Преемственность

Шакирова Эльза Раисовна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_defektologii_razvivayka_.docx61.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад "Медвежонок

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

дефектологической  направленности

 «Развивайка»

возраст обучающихся: 6 – 10 лет

срок реализации: 1 год

Автор-составитель:

 Шакирова Эльза Раисовна ,

        дефектолог

с. Турочак, 2019г.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел №1 «КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ»:

I. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ……………………………… …………. 3

II. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:

1. НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОГРАММЫ ……………………………………… . …………3

2. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ …………………………………………… …………3

3. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ ………………………………..4

4. АДРЕСАТ ПРОГРАММЫ ………………………………………………………………..4

5. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ……………………………………… . .5

6. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ ……………………………………………………… 5

7. ОБЪЕМ И СРОК ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ …………………………………………6

8. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ………….6

9. РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ И ПЕРИОДИЧНОСТЬ ЗАНЯТИЙ ……………………………….6

10. СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ………………………………7

III. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ……………………………………………………………………… .7

IV. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА …………………………………………………9

1. ПО ОКОНЧАНИИ ПРОГРАММЫ ОБУЧАЮЩИЕСЯ БУДУТ ЗНАТЬ И УМЕТЬ …13

Раздел № 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ:

1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК ………………………………………………. .13

2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ……………………………………………16

3. СПИСОК УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………… ..17

Раздел №1 «КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ»

Данная программа разработана  на основании:

- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018г. № 196);

 - СанПИН 2.4.4.3172 – 14 (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 02.07.2014г.);

- СанПИН 2.4.2.3286 - 15 (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 № 26);

-  Письма  Министерства Образования  Российской Федерации  № АФ-150/06 от 18 апреля 2008 г. «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Современное общество требует от нового поколения умения планировать свои действия, находить необходимую информацию для решения задачи, моделировать будущий процесс. Поэтому программа «Развивайка», развивающий логическое мышление, формирующий соответствующий стиль мышления, является важным и актуальным.

Актуальность курса заключается в том, что в современное время дети учатся по развивающим технологиям, где логическое мышление является основой. Как нельзя лучше решению этих задач может способствовать программа «Развивайка». Значение логики велико. Это определяется тем, что ребенок поступает в первый класс и для успешного обучения в школе ему необходимо помочь в развитии его психических процессов, становлении психических функций.

Ведь известно, что до 70 % личностных качеств закладываются в начальной школе. И не только базовые навыки, такие, как умение читать, писать, решать, слушать и говорить, нужны ребенку в жизни. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать — вот с чем ребенку необходимо войти в этот мир.

Многочисленные наблюдения педагогов, исследования психологов показали, что ребенок, не научившийся учиться, не овладевший приемами мыслительной деятельности в начальных классах школы, в средних классах обычно переходит в разряд неуспевающих. Это еще раз доказывает об актуальности этого курса.

Занятия по программе «Развивайка» способствуют повышению успеваемости всех обучающихся, качества их знаний, уровня их воспитанности. Общность интересов и духовных потребностей младших школьников создает благоприятные условия для установления более тесных межличностных связей, что положительно влияет на психологический климат в школе.

Поэтому появилась необходимость создания программы 1-го года обучения детей под названием «Развивайка».

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ

Занятия по программе «Развивайка» построены в игровой форме с интересным содержанием, творческими, проблемно-поисковыми задачами.

В содержании курса программы интегрированы задания из различных областей знаний: (познания, художественное творчество, социум). Особое внимание обращено на развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста.

В основе заданий, которые предлагается выполнить детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. Известно, что, играя, дети всегда лучше понимают и запоминают материал. Данная программа построена так, что большую часть материала дети не просто активно запоминают, а фактически сами же и открывают, разгадывают, расшифровывают, составляют. При этом идёт развитие основных интеллектуальных качеств: умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, переносить. А также развиваются все виды памяти, внимания, воображение, речь, расширяется словарный запас.

