алгоритмы, планы работы
алгоритмы работы и планы работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
19-20_plan_po_profilaktike_krizisnyz_sostoyaniy.doc | 86 КБ |
algoritm_po_neuspevayushie.docx | 18.83 КБ |
plan_raboty_sabirova_na_2019-2020.docx | 31.61 КБ |
plan_raboty_sabirova_na_2020-2021.docx | 31.33 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА № 5 «МНОГОПРОФИЛЬНАЯ»
2 мкрн., здание 29, первая часть
г.Нефтеюганск,Ханты-Мансийский
автономный округ – Югра, Тюменская область,
Российская Федерация 628309
Телефон: 22-50-02,факс: 22-63-20
E-mail:sosh5_ugansk@mail.ru
Выписка из приказа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5 «Многопрофильная» в 2019-2020 учебном году»
План
по предупреждению кризисных ситуаций (суицидального поведения,
аддитивного поведения, жестокого обращения с детьми)
у учащихся МБОУ «СОШ №5 «Многопрофильная»
в 2019-2020 учебном году
Цель работы: профилактика совершения суицида, появления аддиктивного поведения у учащихся и жестокого обращения с детьми.
Задачи:
1. Предоставить информационную помощь, психологическую поддержку, учащимся, родителям, которые оказались в трудной жизненной ситуации.
2. Выявить учащихся, которые нуждаются в психологической помощи и поддержке.
3. Организовать своевременное оказание психологической помощи подростку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации через проведение бесед, консультаций, коррекционно-развивающей работы.
4. Сформировать у учащихся понимание и принятие себя и других, научить разрешать конфликты, находить выход из любых жизненных ситуаций через проведение тренингов и ролевых игр.
5. Повысить уровень психологической культуры у обучающихся, педагогов, родителей.
Основные направления:
- Формирование у обучающихся навыков здорового образа жизни.
- Формирование у обучающихся ценностного отношения к жизни.
- Диагностика подростков с целью выявления групп риска.
- Адресная помощь учащимся «групп риска» (углубленная диагностика, коррекционно-развивающие занятия, консультации детей и родителей)
Основные формы работы с несовершеннолетними по профилактике суицидального риска:
- обеспечение адаптации к школе, выявление группы детей, испытывающих различные трудности в обучении, поведении и самочувствии;
- меры по предупреждению конфликтных ситуаций среди обучающихся;
- мониторинг (личностных и поведенческих проблем младших школьников, диагностика уровня готовности учащихся к переходу из одной ступени обучения в другую; адаптации учащихся к обучению в следующей ступени; безопасности образовательной среды; состояния работы по обеспечению безопасности жизни детей и предотвращения преступлений в отношении несовершеннолетних; жестокого обращения с детьми);
- развивающие занятия;
- индивидуальные и групповые коррекционные занятия, консультации;
- групповые консультации учеников и родителей.
- План по предупреждению кризисных ситуаций (суицидального поведения,
аддитивного поведения, жестокого обращения с детьми)
(общая профилактика)
Виды работы | Цели | Мероприятия | Категории | Сроки | Ответственные |
Диагностика | Выявление учащихся «группы риска» | 1. Диагностика учащихся в адаптационный период (выявление школьной тревожности, трудностей адаптации в классных коллективах) 2.Сбор информации о детях «группы риска» (застенчивых, тревожных, с неадекватным поведением, жестоких, с суицидальными намерениями). 3. Диагностика учащихся по выявлению склонности к депрессивным состояниям, суицидальному поведению. 4. Диагностика статусного положения учащихся в классном коллективе. 5. Заполнение карт адаптации для вновь поступивших | 1, 5, 10 классы 1- 11 классы 6,7,8, 9, 11 классы 4 классы 1-11 по запросу 2-4, 6-9, 11 классы | Октябрь, апрель Сентябрь-октябрь Сентябрь, апрель Февраль Через 2, 6 месяцев с момента поступления | Психологи Классные руководители Социальный педагог Классные руководители. Психологи Классные руководители Психологи Классные руководители Классные руководи-тели, психологи |
Консультирование | Оказание своевременной психологической помощи. | 1.Индивидуальные консультации по запросам. 2.Консультации для родителей, педагогов по итогам диагностик. 3. Семейные консультации «Как совместно справиться со стрессом в преддверии экзаменов» | Учащиеся 5-11 классы Родители, педагоги Учащиеся и родители 9,11 классив | По необходимости В течение года Март-май по запросу | Психологи Социальный педагог Педагоги-психологи, классные руководители |
