программа "Азбука добра"

Бурмистрова Елена Николаевна

Актуальность программы определяется потребностью общества в духовно – нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума.

Важно начать работу по формированию духовно-нравственных ценностей в детском саду, так как оттого, что ребёнок увидит и услышит в детстве, зависит формирование его сознания к миру. Благодаря изучению православных ценностей, дети глубже познают мир, в котором жили и творили предыдущие поколения, будут гордиться своей историей, своим народом, осознают себя его частичкой и в результате станут патриотами своей страны.                                                                                                                                             Программа предназначена для реализации духовно-нравственного направления воспитания детей образовательного учреждения. В ней отражены ключевые аспекты, тенденции и содержание образования и организации воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_azbuka_dobra.docx35.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                   «Средняя общеобразовательная школа №8 с углубленными изучением отдельных предметов»                                                                                               городского округа Ступино Московской области                                                                                                       (МБОУ СОШ №8 дошкольного отделение д/с «Надежда)

СОГЛАСОВАНО                                                        УТВЕРЖЕНО

на Совете педагогов                                                      Заведующий  МАДОУ ЦРР –

МАДОУ ЦРР – д/с № 21 «Надежда»                          д/с № 21 «Надежда»

Протокол №______от___________2025г.                  ________________Шишкина З.Б.                                                                    

                                                                                        Приказ № ______от__________2025г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа                                             «Азбука добра»

               

                                         Разработал: воспитатель Бурмистрова Е.Н.

             

                               2025-2026 уч. год

 Пояснительная записка

«Детство и отрочество должны стать школой

доброты, сердечности, чуткости. Только при

этом условии в сердце человека будет вся гамма

добрых чувств».

В. А. Сухомлинский

 

Происходящие сегодня в стране политические и социально-экономические изменения оказали серьезное влияние на все стороны жизни и деятельности людей. В обществе сформировались новые установки и ценности, происходит вытеснение духовных потребностей. Вечные ценности: Добро, Истина и Красота – постепенно отодвигаются на задний план. Фактически наблюдается потеря значимости таких жизненных ценностей, как гражданственность, патриотизм, семья, любовь, дружба; ослабление воспитательной функции семьи. В настоящее время подрастающее поколение часто обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности. Причины такого падения в том, что человек отвергнув веру в Бога, потерял великий идеал любви, верности и жертвенности, и тем самым опустошил свою душу. «Сегодня России более всего не достает единого национального сознания, без которого невозможно устроить благополучную жизнь. Именно его много веков создавало и поддерживало Православие – православный образ жизни, воспитывающий укрепляющий в людях важнейшие свойства: чистую совесть и стремление жить по заповедям Божьим; любовь к ближнему, Отечеству и самоотверженное служение им; крепкую веру и любовь к Богу – вместе созидающие сильную великую Россию» (А. И. Половинкин «Пробуждение и возрождение России»).

Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда  закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к уважению и пониманию других людей. Он является фундаментом общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить духовно-нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, научить их правилам общения и умению жить среди людей, это идеи нашей программы, которая направлена, на воспитание духовно - нравственных чувств у дошкольников. Приблизить к нам мир православной культуры, раскрыть его сокровища и снова оживить наш дух, призвана программа по духовно – нравственному воспитанию «Воспитание добротой».

Актуальность программы определяется потребностью общества в духовно – нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума.

Важно начать работу по формированию духовно-нравственных ценностей в детском саду, так как оттого, что ребёнок увидит и услышит в детстве, зависит формирование его сознания к миру. Благодаря изучению православных ценностей, дети глубже познают мир, в котором жили и творили предыдущие поколения, будут гордиться своей историей, своим народом, осознают себя его частичкой и в результате станут патриотами своей страны.                                                                                                                                             Программа предназначена для реализации духовно-нравственного направления воспитания детей образовательного учреждения. В ней отражены ключевые аспекты, тенденции и содержание образования и организации воспитания.

Цель Программы:

Воспитание гуманной духовно-нравственной и творческой личности, достойных будущих граждан России, путем приобщения их к нравственным и духовным ценностям православной культуры, а также освоения духовно – нравственных традиций русского народа.

Данная программа решает следующие задачи:

Обучающие задачи:

1. Формировать духовно – нравственную личность ребенка.

2. Познакомить детей  с историей русского народа: бытом, обычаями,

гостеприимством; продолжать знакомить детей с устным народным творчеством.

3. Дать представления и понятия о семье, об обществе, о российском народе и его культуре.