АДРЕСАТ ПРОГРАММЫ

Младший школьный возраст – возраст достаточно заметного формирования личности. Для него характерны новые отношения с взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности – учение, которое предъявляет ряд серьёзных требований к ученику. Всё это решающим образом сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к людям, коллективу, к учению и связанным с ними обязанностям, формирует характер, волю, расширяет круг интересов, развивает способности. В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.

Обучающийся с нормой развития - физическое лицо,  имеющее  приспособляемость, адаптивность, стремление к гомеостатическому равновесию со средой.

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо,  имеющее  недостатки  в физическом и  (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие  получению  образования  без  создания  для него специальных условий.

Под специальными условиями, для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья  понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания. А так же специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ

Педагогическая целесообразность характеризуется тем, что занятия по общеобразовательной программе «Развивайка» направлены на развитие умственных способностей учащихся, памяти, сообразительности, наблюдательности, подготовку мышления детей к усвоению математики, формирование мыслительных умений. Занятия готовят ребенка не только к обучению в общеобразовательной школе, но и закладывают основу для развития качеств личности: активность, самоорганизованность, самодисциплина, ответственность, умение находить правильные ответы, тем самым сохранить свою индивидуальность.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ,

РЕШАЕМЫЕ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Основная цель программы - формирование приемов и умственных действий (сравнение, обобщение, анализ); развитие психических процессов таких как память, внимание, мышление, воображение, восприятие; развитие образного и логического мышления, воображения.

Это определяет задачи реализации содержания:

Метапредметная:

  • научить младших школьников сознательно использовать основные мыслительные операции: сравнивать и находить закономерности, классифицировать, рассуждать и делать выводы;

Образовательная: 

  • развить внимание, память, логическое и абстрактное мышление, пространственное воображение, смысловую память;

Личностная:

  • поддержать высокий уровень интереса и познавательной активности у детей.

ОБЪЕМ И СРОК ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

В соответствии с годовым календарным графиком продолжительность учебного года    36 недель. Программа 1-го года обучения предусматривает 72 ч. Программа составлена на 1 год обучения.

УРОВЕНЬ ПРОГРАММЫ – стартовый

ФОРМА ОБУЧЕНИЯ – очная

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Занятия включают чередование различных видов деятельности: теоретические, практические, творческие задания. Формы организации деятельности обучающихся на занятиях: групповая, парная, индивидуальная, индивидуально-групповая. В соответствии с учебным планом в объединении сформированы группы обучающихся:

2 группы – первый год обучения.

РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ И ПЕРИОДИЧНОСТЬ ЗАНЯТИЙ

- общее количество часов в год – 72 ч  для одной группы, (144 ч. для двух групп);  

- периодичность занятий – 2 раза в неделю по 2 ч;

- продолжительность одного  занятия  – 40 мин.

СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ

Обучение безотметочное. Оценка овладения учениками логических операций мышления отслеживается по тестам, диагностическим заданиям.

После изучения каждого раздела предлагается проверочная работа для определения степени овладения детьми логическими операциями мышления, выявление и осознание ребенком своих способностей, формирование способов самоконтроля.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

п/п

Название раздела,  темы

Количество часов

Формы организации занятий

Формы аттестации/  контроля

всего

теория

практика

1.

Буриме, лимерики, загадки на логику.  

6

2

4

собеседование

1.1.

Введение в программу.

Буриме, как средство интеллектуального

развития.  

2

20 мин.

1

рассказ

упражнение

1.2.

Лимерики, как средство интеллектуального

развития.

2

20 мин.

1

беседа

упражнение

1.3.

Загадки, как средство интеллектуального

развития.    

2

20 мин.

1

рассказ

практические

задания

2.

Вопросы, задачи на логику.

4

1

3

практическое задание

2.1.

Логические вопросы на развитие логики.

2

20 мин.

1

путешествие

упражнение

2.2.

Логические задачи на развитие логики. Упражнение «Логичность».  

2

20 мин.

1

беседа

упражнение

3.

