом Отечественной войны 1-й степени. В Севастополе в 4-м интернате создан Музей Валерия Волкова.
Леня Голиков
Рос он в деревне Лукино. Когда его родное село захватил враг, мальчик ушёл к партизанам.
Был в его жизни бой, который Лёня вёл один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из неё выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня – за ним. Почти километр преследовал он врага и наконец сразил его. В портфеле оказались очень важные документы, штаб партизан немедленно переправил их самолётом в Москву. Из Москвы пришёл приказ: наградить самой высшей наградой всех, кто захватил такие важные документы. Но они не знали, что захватил их один Лёня, которому было всего 14 лет. Так пионер Лёня Голиков стал Героем Советского Союза.
А сколько ещё было боёв в его недолгой жизни! И ни разу не дрогнул юный герой, сражавшийся плечом к плечу со взрослыми. Он погиб под селом Острая Лука зимой 1943 года.
Валя Котик
Родился 11 февраля 1930 года в селе Хмелёвка Шепетовского района Хмельницкой области. Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решили бороться с врагом. Присмотревшись к мальчику, коммунисты доверили Вале быть связным и разведчиком своей подпольной организации. Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула. Мальчик был дважды ранен. Умер Валя Котик в возрасте 14 лет…
Марат Казей
…Война обрушилась на белорусскую землю. В деревню, где жил Марат Казей с мамой – Анной Александровной, ворвались фашисты. Осенью Марату уже не пришлось ходить в школу, в пятый класс. Школьное здание фашисты превратили в свою казарму. Марат ушёл к партизанам в Станьковский лес. Он стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Используя эти данные, партизаны разработали дерзкую операцию и разгромили фашистский гарнизон в городе Дзержинске…
Вместе с опытными Марат минировал железную дорогу. Участвовал в боях и неизменно проявлял отвагу, бесстрашие. Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь последняя граната, подпустил врагов поближе и взорвал их… и себя.
За участие в боевых операциях юный партизан награждён медалью “За боевые заслуги”, медалью “За отвагу”,орденом Отечественной войны 1 степени. 9 мая 1965 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР Марату Казею посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Зина Портнова
Война застала ленинградскую пионерку Зину Портнову в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы. Девочка вступила в подпольную молодёжную организацию “Юные мстители”. Она участвовала в дерзких операциях против врага, диверсиях, распространяла листовки, вела разведку. Устроившись работать официанткой в столовой, где питались фашистские офицеры, Зина подобрала момент и отравила суп, в итоге через 2 дня хоронили более ста офицеров, обедавших в тот день в столовой. После этого случая подпольщики переправили Зину в лес к партизанам, где она стала разведчицей. Два года юные подпольщики вели тайную войну против фашистов.
Возвращаясь с задания, Зина напоролась на засаду. В тюрьме её били, пытали кто её товарищи, но она молчала. Девочку с косичками старались уговорить, предлагая еду, конфеты, отпустить домой в Ленинград к родителям. …Но она молчала. На одном из допросов Зине подвернулся момент, и она схватила пистолет. Выстрел – и офицер убит. Зина пыталась бежать к своим, в лес. Но у реки, когда кончились патроны, её схватили…
Девочку расстреляли январским утром подле невысокой сосны, во Второй Баравухе, под Полоцком. Зина Портнова удостоена награды: ей присвоено звание Героя Советского Союза.
Лара Михеенко
Лара Михеенко была партизанкой-разведчицей. Выведывала расположение вражеских батарей, считала машины, двигавшиеся по большаку в сторону фронта, запоминала, какие поезда, с каким грузом приходят на станцию Пустошка. Лару выдал предатель. Гестаповцы не делали скидок на возраст — после бесплодного допроса девочку расстреляли.
Это случилось 4 ноября 1943 года. Посмертно наградили орденом Отечественной войны I степени.
Валя Зенкина
Брестская крепость первой приняла на себя удар врага. Рвались бомбы, снаряды, рушились стены, гибли люди и в крепости, и в городе Бресте. С первых минут ушёл в бой Валин отец. Ушёл и не вернулся, погиб героем, как многие защитники Брестской крепости.
А Валю фашисты заставили под огнём пробираться в крепость, чтобы передать её защитникам требование сдаться в плен. Валя в крепость пробралась, рассказала о зверствах фашистов, объяснила, какие у них орудия, указала место их расположения и осталась помогать нашим бойцам. Она перевязывала раненых, собирала патроны и подносила их бойцам.
В крепости не хватало воды, её делили по глотку. Пить хотелось мучительно, но Валя снова и снова отказывалась от своего глотка: вода нужна раненым. Когда командование Брестской крепости приняло решение вывести детей и женщин из-под огня, переправить на другой берег реки Мухавец - иной возможности спасти их жизнь не было, - маленькая санитарка Валя Зенкина просила оставить её с бойцами. Но приказ есть приказ, и тогда она поклялась продолжить борьбу с врагом до полной победы.
И Валя клятву сдержала. Разные испытания выпали на её долю. Но она выдержала. Выстояла. И свою борьбу продолжила уже в партизанском отряде. Воевала смело, наравне со взрослыми. За отвагу и мужество орденом Красной Звезды наградила Родина свою юную дочь.
Вася Коробко
Черниговщина. Фронт подошел вплотную к селу Погорельцы. На окраине, прикрывая отход наших частей, оборону держала рота. Патроны бойцам подносил мальчик. Звали его Вася Коробко.
Ночь. К зданию школы, занятому фашистами, подкрадывается Вася. Он пробирается в пионерскую комнату, выносит пионерское знамя и надежно прячет его.
Окраина села. Под мостом - Вася. Он вытаскивает железные скобы, подпиливает сваи, а на рассвете из укрытия наблюдает, как рушится мост под тяжестью фашистского БТРа. Партизаны убедились, что Васе можно доверять, и поручили ему серьезное дело: стать разведчиком в логове врага. В штабе фашистов он топит печи, колет дрова, а сам присматривается, запоминает, передает партизанам сведения. Каратели, задумавшие истребить партизан, заставили мальчика вести их в лес. Но Вася вывел гитлеровцев к засаде полицаев. Гитлеровцы, в темноте приняв их за партизан, открыли бешеный огонь, перебили всех полицаев и сами понесли большие потери.
Вместе с партизанами Вася уничтожил девять эшелонов, сотни гитлеровцев. В одном из боев он был сражен вражеской пулей. Своего маленького героя, прожившего короткую, но такую яркую жизнь, Родина наградила орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, медалью "Партизану Отечественной войны" 1 степени.
Володя Казначеев
1941 год... Весной закончил пятый класс. Осенью вступил в партизанский отряд.
Когда вместе с сестрой Аней он пришел к партизанам в Клетнянские леса, что на Брянщине, в отряде говорили: "Ну и пополнение!.." Правда, узнав, что они из Соловьяновки, дети Елены Кондратьевны Казначеевой, той, что пекла хлеб для партизан, шутить перестали (Елена Кондратьевна была убита фашистами).
В отряде была "партизанская школа". Там обучались будущие минеры, подрывники. Володя на "отлично" усвоил эту науку и вместе со старшими товарищами пустил под откос восемь эшелонов. Приходилось ему, и прикрывать отход группы, гранатами останавливая преследователей...
Он был связным; ходил нередко в Клетню, доставляя ценнейшие сведения; дождавшись темноты, расклеивал листовки. От операции к операции становился опытнее, искуснее.
