Работа по выявлению и развитию способностей учащихся
Работа с одаренными детьми
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_raboty_s_odarennymi_detmi.docx | 36.24 КБ |
plan_raboty_so_slabouspevayushchimi_uchashchimisya.docx | 26.11 КБ |
Предварительный просмотр:
МКУ «Управление образования АМО «Тункинский район»
МБОУ «Горхонская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрена методическим объединением учителей начальных классов протокол №1 от 28.08.2020 | «Согласовано» Зам.директора по УВР _______________ В.В.Сажина | «Утверждаю» Директор:__________ А.А.Майорова Приказ № ___от _____2020
|
План работы
с одаренными детьми, имеющими повышенную мотивацию к обучению,
на 2020 -2021учебный год
Составитель: Майорова А.А.
с. Кырен
2020
Актуальность программы по работе с одарёнными детьми.
В свете Концепции модернизации остро встает вопрос поиска путей повышения социально- экономического потенциала общества. Это возможно в случае роста интеллектуального уровня людей, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного процесса.
Образовательные учреждения предоставляют учащимся возможность широкого выбора спектра занятий, направленных на развитие школьника (экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, олимпиады, школьные научные общества, соревнования, исследования и пр.)
Из материалов ФГОС
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. А что значит для родителей и общества «хорошая школа»?
-Это школа, где хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в вузы.
-В этой школе должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные педагоги.
-В школе должны быть свои традиции.
-Школа должна давать современное образование.
-В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования.
Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования. Терминология, используемая при характеристике познавательных возможностей учащихся, включает такие понятия как способности, талант, одаренность, гениальность.
Главные принципы реализации программы.
- Непрерывность и систематичность школьного и внешкольного образования и воспитания. Овладение знаниями и информацией привычно ассоциируется с обучением.
- Гуманизм в межличностных отношениях.
- Индивидуализация и дифференциация процесса образования и воспитания.
- Применение принципов развивающего обучения.
- Интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.
Основные направления и содержание деятельности.
На занятиях предполагается не только знакомство с новыми способами решения задач, но и создание условий для стимулирования творческого мышления. Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач в соответствии с методологическими позициями, на занятиях будут использованы следующие виды упражнений и заданий:
- интеллектуальные разминки с целью быстрого включения учащихся в работу и развития психических механизмов,
- задания с отсроченным вопросом,
- интегративные задания, позволяющие в короткий срок выявить интересы учащихся; - задания, направленные на развитие психических механизмов (памяти, внимания, воображения, наблюдательности);
- решение частично-поисковых задач разного уровня,
- творческие задачи.
Задания разминки идут в достаточно высоком темпе, на каждый ответ дается 2-3 секунды. В них чередуются вопросы из разных областей знаний (математика, русский, история, география и т.д.). Такая работа придает дух соревнования, концентрирует внимание, развивает умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Сущность заданий с отсроченным вопросом заключается в том, что условие задания как бы изначально ориентирует ученика уже на привычный для него ход решения, который в итоге оказывается ошибочным. Частично-поисковая задача содержит такой вид задания, в процессе выполнения которого учащиеся, как правило, самостоятельно или при незначительной помощи учителя открывают новые для себя знания и способы их добывания.
Направления деятельности:
- организация и проведение как групповых занятий, так и индивидуальной работы с одаренными детьми;
- подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам школьного, районного, республиканского уровня;
- проведение массовых мероприятий внутри объединения;
- обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми.
Условия успешной работы с одаренными учащимися.
Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению. Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми. Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы УО.
Формы работы с одаренными учащимися:
- объединения дополнительного образования;
- групповые занятия с сильными учащимися класса;
- факультативы;
- кружки по интересам;
- конкурсы и конференции;
-интеллектуальный марафон;
- участие в олимпиадах;
- работа по индивидуальным планам;
- научно-исследовательские конференции.
