программа "Азбука добра"
Актуальность программы определяется потребностью общества в духовно – нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума.
Важно начать работу по формированию духовно-нравственных ценностей в детском саду, так как оттого, что ребёнок увидит и услышит в детстве, зависит формирование его сознания к миру. Благодаря изучению православных ценностей, дети глубже познают мир, в котором жили и творили предыдущие поколения, будут гордиться своей историей, своим народом, осознают себя его частичкой и в результате станут патриотами своей страны. Программа предназначена для реализации духовно-нравственного направления воспитания детей образовательного учреждения. В ней отражены ключевые аспекты, тенденции и содержание образования и организации воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_azbuka_dobra.docx | 35.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8 с углубленными изучением отдельных предметов» городского округа Ступино Московской области (МБОУ СОШ №8 дошкольного отделение д/с «Надежда)
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖЕНО
на Совете педагогов Заведующий МАДОУ ЦРР –
МАДОУ ЦРР – д/с № 21 «Надежда» д/с № 21 «Надежда»
Протокол №______от___________2025г. ________________Шишкина З.Б.
Приказ № ______от__________2025г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Азбука добра»
Разработал: воспитатель Бурмистрова Е.Н.
2025-2026 уч. год
Пояснительная записка
«Детство и отрочество должны стать школой
доброты, сердечности, чуткости. Только при
этом условии в сердце человека будет вся гамма
добрых чувств».
В. А. Сухомлинский
Происходящие сегодня в стране политические и социально-экономические изменения оказали серьезное влияние на все стороны жизни и деятельности людей. В обществе сформировались новые установки и ценности, происходит вытеснение духовных потребностей. Вечные ценности: Добро, Истина и Красота – постепенно отодвигаются на задний план. Фактически наблюдается потеря значимости таких жизненных ценностей, как гражданственность, патриотизм, семья, любовь, дружба; ослабление воспитательной функции семьи. В настоящее время подрастающее поколение часто обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности. Причины такого падения в том, что человек отвергнув веру в Бога, потерял великий идеал любви, верности и жертвенности, и тем самым опустошил свою душу. «Сегодня России более всего не достает единого национального сознания, без которого невозможно устроить благополучную жизнь. Именно его много веков создавало и поддерживало Православие – православный образ жизни, воспитывающий укрепляющий в людях важнейшие свойства: чистую совесть и стремление жить по заповедям Божьим; любовь к ближнему, Отечеству и самоотверженное служение им; крепкую веру и любовь к Богу – вместе созидающие сильную великую Россию» (А. И. Половинкин «Пробуждение и возрождение России»).
Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к уважению и пониманию других людей. Он является фундаментом общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить духовно-нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, научить их правилам общения и умению жить среди людей, это идеи нашей программы, которая направлена, на воспитание духовно - нравственных чувств у дошкольников. Приблизить к нам мир православной культуры, раскрыть его сокровища и снова оживить наш дух, призвана программа по духовно – нравственному воспитанию «Воспитание добротой».
Актуальность программы определяется потребностью общества в духовно – нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума.
Важно начать работу по формированию духовно-нравственных ценностей в детском саду, так как оттого, что ребёнок увидит и услышит в детстве, зависит формирование его сознания к миру. Благодаря изучению православных ценностей, дети глубже познают мир, в котором жили и творили предыдущие поколения, будут гордиться своей историей, своим народом, осознают себя его частичкой и в результате станут патриотами своей страны. Программа предназначена для реализации духовно-нравственного направления воспитания детей образовательного учреждения. В ней отражены ключевые аспекты, тенденции и содержание образования и организации воспитания.
Цель Программы:
Воспитание гуманной духовно-нравственной и творческой личности, достойных будущих граждан России, путем приобщения их к нравственным и духовным ценностям православной культуры, а также освоения духовно – нравственных традиций русского народа.
Данная программа решает следующие задачи:
Обучающие задачи:
1. Формировать духовно – нравственную личность ребенка.
2. Познакомить детей с историей русского народа: бытом, обычаями,
гостеприимством; продолжать знакомить детей с устным народным творчеством.
3. Дать представления и понятия о семье, об обществе, о российском народе и его культуре.