За голову партизана Казначеева фашисты назначили награду, даже не подозревая, что отважный их противник - совсем еще мальчик. Он сражался рядом со взрослыми до того самого дня, пока родной край не был освобожден от фашистской нечисти, и по праву разделил со взрослыми славу героя - освободителя родной земли. Володя Казначеев награжден орденом Ленина, медалью "Партизану Отечественной войны" 1 степени.
Саша Бородулин
Шла война. Над поселком, где жила Саша, надрывно гудели вражеские бомбардировщики. Родную землю топтал вражеский сапог. Не мог с этим мириться Саша Бородулин, пионер с горячим сердцем юного ленинца. Он решил бороться с фашистами. Раздобыл винтовку. Убив фашистского мотоциклиста, взял первый боевой трофей - настоящий немецкий автомат. День за днем вел он разведку. Не раз отправлялся на самые опасные задания. Немало уничтоженных машин и солдат было на его счету. За выполнение опасных заданий, за проявленное мужество, находчивость и смелость Саша Бородулин зимой 1941 года был награжден орденом Красного Знамени.
Каратели выследили партизан. Трое суток уходил от них отряд, дважды вырывался из окружения, но снова смыкалось вражеское кольцо. Тогда командир вызвал добровольцев - прикрыть отход отряда. Саша первым шагнул вперед. Пятеро приняли бой. Один за другим они погибали. Саша остался один. Еще можно было отойти - лес рядом, но отряду так дорога каждая минута, которая задержит врага, и Саша вел бой до конца. Он, позволив фашистам сомкнуть вокруг себя кольцо, выхватил гранату и взорвал их и себя. Саша Бородулин погиб, но память о нем жива. Память о героях вечна!
В рабочем поселки Шатки сооружен мемориал «Детям войны посвящается…»
Ученик:
Своей страны Земли российской преданные дети,
Бессмертными вы стали на планете.
Навстречу солнцу чистыми руками
Победы нашей вознесли вы знамя.
Помните! Через века, через года,
Помните!
О тех, кто уже не придёт
Никогда, —
Помните!
Почтим память юных героев, погибших за счастье и свободу Родины минутой молчания.
Минута молчания
- Покуда сердца стучаться,
— Помните!
— Какой ценою завоёвано счастье,
— Пожалуйста, помните!
Песню свою, отправляя в полёт,
— Помните.
— О тех, кто уже никогда не споёт.
— Помните!
Мы упомянули немногих. А сколько их было, отдавших свою жизнь за счастье людей. Свято чтите память, старайтесь быть похожими на них.
Линейка Памяти, посвящённая Дню юного героя – антифашиста, окончена.
Предварительный просмотр:
План-конспект урока по технологии
Учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №6 им.В.И.Чапаева» г.Чебоксары
Сергеева Юлия Владимировна
Тема урока: Аппликация из бумаги и из ватных палочек
Цель: Создание аппликации «Цветы в вазе» из бумаги и из ватных палочек
Задачи: 1. Научиться изготовить аппликацию из бумаги, ватных палочек;
2. Развивать внимание, память, речь, мышление, трудовые навыки, творческую способность;
3. Воспитывать аккуратность, терпение.
Оборудование: ватные палочки, цветной картон, бумага цветная, клей, ножницы, краски, кисточки. Формируемые УУД: формирование проблемы, самостоятельно решать проблемы творческого и поискового характера, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.
План.
1.Организационный момент
2. Постановка темы и учебной цели урока
3.Подготовка рабочего места
4.Предварительное планирование, предстоящих трудовых действий
5. Практическая работа
6. Оценка, выполненной работы
7. Подведение итогов
Ход урока
1.Организационный момент
-Здравствуйте. Садитесь.
2.Постановка темы и учебной цели урока
-Какое у нас время года? (Весна)
-Кто расскажет нам про весну? (Один ученик рассказывает про весну).
-Как мы уже видим, весной природа оживает: распускаются цветы, прилетают птицы с теплых краёв, жужжат пчёлы.
-Какие весенние цветы вы знаете? (Самыми первыми распускаются подснежники.Подснежники – символ весны).
-Раз мы уже заговорили о цветах, так что же мы будем делать на уроке? (Мы с вами изготовим аппликацию).
3. Подготовка рабочего места
-Сейчас мы с вами вспомнить правила работы с ножницами и клеем. (Учащиеся проговаривают правила).
-Давайте посмотрим на нашу аппликацию «Цветы в вазе». Для изготовления этой аппликации нам понадобятся:
-цветной картон;
-цветная бумага;
-клей;
-ножницы;
-ватные палочки.
4. Предварительное планирование, предстоящих трудовых действий
-Для того чтобы сделать аппликацию, нам для начала нужно сделать вазу. Потом мы должны сделать цветы. Эти цветы сделаны из ватной палочки и листья.
-Сейчас приступим к выполнению аппликации. Я раздаю вам шаблоны ваз, вы должны их обвести и вырезать. ( Обводят вазу и вырезают).
-Для того чтобы у нас получились такие цветы, для начала берем ватные палочки. Отрезаем только ту часть, где есть вата, с двух сторон. Наши цветы состоят из пяти лепестков, мы должны сделать пять цветов и приклеить на картон. Любые цветы имеют листья, значит, нам необходимо сделать лепестки. Я раздаю вам шаблоны листьев, вы обводите их и приклейте. Чтобы сделать жилки, вы проводим карандашом прямые линия. Все наша аппликация завершена. Если вы желаете, придать цветам красочный цвет, можете их покрасить.
5. Практическая работа учащихся
Учащиеся выполняют аппликацию по намеченному плану.
6. Оценка выполненной работы
Поверка выполненных аппликаций. Обнаруживание ошибок и недостатков.
7.Подведение итогов
-Какую интересную аппликацию мы с вами выполнили. Я думаю, что все справились с изготовлением аппликации.
-Наш урок подходит к концу. Приведите в порядок свои рабочие места.
-Встали все, урок закончен, можете идти.
Предварительный просмотр:
Дидактические игры на уроках русского языка
Учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №6 им.В.И.Чапаева» г.Чебоксары
Сергеева Юлия Владимировна
Игры.
I. «Выбери три слова» (Игра используется для закрепление любых тем по русскому языку)
Цель: Проследить за формированием орфографического навыка с учетом этапа работы над орфографией.
Подбор слов зависит от изучаемых или пройденных тем.
На 9 карточках записаны девять слов:
1-й набор: рыбка, вьюга, чулок, дубки, варенье, чучело, ручьи, чум, гриб.
2-й набор: подъезд, склад, ворона, град, съемка, клад, ворота, подъем, воробей.
Двое берут по очереди карточки, выигрывает тот, у кого первого окажутся три слова, имеющую одинаковую орфограмму.
I | рыбка | вьюга | чулок | II | подъезд | склад | ворона |
дубки | варенье | чучело | съемка | град | ворота | ||
гриб | ручьи | чум | подъем | клад | воробей |
II . Игра « Почтальон»
Цель: Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас, развивать фонематический слух.
Ход: Почтальон раздает группе детей (по 4-5 чел.) приглашения.
Дети определяют, куда их пригласили.
огород | парк | море | школа | столовая | зоопарк |
гря-ки | доро-ки | пло-цы | кни-ки | хле-цы | кле-ка |
кали-ка | бере-ки | фла-ки | обло-ки | пиро-ки | марты-ка |
реди-ка | ду-ки | ло-ки | тетра-ка | сли-ки | тра-ка |
морко-ка | ли-ки | остро-ки | промока-ка | голу-цы | реше-ка |
Задания:
Объяснить орфограммы, подбирая проверочные слова.
Составить предложения, используя данные слова.
III . Игра « Шифровальщики»
Цель: автоматизация звуков, развитие фонетико-фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза, понимание смыслового различия звука и буквы, обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления.