Коррекционно-развивающая работа | Формирование позитивной «Я – концепции». Формирование у обучающихся способностей к самопознанию, саморазвитию и самореализации, адекватной самооценке, критической оценке действительности, в которую они попадают. Развитие мотивации к достижению позитивных жизненных целей. | 1. Групповые занятия по профилактике и коррекции эмоционально-волевой и мотивационной сфер учащихся. 4. Тренинг развития целеполагания и самоопределения «Рост» 5. Тренинги по профилактике эмоциональных срывов и повышению уверенности в себе «Дотянись до звезд». | 1-8 классы По результатам диагностических мероприятий 9,10 классы 11 классы | В течение года Ноябрь-апрель Ноябрь-апрель | Психологи |
Просвещение и профилактика | Формирование позитивной жизненной позиции, умения решать жизненные задачи. Формирование навыков здорового образа жизни. | 1. Психологический практикум «Приёмы релаксации и снятия напряжения». 2. Форум старшеклассников «Формула успеха» 3.Акция «Сохрани себя для жизни!» (профилактика СПИДа) 4. Оформление стенда с информацией по оказанию экстренной помощи службами города. 5. Семинар «Как выявить наличие депрессивного состояние у учащегося. Симптомы суицидального риска». 6. Вовлечение учащихся в спортивно-массовые мероприятия и дополнительное образование. 7 . Семинар «Профилактика агрессивного поведения у детей» 8. Киберпатруль 9. Комплекс психологических практикумов «Полезные навыки» 10. Тренинговое занятие: «Способы ситуативной саморегуляции во время пребывания в напряжённой ситуации» 11. Коммуникативная игра «Кораблекрушение» 12. Коммуникативная игра «Необитаемый остров» 13. Классные часы: - «Приёмы волевой мобилизации» - «Управление конфликтом» - «Контроль эмоций» 14. Акция «Всемирный день психического здоровья» 15. Лектории: «Береги себя», «Профилактика употребления ПАВ», «Я и здоровье» | 9, 11 классы 10 классы 8-11 классы педагоги 1-11 классы педагоги 1-11 классы 1-11 классы педагоги 5 классы 7 классы 5-10 классы 1-11 классы, педагоги 7, 9, 11 классы | Март Декабрь Декабрь В течение года Ноябрь В течение года Январь Январь В течение учебного года Апрель 1 полугодие 2 полугодие Ноябрь-декабрь Октябрь Март-май | Психологи Заместитель директора по УВР, педагог-организатор РДШ школы Социальный педагог Психологи Классные руководители Социальный педагог Классные руководители Психологи Классные руководители Учителя-предметники Психологи Психологи Психологи Психологи Психологи, классные руководители РДШ школы, психологи, организаторы Специалисты центра медицинской профилактики. |
Работа с родителями | Содействовать оптимизации детско-родительских отношений, гармонизации стиля воспитания, оптимизации форм родительского воздействия в процессе воспитания детей | 1. Родительская конференция: «Причины и последствия подростковых конфликтов». 2. Родительский лекторий: «Профилактика ранних половых отношений». 3. Включение родителей в образовательный процесс через организацию совместной деятельности в классных коллективах. 4. Тренинг родительской компетентности 5.Родительское собрание «Особенности начала подросткового возраста» 6. Родительские собрания «Психологические особенности учащихся при подготовке к ГИА. Роль родителей и их практическая помощь в период подготовки и сдачи ГИА» 7. Родительские собрания «Особенности юношеского возраста. Профилактика депрессивных состояний» | Родители 6-7 классов Родители 7-8-х классов Родители 1-11 классов Родители 5 классов Родители 4 классов Родители 9,11 классов Родители 10 классов | Апрель Апрель В течение года Март Ноябрь Ноябрь Март | Психологи Социальный педагог Специалисты ЦСПС и Д «Веста» Классные руководители Центр мед. профилактики Классные руководители Психологи Психологи Классные руководители Психологи Классные руководители Психологи Классные руководители |
- План сопровождение учащихся «группы риска» и их семей с целью предупреждения суицидов,
аддиктивного поведения, жестокого обращения в семье
Виды работы | Цели | Мероприятия | Категории | Сроки | Ответственные |