4. Познакомить детей с правилами доброй, совестливой нравственной
жизни с людьми и миром, с правилами этикета на материале художественных произведений.
5. Дать первые православные представления о православной культуре,
православном храме, православных праздниках, о христианском образе жизни человека.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать стремление к доброте, правдивости, жизни по совести, любовь к Родине, ближнему, родной культуре; бережное отношение к природе; послушание, трудолюбие, вежливость.
2.Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали: учить различать добро и зло, развивать милосердие, сочувствие, доброжелательное отношение друг другу, воспитывать послушание; желание подражать благим образцам; жить по совести; формирование духовно-нравственных отношений.
Развивающие задачи:
1. Развивать духовно-нравственную личность, разумно сочетающую личные интересы с общественными.
2. Уметь выражать свой внутренний мир в творчестве: пении, рисовании, рассказывание стихов, сказок, в театрализациях.
3. Развивать навыки доброжелательного общения, внимания, терпения, усердия, способность различать нравственное и безнравственное.
4. Развивать интерес и любовь к национальной культуре, святыням, традициям, обычаям, обрядам.
5. Способствовать освоению ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм.
6. Содействовать становлению духовно-нравственной личности с оптимистическим взглядом на жизнь, с направленностью на познание Бога, сформировать религиозные чувства.
Направление деятельности: интеллектуально-познавательное.
Возрастной диапазон: для дошкольников 4-6 лет.
Направление деятельности: интеллектуально-познавательное.
Возрастной диапазон: для дошкольников 4-7 лет.
Планируемые результаты освоения программы. С помощью систематической работы по духовно – нравственному воспитанию, на основе Православия, ожидаются следующие результаты: - ребенок владеет определенной системой знаний о православных традициях в жизни и искусстве; о связи и взаимозависимости человека, животных, растительного мира, об особенностях общения человека с окружающим миром и воздействии этого взаимодействия на него самого; - ребенок имеет представления о себе, своей семье; - словарный запас обогащен; - продолжают развиваться психические процессы; - ребенок рационально использует приобретенные знания, умения и навыки в самостоятельной деятельности; - ребенок овладел такими чувствами как доброжелательность, чуткость, (доброты, сострадания, сочувствия, совестливости) и высоких нравственных качеств (честности, достоинства, верности, толерантности, и др.). Навыки сотрудничества в процессе общения друг с другом в соответствии с возрастными особенностями; - ребенок умеет проявлять самостоятельность, творчество, инициативность; - ребенок способен к самоорганизации, оказанию взаимопомощи. - ребенок развивает ценностное отношение к традициям православной культуры и нравственных основ, чувства любви к родной природе, Родине, народу и культуре. - ребенок развивает правильное отношения к семье, отцу, матери, роду, памяти предков и уважительного отношения к старшим, воспитателю. - ребенок развивает ценностное отношение к труду и трудолюбию, чувства уважения к людям труда и бережного отношения к результатам труда, продуктам творческой деятельности человека.
Методические приёмы, используемые в кружковой работе. 1. Наглядные методы (чтение воспитателем произведений устного народного творчества, наблюдения, показ сказок, как педагогом, так и детьми, рассматривание книжных иллюстраций, репродукций, предметов, моделирование сказок, целевые прогулки, экскурсии, проведение д/игр). 2. Словесные методы (рассказ воспитателя, заучивание песенок, поговорок, считалок, пословиц, рассказывание произведений устного народного творчества детьми, с элементами диалога, ответы на вопросы воспитателя, детей, загадывание загадок, проведение разнообразных игр (подвижных, малоподвижных, дидактических, сюжетно-ролевых, драматизаций), проведение викторин, праздников, утренников, конкурсов, разбор житейских ситуаций). 3. Практические методы (изготовление поделок на выставки, нарисовать иллюстрации к сказкам, стихам, поговоркам, потешкам, загадкам, совместное изготовление работ детей.