Ход: Играют в парах: один в роли шифровальщика, другой - отгадчика.
Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений.
жыил | ански | кьоинк |
лыжи | санки | коньки |
Отгадчику предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из каждой группы лишнее слово.
Например:
Аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв ( тарелка, ложка, кружка, звонок)
Оарз, страа, енкл, роамкша (роза, астра, клен, ромашка)
Плнаеат, здзеав, отрбиа, сген ( планета, звезда, орбита, снег)
IV. Игра « Клички»
Цель: формирование процесса словоизменения и словообразования, закрепление фонетического и грамматического разбора слов, правописание собственных имен.
Ход: Образуйте клички животных от следующих слов:
ШАР, СТРЕЛА, ОРЕЛ, РЫЖИЙ, ЗВЕЗДА
Составить предложения.
ШАРИК, СТРЕЛКА, ОРЛИК, РЫЖИК, ЗВЕЗДОЧКА
Выделить ту часть слова, которой вы воспользовались при составлении кличек (суффикс, окончание).
о интересного (о ком?) о...”
V. Игра «Хитрый вопрос»
Как правильно сказать:
- У рыб нет зуб.
- У рыбов нет зубов.
- У рыбей нет зубов.
правильный ответ: “У рыб есть зубы".
VI.Игра “Живые буквы”.
Детям выдаются буквы, они должны найти пару, причем так, что бы получился слог (по опорной согласной или гласной).
Составление слогам по картинкам с выделением первых звуков, последних, вторых от начала слога. Например, даны картинки, на которых изображены тигр, олень. Дети составляют слог по первым звукам (Т),(О), придумывают слова с данным слогом то-пор, то - варищ. Затем меняют картинки местами, выясняют, какой теперь получился слог (слог от).
Дети вспоминают слова с этим слогом: ответ, отдых - в начале слова.
Вот ещё несколько идей дидактических игр на уроках русского языка из моего опыта:
- Обобщение понятия: какое слово лишние и почему ? (лето, осень, неделя).
- Добавление нужного слова (Пальто, шапка, шарф-...).
- Называние общего слова.(стол, стул, шкаф-...).
- Исключение лишнего слова: гусь, гусенок, гусыня, гусак, гусеница.
- Чтение слов в обратном порядке: сон, шалаш.
- Игра “Кто быстрее, кто больше ?” Из каждой буквы данного слова придумать другие слова: ослик, оса, слон, лось, иволга, корова.
- Игра “Кто больше придумает слов из данного слова?”. Например: грамотей (герой, море, тема, март, гора, рот, маг, торг, гам).
- Игра “Сложи словечко”. Какие два слова спрятались в одном ? Самолет (сам летает), листопад (листья падают), пылесос (пыль сосет).
Игра 2. «Получи слово»
Поменяй буквы местами так, чтобы получились слова.
Игра «Составь слово» (серия заданий)
1.Составь слова из следующих букв:
а) к, о, с а) е, р, о, м а) л, а, н, е, п, т, а
б) у, д, б б) ш, а, к, а б) к, ч, а, р, у
в) м, р, и в) а, к, у, р в) ч, а, к, о, с
г) т, о, р г) б, о, н, е г) п, о, г, и, р
д) ы, с, р д) а, с, о, к д) р, о, д, о, г
е) д, м, ы е) д, а, в, о е) к, о, н, о
2.Расшифруй, какие тут спрятаны слова.
1) с, л, у, т 2) ш, у, г, а, р 3) с, б, а, а, к, о
ш, а, ф, к е, р, а, з, б, е о, о, р, к, а, в
ж, о, а, к, л б, я, я, о, л, н ш, к, к, о, а
к, ь, в, а, р, т, о н, о, и, л, м в, ь, я, и, с, н
с, л, т, о а, с, в, и, л я, а, ц, з
3.Расшифруй слова и скажи, каким общим словом их можно объединить.
1) п, и, к, а, т 2) ь, о, ч, н 3) й, е, н, и
т, ф, и, у, л ч, е, е, р, в д, а, р, г
б, и, и, т, н, о, к у, о, р, т с, г, е, н
г, а, о, п, и, с н, е, д, ь ь, д, д, о, ж
Игра «Путаница»
Расшифруйте слова
ГОНВА, ЗДЕВЕ, ОКЗАВЛ, ЕЬНЕСЕРКСОВ, СТОКВО, ПЕРЕДВИ, ЧВРЕА (вагон, везде, вокзал, воскресенье, восток, впереди, вчера)
ЛИНЗЕВА, КЕЛИВАС, ИЗИЛБВ, ГЛУБЬВ, ДРУГВ
(вазелин, василек, вблизи, вглубь, вдруг)
Г…Р…Й Д…Р…Г…
Д…К…Б…Ь Г…Т…В
Г…РЯ…И… ДО С…И…А…ИЯ
(герой, горячий, готов, декабрь, дорога, до свидания.)
АБ…ИКО…, АВ…ОГРА…, АК…АРЕЛ…, АК…АРИУ… .
(Абрикос, автограф, акварель, аквариум.)
КОНБАЛ, НАБАН, РЕЬРАБ, АТОБН ( балкон, банан, барьер, батон)
КАРКАМОР, ЛЕЯКО, ЗЫРЕККО, МЫШКА (каморка, колея, козырек, камыш)
ОКГЕЛ ОННЕЛДЕМ НИКАЗЕМЛЯ
АНЦИЛЕСТ СЯМЕЦ АНИТРАК
ГАЗМАИН РАВЗДСТВУЙТЕ ИНЕРЖЕН
КАРФЕЛЬТО ЯЛЮРТСАК РАКВАРТИ
(легко, лестница, магазин, картофель, медленно, месяц, здравствуйте, кастрюля, земляника, картина, инженер, квартира)
ДБОЕ, ГУРОЕЦ, АОСИН, ЦЕТО (обед, огурец, осина, отец)
ТАМЕЛЛ, ОРТЕМ, КОМОВЬР, АЗАНД, ЛЕНАВО, ОВАРПАН (металл, метро, морковь, назад, налево, направо)
ТОИГ, РИЗКАП, ЗЕНОЙАМ, ВМОТИ, БОЗНО
(итог, каприз, майонез, мотив, озноб.)
Р…К…Т… Р…С…Е…И…
Р…С…К…З Р…Ш…Т…
Р…С…Т…Я…И… Р…С….Н…К.
(Ракета, рассказ, расстояние, растение, решать, рисунок)
Предварительный просмотр:
План-конспект урока по литературному чтению
Учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №6 им.В.И.Чапаева» г.Чебоксары
Сергеева Юлия Владимировна
Тема: Басни Л.Г.Толстого «Садовник и сыновья», «Белка и волк».
Цель: знакомство с баснями Л.Н.Толстого «Садовник и сыновья», «Белка и волк».
Задачи:
1) продолжать знакомить учащихся с баснями Л.Н.Толстого;
2) учить понимать глубину содержания произведения;
3) находить мораль в произведении;
4) развивать творческое воображение, познавательную активность, разговорную речь;
5)воспитывать интерес к чтению.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь отличать басню от стихотворения; знать структуру басни; понимать нравственный смысл басни, характер героев; соотносить смысл басни и пословицы.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Познавательные:
- осуществляют анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям.
- находят языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий, строят несложные рассуждения;
Регулятивные:
- принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем;
- выполняют учебные действия в умственной и громкоречевой форме,
- планируют свои действия для решения учебной задачи,
Коммуникативные:
- строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи;
- участвуют в диалоге, общей беседе, совместной деятельности;
- ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии
Ход урока
1. Организационный момент
-Здравствуйте. Садитесь.