Диагностика | Отслеживание эмоционального состояния и возможных причин эмоциональной нестабильности. Направление родителей с ребенком на приём к психиатру в случае выявления высокого уровня тревожности. Выявление уровня суицидальной угрозы. Рекомендации по педагогическому взаимодействию и коррекции поведения. | 1. Сбор информации о детях «группы риска» (застенчивых, тревожных, с неадекватным поведением, жестоких, с суицидальными намерениями). 2. Диагностика уровня тревожности учащихся «группы риска» (застенчивых, тревожных, с неадекватным поведением, жестоких, с суицидальными намерениями). 3. Углублённая диагностика эмоционально-волевой и личностной сферы учащихся «группы риска». 4. Своевременное оповещение законных представителей, о выявление высокого уровня тревожности у учащегося и необходимости дополнительных мер повышения стрессоустойчивости обучающегося на базе медицинского учреждения. | 1- 11 классы Учащихся «группы риска» Учащихся «группы риска» Законные представители учащихся с высоким уровнем тревожности | Октябрь, апрель Ежемесячно В течение года В случае выявления | Психологи Классные руководители Социальный педагог Психологи Классные руководители Психологи, социальный педагог Психологи, медицинский работник организации |
Консультирование | Оказание своевременной психологической помощи. |
2.Консультации для родителей, педагогов по способам коррекции негативного поведения. 3. Семейные консультации по гармонизации семейных отношений 4. Своевременное оповещение законных представителей, администрацию школы о возможности совершения суицида. | Учащихся «группы риска» и их родителей Родители, педагоги Учащихся «группы риска» и их родителей Законные представители, учащиеся | По необходимости в течение года | Психологи Социальный педагог Педагоги-психологи, классные руководители Психологи Социальный педагог Директор, психолог |
Коррекционно-развивающая работа | Формирование позитивной «Я – концепции». Формирование у обучающихся способностей к самопознанию, саморазвитию и самореализации, адекватной самооценке, критической оценке действительности, в которую они попадают. Развитие мотивации к достижению позитивных жизненных целей. | 1.Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия по профилактике асоциального поведения. 2. Индивидуальные занятия по коррекции личностной и эмоционально-волевой сферы. 3. Групповые занятия по профилактике и коррекции эмоционально-волевой и мотивационной сфер учащихся. | Учащиеся состоящие на учете (КДН,ОДН) Учащиеся с высоким уровнем тревожности 1-8 классы По результатам диагностических мероприятий | В течение года В течение года Ноябрь-апрель | Психологи |
Взаимодействие с другими службами города | Оказание комплексной помощи несовершеннолетним | 1. Организация индивидуальных консультаций врача психиатра.
3. Индивидуальные беседы с родителями, уклоняющимися от ответственности за выполнение обязанностей по отношению к своему ребенку. | 1-11 классы Учащиеся, состоящие на всех видах учета Родители 1-11 классов | По необходимости Ноябрь В течение года | Психологи, медицинский работник организации Социальный педагог Социальный педагог |
Предварительный просмотр:
Алгоритм оказания психолого-педагогической помощи учащимся, испытывающим трудности в освоении
образовательных программ
(К их числу относятся учащиеся, которые показали низкие учебные возможности по предварительным итогам успеваемости в триместре)
Содержание работы | Цель | Сроки |
Совещание с педагогами и администрацией | Планирование работы по оказанию психолого-педагогической помощи, назначение ответственных. | |
Диагностика эмоционального состояния (Люшер) | Выявление причин низкой успеваемости по предметам. Отслеживание эмоционального состояния | В течении 1-3 дней после ПМПк |
Обследования состояния интеллектуальной сферы (на основе методики Векслера или Ясюковой) | Выявление причин отставания в учёбе. | В течении 15 дней после ПМПк |
Консультация по результатам диагностики | Выявление индивидуальных особенностей. | В течении 15 дней после ПМПк |
Индивидуальные психологические консультации с учащимся по развитию саморегуляции, самооценки и формированию положительного образа будущего. | Коррекция эмоционально-волевой сферы учащегося. Развитие мотивов достижения. | По необходимости |
Индивидуальные консультации учителей | Планирование совместной работы. Рекомендации по индивидуальному подходу к учащемуся. | Ежеквартально и по необходимости |
Групповые занятия с психологом по развитию познавательных способностей (1-4 классы) | Развитие интеллектуальных способностей учащихся | С момента выявления трудностей 30 занятий |
Групповые занятия с психологом «Научи себя учиться» с учащимися (6-8 классы) | Содействие процессу личностного развития. Развитие когнитивной сферы. | 7 занятий. Календарные сроки предусмотрены в годовом плане работы. |