Методическая работа педагога:
- заниматься самообразованием;
- повышать профессиональное мастерство;
- посещать занятия других педагогов;
- участвовать в педагогических чтениях, семинарах, педсоветах, конференциях, заседаниях МО педагогов дополнительного образования;
- проводить открытые занятия;
- подбирать материалы и задания к проведению школьных олимпиад;
- проводить занимательно-познавательные мероприятия с учащимися объединения.
Работа с родителями.
Проведение просветительской работы среди родителей через лектории, родительские собрания, педагогический всеобуч родителей. Привлечение родителей к организации и проведению внеклассных мероприятий.
- Лекция “Расширение кругозора школьников посредством чтения научно-познавательной литературы”.
- Лекция “Развитие интеллектуальных способностей ребенка”.
- Интеллектуальный марафон.
- Лекция “Развитие личности ребенка”.
Отличительные особенности одаренных детей
1.Имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления.
2.Имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность.
3.Испытывают радость от умственного труда.
Категории одаренных детей
1.Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях.
2.Дети с признаками специальной умственной одаренности - одаренности в определенной области науки, искусства.
3.Учащиеся, не достигающие по каким - либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами.
Принципы работы с одаренными детьми
- Принцип дифференциации и индивидуализации обучения (высшим уровнем реализации которых является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка).
2.Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей.
3.Принцип обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг.
4.Принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, секции, факультативы, клубы по интересам.
5.Принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися.
6.Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.
Цели и задачи работы с одаренными детьми.
- Выявление одарённых детей.
- Создание условий для оптимального развития одаренных детей.
Задачи:
-знакомство учителя с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики;
-проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои возможности;
-предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, научным руководителем через самостоятельную работу.
Стратегия работы с одаренными детьми
Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией учащихся в начальной школе. При выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой- либо деятельности: учебной, художественной, физической и др. Этот этап (1-4 год обучения) характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыковое содержание учения под руководством учителя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся, предложить такое количество дополнительных образовательных услуг, где бы каждый ученик мог реализовать свои эмоциональные, физические потребности. Урочная и внеурочная деятельность должна строиться таким образом, чтобы учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно служить основой для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности в классах. Важным фактором, влияющим на развитие одарённых учащихся и на выявление скрытой одарённости и способностей, является система внеклассной воспитательной работы в школе.
Условия успешной работы с одаренными учащимися.
Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению. Создание и постоянное совершенство методической системы работы с одаренными детьми.
Учитель должен быть:
- увлечен своим делом;
- способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
- профессионально грамотным;
- интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
- проводником передовых педагогических технологий;
- психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;
- знатоком во всех областях человеческой жизни.
Портрет выпускника школы.
- Любознательный, интересующийся, активно познающий мир.
- Умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности.
- Уважающий и принимающий ценности семьи и общества, историю и культур каждого народа.
- Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, уважающий свое и чужое мнение.
- Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.