- Посмотрите на доску, что же мы будем делать на уроке?
- познакомимся с новым произведением,
- узнаем значение новых слов,
- будем читать и анализировать текст,
- развивать навыки выразительного чтения.
2. Речевая разминка
(Артикуляционная гимнастика)
-Чтобы читать быстро и правильно, проведем небольшую речевую разминку.
На экране:
Ать – ать – ать – много будем мы читать.
Гу – гу – гу – всегда другу помогу.
3.Актуализация знаний. Целеполагание
(Мотивация)
Тест «Что такое басня?»
- Проверим, знаете ли вы что такое басня? Поработаем коллективно, выполним тест.
(см. тест в презентации)
Выберите правильный ответ
1.Басня- это:
А) лирическое стихотворение
Б) короткая сказочная история
В) краткий поучительный сатирический рассказ или стихотворение?
2. Герои басни - это:
А) животные, люди, растения
Б) богатыри
В) дети
3. Басни писались с целью:
А) прославить русский народ
Б) помочь исправить недостатки поведения людей, посмеявшись над ними
В) развлечь читателя, создать хорошее настроение?
4.Особенности басни:
А) троекратные повторы
Б) волшебство
Г) мораль, сатира, аллегория, диалог
5. Сатира:
А) любование кем – либо
Б) насмешка, изображение персонажа в смешном виде
В) нравоучение
6. Мораль- это
А) последнее предложение в тексте
Б) поучительный вывод
В) мнение героя
- Молодцы с заданием справились хорошо!
Так что такое басня?
-Что такое мораль и аллегория?
- Внимание! Важное задание: удалите все буквы П и Е.
ППЕЕПТППЕЕОППЕЛЕЕСППОППТЕЕПППОППППЙЕЕЕЕЕ
Прочитайте слово. (Толстой)
Лев Николаевич Толстой – один из величайших русских писателей, который внес невероятный вклад в нашу литературу. Родился в начале осени 1828 года. Ее малой родиной стало село Ясная Поляна, расположенная на территории Тульской губернии Российской империи. После смерти родителей им пришлось переехать в Казань. Начальное образование получал на дому. Преподавателями были люди, которые владели немецкими и французскими языками. Благодаря этому его взяли на обучение в Императорский Казанский университет. Потом он покинул этот университет, не закончив обучение, после чего вернулся в родительское имение и занялся там ведением сельского хозяйства. Во время военной службы он имел и свободные часы, который уделял творчеству. «Детство», где описал наиболее яркие и любимые воспоминания о детских годах. В 1862 написал «Казаки». Даже во время битвы он написал «Отрочество» (1854), параллельно проводилась работа над трилогией «Севастопольские рассказы». Вышла его книга «Юность».
Он работал для детей и с детьми.
Создал школу для крестьянских детей.
Написал новую «Азбуку»
Создал книги для чтения.
Произведения «Филипок»; «Три медведя»; «Косточка».
Великий писатель умер 20 ноября 1910 года в Астапово.
-А о какой басне мы будем говорить на этом уроке, вы узнаете, разгадав загадку
1.Плохих жучков прогонит смело
Обрежет веточки сухие…
Свое вот он и любит дело,
Земля и сад – его стихия! (Садовник)
2.У одной тетушки два сына
Очень хорошие смельчаки
Это значит, что она
Любит своих….(Сыновей)
-Какие слова получились? (Садовник и сыновья) -Какая тема нашего урока, как вы думаете? (Тема нашего урока – басня Л.Н.Толстого «Садовник и сыновья»).
4. 1)Работа с текстом до чтения (Чтение басни «Садовник и сыновья»)
- Какие чувства вызвала басня?
Словарная работа
-Стало плода родиться много больше – виноград стал расти лучше.
2)Работа с текстом во время чтения (Беседа по содержанию текста)
-Зачем пред смертью позвал садовник своих сыновей?
-Что он сказал им?
-Что подумали дети, что они стали делать?
-Отчего разбогатели сыновья, честно ли досталось им богатство?
-Кто такой садовник?
-Что хотел садовник, сказав, что в виноградном саду спрятан клад?
-Как ты думаешь, в чем главная мысль этого рассказа?
5. Физкультминутка
3)Работа с текстом после чтения (Повторное чтение)
-Сейчас мы попробуем этот текст прочитать выразительно.
-Сейчас внимание на слайд.
Задание №1. Назовите из текста предложения, которые показывают, что хитрость отца-садовника принесла пользу детям.
Задание №2. В чем главная мысль текста?
- Хочешь жить в достатке – трудись.
- Слушай родителей – они плохого не посоветуют.
- Можно быть ленивым и хорошо жить.
6. 1)Работа с текстом до чтения 2) Игра «Назови детенышей диких животных» - Волк, лиса, заяц, медведь. (Беседа о белке и о волке.) -Кто такой волк? (животное, которое живет в лесу). -А кто такая белка? (животное, которое живет в лесу, запасается на зиму орехами, желудями и грибами)
2)Работа с текстом во время чтения (Чтение басни «Белка и волк») -Сейчас мы с вами прочитаем еще одну басню «Белка и волк». Словарная работа -Злость сердце жжет – злость мешает спокойно жить, радоваться жизни.
3)Работа с текстом после чтения (Беседа по содержанию басни) -Как упала белка на сонного волка? -Что хотел сделать волк с белкой? -О чем стала белка просить волку? -Что волк сказал белке? -Отпустил ли волк белку? -Как объяснила белка волку, почему они, белки, всегда веселы, а ему, волку, всегда скучно?
-Согласен ли ты с ответом белки? Задание №1. Определи характер и настроение волка и белки. Радостный, грустный, печальный, угрюмый, веселая, злой, серьезная, пушистая, подвижная, сердитая, боязливая – боится (опасается) волка. Задание №2. Определите главную мысль.
7.Домашнее задание
-Прочитать басни «Садовник и сыновья», «Белка и волк».
8.Подведение итогов
-С какими произведениями мы сегодня с вами познакомились? -Кто является автором произведений?
9.Рефлексия
-У вас у всех на партах есть числа «4» и «5». Если вы считаете, что освоили сегодняшний материал, то покрасьте «5», а если вы считаете, что вам нужно еще проработать – «4».
-Встали все, урок закончен, можете идти.
Спасибо за урок!
Предварительный просмотр:
План-конспект по изобразительному искусству
Учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №6 им. В.И.Чапаева» г.Чебоксары
Сергеева Юлия Владимировна
Тема: Мамин платок
Цель: нарисовать платок с использованием орнамента
Задачи:
- учащиеся должны знать историю русского платка, правила расположения и росписи рисунка платка;
- развивать графические навыки, внимание, творческие способности;
- воспитывать эстетическое отношение к действительности, интерес к предметам ДПИ.
План.
1.Организационный момент
2. Сообщение темы и задач урока
3. Изучение новой темы
5.Правила рисования
6.Практическая работа
7.Подведение итогов урока
8.Рефлексия.
Ход урока
I.Организационный момент.
- Здравствуйте, садитесь.
II. Актуализация знаний.
– Мы с вами сегодня побываем на выставке. А на какой – вы узнаете, отгадав загадку.
Разноцветные цветы
Расцвели на ткани
Напечатаны они
Умелыми руками.
В целом мире мы известны,
Знает нас любой знаток,
Этот сувенир чудесный
Значится … (платок)
– Правильно, это платок. А что такое платок?
– Это предмет одежды, квадратной формы, который повязывают на голове, накидывают на плечи, носят в кармане.
– Как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке?.