Занятия в мини-группах по нормализации эмоционального состояния и повышения уверенности себе «Дотянись до звёзд» (9-10) | Отсутствие нервных срывов. Уверенность в своих силах. | 5 занятий. Календарные сроки предусмотрены в годовом плане работы. |
Диагностика эмоционального состояния (Люшер), Обследования состояния интеллектуальной сферы (по необходимости) | Выявление динамики. | К концу учебного года |
Итоговое совещание | Подведение итогов о прохождении аттестации, вынесение решения о форме дальнейшей помощи | Май |
Предварительный просмотр:
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДЕН приказом
Зам. директора по УВР директора МБОУ «СОШ № 5» ___________Н.И.Фролова №_____от_____________2019г «__»______________2019г. .
Перспективный план
Психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений
1-4 классов МБОУ «СОШ№5»
Педагога – психолога А.Б. Сабировой на 2019-2020 учебный год
Нефтеюганск, 2019
Модель ученика начальной школы: ученик, способный освоить общеобразовательные программы по предметам учебного плана на уровне, достаточном для продолжения образования на ступени основного общего образования (то есть овладеть общеучебными умениями и навыками), способный овладеть простейшими навыками самоконтроля учебных действий, культурой поведения и речи, элементами теоретического мышления.
Цель психолого-педагогической помощи: создание социально-психологических условий для развития личности учащихся и повышения общего уровня развития познавательных процессов.
Задачи :
- Психологическое сопровождение и поддержка процесса обучения через индивидуальную работу с педагогами, учащимися и родителями.
- Систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребёнка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения;
- Формировать у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;
- Создать специальные социально-психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.
- Развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, педагогов, родителей.
Основные направления деятельности:
- Психолого-педагогическая диагностика
Цель: информационное обеспечение процесса сопровождения.
Диагностические данные необходимы:
- для составления индивидуальной траектории развития учащихся с ОВЗ;
- для определения путей и форм оказания помощи детям, испытывающим трудности в обучении, общении и психическом самочувствии;
- изучение личностных особенностей участников образовательного процесса с целью создания условий для их самопознания и саморазвития;
- определение психологических причин нарушений в обучении и развитии, социально-психологической дезадаптации обучающихся (воспитанников);
- изучение межличностного взаимодействия в коллективе детей и взрослых.
- Психолого-педагогическая коррекционная и развивающая работа
Содержание коррекционно-развивающей работы должно обеспечивать целостное воздействие на личность , учитывая результаты диагностирования. Необходимо работать со всей личностью в целом, во всем разнообразии ее познавательных, мотивационных, эмоциональных проявлений.
Психокоррекционная работа направленна :
- оказание психологической помощи и поддержки детям, педагогам, родителям в решении личностных, профессиональных и других проблем;
- индивидуальная и групповая психологическая коррекция трудностей в обучении, развитии, общении, межличностном взаимодействии;
- осуществление коррекции девиантного и ассоциального поведения школьников;
- оказание психологической поддержки развития личности обучающихся и воспитанников с целью сохранения индивидуальности, осуществляемой на основе совместной деятельности педагога-психолога, социального педагога, классных руководителей, медицинской службы и других специалистов образовательного учреждения;
- предупреждение возможных девиаций поведения;
- оказание психологической помощи и поддержки педагогам и другим специалистам образовательного учреждения;
- оказание психологической поддержки обучающимся с ограниченными возможностями здоровья.
- Консультирование и просвещение родителей и педагогов.
Цель: создание социально-психологических условий для привлечения семьи и сопровождение ребенка в процессе школьного обучения; создание ситуации сотрудничества и формирование установки ответственности родителей по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребёнка.