Технологическая карта педагогической программы работы с одаренными детьми
Виды работ | Работа на уроке | Внеурочная деятельность | Работа с родителями |
Когда? | При определении уровня предшествующей подготовки и на основании результатов диагностики. | На индивидуальных и групповых занятиях. | Через индивидуальные беседы, круглый стол, родительские собрания. |
Зачем? | Для развития творческих способностей, для формирования мотивации к обучению. | Для создания интереса к учебе, для создания ситуации успеха, для получения более широкого спектра знаний в ряде образовательных областей. | Для создания единого образовательного пространства, для определения интересов ребенка,его склонностей и возможностей. Проведение микроисследований по теме. |
Что? | Выход за рамки программ. Поощрение инициативы учащихся, их самостоятельности. | Внеклассная индивидуализация с преобладанием знаний на повышенном уровне сложности. | Совместные занятия, открытые уроки, совместная исследовательская деятельность. |
Как? | Включение нестандартных дифференцированных заданий. Введение элементов опережения. | Творческая мастерская, олимпиады, викторины, интеллектуальные марафоны, конкурсы. | Совместное выполнение творческих заданий, тесты и мини анкеты, проигрывание ситуаций родительских собраниях. |
№ | Учебный предмет | Тема занятия |
1 | Русский язык | Трудные случаи русского языка, олимпиадные задания |
2 3 | Математика | Задания для подготовки к предметной олимпиаде по математике |
4 | Литературное чтение | Интеллектуальная игра «Внимательный читатель» |
5 | Окружающий мир | Составление презентаций на тему «Русская берёзка» |
6 | Русский язык | Задания для предметной олимпиады по разделу «Фразеология» |
7 | Математика | Задания на анализ и синтез. |
8 | Литературное чтение | Задания для подготовки к предметной олимпиаде по литературному чтению |
9 | Окружающий мир | Задания для предметной олимпиады по окружающему миру |
10 | Русский язык | Трудные случаи русского языка, олимпиадные задания |
11 12 | Математика | Решение логических задач. |
13 | Литературное чтение | Сочиняем сказку о берёзке |
14 | Окружающий мир | Задания для предметной олимпиады по окружающему миру |
15 | Русский язык | Задания для предметной олимпиады по разделу «Фонетика. Г рафика» |
16 17 | Математика | Числовые головоломки. |
18 | Литературное чтение | Предметная олимпиада по литературному чтению |
19 | Окружающий мир | Предметная олимпиада по окружающему миру |
20 21 | Русский язык | Задания для предметной олимпиады по разделу «Орфография» |
22 | Математика | Предметная олимпиада по математике |
23 | Русский язык | Предметная олимпиада по русскому языку |
24 | Окружающий мир | Интеллектуальная игра «Зелёная олимпиада» |
25 | Русский язык | Задания для предметной олимпиады по разделу «Синтаксис. Пунктуация» |
26 | Математика | Занимательные головоломки |
27 | Литературное чтение | Литературная викторина «Волшебный мир» |
28 | Окружающий мир | Работа над проектом «Русская берёзка» |
29 | Русский язык | Задания для предметной олимпиады по разделу «Морфология» |
30 31 | Математика | Логически - поисковые задания. |
32 | Литературное чтение | Интеллектуальная игра «В мире литературы» |
33 | Русский язык | Задания для предметной олимпиады по разделу «Состав слова. Словообразование» |
34 | Окружающий мир | Викторина «В мире растений и животных» |
№ | Содержание работы | Дата |
1. | Откорректировать список одарённых детей с указанием предмета или направления. | 1 четверть |
2. | Осуществлять индивидуальный подход к данной категории детей на уроках, используя дифференцированные карточки, перфокарты, дополнительный дидактический материал. | Постоянно |
3. | Привлекать одаренных, мотивированных учащихся к осуществлению помощи слабоуспевающим в классе. | Постоянно |
4. | Привлекать одарённых учащихся к участию в олимпиадах, конкурсах, конференциях. | Постоянно |
5. | Проводить педагогическую диагностику для прослеживания развития каждого мотивированного ребёнка. | 1 раз в полугодие |
6. | Следить за соблюдение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми. | Постоянно |
7. | Проводить педагогические консультации с родителями одарённых детей. | 1 раз в четверти |
8. | Предоставить отчёт о работе с одарёнными детьми на МО. | В конце года |
Предварительный просмотр:
План работы
со слабоуспевающими учащимися
Составитель: Майорова А.А.,
учитель начальных классов
Пояснительная записка
Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому ученику ситуацию успеха. Успех в учении - единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей при изучении различных предметов. Даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие ребенка. Успех школьнику может создать учитель, который сам переживает радость успеха. Учитель может помочь слабоуспевающему ученику подготовить посильное задание, с которым он должен выступить перед классом.
Ученик может отставать в обучении по разным зависящим и независящим от него причинам:
- пропуски занятий по болезни;
- слабое общее физическое развитие, наличие хронических заболеваний;
- задержка психического развития.