III. Знакомство с новым материалом.
– Да, мы будем сегодня расписывать платок. В старину на Руси желанным подарок для женщин был платок. Его дарил хозяин дома, отец, брат или жених в знак добрых чувств, любви и внимания. Платок носят и сегодня.
– А вы знаете, где выпускаются такие платки?
– Эти знаменитые во всём мире платки выпускает фабрика, которая находится в городе Павловский Посад в Московской области. Самый популярный цветок в Павлово-Посадских узорах - это роза.
-Более 200 лет тому назад на ткани набивали рисунок из цветов деревянными резными формами, используя для этого доски двух типов: “манеры” и “цветы”.
-“Цветок” резали из дерева, и с их помощью наносили краски, причем каждый цвет “требовал” отдельной доски. Контур рисунка набивали “манерами”
-Сегодня павловопосадские платки создаются уже не с помощью резных досок, а с помощью специальных шелковых или капроновых сетчатых шаблонов. Такая печать позволяет наносить неограниченное число цветов, получать на ткани тонкий изящный контур.
IV. Работа с выставкой.
– Ребята, посмотрите сюда, у нас сегодня выставка платков. Давайте их внимательно рассмотрим. Какие они?
– Яркие, красивые…
- Рисунок, крупный по краям, к центру становится мельче, а углы украшают броские цветы. По кайме и углам симметрично размещают букеты крупных цветов, а середина поля заполняется редко разбросанными мелкими цветочками. Есть также композиции, состоящие из цветочных гирлянд. Часто кайма украшена плотным узором из садовых цветов
V. Практическая работа
Сейчас вам нужно нарисовать платок.
VI.Правила рисования
- Каким должен быть размер изображения? Не слишком большим, но и не слишком маленьким, чтобы рисунок красиво смотрелся на листе альбома.
-Во время рисования надо сидеть прямо.
-Альбомы располагаем перед собой прямо, а не наклонно.
-Карандаш держим несколько дальше от конца.
-При рисовании карандаш сильно не нажимаем.
-Раскрашивая рисунок, не выходи за карандашные линии.
(Учащиеся приступают к работе.)
VII.Подведение итогов урока
В конце урока провожу анализ выполненных работ.
VIII. Рефлексия.
-Итак, мы с вами завершаем урок, если вам понравилось, как вы сегодня работали на уроке, то поднимите одну руку, а если нет – не поднимайте.
-Встали все, урок закончен, можете идти.
Предварительный просмотр:
Сущность и природа нравственного воспитания, понятие нравственного воспитания в педагогике
Учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №6 им.В.И.Чапаева» г.Чебоксары
Сергеева Юлия Владимировна
Нравственное воспитание личности ребёнка – одна из самых важных задач школы. И это закономерно, потому что в жизни нашего общества всё более возрастает роль нравственных начал, расширяется сфера действия морального фактора. Нравственное воспитание является процессом, направленным на целостное формирование и развитие личности ребёнка, и предполагает становление его отношений к Родине, обществу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. В процессе нравственного воспитания школа формирует у младшего школьника чувство патриотизма, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям труда. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребёнка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство. Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие, является формирование гуманистических отношений и взаимоотношений детей. Независимо от содержания, методов и форм воспитательной работы и соответствующих конкретных целей перед учителем всегда должна стоять задача организации нравственных отношений детей. Собственный нравственный опыт создаёт условия для эффективно усвоения опыта других людей, который передаётся детям в процессе нравственного просвещения. Накапливая собственный нравственный опыт, ребёнок может ошибиться, неправильно поступить. Воспитатель должен помочь ему осознать и пережить ошибочность, безнравственность его поступка; разумеется, надо помочь ему не только исправить поведение, но и повлиять на направленность мотивов, вызвавших, то или иное действие. Нравственное воспитание младшего школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения. Учение ребёнка только при поверхностном подходе может показаться делом сугубо индивидуальным. На самом деле урок - место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На уроках дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. На уроках дети могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок. В воспитательном отношении все предметы, которые изучаются в школе, одинаково важны. Система нравственного просвещения строится концентрически, т.е. в каждом классе дети знакомятся с основными нравственными понятиями. Но от класса к классу увеличивается объём знаний, углубляется осознание нравственных понятий и представлений. Уже в 1-ом классе учитель постепенно вводит понятия о доброжелательности и справедливости, о товариществе и дружбе, о коллективизме и личной ответственности за общее дело. Само собой разумеется, что работа над воспитанием данных качеств у детей осуществляется комплексно в течение всех четырех лет обучения. Чтобы развить нравственное сознание школьников, учитель помогает им осмыслить как их собственный опыт, так и опыт других (пример товарищей, родителей и взрослых, примеры из литературы). С младшими школьниками необходимо проводить систематические беседы на этические темы. В нравственном воспитании младших школьников определяющее значение имеет личный пример учителя, его отношение к детям. Даже в мелочах, в манерах дети стараются подражать своему учителю. Если для отношений между учителем и учениками характерны душевность, отзывчивость, заботливость, такими же будут отношения учеников между собой. Учителю следует избегать общих оценок личности каждого ученика. Школьника можно хвалить или осуждать за его поступок, но не следует оценку конкретного факта переносить на его личность в целом и говорить, что он вообще хороший или, наоборот, во всем плохой. Домашняя обстановка и отношения в семье оказывают большое влияние на нравственное развитие школьника. Вот почему важно учить родителей воспитанию детей. За нравственным развитием ребенка требуется следить так же тщательно, как и за его успехами в чтении, письме, математике. Нравственное воспитание – процесс формирования моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения. Основополагающая базовая категория нравственного воспитания – понятие нравственного чувства (постоянного эмоционального ощущения, переживания, реальных нравственных отношений и взаимодействий). Нравственные переживания, мучения совести порождаются единством чувственных состояний, отраженных в сознании, и их осмыслением, оценкой, нравственным мышлением. Нравственность личности складывается из субъективно освоенных моральных принципов, которыми она руководствуется в системе отношений и постоянно пульсирующего нравственного мышления. Нравственные чувства, сознание и мышление – основа и стимул проявления нравственной воли. Нравственность человека проявляется в сознательном следовании нравственным принципам и в привычных формах нравственного поведения. Нравственное воспитание – активный жизненный процесс отношений, взаимодействий, деятельности, общения и преодоления противоречий. Это – процесс постоянных и систематических решений, выборов волевых действий в пользу моральных норм, процесс самоопределения и самоуправления в соответствии с ними. Результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность. Она материализуется в общественно ценных свойствах и качествах личности, проявляется в отношениях, деятельности, общении. Нравственное воспитание эффективно тогда когда его следствием становится нравственное и самосовершенствование школьников. Развитие нравственности (способности выносить моральные суждения) тесно связано с когнитивным развитием имеют следующую градацию: 1. Преднравственный уровень (до 10 лет) включает стадии: на первой стадии ребенок оценивает поступок как плохой или хороший в соответствии с правилами, усвоенными им от взрослых, склонен судить о поступках по важности их последствий, а не по намерениям человека (“гетерономная мораль”), суждения выносятся в зависимости от того вознаграждения или наказания, которое может повлечь за собой этот поступок. На второй стадии суждение о поступке выносится в соответствии с той пользой, которую из него можно извлечь, и ребенок начинает судить о поступках по обусловившим их намерениям, понимая, что намерения важнее результатов совершенного поступка (“автономная мораль”). Применительно к начальной школе должен быть достигнут уровень, когда ребенок поступает нравственно не только на людях, но и наедине с самим собой. Очень важно учить детей радоваться радостью других, учит их сопереживать. В этом возрасте ребенок способен оценивать свое поведение, опираясь на нравственные нормы, которые приняты им. Задача учителя – постепенно приучать детей к такому анализу своих поступков. 2. Конвенциональный уровень (с 10 до 13 лет) – ориентация на принципы других людей и на законы. На третьей стадии суждение основывается на том, получит ли поступок одобрение других людей или нет. На четвертой стадии суждение выносится в соответствии с установленным порядком и официальными законами общества. 3. Постконвекциональный уровень (с 13 лет) – человек судит о поведении, исходя из собственных критериев. На пятой стадии оправдание поступка основывается на уважении прав человека или признания демократического принятого решения. На шестой стадии поступок квалифицируется как правильный, если он продиктован совестью – независимо от его законности или мнения других людей. Кольберг отмечает, что многие люди так никогда и не переходят четвертую стадию, а шестой стадии достигает меньше 10% людей в возрасте 16 лет и старше.