4.Организационно-методическая деятельность:
- подготовка методических материалов для проведения психодиагностики и психокоррекции с учётом потенциальных возможностей детей и подростков;
- обработка результатов психодиагностики, их анализ, оформление психологических заключений и разработка психолого-педагогических рекомендаций;
- подготовка материалов к выступлениям на педсоветах, производственных совещаниях, семинарах-практикумах, родительских собраниях, методических семинарах, научно-практических конференциях;
- координация профессионального взаимодействия с педагогами, а также с социальным педагогом.
Направление работы | Цель | Содержание работы | Объект | Сроки |
Диагностическое | Выявление учащихся, испытывающих трудности в обучении. Отслеживание динамики актуального развития | Тест Тулуз-Пьерона Тест Равена Кратковременная речевая память. Кратковременная зрительная память. | Учащиеся 1х классов | Сентябрь, январь, май |
Выявление уровня адаптации и причин дезадаптации. | Изучение социально-психологической адаптации первоклассников. | Учащиеся 1х классов | Октябрь | |
Изучение сформированности мотивов учения, выявление ведущего мотива. | «Учебная мотивация школьников» М.Р. Гинзбург. | Учащиеся 1х классов | Октябрь | |
Определение эмоционального состояния младших школьников в ходе учебной деятельности. | «Цвето-рисуночный тест диагностики психических состояний младших школьников» А.О. Прохоров, Г.Н. Генинг. | Учащиеся 1х классов | Октябрь | |
Изучение проявления уровня тревожности. | Выявление уровня тревожности. | Учащиеся 1-4 классов | По запросу | |
Выявление уровня школьной тревожности при переходе в 5 класс | Тест Филлипса | Учащиеся 4 классов | 2 пол.февраля
| |
Проведение углубленной психологической диагностики детей с трудностями в обучении. Индивидуальная диагностика учащихся направленных на ПМПК 1-4 классы. | Готовность к школе Ясюкова. | Учащиеся 1-4 классов | В течение года по запросу | |
Исследование эмоционального состояния учащихся. | Диагностика эмоционально - личностной сферы.(По Люшеру) | Учащиеся 1-4 классов | По запросу в течение года | |
Предупреждение детской агрессивности. | Изучение уровня агрессивности и враждебности (Басс-Дарки). | Учащиеся 1-4-х классов | По запросу | |
Оценить уровень развития личностных действий у младших школьников. | Диагностика личностных универсальных действий | Учащиеся 1-4 классов | апрель | |
Коррекционно-развивающее | Развитие познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения). | Групповые коррекционно-развивающие занятия по развитию когнитивных функций с детьми, испытывающими трудности в освоении обр. программы | Учащиеся 1-4 классов ( группы по 5-6 человек) | Октябрь-май |
Содействие благоприятному процессу адаптации. | Групповые коррекционно-развивающих занятий для детей с низким уровнем адаптации к школе. | Учащиеся 1 классов | Ноябрь-февраль | |
Повышение адаптивных возможностей пятиклассников при обучении в среднем звене и снижение тревожности. | Групповые коррекционно-развивающие занятия | Учащиеся 5 классов | Сентябрь (2-4 недели) | |
Создание условий для раскрытия лидерского потенциала четвероклассников, освоения ими активного стиля общения, умения убеждать. | Тренинговое занятие на развитие лидерских качеств | Учащиеся 4 классов | Декабрь | |
Создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию. | Индивидуальные занятия с детьми с ОВЗ | Учащиеся 2,3 классов | В течение года | |
Предупреждение и устранение отклонений в поведении, развитие эмоционально-волевой сферы, произвольности психических процессов. | Индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия в соответствии с выявленными проблемами. | Учащиеся 1-4 классов | По запросу в течение года | |
Содействия благоприятному течению социально-психологической адаптации | «Творческая мастерская «Островок дружбы» | Учащиеся 1 классов | 17 занятий с сентября по февраль | |
Обучение навыкам эффективного взаимодействия со сверстниками | «Творческая мастерская «Азбука общения» | Учащиеся 1-3 классов | 17 занятий с сентября по февраль | |
Приобретение навыков коммуникации, включая уверенное поведение через развитие социально-психологической компетенции личности, способности индивида эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми | «Творческая мастерская «Путешествие в Мир будущего» | Учащиеся 4 классов | 17 занятий с сентября по февраль | |
Содействие формированию навыков здорового образа жизни. | Комплекс профилактических занятий «Полезные навыки» | Учащиеся 1-4 класс | Октябрь, апрель | |