4. Познакомить детей с правилами доброй, совестливой нравственной

жизни с людьми и миром, с правилами этикета на материале художественных произведений.

5. Дать первые православные представления о православной культуре,

православном храме,  православных праздниках, о христианском образе жизни человека.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать стремление к доброте, правдивости, жизни по совести, любовь к Родине, ближнему, родной культуре; бережное отношение к природе; послушание, трудолюбие, вежливость.

2.Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали: учить различать добро и зло, развивать милосердие, сочувствие, доброжелательное отношение друг другу, воспитывать послушание; желание подражать благим образцам; жить по совести; формирование духовно-нравственных отношений.

Развивающие задачи:

1. Развивать духовно-нравственную личность, разумно сочетающую личные интересы с общественными.

2. Уметь выражать свой внутренний мир в творчестве: пении, рисовании, рассказывание стихов, сказок, в театрализациях.

3. Развивать навыки доброжелательного общения, внимания, терпения, усердия, способность различать нравственное и безнравственное.

4. Развивать интерес и любовь к национальной культуре, святыням, традициям, обычаям, обрядам.

5. Способствовать освоению ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм.

6. Содействовать становлению духовно-нравственной личности с оптимистическим взглядом на жизнь, с направленностью на познание Бога, сформировать религиозные чувства.

Направление деятельности: интеллектуально-познавательное.

Возрастной диапазон: для дошкольников 4-6 лет.

Направление деятельности: интеллектуально-познавательное.

Возрастной диапазон: для дошкольников 4-7 лет.

Планируемые результаты освоения программы.                               С помощью систематической работы по духовно – нравственному воспитанию, на основе Православия, ожидаются следующие результаты:        - ребенок владеет определенной системой знаний о православных традициях в жизни и искусстве; о связи и взаимозависимости человека, животных, растительного мира, об особенностях общения человека с окружающим миром и воздействии этого взаимодействия на него самого;                                 - ребенок имеет представления о себе, своей семье;                                                - словарный запас обогащен;                                                                                    - продолжают развиваться психические процессы;                                                                    - ребенок рационально использует приобретенные знания, умения и навыки в самостоятельной деятельности;                                                                                           - ребенок овладел такими чувствами как доброжелательность, чуткость, (доброты, сострадания, сочувствия, совестливости) и высоких нравственных качеств (честности, достоинства, верности, толерантности, и др.). Навыки сотрудничества в процессе общения друг с другом в соответствии с возрастными особенностями;                                                                                                                                                - ребенок умеет проявлять самостоятельность, творчество, инициативность;                       - ребенок способен к самоорганизации, оказанию взаимопомощи.                                 - ребенок развивает ценностное отношение к традициям православной культуры и нравственных основ, чувства любви к родной природе, Родине, народу и культуре.                                                                                                                  - ребенок развивает правильное отношения к семье, отцу, матери, роду, памяти предков и уважительного отношения к старшим, воспитателю.                       - ребенок развивает ценностное отношение к труду и трудолюбию, чувства уважения к людям труда и бережного отношения к результатам труда, продуктам творческой деятельности человека.

Методические приёмы, используемые в кружковой работе.                                            1. Наглядные методы (чтение воспитателем произведений устного народного творчества, наблюдения, показ сказок, как педагогом, так и детьми, рассматривание книжных иллюстраций, репродукций, предметов, моделирование сказок, целевые прогулки, экскурсии, проведение д/игр).                                          2. Словесные методы (рассказ воспитателя, заучивание песенок, поговорок, считалок, пословиц, рассказывание произведений устного народного творчества детьми, с элементами диалога, ответы на вопросы воспитателя, детей, загадывание загадок, проведение разнообразных игр (подвижных, малоподвижных, дидактических, сюжетно-ролевых, драматизаций), проведение викторин, праздников, утренников, конкурсов, разбор житейских ситуаций).                                                                                                                                            3. Практические методы (изготовление поделок на выставки, нарисовать иллюстрации к сказкам, стихам, поговоркам, потешкам, загадкам, совместное изготовление работ детей.