Предварительный просмотр:
Учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №6 им.В.И.Чапаева» г.Чебоксары
Сергеева Юлия Владимировна
Цель: изготовление аппликации из салфетки «Ветка Рябины».
Задачи:
1.Воспитывать у детей интерес к аппликации;
2.Развивать творческую инициативу детей, самостоятельность;
3.Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
План.
1.Организационный момент
2.Постановка темы и учебной цели урока
3. Подготовка рабочего места
4. Предварительное планирование, предстоящих трудовых действий
5. Практическая работа учащихся
6. Оценка выполненной работы
7.Подведение итогов
Ход урока
1.Организационный момент
2.Постановка темы и учебной цели урока
-Начнем наше занятие с загадки.
Новый у нее наряд
Бусы красные висят.
Дрозд, снегирь, другая птица,
Могут ею угоститься,
Как усилится мороз,
Возрастет на пищу спрос. (Рябина).
-Рябина – невероятно красивое дерево, а ее плоды настолько яркие и красочные, что привлекают внимание всех: и людей, и животных, и птиц. Созревают ягоды в начале осени, а вот лакомиться ими можно на протяжении долгой и холодной зимы. Эта ягода приносит огромную пользу птицам. Она спасает птиц.
-А вот каким образом спасает птиц? (Птицы зимой питаются ягодами рябины). -Внимание на слайд. Давайте рассмотрим ее. Какого цвета ягоды? Какой они формы? А какие по форме листья? (Ответы детей).
-На нашем занятии мы будем делать аппликацию из салфеток.
3. Подготовка рабочего места
-Сейчас мы с вами вспомнить правила работы с ножницами и клеем. (Учащиеся проговаривают правила). -Для изготовления этого цветка нам понадобятся:
-цветной картон;
-зеленая цветная бумага;
-салфетка соответствующего цвета;
-клей ПВА;
-ножницы;
-карандаш.
4. Предварительное планирование, предстоящих трудовых действий
-Сначала на картоне тонким нажимом мы нарисуем ветку рябины. Теперь самая увлекательная часть процесса – нужно сформировать ягодки рябины из салфеток. Для этого салфетки нужно разрезать на квадратики со стороной примерно 5 см, и из каждого квадрата скатать небольшой шарик. Работать нужно сухими руками. После того, как все «ягодки» готовы, нужно аккуратно клеем приклеить каждый шарик на положенное место, используя кисть. Далее, из зеленой бумаги вырезаем листочки и, наклеив их на веточку, завершить аппликацию.
5. Практическая работа учащихся
Учащиеся выполняют аппликацию по намеченному плану.
6. Оценка выполненной работы
Поверка выполненных аппликаций. Обнаруживание ошибок и недостатков.
7.Подведение итогов
-Какой красивую аппликацию мы с вами выполнили. Я думаю, что все справились с нашей работой.
-Наш урок подходит к концу. Приведите в порядок свои рабочие места.
.
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «В мире книг» составлена на основе авторской программы внеурочной деятельности под редакцией Виноградовой Н.Ф., (программа внеурочной деятельности «В мире книг», автор Ефросинина Л.А. // Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2011. - 168с.). В авторскую программу внеурочной деятельности под редакцией Виноградовой Н.Ф., (программа внеурочной деятельности «В мире книг», автор Ефросинина Л.А.) внесены изменения в календарно-тематическое планирование.
Программа «В мире книг» реализует общеинтеллектуальное направление. Основной вид деятельности, реализуемый данной программой, способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя.
Преемственность программы позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению обучающимися универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.
Содержание программы создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.
Программа «Волшебный мир книг» реализуется во 2 классе общеобразовательном учреждении в объеме 34 часа в год; 1 час в неделю.
Программа «Волшебный мир книг» - это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических),ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
1.Хрестоматия для внеклассного чтения 2 класс
1.Чтение.работа с текстом: 2 класс. ФГОС/О.Н.Крылова.-12 изд., перераб. и доп.- М.: Издательство «Экзамен», 2014.
Общая характеристика учебного предмета, курса.
Цели и задачи программы
- создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;
- расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов;
- формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.
Внеурочные занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка - и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Программа «Волшебный мир книг» рассчитана на 4 года обучения, для обучающихся 7-10 лет. Специфика организации занятий по программе «Волшебный мир книг» заключается в создании условий для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг детскими периодическими и электронными изданиями.
В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.
Формы организации занятий:
- литературные игры,
- конкурсы-кроссворды
- библиотечные уроки
- путешествия по страницам книг
- проекты
- уроки-спектакли.
Описание места учебного предмета.курса в учебном плане.
На изучение данного курса во 2 классе начальной школы отводится 1 час в неделю. Программа и материал учебно-методического комплекта рассчитаны на 34 часа.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма – любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества – осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Содержание учебного курса
Важно, чтобы младшие школьники осознавали, что книга имеет особое значение в жизни людей, что интерес к чтению является необходимым элементом культуры каждого человека. Этот мотив становится основой для развития читательских умений – выбрать книгу, определить ее тему по иллюстрациям или аннотации, пользоваться оглавлением и т. п., что способствует развитию читательской самостоятельности младших школьников как качества личности.
Приоритетной целью изучения предмета является обеспечение высокого уровня речевого развития младшего школьника, культуры его речи и читательской деятельности, интереса к самостоятельному чтению. От сформированности этих умений зависит успешность обучения школьника как в начальной, так и в основной школе, в связи с чем особое значение в формировании общих (надпредметных) умений и навыков; способов деятельности; умений воспринимать на слух и понимать художественные произведения; навыков осознанного чтения текстов разных жанров, выбора вида чтения в соответствии с учебной целью, участия в диалоге при обсуждении текста, его пересказе, создания письменных ответов по прочитанному и др. отводится урокам литературного чтения.
Предполагаемый результат деятельности:
В результате освоения программы формируются умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Предметные умения:
- осознавать значимость чтения для личного развития;
- формировать потребность в систематическом чтении;
- использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
- уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
- пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Регулятивные умения:
- уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
- уметь самостоятельно работать с новым произведением;
- уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
- уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
- прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
- отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
- ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
- составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
- пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
- участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
- оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
- высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
- участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
- соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
Универсальные учебные действия:
- находить книгу в открытом библиотечном фонде;
- выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
- сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;
- формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной
- книге и героях;
- характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на
- заданную тему;
- сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;
- слушать и читать книгу, понимать прочитанное;
- пользоваться аппаратом книги;
- овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);
- систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.
Содержание тем учебного курса
Тема 1. Книга, здравствуй (3 ч)
Роль книги в жизни человека. Учебная книга и её справочный аппарат.
Конкурс «Пословицы о книге и учении». Оформление рукописной книги.
