Взаимодействие с родителями

Нестеренко Ирина Алексеевна

План консультативной работы на 2023-2024 учебный год

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАДОУ ЦРР – детский сад № 21 «Надежда»

адрес: РФ, 142800, Московская область, г.о. Ступино, ул. Горького, строение 69

8 496 64 2 45 95,  Описание: umschlag_318-11676ds21_nadejda@mail.ru  http://ds21nadejda-stupino.edumsko.ru/

   

                                         

ПЛАН

консультативной работы с родителями

подготовительной к школе группы

 компенсирующей направленности для обучающихся с ТНР

(общим недоразвитием речи)

учителя-логопеда Нестеренко И.А.

на 2023-2024 уч. год

Содержание работы

Сроки

1.

  • Наглядная информация «Показатели речевого развития детей 6-7 лет»
  •  Родительское собрание «Формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством игры»
  •  Индивидуальные беседы «Результаты логопедического обследования речи детей. Содержание логопедической работы на учебный год»

Сентябрь

2.

  • Наглядная информация «Игры для развития слухоречевой памяти у старших дошкольников»
  • Консультация «Формирование фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза - как одного из условий подготовки детей к школе».  
  • Индивидуальные беседы-консультации по запросу родителей

Октябрь

3.

  • Консультация «Роль родителей к приобщению ребенка к чтению»
  • Консультация-практикум «Учимся читать легко. Игры для обучения чтению»
  • Индивидуальные беседы «Закрепление правильного произношения поставленных звуков»

Ноябрь

4.

  • Консультация «Игры на обогащение и активизацию речи дошкольников синонимами и антонимами»
  • Индивидуальные беседы-консультации «Если ваш ребенок левша»

Декабрь

5.

  • Консультация «Полезные советы для неравнодушных родителей»
  • Индивидуальные беседы-консультации «Достижения ребенка по преодолению речевых недостатков»

Январь

6.

  • Консультация «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста»
  • Индивидуальные беседы-консультации по запросу родителей
  • Родительское собрание «Советы родителям будущих первоклассников»

Февраль

7.

  • Консультация «Игры, в которые можно играть на ходу»
  • Мастер-класс «Звук – ты наш друг»
  • Наглядная информация «Требования к речи первоклассника»

Март

8.

  • Анкетирование родителей «Учитель-логопед глазами родителей»
  • Консультация «Защитить детей от вредоносной информации»
  • Индивидуальные беседы-консультации по запросу родителей

Апрель

9.

  • Наглядная информация 
  • Родительское собрание «Речевая готовность ребенка к школе»

Май



Предварительный просмотр:

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ

Доклад подготовила учитель-логопед Нестеренко И.А.

Речевая подготовка детей к школе

Поступление в школу – важный этап как для самого ребенка, так и для его родителей. Практический опыт логопедической работы показывает, что не все дети всесторонне подготовлены к учебной деятельности. И у них, вполне вероятно, возникнут трудности овладения школьной программой.

Недостаточно развитая речь негативно отражается на успеваемости ребенка, затрудняет его взаимоотношения со сверстниками, нередко откладывает отпечаток на характер, препятствует успешному обучению в школе

Основное место в подготовке детей к школе следует уделять развитию речи.

Правильная речь является главным условием для успешного обучения ребенка в школе. Чем лучше развита устная речь, тем легче ребенку овладеть чтением и письмом.

У многих детей нередко наблюдается отставание в речевом развитии, которое в дальнейшем может помешать хорошей учебе и привести к появлению специфических ошибок, как в устной, так и в письменной речи. Поэтому очень важно своевременно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии ребенка и исправить их до начала обучения грамоте.  

Что такое речевая готовность ребёнка к школе?

Существуют важные критерии готовности к школьному обучению, которые предъявляются к усвоению ребенком родного языка, овладением учебным материалом и как средство общения. Перечислим их:

  • состояние звукопроизношения – к 7 годам ребенок должен четко произносить все звуки речи;
  • полнаясформированность фонематических процессов – он должен уметь слышать звуки речи и различать их, дифференцировать, подбирать слова на определенный звук, находить место звука в слове, посчитать количество звуков в слове, т.е. владеть навыками элементарного звукового анализа и синтеза;
  • состояние слоговой структуры слова – уметь произносить слова сложной слоговой структуры – со стечениями согласных, многосложных слов типа – велосипедист, экскаватор;
  • состояние словарного запаса – в активном словаре у ребенка должны быть в наличии все части речи, он должен понимать значение предлогов, знать обобщающие слова (мебель, насекомые, одежда и др.). Уметь подбирать и использовать в речи синонимы, антонимы, знать пословицы, поговорки, уметь понимать смысл фразеологических оборотов (переносный смысл слов) в речи и использовать в своей речи (У папы железный характер. У мамы золотые руки.);
  • словообразование - уметь правильно употреблять слова с уменьшительно -ласкательным значением (стул-стульчик), словоизменение (дерево-деревья), согласование (красный шар, чистое окошко, ласковая кошка), управление (иду в школу, перелез через забор);
  • выделять звуковые и смысловые различия между словами (майка-чайка- гайка-лайка), (нос –часть лица, нос- часть корабля);
  • образовывать прилагательные от существительных (бумага-бумажный, шляпа из соломы - соломенная шляпа);
  • сформированность грамматического строя речи: правильно согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже. Уметь отвечать полным предложением, пользоваться развернутой фразовой речью. Уметь работать с предложением;
  • состояние связной речи: пересказать сказку, составить рассказ по сюжетной картинке. Уметь формулировать вопросы, развернуто и полно отвечать на них. Запоминать и пересказывать небольшие тексты, описывать события из собственной жизни, делиться своими впечатлениями от увиденного.

      Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.

Особую роль в развитии речи дошкольников играет работа по речевой подготовке детей к школе в условиях семьи.

Часто родители задают вопрос: «А как заниматься с ребенком?» - Очень просто! Ребенок учится играя. Для этого родителям необходимо подобрать игровой речевой материал. Обратиться к логопеду, воспитателю - они помогут вам с подборкой необходимого речевого материала. Сейчас издается много дидактической литературы по этой теме.

Очень важно, проводя развивающие занятия с детьми 6-7 лет в кругу семьи, стимулировать их речевую активность, выразительность речи, расширять словарь, вырабатывать способность к связному рассказу, изложению своих впечатлений и т.д. Можно развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх.

Предлагаю вам поиграть с ребенком в следующие речевые игры.

  1. Это могут быть игры со звуками, буквами, слогами:

- Кто больше придумает слов со звуком «Р».

-Где находится звук в слове (в начале, конце или в середине слова)?

-Замени звук «Р» в слове (роса) на звук «К» и получи новое слово (коса).

-Какие буквы можно выложить из 2,3,4-х палочек? Составь с ними слова и прочитай их, придумай с каждым словом предложение.

-Кто больше придумает слов со слогом «МУ»? (мука, музыка, Мурка, музыкант, муха, мухомор).

  1. Игры со словами:

-Какое слово лишнее и почему? (волк, лиса, кошка, белка).

-Отгадай профессию по наводящим словам – варит, жарит, выпекает, готовит еду (повар) и т.д.

-Слова наоборот: сильный- слабый, умный-глупый…

-Один-много: окно – окна, рука – руки, стул – стулья…

-У кого кто? У кошки – котенок, у овцы – ягненок, у воробья – птенец…

-Кто где живет? У кого какое жилище? - Белка в дупле, сорока в гнезде…

-Кто кем будет? Щенок – собакой, цыпленок – петушком или курочкой...

-Кто что и как ест? - лакает, клюет, грызет, жует…

-Какой? Какая? Какое? Окно – большое, чистое; мышка – серенькая, маленькая, пугливая, осторожная; стол – новый, деревянный, дорогой…

- Кто кем был? Лошадь – жеребенком, мышка – мышонком…

- Кто больше вспомнит названия цветов? – роза, пион….

-Узнай предмет по описанию –туловище, голова, ноги, грива, хвост - лошадь….

  1. Игры с предложением:

-Кто больше придумает предложений со словом? (яблоко, ведро, дерево…)

-Вопросы-ответы. Почему мальчик испачкал руки? Зачем мама готовит завтрак?.

-Как сказать по-другому? Компот из яблок – яблочный компот, дом из дерева -

деревянный дом…

-Узнай предмет по описанию: железная, острая, с ушком, нужна для вышивания – игла…

-Можно использовать для игры и другие вопросы, которые помогают освоить -свойства предметов: что бывает белым? Пушистым? Холодным? Твердым? Гладким? Круглым? Мягким? Вкусным? И др.

4.Игры на развитие связной речи.

Чтение сказок, стихов, художественных произведений обогащает словарь ребенка, развивает его связную речь, учит пониманию переносного значения слов. Он постепенно учится слушать текст, отвечать на вопросы взрослых.

Читайте с ребенком небольшие рассказы с несложным сюжетом, задавайте ему вопросы, пусть перескажет своими словами.

Можно предложить ребенку самому попробовать составлять небольшой рассказ на предложенную тему. На первых порах можно предложить свой вариант рассказа, а потом предоставить ему свободу действий. Не страшно, если сначала он просто повторит ваш рассказ. Постепенно уводите его от подражания.

Дети 6-7 лет уже могут рассказать о событиях собственной жизни, о своем личном опыте.

Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Речь взрослых должна быть четкой, неторопливой, грамотной.

Заканчивая тему о необходимости речевой подготовки детей к школе, хочется подчеркнуть, чем богаче и правильнее у ребенка станет речь, тем успешней он будет усваивать школьный материал.