Часто дети с диагнозом обучаются в общеобразовательных классах в связи с отсутствием классов коррекционных или нежеланием родителей перевести ребенка в специализированный класс или школу.
Педагогическая запущенность: отсутствие у ребенка наработанных общеучебных умений и навыков за предыдущие годы обучения: низкая техника чтения, техника письма, счета, отсутствие навыков самостоятельности в работе и др.; неблагополучная семья; проблема «улицы»; прогулы.
Мы, учителя начальных классов, должны знать, почему ученик не усваивает учебную программу, как ему можно помочь в этом деле. Установить конкретно причины неуспеваемости учителю и классному руководителю должны помочь школьные узкие специалисты (врач, психолог, логопед, социальный педагог), родители ученика, он сам и его одноклассники.
Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам наших школ, - это работа со слабоуспевающими учащимися. Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. Не секрет, что количество таких учащихся в школах составляет примерно 10-15 %. Чтобы данная категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа со слабоуспевающими учащимися всех служб образовательного учреждения. Основу такой работы может составлять Положение о деятельности педагогического коллектива со слабоуспевающими учащимися и их родителями.
Основная проблема – это несоответствие структуры образовательного пространства массовой школы, традиционных форм образования особенностями личности каждого ребенка затруднения в обучении, связанные с состоянием здоровья: занятия спортом; какими либо видами художественного творчества; неблагоприятной обстановкой в семье. На фоне школьных неудач, постоянного неуспеха познавательная потребность очень скоро исчезает, порой безвозвратно, а учебная мотивация так и не возникает. Поэтому совершенно необходима специальная «поддерживающая» работа, помогающая детям, испытывающим трудности в обучении, успешно осваивать учебный материал, получая постоянное положение от учителя. Необходимы дополнительные упражнения, в которые заключена продуманная система помощи ребенку, заключающая в серии «подсказок», в основе которых лежит последовательность операций, необходимых для успешного обучения. Кроме того, этим детям необходимо большее количество времени на отработку навыка. Они требует особенного подхода к организации учебного процесса. Они в силу особенностей своего развития нуждаются в особой поддержке со стороны учителя, и при отсутствии должного внимания у них возникают серьезные трудности в обучении. Таким образом, эти дети без специально продуманной поддержки могут перейти в разряд неуспевающих. На индивидуальных занятиях работают под руководством учителя, который направляет их работу, уточняет формулировки, помогает понять условия заданий, осуществляет контроль за правильностью выполнения.
Цели:
-ликвидация пробелов у учащихся в обучении;
-создание условий для успешного индивидуального развития ученика.
Что прежде всего нужно сделать в работе со слабоуспевающими?
- создать благоприятную атмосферу на уроке;
- своевременно оказывать помощь на дополнительных занятиях и организовать работу
консультантов;
- изменить формы и методы учебной работы на уроках , чтобы преодолеть пассивность
обучающихся и превратить их в активный субъект деятельности.
Использовать для этого обучающие игры;
- освободить школьников от страха перед ошибками, создавая ситуацию свободного выбора и успех;
- ориентировать детей на ценности: человек, семья, отечество, труд, знания, культура,
мир, которые охватывают важнейшие стороны деятельности;
- культивировать физическое развитие и здоровый образ жизни.