Содержание и формы работы с детьми.                                                 Учитывая, что ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игровая деятельность, содержание программы организованно как тематическая игра - путешествие. Игровые формы носят интегративный, вариативный в зависимости от личностных особенностей характер, реализуя на основе содержания программы принцип интеграции с образовательными областями: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие. В тоже время, в процессе освоения программы у детей формируются предпосылки к учебной деятельности: умения наблюдения явлений окружающего мира, внимания, анализа и оценочных суждений, диалогового общения, нравственных норм общения и др. В программе предлагаются соответствующие возрасту дошкольников формы совместной работы со взрослыми (воспитателями и родителями), групповой и самостоятельной работы:                                                                                                           1. Экскурсии, целевые прогулки.                                                                                                2. Просмотр слайдов.                                                                                                                                             3. Знакомство с историей храмов, внешним убранством, внутренним убранством.                                                                                                                                      4. Знакомство с живописью на библейские сюжеты.                                                                                       5. Беседы                                                                                                                                                   6. Чтение (художественной литературы по духовно – нравственной тематике).                                                                                                                                      7. Слушание (духовной музыки, колокольных звонов, колыбельных песен).  8. Творческая художественная деятельность детей.                                                         9. Знакомство с народными праздниками.                                                                        10. Эстетические беседы.                                                                                                             11. Рассказы о семейных традициях, реликвиях, взаимоотношениях.                        12. Оформление наглядно – иллюстрированного материала «Моя семья».                    13. Совместные творческие работы детей.

Используемая литература:                                                                                                                  1. Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга 1 Прогулки по дням творения. Под ред. Л.Н. Антоновой. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011                                                                                 2. Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга 2 Хорошо — плохо. Под ред. Л.Н. Антоновой. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011                                                                                3. Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга З. Семья. Родина. Православный храм. Наши меньшие друзья. Под ред. Л.Н. Антоновой. -М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011                                                                                                                          4. Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга 4 Чему мы радуемся? Православные праздники. Под ред. Л.Н. Антоновой. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011                                         5. Добрый мир. Православная культура для малышей. Наглядные материалы. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традицийОтечества, 2011                     6. Добрый мир. Православная культура для малышей. Рабочая тетрадь. -М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011                         7. Добрый мир. Православная культура для малышей. СD - диск. Музыкальное сопровождение занятий. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011                                                                               8. Добрый мир. Православная культура для малышей. Методическое пособие. Под ред. Л. Л. Шевченко.- М.: Центр поддержки культурноисторических традиций Отечества. 2011                                                                                                                     9. Ананьев Б.Г. Воспитание дошкольников. - М.: Спарк., 2010. - 189с.                    10. Буре Р.С. Основы нравственного воспитания детей. - М.: Перспектива, 2009. - 298с.                                                                                                                                      11. Ветлугина Н.А. Казакова Т.Г., Пантелеева Г.Н. и др.; Под ред. Ветлугиной Н.А.. - М.: Просвещение, 2009. - 209с.                                                    12. Година Г.Н. Нравственность и воспитание. - М.: Спарк., 2011. - 289с.                  13. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект.                               14. Козлова С.А. Сущность нравственного воспитания дошкольников. - М,: Владос., 2008. - 289с.                                                                                                         15. Нравственное воспитание в детском саду./ Под ред. Нечаевой В.Г., Марковой П.А.. - М., 2010. -199с.                                                                                 16. Нравственно-духовное воспитание в детском саду./Под ред. Буре Р..С. 209с.

            Комплексно-тематическое планирование

Месяц

Программное содержание

Совместная деятельность

сентябрь

Устроение мира. Вводное занятие.                                                             1. «Наш красивый добрый мир».                                                        Цель: Ввести детей в православное понимание мира как доброго и красивого творения Бога.                                                                                     2. «Свет. День. Ночь».                         Цель: Познакомить детей с «Первым днём творения», пробудить интерес детей к окружающему миру.                                                                           3. «Небо».                                           Цель: Познакомить детей со «Вторым днём творения», учить видеть и слышать красивое, развивать эстетическое восприятие.                                                              4. Творческая работа.      Рисунок «Что видно из нашего окошка», чтение рассказа «Наш мир».

1. Беседа – игра «Мы отправляемся в путешествие».                                    2. Целевая прогулка: ознакомление с окружающим миром в формах активной деятельности; наблюдение в соответствии со временем года.                                           3. Игровая деятельность:  с/р игры «Коршун», «Облако и коршун»; п/игры «День и ночь», «Море волнуется».                                                           4. Работа с иллюстрационным материалом.                                                       5. Чтение художественных произведений: «Наш мир», «Путешествие воды», «Дождик путешественник»; стихотворения: «Ночь», «Небо», «Безоблачный день», «Берёза», «Гроза».                                               6. Творческая деятельность: рисование, лепка согласно темам.