Задачи на развитие воображения, фантазии, памяти.

10

4

6

опрос

практическое задание

3.1.

Упражнения-разминки в процедуре группового тренинга на развитие воображения.

4

1

3

рассказ

тренинг

3.2.

Упражнение «Зеркальное рисование».

2

20 мин.

1

упражнение

арт-терапия

3.3.

Игры на развитие зрительной памяти.  

2

20 мин.

1

беседа

игра

3.4.

Игры на развитие зрительной памяти.  

2

20 мин.

1

диалог

игра

4.

Упражнения на развитие словесной памяти.

12

4

8

4.1.

Словесные игры.   Упражнение «Бег ассоциаций».  

 Упражнение «Волшебный карандаш».  

2

20 мин.

1

беседа

упражнения

4.2.

Упражнение «Сочинение историй». Упражнение «Сказкотерапия на тему “Наша обида”».

Полугодовой срез знаний.

2

20 мин.

1

рассказ

упражнение

опрос

4.3.

Упражнение «Сочинение фантастических рассказов».

2

20 мин.

1

беседа

упражнение

практические задания

4.4.

 Упражнение «Вставить слово». Упражнение «Выражение мысли другими словами».

2

20 мин.

1

диалог

упражнение

4.5.

Упражнение «Домино». Упражнение «Заблудившийся рассказчик».  

2

20 мин.

1

рассказ

упражнение

4.6.

Упражнение «Конструирование пословиц».  

Упражнение «Лестница понятий».  

2

20 мин.

1

беседа

упражнение

5.

Развитие вербального интеллекта, беглости, воображения.

10

4

6

собеседование

соревнование

5.1.

Упражнение «Не может быть!». Упражнение «Поиск аналогий».

2

20 мин.

1

диалог

упражнение

5.2.

Упражнение «Подбор омонимов». Упражнение «Подбор антонимов».  

2

20 мин.

1

рассказ

упражнение

5.3.

Упражнение «Подбор синонимов».

2

20 мин.

1

рассказ

упражнение

5.4.

Упражнение «Поиск предметов по заданным признакам». Упражнение «Поиск противоположных предметов».  

2

20 мин.

1

беседа

упражнение

5.5.

Упражнение «Сравнение пословиц по смыслу».  Упражнение «Существенные признаки».    

2

20 мин.

1

рассказ

упражнение

6.

Игры на развитие восприятия и внимания.

14

5

9

творческое задание

6.1.

Игра  «Летает – не летает».

Кинезиологическое упражнение «Ухо - нос».

2

20 мин.

1

диалог

игра

упражнение

6.2.

Упражнение «Наблюдательность». Игра

«Самый внимательный».

2

20 мин.

1

беседа

упражнение

игра

6.3.

Упражнение «Трудное –  

 запомни!» Игра «Съедобное –

 несъедобное».

2

20 мин.

1

диалог

упражнение

игра

6.4.

Упражнение «Концентрация».  

Упражнение «Корректура».  

2

20 мин.

1

беседа

упражнение

6.5.

Упражнение «Пальцы».   Упражнение «Селектор».  

2

20 мин.

1

рассказ

упражнение

6.6.

Упражнение «Самый внимательный».  

Упражнение «Сверхвнимание».  

2

20 мин.

1

рассказ

упражнение

конкурс

6.7.

Упражнение «Наблюдательность». Упражнение «Сказкотерапия на тему “Добро”»

2

20 мин.

1

беседа

конкурс

упражнение

7.

Игры на развитие понятийного мышления.

6

2

4

практические задания соревнование

7.1.

Упражнение «Сравнение понятий».  Упражнение «Сказкотерапия “Фея Равнодушие и Страна Надежды”».

2

20 мин.

1

рассказ

упражнение

7.2.

Упражнение «Разные отношения».

2

20 мин.

1

беседа

упражнение

7.3.

Упражнение «Определение понятия».  Упражнение «Лестница понятий».  

2

20 мин.

1

рассказ

упражнение

8.