Содержание и формы работы с детьми. Учитывая, что ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игровая деятельность, содержание программы организованно как тематическая игра - путешествие. Игровые формы носят интегративный, вариативный в зависимости от личностных особенностей характер, реализуя на основе содержания программы принцип интеграции с образовательными областями: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие. В тоже время, в процессе освоения программы у детей формируются предпосылки к учебной деятельности: умения наблюдения явлений окружающего мира, внимания, анализа и оценочных суждений, диалогового общения, нравственных норм общения и др. В программе предлагаются соответствующие возрасту дошкольников формы совместной работы со взрослыми (воспитателями и родителями), групповой и самостоятельной работы: 1. Экскурсии, целевые прогулки. 2. Просмотр слайдов. 3. Знакомство с историей храмов, внешним убранством, внутренним убранством. 4. Знакомство с живописью на библейские сюжеты. 5. Беседы 6. Чтение (художественной литературы по духовно – нравственной тематике). 7. Слушание (духовной музыки, колокольных звонов, колыбельных песен). 8. Творческая художественная деятельность детей. 9. Знакомство с народными праздниками. 10. Эстетические беседы. 11. Рассказы о семейных традициях, реликвиях, взаимоотношениях. 12. Оформление наглядно – иллюстрированного материала «Моя семья». 13. Совместные творческие работы детей.
Используемая литература: 1. Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга 1 Прогулки по дням творения. Под ред. Л.Н. Антоновой. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011 2. Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга 2 Хорошо — плохо. Под ред. Л.Н. Антоновой. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011 3. Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга З. Семья. Родина. Православный храм. Наши меньшие друзья. Под ред. Л.Н. Антоновой. -М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011 4. Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга 4 Чему мы радуемся? Православные праздники. Под ред. Л.Н. Антоновой. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011 5. Добрый мир. Православная культура для малышей. Наглядные материалы. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традицийОтечества, 2011 6. Добрый мир. Православная культура для малышей. Рабочая тетрадь. -М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011 7. Добрый мир. Православная культура для малышей. СD - диск. Музыкальное сопровождение занятий. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011 8. Добрый мир. Православная культура для малышей. Методическое пособие. Под ред. Л. Л. Шевченко.- М.: Центр поддержки культурноисторических традиций Отечества. 2011 9. Ананьев Б.Г. Воспитание дошкольников. - М.: Спарк., 2010. - 189с. 10. Буре Р.С. Основы нравственного воспитания детей. - М.: Перспектива, 2009. - 298с. 11. Ветлугина Н.А. Казакова Т.Г., Пантелеева Г.Н. и др.; Под ред. Ветлугиной Н.А.. - М.: Просвещение, 2009. - 209с. 12. Година Г.Н. Нравственность и воспитание. - М.: Спарк., 2011. - 289с. 13. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект. 14. Козлова С.А. Сущность нравственного воспитания дошкольников. - М,: Владос., 2008. - 289с. 15. Нравственное воспитание в детском саду./ Под ред. Нечаевой В.Г., Марковой П.А.. - М., 2010. -199с. 16. Нравственно-духовное воспитание в детском саду./Под ред. Буре Р..С. 209с.
Комплексно-тематическое планирование
Месяц | Программное содержание | Совместная деятельность |