октябрь

1. «Земля. Вода. Растения». Цель: Познакомить с «Третьим днём творения»; с разнообразием цвета, звучаний в природе, с разнообразием форм окружающего мира, целесообразности и премудрости его устроения.      2. «Солнце. Луна. Звёзды». Цель: Дать представления детям о Солнце и Луне. Закрепить знания о времени суток. Познакомить детей с «Четвёртым днём творения».   3. «Птицы. Рыбы. Насекомые».                                   Цель: Познакомить детей с «Пятым днём творения, закрепить знания детям о птицах, рыбах, насекомых.                       4. «Животные». «Человек». Цель: Познакомить детей с «Шестым днём творения». Закрепить знания о животных. Дать представление о человеке – как самом лучшем, красивом творении Бога.

1. Беседа игра «Кого мы встречаем на прогулках».   2. Целевая прогулка: ознакомление с окружающим миром в формах активной деятельности; наблюдение в соответствии со временем года.                                                 3. Игровая деятельность:  с/р игры «Бычок», «Баранчики», п/игры «Солнце разгорается», «Здравствуй солнце», «Птицы», «Галки», «Рыбаки и рыбки», «Вороны».                                                                       4. Работа с иллюстрационным материалом.                                                               5. Чтение художественных произведений: «Спор животных», «Заяц и ёж», «Умная собака», «Лиса и крот», «Как на земле появились люди»; стихотворений «Луна», «Звёзды», «Садик», «Кукушка», «Осень», «День шестой», «Человек», «Воскресенье».                                          6. Творческая деятельность: рисование, лепка согласно темам.

ноябрь

1. «День отдыха».                     Цель: Закрепить знания о днях творения. Дать представления о «Седьмом дне».                                         2. Праздник «Казанской иконы Божьей Матери» (4 ноября). Димитровская родительская суббота – день богатырской славы.                                    3. «Звуки доброго мира».           Цель: вспомнить совместно с детьми песни про доброту, дружбу, солнце и хорошее настроение.                                                 4. «Русская изба». (Минимузей).                                      Цель: Познакомить детей с предметами обихода и кухонной утвари, характерными их названиями.

1. Музыкальная деятельность: послушать звуки доброго мира «Путешествие капельки» (колокольчик, бубен, треугольник, металлофон). 2. Экскурсия в мини-музей. 3. Творческая деятельность: рисование, лепка согласно темам.

декабрь

Устроение отношений в мире. 1. «Кто сотворил добрый мир».                                                             Цель: Дать представления детям о мире.                                              2. «Быть добрым – хорошо». Цель: Познакомить детей с нормами христианской этики, пробудить в них желание к приобретению добрых привычек.                                                                              3. «Добрые качества моей души и добрые дела».                                                                                                        Цель: Учить детей анализировать свои поступки. Закрепить знания о добродетельных качествах души.                                                            4. «Умеем ли мы дружить?». Цель: Учить детей заботиться о других. Дать понятие о дружбе.

1. Беседа по пословицам: «За добрые дела всегда похвала», «С кем поведёшься, того и наберёшься».                                                       2. Целевая прогулка: ознакомление с окружающим миром в формах активной деятельности; наблюдение в соответствии с временем года.                                                                 3. Игровая деятельность: д/игры «Как называется дом», «Порядок», «Что хорошо, что плохо», «Как вести себя в течении дня»; п/игра «Выручалки».                     4. Чтение художественных произведений: «Путешествие с книгой. Творец и его творения»; «Два козлика», «Как Ваня хорошее делал»; стихотворений «В тишине», «Всюду чудеса живут», «Добрый совет».                                  5. Творческая деятельность: рисование, лепка, аппликация согласно темам.

январь

1. «Праздник Рождества Христова».                                          Цель: В общих чертах рассказать о смысле праздника. 2. «О непослушании в рассказах, о творениях».       Цель: На примере рассказов о животных закрепить представление у детей, что не послушание приводит к беде.                     3. «О трудолюбивых и ленивых».                                                  Цель: Учить детей относится бережно к тому, что создано трудом других людей.                             4. «Наши добрые дела».               Цель: Учить детей оценивать поступки людей.