Развитие наблюдательности.

10

4

6

соревнование

8.1.

Упражнение «Построение системы причин».   Упражнение «Разведчик».  

2

20 мин.

1

диалог

упражнение

8.2.

Знакомство с алтайскими сказками алтайских поэтов.

2

20 мин.

1

рассказ

чтение

8.3.

Упражнение «Способы применения предмета».  

2

20 мин.

1

беседа

упражнение

конкурс

8.4.

Упражнение «Сходство и различие».  

2

20 мин.

1

беседа

упражнение

8.5.

Годовое итоговое занятие

2

20 мин.

1

практическое

задание

опрос

Итого часов:

72

24

48

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА

Программа по курсу «Развивайка» составлена для обучения младших школьников навыкам основных мыслительных операций. Упражнения и игры направлены на развитие восприятия, наблюдательности, внимания, памяти (также словесной памяти), мышления, логики.

Раздел 1. Буриме, лимерики, загадки на логику.  

1.1.  Введение в программу. Буриме, как средство интеллектуального развития.  

Теория. Правила поведения на занятиях. Знакомство с понятием «Буриме». Объяснение задания на примерах.

Практика. Придумать «Буриме» со словами «школьный – вольный», «пес – принес», «раскраски-сказки».

1.2.   Лимерик, как средство интеллектуального развития.  

Теория. Знакомство с понятием «Лимерик». Объяснение задания на примерах.

Практика. Придумать «Лимерик».  По данной схеме (первая строчка - выбор героя, вторая - указание на его черту характера, проявившуюся в действии, третья и четвертая - само действие, пятая - выбор конечного эпитета, пародирующего содержание образа). Придумайте свои лимерики.

1.3. Загадки, как средство интеллектуального развития.    

Теория. Знакомство с понятием «Загадка». Загадки представляют собой своеобразную проблемную задачу, решение которой сопряжено с проявлением у  ребенка умственного напряжения, смекалки, инициативы.

Практика. Разгадывание загадок на разные темы.

Раздел 2. Вопросы, задачи на логику.

2.1. Логические вопросы на развитие логики.

Теория. Познакомить ребят с понятиями логика и логические вопросы; научить их решать логические задачи; способствовать развитию умений анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное. 

Практика. Учимся отвечать на логические вопросы.

2.2.  Логические задачи на развитие логики. Упражнение «Логичность».

Теория. Научить детей решать логические задачи; способствовать развитию умений анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное. 

Практика. Решение логических задач. Упражнение «Логичность».

3. Задачи на развитие воображения, фантазии, памяти.

3.1. Упражнения-разминки в процедуре группового тренинга на развитие воображения.

Теория. Говорят: «Без воображения нет соображения». А. Эйнштейн считал умение воображать выше многознания, ибо считал, что без воображения нельзя сделать открытия. К. Э. Циолковский считал, что холодному математическому расчету всегда предшествует воображение.

Практика. Знакомство с задачами.

3.2. Упражнение «Зеркальное рисование».

Теория. Объяснение задания.

Практика. Выполнение задания.

3.3. Игры на развитие зрительной памяти.  

Теория. Объяснение правил игры «Запомни предметы». Объяснение правил игры «Запомни соседа».

Практика. Развитие зрительной памяти с помощью игр.

3.4. Игры на развитие тактильной памяти.  

Теория. Объяснение правил игры «Узнай предмет». Объяснение правил игры «Незаконченная картина».

Практика. Развитие тактильной памяти с помощью игр.

Раздел 4. Упражнения на развитие словесной памяти.

4.1. Словесные игры. Упражнение «Бег ассоциаций». Упражнение «Волшебный карандаш».  

Теория. Знакомство с понятием ассоциации. Объяснение правил игры «Бег ассоциаций». Упражнение направлено на развитие беглости мышления, вербального интеллекта, памяти. Объяснение правил игры  «Волшебный карандаш». Упражнение направлено на развитие фантазии и воображения.  