Консультативное | Оказание психологической поддержки, помощь в решении актуальных проблем участников образовательных отношений. | Индивидуальные и групповые консультации учащихся, родителей, педагогов. | Учащиеся, родители, педагоги | В течение года |
Координация усилий всех участников образовательного процесса в отношении отдельного ребенка, и на основе целостного видения ученика разработка общей линии его дальнейшего обучения и развития. | «Круглый стол» для родителей учеников, требующих особого внимания | Учащиеся 1-4 классов | Октябрь, январь, май | |
Консультирование родителей по вопросам обучения, воспитания и развития ребёнка с ОВЗ | Индивидуальные и групповые консультации | Родители обучающихся с ОВЗ | В течение года по запросу | |
Просветительско-профилактическое | Информировать родителей о начале подросткового возраста, об особенностях поведения детей в данные период | Родительское собрание «Особенности начала подросткового возраста» (4 класс) | Родители | Декабрь |
Психологическое просвещение родителей по проблеме детской агрессии. | Родительское собрание «Агрессия детей: ее причины и предупреждение» | Родители | Март | |
Информировать родителей о процессе адаптации детей. Дать конкретные рекомендации по оптимизации этого процесса. | Индивидуальные консультации «Результаты адаптации ребёнка-первоклассника». | Родители 1 классов | Ноябрь | |
Создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребёнка к школе. | Родительское собрание «Как подготовить ребенка к школе» (для родителей будущих первоклассников) | Родители будущих первоклассников | Март | |
Организационно-методическая | Корректировка перспективного плана работы педагога-психолога, циклограмм. | Сентя-брь | ||
Корректировка списка детей с ОВЗ. Заполнение индивидуальных карт. | Сен-тябрь, октябрь, | |||
Подготовка рекомендаций для педагогов и родителей по вопросам адаптации к началу обучения в школе. | Сен-тябрь, ноябрь | |||
Подготовка материалов к представлению учащихся на территориальную ПМПК. | в течение года | |||
Разработка программ сопровождения детей с ОВЗ | Сен-тябрь | |||
Расширение картотеки диагностических методик, комплектование инструментария. | сентябрь - октябрь | |||
Участие в семинарах педагогов-психологов и совещаниях. | в течение года | |||
Анализ диагностической, консультативной, коррекционно-развивающей деятельности. Обработка диагностик. | В течение года |
Предварительный просмотр:
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДЕН приказом
Зам. директора по УВР директора МБОУ «СОШ № 5» ___________Н.И.Фролова №_____от_____________2020г «__»______________2020г. .
Перспективный план
Психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений
1-4 классов МБОУ «СОШ№5»
Педагога – психолога А.Б. Сабировой на 2020-2021 учебный год
Нефтеюганск, 2020
Модель ученика начальной школы: ученик, способный освоить общеобразовательные программы по предметам учебного плана на уровне, достаточном для продолжения образования на ступени основного общего образования (то есть овладеть общеучебными умениями и навыками), способный овладеть простейшими навыками самоконтроля учебных действий, культурой поведения и речи, элементами теоретического мышления.
Цель психолого-педагогической помощи: создание социально-психологических условий для развития личности учащихся и повышения общего уровня развития познавательных процессов.
Задачи :
- Психологическое сопровождение и поддержка процесса обучения через индивидуальную работу с педагогами, учащимися и родителями.
- Систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребёнка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения;
- Формировать у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;
- Создать специальные социально-психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.
- Развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, педагогов, родителей.
Основные направления деятельности:
- Психолого-педагогическая диагностика
Цель: информационное обеспечение процесса сопровождения.
Диагностические данные необходимы:
- для составления индивидуальной траектории развития учащихся с ОВЗ;
- для определения путей и форм оказания помощи детям, испытывающим трудности в обучении, общении и психическом самочувствии;
- изучение личностных особенностей участников образовательного процесса с целью создания условий для их самопознания и саморазвития;
- определение психологических причин нарушений в обучении и развитии, социально-психологической дезадаптации обучающихся (воспитанников);
- изучение межличностного взаимодействия в коллективе детей и взрослых.