1. Беседа: «Рождество Христово»; по пословицам «Терпение труд всё перетрут», «Муравей невелик, а горы копает», «Ты труд другого уважай, сам насорил, сам убирай». 2. Музыкальная деятельность: Слушание песни: «Христос рождается», «Как положено друзьям всё мы делим пополам».                                                  3. Игровая деятельность: д/игра «Стрекоза и муравей».                                               4. Работа с иллюстративным материалом.                                        5. Чтение художественных произведений: «Непослушный Мишутка», «Три златопёрые рыбки»; стихотворений: «Посидим в тишине».                                               6. Творческая деятельность: рисование, лепка, аппликация согласно темам.

февраль

1. «Добрые и недобрые творения в мире людей и в мире животных».                              Цель: Закрепить понятие доброта.                                                     2. «Если нас обидели».                        Цель: Учить детей прощать обиды другому человеку, уметь сдерживать себя и уступать.                 3. «Защитники Руси».                  Цель: Дать детям представление о православных войнах и героях.                                                          4. «Как следует относиться к людям».                                                Цель: Учить детей уважительно относиться друг к другу.

1. Беседа: «Умеем ли мыпрощать и мириться».              2. Музыкальная деятельность: Слушание песни: «Вместе весело шагать», «Улыбка», «Доброта».                                                             3. Игровая деятельность: д/игры «Как лучше общаться с друзьями», «Дружная семья», «Кто построил добрый дом?».                       4. Работа с иллюстративным материалом.                                             5. Чтение художественных произведений: «Три малыша», «Святой князь Александр Невский», стихотворений: «Обидное слово», «Обида».                                 6. Творческая деятельность: рисование, лепка, аппликация согласно темам.

март

1. «Скромность и гордость». Цель: Сформировать представление о качествах души: скромности и гордости. III раздел: Устроение отношений в нашей жизни.                      2. «Моя мама».                                                     Цель: Учить относиться к родителям заботливо и с благодарностью.                                     3. «Правда и ложь».                        Цель: Раскрыть понятие добрых и злых поступков.                                    4. «Моя семья»                                  Цель: Помочь детям понять, что значат родители для нас, как важно уважительно относиться к старшим.

1. Беседа: «Можно ли скрыть нечестный поступок», «Какая твоя мама»; по пословицам «Шила в мешке не утаишь». 2. Музыкальная деятельность: «Колыбельная», «Мой дом». 3. Игровая деятельность: д/игры «Дочки – матери», «Ложь гора», «Что боится хитрая ложь», «Капустка». 4. Работа с иллюстративным материалом.                                          5. Чтение художественных произведений: «Лягушка и вол», «Мама»; стихотворений «Лгун».                            6. Творческая деятельность: рисование, лепка, аппликация согласно темам.

апрель

1. «Что мы называем Родиной».                                                 Цель: Дать представление о Родине.                                                          2. «Традиции праздника Пасхи».                                                                     Цель: В общих чертах рассказать о смысле праздника. 3. «Православный храм».                   Цель: Познакомить детей с православным храмом.                              4. «День Ангела».                               Цель: Раскрыть детям знание их имён.

1. Беседа: «Чему радуются в праздник Пасхи».                                 2. Музыкальная деятельность: слушание песни: «Русь называют Святой», «Колокольный звон», песенка про ангелов. 3. Игровая деятельность: д/игры пазлы.                                       4. Работа с иллюстративным материалом.                                                           5. Чтение художественных произведений: «Родина»; стихотворений: «Православный храм», «Церковь Божия», «Именины».                                                                 6. Творческая деятельность: рисование, лепка, аппликация согласно темам.

май

1. «Наши меньшие друзья птицы».                                                                 Цель: Сформировать доброе отношение к птицам.                                   2. «Забота человека о домашних животных».                     Цель: Сформировать заботливое отношение к домашним питомцам.                                                   3. «Как человеку следует относиться к животным, птицам, растениям».                         Цель: Учить детей относиться бережно к окружающему миру. 4. «Мониторинг».                               Цель: Выявление исходного уровня развития познавательных процессов у детей 4-6 лет.

1. Беседа: по картине «Зёрнышки доброты», «Друзья», по пословицам «Чего себе не хочешь, того другу не желай».                               2. Музыкальная деятельность: слушание песни: «Соловей», «Пропала собака».                              3. Игровая деятельность: п/игра «Курочки летят», д/игры «Угадай цветок», «Назови животное».                          4. Работа с иллюстративным материалом.                                          5. Чтение художественных произведений «Добрый мальчик», «Растите колокольчики», «Голодная птичка», «Находка», «Стыдно перед соловушкой».                                                         6. Творческая деятельность: рисование, лепка, аппликация согласно темам.