Практика. Развитие мышления, вербального интеллекта, памяти. А также фантазии и воображения.  

4.2. Упражнение «Сочинение историй». 

Теория. Объяснение правил упражнения «Сочинение историй».

Практика. Развитие вербального мышления, фантазии.

4.3. Упражнение «Сочинение фантастических рассказов».

Теория. Объяснение правил упражнения «Сочинение фантастических рассказов».

Практика. Развитие вербального мышления, фантазии.

4.4. Упражнение «Вставить слово». Упражнение «Выражение мысли другими словами».

Теория. Объяснение правил упражнения «Вставить слово». Объяснение правил упражнения «Выражение мысли другими словами».

Практика. Развитие вербального и интеллектуального мышления, фантазии.

4.5. Упражнение «Домино». Упражнение «Заблудившийся рассказчик».  

Теория. Объяснение правил упражнения «Домино». Объяснение правил упражнения «Заблудившийся рассказчик».  

Практика. Развитие вербального интеллекта.

4.6. Упражнение «Конструирование пословиц». Упражнение «Лестница понятий».  

Теория. Объяснение правил упражнения «Конструирование пословиц». Объяснение правил упражнения  «Лестница понятий».  

Практика. Развитие вербального интеллекта.

Раздел 5. Развитие вербального интеллекта, беглости, воображения.

5.1. Упражнение «Не может быть!» Упражнение «Поиск аналогий».

Теория. Объяснение правил упражнения «Не может быть!» Цель: учить детей придумывать фантастические рассказы. Объяснение правил упражнения  «Поиск аналогий». Цель: научить детей выделять свойства предметов, формирование умения классифицировать по признакам.

Практика. Сочинение фантастических историй. Тренировка вербального интеллекта.

5.2. Упражнение «Подбор омонимов». Упражнение «Подбор антонимов».  

Теория. Разбор понятия «омонимы». Объяснение правил упражнения «Подбор омонимов». Разбор понятия «антонимы». Объяснение правил упражнения  «Подбор антонимов».  

Практика. Составление связного рассказа из данных слов.

5.3. Упражнение «Подбор синонимов».

Теория. Разбор понятия «синонимы». Объяснение правил упражнения «Подбор синонимов».

Практика. Составление связного рассказа из данных слов.

5.4. Упражнение «Поиск предметов по заданным признакам». Упражнение «Поиск противоположных предметов».  

Теория. Объяснение правил упражнения  «Поиск предметов по заданным признакам». Цель: развить способность легко находить аналогии между различными предметами и явлениями. Объяснение правил упражнения «Поиск противоположных предметов». Цель: научить детей сравнивать предметы, находить похожие свойства, абстрагироваться. 

Практика. 1) Ставится, задача назвать как можно больше предметов, обладающих заданной совокупностью признаков и в этом смысле похожих на два-три предмета, приведенных в качестве иллюстрации. 2) Называется какой-либо предмет, например, «дом». Надо назвать как можно больше других предметов, противоположных данному. При этом следует ориентироваться на различные признаки предмета и систематизировать его противоположности (антиподы) по группам. 

5.5. Упражнение «Сравнение пословиц по смыслу».  Упражнение «Существенные признаки».    

Теория. Объяснение правил упражнения «Сравнение пословиц по смыслу».  Объяснение правил упражнения «Существенные признаки».    

Практика. 1) Определите, какие пословицы соответствуют друг другу по смыслу. 2) Закреплять умения детей классифицировать предметы (по цвету, форме, качеству).

Раздел 6. Игры на развитие восприятия и внимания.

6.1. Игра  «Летает – не летает». Игра «Ухо - нос».

Теория. Объяснение правил игры «Летает – не летает». Объяснение правил игры «Выражение мысли другими словами».

Практика. Усвоение на практике детьми правил игр. Развитие посредством игры психических процессов: восприятие и внимание.

6.2. Упражнение «Наблюдательность». Игра «Самый внимательный».

Теория. Объяснение правил упражнения «Наблюдательность». Объяснение правил игры «Самый внимательный».