сентябрь | Устроение мира. Вводное занятие. 1. «Наш красивый добрый мир». Цель: Ввести детей в православное понимание мира как доброго и красивого творения Бога. 2. «Свет. День. Ночь». Цель: Познакомить детей с «Первым днём творения», пробудить интерес детей к окружающему миру. 3. «Небо». Цель: Познакомить детей со «Вторым днём творения», учить видеть и слышать красивое, развивать эстетическое восприятие. 4. Творческая работа. Рисунок «Что видно из нашего окошка», чтение рассказа «Наш мир». | 1. Беседа – игра «Мы отправляемся в путешествие». 2. Целевая прогулка: ознакомление с окружающим миром в формах активной деятельности; наблюдение в соответствии со временем года. 3. Игровая деятельность: с/р игры «Коршун», «Облако и коршун»; п/игры «День и ночь», «Море волнуется». 4. Работа с иллюстрационным материалом. 5. Чтение художественных произведений: «Наш мир», «Путешествие воды», «Дождик путешественник»; стихотворения: «Ночь», «Небо», «Безоблачный день», «Берёза», «Гроза». 6. Творческая деятельность: рисование, лепка согласно темам. |
октябрь | 1. «Земля. Вода. Растения». Цель: Познакомить с «Третьим днём творения»; с разнообразием цвета, звучаний в природе, с разнообразием форм окружающего мира, целесообразности и премудрости его устроения. 2. «Солнце. Луна. Звёзды». Цель: Дать представления детям о Солнце и Луне. Закрепить знания о времени суток. Познакомить детей с «Четвёртым днём творения». 3. «Птицы. Рыбы. Насекомые». Цель: Познакомить детей с «Пятым днём творения, закрепить знания детям о птицах, рыбах, насекомых. 4. «Животные». «Человек». Цель: Познакомить детей с «Шестым днём творения». Закрепить знания о животных. Дать представление о человеке – как самом лучшем, красивом творении Бога. | 1. Беседа игра «Кого мы встречаем на прогулках». 2. Целевая прогулка: ознакомление с окружающим миром в формах активной деятельности; наблюдение в соответствии со временем года. 3. Игровая деятельность: с/р игры «Бычок», «Баранчики», п/игры «Солнце разгорается», «Здравствуй солнце», «Птицы», «Галки», «Рыбаки и рыбки», «Вороны». 4. Работа с иллюстрационным материалом. 5. Чтение художественных произведений: «Спор животных», «Заяц и ёж», «Умная собака», «Лиса и крот», «Как на земле появились люди»; стихотворений «Луна», «Звёзды», «Садик», «Кукушка», «Осень», «День шестой», «Человек», «Воскресенье». 6. Творческая деятельность: рисование, лепка согласно темам. |
ноябрь | 1. «День отдыха». Цель: Закрепить знания о днях творения. Дать представления о «Седьмом дне». 2. Праздник «Казанской иконы Божьей Матери» (4 ноября). Димитровская родительская суббота – день богатырской славы. 3. «Звуки доброго мира». Цель: вспомнить совместно с детьми песни про доброту, дружбу, солнце и хорошее настроение. 4. «Русская изба». (Минимузей). Цель: Познакомить детей с предметами обихода и кухонной утвари, характерными их названиями. | 1. Музыкальная деятельность: послушать звуки доброго мира «Путешествие капельки» (колокольчик, бубен, треугольник, металлофон). 2. Экскурсия в мини-музей. 3. Творческая деятельность: рисование, лепка согласно темам. |
декабрь | Устроение отношений в мире. 1. «Кто сотворил добрый мир». Цель: Дать представления детям о мире. 2. «Быть добрым – хорошо». Цель: Познакомить детей с нормами христианской этики, пробудить в них желание к приобретению добрых привычек. 3. «Добрые качества моей души и добрые дела». Цель: Учить детей анализировать свои поступки. Закрепить знания о добродетельных качествах души. 4. «Умеем ли мы дружить?». Цель: Учить детей заботиться о других. Дать понятие о дружбе. | 1. Беседа по пословицам: «За добрые дела всегда похвала», «С кем поведёшься, того и наберёшься». 2. Целевая прогулка: ознакомление с окружающим миром в формах активной деятельности; наблюдение в соответствии с временем года. 3. Игровая деятельность: д/игры «Как называется дом», «Порядок», «Что хорошо, что плохо», «Как вести себя в течении дня»; п/игра «Выручалки». 4. Чтение художественных произведений: «Путешествие с книгой. Творец и его творения»; «Два козлика», «Как Ваня хорошее делал»; стихотворений «В тишине», «Всюду чудеса живут», «Добрый совет». 5. Творческая деятельность: рисование, лепка, аппликация согласно темам. |