- Психолого-педагогическая коррекционная и развивающая работа
Содержание коррекционно-развивающей работы должно обеспечивать целостное воздействие на личность , учитывая результаты диагностирования. Необходимо работать со всей личностью в целом, во всем разнообразии ее познавательных, мотивационных, эмоциональных проявлений.
Психокоррекционная работа направленна :
- оказание психологической помощи и поддержки детям, педагогам, родителям в решении личностных, профессиональных и других проблем;
- индивидуальная и групповая психологическая коррекция трудностей в обучении, развитии, общении, межличностном взаимодействии;
- осуществление коррекции девиантного и ассоциального поведения школьников;
- оказание психологической поддержки развития личности обучающихся и воспитанников с целью сохранения индивидуальности, осуществляемой на основе совместной деятельности педагога-психолога, социального педагога, классных руководителей, медицинской службы и других специалистов образовательного учреждения;
- предупреждение возможных девиаций поведения;
- оказание психологической помощи и поддержки педагогам и другим специалистам образовательного учреждения;
- оказание психологической поддержки обучающимся с ограниченными возможностями здоровья.
- Консультирование и просвещение родителей и педагогов.
Цель: создание социально-психологических условий для привлечения семьи и сопровождение ребенка в процессе школьного обучения; создание ситуации сотрудничества и формирование установки ответственности родителей по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребёнка.
4.Организационно-методическая деятельность:
- подготовка методических материалов для проведения психодиагностики и психокоррекции с учётом потенциальных возможностей детей и подростков;
- обработка результатов психодиагностики, их анализ, оформление психологических заключений и разработка психолого-педагогических рекомендаций;
- подготовка материалов к выступлениям на педсоветах, производственных совещаниях, семинарах-практикумах, родительских собраниях, методических семинарах, научно-практических конференциях;
- координация профессионального взаимодействия с педагогами, а также с социальным педагогом.
Направление работы | Цель | Содержание работы | Объект | Сроки |
Диагностическое | Выявление учащихся, испытывающих трудности в обучении. Отслеживание динамики актуального развития | Тест Тулуз-Пьерона Тест Равена Кратковременная речевая память. Кратковременная зрительная память. | Учащиеся 1х классов | Сентябрь, январь, май |
Выявление уровня адаптации и причин дезадаптации. | Изучение социально-психологической адаптации первоклассников. | Учащиеся 1х классов | 14-18 октября | |
Изучение сформированности мотивов учения, выявление ведущего мотива. | «Учебная мотивация школьников» М.Р. Гинзбург. | Учащиеся 1х классов | 14-18 октября | |
Определение эмоционального состояния младших школьников в ходе учебной деятельности. | «Цвето-рисуночный тест диагностики психических состояний младших школьников» А.О. Прохоров, Г.Н. Генинг. | Учащиеся 1х классов | 14-18 октября | |
Изучение проявления уровня тревожности. | Выявление уровня тревожности. | Учащиеся 1-4 классов | По запросу | |
Выявление уровня школьной тревожности при переходе в 5 класс | Тест Филлипса | Учащиеся 4 классов | 2 пол.февраля
| |
Проведение углубленной психологической диагностики детей с трудностями в обучении. Индивидуальная диагностика учащихся направленных на ПМПК 1-4 классы. | Готовность к школе Ясюкова. | Учащиеся 1-4 классов | В течение года по запросу | |
Исследование эмоционального состояния учащихся. | Диагностика эмоционально - личностной сферы.(По Люшеру) | Учащиеся 1-4 классов | По запросу в течение года | |
Предупреждение детской агрессивности. | Изучение уровня агрессивности и враждебности (Басс-Дарки). | Учащиеся 1-4-х классов | По запросу | |
Оценить уровень развития личностных действий у младших школьников. | Диагностика личностных универсальных действий | Учащиеся 1-4 классов | апрель | |
Коррекционно-развивающее | Развитие познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения). | Групповые коррекционно-развивающие занятия по развитию когнитивных функций с детьми, испытывающими трудности в освоении обр. программы | Учащиеся 1-4 классов ( группы по 5-6 человек) | Октябрь-май |