План работы со слабоуспевающими учащимися
на 2020-2021 учебный год
№ | Планируемые мероприятия | Сроки их реализации |
1 | Проведение контрольного среза знаний учащихся 3 класса по основным разделам учебного материала. Цель: а) Определение фактического уровня знаний детей. б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации. | Сентябрь |
2 | Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся через беседы со школьными специалистами: классным руководителем, психологом, встречи с отдельными родителями и, обязательно, в ходе беседы с самим ребенком. | Сентябрь |
3 | Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний. | В течение учебного года |
4 | Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане урока | В течение учебного года |
5 | Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата. | В течение учебного года |
6 | Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления неудовлетворительных оценок в конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить | В течение учебного года |
7 | Поставить родителей ученика в известность о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок. | В течение учебного года |
8 | Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся класса, по возможности вести тематический учет знаний по предмету детей всего класса. | В течение учебного года |
9 | Проводить дополнительные (индивидуальные) занятия для слабоуспевающих. Учить детей навыкам самостоятельной работы. | 1 раз в неделю |
Консультации для родителей. | По необходимости | |
Создание ситуации успеха на уроке | ежедневно |
Тематическое планирование
№ | Дата | Тема | Количество часов |
1 | 07.09. | Русский язык Звуки и буквы Гласные и согласные. Согласные звуки твердые и мягкие, звонкие и глухие | 1 |
2 | 14.09 | Математика Сложение и вычитание чисел в пределах 20 | 1 |
3 | 21.09 | Русский язык Ударение. Деление на слоги. Правила переноса слов | 1 |
4 | 28.09 | Математика Решение задач | 1 |
5 | 05.10 | Русский язык Изменение формы слова с помощью окончания. Письмо под диктовку | 1 |
6 | 12.10 | Математика Сложение и вычитание столбиком | 1 |
7 | 19.10 | Русский язык Безударная гласная в корне слова | 1 |
8 | 26.10 | Математика Сложение и вычитание двузначных чисел | 1 |
9 | 09.11 | Русский язык Учимся писать безударную гласную в корне слова | 1 |
10 | 16.11 | Математика Решение задач | 1 |
11 | 23.11. | Русский язык Учимся писать безударную гласную в корне слова. Письмо под диктовку | 1 |
12 | 30.11 | Математика Умножение и деление на 2,3 | 1 |
13 | 07.12. | Русский язык Учимся писать буквы согласных в корне слова | 1 |
14 | 14.12 | Математика Решение задач | 1 |
15 | 21.12. | Русский язык Непроизносимые согласные в корне слова | 1 |
16 | 28.12. | Математика Умножение и деление на 3 и 4 | 1 |
17 | 11.01 | Русский язык Разделительный твердый и мягкий знаки | 1 |
18 | 18.01. | Математика Сложение и вычитание двухзначных чисел | 1 |
19 | 25.01. | Русский язык Учимся писать суффиксы - ёнок; - онок; - ик; - ек; - ость | 1 |
20 | 01.02. | Математика Умножение и деление на 5 | 1 |
21 | 08.02. | Русский язык Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне | 1 |
22 | 15.02. | Математика. Умножение и деление на 6 | 1 |
23 | 22.02. | Русский язык Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова | 1 |
24 | 01.03. | Математика Площадь фигуры. Единицы площади | 1 |
25 | 15.03. | Русский язык Учимся писать корни и суффиксы | 1 |
26 | 05.04. | Русский язык Различаем приставки с буквами о, а | 1 |
27 | 12.04. | Математика Умножение и деление на 8 | 1 |
28 | 19.04. | Русский язык Учимся различать предлоги и приставки | 1 |
29 | 26.04. | Математика Умножение и деление на 9 | 1 |
30 | 03.05. | Русский язык. Повторяем состав слова | 1 |
31 | 10.05. | Математика Решение задач на увеличение и уменьшение в не несколько раз | 1 |
32 | 17.05. | Русский язык Правописание частей слова | 1 |
33 | 24.05. | Чему я научился за этот год. Урок тест 1 | 1 |
3. Прогнозируемый результат
Учащиеся к концу 3 класса должны:
уметь:
- применять правила правописания на изученные орфограммы; - различать звуки и буквы; гласные и согласные звуки и буквы, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки; - воспроизводить наизусть результаты табличного сложения любых однозначных чисел; выполнять вычитание, используя таблицу сложения; - воспроизводить наизусть результаты табличного умножения любых однозначных чисел; выполнять деление используя таблицу умножения; - решать задачи в одно, два действия; - выполнять письменное сложение и вычитание в пределах 100.