Практика. Усвоение на практике детьми правил упражнений. Развитие посредством игры психических процессов: восприятие и внимание.

6.3. Упражнение «Трудное –  запомни!» Игра «Съедобное – несъедобное».

Теория. Объяснение правил упражнения «Трудное –  запомни!» Объяснение правил игры «Съедобное – несъедобное».

Практика. Усвоение на практике детьми правил упражнений. Развитие посредством игры психических процессов: восприятие и внимание.

6.4. Упражнение «Концентрация». Упражнение «Корректура».  

Теория. Объяснение правил упражнения «Концентрация». Объяснение правил игры «Корректура».

Практика. Усвоение на практике детьми правил упражнений. Развитие посредством игры психических процессов: восприятие и внимание.

6.5. Упражнение «Пальцы».   Упражнение «Селектор».  

Теория. Объяснение правил упражнения «Пальцы». Объяснение правил упражнения «Селектор».  

Практика. Усвоение на практике детьми правил упражнений. Развитие посредством игры психических процессов: восприятие и внимание.

6.6. Упражнение «Самый внимательный». Упражнение «Сверхвнимание».  

Теория. Объяснение правил упражнения «Самый внимательный». Объяснение правил упражнения «Сверхвнимание».  

Практика. Усвоение на практике детьми правил упражнений. Развитие посредством игры психических процессов: восприятие и внимание.

6.7. Упражнение «Наблюдательность». Упражнение «Сказкотерапия на тему “Добро”»

Теория. Объяснение правил упражнения «Наблюдательность». Объяснение правил упражнения «Сказкотерапия на тему “Добро”»

Практика. Усвоение на практике детьми правил упражнений. Развитие посредством игры психических процессов: восприятие и внимание.

Раздел 7. Игры на развитие понятийного мышления.

7.1. Упражнение «Сравнение понятий».  

Теория. Объяснение правил упражнения «Сравнение понятий».  

Практика. Усвоение на практике детьми правил упражнения. Развитие посредством игры понятийного мышления.

7.2. Упражнение «Разные отношения».

Теория. Объяснение правил упражнения «Разные отношения».

Практика. Усвоение на практике детьми правил упражнения. Развитие посредством игры понятийного мышления.

7.3. Упражнение «Определение понятия».  Упражнение «Лестница понятий».  

Теория. Объяснение правил упражнения «Определение понятия».  Объяснение правил упражнения «Лестница понятий».  

Практика. Усвоение на практике детьми правил упражнения. Развитие посредством игры понятийного мышления.

Раздел 8. Развитие наблюдательности.

8.1. Упражнение «Построение системы причин».  

Теория. Объяснение правил упражнения «Построение системы причин». Объяснение правил упражнения «Лестница понятий».  

Практика. Усвоение на практике детьми правил упражнения. Развитие посредством игры наблюдательности.

8.2. Упражнение «Разведчик».  

Теория. Объяснение правил упражнения «Разведчик».  

Практика. Усвоение на практике детьми правил упражнения. Развитие посредством игры наблюдательности.

8.3. Упражнение «Способы применения предмета».  

Теория. Объяснение правил упражнения «Способы применения предмета».  

Практика. Усвоение на практике детьми правил упражнения. Развитие посредством игры наблюдательности.

8.4. Упражнение «Сходство и различие».  

Теория. Объяснение правил упражнения «Сходство и различие».  

Практика. Усвоение на практике детьми правил упражнения. Развитие посредством игры наблюдательности.

8.5. Упражнение «Способы применения предмета».  

Теория. Объяснение правил упражнения «Способы применения предмета».

Практика. Усвоение на практике детьми правил упражнения. Развитие посредством игры наблюдательности.

По окончании программы обучающиеся будут знать и уметь:

Проявлять интерес к русским народным загадкам, пословицам, фразеологическим оборотам, метафорам. Относиться к ним с чувством юмора. Разгадывать и придумывать бытовые загадки, а также загадки о сказочных героях.