Содействие благоприятному процессу адаптации. | Групповые коррекционно-развивающих занятий для детей с низким уровнем адаптации к школе. | Учащиеся 1 классов | Ноябрь-февраль | |
Повышение адаптивных возможностей пятиклассников при обучении в среднем звене и снижение тревожности. | Групповые коррекционно-развивающие занятия | Учащиеся 5 классов | Сентябрь (2-4 недели) | |
Создание условий для раскрытия лидерского потенциала четвероклассников, освоения ими активного стиля общения, умения убеждать. | Тренинговое занятие на развитие лидерских качеств | Учащиеся 4 классов | Декабрь | |
Создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию. | Индивидуальные занятия с детьми с ОВЗ | Учащиеся 2,3 классов | В течение года | |
Предупреждение и устранение отклонений в поведении, развитие эмоционально-волевой сферы, произвольности психических процессов. | Индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия в соответствии с выявленными проблемами. | Учащиеся 1-4 классов | По запросу в течение года | |
Содействия благоприятному течению социально-психологической адаптации | «Творческая мастерская «Островок дружбы» | Учащиеся 1 классов | 17 занятий с сентября по февраль | |
Обучение навыкам эффективного взаимодействия со сверстниками | «Творческая мастерская «Азбука общения» | Учащиеся 1-3 классов | 17 занятий с сентября по февраль | |
Приобретение навыков коммуникации, включая уверенное поведение через развитие социально-психологической компетенции личности, способности индивида эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми | «Творческая мастерская «Путешествие в Мир будущего» | Учащиеся 4 классов | 17 занятий с сентября по февраль | |
Содействие формированию навыков здорового образа жизни. | Комплекс профилактических занятий «Полезные навыки» | Учащиеся 1-4 класс | Октябрь, апрель | |
Консультативное | Оказание психологической поддержки, помощь в решении актуальных проблем участников образовательных отношений. | Индивидуальные и групповые консультации учащихся, родителей, педагогов. | Учащиеся, родители, педагоги | В течение года |
Координация усилий всех участников образовательного процесса в отношении отдельного ребенка, и на основе целостного видения ученика разработка общей линии его дальнейшего обучения и развития. | «Круглый стол» для родителей учеников, требующих особого внимания | Учащиеся 1-4 классов | Октябрь, январь, май | |
Консультирование родителей по вопросам обучения, воспитания и развития ребёнка с ОВЗ | Индивидуальные и групповые консультации | Родители обучающихся с ОВЗ | В течение года по запросу | |
Просветительско-профилактическое | Информировать родителей о начале подросткового возраста, об особенностях поведения детей в данные период | Родительское собрание «Особенности начала подросткового возраста» (4 класс) | Родители | Декабрь |
Психологическое просвещение родителей по проблеме детской агрессии. | Родительское собрание «Агрессия детей: ее причины и предупреждение» | Родители | Март | |
Информировать родителей о процессе адаптации детей. Дать конкретные рекомендации по оптимизации этого процесса. | Индивидуальные консультации «Результаты адаптации ребёнка-первоклассника». | Родители 1 классов | Ноябрь | |
Создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребёнка к школе. | Родительское собрание «Как подготовить ребенка к школе» (для родителей будущих первоклассников) | Родители будущих первоклассников | Март | |
Организационно-методическая | Корректировка перспективного плана работы педагога-психолога, циклограмм. | сентябрь | ||
Корректировка списка детей с ОВЗ. Заполнение индивидуальных карт. | Сен-тябрь, октябрь, | |||
Подготовка рекомендаций для педагогов и родителей по вопросам адаптации к началу обучения в школе. | Сен-тябрь, ноябрь | |||
Подготовка материалов к представлению учащихся на территориальную ПМПК. | в течение года | |||
Разработка программ сопровождения детей с ОВЗ | Сен-тябрь | |||
Расширение картотеки диагностических методик, комплектование инструментария. | сентябрь - октябрь | |||
Участие в семинарах педагогов-психологов и совещаниях. | в течение года | |||
Анализ диагностической, консультативной, коррекционно-развивающей деятельности. Обработка диагностик. | В течение года |