январь | 1. «Праздник Рождества Христова». Цель: В общих чертах рассказать о смысле праздника. 2. «О непослушании в рассказах, о творениях». Цель: На примере рассказов о животных закрепить представление у детей, что не послушание приводит к беде. 3. «О трудолюбивых и ленивых». Цель: Учить детей относится бережно к тому, что создано трудом других людей. 4. «Наши добрые дела». Цель: Учить детей оценивать поступки людей. | 1. Беседа: «Рождество Христово»; по пословицам «Терпение труд всё перетрут», «Муравей невелик, а горы копает», «Ты труд другого уважай, сам насорил, сам убирай». 2. Музыкальная деятельность: Слушание песни: «Христос рождается», «Как положено друзьям всё мы делим пополам». 3. Игровая деятельность: д/игра «Стрекоза и муравей». 4. Работа с иллюстративным материалом. 5. Чтение художественных произведений: «Непослушный Мишутка», «Три златопёрые рыбки»; стихотворений: «Посидим в тишине». 6. Творческая деятельность: рисование, лепка, аппликация согласно темам. |
февраль | 1. «Добрые и недобрые творения в мире людей и в мире животных». Цель: Закрепить понятие доброта. 2. «Если нас обидели». Цель: Учить детей прощать обиды другому человеку, уметь сдерживать себя и уступать. 3. «Защитники Руси». Цель: Дать детям представление о православных войнах и героях. 4. «Как следует относиться к людям». Цель: Учить детей уважительно относиться друг к другу. | 1. Беседа: «Умеем ли мыпрощать и мириться». 2. Музыкальная деятельность: Слушание песни: «Вместе весело шагать», «Улыбка», «Доброта». 3. Игровая деятельность: д/игры «Как лучше общаться с друзьями», «Дружная семья», «Кто построил добрый дом?». 4. Работа с иллюстративным материалом. 5. Чтение художественных произведений: «Три малыша», «Святой князь Александр Невский», стихотворений: «Обидное слово», «Обида». 6. Творческая деятельность: рисование, лепка, аппликация согласно темам. |
март | 1. «Скромность и гордость». Цель: Сформировать представление о качествах души: скромности и гордости. III раздел: Устроение отношений в нашей жизни. 2. «Моя мама». Цель: Учить относиться к родителям заботливо и с благодарностью. 3. «Правда и ложь». Цель: Раскрыть понятие добрых и злых поступков. 4. «Моя семья» Цель: Помочь детям понять, что значат родители для нас, как важно уважительно относиться к старшим. | 1. Беседа: «Можно ли скрыть нечестный поступок», «Какая твоя мама»; по пословицам «Шила в мешке не утаишь». 2. Музыкальная деятельность: «Колыбельная», «Мой дом». 3. Игровая деятельность: д/игры «Дочки – матери», «Ложь гора», «Что боится хитрая ложь», «Капустка». 4. Работа с иллюстративным материалом. 5. Чтение художественных произведений: «Лягушка и вол», «Мама»; стихотворений «Лгун». 6. Творческая деятельность: рисование, лепка, аппликация согласно темам. |
апрель | 1. «Что мы называем Родиной». Цель: Дать представление о Родине. 2. «Традиции праздника Пасхи». Цель: В общих чертах рассказать о смысле праздника. 3. «Православный храм». Цель: Познакомить детей с православным храмом. 4. «День Ангела». Цель: Раскрыть детям знание их имён. | 1. Беседа: «Чему радуются в праздник Пасхи». 2. Музыкальная деятельность: слушание песни: «Русь называют Святой», «Колокольный звон», песенка про ангелов. 3. Игровая деятельность: д/игры пазлы. 4. Работа с иллюстративным материалом. 5. Чтение художественных произведений: «Родина»; стихотворений: «Православный храм», «Церковь Божия», «Именины». 6. Творческая деятельность: рисование, лепка, аппликация согласно темам. |
май | 1. «Наши меньшие друзья птицы». Цель: Сформировать доброе отношение к птицам. 2. «Забота человека о домашних животных». Цель: Сформировать заботливое отношение к домашним питомцам. 3. «Как человеку следует относиться к животным, птицам, растениям». Цель: Учить детей относиться бережно к окружающему миру. 4. «Мониторинг». Цель: Выявление исходного уровня развития познавательных процессов у детей 4-6 лет. | 1. Беседа: по картине «Зёрнышки доброты», «Друзья», по пословицам «Чего себе не хочешь, того другу не желай». 2. Музыкальная деятельность: слушание песни: «Соловей», «Пропала собака». 3. Игровая деятельность: п/игра «Курочки летят», д/игры «Угадай цветок», «Назови животное». 4. Работа с иллюстративным материалом. 5. Чтение художественных произведений «Добрый мальчик», «Растите колокольчики», «Голодная птичка», «Находка», «Стыдно перед соловушкой». 6. Творческая деятельность: рисование, лепка, аппликация согласно темам. |