Знать особенности логических и математических задач, решать их.

Проявлять познавательный интерес к головоломкам различного направления. (Словесно – логические, математические, геометрические, конструктивные).

Обобщать предметы по признаку формы, назначения, цвета.

Анализировать закономерности и восстанавливать логические связи.

Сравнивать предметы по форме и цвету, по размеру и массе, по скорости движения, по расположению, по назначению.

Легко решать логические и проблемные ситуации, делать умозаключения и выводы.

Раздел № 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

Календарный учебный график

п/п

Дата

Форма

занятий

Кол-во

часов

Тема

занятия

Форма

контроля

Примечание

1.

1н.

рассказ

упражнение

2

Введение в программу.

Буриме, как средство интеллектуального

развития.  

собеседование

2.

2н.

беседа

упражнение

2

Лимерики, как средство интеллектуального

развития.

 

3.

3н.

рассказ

практические

задания

2

Загадки, как средство интеллектуального

развития.

4.

4н.

путешествие

упражнение

2

Логические вопросы на развитие логики.

практическое задание

5.

5н.

беседа упражнение

2

Логические задачи на развитие логики. Упражнение «Логичность».  

6.

7н.

рассказ

тренинг

4

Упражнения-разминки в процедуре группового тренинга на развитие воображения.

опрос

практическое задание

8н.

7.

9н.

упражнение

арт-терапия

2

Упражнение «Зеркальное рисование».

8.

10н.

беседа

игра

2

Игры на развитие зрительной памяти.  

9.

11н.

диалог

 игра

2

Игры на развитие зрительной памяти.  

10.

12н.

беседа

упражнения

2

Словесные игры.   Упражнение «Бег ассоциаций».  

 Упражнение «Волшебный карандаш».  

практические задания

11.

13н.

рассказ

упражнение

опрос

2

Упражнение «Сочинение историй».

Упражнение «Сказкотерапия на тему “Наша обида”».

12.

14н.

беседа

упражнение

2

Упражнение «Сочинение фантастических рассказов».

13.

15н.

диалог

упражнение

2

Упражнение «Вставить слово».  

Упражнение «Выражение мысли другими словами».

14.

16н.

рассказ

упражнение

2

Упражнение «Домино». Упражнение «Заблудившийся рассказчик».  

15.

17н.

беседа

упражнения

2

Упражнение «Конструирование пословиц».  

Упражнение «Лестница понятий».  

16.

18н.

диалог

упражнение

2

Упражнение «Не может быть!». Упражнение «Поиск аналогий».

собеседование

соревнование

17.

19н.

рассказ

упражнение

2

Упражнение «Подбор омонимов». Упражнение «Подбор антонимов».  

18.

20н.

рассказ

упражнение

2

Упражнение «Подбор синонимов».

19.

21н.

беседа

упражнение

2

Упражнение «Поиск предметов по заданным признакам». Упражнение «Поиск противоположных предметов».  

20.

22н.

рассказ

упражнение

2

Упражнение «Сравнение пословиц по смыслу».  Упражнение «Существенные признаки».    

21.

23н.

диалог

игра

упражнение

2

Игра  «Летает – не летает».

Игра «Ухо - нос».

творческое задание

22.

24н.

беседа

упражнение

игра

2

Упражнение «Наблюдательность». Игра

«Самый внимательный».

23.

25н.

диалог

упражнение

игра

2

Упражнение «Трудное –  

 запомни!» Игра «Съедобное –

 несъедобное».

24.

26н.

беседа

упражнение

2

Упражнение «Концентрация».  

Упражнение «Корректура».  

25.

27н.

рассказ

упражнение

2

Упражнение «Пальцы».   Упражнение «Селектор».  

26.

28н.

рассказ

упражнение

конкурс

2

Упражнение «Самый внимательный».  

Упражнение «Сверхвнимание».  

27.

29н.

беседа

конкурс

упражнение

2

Упражнение «Наблюдательность». Упражнение «Сказкотерапия на тему “Добро”»

28.