Художественные книги. Художники-оформители. Иллюстрации
в книге и их роль. Правила работы с книгой.
Читальный зал: самостоятельное чтение выбранной книги.
Тема 2. Книгочей — любитель чтения (2 ч)
Библиотека. Библиотечный формуляр.
Поиск книги по каталогам. Алфавитный каталог. Назначение библиотечного каталога. Работа с каталожной карточкой.
Викторина «Что вы знаете о книге?».
Игра «Я — библиотекарь».
Тема 3. Книги о твоих ровесниках (4 ч)
Библиотечный урок «Дети — герои детских книг». Выставка книг.
Книги-сборники В. Осеевой, Е. Пермяка, В. Драгунского, Н. Носова и других детских писателей.
Читальный зал. Чтение и рассматривание книги В. Железникова
«Таня и Юсник» или В. Крапивина «Брат, которому семь лет».
Живой журнал «Парад героев-сверстников» (инсценирование отдельных эпизодов из рассказов о детях). Конкурс-
кроссворд «Имена героев детских книг».
Презентация книг о детях-ровесниках (устные отзывы).
Читальный зал. Чтение произведений о детях на страницах детских
газет и журналов. Детские журналы (электронная версия).
Библиотечные плакаты «Герои-ровесники» (работа в группах).
Тема 4. Крупицы народной мудрости. Книги-сборники (4 ч)
Книги-сборники малых жанров фольклора. Пословицы. Темы посло-
виц. Путешествие по тропинкам фольклора.
Загадки. Темы загадок. Игра «Отгадай загадку».
Скороговорки. Конкурс «Чистоговорщики».
Проект «Живой цветок народной мудрости» (работа в группах).
Тема 5. Писатели-сказочники (4 ч)
Выставка книг с литературными сказками. Обзор выставки.
Книги писателей-сказочников. Поиск книги в открытом библиотечном фонде. Чтение выбранной книги.
Герои сказок. Викторина.
Творческая работа «Лукошко сказок» (проектная деятельность).
Тема 6. Книги о детях (4 ч)
Книги-сборники о детях и для детей (В. Осеева, Н. Носов, С. Михалков и др.).
Книги о животных (В. Бианки, Э. Шим, Г. Скребицкий, Н. Сладков и др.).
Книги-сборники стихотворений для детей (Я. Аким, С. Маршак, С. Михалков, А. Барто).
Тема 7. Старые добрые сказки (4 ч)
Книги сказок народов мира. Сборники сказок. Выставка.
Переводчики, пересказчики и обработчики сказок народов других
стран. Справочный аппарат книги-сборника. Каталожная карточка.
Сказки народов мира с «бродячими» сюжетами (русская народная сказка «Снегурочка», японская народная сказка «Журушка» и др.). Поисковая работа.
Читальный зал: народные сказки на страницах детских журналов.
Тема 8. Книги о тех, кто подарил нам жизнь (3 ч)
Книги о семье, маме, детях. Выставка книг о тех, кто защищал свою Родину. Жанры произведений о семье: стихотворения, пословицы,
сказки, рассказы, колыбельные песни. Рукописная книга.
Литературная игра «По страницам учебника»: чтение произведений о семье по учебнику или наизусть.
Мини-проекты (работа в группах): «Они писали о семье», «Рассказы о семье», «Пословицы о семье», «Стихотворения о семье». Рукописная книга «Семья».
Тема 9. Защитникам Отечества посвящается (3 ч)
Книги о защитниках Отечества. Былины и сказы о защитниках Отечества.
Выставка книг детских писателей о защитниках Отечества.
Библиотечный урок: встреча с участниками или героями Великой Отечественной войны, которые живут рядом.
Работа с книгой А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, Мальчише-Кибальчише и о его твёрдом слове»: чтение, рассматривание.
Рукописная книга «Защитники Отечества в твоей семье»: фотографии, письма, воспоминания, рисунки.
Тема 10. По страницам любимых книг (3ч)
Книги разных жанров, тем, типов и авторской принадлежности.
Библиотечный урок: книги-сборники по авторам, жанрам, темам.
Проектная деятельность: презентация любимых книг (по оформлению, содержанию и поступкам героев).
Коллективная творческая работа: комиксы и весёлые истории.
Оформление еженедельника «Летнее чтение» или «Дневник читателя».
Формы и средства контроля
- Эффективность реализации программы отслеживается по результатам следующих показателей:
- 1. Проверка техники чтения.
- 2. Проверка читательского кругозора.
Проверка читательских умений во 2 классе.
В работе с книгой второклассник должен уметь:
- использовать в ответе о книге ее справочный аппарат: информацию с обложки и титульных листов, из предисловий, послесловий, аннотаций;
- определять примерное содержание книги по иллюстрациям и заголовкам после просмотра оглавления;
- пользоваться сносками и примечаниями книги;
- отвечать на типовые вопросы о книге;
- составить рассказ о книге в целом после рассматривания.
Проверка читательского кругозора
Проверка читательского кругозора второклассников, как правило, обнаруживает знание авторов, жанров и тем детского чтения во всем их многообразии.
Во 2 классе проверить читательский кругозор учеников учитель может с помощью следующих вопросов и заданий:
- Что мы узнаем о книге с ее обложки?
- Что мы узнаем о книге с титульного листа?
- Назови писателей - авторов сказок
- Скажи, каких поэтов ты знаешь.
- Кто пишет рассказы? Назови фамилии писателей.
- О чем мы читали в последнее время? (Темы чтения.)
- Какие жанры произведений народного творчества мы знаем? Приведи примеры.
- Какие жанры произведений детской литературы мы знаем? Приведи примеры.
- Чем отличаются стихи от прозы?
- О чем вы любите читать?
- Что отличает произведения народного творчества и литературы?
- Что вы читали о приключениях и путешествиях? о чудесах и волшебстве? о временах года? о детях? о взрослых? о труде? и т.д. по всем темам чтения
- Какие книги вы выбрали для чтения в последнее время?
Список литературы
- Писатели нашего детства: 100 имен. Биогр. слов, ч.1.— М.: Либерия, 1999.
- Русские писатели. Биогр. слов. В 2-х ч. / Ред. - сост.П.А. Николаев. - М.: Просвещение, 1990.
- Русские писатели XX в. Биогр. слов. / Сост. и глав.ред.П.А. Николаев. — М.: Научное изд. «Большая Российская энциклопедия»
- Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2011. - 168с.
- Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. – М.: Педагогика, 1980
- Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение. – М.: Педагогика, 1980
- Сухин И.Г. Занимательные литературные кроссворд-тесты. – Ярославль, «Академия развития», 2006
- Синицына Е. Умные слова. Из серии «Через игру – к совершенству». Популярное пособие для родителей, гувернеров и воспитателей. – «Лист», Москва, 1997
- Внеклассные мероприятия в начальной школе. - Под.ред. Мартыновой Я.Ю., Волгоград: Учитель, 2007
- Праздник - ожидаемое чудо! Внеклассные мероприятия (спектакли, утренники, юморины, викторины). – Составитель: Жиренко О.Е., Москва: «ВАКО», 2006
- Яценко И. Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению.- Москва, «ВАКО», 2006
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, ВСЕГО 34 ЧАСА)
№ | Наименование раздела и тем | Количество часов | Метапредметные результаты и деятельность учащихся | Плановые сроки прохождения | |||
Познавательные | Регулятивные | Коммуникативные | По плану | Фактически | |||
Здравствуй, книга (3 ч) | |||||||
Роль книги в жизни человека. История создания книги. Первая печатная книга на Руси. | 1 | Формировать умение слушать и слышать художественное слово | Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений | Анализировать произведения | 2.09 | ||
Структура книги (элементы книги). | 1 | Анализировать результаты опытов, элементарных исследований; фиксировать их результаты | Удерживать цель деятельности до получения ее результата | Выявлять (при решении различных задач) известное и неизвестное | 9.09 | ||
Учебная книга и её справочный аппарат. Конкурс «Пословицы о книге и учении». | 1 | Участвовать в первичном (ознакомительном) чтении. | Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей) | Использовать алгоритм самостоятельной работы | 16.09 | ||
Книгочей — любитель чтения (2 ч) | |||||||
Правила поведения в библиотеке. Алфавитный каталог. Каталожная карточка. | 1 | Исследовать собственные нестандартные способы решения | Сравнивать иллюстрации с содержанием текста | Характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду) | 23.09 | ||
Выставка книг о детях. Структура книги. | 1 | Анализировать результаты опытов, элементарных исследований; фиксировать их результаты | Удерживать цель деятельности до получения ее результата | Выявлять (при решении различных задач) известное и неизвестное | 30.09 | ||
Книги о твоих ровесниках (4 ч) | |||||||
Библиотечный урок «Дети — герои детских книг». Выставка книг. | 1 | Анализировать результаты опытов, элементарных исследований; фиксировать их результаты | Корректировать деятельность | Выявлять (при решении различных учебных задач) известное и неизвестное | 7.10 | ||
Книги В. Осеевой. Книга-сборник. Книги Е. Пермяка. Титульный лист. | 1 | Исследовать собственные нестандартные способы решения | Корректировать деятельность | Выбирать вид пересказа (полный, краткий, выборочный) в соответствии с поставленной целью | 14.10 | ||
Книги Н. Носова. Типы книг. | 1 | Приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; | Анализировать эмоциональные состояния | Составлять небольшие устные монологические высказывания | 21.10 | ||
Книги В. Драгунского. Аппарат книги. | 1 | Исследовать собственные нестандартные способы решения | Читать, выполняя задания к тексту | Строить схему (модель) отношений героев | 28.10 | ||
Крупицы народной мудрости. Книги-сборники (4 ч) | |||||||
Книги-сборники. Малые жанры фольклора. | 1 | Выявлять читательский опыт | Удерживать цель деятельности до получения ее результата | Формировать умение слушать и слышать художественное слово | 11.11 | ||
Пословицы. Темы пословиц. Рукописная книга «Пословицы о книге и учении». | 1 | Исследовать собственные нестандартные способы решения | Сравнивать иллюстрации с содержанием текста | Характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду); | 18.11 | ||
Загадки. Темы загадок. Конкурс «Отгадай загадку». | 1 | Выявлять читательский опыт | Удерживать цель деятельности до получения ее результата | Формировать умение слушать и слышать художественное слово | 25.11 | ||
Скороговорки и чистоговорки. | 1 | Приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; | Работа над выразительностью чтения | Различать особенности диалогической и монологической речи | 02.12 | ||
Писатели-сказочники (4 ч) | |||||||
Книги с литературными (авторскими) сказками. | 1 | Исследовать собственные нестандартные способы решения | Сравнивать иллюстрации с содержанием текста | Характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду) | 9.12 | ||
Писатели-сказочники. | 1 | Выявлять читательский опыт | Удерживать цель деятельности до получения ее результата | Формировать умение слушать и слышать художественное слово | 16.12 | ||
Герои сказок. Викторина. | 1 | Формировать умение слушать и слышать художественное слово | Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений | Анализировать произведения | 23.12 | ||
По страницам сказок Х.К. Андерсена. | 1 | Приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений | Работа над выразительностью чтения | Различать особенности диалогической и монологической речи | 13.01 | ||
Книги о детях (4 ч) | |||||||
Книги о детях. В. Осеева, Н. Носов, С. Михалков и др..Выставка книг. | 1 | Исследовать собственные нестандартные способы решения | Сравнивать иллюстрации с содержанием текста | Характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду) | 20.01 | ||
Герои книг В. Осеевой. | 1 | Исследовать собственные нестандартные способы решения | Читать, выполняя задания к тексту | Строить схему (модель) отношений героев | 27.01 | ||
Книги Н. Носова. Приключение-сказка о Незнайке и его друзьях. | 1 | Формировать умение слушать и слышать художественное слово | Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений | Анализировать произведения | 3.02 | ||
| Книги С. Михалкова, С.Я. Маршака, А. Барто: стихотворения, басни, рассказы. | 1 | Выполнять задачи, не имеющие однозначного решения | Характеризовать образы героев и персонажей. | Сравнивать иллюстрации с содержанием текста | 10.02 | |
Старые добрые сказки (4 ч) | |||||||
Книги о братьях наших меньших. Художники-оформители. | 1 | Проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу | Формулировать главную мысль рассказа: | Различать виды текста, выбирать текст, соответствующий поставленной учебной | 17.02 | ||
Сборники стихотворений для детей. Каталожная карточка. | 1 | Выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор | Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей) | Преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать | 24.02 | ||
Книги-сборники сказок народов мира. Переводчики, пересказчики и обработчики народных сказок. | 1 | Исследовать собственные нестандартные способы решения | Сравнивать иллюстрации с содержанием текста | Выбирать вид пересказа (полный, краткий, выборочный) в соответствии с поставленной целью | 3.03 | ||
Народные сказки на страницах детских журналов. | 1 | Формировать умение слушать и слышать художественное слово | Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений | Анализировать произведения | 10.03 | ||
Книги о тех, кто подарил нам жизнь (3 ч) | |||||||
Книги о семье, о маме. | 1 | Проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу | Формулировать главную мысль рассказа: | Различать виды текста, выбирать текст, соответствующий поставленной учебной | 17.03 | ||
Жанры произведений о семье: стихотворения, пословицы, сказки, рассказы, колыбельные песни. | 1 | Выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор | Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей) | Преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать | 7.04 | ||
Мини-проекты (работа в группах): «Они писали о семье», «Рассказы о семье», «Пословицы о семье», «Стихотворения о семье». Рукописная книга «Семья». | 1 | Выявлять читательский опыт | Удерживать цель деятельности до получения ее результата | Формировать умение слушать и слышать художественное слово | 14.04 | ||
Защитникам Отечества посвящается (3 ч) | |||||||
Книги о защитниках Отечества. Выставка книг детских писателей о защитниках Отечества. | 1 | Формировать умение слушать и слышать художественное слово | Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений | Анализировать произведения | 21.04 | ||
Былины и сказы о защитниках Отечества. | 1 | Применять таблицы, схемы, модели для получения информации | Анализировать эмоциональные состояния | Составлять небольшие устные монологические высказывания | 28.04 | ||
Книга А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове». | 1 | Исследовать собственные нестандартные способы решения | Читать, выполняя задания к тексту | Строить схему (модель) отношений героев | 5.05 | ||
По страницам любимых книг (2 ч) | |||||||
Библиотечный урок «Хвала книге». По страницам любимых книг. Презентация любимой книги. | 1 | Исследовать собственные нестандартные способы решения | Сравнивать иллюстрации с содержанием текста | Выбирать вид пересказа (полный, краткий, выборочный) в соответствии с поставленной целью | 12.05 | ||
Летнее чтение. Оформление еженедельника «Книгочей» или «Дневника читателя». | 1 | Выполнять задачи, не имеющие однозначного решения | Формулировать главную мысль рассказа | Различать виды текста, выбирать текст. | 19.05 | ||
Час читателя: самостоятельное чтение произведений о животных из детских журналов | 1 | Различать виды текста, выбирать текст. | 26.05 |