30н.

рассказ

упражнение

2

Упражнение «Сравнение понятий».

 Упражнение «Сказкотерапия “Фея Равнодушие и Страна Надежды”».  

практические задания соревнование

29.

31н.

беседа

упражнение

2

Упражнение «Разные отношения».

30.

32н.

рассказ

упражнение

2

Упражнение «Определение понятия».  Упражнение «Лестница понятий».  

31.

33н.

диалог

упражнение

2

Упражнение «Построение системы причин».  Упражнение «Разведчик».    

соревнование

32.

34н.

рассказ

чтение

2

Знакомство с алтайскими сказками алтайских поэтов.

33.

35н.

беседа

упражнение

конкурс

2

Упражнение «Способы применения предмета».  

беседа

упражнение

2

Упражнение «Сходство и различие».  

34.

36н.

опрос практическое задание

2

Годовое итоговое занятие.

практическое задание

опрос

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Материально-техническое обеспечение: Для организации учебного процесса творческого объединения необходим светлый кабинет, оборудованный под занятия; оснащённый мебелью, лампами дневного освещения.

Оборудование рабочего кабинета:

  • шкафы и стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов,

стенды для наглядных пособий к занятиям и для демонстрации достижений воспитанников;

  • классной доской для демонстрации учебных материалов и стендом для демонстрации работ воспитанников.
  • по возможности компьютер для оформления проектной деятельности учащихся и медиапроектор для тематических лекций с демонстрацией слайдов, проведения открытых занятий.

Перечень оборудования, инструментов и материалов: разработки игр, бесед,  конкурсов; простые карандаши (15 шт.), набор цветных карандашей, набор фломастеров.

СПИСОК УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. CD-ROM. Становление личности младшего школьника. Воспитание детского коллектива. 1-4  классы. - Москва: ИЛ, 2018. - 160 c.
2. Авдулова, Т. П. Диагностика и развитие моральной компетентности личности младшего школьника. Учебное пособие / Т.П. Авдулова, О.В. Гребенникова. - М.: Владос, 2014. 861 c.
3. Английский в таблицах и схемах для младших школьников. - М.: Литера, 2017. - 531 c.
4. Белоусова, Т.Л. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. В 2 частях. Часть 1 / Т.Л. Белоусова. - М.: Просвещение, 2017. - 628 c.
5. Дик, Н. Ф. Как сохранить и укрепить здоровье младших школьников / Н.Ф. Дик. - Москва: Гостехиздат, 2013. - 320 c.
6. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. В 2 частях. Часть 2. - М.: Просвещение, 2017. - 144 c.
7. Крушельницкая, О. И. Все вместе. Программа обучения младших школьников взаимодействию и сотрудничеству / О.И. Крушельницкая, А.Н. Третьякова. - М.: Сфера, 2015. - 436 c.
8. Кугач, А. Н. Играй с пользой и умом. Игровые программы для младших школьников / Кугач А. Н. - М.: Феникс, 2017. 813 c.
9. Кузнецова, Л. В. Гармоничное развитие личности младшего школьника / Л.В. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2017. - 224 c.
10. Куличковская, Е. В. Как преодолеть свой страх? Развивающие сказки и игры для дошкольников и младших школьников / Е.В. Куличковская, О.В. Степанова. - М.: Речь, 2016. - 144 c.
11. Локалова, Н. П. 120 уроков психологического развития младших школьников. В 2 частях. Часть 2. Материалы к урокам психологического развития / Н.П. Локалова. - М.: Ось-89, 2013. - 160 c.
12. Мищенкова, Л.В. 50 развивающих занятий с младшими школьниками / Л.В. Мищенкова. - М.: Феникс, 2017. 827 c.
13. Чукавина, И.А. Задушевное чтение. Хрестоматия для младших школьников / И.А. Чукавина. - М.: АСТ, Астрель, Хранитель, Neoclassic, 2016. - 288 c.